Самообразование "Музыкально – дидактические игры как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста".
материал
Музыкально-дидактические игры являются важным средством музыкальной деятельности. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты. Музыкально-дидактические игры объединяют разделы пения, слушания, музыкально-ритмических движений, игрe на детских музыкальных инструментах. Они способствуют развитию музыкального слуха, чувства ритма, творческих способностей малыша. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В результате дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_borisova.docx | 132.91 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование Тазовский район
Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение детский сад «Радуга»
Микрорайон Геолог, д. 15 п. Тазовский, Тазовский район, Ямало-Ненецкий автономный округ
Тел. 8(34940)2-19-20, raduga-taz@mail.ru
Музыкально – дидактические игры как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.
Музыкальный руководитель
Борисова Ольга Валерьевна
п. Тазовский,
2019 год
Актуальность выбранной темы: музыкально-дидактические игры являются важным средством музыкальной деятельности. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты. Музыкально-дидактические игры объединяют разделы пения, слушания, музыкально-ритмических движений, игрe на детских музыкальных инструментах. Они способствуют развитию музыкального слуха, чувства ритма, творческих способностей малыша. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В результате дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.
Цель - формирование и развитие музыкального слуха детей: звуковысотного, ритмического, тембрового, динамического.
Задачи:
- Развитие звуковысотного слуха
- Развитие чувства ритма
- Развитие тембрового и динамического слуха
- Развивать умения различать акценты как средство выразительности в музыки на примерах с четвертными, восьмыми длительностями.
Предполагаемые результаты:
1. Дети научатся определять выразительные возможности двух динамических оттенков с использованием наглядных методов.
2. Дети научатся самостоятельным действиям в восприятии и различении музыкальных звуков.
3. Развить музыкальные способности: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса.
Этапы работы
№ по пор. |
Форма работы | Сроки |
1подготовительный |
| сентябрь октябрь ноябрь |
2 практический |
| До 02.20г. В течение года |
3 обобщающий |
| До 05.20г. |
Освоение детьми музыкально – дидактические игры
в течении учебного года.
№ игры | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
1-я игра | 1-й этап 2-й этап | 3-й этап 4-й этап | |||||||
2-я игра | 1-й этап 2-й этап | 3-й этап 4-й этап | |||||||
3-я игра | 1-й этап 2-й этап | 3-й этап 4-й этап | |||||||
4-я игра | 1-й этап 2-й этап | 3-й этап 4-й этап | |||||||
5-я игра | 1-й этап 2-й этап | 3-й этап 4-й этап | |||||||
6-я игра | 1-й этап 2-й этап | 3-й этап 4-й этап | |||||||
7-я игра | 1-й этап 2-й этап | 3-й этап 4-й этап | |||||||
8-я игра | 1-й этап 2-й этап | 3-й этап |
Условные обозначения:
1-й этап – первые две недели месяца знакомства с упражнением игры;
2-й этап – вторые две недели первого месяца овладения игрой;
3-й этап – первые две недели второго месяца освоения игры совместно со взрослым;
4-й этап – вторые две недели второго месяца использования игры в самостоятельной деятельности вне занятия.
