Пример составления техкарты к НОД по формированию познавательно-исследовательской деятельности с использованием элементов опытно-экспериментальной технологии. Для детей средней группы. "Живые краски."
план-конспект занятия (средняя группа)
Данный материал поможет педагогам правильно, в виде технологической карты, оформить конспект НОД и предоставит возможность познакомится с использованием нестандартного подхода к организации исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта ННОД
по освоению образовательной области познавательно-исследовательская деятельность.
(указать ведущую образовательную область)
Возрастная группа средняя группа (4-5 лет)
ФИО (педагога) Оппенгейм Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Квалификационная категория: высшая
Тема: «Где природа прячет свои краски?»
Интеграция образовательных областей: познавательная, художественно-эстетическая, социально-коммуникативная, речевая.
Программные задачи:
Образовательные: - познакомить с историей появления красок; - расширять знания о многообразии мира красок; - систематизировать знания о присутствии разных красок в каждом из времен года (игровой прием «Подбери цвет времени года», показ картинок (през.)
Развивающие: - развивать аналитические способности – рассуждать, высказывать свои мысли, аргументировать доводы (прием «вопрос-ответ»).
Воспитательные: - воспитывать культуру поведения, умение работать в команде, аккуратность в самостоятельной экспериментальной деятельности (объяснение, показ.)
Способы организации детей: полукругом, сидя, стоя.
(например: полукругом, буквой П, ленточным способом, сидя, стоя и т.д.)
Оборудование: медиа установка, картинки, геометрические фигуры, столы, стулья, заготовки для росписи, овощи, фрукты.
Словарная работа: обогащение словарного запаса: «наскальный рисунок», «полотно».
Предварительная работа: рассматривание репродукций ( времена года), чтение познавательной литературы («Кто это? Что это? Зачем это?». Рисование нетрадиционной техникой «примакивание».
Ход НОД:
№ | Этап Длительность | Задачи этапа | Методы, формы, приемы | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Результат (ожидаемый) |
1. | Открытый вход в деятельность (психологический настрой) | - настроить детей на предстоящую деятельность; - создать положительный эмоциональный фон; - вызвать желание заинтересованности. | Сюрпризный момент; «вопрос-ответ»; Игровой. | Неожиданно звучит музыка, воспитатель предлагает детям посмотреть на экран и выстраивает диалог. | Дети, услышав музыку, обращают внимание на экран. Рассматривают картинки, вступают в диалог с воспитателем. | Заинтересованность детей предложенной темой, желание рассуждать. |
2. | Вводно-организационный | - предложить детям тему для обсуждения; - вызвать желание давать ответы на вопросы. | Вводная беседа, показ презентации. | Педагог предлагает детям «погрузиться» в яркий мир красок и узнать историю их появления. | Дети рассматривают картинки, задают вопросы, высказывают свои предпочтения. | Желание детей узнать о казалось бы хорошо знакомом им мире красок. |
3. | Мотивационно-побудительный | - мотивировать детей к поисковой деятельности; - вызвать желание совершить открытие. | Создание проблемной ситуации: «Кто раскрасил траву, небо, деревья?» «Где природа прячет свои краски?» | Педагог предлагает детям поразмышлять, высказать свои предположения по поставленной проблеме. | Дети высказывают свои мысли, выполняют игровое командное задание. | На основании выполненного задания, появляются выводы подкрепляющие имеющиеся знания. |
4. | Восприятие и усвоение нового (или расширение уже имеющихся представлений) | - дать знания о появлении первых красок в жизни человека; - расширить представление о многообразии красок вокруг нас; - предложить поразмышлять над проблемой появления «живых красок». | Активация самостоятельного мышления: Фантазирование, поиск решения проблемной ситуации, сюрпризный момент (определи на вкус) | Педагог предлагает детям самостоятельно заняться поиском объекта исследования. | Дети работают в командах, капитаны команд определяют объект исследования. Затем дети сообща определяют обсуждают результат. | Получение новых знаний, пополнение имеющейся информации. |
5. | Динамическая пауза | - обеспечить смену вида деятельности, направленную на укрепление здоровья. | Физминутка (сочетание стихв с движениями) | Педагог совместно с детьми выполняет динамические движения. | Дети произносят стихотворный текст сопровождая его движениями. | Создание хорошего настроения, и желания продолжать деятельность. |
6. | Практическая работа | - предложить в экспериментальной деятельности доказать предположение; - развивать мелкую моторику. | Практическая работа выполняется коллективно, используется прием показа способа выполнения опытной деятельности. | Педагог участвует в работе, оказывает необходимую помощь. | Дети экспериментируют в рисовании картины при помощи фруктов и овощей, используя знакомый прием-примакивание. | Готовый продукт – картина нарисованная «живыми красками». |
7. | Открытый выход из деятельности Рефлексия | - закрепить полученные знания; - научить описывать полученный результат деятельности, высказывать свое мнение. | Обсуждение результатов: положительная оценка всех выполненных работ. Мотивация на другой вид деятельности: «А как природа превращает листья в разноцветные?». ( прием постановки вопроса). | Педагог обобщает материал предложенный детям в ходе НОД, позитивно оценивает продукт детской деятельности. | Дети описываю свои работы и полученные в ходе деятельности эмоции. | Закрепить желание самостоятельно добывать путем опытной деятельности. |
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 87
Красносельского района Санкт-Петербурга
Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию познавательно-исследовательской деятельности.
С использованием элементов опытно-экспериментальной технологии
Для детей среднего возраста
Тема: «Живые краски»
Составила и провела воспитатель Оппенгейм Елена Николаевна.
Санкт-Петербург
2019
Цель: развитие познавательных процессов в системе комфортного взаимодействия с педагогом и другими детьми.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с историей появления красок;
- Расширять знания о многообразии мира красок;
- Систематизировать знания о присутствии разных красок, в каждом из времен года.
Развивающие:
- Развивать аналитические способности;
- Учить рассуждать, высказывать свои мысли.
- Развивать умение добиваться желаемого результата.
Воспитательные:
- Воспитывать культуру поведения, умение работать в команде;
- Воспитывать аккуратность в самостоятельной экспериментальной деятельности.
Организация детских видов деятельности: игровая-командная организация.
Виды детской деятельности и формы совместной деятельности взрослых и детей: игровая (игра-фантазирование, игра-задание «Подбери цвеа для времен года» др.), коммуникативная (беседа, ситуативный разговор, и др.), трудовая (труд).
Пособия: презентация, геометрические фигуры тематические картинки.
Материалы: полотно(заготовка для картины) – 16шт; кусочки овощей и фруктов ( виноград, киви, апельсин, свекла); влажные салфетки; кусочки фруктов на шпажках, опознавательные картинки ( времена года – 4 шт., на веревочках)
Приемы: стимулирующие познавательный интерес детей: новизна, использование ИКТ, занимательный сюжет, развивающие задания.
Ход образовательной деятельности
Этап образовательной деятельности | Организация рабочего пространства | Деятельность взрослого | Деятельность детей |
Вводная часть (Организационный момент) | Дети входят в зал, стоят свободно рядом с воспитателем. | Воспитатель предлагает поздороваться с гостями. В:Ребята, я приготовила для Вас сюрприз! | Дети входят в зал и здороваются с гостями. Дети беседуют с педагогом. |
Вводная часть (мотивационный момент) | Дети стоят свободно рядом с воспитателем. Лицом к гостям. Воспитатель подготовил оборудование для показа презентации. | Звучит таинственная музыка. Дети поворачиваются на звук, и смотрят на экран. На экране любимый детский персонаж – «Фиксик», озадачен проблемой. В: «Ребята, я приготовила для Вас две картинки. Какая из них Вам нравится больше? Почему?» В: «А Вы любите рисовать?» | Дети отвечают на вопрос. Поясняют, рассуждают. |
Основная часть 1.Проблемная ситуация 2.Ориентирование на исторические данные. 3.Игра «Подбери цвет для времени года». 4.Проблемная ситуация. Опытная деятельность. Физкультминутка Заключительная часть. Рефлексия | Дети свободно стоят, при желании садятся на ковер. Ведет беседу с детьми. Побуждает к решению проблемной ситуации. Дети узнают об истинном происхождении красок, что отражается в презентации. Вторая проблемная ситуация для детей. Дети разделяются на 4 команды, соответственно временам года, получают «значок» сезона. Капитаны команд на вкус, по очереди определяют в чем природа прячет свои краски. Дети располагаются свободно для выполнения упражнений. Детям предлагается занять места за столами для продуктивной деятельности – эксперимента. Дети могут свободно перемещаться. |
В: «Когда-то давно люди тоже хотели рисовать, но ни карандашей, ни красок еще не было. Как Вы думаете, откуда у людей появились краски?
