Календарно-тематическое планирование. Тема недели "Дикие животные"
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Марина Владимировна Лоран

В данном планировонии тема недели расписанна по областям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oktyabr_dikie_zhivotnye.docx64.21 КБ

Предварительный просмотр:

ОКТЯБРЬ. 4 НЕДЕЛЯ (21.10-25-10)

ТЕМА: «Дикие животные»

Цель :обогатить и закрепить знания и представления детей о животных 

Задачи:

Продолжать знакомить детей с обитателями леса, особенностями их жизни .

Развивать познавательный интерес к миру живой природы, умение устанавливать простейшие связи.

Вовлекать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Воспитывать любовь к животным, желание ухаживать за ними.

Итоговое мероприятие: Выставка творческих работ.

РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

  • Двигательная деятельность

- подвижные игры

Подвижная игра: «Лиса в курятнике»

(для детей младшего возраста – сесть на скамейку, а старшего- встать на скамейку)

Задачи:

Образовательная:

дать представление о лисице, о её питании;

Развивающая:

развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увёртыванием, в ловле.

Воспитательная:

воспитывать умение вступать в игру, играть не толкая других детей, соблюдать условия игры.

Условия игры: На одной стороне площадки отчерчивается курятник. В курятнике на насесте (на скамейках) располагаются куры, дети стоят на скамейках. На другой стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор. Один из играющих назначается лисой, остальные куры – они ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу «Лиса» куры убегают в курятник, взбираются на насест, а лиса старается утащить курицу, не успевшую взобраться нанасест. Отводит ее в свою нору. Куры спрыгивают с насеста и игра возобновляется. Правила: Лиса может ловить кур, а куры могут взбираться на насест только по сигналу воспитателя «Лиса!».

Варианты: Увеличить число ловишек – 2 лисы. Курам взбираться на гимнастическую стенку

Подвижная игра «Весёлые зайчата»

Задачи:

Образовательная:

обогащать представление детей о млекопитающих леса

Развивающая:

упражнять детей в беге, прыжках, развивать ловкость.

Побуждать к самостоятельности.

Воспитательная:

Вызывать чувство радости от совместных действий со взрослым и сверстниками.

Условия игры: воспитатель рассказывает, что в лесу живут веселые зайчики с мамой-зайчихой и серый волк, который хочет их поймать. Затем предлагает поиграть: «Вы будете веселые зайчата, а я ваша мама-зайчиха. Зайчата живут в домиках».

Воспитатель говорит:

Маленькие домики

В лесу густом стоят.

Маленькие зайчики

В домиках сидят.

Дети садятся на корточки, руки прикладывают к голове, изображая зайчат.

Мама-зайчиха

По лесу бежала.

Лапкой она

Всем в окошко стучала.

Педагог подходит к каждому домику, стучит и приговаривает: «Тук-тук, зайчата, пойдемте гулять. Если волк появится, мы спрячемся опять». Зайчата выбегают из своих домиков, прыгают, бегают, резвятся, пока не появляется волк (взрослый или ребенок старшей группы). Он выходит на поляну и говорит: «Ой, сколько зайчат! Какие они веселые. Сейчас я их поймаю». Зайчата убегают. Волк сокрушается: «Ой, как зайчата быстро бегают. Никак мне их не догнать».

Подвижная игра «Пчёлки и медведи»

Задачи:

Образовательная:

расширить знания детей о поведении животных в природе;

Развивающая:

развивать правильное произношение звука «Ж»;

развивать умение действовать по сигналу; бегать, не наталкиваясь друг на друга.

Условия игры: дети делятся на две подгруппы: одна группа - пчёлы, другая - медведи. Пчёлы летают по залу, произнося: «Ж-ж-ж».

Воспитатель произносит слова:

Ой, медведи идут,

Мёд у пчёлок унесут!

Выходят медведи. Пчёлки машут крылышками, жужжат, прогоняют медведей: «жалят» их, дотрагиваясь до них рукой. Медведи убегают. Зайцы и волк

Подвижная игра «Зайка»

Задачи:

Образовательные:

дать понятие детям о повадках зайца;

расширить представление о жизни лесных зверей.

Развивающие:

развивать память, внимание;

развивать умение выполнять движения в соответствии с текстом.

Воспитательная:

воспитывать сочувствие к лесным обитателям;

стимулировать интерес к жизни зверей в лесу в разное время года.

Условия игры: выбирают «зайку» среди детей, ставят его в центр круга. Дети выполняют движения под слова:

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит,

Вот так, вот так,

И ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть,

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп,

Надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать!

Скок-скок-скок-скок,

Надо зайке поскакать!

Сначала дети присаживаются на корточки и руками изображают, как зайка шевелит ушами. Затем поглаживают то одну, то другую руку, хлопают в ладоши. Потом встают, подпрыгивают на двух ногах к «зайке», стоящему внутри круга, стараются согреть его, ласково гладят, затем возвращаются на место. «Зайка» выбирает себе замену, и игра начинается сначала.

Подвижная игра «Зайцы и волк»

Задачи:

Образовательная:

расширять знания детей о русских народных подвижных играх;

Развивающая:

приучать детей внимательно слушать воспитателя, выполнять прыжки и другие действия в соответствии с текстом;

развивать умение ориентироваться в пространстве.

Воспитательная:

воспитывать уважение к сверстникам в игре;

воспитывать терпимость к товарищам, умение играть дружно, не ссорясь.

