Использование театра теней как средства развитие мелкой моторики рук детей пятого года жизни
учебно-методический материал (старшая группа)
В жизни современного ребенка мелкая моторика имеет огромную роль.
Сформированность навыков мелкой моторики руки имеет важное значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Уровень развития мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма и пр.
Под термином мелкая (тонкая) моторика мы понимаем высокодифференцированные, точные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы, в которых участвуют мелкие мышцы. Биманипулярные движения рук, тактильный контакт с материалами различной фактуры, функциональное дифференцирование визуальной системы развивает у ребенка функциональную мышечную умелость выполнять мелкие, четко дифференцированные движения.
Разработка тонких, точных движений необходима ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом; деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются, по мнению М.М.Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга».
Экспериментальные данные свидетельствуют о тесной связи функции руки и речи, морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук. Если речевое развитие ребенка задерживается, рекомендуется стимулировать его путем тренировки движений пальцев рук.
Изучением мелкой моторики как разновидности движений, регулируемых психикой, занимались такие ученые как Н.А. Бернштейн, В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Н.А. Козленко, М.О. Гуревич, А.А. Леонтьев, М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина,
С.Г. Шевченко, У.В. Ульенкова, О.Н. Усанова, М.М. Безруких, С.П. Ефимова, Е.А. Екжанова, А.Н. Корнев, Т.П. Хризман, М.Н. Звонарева, Д. Сели, М. Монтессори и др.
В младших и средних группах дошкольных образовательных учреждений у многих детей наблюдаются отклонения в развитии движений пальцев рук: движения неточные, некоординированные, затруднены изолированные движения пальцами. Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев оказывает благотворное влияние на общее развитие ребенка, становление всех психических процессов, подготовку руки к письму. В системе коррекционно-развивающей работы в детских садах необходимо уделять больше внимания формированию тонких движений пальцев рук.
Проблема: будет ли театр теней эффективным средством развития мелкой моторики детей пятого года жизни?
Противоречия: между недостаточно развитой мелкой моторикой у детей 5 лет и необходимостью повышения уровня ее развития для полноценного нервно-психического функционирования ребенка в повседневной жизнедеятельности.
Объект исследования: процесс развития мелкой моторики детей пятого года жизни
Предмет исследования: театр теней как средство развития мелкой моторики рук детей пятого года жизни.
Цель: Теоретическое обоснование и опытно-экспериментальная проверка влияния театра теней на развитие мелкой моторики детей пятого года жизни.
Задачи:
1.Проанализировать научные подходы к проблеме исследования, обосновать содержание и сущность понятий «театр теней», «мелкая моторика».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
melkaya_motorika.docx | 359.47 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРА ТЕНЕЙ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ
Санкт-Петербург 2019
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Психофизиологические закономерности развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста 7
1.2 История театра теней и его роль в развитии ребенка дошкольного возраста 13
2.1 Выявление исходного уровня развития мелкой моторики рук детей пятого года жизни 19
2.3 Определение эффективности работы по развитию мелкой моторики рук детей пятого года жизни 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ А Стимульный материал к методике «Дорожки» 40
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Технологические карты и конспекты НОД 41
ПРИЛОЖЕНИЕ В Наглядный материал формирующего эксперимента 57
ВВЕДЕНИЕ
В жизни современного ребенка мелкая моторика имеет огромную роль.
Сформированность навыков мелкой моторики руки имеет важное значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Уровень развития мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма и пр.
Под термином мелкая (тонкая) моторика мы понимаем высокодифференцированные, точные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы, в которых участвуют мелкие мышцы. Биманипулярные движения рук, тактильный контакт с материалами различной фактуры, функциональное дифференцирование визуальной системы развивает у ребенка функциональную мышечную умелость выполнять мелкие, четко дифференцированные движения.
Разработка тонких, точных движений необходима ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом; деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются, по мнению М.М.Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга».
Экспериментальные данные свидетельствуют о тесной связи функции руки и речи, морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук. Если речевое развитие ребенка задерживается, рекомендуется стимулировать его путем тренировки движений пальцев рук.
Изучением мелкой моторики как разновидности движений, регулируемых психикой, занимались такие ученые как Н.А. Бернштейн, В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Н.А. Козленко, М.О. Гуревич, А.А. Леонтьев, М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина, С.Г. Шевченко, У.В. Ульенкова, О.Н. Усанова, М.М. Безруких, С.П. Ефимова, Е.А. Екжанова, А.Н. Корнев, Т.П. Хризман, М.Н. Звонарева, Д. Сели, М. Монтессори и др.
В младших и средних группах дошкольных образовательных учреждений у многих детей наблюдаются отклонения в развитии движений пальцев рук: движения неточные, некоординированные, затруднены изолированные движения пальцами. Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев оказывает благотворное влияние на общее развитие ребенка, становление всех психических процессов, подготовку руки к письму. В системе коррекционно-развивающей работы в детских садах необходимо уделять больше внимания формированию тонких движений пальцев рук.
Проблема: будет ли театр теней эффективным средством развития мелкой моторики детей пятого года жизни?
Противоречия: между недостаточно развитой мелкой моторикой у детей 5 лет и необходимостью повышения уровня ее развития для полноценного нервно-психического функционирования ребенка в повседневной жизнедеятельности.
Объект исследования: процесс развития мелкой моторики детей пятого года жизни
Предмет исследования: театр теней как средство развития мелкой моторики рук детей пятого года жизни.
Цель: Теоретическое обоснование и опытно-экспериментальная проверка влияния театра теней на развитие мелкой моторики детей пятого года жизни.
Задачи:
1.Проанализировать научные подходы к проблеме исследования, обосновать содержание и сущность понятий «театр теней», «мелкая моторика».
2. Выявить особенности и первоначальный уровень мелкой моторики детей пятого года жизни при использовании театра теней в соответствии с программными требованиями.
3. Разработать и апробировать серию конспектов НОД по развитию мелкой моторики детей пятого года жизни с использованием театра теней
4. Определить эффективность образовательной деятельности по развитию мелкой моторики с использованием театра теней.
Гипотеза исследования:
Мы предполагаем, что теневой театр будет способствовать развитию мелкой моторики при условиях:
- Интеграции образовательных областей при планировании и организации НОД (непрерывной образовательной деятельности);
- Включения театра теней в НОД с учетом календарного планирования
Новизна исследования:
Самостоятельная разработка и апробация методики развития мелкой моторики детей пятого года жизни с использованием театра теней.
Практическая значимость исследования:
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная нами методика по развитию мелкой моторики детей пятого года жизни посредством театра теней может быть использована в практике дошкольных образовательных организаций.
ГЛОССАРИЙ
Автоматизированность- характеризует определенную скорость протекания действия, его целостность и плавность, низкий уровень напряженности; [23]
Биманипулярные движения рук - тактильный контакт с материалами различной фактуры, функциональное дифференцирование визуальной системы развивает у ребенка функциональную мышечную умелость выполнять мелкие, четко дифференцированные движения. [24]
Гуманизм (лат. humanus — человеческий, человечный) идеология и практика, основанные на принципах равенства, справедливости, рассматривающие человека как высшую ценность. [25]
Афферентные сигналы (лат. afferentis - приносящий) - понятие, характеризующее ход процесса нервного возбуждения по нервной системе в направлении от периферии тела к головному мозгу. [26]
Принцип сенсорных коррекций (сформулирован Н. А. Бернштейном) (англ. principle of sensory corrections) – использование для регулирования эффекторного процесса сенсорных сигналов о виде и динамике кинематической цепи, о степени и динамике растяжения (или сжатия) мышц, влияющих на ее движение. [27]
Театрализованная деятельность - это деятельность по формированию личности, направленная на развитие творческих способностей посредством элементов театрального искусства [28]
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРА ТЕНЕЙ1.1 Психофизиологические закономерности развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста
Главным параметром готовности к школе является сформированный уровень развития пальцевой моторики ведущей руки, который определяет легкость и скорость формирования навыков письма.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных координационных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Уровень развития мелкой моторики рук является также одним из основных показателей интеллектуальной готовности к начальному обучению. Отсюда следует вывод, что работу по развитию мелкой моторики рук необходимо начинать не перед самим поступлением в первый класс, а намного раньше – с самого раннего возраста. Изучение данной проблемы происходит в разнообразных аспектах: физиологическом, психологическом, педагогическом. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать А.В. Антакову-Фомину, М.М. Кольцову, Е.И. Исенину. И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой . Н.М. Щелованов, Н.Л. Фигурина, М.П. Денисова, М.Ю. Кистяковская показали, что овладение относительно тонкими действиями рук приходит в процессе развития зрения, осязания, развития кинестетического чувства – положения и перемещения тела в пространстве. Вид предмета – это стимул движения рук по направлению к нему. Организованные действия рук формируются у ребенка постепенно на протяжении уже первого полугода его жизни. Пальцы, сжатые в кулак, распрямляются. Начинают выполнять особые движения захватывания предметов. Рука начинает действовать как специфический человеческий орган .
