"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ"
статья (средняя группа)
"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie.plastilinografiya.docx | 26.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ
Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга
И.П.Павлов
Вопрос актуальности педагогической работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста никогда не подвергался сомнению, что обусловлено возрастными психологическими и физиологическими особенностями дошкольников.
Моторные центры речи в коре головного мозга находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Но на самом деле в достаточной степени развитые навыки мелкой моторики рук ребенка влияют не только на его речь, но и на его общее развитие, на интеллектуальные способности. Мелкая моторика лежит в основе тактильно – двигательного восприятия, с её помощью складываются первые впечатления детей о форме, о величине предметов, их расположении в пространстве. Кроме того, движения пальцев рук, мелкая моторика стимулируют развитие психических функций дошкольников – мышление, память, внимание.
Недостаточность мелкой моторики ведет к таким серьезным последствиям, как общая неготовность детей к их дальнейшему общему развитию, а особенно к проблемам с речевым развитием. Однако, если вовремя помочь ребенку, постоянно использовать все способы развития мелкой моторики, то эти серьёзные проблемы возможно успешно решить. Этой проблемой занимались в своих исследованиях многие зарубежные и отечественные педагоги: М.М. Кольцова, В.В. Цвынтарный, Л.В. Фомина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Ж. Пиаже, Дж. Брунер и многие другие
В современном обществе вопрос развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста актуален как никогда. Это неоднократно подчеркивалось педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, недостаточная развитость мелкой моторики. Еще несколько лет назад детям приходилось больше делать руками: шнуровать обувь, застёгивать пуговки, помогать взрослым в мытье посуды, в перебирании крупы. Сейчас же на каждое занятие есть по машине, шнурки заменили липучки, вместо пуговок всё чаще на одежде застёжки-молнии. Современные игрушки, предметы, окружающие детей, устроены максимально удобно для них, но не эффективно для развития их мелкой моторики.
Особенно заметной становится недостаточность развития мелкой моторики у детей на пятом году жизни. В этом возрасте у дошкольников интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга, что всё более расширяет их интерес к познанию окружающего мира. А всестороннее представление об окружающем предметном мире никак не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, ведь именно оно лежит в основе чувственного познания. На пятом году жизни общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников. А между развитием мелкой моторики и речи есть определенная зависимость, поэтому при плохо развитой мелкой моторике страдает речь ребёнка, что ведёт к проблемам в общении.
Существует много способов развития мелкой моторики у детей пятого года жизни. Нетрадиционная техника лепки, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности.
Роль двигательного анализатора в жизни человека неоспорима. Основоположник русской физиологической школы И.М. Сеченов указывал, что нет действия, которое не выражалось бы в движении. Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению. Мелкая моторика – это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом и требуют специального развития.
К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.
Изучением мелкой моторики у детей дошкольного возраста занимались многие известные ученые: М. Монтессори, В.М. Бехтерев, В.А. Сухомлинский, З.П. Васильцова, А.В. Запорожец, И.П. Павлов, Л.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Т.П. Хризман, М.И. Звонарева, И.М. Сеченов, М.М. Кольцова и другие [17, c.16]. Исследователи пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
В.М. Бехтерев доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка в дошкольном возрасте.
Ученые, психологи и педагоги, рассматривают мелкую моторику как один из показателей физического и нейропсихического развития ребенка. В дошкольном возрасте моторное развитие составляет фундамент умственного развития, ведь умственные способности начинают формироваться рано и в тесной связи с расширением деятельности, в том числе и общей двигательной, и ручной.
Н.А. Бернштейн в своей теории доказывает, что анатомическое развитие уровней построения движений рук идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам. Дальше начинается длительный процесс прилаживания друг к другу всех вариантов движений кистей рук и пальцев.
Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук проходит ряд этапов. За дошкольные годы лет ребенок усваивает огромное количество двигательных умений и навыков - достаточное для того, чтобы движения руки ребенка имели те же качественные характеристики, что и у взрослых. А.С. Большев, Л.В. Филиппова выделяют следующие этапы развития мелкой моторики у детей раннего и дошкольного возраста:
- Первая хватка с помощью пальцев происходит в 8 месяцев. Ребенок держит предмет 4 - 5 пальцами. Предметы не находятся внутри ладони.
- Хватка щепотью формируется к 11 - 12 месяцам. Ребенок держит предмет с помощью большого и указательного пальцев. В этом возрасте ребенок любит находить всевозможные мелкие предметы.
- Верхняя хватка наблюдается в возрасте 1 - 2 лет. Ребенок хватает предмет сверху, тыльной стороной кисти вверх.
- Хватка крест-накрест появляется в 2 года. Когда ребенок пользуется такой хваткой, движение совершается плечом и локтем-это большое моторное действие.