Описание игры: дети изображают зайцев, воспитатель - волк. На одной стороне зала для зайцев отмечают домики или один общий дом. Волк прячется на противоположной стороне - в овраге.

Взрослый произносит:

Зайки скачут скок, скок, скок

На зеленый на лужок,

Травку щиплют, слушают,

Не идет ли волк.

В соответствии с текстом зайцы выпрыгивают из домиков, разбегаются по площадке, то прыгают на двух ногах, то присаживаются и щиплют травку. Как только взрослый произнесет слово "волк", волк выскакивает из оврага и бежит за зайцами, стараясь поймать их (коснуться). Зайцы убегают в свои домики, где волк их уже не может ловить. Пойманных зайцев волк уводит к себе в овраг. В дальнейшем роль волка исполняет ребёнок.

- утренняя гимнастика

С ПРЕДМЕТОМ

БЕЗ ПРЕДМЕТА

I. Построение в шеренгу, колонну, проверка осанки; ходьба «Великаны» и «Гномы», лёгкий бег, ходьба.

II. Упражнения с мячом

• «Подбрось-поймай» И. П.: ноги слегка расставлены, мяч у груди, хват снизу

1- подбросить мяч, 2- и. п.

• «Покажи соседу» И. П.: ноги на ширине плеч, мяч в прямых руках перед грудью1- поворот вправо, показали мяч соседу, 2- и. п., то же влево

• «Наклоны» И. П.: ноги на ширине плеч, мяч над головой, в прямых руках.

1- наклон вправо, 2- и.п., 3- наклон влево, 4 - и. п.

• «Переложи мяч» И. П.: ноги слегка расставлены, мяч внизу, в правой руке

1- поднять руки через стороны вверх, переложить мяч из правой руки в левую,

2- и. п., то же в другую сторону

• «Приседания с мячом» И. П.: пятки вместе, носки врозь, мяч у груди.

1 - присесть, вынести мяч вперёд, 2- и. п.

• «Прыжки» И. П.: ноги вместе, мяч у грудиПрыжки – ноги врозь, мяч вверх, ноги вместе, мяч у груди

III. Перестроение в колонну по одному, подскоки, ходьба.

1.    Ходьба обычная в прямом направление с поворотом кругом-2 раза. Ходьба на носках, бег с выбрасыванием прямых ног вперед, бег змейкой. Обычная ходьба  Построение в 2 колонны.

2.    ОРУ.

«Ловкая белка». И.п.: основная стойка. 1- наклонить голову вправо, руки на пояс. 2и.п., 3- наклонить голову влево, руки на пояс, 4- и.п. Д- 6 раз.

«Шустрый заяц». И.п.: стоя, ноги на ш.п, руки вверх. 1- наклон вперед, коснуться руками пяток с внутренней стороны. 2- и.п. Д- 7 раз.

«Быстрый волк» И.п.: основная стойка, руки на поясе. 1- поднять правую прямую ногу вперед. 2- махом отвести правую ногу назад. 3- снова поднять вперед правую ногу, 4- и.п.

«Полюбуемся зверями. И.п.: ноги вместе руки опущены. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть: «м-м-м-м-м», одновременно постукивая пальцем по крыльям носа. Д-6раз.

«Ловкая лисица» И.п.: стоя на коленях и ладошках, голова приподнята. 1-2- выгнуть спину, опустить голову. 3-4 и.п. Д- 6раз.

«Неуклюжий медведь». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. 1- повернуться на правый бок, прижать ноги к животу. 2- и.п., 3- повернуться на левый бок, прижать ноги к животу. Д- 4 раза в каждую сторону.

«Мы рады зверям». Прыжки на двух ногах в чередовании с ходьбой.

3. Перестроение  в колонну по одному. Бег за направляющим. Ходьба. Упражнение на восстановление дыхания.

- воспитание культурно-гигиенических навыков

Питание

Приучать есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть.

Чтение Н.Литвинова «Королевство столовых приборов».

Одевание-раздевание.

Совершенствовать навыки правильно размещать свои вещи в шкафу, закреплять умение завязывать шнурки на ботинках, застёгивать сандалии.

Беседа «Каждой вещи своё место».

Умывание

Совершенствовать навыки умывания, мыть лицо, насухо вытираться индивидуальным полотенцем.

Дидактическое упражнение «Расскажем малышам, как надо умываться».

Заправка кровати

Продолжать учить заправлять кровать: расправлять одеяло, предварительно поправив простыню.

Чтение С. Михалков «Я сам».

- формирование основ здорового образа жизни

Расширять  знания ребенка  о себе, своем имени, фамилии, возрасте, наследственных особенностях организма, телосложении; рассказать, для чего нужно сердце, почему оно стучит, для чего нужны уши, глаза, как мы двигаемся, дышим, общаемся с другими людьми.

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

  • Игровая деятельность

- сюжетно-ролевая игра:

Игра  «Цирк».

Цели:

Научить распределять роли и действовать в соответствии с принятой на себя ролью, воспитывать дружеское отношение друг к другу. Закреплять представления детей об учреждениях культуры,  правилах поведения в общественных местах, закреплять знания о цирке и его работниках.

Примерные игровые действия:

изготовление билетов, программок циркового представления; подготовка костюмов;

покупка билетов; приход в цирк; покупка атрибутов; подготовка артистов к представлению, составление программы; цирковое представление с антрактом;

фотографирование.