Изучить более глобально психофизиологические закономерности именно двигательного развития дошкольника позволяет научная теория Н.А. Берштейна Развивающее значение двигательной сферы ребенка содержится в формировании сложной организации разнообразных действий, которые обеспечивают точное, верное и быстрое выполнение различных движений за счет их уточнения, изменения, исправления по ходу выполнения. Н.А. Берштейн показывает в своей теории, что с самых первых месяцев жизни ребенка идет анатомическое развитие уровней построения разнообразных движений пальцевой моторики, а завершающий этап приходится на двухлетний возраст. Далее начинается многоплановый процесс «прилаживания» всех уровней построения движений друг к другу. Н.А. Берштейном было предложено совершенно новое определение понимания управления движениями: оно получило название «принцип сенсомотроных коррекций», моторные импульсы, уточняющие в процессе любого движения на основании беспрерывного поступления информации об изменении в ходе условий его протекания. Именно он описал, что какую бы информацию не несли сигналы обратной связи: сообщающие о той или иной степени напряжения мышц, о разнообразном положении тела и его частей, о скорости, афферентные сигналы, приходящие в разные чувствительные зоны головного мозга, переключаются на моторные пути на различных уровнях. Описанные Н.А. Берштейном уровни построения движений имеют свой определенный класс движений: отдел центрального управления – этаж, тип двигательной задачи, тип сенсорной коррекции и репертуар движений. А уровень – уровень, функционирующий с первых дней жизни новорожденного. Он осуществляет обеспечение удержания тела новорожденного в равновесии. Вибрационно-ритмичные движения, дрожь, принятие и удержание позы – движения в которых этот уровень является ведущим. При этом движения (большая их часть), регулируемые этим уровнем, на протяжении всего жизненного процесса остаются неосознаваемыми и непроизвольными. В уровень – данный уровень отвечает за переработку сигнала от мышечно-суставных рецепторов, сообщающих о взаимных расположениях частей тела. Он отвечает за обеспечение согласованной работы крупных групп мышц. Функционировать данный уровень начинает на втором году жизни ребенка. Удерживание общей позы, например, когда ребенок выполняет движения пальцами рук или кистями, обеспечивают уровни В и А. Они, хотя и не ведут непосредственного движения, тем не менее отвечают за согласованность работающего со всем телом в целом органа. С уровень – уровень пространственного поля. Уровень этот отвечает за построение движений, которые приспособлены к пространственным свойствам тех или иных объектов (к их массе, форме и другим особенностям). К ним относятся различные виды перемещений (локомоций), тонкая моторка рук и пр. Для обеспечения данного уровня совместно с подкорковыми структурами мозга принимает важное участие и кора головного мозга, поэтому его созревание начинается рано – уже на первом году жизни ребенка - и имеет продолжение на протяжении детства и даже захватывает юность.
Подуровни С 1 и С 2 – два раздельных уровня, каждый из которых починен другому.
Подуровень С 1 – обеспечивает приспособленность движений по ходу процесса. Эти приспособления выступают проекцией самого двигательного процесса на внешнее реальное пространство с его объектами и силами. С шести-семи лет начинает интенсивно развиваться уровень регуляции самих произвольных движений во внешнем пространственном поле – движений, которые требуют подражания, копирования, прицеливания. Приобретаются сила и точность. С трехлетнего возраста начинает постепенно расти успешность действия, обеспечивающих уровень регуляции осмысленных действий. Данный уровень регуляции движений начинает свою развивающую функцию в дошкольном возрасте и продолжает развитие на протяжении уже всего дальнейшего развития.
Подуровень С 2 – приспособленность движений становится специализированнее, тоньше, приобретается выраженный финальный или целевой характер. Идет превращение проекции движений на конечную точку с установкой на меткость и точность во внешнем пространстве. Например, данный подуровень пространственного поля делает акцент на меткость или точность попадания. А, например, при срисовывании геометрической фигуры при соблюдении геометрического подобия – в более усложненном оформлении на точность воспроизведений видимых форм. Д уровень – уровень действий. Данный уровень обеспечивает организацию действий с предметами и функционирует при постоянном участии коры головного мозга (премоторных и теменных зон). Это уровень спецефически человеческой организации активности (в частности двигательной), ведь именно к данному уровню относят ручные манипуляции и всевозможные виды орудийных действий. Характерной чертой этого уровня является не только учет пространственных особенностей, но и согласование с логикой предназначения предмета. Это уже является непросто движениями, а в большей степени – цепочка этих движений застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узелков, шнурование).
Н.А. Берштейн подчеркивает, что решающими для успешного и более эффективного развития пальцевой моторики рук ребенка оказываются те условия успешного воспитания и целенаправленного обучения, которые способствуют развитию движений пальцев рук[5]. Необходимым и важным условием развития различных уровней построения движений являются двигательные задания, которые взрослый ставит перед ребенком в процессе обучения и воспитания и попытки их решения. Разнообразные задания на развитие мелкой моторики рук способствуют лучшему развитию пальцев рук и тонких движений кистей рук. Н.М. Щелованов, Н.Л. Фигурина, М.П. Денисова, М.Ю. Кистяковская показали, что овладение относительно тонкими действиями рук приходит в процессе развития зрения, осязания, развития кинестетического чувства – положения и перемещения тела в пространстве. Вид предмета – это стимул движения рук по направлению к нему. Организованные действия рук формируются у ребенка постепенно на протяжении уже первого полугода его жизни. Пальцы, сжатые в кулак, распрямляются. Начинают выполнять особые движения захватывания предметов. Рука начинает действовать как специфический человеческий орган. Изучить более глобально психофизиологические закономерности именно двигательного развития дошкольника позволяет научная теория Н.А. Берштейна Развивающее значение двигательной сферы ребенка содержится в формировании сложной организации разнообразных действий, которые обеспечивают точное, верное и быстрое выполнение различных движений за счет их уточнения, изменения, исправления по ходу выполнения. Н.А. Берштейн показывает в своей теории, что с самых первых месяцев жизни ребенка идет анатомическое развитие уровней построения разнообразных движений пальцевой моторики, а завершающий этап 16 приходится на двухлетний возраст. Далее начинается многоплановый процесс «прилаживания» всех уровней построения движений друг к другу. Н.А. Берштейном было предложено совершенно новое определение понимания управления движениями: оно получило название «принцип сенсомотроных коррекций», моторные импульсы, уточняющие в процессе любого движения на основании беспрерывного поступления информации об изменении в ходе условий его протекания. Именно он описал, что какую бы информацию не несли сигналы обратной связи: сообщающие о той или иной степени напряжения мышц, о разнообразном положении тела и его частей, о скорости, афферентные сигналы, приходящие в разные чувствительные зоны головного мозга, переключаются на моторные пути на различных уровнях. С развитием мелкой моторики руки тесно связано развитие речи. Если внимательно посмотреть на снимок головного мозга, то становиться ясно, что двигательная речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь её частью. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Проведенные М.М. Кольцовой, Л.Ф. Фоминой исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей. Для определения уровня развития речи с детьми первых лет жизни провели такой эксперимент: просили ребенка показать один пальчик, два, три («сделай вот так», – показывали, как надо делать). Дети, которым удается повторить изолированные движения пальцами, хорошо говорят. И, наоборот, у плохо говорящих детей пальцы либо напряжены и сгибаются только все вместе, либо, напротив – вялые, ватные и не делают отдельных движений. Таким образом, пока движения пальцев не станут свободными, добиться развития речи у детей не удается . Таким образом, в целом проблема повышения эффективности комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию мелкой 17 моторики руки и координации движений пальцев рук детей не теряет своей актуальности. Замечательный педагог В.А. Сухомлинский (1978) писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
1.2 История театра теней и его роль в развитии ребенка дошкольного возраста
Искусству теневого театра более двух тысяч лет. Возникнув в странах Восточной и Юго-Восточной Азии как религиозно-ритуальное действо, оно и сегодня всей своей философией и эстетикой тесно связано с мифами создавших их народов.
Легенда относительно происхождения театра теней романтичная: «Умерла жена китайского императора, он сильно по ней тосковал, и подданные придумали показать тень жены за ширмой». Так и появилась форма визуального искусства, датируемая примерно двухсотым годом до нашей эры в эпоху императора Хань-Ву-ци.
Театр теней соединяет в себе три вида искусства — музыку (инструментальное или голосовое сопровождение), литературу (рассказы и сценарии), ремесло (изготовление кукол) или живопись (декорации и сами куклы).
В самой древней форме теневого театра тени на экране создавали жестами рук . Потом тонкие полупрозрачные силуэты стали вырезать из кожи, чаще всего – ослиной. И первоначально, этот театр так и называли - "театр кукол из ослиной кожи". Позже фигурки стали изготовляться из всевозможных материалов - тонкой прозрачной кожи (козлиной, верблюжьей), бумаги или картона, могли быть как твёрдыми и целостными, так и гнущимися, состоящими из отдельных частей, прикрепленных друг к другу. Эти фигурки прозвали марионетками.
