КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ «Тряпичная кукла-оберег» для детей старшей группы (5 – 6 лет)
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 55»
КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ
«Тряпичная кукла-оберег»
для детей старшей группы (5 – 6 лет)
Составитель: Янкина Ольга Сергеевна
г. Владивосток
2020г.
Цель: Формирование представлений о разнообразии народного искусства.
.
Задачи приоритетной образовательной области художественно – эстетическое развитие:
1. Обучающие задачи:
- Познакомить с процессом изготовления тряпичной куклы-оберег «Колокольчик»
- Приобщить детей к истокам народной культуры, закреплять знания детей о символичности вещей;
2.Развивающие задачи:
- Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;
- Развивать творческую активность в процессе изготовления обереговой куклы в соответствии с образцами народной культуры.
- Развивать умение представлять результат труда.
- Создать условия для развития мелкой моторики рук, учить работать руками.
3. Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров;
- Способствовать проявлению положительных эмоций;
- Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками, формировать умение помогать друг другу.
Задачи ОО в интеграции:
Образовательная область «Речевое развитие»
- создать условия для обогащения и активизации словаря детей, развивать связную, грамматически правильную речь.
- совершенствовать умение отвечать на вопросы;
Образовательная область «Физическое развитие»
- воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности
- развивать мелкую моторику рук, внимание.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- развивать навыки общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослым;
- развитие самостоятельности, саморегуляции собственных действий;
- формировать позитивное отношение к труду:
- учить работать с тканью;
- приучать прибирать за собой рабочее место.
- формировать основы безопасного поведения при работе.
Образовательная область «Познавательное развитие»
- познакомить детей со значением в жизни кукол оберегов.
- содействовать развитию у детей устойчивости внимания в процессе выполнения последовательных заданий на наглядной основе
- содействовать формированию у детей мотива познавательной деятельности
Предпосылки учебной деятельности:
- Психологические: у детей будет развиваться мышление, внимание, воображение, память, мелкая моторика, дети будут находить самостоятельно решение задач.
- Коммуникативные или психосоциальные: умение слушать и слышать, общение друг с другом.
Предварительная работа:
- рассматривание народных игрушек;
- сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»;
- беседа о семье и семейных ценностях, знакомство с пословицами и поговорками, чтение сказок.
- просмотр презентации «Народные игрушки»
- беседы «Быт русского народа», «Чем играли наши бабушки», «Зачем нашим предкам были нужны куклы»;
- чтение произведений М. А. Пожаровой «Тряпичная кукла», И. Рюминой «Куклы наших бабушек».
Словарная работа:
Тряпичная кукла - оберег, колокольный звон, рубаха.
Современные педагогические технологии:
Личностно - ориентированные
Здоровьесберегающие
Информационно-коммуникативные
Игровые
Предполагаемый результат:
- Дети будут иметь представление о народных куклах и их назначении.
- У детей будет развиваться речь при составлении описательных рассказов по игрушке, отражая её назначение.
- Дети изготовят тряпичную куклу-оберег.
- У детей появится интерес к старинным игрушкам.
- Дети приобщились к русскому народному творчеству.
- Возникнет уважение к труду народных мастеров.
Материалы, оборудование
- Наглядные – обереги, как образцы.
- Русская народная сказка «Василиса Прекрасная» в обработке А.Н. Афанасьева.
- Музыкальные – весёлые русские народные песни (мелодии), запись игры-песни «У Маланьи, у старушки»
- Оборудование –CD – проигрыватель.
- Лоскуты (круги) ткани разных ярких расцветок диаметром 25см, 20см, 15см (на каждого).
- Лоскут белой ткани 10х20см (на каждого).
- Лоскут цветастой ткани (треугольник) для косынки (на каждого).
- Нитки красного цвета «ирис» или резинки (на каждого).
- Колокольчики (на каждого).
