Семинар-практикум для родителей на тему «Сюжетно-ролевые и подвижные игры. Играем вместе с детьми» в средней группе
учебно-методический материал (средняя группа)

Панченко Надежда Васильевна

Большинство родителей (85%) уделяют достаточно времени своему ребёнку, понимают значение игры в его жизни. В подвижные игры со своими детьми играет 25% родителей, но они не отличаются разнообразием

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей на тему «Сюжетно-ролевые  и подвижные игры. Играем вместе с детьми» в средней группе

Вступительная часть.

Здравствуйте, уважаемые родители!

          Наш семинар-практикум я хочу начать с результатов, которые были получены при анкетировании. Результаты оказались лучше, чем мы ожидали. Большинство родителей (85%) уделяют достаточно времени своему ребёнку, понимают значение игры в его жизни. В подвижные игры со своими детьми играет 25% родителей, но они не отличаются разнообразием. В сюжетно-ролевые игры со своими детишками играют так же мало родителей (23% из опрошенных родителей). Именно поэтому наш семинар я хотела бы посвятить сюжетно-ролевым  и подвижным играм детей и их значению для развития ребёнка.

          Обратимся к книге Д.Б. Эльконина «Психология игры». В ней автор говорит о том, что зачатки игровой деятельности у детей появляются ещё в раннем детстве. Первой ступенью на пути к этому является усвоение действий ребёнком путём наблюдения за действиями взрослых. Т.е. взрослый сначала показывает ребёнку как обращаться с предметом, а затем ребёнок в соответствующей ситуации сам делает это. На второй ступени ребёнок замещает предмет по предложению взрослого, если его вдруг не оказывается рядом, на предмет-заместитель и так же продолжает игровые действия с ним. На третьей ступени ребёнок уже сам может выбрать предмет-заместитель того предмета, которого в данный момент у него нет. Это происходит при условии, что с предметом было произведено действие или взрослый  определял его в качестве предмета-заместителя. В такой предметной игре ребёнком  усваивается  назначение предметов, возможности их использования. На этом этапе происходит переход от предметной к ролевой игре. Этот переход требует руководства со стороны взрослого.

          На следующем этапе ( возраст детей 3-4 года) для игр детей, которые они придумали сами уже характерна сюжетность. Но она ещё далека до идеала. Сюжет складывается из бытовых действий, которые выполняют дети, подражая взрослым – варить , мыть, стирать. Затем в среднем возрасте (4-5 лет) ребёнок начинает отождествлять себя с кем-то: я - мама, я - папа и т.д. Т.е. роли уже обозначаются до начала игры и это определяет дальнейшее поведение ребёнка. Игрушки и предметы дети подбирают в соответствии с ролью и сюжетом. Нас в рамках семинара-практикума интересует средний возраст детей.

            За прошедшие годы очень много было проведено исследований по изучению значения игры для развития

-самостоятельности детей,

-коллективизма,

-коммуникативных навыков (умение общаться со сверстниками и взрослыми)

-усвоения норм поведения

-обогащения представления детей об окружающем мире и др.

            Именно поэтому я со своей стороны  предлагаю играть вам, родители, со своими детьми в сюжетно-ролевые игры. Это разовьёт у них много полезных качеств, поможет всесторонне развить личность ребёнка. Необходимо отметить, что в игре заложены определённые механизмы, которые помогают:

-снять эмоциональную напряжённость в отношениях детей и взрослых,

-тренируют выдержку,

-пробуждают творчество и др.

          В ролевой игре совершенствуется диалогическая речь, возникает потребность в связанной монологической речи. Новые потребности общения ведут к интенсивному овладению языком, его словарным составом и грамматическим строем, в результате чего речь становится более связной.

         В сюжетно-ролевые игры можно включать и бабушек с дедушками, коти дтакже могут взять на себя определённые роли в игре. Это поможет стабилизировать эмоциональную обстановку в семье, приобщит всех к совместному творчеству. Психологический комфорт вашей семье гарантирован, что не может не сказаться на психическом здоровье ребёнка  Сюжеты для игр можно  придумывать самим или взять из окружающего вас мира. Это могут быть сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Аптека», «Стройка», «Доктор», и многие другие.

           Родителям с детьми можно играть не только в сюжетно-ролевые игры, но и в подвижные игры так же (игры с движением). Ещё К.Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. К.Д. Ушинский так же считал необходимым обратить внимание на народные игры, проработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство. Заметим, что народные подвижные игры позволят развить у ребёнка волевые качества, произвольность высших психических функций (внимание, память). Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры. Так же играя  ребёнок и родители раскрепощаются, вспоминают какими они были в детстве и им становится легче понять своих детей. Так же снимается эмоциональное напряжённость в отношениях. Ребёнок учится подчиняться определённым правилам, умению подождать или поторопиться, вниманию к товарищам по игре. Все эти аспекты игры помогают ребёнку подготовиться к успешному обучению в школе. Примерами подвижных игр могут быть следующие русские  народные подвижные  игры: «Мячик кверху!», «У медведя во бору», « Летучий мяч» и др.

         Я думаю, что прослушав рассказ об играх и их значении в жизни и развитии ребёнка вы, дорогие родители, проникнитесь этой идеей и будете следовать ей. А мы – воспитатели поможем вам в этом.  

Практическая часть

Игры, которым педагог обучает родителей.

Сюжетно-ролевые игры

Семья

        Члены семьи распределяют между собой роли мамы, бабушки, папы, дедушки. В ходе игры можно поменяться ролями например, мама станет дочкой, бабушка-дедушкой и т.д.