Платон, беседуя с учениками, брал в руки марионетку и объяснял своим ученикам, что людьми, подобно марионетками, правят нити Добра и Зла, Добродетели и Пороки. Но слушаться нужно только одной нити - золотой нити разума. ("Золотой" называется нить, управляющая головой куклы).
В средние века в Испании выделилась третья форма тетра теней, когда некоторое время артистам было запрещено выходить на сцену, а выйти хотелось, они придумали выступать за ширмой. С тех пор, использование теней живых людей для показа спектакля стало называться испанскими тенями.
"Китайские тени" были распространены в Европе в XVIII и XIX веках. В 1767 году, перед Великой Французской революцией, из самого Китая техника театра теней была привезена на родину французским миссионером Жюлем Алодом. И здесь теневой театр так полюбили и много показывали, что он стал называться "французскими тенями". А самой большей славой пользовался театр теней Доминика Серафена в Версале.
Самым известным театром теней сейчас являются Яванские Вайанг-Кули: куклы из вощеной прозрачной бумаги на шарнирах, раскрашенные в различные цвета. Яванские теневые фигуры управляются артистами-кукольниками с помощью тростей и изготавливаются из шкуры буйвола.
Как жанр искусства с недавнего времени театр теней стал возрождаться и в России.
Основной принцип теневого театра очень прост – использование тени от фигуры или предмета, падающий на экран при освещении их каким-либо источником света. Для классического теневого театра характерны относительно маленький экран, применение в основном плоских или полуобъемных кукол-фигур, использование простого белого цвета.
Если нужна просто черная тень на белом фоне – достаточно включить один из источников света.
Двойная тень хорошо подходит для сказочного сюжета, используются два источника света, как с одинаковым, так и с разным светофильтром. Если предмет или актер находится близко к прожекторам, то тени расходятся в стороны и при пересечении получаются причудливые конфигурации.
Театрализованная деятельность в детском саду — это волшебный мир сказки. Играя в театр, ребенок раскрывает свой творческий потенциал. Именно театральная деятельность в большей степени позволяет развить творческие способности ребенка.
Театральная деятельность способствует более продуктивному усвоению целевых ориентиров, определенных программой. Согласно принципам федерального государственного образовательного стандарта реализация программы должна производиться в формах, специфических для детей, прежде всего «…в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка…» Дошкольники очень любят смотреть спектакли. Он для них понятен и доступен, а теневой театр еще и содержит элементы мультипликации. Дети видят на экране знакомых и любимых персонажей: мишка, котик, зайка, лошадка, современные мультипликационные персонажи: Смешарики, Лунтик, Барбоскины и многие другие. Детей приводит в восторг, что эти персонажи двигаются, разговаривают, обращаются к зрителям. Важно театр рассматривать не только как развлекательное мероприятие, но и показывать через спектакли примеры дружбы, честности, трудолюбия и доброты.
1.3 Педагогические условия использования театра теней для развитии мелкой моторики детей пятого года жизни
Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей 5-6 лет не теряет своей актуальности.
При этом возраст 5 лет является главным для развития кисти рук. Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более и более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. В процессе ручного труда, манипуляций с материалами идёт естественный массаж биологически активных точек расположенных на ладонях и пальцах рук, что положительно сказывается на общем самочувствии ребёнка. Формируется общая умелость рук, в том числе и мелкая моторика – движения рук совершенствуются под контролем зрения и кинестетических ощущений, поэтому приобретаемые навыки оказывают колоссальное влияние на развитие физических и психических процессов и на всё развитие ребёнка в целом.
Кроме того, решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми, тактильными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления.
Использование театра теней в образовательной деятельности дошкольной организации благоприятно для развития мелкой моторики.
На занятиях с использованием театра теней детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать, различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов, признаки действий. Разнообразный наглядный материал помогает уточнить понимание названий предметов, действий, признаков. Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития мелкой моторики.
Театр теней имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря своей наглядности. Дети быстрее и полнее усваивают материал, так как на занятиях в качестве наглядной опоры часто используются театр теней. Материал, которым оснащаются занятия, используется на разных этапах работы. Дети играют с материалом, производя с ним различные действия. Продуктивная трудовая деятельность благоприятна для развития мелкой моторики, прежде всего тем, что ребенок сам непосредственно действует.
По мнению исследователей, следует стремиться к тому, чтобы пальчиковый тренинг был наиболее разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным и динамичным. Для достижения данной цели необходимо применять разнообразные средства развития мелкой моторики, а также игровые приемы в работе с детьми.
Применение театра теней способствует развитию у ребенка: мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия. На таких занятиях дети получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление, речь. [12]
В качестве сценария можно брать известные ребенку стихи, басни и небольшие сказки. Важно организовать совместную деятельность и осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку. Поставить четкие задачи перед детьми и передать им инициативу. Обратить внимание на сложности каждого ребенка, если они имеются.
В детских садах используют разные виды театра: настольный театр; стендовый; верховой; наручный; напольный; театр живой куклы. Но очень редко используют театр теней, более того, в этом направлении очень мало методических разработок.
Интеграция театра теней и других образовательных областей и форм детской деятельности, использование театра теней в качестве этапа занятия позволит не выйти за рамки календарно-тематического планирования, бесшовно внедрить театр теней в рамки организованной образовательной деятельности и сделать образовательный процесс интересным и увлекающим для детей.
Такая форма организации деятельности детей позволяет помимо всего прочего еще и развить мелкую моторику пальцев, поэтому наиболее оправдана для детей среднего и старшего дошкольного возраста, так как главным параметром готовности к школе является сформированный уровень развития пальцевой моторики ведущей руки, который определяет легкость и скорость формирования навыков письма.
Выводы по первой главе
Анализ методической и психолого-педагогической литературы позволил сделать следующие выводы:
1. Мелкая моторика рук ребёнка в психологической литературе исследована многими авторами достаточно полно. В работе показана взаимосвязь развития моторики с развитием важнейших психических функций, созреванием соответствующих зон мозга, показано его совершенствование в ходе развития ребёнка, выявлена возрастная динамика этого процесса.
2. Ознакомившись с научными и психолого-педагогическими исследованиями, мы пришли к выводу: движения рук, связанные с включением пальцев, необходимы для развития ребёнка. Тесную взаимосвязь между развитием функций головного мозга и мелкой моторикой, которые обеспечивают ребенку его интеллектуальное развитие, проследили путем анализа литературы, посвященной развитию дошкольников.
3. Развитие мелкой моторики старших дошкольников обеспечивается путем выполнения разнообразных видов ручной деятельности: один из видов это рассмотренный нами «театр теней». В результате теоретического анализа мы пришли к выводу, что развитие у детей мелкой моторики обеспечивает формирование у них навыков письма, необходимых для успешного обучения в школе.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРА ТЕНЕЙ
Цель опытно-экспериментальной работы – выявление возможности применения театра теней для развития мелкой моторики рук детей пятого года жизни. Педагогический эксперимент проводился в детском саду № 4 Василеостровского района г. Санкт-Петербурга. В эксперименте принимали участие 17 детей в возрасте 5 лет.
Педагогический эксперимент состоял из констатирующего, формирующего и контрольного этапов, что позволило поэтапно изучить, проанализировать и проверить гипотезу исследования.
Были использованы методы исследования: анализ документации (планов воспитательно-образовательной работы), наблюдения за детьми во время непрерывной образовательной деятельности, диагностика.
2.1 Выявление исходного уровня развития мелкой моторики рук детей пятого года жизни
Констатирующий эксперимент.
Цель констатирующего эксперимента: выявить исходный уровень развития мелкой моторики рук детей пятого года жизни.
Задачи констатирующего эксперимента:
1. Определить критерии оценки развития мелкой моторики рук детей пятого года жизни.
2. Подобрать диагностические методики для оценки развития мелкой моторики по каждому из критериев.
3. Выявить исходный уровень развития мелкой моторики детей пятого года жизни и провести количественный и качественный анализ полученных результатов.