- Хватка щетки формируется в возрасте от 3 до 4 лет. Это тоже верхняя хватка пальцами, но теперь ребенок пользуется только пальцами для того, чтобы удержать предмет. Рука повернута внутрь, но движение начинается уже в запястье.
- На пятом году жизни ребёнок начинает совершать движения кистью и пальцами, он держит карандаш пальцами и поворачивает кисть руки наружу, когда рисует; ловит маленький мяч, делая руками “чашку”; знает, какая рука доминирует; режет бумагу ножницами по прямой линии, а также зигзагами, волнами, вырезает по кругу; наливает воду в кружку одной рукой. Хватка, использующая сгиб между большим и указательными пальцами развивается приблизительно в 5 лет. Движение включает движение предплечья, запястья, пальцев. Рука постепенно становится вращающейся наружу, расслабленная хватка. Противопоставление большого пальца всем остальным на одной руке развивается к пяти годам. Большой палец теперь в состоянии дотрагиваться до кончиков каждого из остальных пальцев. Он настолько подвижен, что с его участием можно сформировать кольцо, и ребенок может согнуть его поперек ладони ногтем вверх.
Исследователи отмечают, что развитие мелкой моторики кисти руки и пальцев имеет важное значение для психического развития дошкольника. Благодаря развитой руке расширяются возможности ребенка в формировании пространственных представлений, овладении им различными мыслительными операциями, овладение навыками самообслуживания, а также рядом трудовых и учебных навыков. Как считают М.М. Кольцова, В.П. Дудьев, З.Н. Тюбекина, Т.О Гиневская, двигательная активность ребенка, его предметно-манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук, оказывает стимулирующее влияние на развитие всех познавательных процессов: внимания, памяти, воображения, мышления, речи, восприятия
В.А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончике пальцев» Специалисты в области дошкольной психологии и педагогики уже давно установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальцев развиваются «по плану», то и развитие речи также в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи. Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.
Онтогенез мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе исследован достаточно полно многими авторами. Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы сделали выводы, что мелкая моторика у детей дошкольного возраста лежит в основе тактильно – двигательного восприятия детьми окружающего пространства. Моторные центры речи в коре головного мозга находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Но на самом деле в достаточной степени развитые навыки мелкой моторики рук ребенка влияют не только на его речь, но и на его общее развитие, на интеллектуальные способности.
Проблема развития мелкой моторики рук у дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере образования. Об этом свидетельствует большое количество публикуемых статей, методических пособий, сборников игр и упражнений по данной теме
В возрасте пятого года жизни у дошкольников интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга, что всё более расширяет их интерес к познанию окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире никак не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, ведь именно оно лежит в основе чувственного познания. А тактильно – двигательное восприятие напрямую зависит от степени развития мелкой моторики рук.
Развитие мелкой моторики у ребенка пятого года жизни расценивается как один из показателей его психического развития, как основа для всестороннего развития речи. Формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук играет роль стимула в развитии центральной нервной системы, всех психических процессов.
Следствием слабого развития мелкой моторики являются частые проблемы у современных детей пятого года жизни с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключить, что если с речью не все в порядке, то это, наверняка, проблемы с мелкой моторикой. Секрет волшебной взаимосвязи мелкой моторики и развития речи ребёнка состоит в том, что при выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые активизируют пока незрелые клетки головного мозга, отвечающие за формирование речи ребенка. Таким образом, чтобы механизм саморегуляции двигательной и речевой функции «сдвинул» речевое развитие у детей пятого года жизни в позитивном направлении, необходимо использовать разнообразные приемы и методы по формированию тонких движений пальцев рук.
На пятом году жизни дети начинают совершать движения кистью и пальцами: они держат карандаш пальцами и поворачивают кисть руки наружу, когда рисуют. Дети могут поймать брошенный им маленький мяч, делая руками «чашку». Дети знают и понимают, какая рука у них доминирует. Дети пятого года жизни в достаточной степени владеют ножницами, они могут самостоятельно наливать воду в кружку одной рукой. В течение пятого года жизни хватка у детей постепенно становится вращающейся наружу, расслабленной. Хватка, использующая сгиб между большим пальцем и указательными пальцами развивается приблизительно к пяти годам. Движение включает движение предплечья, запястья, пальцев.
Для развития мелкой моторики руки у детей пятого года жизни разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Считается, что для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку ребёнка пятого года жизни в различных движениях - на сжатие, на растяжение, на расслабление. Для этого используются различные игры и упражнения, различные виды деятельности, проводимые планомерно. Все используемые педагогом приёмы по развитию мелкой моторики рук у ребёнка пятого года жизни должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне, чтобы у ребёнка поддерживался интерес к данному виду деятельности.
