Методическая разработка по теме: "сюжетно-ролевая игра,как средство интеллектуального развития детей".
методическая разработка (средняя группа)

Сюжетно-ролевая игра

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon syuzhetnorolevaya_igra.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевая игра как средство интеллектуального развития детей

В течении многих лет я уделяю много внимания интеллектуальному развитию детей. Я считаю, что ребёнок лучше обучается на занятиях, при прямой передачи знаний. Только так он может научиться читать, писать, получить представление о космосе, о животных и растениях и т. д.

Дети шли в школу хорошо подготовленными. Многие поступали в гимназию, 80% детей проходили тестирование на «отлично».

Родители довольны. Всё вроде бы хорошо, но, наблюдая за детьми, я поняла, что они испытывают серьёзные трудности в общении со сверстниками, не умеют согласовывать свои действия в процессе деятельности. И времени на игру практически не оставалось. Часто возникали такие ситуации: родители приходили вечером за детьми, но они не шли домой. И на вопрос: «Вы что за целый день не наигрались? » - дети отвечали, что им некогда играть, целый день занимались. И тогда я решила, что в работе надо что-то менять.

Ведь сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер.

В творческой сюжетно-ролевой игре ребенок активно воссоздает, моделирует явления реальной жизни, переживает их, и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляет след на долгие годы.

Я более тщательно изучила программу «Детство», прочитала много литературы по играм и решила продолжать работу над интеллектуальным развитием детей, но через сюжетно-ролевую игру, а со сказками знакомить с помощью элементов мнемотехники. Ведь дошкольник иначе усваивает материал, чем взрослый.

Для детей характерны эмоциональное переживание, образное мышление, умение интуитивно схватывать смысл ситуации.

Одни действия они многократно повторяют, а другие моментально схватывают. Благодаря таким разным методам материал детьми усваивается быстрее.

Я свою работу планирую, опираясь на программу «Детство», использую методические рекомендации «Интеллектуальное развитие дошкольника на основе мнемотехники». В 2006 году я закончила курсы по программе «Когнитивное развитие и обучение» (интеллектуальное развитие «Мнемотехника», Знания, полученные на курсах, помогли мне внедрить новые направления в сюжетно-ролевую игру.

За четыре года работы я постоянно стараюсь пополнять развивающую среду, разработала моделирование по сюжетно-ролевым играм младшего возраста («Семья», «Больница», «Парикмахерская», «Магазин», «Детский сад», старшего возраста («Библиотека», «Школа», «Поликлиника», «Кафе», «Супермаркет», коллажи и мнемотаблицы по сказкам, о растительном и животном мире. Разработала диагностику по всем разделам программы «Детство». Диагностику по средней группе разработала на основе сказки «Колобок».

Составила перспективное планирование с целью интеллектуального развития по всем возрастам по сюжетно-ролевым играм, по театрализации на основе элементов мнемотехнике.

Свой опыт я неоднократно обогащала на педагогических советах, семинарах.

В нашей группе мы осуществили просмотр сюжетно-ролевой игры "Школа" (по проблемам подготовки детей к школе). Дети распределили роли, во время игры учитывали интересы своих сверстников, каждый из них старался воплотить в игре свой, уже достаточно сложный замысел, свой игровой опыт. Дети отразили в игре свои наблюдения (экскурсия в школу; посещение кафе, столовых; посещение поликлиники, библиотеки, знания, полученные на занятиях, во время бесед; использовали моделирование, развивающие игры. Они играли с таким увлечением, не обращая вниманий на гостей. Затем эта игра часто, повторялась, но каждый раз вносилось в неё что-то новое (заболела учительница, кто будет вести урок; в столовой отключили воду - дети вызывали скорую, сантехника, что-то придумывали).

Мы с детьми во время игры решали вопросы по математике, экологии и т. д. Дети вечером не хотели идти домой, но не потому, что им некогда играть - а просто они ещё не наигрались.

Затем дети ушли в школу. Учатся они хорошо, я поддерживаю отношения и с детьми, и с родителями.

Но самое главное, дети свободно вступают в контакт со сверстниками и с взрослыми, могут высказать своё отношение к тем или иным событиям.

В сентябре пришли ко мне в группу дети трёх лет: некоторые из них посещали ясельную группу (эти дети легче адаптировались, некоторые пришли из дома. Каждый ребёнок выражал своё отношение к новой обстановке по-своему: кто-то слезами (Миша, Лиза, кто-то криком (Саша, Андрюша, а некоторые замыкались в себе (Миша, Денис). Но через две-три недели слёзы прекращались, а некоторых детей не увести было домой (Саша, Андрюша, Ксюша, Женя). В это мне помогла игра.