Для решения первой задачи были определены критерии и показатели, а также соответствующие им уровни развития мелкой моторики, предложенные И.Е. Светловой [35]. Они представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Критерии, показатели и уровни развития мелкой моторики детей пятого года жизни
Критерии | Показатели | Уровни/Баллы |
Координация | Развитие синхронизации движений мелких мышц обеих рук | * Низкий уровень / 1 балл - движения не скоординированы и не синхронны, производятся с ошибками, в слишком медленном или быстром темпе; * Средний уровень / 2 балла - движения недостаточно скоординированы и синхронны, производятся с 1-3 ошибками, темп иногда нарушается; * Высокий уровень / 3 балла - движения координированы и синхронны, производятся без ошибок и в нужном темпе. |
Гибкость | Развитие кинестетической основы движений мелкой моторики рук - смена движений кистей и пальцев рук по образцу | * Низкий уровень / 1 балл - ребенок не справляется с заданием, не может повторить показанные движения, отказывается выполнять задания; * Средний уровень / 2 балла - ребенку трудно менять движения пальцев по образцу, правильно выполняет 1-2 движения; * Высокий уровень / 3 балла - ребенок легко меняет движения пальцев по образцу, правильно выполняет все движения. |
Автоматизиро-ванность | Распределение мышечной активности и точность движений кисти и пальцев при работе с карандашом на листе бумаги | * Низкий уровень / 1 балл - нет автоматизации движений пальцев и кисти руки; ребенок не умеет распределять мышечную активность, движения неточные: имеется более 3 «выездов» за пределы дорожки, карандаш постоянно отрывается от бумаги; * Средний уровень / 2 балла - движения пальцев и кисти руки недостаточно автоматизированы, ребенок не может правильно распределить мышечную активность, его движения не всегда точны: имеется 1-3 «выездов» за пределы дорожки, карандаш отрывается от бумаги не более 4-5 раз; * Высокий уровень / 3 балла - движения пальцев и кисти руки автоматизированы, ребенок правильно распределяет мышечную активность, его движения точны: «выезды» за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается от бумаги не более 3 раз. |
Для решения второй задачи констатирующего эксперимента на основе анализа литературы мы провели отбор необходимых методик для диагностики уровня развития мелкой моторики детей 5 лет.
Для определения уровня развития мелкой моторики мы использовали три диагностические методики:
1. «Перебор пальцев» Е.И. Роговой – для оценки координации
2. «Обследование мелкой моторики у детей 5 лет» О.И. Крупенчук – для оценки гибкости
3. «Езда по дорожке» А.Е. Белой – для оценки автоматизированности.
Методика №1 «Перебор пальцев» Е.И. Роговой.
Цель методики: определить уровень синхронизации движений мелких мышц обеих рук.
Методика включает пальчиковую игру «Ловкие пальчики».
Ребенку давалось задание поочередно прикоснуться большим пальцем ко 2-му, 3-му, 4-му и 5-му пальцам пять раз подряд (сделать 5 серий движений). Сначала - одновременно обеими руками в медленном темпе (показ и 2-3 серии движений). А потом - в максимально быстром темпе (5-7 серий движений).
Методика №2 «Обследование мелкой моторики у детей 5лет» О.И. Крупенчук.
Цель методики: определить уровень развития кинестетической основы движений мелкой моторики рук – умения менять движения кистей и пальцев рук по образцу.
Каждому ребенку предлагалось выполнить 3 упражнения:
1) показать «Козу рогатую» (указательный палец и мизинец вытянуты вперед, остальные сжаты), поочередно каждой рукой, а затем обеими руками вместе;
2) показать «Ушки зайчика» (указательный и средний палец вытянуты вверх, остальные сжаты в кулак), поочередно каждой рукой, а затем двумя руками вместе;
3) показать «Очки» (одновременно «колечки» двумя руками).
Методика №3 «Езда по дорожке» А.Е. Белой.
Цель методики: определить уровень распределения мышечной активности и точности движений кисти и пальцев при работе с карандашом на листе бумаги.
Каждому ребенку предлагалось «проехать по дорожке», соединив с помощью карандаша изображения машины и дома (они нарисованы на листе бумаги, соединены «дорожкой - пунктирной линией», которая огибает различные препятствия (деревья, реку, колодец и т.п.). Дом изображен в верхнем правом углу листа А-4, машина - в нижнем левом.
Инструкция ребенку: «Представь, что ты водитель. Тебе надо проехать вот к этому домику (взрослый указывает на дом). Ты поедешь вот так (на рисунке-образце воспитатель показывает, как надо ехать по дорожке с помощью карандаша). Карандаш должен все время двигаться по нарисованной на бумаге дорожке, иначе получится, что машина взлетела как самолет или произошла авария. Езжай аккуратно, чтобы твоя машина не съезжала с дороги».
Максимальное количество баллов, которое может набрать каждый дошкольник за выполнение заданий одной методики - 3 балла.
Максимальное количество баллов, которое может набрать каждый дошкольник за выполнение всех трех диагностических заданий, - 9 баллов.
Распределение детей по уровням развития мелкой моторики осуществлялось на основе следующей шкалы:
- высокий уровень - 8-9 баллов;
- средний уровень - 5-7 баллов;
- низкий уровень - 4 балла и меньше.
Таким образом, нами определены критерии, показатели и уровни, подобраны диагностические методики для изучения уровня развития мелкой моторики у детей 5 лет.
Таблица № 2 – Результаты обследования уровня развития мелкой моторики в констатирующем эксперименте
№ | Имя ребёнка | Методики | ||||
№1 | №2 | №3 | Сумма | Уровень | ||
1 | Вика П. | 1 | 2 | 1 | 3 | Н |
2 | Лёша Г. | 2 | 1 | 2 | 5 | С |
3 | Катя Т. | 2 | 3 | 2 | 7 | С |
4 | Саша Д. | 2 | 2 | 2 | 6 | С |
5 | Соня В. | 1 | 2 | 1 | 4 | Н |
6 | Максим М. | 2 | 2 | 2 | 6 | С |
7 | Лида Н. | 1 | 1 | 2 | 4 | Н |
8 | Максим Ф. | 2 | 1 | 1 | 4 | Н |
9 | Алиса П. | 3 | 2 | 2 | 7 | С |
10 | Оля К. | 2 | 1 | 2 | 5 | С |
11 | Саша И. | 1 | 2 | 1 | 4 | Н |
12 | Лев Г. | 1 | 1 | 1 | 3 | Н |
13 | Ваня Л. | 2 | 2 | 2 | 6 | С |
14 | Полина Г. | 2 | 2 | 1 | 5 | Н |
15 | Геля М. | 2 | 2 | 1 | 5 | Н |
16 | Лиза С. | 2 | 2 | 2 | 6 | С |
17 | Варя Л. | 1 | 1 | 1 | 3 | Н |
Рассмотрим методику подсчета баллов и распределения по уровням на примере трех детей экспериментальной группы:
1) Варя Л. 5 лет.
Методика №1 (Критерий «Координация»)=1
Методика №2 (Критерий «Гибкость»)=1
Методика №3 (Критерий «Автоматизированность»)=1
Итого = 3 балла. Низкий уровень (Н)
- Саша Д. 5 лет.
Методика №1 (Критерий «Координация»)=2
Методика №2 (Критерий «Гибкость»)=1
Методика №3 (Критерий «Автоматизированность»)=2
Итого = 6 баллов. Средний уровень (С).
- Лёша Г. 5 лет.
Методика №1 (Критерий «Координация»)=3
Методика №2 (Критерий «Гибкость»)=3
Методика №3 (Критерий «Автоматизированность»)=2
Итого = 8 баллов. Высокий уровень (В).
Результаты диагностики по трем методикам (по каждому из трех критериев) и уровню развития мелкой моторики детей зафиксированы в протоколе и наглядно представлены в виде гистограммы на рисунке 1.
Рисунок 1 – Распределение по уровням развития мелкой моторики детей экспериментальной группы
Низкий уровень координации мелкой моторики имеют 36% (6 детей), гибкости мелкой моторики - 36% (6 детей), автоматизированности мелкой моторики - 47% (8 детей).
Мы видим, что у контрольной группы детей преобладают низкий и средний уровни развития мелкой моторики. Распределение детей по уровню развития моторики примерно одинаково для каждого из трех критериев.
Дети с низким уровнем мелкой моторики, выполняя пальчиковую игру «Ловкие пальчики», не смогли поочередно прикоснуться большим пальцем ко 2-му, 3-му, 4-му и 5-му пальцам пять раз подряд (Вика, Соня, Лида, Саша, Лев, Варя). Это значит, что движения их пальцев не скоординированы и не синхронизированы.
Также дети с низким уровнем мелкой моторики не справились с показом пальцами по образцу фигур, заданных в упражнениях «Ушки зайчика», «Очки». «Коза рогатая» получалась у всех детей, однако пальцы детей при выполнении всех трех упражнений были вялыми и не гибкими, смена движений пальцев производилась слишком медленно, другие пальцы все время «мешали» ребенку выполнять правильно упражнения. Некоторые дети (Максим и Ваня) вообще отказывались выполнять эти движения.
При выполнении задания по методике «Езда по дорожке» эти дети сделали более 3 «выездов» за пределы дорожки, карандаш у них часто отрывался от бумаги. Это говорит о том, что у детей отсутствует автоматизация движений пальцев и кисти руки, они не умеют распределять мышечную активность, движения пальцев и кисти ведущей руки у этих детей неточные.
Средний уровень координации мелкой моторики имеют 64 % (11 детей), гибкости - 58% (10детей), автоматизированности- 53% (9детей).
При выполнении игры «Ловкие пальчики» (Лёша, Катя, Саша, Максим и Полина) делали 1-3 ошибки, не могли выдержать нужный темп - он был слишком замедленным. Это значит, что движения пальцев и кистей рук у этих детей недостаточно скоординированы и синхронны.
При выполнении заданий второй методики дети с этим уровнем правильно показывали «козу рогатую», но делали ошибки в упражнениях «Ушки зайчика», «Очки» (Саша, Соня, Алиса, Ваня и Геля). Это означает, что у этих детей мало развита гибкость мелкой моторики, поэтому им трудно менять движения пальцев по образцу.
При выполнении задания по методике «Езда по дорожке» у этих детей имелось 1-3 «выездов» за пределы дорожки, карандаш у них отрывался от бумаги 4-5 раз (Лида, Ваня, Лиза, Оля).
По сумме баллов, полученных каждым ребенком за выполнение трех диагностических заданий, был определен исходный уровень развития мелкой моторики у испытуемых детей.
В целом по результатам обследования по трем методикам низкий уровень развития мелкой моторики обнаружен у 9 детей. Для них характерны нескоординированные и несинхронные движения кистей и пальцев рук, которые производятся с ошибками, в слишком медленном или быстром темпе. Эти дети не справляются с заданием, не могут повторить показанные взрослым движения пальцев и кистей рук, иногда отказываются выполнять задания. Движения мелкой моторики у них не автоматизированы, дети не умеют распределять мышечную активность движения пальцев и кистей у них не точные.
Средний уровень развития мелкой моторики имеют 8 детей. Хотя эти дети выполняли предложенные им движения с интересом и увлечением, их движения недостаточно скоординированы и синхронны, они делали 1-3 ошибки, темп движений иногда нарушен, имеется общая скованность и замедленность в выполнении движений, им трудно менять движения пальцев по образцу, так как их пальцы не имеют нужной гибкости, движения пальцев и кисти ведущей руки у них недостаточно автоматизированы, дети не могут правильно распределить мышечную активность, их движения не всегда точны.
Высокого уровня развития мелкой моторики не обнаружено ни у кого из детей экспериментальной группы.
Итак, в начале эксперимента у детей 5 лет преобладают низкий и средний уровни развития мелкой моторики. У большинства детей не развиты координация, синхронность, гибкость движений кисти и пальцев рук, детям трудно менять положения пальцев и выполнять движения по образцу, у них движения мелкой моторики недостаточно автоматизированы.
Это дает нам основание говорить о необходимости проведения коррекционно-развивающей работы с этими детьми, направленной на развитие мелкой моторики.
2.2 Эксперимент по использованию театра теней для развития мелкой моторики рук детей пятого года жизни
Цель формирующего эксперимента: Разработка и апробация комплекта технологических карт организованной образовательной деятельности детей с применением театра теней, направленной на развитие мелкой моторики рук детей пятого года жизни.
Задачи:
1. Разработать комплект технологических карт организованной образовательной деятельности детей с применением театра теней, направленной на развитие мелкой моторики рук.
2. Апробировать комплект в экспериментальной группе детей
3. Создать педагогические условия образовательной деятельности по развитию мелкой моторики с помощью театра теней.
Формирующий эксперимент проводился с 20 апреля по 17 мая 2019 года. Формирующий эксперимент проходил на базе детского сада № 4 Василеостровского района. В экспериментальную группу вошли 17 человек пятого года жизни.
В процессе формирующего эксперимента мы организовали проверку выдвинутой гипотезы и вводили новые условия в педагогический процесс:
- использовали интеграцию образовательных областей при планировании и организации НОД,
- включали театр теней в НОД с учетом календарного планирования в группе.
Был разработан комплект технологических карт организованной образовательной деятельности, включающий темы:
- Театр теней «Домашние животные»".
- Театр теней «Бабочки».
- «Моё домашнее животное» (с элементами театра теней).
- «Кот-Ворюга» (с элементами театра теней).
- Театр теней «Крокодил»
- . Создание фотоколлажа «Повторяйте за нами».
Комплект технологических карт организованной образовательной деятельности представлен в Приложении Б.
Интеграция театра теней с другими образовательными областями и формами детской деятельности и разработка технологических карт с учетом сетки календарно-тематического планирования позволила мягко внедрить театр теней в рамки организованной образовательной деятельности и сделать образовательный процесс интересным и увлекающим для детей.
В процессе разработки комплекта мы использовали задания обучающего и творческого характера с учётом поэтапного усложнения творческих заданий. Обучающие задания тоже несли в себе творческий характер. В любом из предложенных заданий упор делался на создание оригинального образа.
В театре теней особенно чётко просматриваются контуры персонажей, характер их поведения, движения. Мы показывали детям, как можно получить изображение птиц, животных и других персонажей путём складывания определённым образом пальцев (Приложение В)
Помимо работы непосредственно с театром теней, использовались и различные пальчиковые игры и самомассаж для разминки, повторение фигурок животных в режимных моментах элементов для автоматизации движений.
Занятия начинались с тщательного массажа кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья.
Самомассаж начинается с легкого растирания подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони одной руки, затем другой. Далее проводится растирание ладони сначала одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки. После чего следует комплекс движений.
"Пунктиры". Подушечки четырех пальцев правой руки установлены у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладоней. Движениями назад-вперед ("пунктирами") смещаем кожу, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу. То же на другой руке.
"Пила". И. п. - левая рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитируем пиление по всей поверхности левой в направлении вверх - вниз. То же для другой.
В процессе отработки навыков мелкой моторики мы использовали правила:
- Систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким направлениям – в организованной образовательной деятельности, в режимных моментах и в самостоятельной деятельности детей.
- Последовательность - (от простого к сложному) - сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении - на правой и левой руке одновременно. Не рекомендуется пропускать и перепрыгивать через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием
- Все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат.
- Если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму.
Кроме того, была организована предметно-пространственная развивающая среда в группе, способствующая развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук, а также стимулирующая разнообразную творческую деятельность. В зоне сенсорного развития мы разместили шнуровки, бусинки, крупы, камешки, пирамидки, рамки-вкладыши, различные виды ткани, сенсорные коробки.
Дети проявляли большой интерес, когда учились делать фигуры животных из пальцев, были эмоциональны, отзывчивы.
Работа завершилась созданием фотоколлажа «Повторяйте за нами», ы котором использовались фотографии теней «животных», созданных руками детей.
2.3 Определение эффективности работы по развитию мелкой моторики рук детей пятого года жизни
Контрольный эксперимент
Цель контрольного эксперимента: выявление динамики показателей уровня развития мелкой моторики рук детей пятого года жизни.
Задачи:
1. провести повторную диагностику уровня развития мелкой моторики детей экспериментальной группы
2. сравнить полученные результаты с результатами констатирующего эксперимента
3. сделать вывод об эффективности проведенной исследовательской работы
В контрольном эксперименте мы использовали материалы, отобранные в констатирующем эксперименте:
А) критерии, показатели и соответствующие им уровни развития мелкой моторики, предложенные И.Е. Светловой;
Б) диагностические методики:
1. «Перебор пальцев» Е.И. Роговой – для оценки координации
2. «Обследование мелкой моторики у детей 5 лет» О.И. Крупенчук – для оценки гибкости
3. «Езда по дорожке» А.Е. Белой – для оценки автоматизированности.
Таблица 3 – Результаты обследования уровня развития мелкой моторики в контрольном эксперименте
№ | Имя ребёнка | Методики | ||||
№1 | №2 | №3 | Сумма | Уровень | ||
1 | Вика П. | 1 | 2 | 2 | 5 | С |
2 | Лёша Г. | 3 | 2 | 2 | 7 | В |
3 | Катя Т. | 2 | 3 | 3 | 8 | В |
4 | Саша Д. | 3 | 2 | 3 | 8 | В |
5 | Соня В. | 2 | 2 | 2 | 6 | С |
6 | Максим М. | 3 | 2 | 3 | 8 | В |
7 | Лида Н. | 2 | 2 | 3 | 7 | С |
8 | Максим Ф. | 2 | 2 | 2 | 6 | В |
9 | Алиса П. | 3 | 2 | 3 | 8 | В |
10 | Оля К. | 3 | 2 | 2 | 7 | В |
11 | Саша И. | 1 | 3 | 2 | 6 | С |
12 | Лев Г. | 2 | 2 | 2 | 6 | С |
13 | Ваня Л. | 3 | 3 | 2 | 8 | В |
14 | Полина Г. | 2 | 3 | 2 | 7 | В |
15 | Геля М. | 2 | 3 | 2 | 7 | С |
16 | Лиза С. | 2 | 3 | 3 | 8 | В |
17 | Варя Л. | 2 | 2 | 3 | 6 | С |
В группе заметна положительная динамика. В частности, высокий уровень развития мелкой моторики показали 58,8% (10 человек). Эти дети показали отличные способности.