Перспективное планирование
музыкально – дидактических игр
№ п/п | Тема | Программное содержание | Оборудование | |
Сентябрь | 1 | Ступеньки. | Развивать звуковысотный слух детей. | Лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка, зайчик), детские музыкальные инструменты (аккордеон, металлофон, губная гармошка). |
2 | Звенящие колокольчики. | Развивать звуковысотный слух детей. | Пять наборов колокольчиков по типу «Валдай». | |
3 | Определи по ритму. | Развивать чувство ритма детей. | Карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пустая; картинки, иллюстрирующие содержание песни; детские музыкальные инструменты — группа ударных (ложки, угольник, барабан, музыкальный молоточек и др.). Каждому дают по 2—3 карточки. | |
4 | Веселые подружки | Развивать чувство ритма детей. | плоские фигурки из картона (5 шт.). Можно использовать варианты: все куклы одной величины, но раскрашены по-разному, или куклы разного размера (по типу матрёшек) в одежде с различными узорами и т.д. | |
Октябрь | 5 | Осенние листочки | Почувствовать и воспроизвести в движении ритм качания, заложенный в стихе. | |
6 | Музыкальные загадки. | Развивать тембровое чувство детей. | металлофон, треугольник, бубенчики, бубен, арфа, цимбалы. | |
7 | Громко-тихо запоем. | Развивать диатонический слух детей | любая игрушка. | |
8 | Колобок. | Развивать диатонический слух детей. | игровое поле, молоточек, колобок и несколько различных небольших предметов, изображающих стог сена, бревно, пенек, муравейник, елку. Все это расставляется на игровом поле в любом порядке. | |
Ноябрь | 9 | Песня, танец, марш. | Дать представления о первичных жанрах музыки (песня, танец, марш), их характерных особенностях. | |
10 | Слушаем музыку. | Развивать музыкальную память, обогащать высказывания детей об эмоционально-образном содержании музыки. | 4—5 картинок, иллюстрирующих содержание знакомых детям музыкальных произведений (это могут быть и инструментальные пьесы). | |
11 | Какая музыка? | Развивать умение слушать музыку, обогащать высказывания детей об эмоционально-образном содержании музыки. | проигрыватель, пластинки с записями вальса, пляски, польки; карточки с изображением танцующих вальс, народную пляску и польку. | |
12 | Поскок | Развивать выразительность выполнения легких прыжков, мягкого пружинного шага. | Игрушкам - птичка | |
Декабрь | 13 | Хлопни в ладоши | Развитие чувства ритма, координации, умения согласовывать движения с текстом. | |
14 | Снежинка | Развитие внимания, координации слова и движения. Тренировка плавного длительного выдоха. | ||
15 | Маленький композитор | Развивать песенное импровизационное творчество | карточки с картинкой и небольшим стишком, набор музыкальных инструментов | |
16 | Песня, танец, марш. | Дать представление о том, что музыкальное произведение может иметь признаки одновременно двух жанров. | ||
17 | Музыкальная карусель | Учить детей различать изменение темпа в музыке. | ||
Январь | 18 | Маляр | Развивать плавность движений, чувство ритма, координацию движения и речи. | |
19 | Тук-тук | Развивать ритмичность, координацию, умение воспроизводить ритм стиха в звучащих жестах и на деревянных палочках. | ||
20 | До, ре, ми | Учить детей различать образный характер музыки, соотносить художественный образ с музыкальным образом, отражающим явления действительности. | Картинки, соответствующие образу песни | |
Февраль | 21 | Как на горке снег | Развивать внимание, чувство ритма, координацию. | |
22 | Волк | Читать текст в ритме, сопровождая движением. | ||
23 | Ты, мороз! | Развитие слухового внимания, ритмичности. | ||
24 | Выложи мелодию | Развивать ритмический слух, упражнять детей в определении ритмического рисунка мелодии. | Условные обозначения из кругов и квадратов | |
Март | 25 | «Яблонька». | Декламация текста с движением. Развитие внимания, координации, выразительности и ритмичности движений | |
26 | Хлопы - шлепы | Развитие чувства ритма, координации движений в соответствии темпом музыки | ||
27 | На чем играю? | Развивать тембровое чувство детей. | карточки (по числу играющих), на одной половине которых изображение детских музыкальных инструментов, другая половина пустая; фишки и детские музыкальные инструменты. | |
28 | Определи жанр музыки | Развивать умение различать жанры музыки; находить основные признаки каждого жанра; развивать словарный запас | карточки с изображениями поющих, танцующих и марширующих детей |
Перечень методических пособий.
«Музыкально – дидактические игры» Э.П. Костина
«Музыкально – дидактические игры в образовательной деятельности старших дошкольников» Н.Г. Кшенникова
И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день»
Т. Э. Тютюнникова «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение»
О. А. Новикова «Логоритмика»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.
Консультация для педагогов...
2016-2017Отчет о проделанной работе по теме самообразования:«Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста» за 2016--2017учебный год
за 2016-2017 учебный год...
Музыкально- дидактическая игра – как средство развития сенсорных способностей у детей дошкольного возраста
Очень важным в развитии ребенка является развитие музыкальных способностей, так как музыкальные способности одни из первых проявляются в жизни ребенка. Начинать музыкальное развитие детей можно еще в ...
Отчет по теме: «Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста»
Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей велико. Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно – эс...
План работы по самообразованию на тему: «Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста».
Актуальность проблемы всестороннего развития детей, а именно развитие ритмического слуха является неотъемлемой частью в развитии музыкальности детей. Оно помогает вызвать желание активно и с радостью ...
Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста
Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста. консультация для родителей...