Предметно-игровая среда.

Оборудование: афиши; билеты; программки; элементы костюмов; атрибуты: носики, колпаки, свистульки, мыльные пузыри, «ушки»; гирлянды, фигурки клоунов, флажки и др.; атрибуты для цирковых артистов: канаты, обручи, шары, булавы; грим, косметические наборы; спецодежда для билетеров, работников буфета и др.

- игры малой подвижности:

«Три медведя»

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

Три медведя шли домой. (Маршируют на месте.)

Папа был большой-большой, (Поднимают руки вверх.)

Мама чуть поменьше ростом, (Вытягивают руки вперед на уровне груди.)

А сынок – малютка просто. (Ставят руки на пояс.)

Очень маленький он был,

С погремушками ходил. (Имитируют игру с погремушкой.)

«Найдем следы зайца».

Цель: развивать наблюдательность, зрительное внимание

Ход игры: Воспитатель заранее в каком-то месте на участке отмечает следы «зайца» и постепенно подводит к ним детей. Увидевший следы первым считается победителем.

- театрализованные игры:

Игра на имитацию движений

Воспитатель обращается к детям:

— Вспомните, как ходят дети?

Маленькие ножки шагали по дорожке. Большие ножки шагали по дорожке.

(Дети сначала идут маленькими шагами, затем большими — гигантскими шагами.)

-Как ходит Старичок - Лесовичок?

-Как ходит принцесса?

-Как катится колобок?

-Как серый волк по лесу рыщет?

-Как заяц, прижав уши, убегает от него?

Игра-пантомима «Медвежата»

Цель: развивать пантомимические навыки

А вот посмотрите, гора старого валежника. Ой, это берлога! А в ней спят медвежата. Но вот пригрело солнышко, растопило снег. Капельки воды просочились в берлогу. Вода попала на нос, уши, лапы медвежат.

Медвежата потянулись, фыркнули, открыли глаза и стали выбираться из берлоги. Раздвинув лапами сучья, они выбрались на поляну. Лучи солнца слепят глаза. Медвежата прикрывают лапами глазки и рычат от недовольства. Но вскоре глаза привыкли. Медвежата огляделись, понюхали носом свежий воздух и тихо разбрелись по полянке. Сколько здесь интересного! Дальше возможна импровизация.

Весна: Скорее идите ко мне! Послушайте, о чем чирикают воробушки весной!

  • Беседы

Беседа "Не собирай незнакомые плоды

Беседа с детьми «Какие звери в лесу?

Учить  называть животных наших лесов, особенности внешнего вида, жизненные проявления

Беседа «Как можно помочь птицам?»

Беседа «Что я видел по дороге в д/с»  развивать монологическую речь умение описывать окружающую действительность.

Беседа  «Как готовятся звери к зиме?»

  • Трудовая деятельность:

- труд по самообслуживанию

Закреплять умение быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места), опрятно заправлять постель. Воспитывать умение самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, учить самостоятельно, раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы.

- труд в природе

Поощрять желание выполнять различные поручения

Привлекать детей к помощи взрослым

Формировать бережное отношение к тому, что сделано руками человека

- труд взрослых

Прививать детям чувство благодарности к людям за их труд.

- хозяйственно-бытовой труд

Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание выполнять посильные трудовые поручения.

Разъяснять детям значимость их труда.

Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности.

Формировать необходимые умения и навыки в разных видах труда.

Воспитывать самостоятельность и ответственность, умение доводить начатое дело до конца.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

  • Познавательно-исследовательская деятельность

- ознакомление с окружающим миром

Расширять представления детей о многообразии животного мира.

Закреплять знания о животных родного края.

Расширять представления о взаимосвязях животных со средой обитания.

Воспитывать осознанное бережное отношение к миру природы.

Дать элементарные представления о способах охраны животных.

Формировать представления о том, что человек это часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее.

Развивать творчество, инициативу и умение работать в коллективе.

- д\и по ФЭМП

«Живые числа»

Цель: упражнять в счете (прямом и обратном) в пределах 10.

Материал. Карточки с нарисованными на них кружками от 1 до 10.

Содержание. Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!»- они строятся в шеренгу, называя свое число. (Один, два, три и т. д.).

Дети меняются карточками. И игра продолжается.

Вариант игры. «Числа» строятся в обратном порядке от 10 до 1, пересчитываются по порядку.

«Волшебный мешочек»

Цель: Совершенствование умения узнавать и различать плоские геометрические фигуры (круг, овал, треугольник), узнавать их форму в предметах ближайшего окружения. Развитие осязания.

Содержание: Педагог достает разноцветный мешочек с барельефными изображениями фруктов (слива, абрикос, яблоко, гранат, виноград, мандарин, груша, апельсин, лимон, вишня) и предлагает детям подойти к нему).

П.- Игра «Волшебный мешочек» вам знакома. Сейчас вы по очереди будете опускать руку в мешочек, нащупывать там и узнавать разные фрукты. Вы будете не просто называть фрукт, но и говорить какой он по форме.

Например:

- Это треугольная кисть винограда.

- Это овальный абрикос и т.д.

- д\и по экологии

«Где спряталась рыбка»

Цель: развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас.

Материалы и оборудование:

  • голубая ткань или бумага (пруд),
  • несколько видов растений, ракушка, палочка, коряга.