Средний уровень выявлен у 41,2% (7 детей). Необходимо отметить, что это дети, показавшие на констатирующем этапе низкий уровень мелкой моторики.
Дети повысили свой балл по критериям на 1-2 балла по каждому критерию, 7 детей перешли с низкого уровня на средний, 10 детей со среднего на высокий.
В группе более всех повысился критерий "Гибкость", на втором месте "Координация", далее следует " Автоматизированность ".
В итоге мы пришли к результатам: в группе у 10 детей высокий уровень развития (40 %), у 7 детей средний (60 %).
Рисунок 2 – Распределение по уровням развития мелкой моторики детей экспериментальной группы в контрольном эксперименте
Таблица 4 – Динамика развития мелкой моторики рук в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапе исследования
№ | Имя ребёнка | Этап эксперимента | |
Констатирующий | Контрольный | ||
1 | Вика П. | 3 | 5 |
2 | Лёша Г. | 5 | 7 |
3 | Катя Т. | 7 | 8 |
4 | Саша Д. | 6 | 8 |
5 | Соня В. | 4 | 6 |
6 | Максим М. | 6 | 8 |
7 | Лида Н. | 4 | 7 |
8 | Максим Ф. | 4 | 6 |
9 | Алиса П. | 7 | 8 |
10 | Оля К. | 5 | 7 |
11 | Саша И. | 4 | 6 |
12 | Лев Г. | 3 | 6 |
13 | Ваня Л. | 6 | 8 |
14 | Полина Г. | 5 | 7 |
15 | Геля М. | 5 | 7 |
16 | Лиза С. | 6 | 8 |
17 | Варя Л. | 3 | 6 |
Рисунок 3 – Сравнительный анализ индивидуальной динамики развития мелкой моторики детей экспериментальной группы в коонстатирующем и контрольном эксперименте
Таким образом, анализируя результаты контрольного эксперимента, мы можем сделать вывод о том, что использование театра теней способствует развитию мелкой моторики рук у детей пятого года жизни.
Вывод по второй главе
Результаты экспериментальной работы позволили сделать следующие выводы:
В ходе констатирующего эксперимента мы отобрали диагностические методики, позволяющие определить уровень развития мелкой моторики и провели обследование детей. Нами было выявлено, что большинство детей имеют низкий и средний уровни развития мелкой моторики рук, что подтвердило необходимость разработки методов, средств для развития моторики.
Формирующий эксперимент включал в себя разработку комплекта технологических карт организованной образовательной деятельности с применением театра теней для развития мелкой моторики и апробацию этих материалов в практической деятельности с детьми контрольной группы.
В ходе проведения контрольного эксперимента мы использовали методики констатирующего эксперимента. Нами была выявлена положительная динамика в уровне развития мелкой моторики рук.
Таким образом, данные, полученные в результате проведения опытно-экспериментальной работы, подтвердили нашу гипотезу исследования и эффективность созданных нами педагогических условий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наше исследование было посвящено изучению проблемы использования театра теней в качестве средства развития мелкой моторики.
Целью исследования стало теоретическое обоснование и опытно-экспериментальная проверка влияния театра теней на развитие мелкой моторики детей пятого года жизни.
В процессе работы мы изучили психолого-педагогическую литературу по данному вопросу, изучили взаимосвязь развития моторики с развитием важнейших психических функций, выявили возрастную динамику этого процесса. Изучили историю театра теней и его роль в развитии ребенка дошкольного возраста. Установили педагогические условия использования театра теней в образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций.
Это позволило нам выдвинуть гипотезу о том, что театр теней может быть эффективным средством развития мелкой моторики рук детей пятого года жизни.
С целью проверки гипотезы нами была проведена опытно-экспериментальная работа на базе детского сада № 4 Василеостровского района г. Санкт-Петербурга в группе детей пятого года жизни. Педагогический эксперимент состоял из констатирующего, формирующего и контрольного этапов, что позволило поэтапно изучить, проанализировать и проверить гипотезу исследования.
В ходе констатирующего эксперимента мы установили, что все дети экспериментальной группы имеют низкий и средний уровни развития мелкой моторики рук, что подтвердило необходимость проведения формирующего эксперимента.
Эффективность работы, проведенной в рамках формирующего эксперимента, подтвердилась результатами контрольного эксперимента, что позволило сделать вывод о том, что в нашем исследовании нашла свое подтверждение выдвинутая нами гипотеза о том, что теневой театр может способствовать развитию мелкой моторики рук детей пятого года жизни при условиях:
- Интеграции образовательных областей при планировании и организации НОД (непрерывной образовательной деятельности);
- Включения театра теней в НОД с учетом календарного планирования
Таким образом, все поставленные задачи решены, цель работы достигнута.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы. Утверждена Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р
- ФГОС ДОО [http://sad-berezka.ru/images/about/donew/Standart.pdf]
- Аксeнoвa М. Рaзвитиe тoнких движeний пaльцeв рук у дeтeй // Дoшкoльнoe вoспитaниe. - 2010. - №8. - 62-65 c.
- Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003. - 67 c.
- Бернштейн Н.А . Физиология движений и активность. - 2008. - 62 c.
- Борисенко М.Г. Наши пальчики играют. - Екатеринбург: Паритет, 2005. - 204 с.
- Внимание, память, мышление, мелкая моторика. Часть 2. Для детей лет; РГГУ - М., 2013. - 32 c.
- Генов Г.В. Театр для малышей. – М.: Просвещение, 1968. - 45 c.
- Генов Г.В. Теневой театр для старших дошкольников.-М.: Учпедгиз, 1961. - 189 c.
- Кольцова М. М. Воспитание полезных навыков и привычек у детей. — М.:, 1965. - 174 с.
- От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 304 с.
- Плутaeвa E. Рaзвитиe мeлкoй мoтoрики у дeтeй 5 лeт // Дoшкoльнoe вoспитaниe. - 2011. - № 3. - 28-35 c.
- Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / Под ред. Т.И. Гризик и др.. - М.: Просвещение, 2013. - 141 с.
- Развитие мелкой моторики рук у детей 5-7 лет. Журнал "Дошкольное воспитание" №3, 2005 г. – 9 c.
- Свeтлoвa И.E. Рaзвивaeм мeлкую мoтoрику и кooрдинaцию движeний рук. - М.: Детство-пресс, 2012. - 71 с.
- Театр теней: искусство светотени / авт.-сост. И.С.Скрипник. - М., 2005. - 36 c.
- Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. - М.: ЭКСМО, 2010. - 234 с.
- Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. - М.: Эксмо, 2007. - 194 с.
- Упражнения для правильного развития мелкой моторики рук. Журнал "Дошкольное воспитание" №9, 1998 г. -7 c.
- Шевченко С.И.Теневой театр вчера и сегодня, или Как приручить тень? - 2008. – 62 c. [https://www.labirint.ru/books/363668/]
- 30 уроков развития мелкой моторики руки; Современная школа, Кузьма - М., 2012. - 32 c.
- Эльконин Д.Б. Психология развития. - М.: Академия, 2011. - 452 с
- Словарь «Теория обучения иностранным языкам» [http://www.dioo.ru/osnovnyie-ponyatiya.html]
- Большой российский энциклопедический словарь [https://slovar.cc/enc/bolshoy/2080865.htm]
- Большой российский энциклопедический словарь [https://slovar.cc/enc/bolshoy/1567435.htm]
- Словарь «НАЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ» [https://vocabulary.ru/termin/afferentnyi.html]
- Большой российский энциклопедический словарь [https://slovar.cc/enc/bolshoy/2185672.htm]
- Большой российский энциклопедический словарь [https://slovar.cc/enc/bolshoy/1853945.htm]
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Стимульный материал к методике «Дорожки»
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Технологические карты и конспекты НОД
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Организованной образовательной деятельности
Тема: Театр теней «Домашние животные»
Образовательная область: интеграция познавательного и физического (мелкая моторика) развития.
Возраст: старший дошкольный.
Цель: развить мелкую моторику, расширение представлений о домашних животных посредством дидактических игр.
Панируемый результат:
- дети расширили представления об особенностях жизни домашних животных, особенностях питания; познакомились с профессией Фермер;
- закрепили представления о правилах поведения на ферме, о мерах личной безопасности, в том числе при выборе сезонной одежды и снаряжения для весенней прогулки;
Подготовительная работа: Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций К.Саланда («Кошка», «Собака», «Про кроликов», «Курочка», «Корова с телёнком», «Кот-Ворюга» и др.). Составление конспекта организованной образовательной деятельности (далее по тексту НОД)и технологической карты. Подбор наглядного и демонстрационного материала.