Играем в сказку

Члены семьи распределяют между собой роли персонажей сказок. Например, в русской народной сказке «Гуси-лебеди» распределить персонажи можно следующим образом – мать, гуси-лебеди, волшебная река и многое другое. Так же можно разыграть и другие сказки.

Прогулка на корабле

        Чтобы включить в игру различные типы отношений между персонажими, можно выбрать следующие рол и разделть их между играющими: капитан. пассажир, матрос, капитан другого судна. Сюжет игры можно развить постепенно – в первом событии игры взаимодействуют капитан и матрос, во втором -= капитан и пассажир, в третьем – капитаны разных судов

Шофёр

        Один из играющих берёт на себя роль шофёра, а другой – пассажира. В ходе игры можно меняться ролями и вводить новые роли (милиционер, водитель грузовика и др.)

Подвижные игры

У медведя во бору

        Играющие выбирают медведя, определяют место его берлоги. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку:

У медведя во бору

Грибы ягоды беру!

Медведь постыл,

На печи застыл!

Медведь просыпается, вылезает из берлоги, медленно идёт по поляне. Неожиданно он быстро бежит за играющими и старается кого то поймать. Пойманные становятся медведем.

Летучий мяч

        Играющие встают в круг, водящий находится в середине круга. По условному сигналу начинается переброс мяча через центр круга друг другу. Водящий старается задержать мяч, поймать или коснуться его рукой. Если ему это удалось, то он встаёт в круг, а тот, кому был брошен мяч, становится водящим.

Мячик кверху!

        В начале игры чертится круг, водящий идёт в его середину и бросает мяч вверх со словами «Мячик кверху!». Играющие в этот момент стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит «Стой!». Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит к нему ближе. Запятнанный становится водящим. Если же водящий промахнулся, то остаётся им и игра продолжается.

 

Рекомендуемая литература для родителей

  1. Эльконин Д.Б. Психология игры.-М.: Владос, 1999
  2. материалы сайта http://www.biografia.ru/ushinskiy.html (работы      Ушинского К.Д. по педагогике и образованию)
  3. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры.-М.:1986

Спасибо за внимание!

Анкета

Уважаемые родители!

              В нашей группе скоро состоится семинар-практикум для родителей на  тему «Сюжетно-ролевые  и подвижные игры. Играем вместе с детьми».

Просим Вас ответить на вопросы анкеты. Это поможет воспитателем при подготовке к семинару

1. Имя, фамилия ребёнка______________________________________________

2. Возраст  ребёнка___________________________________________________

3. Какова подвижность ребёнка вне детского сада (нужное подчеркнуть) Средняя, очень подвижный, слабоподвижный, другое

4. Существует ли «всплеск энергии» у ребёнка после детского сада________________________________________________________________

5. Многочисленны ли у ребёнка контакты с родителями? ___________________

6. Как Вы считаете, необходима ли ребёнку игра?_________________________

7.Есть ли у родителей время для игр и занятий с детьми»___________________

8. Играете ли Вы с ребёнком в сюжетно-ролевые игры?____________________

9.Какие сюжетно-ролевые игры Вы знаете?______________________________

___________________________________________________________________

10. Играете ли Вы с ребёнком в подвижные игры?_________________________

11. Какие подвижные игры Вы знаете?__________________________________

____________________________________________________________________

Спасибо за помощь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие Тема: «Во что я люблю играть» Образовательная область «Коммуникация» развитие речи (средняя группа)

Интегрируемые образовательные области: «Физическая культура», «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Чтение художественной литературы» Виды детской деятельности: двигательная, игр...

Семинар практикум совместно с родителями по теме гендерного воспитания

В конспекте описываются совместные формы и методы детского сада и семьи по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста...

Семинар-практикум на тему:«Подвижная игра как фактор развития физических качеств детей». Выступление: «Подвижная игра как средство повышения двигательной активности».Средняя группа.

Семинар-практикум на тему: «Подвижная игра как фактор развития физических качеств детей». Выступление: «Подвижная игра как средство повышения двигательной активности». Приложение:Картотека повижных иг...

Сценарий семинара-практикума с участием родителей на тему: «Сказка как источник развития речи, творчества детей и взрослых» с использованием образовательной технологии активных методов обучении (АМО)

Данное образовательное мероприятие с родителями разработано с использованием образовательной технологии активных методов обучения (АМО), что делает мероприятие интереснее, а родителей активными участн...

Выступление на семинаре - практикуме: «Детское экспериментирование – средство интеллектуального развития дошкольников» Открытый просмотр для педагогов «Путешествие Маши и Медведя» (средняя группа)

Современная система образования в детском саду отходит от способа передачи детям знаний информационным методом (прямая передача от педагога — воспитаннику). Согласно ФГОС педагогическая задача с...

Творческий проект «Создание мультфильмов вместе с детьми в средней группе №4 «Мультяшки»»

Творческий проект«Создание мультфильмов вместе с детьми в средней группе №4 «Мультяшки»»...

Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей на тему: «Удовлетворенность качеством образовательных услуг и эмоционального благополучия детей в средней группе «Россияне» МДОУ д.с.№27 «Золотая рыбка» г.Зеленогорска»

Основная цель анкетирования: выявить степень удовлетворенности родителей качеством предоставляемых образовательных услуг педагогами и эмоциональном благополучии детей средней группы «Россия...