- Карточки-схемы изготовления куклы «Колокольчик»
Ход НОД
1 этап. Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап). Организационный момент
Основные этапы НОД | Образовательные задачи | Формы работы, приемы, методы | Деятельность педагога | Деятельность детей | Целевые ориентиры (характеристика) Предполагаемый результаты |
Вводная часть Организационный момент | Способствовать проявлению положительных эмоций; Дать детям представление о народных куклах и их назначении Приобщать детей к истокам народной культуры, закреплять знания детей о символичности вещей; Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты; Обогащать словарь детей: оберег;
| Словесный: - беседа; Игровой: - тренинг «Подари улыбку!» Словесный: - чтение отрывка из р. н. сказки «Василиса Прекрасная» (отрывок об обереговой кукле); Беседа по содержанию прочитанного. Наглядный, словесный метод: показ обереговой куклы. Информация о ней. Вводит элементы новизны, используя сюрпризный момент на основе наглядных образцов, стимулирует интерес детей. | Воспитатель приветствует детей, задаёт положительный эмоциональный настрой. -Ребята, сегодня такой чудесный день, что хочется подарить всем улыбку. Давайте возьмёмся за руки. Все вместе улыбнёмся и подарим друг другу свои улыбки. Улыбнёмся другу слева. Улыбнёмся другу справа. Спасибо за эти чудесные улыбки. Сядем с вами рядком, да поговорим ладком. Ребята, сегодня мы с вами научимся делать народную тряпичную куклу-оберег «Колокольчик» Такими куклами играли ваши бабушки. Еѐ можно покачать, спеть ей колыбельную, а можно рассказать и сказку -Хотите, я вам тоже сказку расскажу? Читает отрывок из сказки «Василиса прекрасная». -Дети, скажите, что оставила мать для Василисы? -Вот такую куклу, как у меня в руках, называли кукла - оберег, она передавалась от матери к дочери. Скажите, дети, из чего она сделана? А чем она отличается от наших современных кукол? -Безликой куклу делали потому, что боялись уподобить её человеку, так как в старину считали, что кукла с лицом обретала душу и могла повредить ребёнку. Куклу клали в колыбельку маленькому ребёнку и считали, что она его оберегает, отсюда и пошло название: кукла - оберег или обереговая кукла. Такие куклы были в каждой семье и относились к ним очень бережно, они передавались из поколения в поколение. | Дети настроены на общение Проявляют интерес к предстоящей деятельности Дети берут друг друга за руки Дети садятся за столы. Думают, высказывают свои предположения Слушают, узнают об оберегах рассуждают. - Куклу Отвечают на вопросы, рассматривают куклу. -Из ткани, тряпочек, лоскутков. - У куклы нет лица. | Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания. Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?). Дети познакомятся со значением в жизни людей оберегов. |
2 этап. Основная часть (содержательный, деятельный этап)
Основные этапы НОД | Образовательные задачи | Формы работы, приемы, методы | Деятельность педагога | Деятельность детей | Целевые ориентиры (характеристика) Предполагаемый результаты |
Динамическая пауза Продуктивная часть | Развивать мелкую моторику рук, внимание. Согласовывать движения со словами игры. Познакомить с куклой –оберегом «Колокольчик», процессом изготовления тряпичной куклы-оберег Создать условия для развития мелкой моторики рук, учить работать руками. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками, формировать умение помогать друг другу. | Физкультминутка подвижная игра «У Маланьи, у старушки»; Наглядный, словесный метод Объяснение и показ изготовления куклы Закрепление изготовления куклы по карточкам -схемам Практический метод: изготовление куклы Организация самостоятельной деятельности Индивидуальная работа Хоровод с куколками | Приглашает детей к совместной динамической деятельности Ну, а вы не засиделись без дела? Не пора ли поиграть? Вставайте в круг, будем играть в забавную игру «У Маланьи». У Маланьи, у старушки Жили в маленькой избушке Семь сыновей Все без бровей, Вот с такими ушами, Вот с такими носами, Вот с такими усами, Вот с такой головой, Вот с такой бородой, Ничего не ели На неё глядели, И все делали вот так… (показывает любое движение) -Отдохнули? Повеселились? -А теперь от скуки берём дело в руки! Давайте мы с вами изготовим куклу «Колокольчик». Показ куклы. Это будет оберег для дома. Такая куколка незаменимая помощница, если что-то не ладится. Собираясь в дорогу – позвони в колокольчик. Начиная новое дело, для удачи – позвони в колокольчик. Загрустил или опечалился – позвони в колокольчик. Эта кукла весёлая, задорная, приносит в дом радость, свет и веселье. Звук от колокола идёт, словно круги по воде, поэтому и юбки у куклы круглые. Кукла «Колокольчик» похожа на колокольчик и сверху напоминает солнышко, а колокольчик напоминает силуэт женщины. Колокольный звон – один из самых сильных оберегов. Поверьте, своей кукле «Колокольчику» и она станет вашим оберегом. -Внимательно посмотрите, что у вас есть. У вас есть три круга: большой, чуть поменьше и маленький. Еще есть вата, ниточки, треугольник и кусочек белой ткани. Все необходимое, что нужно для нашей куклы. -А сейчас я покажу вам, как сделать куклу-оберег «Колокольчик»