Материалы и оборудование: Лампа, белая простынь (ткань),картинки домашних животных,
Задачи
Развития | Обучения | Воспитания |
1.Формирование интереса к сюжетным пальчиковым упражнениям, развивать внимание, память. 2.Формировать умения воплощать фигуры домашних животных из пальцев. 3.Развитие мелкой моторики. | 1. Продолжать формировать представления о домашних животных на примере коровы, кролик, осла, собаки, кошки, козы. 2. Расширять знания о особенностях обитания домашних животных, их повадках, питании, внешнем виде. 3. Познакомить с профессией Фермера, особенностях его работы, связанных с заботой о животных. | 1. Воспитывать любовь и бережное отношение к животным и природе 2. Воспитывать любознательность |
ХОД
Этапы. | Деятельность педагога | Предполагаемая деятельность детей | |
Вводная часть | Организационный | Воспитатель готовит свободное пространство для деятельности детей и делают разминку для пальчиков обсуждая каких домашних животных дети знают | Дети вместе с педагогом занимаются разминкой пальчиков, дети отвечают на вопросы которые задаёт воспитатель |
Мотивационный | В: Ребята к нам в группу почтальон принёс письмо от Фермера дяди Васи, давайте прочитаем письмо? «текст письма» | Дети слушают письмо которое читает воспитатель | |
Основная | Создание проблемной ситуации | Ребята фермер дядя Вася просит нас помочь ему разобраться у какого животного с его фермы, какая тень. | Дети с радостью хотят помочь Фермеру дяде Васе |
Решение проблемной ситуации | Воспитатель показывает детям фигуры из пальцев после чего на стене появляется тень животного и дети угадывают какому из животных принадлежит тень и предлагает повторить вместе с воспитателем фигуру из пальцев | Дети смотрят и угадывают что за животное показывает воспитатель, дети пытаются повторить за воспитателем фигуру из пальцев | |
Заключительный | Подведение итогов | Воспитатель спрашивает у детей что нового они узнали и просит показать фигуру домашних животных из пальце которые им понравились | Дети отвечают на вопрос и показывают фигуры домашних животных из рук |
Рефлексия | Кому понравилось занятие покажите – кролика Кому занятие не очень понравилось покажите - козу | Дети показывают животных |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Организованной образовательной деятельности
Тема: Театр теней «Бабочки»
Образовательная область: художественно-эстетического развития и физического (мелкая моторика) развития.
Возраст: старший дошкольный.
Цель: развить мелкую моторику, создание бабочки а технике монотипия
Панируемый результат:
- дети расширили представления об особенностях жизни домашних животных, особенностях питания; познакомились с профессией Фермер;
- у детей сформированы умения воплощения домашних животных из пальцев
- закрепили представления о правилах поведения на ферме, о мерах личной безопасности, в том числе при выборе сезонной одежды и снаряжения для весенней прогулки;
Подготовительная работа: Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций К.Саланда («Кошка», «Собака», «Про кроликов», «Курочка», «Корова с телёнком», «Кот-Ворюга» и др.). Составление конспекта организованной образовательной деятельности (далее по тексту НОД)и технологической карты. Подбор наглядного и демонстрационного материала.
Материалы и оборудование: Лампа, белая простынь (ткань), видео «Разновидности бабочек», бумага, краски гуашь, кисточки.,
Задачи:
Развития | Обучения | Воспитания |
1. Развитие мелкой моторики 2.Формировать умения воплощать фигуры бабочек из пальцев 3. Формирование сюжетным упражнениям, развивать внимание, память | 1. Продолжать формировать представления о природе на примере бабочки. 2. Расширять знания детей приемам работы в технике монотипия, делая с ними бабочку на одной части листа; 3. Познакомить детей с разными видами бабочек. | 1. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе 2. Воспитывать любознательность учить |
ХОД
Этапы. | Деятельность педагога | Предполагаемая деятельность детей | |
Вводная часть | Организационный | Воспитатель готовит свободное пространство для деятельности детей и делают разминку для пальчиков , задаёт загадку и обсуждая что дети знают про бабочек, воспитатель показывает какие бывают виды бабочек, рассказывает что бабочки есть большие , а есть маленькие | Дети вместе с педагогом занимаются разминкой пальчиков, дети отвечают на вопросы которые задаёт воспитатель |
Мотивационный | В: Ребята к нам залетела бабочка вы только посмотрите какая она красивая, а знаете ли вы как можно нам показать тень бабочки всего лишь с помощью наших ручек (воспитатель показывает детям тень бабочки и предлагает повторить) | Дети разглядывают бабочку Дети пытаются повторить за воспитателем | |
Основная | Создание проблемной ситуации | Ребята у бабочки совсем нет друзей Воспитатель предлагает детям нарисовать бабочке | Дети с радостью хотят нарисовать друзей бабочке |
Решение проблемной ситуации | Воспитатель объясняет и вместе с детьми начинает создавать бабочку по технике монотипия. | Дети понимают как нужно рисовать бабочку и начинают рисовать | |
Заключительный | Подведение итогов | Воспитатель просит детей немного рассказать о своей бабочке | Дети поочерёдно рассказывают про своих бабочк |
Рефлексия | Воспитатель просит детей которым понравилось занятие положить бабочек на солнечный подоконник ,а ребятам которым занятие не очень понравилось положить на подоконник который находится в тени | Дети берут свои работы и раскладывают их |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Организованной образовательной деятельности
Тема: «Кот-Ворюга» ( с элементами театра теней)
Образовательная область: речевое и физического (мелкая моторика) развития.
Возраст: старший дошкольный.
Цель: развить мелкую моторику, познакомить детей с рассказом Константина Георгиевича Паустовского «Кот-Ворюга»
Материалы и оборудование: книга с иллюстрациями
Задачи
Развития | Обучения | Воспитания |
1. Развитие мелкой моторики 2.Расширять словарный запас учащихся 3.Развивать воображение, творческую активность, наблюдательность, мышление | 1. Знакомство с творчеством К. Г. Паустовского 2.Помогать детям, понять скрытые мотивы поведения героев произведения 3. | 1.Воспитывать чуткое, доброе отношение к животным 2. прививать интерес к литературе |
ХОД
Этапы. | Деятельность педагога | Предполагаемая деятельность детей | |
Вводная часть | Организационный | Ребята, сегодня мы познакомимся с произведением Константина Георгиевича Паустовского «Кот-ворюга». Слушайте внимательно, в конце произведения вы мне скажите, рассказ это или сказка. | Дети слушают рассказ |
Чтение произведения. |
| ||
Основная | Воспитатель: Ребята,так что это рассказ или сказка? Почему? Воспитатель: правильно | Дети:рассказ, потому что это небольшое литературное произведение, повествующее об одном или нескольких реальных событиях в жизни. А в сказке присутствуют элементы волшебства. | |
Беседа по содержанию рассказа. Вопрос: За какие проделки так назвали Кота? Вопрос: Какой смысл имеет слово ворюга в рассказе? Давайте вспомним, каким был кот в начале рассказа и в конце. Вопрос: Как вы думаете, почему кот перестал воровать? Вопрос: Как вы думаете этот рассказ весёлый или грустный? Почему так решили? Вопрос: Каким вы увидели кота в начале рассказа Вопрос: А как, по-вашему, относится к нему автор? В словах автора слышится, скорее всего, изумление, удивление, а в конце рассказа – даже восхищение. Ведь кот, от которого не ждали ничего хорошего, «даже совершил благородный и неожиданный поступок»: наказал петуха, наглым образом воровавшего кашу. Вопрос: Что же побуждает кота на столь внезапное проявление благородства? Бывший ворюга добром платит за добро: за воровство его не наказали, его накормили и попытались перевоспитать. Мудрым в этой ситуации оказался мальчик Лёнька. Он понимает, что наказание кота не исправит, и предлагает путь добра. Воспитатель: Как же изменился кот? -Поведение, характер -фыркал и терся головой об пол (означало веселье) -мирно захрапел -совершил благородный и неожиданный поступок -дрожал от негодования -передней лапой бил петуха -ходил как хозяин и сторож -требовал благодарности | Дети: (ответы детей) Портрет Рыжий, разорвано ухо, отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий, огненно-рыжий, белые подпалины на животе, нахальные глаза | ||
Заключительный | Подведение итогов | Ребята, так какой рассказ мы прочитали? Воспитатель: А кто автор этого рассказа? Воспитатель: совершенно верно. Он хотел, чтобы мы поняли одну очень важную вещь, какую? (Изменило кота – добро людей) | Дети: «Кот-Ворюга» Дети: Константин Георгиевич Паустовский. |
Рефлексия | Воспитатель просит детей которым понравилось занятие показать кота из пальцев ,а ребятам которым занятие не очень понравилось сложить ручки ладошкой к ладошке | Дети делают свой выбор |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Организованной образовательной деятельности
Тема: «моё домашнее животное» ( с элементами театра теней)
Образовательная область: художественно-эстетического развития и физического (мелкая моторика) развития.
Возраст: старший дошкольный.
Цель: развить мелкую моторику, закрепить знания детей о домашних животных
Панируемый результат:
- дети расширили представления об особенностях жизни домашних животных, особенностях питания; познакомились с профессией Фермер;
- у детей сформированы умения воплощения домашних животных из пальцев
- закрепили представления о правилах поведения на ферме, о мерах личной безопасности, в том числе при выборе сезонной одежды и снаряжения для весенней прогулки;
Материалы и оборудование: Гуашь, тонированные листы, кисти тонкие и толстые, вода, схемы строения животных, схемы смешения цветов, палитры.