Что же поможет развить мелкую моторику рук у детей пятого года жизни? Эффективным средством для развития мелкой моторики в дошкольных образовательных учреждениях являются пальчиковые игры – своеобразные упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев. Они тренируют точность двигательных реакций, развивают координацию движений, помогают концентрировать внимание. Но, кроме пальчиковых игр, существует ещё более привлекательная для детей пятого года жизни возможность развития мелкой моторики - это различные виды продуктивной деятельности. Наиболее подходящей для развития мелкой моторики у детей пятого года жизни продуктивной деятельностью является лепка из глины, пластилина, других пластичных материалов.
Для освоения техникой лепки детям пятого года жизни требуется развитие специальных движений кистей рук, пальцев, их сила, точность движений, темп, направленность, плавность, ритмичность. Лепка требует действия обеими руками, а также известных усилий, напряжения, что содействует всестороннему развитию мышц рук, развитию мелкой моторики. В лепке укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев.
Развитие мелкой моторики у ребенка пятого года жизни расценивается как один из показателей его психического развития, как основа для всестороннего развития речи. В возрасте пятого года жизни у детей интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга, что всё более расширяет их интерес к познанию окружающего мира, что невозможно без тактильно – двигательного восприятия, котороё напрямую зависит от степени развития мелкой моторики рук. Различные виды продуктивной деятельности - привлекательная для детей пятого года жизни возможность развития мелкой моторики. Наиболее подходящей для развития мелкой моторики у детей пятого года жизни продуктивной деятельностью является лепка из глины, пластилина, других пластичных материалов.
Различные виды пластилинографии в работе с детьми пятого года жизни
Продуктивная деятельность с пластилином, лепка, хорошо развивает мелкую моторику рук у детей пятого года жизни. Главное в работе с пластилином — не переоценить силы ребенка, дать ему интересное и увлекательное задание. Тогда он ощутит максимум удовольствия от процесса лепки и от результатов своей работы. А это — залог будущего успеха.
Пластилинография – это один из сравнительно недавно появившихся новых видов изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста. Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных) изображений на горизонтальной поверхности.
Основной материал для пластилинографии — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука, вернее, обе руки. Следовательно, уровень умения в создании пластилинографии зависит от владения собственными руками.
Данная техника лепки хороша тем, что она доступна детям пятого года жизни, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его для них увлекательным и интересным.
Пластилинографию часто называют «Живопись с помощью пальцев», такой вид живописи очень благотворно влияет на развитие костно-мышечного аппарата ребенка, развитие сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания, успокаивает и расслабляет ребёнка.
Слово пластилинография имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Принцип пластилинографии заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.
Занимаясь «пластилинографией», дети пятого года жизни развивают умелость рук, укрепляют силу рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, дети подготавливают руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. У детей развивается пинцетное хватание, то есть захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью.
Существуют различные виды пластилинографии, которые возможно использовать в работе с детьми пятого года жизни.
Прямая пластилинография – это изображение лепной картины на горизонтальной поверхности. Такой рисунок лучше заполнять мягким пластилином, таким как восковой. Аппликацию в данной технике надо выполнять на плотном картоне. Размазывать пластилин лучше всего пальцами, так получается эффект мазка масляными красками.
Обратная пластилинография (витражная) - изображение лепной картины с обратной стороны прозрачной поверхности. Такой вид пластилинографии используется на стекле, оргстекле. Рисунок наносится
маркером, а потом наносится пластилин тонким слоем при помощи рук или стека.
Модульная пластилинография - изображение лепной картины с использованием различных элементов: жгутиков, шариков, дисков. Такая техника пластилинографии является сложной, потому что ребенку необходимо овладеть всеми приемами лепки. Сначала рисунок переносится на поверхность, затем заполняется каждый элемент рисунка пластилином соответствующего цвета.
Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины с помощью шариков из пластилина. Данная техника является самой простой в пластилинографии, так как все элементы скатываются в шарик. Самое главное подбирать красивые цвета и аккуратно заполнить рисунок, не выходя за контуры.
Контурная пластилинография - изображение рисунка при помощи жгутов. Данная техника требует от ребенка усидчивости и кропотливой работы. Пространство рисунка заполняется жгутиками, которые подготовлены заранее.
Многослойная пластилинография - объемное изображение лепной картины с последовательным нанесением нескольких слоев. С помощью такой техники можно выполнить очень яркий и красивый сюжет. Такая техника подойдет для изображения пейзажа, когда один слой закрывается другим. Бывает, что в картине есть такие элементы, которые сложно вылепить, поэтому для того, чтобы их выполнить, на отдельной бумаге наносят тонкий слой пластилина, вырезают с помощью ножниц и наклеивают на картину.