Берем синтепон (вату или ветошь) и скатываем в шарик. Привязываем к шарику колокольчик на ниточке. Этот шарик из ваты кладем в центр большого круга и обвязываем его. Получилась первая (самая нижняя) юбочка. А внутри звонкий колокольчик. Теперь берем круг поменьше, находим середину, также ровно надеваем и обвязываем. Вот и вторая юбочка получилась. В ход идет самый маленький кружок ткани. Расположив головку в его центре, обвязываем. Вот и готова третья юбочка. Белый квадратный лоскут для лица складываем противоположными углами к центру. Прикладываем сложенный таким способом белый лоскут к голове так, чтобы ниже шеи оставалось примерно 1см подгиба. При необходимости расправляем складки на лице и фиксируем ткань ниточкой на шее. Для того чтобы получились ручки надо загнуть острые кончики внутрь и сделать манжеты - нитками примерно 1см от края. Теперь повязываем косынку под руками. Игра «Расставь по порядку» -У нас есть карточки-схемы. Но вот беда – они все перепутались. -Давайте расставим все по порядку, чтобы было понятно, как же сделать куклу «Колокольчик». Самостоятельная работа Звучит мелодия «Колокольчик». Мотивирует к проявлению творчества Вовлекает детей в творческую деятельность, способствует индивидуальной работе детей, Мы с вами славно поработали, а теперь весело потанцуем. Приглашает всех со своими куколками в хоровод, чтобы спеть и потанцевать. | - Да. Дети становятся в круг Дети хлопают в ладоши. Присесть, сложить руки домиком. Семь пальцев. Очертить брови пальцем. Растопырить ладони, поднести к ушам. Показать нос двумя растопыренными руками Нарисовать пальцем усы развести руки в стороны. Очертить большую голову. Показать руками с наклоном вниз. Поднести ко рту одну руку - чашку, другую – ложку. Держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами. Любое движение. - Да. Выражают положительные эмоции Дети рассматривают куклу. Слушают рассказ о ней Дети рассматривают раздаточный материал. Дети знакомятся с процессом изготовления куклы Дети на доске выкладывают карточки-схемы и рассказывают о процессе изготовления куклы Дети самостоятельно изготавливают куклу-оберег выбирают способ взаимодействия при выполнении своей работы, самостоятельно или с помощью взрослого выбирает материалы, которые можно применить для творческой деятельности. Если возникла трудность, дети обращаются за помощью к воспитателю и друг другу Дети становятся в хоровод со своими куклами и танцуют под русскую народную музыку | Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; Познакомятся с процессом изготовления тряпичной куклы-оберегом «Колокольчик» Ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. У детей будет воспитываться интерес к русскому народному творчеству, уважение к труду народных мастеров. Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную; У ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. Ребёнок открыт новому, то есть проявляет стремления к получению новых знаний. Ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело. |
3 этап. Заключительная часть (рефлексивный этап). Подведение итогов.
Основные этапы НОД | Образовательные задачи | Формы работы, приемы, методы | Деятельность педагога | Деятельность детей | Целевые ориентиры (характеристика) Предполагаемый результаты |
Заключительная часть Подведение итогов. | Умение оценивать результат своей деятельности. Умение выражать чувства. Умение делать выводы. Умение планировать самостоятельную (совместную) деятельность | Рефлексивный этап | Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу); - Ребята вам понравилось знакомство с народной куклой? -Какую куклу вы изготовили? - А что вам понравилось больше всего? - Что нового вы узнали? - А что было очень трудным? Где вам это может пригодиться? Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Изготовив куколку Колокольчик своими руками, и подарив, со словами: «Кого люблю – тому дарю!», мы желаем другу получать только хорошие известия и пребывать в радости. Я вижу, что вам понравилось делать кукол. Чтобы у вашей куклы была подружка - сделайте дома ещё куколку. Спасибо за работу вашу, за старание. | Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе; планируют самостоятельную (совместную) деятельность; высказывают эмоциональный отклик. -Тряпичную куклу Колокольчик -Понравилось изготовление куклы. -Узнали, что такое – оберег. Оберег – это предмет, который оберегает человека от несчастий, защищает от болезней, охраняет дом. - Куклу быстро и легко готовить, но трудно завязывать узелки. -Я сделаю такую куклу для моей младшей сестренки. -На Масленицу можно будет изготовить тряпичную куклу. | Ребёнок способен распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать У детей будет развиваться интерес к старинным игрушкам. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД Образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Досуг: " Международный День Птиц" для старшей группы.
Музыкально-познавательный досуг с песнями, развивающими, подвижными играми. Продуктивная деятельность-оригами....
Конспект ООД Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» «В гостях у бабушки Матрёны» старшая группа
Совершенствовать умения детей самостоятельно определять элементы дымковской росписи, сочетать цвета и применять полученные знания на практике....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Посуда» для детей старшей группы
Структура НОД:1.Вводная часть:Организационный момент: приветствие гостей, сюрпризный момент2.Основная часть: беседа по сказке «Федорино горе», выполнение заданий, физминутка, экспери...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по конструированию из бумаги "Сказочная птица" для детей старшей группы.
Формирование представления детей о птицах при помощи конструктивной деятельности....
Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему: «В гости к сказке» для детей старшей группы
Тематическое занятие с элементами театрализованной деятельности, направлено на развитие словесного творчества детей старшего дошкольного возраста....
КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности по рисованию на тему: «Маленький гномик» (для детей старшей группы)
Цель: обучение детей передавать в рисунке образ маленького человечка.Задачи:Обучающие: учить детей передавать в рисунке образ маленького человечка – лесного гномика, составляя изображение и...
Конспект Непрерывной образовательной деятельности Квест – игра «Изучаем правило дорожного движения» для детей старшей группы
Конспект Непрерывной образовательной деятельности Квест – игра «Изучаем правило дорожного движения» для детей старшей группыВоспитатель: Тивикова Анна БорисовнаГруппа: старшаяОбразов...