Методические материалы по теме: "Сюжетно-ролевые игры старших дошкольников"
методическая разработка (старшая группа)

Ижова Екатерина Александровна

Наблюдая за игрой детей нашей группы в различные игры, я заметила, что детям бывает трудно договориться о том, в какую игру они будут играть. Также возникают трудности при распределении ролей и конфликты в процессе игры. Дети редко объединяются вовремя игре в группу от 3 до 5-7 человек.

Я сделала вывод, что это происходит из-за непонимания и невозможности соотнести разнонаправленные предложения участников игры.

При выборе игры и при распределении ролей я предлагаю детям использовать считалочки. Сами дети договорились разрешать свои споры на «Кенгуру». Ещё мы с детьми используем карточки, на которых изображаем предполагаемые роли той или иной игры.

В процессе игры для того чтобы ребенок мог пояснять событие которое он хотел бы развернуть в следующий момент игры, а также прислушиваться к мнению товарищей и уметь комбинировать предложенные им самим и другими участниками события в общем сюжете в процессе игры мы используем «игры-придумывания».

Игра-придумывание позволяет мне, будучи партнером детей, ненавязчиво (на равных) подвести их к комбинированию и согласованию различных сюжетных событий.

Периодически мы вводим в игру персонажа (взрослого), который еще не принимал участие в предыдущих играх. Тем самым стимулируя детей на придумывание нового сюжета, используя прототип из предыдущей игры.

Нередко дети предлагают мне участвовать в игровой деятельности на равных правах с ними. Это сближает педагога с детьми, и позволят реализовать поставленные задачи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon syuzhetno-rolevye_igry_kafe_semya.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

РМО №3 воспитателей ДОУ ОО «Сюжетно-коммуникативное развитие»

Методические материалы

 по теме: «Сюжетно-ролевые игры старших дошкольников»

подготовила воспитатель МБДОУ №3

Ижова Екатерина Александровна

г.о.г. Выкса

2020 год

Сюжетно-ролевая игра: «Кафе Мармеладка»

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

(интеграция с образовательными областями «Речевое развитие», «Познавательное развитие»).

Участники:

дети старшего дошкольного возраста,

воспитатели группы.

Цель: Формировать у детей умение развивать сюжет по теме игры на основе полученных ранее знаний.

Задачи:

Закреплять умение договариваться о сюжете игры,

распределять роли,

действовать в соответствие с принятой на себя ролью,

самостоятельно организовывать необходимую предметно-развивающую среду, используя разнообразные предметы и оборудование,

обогащать опыт игрового взаимодействия через введения новой роли (аниматора).

Педагогическое руководство игрой:

Помощь в выборе сюжета, распределение ролей,

Партнерское участие в игре через принятие роли директора кафе (координатор игры).

Роли:

Повар, официант, посетители, директор кафе, аниматор.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

детская мебель,

ширмы,

мягкие модули,

наборы посуды, продуктов;

подносы;

скатерти;

фартуки;

меню;

предметы-заместители (конструкторы, бросовый материал и т.д.);

предметы-самоделки (муляжи пирожных, бумажные тарелочки, деньги).

Предварительная работа:

Рассказ воспитателя: «Как я ходила в кафе»,

Тематические беседы: «Мой день рождение», «Как официант обслуживает посетителей», «Какие блюда готовит повар, а какие кондитер»,

Обсуждение проблемных ситуаций: «Как можно распределить роли», «Как договориться с другом», «Как разделить игрушки»,

Игровые ситуации: «Обслуживание на кассе», «Заказ по телефону»,

Дидактические игры: «Кому, что нужно для работы», «Волшебные превращения»,

Игра-придумывание: «Как можно играть в кафе» (ситуации: открытие нового кафе, закончились товары, выставка-продажа кондитерских изделий и т.д.),

Изготовление атрибутов к игре: пирожные из соленого теста, бумажные тарелочки, деньги.

Взаимодействие с родителями:

Просмотр домашних видеозаписей, фотографий по темам : «День рождение», «Кафе».

Структура игры:
1. Беседа с детьми по теме игры, внесение новых атрибутов.
2. Распределение ролей.
3. Совместная  с воспитателем  игра, введение новой роли аниматора.
4. Выход из игры, обсуждение.

Сюжетно-ролевая игра: «Семья» - «Магазин»

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

(интеграция с образовательными областями «Речевое развитие», «Познавательное развитие»).

Участники:

дети старшего дошкольного возраста.

Цель: Формировать у детей умение развивать сюжет по теме игры на основе полученных ранее знаний.  

Задачи:

Закреплять умение договариваться о сюжете игры,

распределять роли,

действовать в соответствие с принятой на себя ролью,

самостоятельно организовывать необходимую предметно-развивающую среду, используя разнообразные предметы и оборудование.

Педагогическое руководство игрой:

Прямое воздействие:

Участие в сговоре на игру (выбор темы, планирование, распределение ролей, подбор игрового оборудования),

Косвенное воздействие:

Подсказки, советы, вопросы.

Роли:

Основные - мама, папа, сестра, собачка, папа, мама;

Дополнительные – покупатели, фокусник.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

Игровой комплекс «Пиццерия»,

детская мебель,

ширмы,

мягкие модули,

наборы посуды, продуктов;

скатерти;

телефоны,

компьютер,

клавиатура,

предметы-заместители (конструкторы, бросовый материал и т.д.);

предметы-самоделки (муляжи пирожных, бумажные тарелочки, деньги).

Предварительная работа:

Тематические беседы: «Профессии наших близких», «Общая уборка», «Семейный поход в магазин»

Обсуждение проблемных ситуаций: «Как можно распределить роли», «Как договориться с другом», «Как разделить игрушки»,

Игровые ситуации: «Встречаем гостей», «Идем в гости», «Идем в кафе», «Идем в поликлинику»,

Дидактические игры: «Моя семья», «Волшебные превращения»,

Игра-придумывание: «Как можно играть в семью» (ситуации: отправляемся в путешествие, готовимся ко дню рождения и т.д.),

Взаимодействие с родителями:

Просмотр домашних видеозаписей, фотографий по теме: «Наша семья».

Структура игры:
1. Сговор на игру (выбор темы, планирование, распределение ролей, подбор игрового оборудования),
2. Совместная  игра,
4. Выход из игры, обсуждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи старших дошкольников

Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании и развитии речи детей дошкольного возраста. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлен...

Семинар-практикум для родителей на тему «Сюжетно-ролевые и подвижные игры. Играем вместе с детьми» в средней группе

Большинство родителей (85%) уделяют достаточно времени своему ребёнку, понимают значение игры в его жизни. В подвижные игры со своими детьми играет 25% родителей, но они не отличаются разнообразием...

Конспект организации сюжетно-ролевой игры для воспитанников старшей группы Тема: сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная клиника»

Цель:Формирование  у детей представлений о труде работников ветеринарной клиники с помощью организации сюжетно-ролевой игрыЗадачи:1. Формирование у детей умения самостоятельно развивать сюжет игр...

Учебно-методическое пособие "Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми старших дошкольников"

Пособие предназнчено для педагогов дошкольного образования и студентов педагогических колледжей. В нем описывается перспективное планирование сюжетно-ролевых игр и конспекты к нему,а также диагностика...

«Методическая разработка по педагогическому руководству сюжетно-ролевой игрой детей в среднем дошкольном возрасте». Тема сюжетно-ролевой игры: «Поездка в театр»

знакомство детей с культурным явлением – «Театр» (его атрибутами, значением в жизни общества, связанными с ним профессиями, правилами поведения)....