Фактурная пластилинография - изображение больших участков картин на горизонтальной поверхности с более выпуклым изображением (барельеф, горельеф, контррельеф). Барельеф — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма. Если более — рельеф называется горельефом (высокий рельеф). Картину можно сделать рельефной разными способами – формированием элементов при помощи стека, лепкой отдельных деталей, которые будут выступать на поверхности. Контррельеф — вид углублённого рельефа, представляющий собой «негатив» барельефа. Такой вид углубленного рельефа можно добиться при помощи валиков с нанесенным рисунком. Необходимо раскатать пластину, предварительно выровнять ее при помощи скалки, а затем нанести узор валиком или штампиком.
Плоские пластилиновые картины, полученные в результате пластилинографии, лучше всего поместить под стекло в рамку, паспарту или хранить под прозрачной пленкой. Пластилиновые картины не должны деформироваться, подвергаться попаданию прямого солнечного света и нагреванию.
Возможности использования пластилинографии
в развитии мелкой моторики у детей пятого года жизни
Пластилинография доступна для использования в условиях дошкольного учреждения, она интересно детям пятого года жизни и вносит определенную новизну в их деятельность, делает ее более интересной и увлекательной, быстро позволяет достичь желаемого результата.
Одним из несомненных достоинств пластилинографии в работе с детьми пятого года жизни является возможность интеграция в этом виде деятельности образовательных областей федерального государственного образовательного стандарта. Темы поделок в технике пластилинографии тесно переплетаются с ознакомлением с окружающим миром, что позволяет решать задачи познавательного развития. Выполнив поделку, дети рассказывают о ней – решаются задачи речевого развития. В процессе продуктивной деятельности происходит общение детей с взрослым и сверстниками, а это – решение задач социально-коммуникативного развития. Красота, созданная руками детей в необычной нетрадиционной технике лепке, пластилинографии, не оставляет никого равнодушным. Дети ощущают, что прикоснулись к прекрасному миру искусства, а это – решение задач художественно-эстетического развития. Но в рамках нашего дипломного исследования нам была наиболее интересна возможность решения задач физического развития при использовании пластилинографии в работе с детьми пятого года жизни – развитие мелкой моторики рук.
При изготовлении поделок в технике пластилинографии у детей пятого года жизни укрепляется сила руки, этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальцы; движения обеих рук становятся согласованными; движения пальцев дифференцируются и координируются; развивается пинцетное хватание, захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью. Этому способствует использование определённых технических приёмов пластилинографии: выполнение декоративных налепов разной формы; прищипывание; сплющивание; оттягивание деталей от общей формы и т.д.
Пластилинография позволяет детям пятого года жизни научиться выполнять тонкие и координированные движения пальцев рук, а от этого напрямую зависит работа мыслительных и речевых центров головного мозга.
Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлинский писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться».
Нетрадиционная техника лепки, пластилинография - наиболее привлекательный вид лепки для детей пятого года жизни, позволяющий создавать интересные творческие работы, в ходе создания которых укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев.
Для развития мелкой моторики, координации движений руки, необходимо:
- активизировать пассивные и активные движения пальцев рук детей, создавая при этом у них положительный настрой к созданию поделки и показывая свое эмоциональное отношение к тому, что получится в результате продуктивной деятельности каждого ребёнка.
- развивать умения детей выполнять точные движения пальцами рук и кистью, способности координированной работы руки со зрительным восприятием;
- развивать умения детей выполнять точные движения пальцами рук и кистью, способности координированной работы руки со зрительным восприятием;
- тренировать мышцы рук, обучать ловкому обращению с различными материалам
- развивать пространственную ориентацию и зрительное внимание, ловкость пальцев рук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей третьего года жизни"
Данный материал содержит описание некоторых игр с песком и водой, пальчиковой гимнастики, массажа рук с помощью подручных предметов, которые можно применять в работе с младшими дошкольниками для разви...
Методическая разработка: "Педагогический мониторинг развития мелкой моторики у детей 5 года жизни"
Педагогический мониторинг развития мелкой моторики у детей 5 года жизни...
ВЛИЯНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ ВЛИЯНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ...
Использование театра теней как средства развитие мелкой моторики рук детей пятого года жизни
В жизни современного ребенка мелкая моторика имеет огромную роль.Сформированность навыков мелкой моторики руки имеет важное значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжени...
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕ ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕ ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ...
Перспективное планирование «Развитие мелкой моторики рук детей третьего года жизни »
в плане представлены по месяцам Пальчиковые игры и упражнения , игры с предметами и материалами художественное творчество, игры с песком и водой,которые можно испльзоват...