Ход игры:

детям показывают маленькую рыбку (игрушку), которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет. Дети открывают глаза.
«Как же найти рыбку?» - спрашивает воспитатель. – Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась. Воспитатель рассказывает, на что похож тот предмет, за которым «спряталась рыбка. Дети отгадывают.

Игра с мячом «Я знаю»

Цель: создать условия для речевой активности, закрепить название животных.

Материалы и оборудование:

  • мяч.

Ход игры:

Дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю.
Аналогично называются другие классы объектов природы.

- д\и по окружающему миру

Построй домик для животного

(игра для детей 6–7 лет)

Цель.

Закреплять знания детей об особенностях жизни различных диких животных,

их жилье, стройматериалах, которые они используют. Формировать умение подбирать пра-

вильный материал для постройки дома любому из животных.

Материал.

Большая дидактическая картина, карточки с изображениями домов живот-

ных (муравейник, улей, гнездо птицы и т. п.), стройматериалов (веточки, травинки, пух,

листья и т. д.), самих животных.

Задания:

1. Выбрать из предложенных животных тех, кому вы хотите помочь.

2. Выбрать из предложенного стройматериала только то, что нужно для вашего живот-

ного.

3. Подобрать домик для животного.

4. Рассказать о своем выборе.

Правила:

1. В игру играют в командах (3 команды по 2–3 человека в каждой).

2. Кто быстро и правильно справился с заданием и сумел объяснить свой выбор, выиг-

рал.

Алгоритм проведения

1. Педагог объявляет ребятам о том, что в детский сад пришла телеграмма.

– Звери зеленого леса прислали нам телеграмму, в которой просят нас о помощи,

построить им жилье. Поможем построить домики зверям?

(Да.)

– Выберите тех животных, кому вы хотели бы помочь, назовите их по имени. Чтобы у

нас все хорошо получилось, нужно знать, как правильно это сделать.

2. Педагог знакомит детей с правилами игры и заданием. Дети делятся на команды и

начинают совместно играть.

3. В конце игры подводится итог.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

  • Продуктивная деятельность

Разукрашки по теме, лепка и аппликация для макета

Свободное рисование «Пылающая листва» развивать представление о теплых и холодных цветах, показать значение их контраста. Учить определять доминирующий цвет.

  • Конструктивно-модельная деятельность

«Дом для зайки» (крупный Лего)

Цель: формировать умение выполнять постройку, используя полученные ранее знания, развивать творчество, фантазию. Развивать мелкую моторику пальцев.

  • Музыкальная деятельность

Найди нужный колокольчик.

Цель: развивать звуковысотный слух детей.

Игровой материал. Пять наборов колокольчиков по типу «Валдай».

Ход игры. В игре участвуют пять детей, один из них ведущий. Он садится за небольшой ширмой или спиной к играющим и звенит то одним, то другим колокольчиком. Дети должны в своем наборе найти колокольчик, соответствующий данному звучанию, и прозвенеть им. При повторении игры ведущим становится тот, кто правильно определял звучание каждого колокольчика.

Определи по ритму.

Цель: развивать чувство ритма детей.

Игровой материал. Карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пустая; картинки, иллюстрирующие содержание песни; детские музыкальные инструменты — группа ударных (ложки, угольник, барабан, музыкальный молоточек и др.). Каждому дают по 2—3 карточки.

Ход игры. Ребенок-ведущий исполняет ритмический рисунок знакомой песни на одном из инструментов. Дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают пустую половину карточки (картинку после правильного ответа дает ведущий).

При повторении игры ведущим становится тот, кто ни разу не ошибся. Одному ребенку можно дать большее число карточек (3—4).

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

  • Коммуникативная деятельность

- развитие речи

Активизация и расширение словаря по теме; развивать умение подбирать наиболее подходящие слова для характеристики их действий; учить образовывать слова – названия детенышей животных, слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами, сложные прилагательные, подбирать слова – антонимы, синонимы, однокоренные. Развивать умение составлять диалоги на предложенную тему, строить простые и сложные предложения.

- ознакомление с художественной литературой

Дикие животные и их детёныши. Подготовка животных к зиме.

  1. И. Соколов – Микитов «Беляк», «Еж», «Лисья нора», «Рысь», «Медведи», «Рысенок».
  2. В. Осеева «Ежинка»
  3. Г. Скребицкий «На лесной полянке. Зима. Весна», «Злючка-Колючка».
  4. В. Бианки «Купание медвежат».
  5. Е. Чарушин «Волчонок» (Волчишко).
  6. Н. Сладков «Как медведь сам себя напугал», «Лесные шорохи», «Топик и Катя», «Как медведя переворачивали», «Непослушные малыши», «Бежал ежик по дорожке», «Сердце леса», «Загадочный зверь», «Плясунья», «Какой заяц длины?» «Отчаянный заяц».
  7. Р.н.с. «Хвосты»
  8. В. А. Сухомлинский. Как Ёжик готовился к зиме», «Как Хомяк к зиме готовится»
  9. И.И.Акимушкин «Жил – был медведь»
  10. А. Барков «Голубой зверек»
  11. Р. н. с. «Два медвежонка»

- д\и по развитию речи

ИГРЫ ПО ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЕ РЕЧИ

Игра «Замени звук»

Цель: Учить детей мысленно переставлять, заменять звуки на заданные, называть получившиеся таким образом новые слова.

Материал: Ряды слов для преобразования, предметные картинки со словами, которые должны получиться.

Ход игры:

Взрослый задает звук, на который нужно будет заменить первый или последний звук в слове.

Затем он раскладывает картинки и произносит слова, а ребенок с их помощью мысленно заменяет звук в исходном слове на заданный и называет вслух получившееся слово.

Например, нужно заменить на [ч] первый (кашка - чашка, гайка - чайка, масть - часть) или последний звук (враг - врач, клюв - ключ, мел - меч).

По мере тренировки игру можно проводить на слух, без использования картинок.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ

«Лови да бросай - цвета называй»

Цель: Упражнять в подборе существительных к прилагательному, обозначающему цвет.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Что у нас какого цвета - мы расскажем вам об этом. 

Взрослый, бросая мяч ребенку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. 

Взрослый: красный – 

Ребёнок: мак, огонь, флаг

оранжевый - апельсин, морковь, заря; 

желтый - цыпленок, солнце, репа;

зеленый - огурец, трава, лес;

голубой - небо, лед, незабудки;

синий - колокольчик, море, чернила;

фиолетовый - слива, сирень, сумерки.

ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

«Магазин посуды»

Цель: Расширять словарь. Развивать умение подбирать обобщающее слово. Развивать речевого внимания.

Материал: Игрушечная или настоящая посуда.

Ход игры:

Давай поиграем в магазин. Я буду покупателем, а ты продавцом. Мне нужна посуда для супа — супница.

Посуда для салата — салатница;

посуда для хлеба — хлебница;

посуда для молока — молочник;

посуда для масла — маслёнка;

посуда для конфет — конфетница;

посуда для сухарей — сухарница;

посуда для соли — солонка;

посуда для сахара — сахарница.

После проговаривания всей имеющейся посуды, можно поменяться ролями. Наша задача побуждать ребёнка произносить названия посуды самостоятельно.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

«Найди картинке место»

Цель: Учить соблюдать последовательность хода действия. Формировать умение составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Материал: Наборы серийных картинок для выкладывания.

Ход игры: Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок.

ПРОГУЛКА

УТРО

Прогулка 1

Наблюдение за погодой. Знакомство с октябрем.

Цель: Формирование понятия детей о смене времен года; уточнение представлений об особенностях осеннего месяца – октября.

Обогащение словаря: сентябрь, октябрь, ноябрь, предзимье, пороша, листобой, грязник, ветродуй, хлебник.

-Какое время года?

- Сколько месяцев длится осень?

-Какой 1-ый месяц?

-А 2-ой месяц – октябрь. Октябрь – предзимье, первый суровый месяц осени. Октябрь месяц близкой пороши. В октябре на одном часу и дождь и снег. Кажется, вчера осень справляла новоселье, привечала за скатертями – самобранками, а сегодня оглянись вокруг – мягко стелет, да жестко спать. Разбойный ветер кусты за вихри дерет. В лесу гул, стон. Достиг своего ветер, косо зачертил мелкий снег. Таков октябрь: когда чем кроет – когда листком, когда снежком. А вот имена, который дал русский народ октябрю: листобойгрязник, ветродуй, и еще хлебник.

Октябрь крадется по дорожкам,

ступает тихо солнцу вслед. Грибы и ягоды в лукошке.

И сентябрю он шлет привет! В багряном бархатном кафтане,

из листьев шляпа набекрень,

Он целый месяц будет с нами,

встречать рассвет, и ночь, и день.

Он волю, осени исполнит - раскрасит поле, луг и лес. И красотою мир наполнит!

И пригласит в страну чудес

Дидактические игры: «Назови осенние месяцы»

Цель: учить детей по приметам называть осенние месяцы.

«Подскажи словечко»

Цель: подбор прилагательных, характеризующих ветер.

Подвижные игры: «Мы, веселые ребята»

Дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне площадки также проведена черта. Сбоку от детей, примерно на середине между двумя линиями, находится ловишка. Ловишка назначается воспитателем или выбирается детьми. Дети хором произносят: 
Мы, веселые ребята,  любим, бегать и скакать.    Ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три - лови!
После слова "лови" дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет бегущих, ловит их. Тот, до кого ловишка сумеет дотронуться, прежде чем убегающий пересечет черту, считается пойманным. Он отходит в сторону. После 2-3 перебежек производится подсчет пойманных. Затем выбирается новый ловишка. Игра повторяется 4-5 раз. 
Цель: учить соблюдать правила игры; закреплять ловкость, быстроту бега.

Индивидуальная работа. Непрерывный бег в течение 1,5 мин. С выполнением движений на дыхание.

Цельулучшать технику бега (естественность, легкость, энергичные отталкивания).«Прыгай выше».

Цель: учить действовать по сигналу.

Трудовая деятельность: выкапывание цветов с клумбы (бархатцы, астры, для выращивания в группе.

Цели: учить осторожно, выкапывать цветок и вместе с землей аккуратно пересаживать в горшочки; воспитывать любовь к растениям, трудовые навыки. Учить детей устанавливать связи между похолоданием и отмиранием растений.

Наблюдение за пауком.

Цели: расширять и закреплять знания о характерных особенностях внешнего вида паука, его жизненных проявлениях; формировать реалистические представления о природе.

Загадки:

Этот маленький ловец

Сетку прочную плетет,

Если муха попадет,

Тут бедняжке и конец(Паук.)

На кусты туман набросил

Золотистые шелка,

На опушке, возле сосен,

Слышу прялку паука.