Задачи
Развития | Обучения | Воспитания |
1. Развитие мелкой моторики 2.Формировать умения воплощать фигуры бабочек из пальцев 3. Формирование сюжетным упражнениям, развивать внимание, память | 1. Обучить изображать животных из округлых форм: выделять в предмете основную форму крупных частей, передавать их положение (животного в движении, добавлять мелкие детали, передавать пропорции). 2. Отрабатывать навык произвольной регуляции силы нажима на простой графитный карандаш при создании подготовительного рисунка. 3. Обучить детей закрашивать изображение предмета по его контуру. | 1. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе 2. Воспитывать любознательность |
ХОД
Этапы. | Деятельность педагога | Предполагаемая деятельность детей | |
Вводная часть | Организационный | Воспитатель готовит свободное пространство для деятельности детей и делают разминку для пальчиков , | Дети вместе с педагогом занимаются разминкой пальчиков |
Мотивационный | Посмотрите, что нам принес почтальон. Что это? (письмо) Ребята, вам хочется узнать, от кого пришло письмо? Тогда отгадайте загадку: С хозяином дружит, Дом сторожит, Живёт под крылечком, Хвост колечком. | Дети отгадывают загадку | |
Основная | Создание проблемной ситуации | - Дети, собака дикое или домашнее животное? - А каких ещё домашних животных вы знаете? - Сегодня вы будете рисовать своих любимых домашних животных, которые живут у вас дома или у бабушки в деревне, или вам какое-то животное просто нравится. | Дети домашнее кошка, лошадь, поросенок, корова, овечка, коза |
Решение проблемной ситуации | - С чего начинают рисовать животное? - Туловище какой формы? - Голова какой формы может быть? - Уши какой формы? Сколько лап у животных? - Дети, животные имеют разную окраску шерсти. Давайте вспомним, как нужно смешивать цвета, чтобы получить нужный оттенок. - Как нужно располагать животное на листе? Животное может стоять, идти, лежать, играть. - Для рисования всего животного используем толстую кисть, а для прорисовки мелких деталей- тонкую. - Не торопимся сразу прорисовывать мордочку. Нужно подождать когда она подсохнет. - Дети, чтобы рисунки получились красивыми, давайте разомнем пальчики. | Дети с туловища овальное круглой и овальной треугольные, овальные, круглые четыре схемы смешения серого, розового и оранжевого цвета крупно, в центре | |
Заключительный | |||
Рефлексия | Рассмотреть рисунки детей. Предложить выбрать те работы, где хорошо изображены животные | Дети выбирают |
Конспект НОД
Тема: «Крокодил» ( с элементами театра теней) .
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Цель: развить мелкую моторику продолжать обогащать знания детей о животных жарких стан, умение детей в процессе изобразительной деятельности изображать особенности внешнего вида животного.
Задачи:
Образовательные: Поддерживать творческое отражение результатов познания в продуктах детской деятельности.
Развивающие: Развивать мелкую моторику, развивать представления о животных жарких стран. Продолжать развивать навык рисования мятой бумагой
Воспитательные: Воспитывать интерес к отражению полученных знаний в продуктивной деятельности.
Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением крокодилов и мест их обитания, иллюстрации с изображением элементов кожи крокодилов
Раздаточный материал: листы бумаги формата А – 4, листы бумаги размером 10*10 см, трафарет с изображением крокодила, гуашь, тарелочки для использованной бумаги.
Ход НОД:
Воспитатель: - Ребята, сегодня нам принесли какой-то конверт (показывает его детям, на конверте иллюстрация с изображением крокодила Гены и Чебурашки).
Как вы думаете, что это за конверт?
Дети: - Это письмо от крокодила Гены и Чебурашки!
Воспитатель: - Давайте его прочтём. – Здравствуйте, ребята группы «Лучики»! Я ваш давний знакомый - Крокодил Гена. Нам с моим другом Чебурашкой нравится посещать разные музей и выставки. Недавно я пригласил Чебурашку на выставку, где будут представлены картины с изображением крокодилов. Но мне позвонили и сообщили, что экспонаты не будут доставлены на выставку во - время. Я очень расстроен, но не хочу огорчать моего друга – Чебурашку. Может, вы мне поможете найти выход из сложившейся ситуации?»
- Ребята, как вы думаете, мы сможем выручить Крокодила Гену и помочь ему? Что мы можем для этого сделать?
Дети: - Мы можем подготовить картины для организации выставки!
Воспитатель: - Ребята, вспомните и скажите, пожалуйста, где обитают крокодилы?
Дети: - Крокодилы обитают в жарких странах, в разнообразных пресных водоёмах. В наших широтах их можно встретить лишь в зоопарках.
Воспитатель: - Правильно, ребята, и это подтверждают иллюстрации. (Демонстрирует иллюстрации с изображением крокодилов и мест их обитания).Ребята а ходите я вам покажу как можно из наших ручек и с помощью света изобразить тень крокодила
Дети повторяют за воспитателем.
Воспитатель: - А чем питаются крокодилы?
Дети: - Крокодилы – хищники. Челюсть крокодила содержит 24 острых зуба, способных держать и перекусывать добычу, но не жевать.
Поэтому они часто заглатывают небольшие камни, помогающие им измельчать содержимое желудка.
Крокодилы не используют много энергии, поэтому много месяцев могут обходиться без еды. Даже очень старый и уже беззубый крокодил все равно смертельно опасен, его челюсти захлопываются с огромной силой. Охотятся крокодилы в основном ночью. Основной едой для них является рыба, но они также нападают на любую добычу, с которой могут справиться.
Воспитатель: - Молодцы, ребята, как много интересного вы знаете о крокодилах. Предлагаю вам немного отдохнуть и выполнить пальчиковую гимнастику «Животные жарких стран».
Львы, кенгуру, бегемоты, гориллы,
Зебры, жирафы, слоны, крокодилы,
И носорог, и даже верблюд –
Все далеко в жарких странах живут.
(Дети загибают пальцы на руках, перечисляя животных).
Послушайте стихотворение Галины Лебедевой «КРОКОДИЛ».
Крокодил в камышах -
Берегись, прохожий!
Он лежит, чуть дыша,
На бревно похожий.
У него большая пасть,
И в неё легко попасть.
В стихотворении тоже говориться о том, что крокодилы – опасные хищники.
Несмотря на то, что крокодил опасен, тело крокодила покрыто красивой кожей – посмотрите. (Демонстрирует иллюстрации с изображением элементов кожи крокодилов).
Детям предлагается пройти в мастерскую по изготовлению работ.
Для того, чтобы изобразить крокодила нам понадобится лист бумаги, трафарет, гуашь зеленого цвета, но сегодня у нас нет кисточек, их попросили ребята соседней группы, что будем делать?
Дети: - Можно попробовать нарисовать пальчиками.
Воспитатель: - Ребята, у нас есть маленькие листики бумага, как вы думаете, мы сможем рисовать при помощи них?
(Выслушивает ответы детей, у них уже есть навык рисования мятой бумагой).
Правильно, сегодня мы попробуем рисовать при помощи мятой бумаги. Для этого мы сомнём листик бумаги, опустим его в краску и будем прикладывать мятую бумагу к трафарету, расположенному на листе бумаги. Дополнить свой рисунок вы сможете сами, добавив изображения водоема, камней. (Продуктивная деятельность детей).
Экспонаты для выставки готовы! Оценка работ детьми.
Рефлексия: - Скажите, пожалуйста, что вам сегодня особенно понравилось?
Что вызвало сложности?
Итог: - Спасибо вам, ребята, вы помогли нашему другу Крокодилу Гене и подготовили работы для выставки!
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Наглядный материал формирующего эксперимента
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей третьего года жизни"
Данный материал содержит описание некоторых игр с песком и водой, пальчиковой гимнастики, массажа рук с помощью подручных предметов, которые можно применять в работе с младшими дошкольниками для разви...
Методическая разработка: "Педагогический мониторинг развития мелкой моторики у детей 5 года жизни"
Педагогический мониторинг развития мелкой моторики у детей 5 года жизни...
"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ"
quot;ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ"...
ВЛИЯНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ ВЛИЯНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ...
Игра-путешествие по сказке как средство развития познавательно-исследовательской деятельности детей пятого года жизни.
Игра тесно связана с непосредственно организованной образовательной деятельностью, осуществляемой на основе комплексно-тематического подхода. Получаемые детьми представления влияют на формирование игр...
Развитии мелкой моторики у детей четвертого года жизни средствами изобразительной деятельности
Методическая разработка педагогам о том, как можно развить мелкую моторику у детей четвертого года жизни с использованием рисования:1. Подробно изучить методическую литературу по вопросу развития мелк...