В: Ребята, оказывается люди научились добывать краски из корней растений, глины, песка (данная информация отражена в картинках презентации в сопровождении мульт. персонажа). В: Ребята вокруг нас много разных красок, их создали люди, а кто, как Вы думаете, раскрасил небо, траву, деревья? В: Ребята, я предлагаю Вам из множества разноцветных кружков выбрать кружки того цвета, который по Вашему мнению встречается в Вашем времени года. В: Ребята, капитаны команд назвали то что попробовали – это виноград, апельсин, киви и свекла ( на экране Фиксик предлагает изображения угаданных детьми фруктов и овощей). Детям предлагается классифицировать картинки. Разбросала осень листья, Разукрасила их кистью, Мы в осенний сад пойдем. Букет листьев соберем, Лист кленовый, лист осинки, Лист березы, лист рябинки, Тополиный рыжий лист, На дорожку спрыгнул вниз. В: Ребята, я предлагаю Вам попробовать создать картину при помощи красок, которые природа спрятала во фруктах, овощах и ягодах. Попробуем? В: Ребята сегодня нам с Вами удалось разгадать одну из тайн природы. Мы узнали, что природа прячет свои краски не только в корнях растений в песке или глине, но и еще в чем? Посмотрите, какие удивительные картины у нас получились! Молодцы, Вы очень постарались! Предлагаю Вам и дома попробовать нарисовать картину «живыми красками», только не съешьте их. | Дети высказывают свои предположения. Дети с интересом воспринимают информацию. Дети пытаются разобраться в проблеме и ответить на вопрос. Дети расходятся за 4 стола, на которых находится символ сезона и выкладывают кружки того цвета, который по их мнению есть в данном сезоне. Капитаны выполняют задание, и потом команды вместе обобщают картинки ( фрукты, овощ, ягода). Все стихотворные строчки сопровождаются движениями. Дети раскрашивают силуэт кленового листа, используя метод примакивания, кусочкам фруктов, ягод и овощей. Дети вспоминают о совершенном открытии. Участвуют в обсуждении своей деятельности.
|
Используемая литература:
- Е.Е.Крашенинников, О.Л.Холодова Развитие познавательных способностей дошкольников. – Мозаика-синтез.,-2017
- Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников, - Мозаика-синтез.,- 2018
- Н.Ф.Губанова Развитие игровой деятельности. Мозаика-синтез.,- 2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/12/picture-724446-1449931424.jpg)
План самообразования. Тема: Использование элементов логоритмики для развития речи детей среднего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи.
Преодоление речевого нарушения у детей путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы, моторики и речи, через музыкально-логоритмическую деятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/23/picture-937580-1503438840.jpg)
Образовательная деятельность с элементами здоровье сберегающих технологий. Для детей средней группы.
Методическая разработка музыкально образовательной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/18/picture-1013403-1518976741.jpg)
Конспект НОД деятельности по экологии для детей средней группы «Живая и неживая природа»
формирование у детей представлений об объектах живой и неживой природы, о неразрывной связи человека с природой....
Проект «Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность»
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интер...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/12/picture-1337488-1623492160.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности /по формированию элементарных математических представлений/ с использованием ИКТ по сказке «Колобок» для детей среднего дошкольного возраста.
Цель. Формирование элементарных математических представлений, через персонажей сказки «Колобок».Задачи:Обучающие:• Сформировать у детей представления о геометричес...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/12/picture-644404-1444649753.jpg)
Конспект образовательной деятельности для детей средней группы «Живая и неживая природа»
Конспект образовательной деятельности для детей средней группы «Живая и неживая природа» Цель: формирование у детей представлений об объектах живой и неживой природы, о нер...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/28/picture-375220-1482908074.jpg)
Познавательно-исследовательская активность ребенка раннего возраста через опытно-экспериментальную деятельность путем создания проблемных ситуаций и экспериментирование.
Развитие познавательной активности у детей важный вопрос на сегодняшний день.Для детей раннего и младшего дошкольного возраста экспериментирование наравне с игрой является ведущим...