Он без устали и рьяно

Нить прядет, сплетая сеть,

Чтоб над стеблями бурьяна

Вместе с ветром пролететь.

Бееседа:

-Как выглядит паук?

-Как он передвигается?

-Где живет и чем питается?

-Как паук ловит насекомых?

-Есть ли враги у паука?

-Как по поведению пауков можно предсказывать погоду?

-Где зимуют пауки?

Тело паука разделено на две части: головогрудь и брюшко. На голове у паука восемь глаз и рот, а грудка опирается на четыре пары ног. На нижней части брюшка паука находится паутинная бородавка, через которую он выделяет паутину.

Пауки — хищники, они питаются другими насекомыми: мухами, комарами, жучками и бабочками, которых ловят с помощью сети — паутины. На зиму паучки забиваются в щелки коры, расщелины старых пней и засыпают до весны.

Люди заметили, что по поведению пауков можно судить о погоде. Перед непогодой пауки не раскидывают сетей для ловли насекомых. А если паук принимается за работу над новыми сетями или заделывает изъяны в старой паутине — жди сухих солнечных дней.

Трудовая деятельность

Сбор семян.

Цель: закреплять умение аккуратно собирать семена цветов и правильно их хранить.

Подвижные игры

«Добеги и прыгни», «Попрыгунчики». Цель: развивать двигательную активность, умение прыгать в длину.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: совершенствовать прыжки через длинную скакалку (неподвижную и качающуюся, на).

Наблюдение за сезонными изменениями

Цели: закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы; учить выделять изменения в жизни растений и животных в осеннее время; формировать представление об осенних месяцах. Обогащение словаря: нет просвета, бродит, кленовый.

Воспитатель задает детям вопросы.

-Какое сейчас время года?

-Как вы догадались, что осень?

-Перечислите характерные признаки осени.

Осень.

Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди, и нет просвета.

Затерялось где-то лето.

Ходит осень, бродит осень.

Ветер с клёна листья сбросил.

Под ногами коврик новый,

Жёлто-розовый – кленовый. Е. Авдиенко

Беседа

-Почему осенью стало холоднее?

-Что делает человек осенью?

-Как приспосабливаются разные животные к жизни в холодное время года?

Солнце осенью светит не так ярко, часто идут дожди. Утром бывают туманы. Птицы собираются в стаи, улетают на юг. Дидактические игры: «Слова- родственники». Цель:учить подбирать однокоренные слова. «Подскажи словечко»

Цель: подбор прилагательных, характеризующих осень. «Нарисуй картинку» - обведи листок мелом на асфальте. Цель: развитие мелкой моторики

Подвижные игры: «Самолеты» (ходьба, бег)

Дети строятся в 3-4 колонны в разных местах площадки, которые отмечаются флажками. Играющие изображают летчиков. Они готовятся к полету. По сигналу воспитателя: «К полету готовься!» - дети делают движения руками - заводят мотор. «Летите!» - говорит педагог. Дети поднимают руки в стороны и летят врассыпную в разных направлениях по площадке. По сигналу воспитателя: «На посадку!» - самолеты находят свои места и приземляются: строятся в колонны и опускаются на одно колено. Воспитатель отмечает, какая колонна построилась быстрее. Следует обращать внимание на легкость бега детей.

Индивидуальная работа

Цель: совершенствовать прыжки с продвижением вперед.

Самостоятельные игры с выносным материалом. «Кто дальше?» - метание мешочков с песком. Трудовая деятельность

Уборка участка детского сада от опавших листьев.

Цели: учить создавать у себя и других детей радостное настроение от выполненной работы; воспитывать экологическую культуру.

Наблюдение за березой

Цели:     продолжать знакомить с характерными особенностями березы, выделяя признаки живого;

  воспитывать бережное отношение к дереву.

Обогащение словаря: белоствольная

Загадка:

Стоят столбы белые,

На них шапки зеленые,

Летом мохнатые,

Осенью желтоватые(Береза.)

Дети подходят к березе, здороваются, любуются красотой осеннего дерева.

Беседа: -Какие изменения произошли с деревом?

-Что произошло с листьями березы?

-Какого они цвета?

 -Много или мало листьев на березе?

   -Когда дует ветер, что происходит с листьями?

Предложить детям собрать букет из опавших листьев. Еще раз отметить, какого цвета листья.

-Какие признаки того, что береза живая, можно назвать?

Трудовая деятельность

Сгребание опавших листьев граблями.

Цель: приучать доводить начатое дело до конца.

Подвижная игра

«Найди свой цвет».

Цельискать свой цвет по сигналу воспитателя.

 Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: добиваться улучшения техники ходьбы: четкого и широкого шага, хорошей осанки, естественной работы рук.

Наблюдение за вороной

Цели:

расширять знания о вороне;

воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц.

Обогащение словаря: поживиться, птица всеядная, находчивая.

Беседа:

*Как выглядит ворона?

*Чем она питается?

*Зимующая или перелетная эта птица?

*Как ворона кричит?

Ворона — крупная птица. Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы у вороны черные, а все остальное серое. Ворона хитрая, ловкая и находчивая птица. Зимует и живет она рядом с человеком. Ворона обычно сидит на контейнерах для мусора и свалках, где всегда есть чем поживиться, ведь ворона — птица всеядная. Кричит она «кар-кар».

Хромая старая ворона 

Давно живет в саду моем. 