Я играла с детьми и утром, и вечером: мы готовили вместе кашу, путешествовали, лечили кукол и т. д. Занятия проводили только в игровой форме. В «Магазине» продавали конфеты разной формы (квадрат, треугольник, круг - так мы знакомились с геометрическими фигурами., также в «Больнице» - таблетки, микстура разной геометрической формы. Считали мы и машины, и продукты, и гостей и т. д. Во время игры рассматривала картинки, иллюстрации беседовала, но всё это ненавязчиво - мы просто играли.

В феврале месяце у нас около трёх недель был карантин по энтериту, все игрушки убрала, как же нам играть? Я взяла на себя роль продавца и стала продавать воображаемые фрукты, овощи - дети меня поддержали, приходили покупать и морковку ("Мне маленькую морковку, большое яблоко", и разные фрукты, овощи, конфеты; расплачивались воображаемыми деньгами и так же готовили для кукол еду из воображаемых продуктов.

В конце года дети разворачивали уже сложные сюжеты — например, варили кашу на молоке (гречневую, манную) .

Придумывали сами, например: Вика - «Илья, открой форточку каша убежала». Мама с папой вели ребёнка в сад, шли на работу, дочка заболела и т. д. - всё это отражено в одной игре.

Сюжетно-ролевые игры помогли детям усвоить успешно программу по второй младшей группе. По развитию речи усвоили программу -96% детей, по экологии - 96%, по математике - 96%, по ознакомлению с художественной литературой - 91%, социальные отношения - 100%. Низкий уровень усвоения программы у Ильи (часто болеет, пропускает занятия, в связи с чем не получает достаточных знаний). Саша - мальчик невнимательный, большие нарушения в речи (ОНР).

В этом году я продолжаю работать в этом же направлении

Игра помогает мне в успешном выполнении программы "Детство". Так через игру мы с детьми познакомились с материалами:

• пластмасса, резина - игра "Парикмахерская";

• виды материала (ткань) - игра "Семья";

• изготовление разных блюд - игра "Семья";

• составление меню - игра "Детский сад";

• знакомство со счётом, цифрами - игра "Магазин";

• о пользе овощей, фруктов - игра "Доктор";

• "Парикмахерская" и т. д.

В игре дети также приобретают навыки связной речи, расширяется их словарный запас, речь постепенно становится грамматически оформленной.

Также в своей работе я знакомлю детей со сказками с помощью элементов мнемотехники. Это помогает ребятам лучше запоминать сказки, пересказывать их; вырабатываются навыки умственного труда: умение связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию, тренировка внимания, навык правильно воспроизвести графически.

Нам помогали и помогают и сейчас родители:

вместе с детьми они в младшей группе изготавливали салаты из овощей и фруктов (Картинки) ;

сшили халаты для игры «Доктор», обшили кукольный уголок;

вместе с детьми делали из теста поделки для магазина;

активное участие принимали в конкурсе «Осенние фантазии»;

по нашей просьбе с детьми ходят на экскурсии (магазин - познакомить с работой продавца и кассира, парикмахерская, пожарная часть, музей трамвая, корабль-музей «Ледокол Красин», «Аврора») ;

вместе с детьми сочиняют сказки-переделки «Снегурушка и лиса», «Золушка», «Гуси-Лебеди»;

вместе стали «издателями» журнала «Колокольчик».

Я считаю, что сюжетно-ролевая игра оказывает неоценимое значение для интеллектуального развития дошкольника.

В ней ребёнок впервые начинает различать реальность и фантазию. Взяв на себя определённую роль, ребёнок создаёт особую действительность, в которой он является социально значимым лицом. Многое в сюжетно-ролевой игре имеется в виду, держится в плане представления. При этом развивается способность планировать в уме, предвидеть свои действия и действия других людей, координировать их. Рядом с видимой действительностью строится мир воображаемый. Игра имеет неоценимое значение прежде всего для социального развития ребёнка, она раскрывает для него смысл существования в обществе, смысл общения. Овладев социальными позициями и смыслами в игре, дошкольник способен к преодолению трудностей в учёбе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры,как средство интеллектуального развития детей!

Как можно использовать развивающие игры в работе с детьми....

Статья по теме: сюжетно-ролевая игра как средство интеллектуального развития детей

Сюжетно-ролевая игра как средство интеллектуального развития детей.В творческой сюжетно-ролевой игре ребенок активно воссоздает, моделирует явления реальной жизни, переживает их, и это наполняет его ж...

Развивающие игры как средство интеллектуального развития детей

Развивающие игры как средство интеллектуального развития детей...

"Игра как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста"

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки...

Развивающие игры как средство интеллектуального развития детей

Развивающие игры как средство интеллектуального развития детей Игра - ведущий вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Важное достоинство игровой деятельности - это внутренний характер ее ...

Методическая разработка по теме: Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи старших дошкольников

Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании и развитии речи детей дошкольного возраста. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлен...