Методическая разработка на тему: «Сюжетно-ролевая игра как средство поддержки детской инициативы, самостоятельности и ответственности в старшем дошкольном возрасте».
методическая разработка (старшая группа)

Берник Лариса Владимировна

Значение сюжетно-ролевой игры в развитии самостоятельности и ответственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrobotka_bernik_l.v.docx19.64 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему:

«Сюжетно-ролевая игра как средство поддержки детской инициативы, самостоятельности и ответственности в старшем дошкольном возрасте».

     В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест.

Игра для него - основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития. Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.

 Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. В сюжетно-ролевой игре дети приобретают навыки общения, у них развиваются коммуникативные умения, которые очень важны для дальнейшего процесса социализации личности и успешного вхождения в мир.

Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача - создать дружный организованный коллектив, научить детей играть.

В работе по развитию самостоятельности и детской инициативы можно определить следующие направления работы:

  1.  Создание предметно-развивающей среды, отвечающую современным требованиям и способствующую развитию самостоятельной игровой деятельности.
  2. Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросе развития творческой инициативы в игровой деятельности детей.

Сюжетно-ролевые игры, являются источником формирования социального сознания ребенка и возможности развития инициативы. Повсеместно использую различные игровые приемы для формирования у детей общительности, чуткости, отзывчивости, доброты, взаимопомощи - всего того, что требуется для жизни в коллективе. В игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивать чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Игра служит и средством воздействия на тех детей, у кого проявляются эгоизм, агрессивность, замкнутость.

К 6 годам наступает расцвет ролевой игры. Дети активно взаимодействуют в игре, объединяются в групы. Игровые интересы устойчивы. Они могут играть часами, днями, неделями в игры с одним и тем же сюжетом, причём каждый раз сначала. Дети стали играть более уверенно, самостоятельно.

Игра - не только любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Игра имеет огромное значение для развития личности ребенка: принимая на себя различные роли, воссоздавая поступки людей, он проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми. Именно, в ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход ребенка к школьному возрасту.

                  

 Сюжетно-ролевая игра в развёрнутом виде представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними; она выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребёнка в самых общих смыслах человеческой деятельности.

Ей присущи основные черты игры : эмоциональная насыщенность и увлечённость детей, активность, творчество и самостоятельность.

Что же такое самостоятельность?

Самостоятельность - это качество личности, своеобразная форма ее активности, отражающая актуальный уровень развития ребенка. Она обеспечивает самостоятельные, без посторонней помощи взрослого, постановку и решение разного рода жизненных задач, возникающих перед ребенком в повседневном его поведении и деятельности.

Под руководством воспитателя они учатся самостоятельно ставить игровые задачи и выбирать различные предметные способы для их решения. В организации этой непростой работы должна быть четкая последовательность. Когда ребенок учится чему-то новому, ему необходимо сотрудничество со взрослым. Воспитатель в этот период помогает поставить игровую задачу, показывает, каким предметным способом ее можно решить. Когда же ребенок научиться ставить игровые задачи, надо предоставить ему максимальную возможность для проявления самостоятельности.

 Элементарные навыки самостоятельности, приобретенные в младшем возрасте, в дальнейшем совершенствуются: дети придумывают замысел, по своему усмотрению выбирают роли, ставят разнообразные игровые задачи, решают, с кем играть. Переход к сюжетно – ролевой игре происходит в тот момент, когда ребенок принимает на себя роли. В возрасте от 3 до 5 лет дети находятся на начальном этапе развития сюжетно – ролевой игры.

Самостоятельность в игре не возникает самопроизвольно, это результат длительной, продуманной и кропотливой работы.

К проявлению самостоятельности и творчества детей побуждает гибко изменяющаяся игровая среда.

Игровая деятельность постепенно переходит от индивидуальной к коллективной. По мере обогащения игрового опыта для детей предпочтительнее становится взаимодействие в игре со сверстниками.

К старшему дошкольному возрасту у детей хорошо развита сюжетно - ролевая игра, которую можно охарактеризовать как подлинно самостоятельную и творческую деятельность.

Уровни самостоятельности детей 5 – 7 лет в сюжетно – ролевой игре :

- самостоятельно выбирают тематику игр, определяют замысел;

- отображают в играх разнообразные действия взрослых, взаимоотношения, общение между людьми;

- ставят игровые задачи сверстникам, определяют предметные и ролевые способы их решения;

- принимают игровые задачи от сверстников или тактично от них отказываются, договариваются по поводу ролевого взаимодействия;

- поддерживают длительное взаимодействие в игре;

- меняют роли в процессе игры;

- ведут ролевой диалог;

- ролевые высказывания возникают по инициативе ребенка или сверстника;

- взаимодействие со сверстниками бывает кратковременным и длительным;

Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. При этом нет ничего невозможного: можно, сев в кресло - «ракету», очутиться на Луне, при помощи палочки - «скальпеля» - сделать операцию.

Такая свобода в реализации замысла игры и полет фантазии позволяют дошкольнику самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны.

Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое главное - в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.

В старшем дошкольном возрасте игра становится самостоятельной деятельностью. Дети сами определяют замысел игры или поддерживают предложение сверстников. Приобретенный опыт взаимодействия позволяет им самостоятельно договариваться о продолжении игры.

Тем не менее, самостоятельность в игре может быть развита не у всех детейпоэтому перед воспитателем ставятся следующие задачи руководства:

- Продолжать развивать у детей самостоятельность в выборе разнообразных, интересных замыслов и в постановке различных игровых задач для их реализации.

- Поощрять выбор оригинальных предметных и ролевых способов претворения замыслов в игре.

- Приучать детей самостоятельно договариваться со сверстниками в игре.

 Игра, как никакая другая деятельность, предоставляет дошкольникам возможность в полной мере проявить самостоятельность и творчествоСюжетно-ролевая игра - это изначальное, сознательное взаимодействие маленького человека с миром, при котором ребенок исполняет главенствующую роль субъекта творца, это способ его самореализации и самовыражения. В ней ребенок таков, каким ему хочется быть, в игре ребенок там, где ему хочется быть, он - участник интересных и привлекательных событий.

 В сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребенка не остаются неизменными: они пополняются и уточняются, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности.

 Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи старших дошкольников

Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании и развитии речи детей дошкольного возраста. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлен...

Игра как средство поддержки детской инициативы, творчества и самостоятельности

В статье описывается работа с детьми, имеющими ТНР, по развитию речевых, социо-коммуникативных и творческих навыков в игровой деятельности....

Подход к созданию условий на прогулке для развития инициативы, самостоятельности и ответственности у детей дошкольного возраста.

Прогулка занимает в режиме дня детей значительное время и имеет огромное педагогическое значение.Для развития инициативы и самостоятельности необходимо придерживаться определённых принципов.Большое зн...

Методическая разработка на тему: "Офицерская полевая сумка -планшет.Тайны и секреты."(Выставка одного экспоната) для детей старшего дошкольного возраста.

Методическая разработка представлена на городском конкурсе инновационных музейных технологий "Педагогический музей: пространство инноваций"Номинация: "Выставка одного экспоната". Т...

«Развитие детской инициативы, самостоятельности и ответственности детей старшего дошкольного возраста в ходе внедрения технологии «Дети - волонтёры»

Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях.Чрезвычайная занятость родителей, разрыв по...

Методическая разработка: «Квест – игра как средство закрепления знаний правил дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста»

Безопасность детей на дорогах напрямую зависит от того, какие знания мы дадим им о правилах дорожного движения. Поскольку в дошкольном возрасте основным видом деятельности детей является игра, то лучш...