В густых зеленых ветках клена 

Она построила свой дом.

Трудовая деятельность

Сбор семян цветов.

Цель: развивать желание выполнять работу дружно.

Подвижные игры

«Птичка и кошка», «Цветные автомобили».

Цель: учить двигаться врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: закреплять умения прыгать на одной ноге (правой и левой).

ВЕЧЕР

Наблюдение за насекомыми.

Цели: Предложить детям рассказать, почему с наступлением холодов исчезают насекомые, куда они прячутся. Дополнить и обобщить ответы детей.

Подвижная игра «Эстафета парами».

Цели: Упражнять детей в беге парами, учить пробегать, не задевая кегли. Развивать внимание, ловкость, координацию движений, способность реагировать на действия товарища.

Дидактическая игра «Горячо-холодно».

Цели: Учить детей использовать в игре их знания названий деревьев, развивать любознательность, находчивость, активизировать речь.

Наблюдение: почва осенью.

Цели: Предложить детям рассмотреть следы обуви, которые остаются на земле после дождя, сравнить следы, оставленные на разных участках. Подвести детей к выводу о различии свойств почв, связанных с разным содержанием в них песка и глины.

Спортивная игра баскетбол.

Цели: Упражнять детей в произвольных бросках в корзину, в построении и перемещении по площадке. Продолжать знакомить детей с правилами игры, с физическими качествами мяча (упругость, вес, объем). Развивать ловкость, выносливость.

Подвижная игра «Лови-лови».

Цели: Учить детей ловить мяч, подвешенный к палочке, способствовать освоению детьми правил культурного и конструктивного взаимодействия с товарищами в игре. Продолжать закаливание организма с использованием природных факторов.

Наблюдение за птицами.

Цели: Обсудить с детьми, почему птицы улетают в теплые края, какие птицы улетают, а какие - зимуют. Рассказать ребятам, что первыми улетают стрижи, ласточки, затем в начале осени улетают журавли. Понаблюдать с детьми, как птицы собираются в стаи.

Дидактическая игра «Кто что делает».

Цели:. Расширять представления детей о профессиях, уточнить их названия, обогащать лексический запас детей глаголами, характеризующими действия людей той или иной профессии.

Подвижная игра «Ловишки с ленточками».

Цели: Учить детей выполнять правила игры, изменять направление и темп бега в зависимости от игровой ситуации. Воспитывать у детей интерес и стремление к правильному выполнению задания.

Наблюдение: осенний ветер.

Цели: Уточнять представления детей о погоде, развивать наблюдательность. Предложить детям рассказать, как можно узнать направление ветра, как меняется все вокруг в ветреную погоду.

Спортивная игра бадминтон.

Цели: Продолжать знакомить детей с правилами и атрибутами игры (ракетка, волан), учить держать ракетку правильно, выполнять удар по летящему волану. Познакомить детей со свойствами волана (вес, размер). Формировать интерес к новой спортивной игре.

Подвижная игра «Школа мяча».

Цели: Учить детей ударять мяч о землю и ловить его одной рукой, не прижимая к себе. Развивать ловкость, быстроту реакции.

Наблюдение за облаками.

Цели: Обратить внимание детей на осеннее небо, обсудить какого цвета оно стало? Предложить вспомнить, какими бываю! облака, рассказать какие облака они чаще видят с наступлением осени (перистые).

Подвижная игра «Разведчики».

Цели: Упражнять детей в умении ориентироваться в пространстве, определять направление движения. Использовать предлоги «от», «около», «рядом», «над», «за» и др.

Самостоятельная деятельность детей.

Цели: Воспитание самостоятельности, поощрение инициативы, дружеских взаимоотношений, формирование умения самостоятельно выбирать партнеров по игре.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Пополнить уголок книги.

Плакатами и предметными  картинками «Дикие животные».

Игра «Собери картинку» развивать внимание, логику.

Поместить в уголке Изо книжки - раскраски  с дикими животными.

Рассматривание альбома «Эти интересные животные».

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Консультация для родителей  «Меры профилактики гриппа»

Консультация «Профилактика ОРВИ»

Совместное изготовление детьми и родителями поделки дикого животного

Уметь с помощью различного материала совместно с родителями создавать образ животного, подбирать интересный познавательный материал об этом животном.

ДЕНЬ НЕДЕЛИ

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛОГО

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

Понедельник

21.10

9.00- 9.20 Окружающий мир

Г.М. Блинова Занятия. Познавательное развитие 5-7 лет. Стр.87

Цель: Рассказать детям о диких животных и познакомить  с интересными фактами из жизни диких животных, показать их уникальность.

9.40-10.05 Музыкальное занятие

По плану музыкального руководителя.

16.10-16.30 Рисование

Цель: Расширение представлений  о диких животных нашего края .
Задачи: 

Познавательные: расширить знания детей о животном мире, формировать умения  обобщать и систематизировать представления о диких животных, признаках, отличающихся от домашних; расширить представления детей о среде обитания животных.

Развивающие: Формировать умение рисовать акварельными красками, закреплять правила работы с кистью. Развивать   моторику рук, цветового восприятия , воображения.

Воспитательные: воспитывать качество взаимопомощи ;умение работать в коллективе и аккуратно выполнять работы.

Рисовать геометрические фигуры закрепить полученные навыки.

Ситуативный разговор «Однажды мама ушла в магазин, а ты остался на улице один….» Задачи: формирование навыков безопасного поведения.

И.Р.: Д/И «Кто у кого?» Задачи: закреплять у детей употребление в речи названий детёнышей животных во множественном числе родительного падежа.

Вторник 22.10

9.00-9.25 Хореография

По плану художественного руководителя.

9.30-9.50 Математика

Н.А.Карпухина Реализация содержания образовательной деятельности. Старший возраст 5-6 лет. Познавательное развитие стр.104 ООД В гости к трём поросятам.

Физкультурное занятие на улице

По плану инструктора по физической культуре.

«Посчитай и сравни»

Задачи: упражнять в сравнении двух групп предметов по количеству.

И.Р: «Попади в цель» Задачи: упражнять в метании снежков в цель, способствовать развитию силы броска.

Среда

23.10

9.00-9.20 Обучение грамоте

Тема: «Составление рассказа из небольших предложений. Штриховка геометрических фигур»

Задачи:

- развивать умение образовывать существительные с уменьшительными, ласкательными суффиксами;

- воспитывать культуру речевого общения;

- упражнять детей в составлении рассказа из небольших предложений;

- упражнять в штриховке геометрических фигур (круг, квадрат);

- формировать быструю реакцию на слово.

9.30-9.50 Окружающий мир

Н.А.Карпухина Реализация содержания образовательной деятельности. Старший возраст 5-6 лет. Познавательное развитие стр.107 ООД В гости к лесным друзьям.

15.10-15.35 Физкультурное занятие

По плану инструктора по физической культуре.

И.Р: «Подбрось – поймай»

Задачи: совершенствовать умение подбрасывать и ловить мяч.

Ситуативный разговор о безопасном поведении на скользких дорожках. 

Задачи: формирование навыков безопасного поведения в зимний период.

Индивидуальная работа по развитию движений: боковой галоп. Задачи: Развивать ловкость, быстроту реакции.

Четверг 24.10

9.00-9.20 Развитие речи

В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова Конспекты занятий в старшей группе. Развитие речи стр.36

9.30-9.55 Хореография

По плану художественного руководителя.

15.30-15.55 Музыкальное занятие

По плану музыкального руководителя.

Раскрашивание изображений диких животных. Задачи: формировать навык правильно держать карандаш, наносить штрихи в одном направлении, заполняя всё пространство.

Артикуляционная гимнастика «Лошадка». Задачи: развивать у детей артикуляционный аппарат.  

Пятница

25.10

9.00-9.20 Развитие познавательно-исследовательской\конструктивной деятельности

(конструирование)

«Пингвины на льдине» (коллективно)        

Развивать умение работать коллективно, объединяя свои поделки с общим замыслом. Закреплять интеллектуальные навыки. Воспитывать дружественные отношения между детьми, вызывая положительные эмоции.        

Еловые шишки, фисташки, чашечки желудя, пенопласт, веточки, горох, бумага.

(исследования)

Занятие №2.  

«Солнце дарит нам тепло и свет»          

Дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием «световая энергия», показать степень её поглощения разными предметами, материалами.

Настольная лампа, набор предметов, изготовленных из разных материалов.

9.30-9.50 Лепка\аппликация

«Забавный лось»

Цель: Закрепить представление о диких животных: название, внешний вид, образ жизни, питание. Учить аккуратно обводить по контуру, вырезать. Закрепить правильно размещать детали на бумаге. Соблюдать аккуратность в работе. Выполнять начатое дело до конца.

Материал: картон коричневый, черный; клей; ножницы; глазки (можно наклеить из бумаги или магазинные).

10.35-11.00 Физкультурное занятие

По плану инструктора по физической культуре.

И.Р.: «Собери  пазлы»

Задачи: упражнять в умении составлять целое из частей.

Д/И «Что изменилось?» Задачи: развитие внимания и зрительной памяти.

«Кто где живёт?». Задачи: закреплять знания о жилищах диких животных.

д/и «Найди ошибку».  

Задачи: Развивать внимание, учить находить ошибки в изображении времён года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематический план на тему: "Дикие животные. Подготовка животных к зиме."

Данный тематическо-календарный план предназначен для работы с детьми. В плане представлены беседы, презентации, развлечения, чтение художественной литературы. ...

Календарно-тематический план на тему: "Животный мир морей и океанов"

Данный тематическо-календарный план предназначен для работы с детьми. В плане представлены беседы, презентации, развлечения, чтение художественной литературы. ...

Календарно-тематическое ежедневное планирование. Тема: "Мы друзья зимующих птиц" в подготовительной группе

Календарно-тематическое ежедневное планирование в подготовительной группе на тему: " Мы друзья зимующих птиц"...

Календарно-тематическое ежедневное планирование Тема: "Транспорт"

Календарно-тематическое ежедневное планирование тема:"Транспорт"...

Календарно-тематическое ежедневное планирование. Тема: "Добрые пожелания в день рождения" в подготовительной группе

календарно-тематическое ежедневное планирование. Тема: " Добрые пожелания в день рождения" в подготовительной группе....

Календарно- тематическое планирование Тема: «Домашние животные и птицы». 6-7 лет

Программное содержание: 1. Расширять представления детей о домашних животных и птицах, об их повадках.2.  развивать представления детей о пользе домашних животных и птиц.      ...

Календарно-тематическое планирование. Тема: "Домашние животные"

Календарно - тематическое планирование для средней группы. Тема: Домашние животные...