Самообразование "Музыкально – дидактические игры как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста".
материал

Борисова Ольга Валерьевна

Музыкально-дидактические игры являются важным средством музыкальной деятельности. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты. Музыкально-дидактические игры объединяют разделы пения, слушания, музыкально-ритмических движений, игрe на детских музыкальных инструментах. Они способствуют развитию музыкального слуха, чувства ритма, творческих способностей малыша. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В результате дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.   

                                                        

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_borisova.docx132.91 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Тазовский район

Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение детский сад «Радуга»

                                      

Микрорайон Геолог, д. 15 п. Тазовский, Тазовский район, Ямало-Ненецкий автономный округ

Тел. 8(34940)2-19-20, raduga-taz@mail.ru

Музыкально – дидактические игры как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.

C:\Users\24\Desktop\muzyka.jpg

Музыкальный руководитель

Борисова Ольга Валерьевна

п. Тазовский,

 2019 год

Актуальность выбранной темы: музыкально-дидактические игры являются важным средством музыкальной деятельности. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты. Музыкально-дидактические игры объединяют разделы пения, слушания, музыкально-ритмических движений, игрe на детских музыкальных инструментах. Они способствуют развитию музыкального слуха, чувства ритма, творческих способностей малыша. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В результате дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.    

                                                         

Цель - формирование и развитие музыкального слуха детей: звуковысотного, ритмического, тембрового, динамического.

Задачи:

  • Развитие звуковысотного слуха
  • Развитие чувства ритма
  • Развитие тембрового и динамического слуха
  • Развивать умения различать акценты как средство выразительности в музыки на примерах с четвертными, восьмыми длительностями.

Предполагаемые результаты:

1. Дети научатся определять выразительные возможности двух динамических оттенков с использованием наглядных методов.

2. Дети научатся самостоятельным действиям в восприятии и различении музыкальных звуков.

3.  Развить музыкальные способности: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса.

 

Этапы работы

№ по пор.

                             

Форма работы

        Сроки

1подготовительный

  • Выбор темы, определение цели и задач.
  • Написание плана по самообразованию.
  • Подбор и изучение литературы.

сентябрь

октябрь

ноябрь

2 практический

  • Разработать картотеку музыкально – дидактических игр..
  • Подготовить папки-передвижки для родителей, анкетирование родителей, консультации для воспитателей.

До 02.20г.

В течение года

3 обобщающий

  • Исследование результатов. Обобщение опыта, фотоотчёт или открытое занятие с использованием музыкально – дидактических игр.

До 05.20г.

                         

                                         

       

Освоение детьми музыкально – дидактические игры

в течении учебного года.

№ игры

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

1-я игра

1-й этап

2-й этап

3-й этап

4-й этап

2-я игра

1-й этап

2-й этап

3-й этап

4-й этап

3-я игра

1-й этап

2-й этап

3-й этап

4-й этап

4-я игра

1-й этап

2-й этап

3-й этап

4-й этап

5-я игра

1-й этап

2-й этап

3-й этап

4-й этап

6-я игра

1-й этап

2-й этап

3-й этап

4-й этап

7-я игра

1-й этап

2-й этап

3-й этап

4-й этап

8-я игра

1-й этап

2-й этап

3-й этап

Условные обозначения:

1-й этап – первые две недели месяца знакомства с упражнением игры;

2-й этап – вторые две недели первого месяца овладения игрой;

3-й этап – первые две недели второго месяца освоения игры совместно со взрослым;

4-й этап – вторые две недели второго месяца использования игры в самостоятельной деятельности вне занятия.

Перспективное планирование

музыкально – дидактических игр

  №  п/п

Тема

Программное содержание

Оборудование

Сентябрь

1

Ступеньки.

Развивать звуковысотный слух детей.

Лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка, зайчик),  детские музыкальные инструменты (аккордеон, металлофон, губная гармошка).

2

Звенящие колокольчики.

Развивать звуковысотный слух детей.

Пять наборов колокольчиков по типу «Валдай».

3

Определи по ритму.

Развивать чувство ритма детей.

Карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пустая; картинки, иллюстрирующие содержание песни; детские  музыкальные  инструменты — группа   ударных   (ложки, угольник, барабан, музыкальный молоточек и др.). Каждому дают по 2—3 карточки.

4

Веселые подружки

Развивать чувство ритма детей.

плоские фигурки из картона (5 шт.). Можно использовать варианты: все куклы одной величины, но раскрашены по-разному, или куклы разного размера (по типу матрёшек) в одежде с различными узорами и т.д.

Октябрь

5

 Осенние листочки

Почувствовать и воспроизвести в движении ритм качания, заложенный в стихе.

6

Музыкальные загадки.

Развивать тембровое чувство детей.

металлофон, треугольник, бубенчики, бубен, арфа, цимбалы.

7

Громко-тихо запоем.

Развивать диатонический слух детей

любая игрушка.

8

Колобок.

Развивать диатонический слух детей.

игровое поле, молоточек, колобок и несколько различных небольших предметов, изображающих стог сена, бревно, пенек, муравейник, елку. Все это расставляется на игровом поле в любом порядке.

Ноябрь

9

Песня, танец, марш.

Дать представления о первичных жанрах музыки

(песня, танец, марш), их характерных особенностях.

10

Слушаем музыку.

Развивать музыкальную память, обогащать высказывания детей об эмоционально-образном содержании музыки.

4—5 картинок, иллюстрирующих содержание знакомых детям музыкальных произведений (это могут быть и инструментальные пьесы).

11

Какая музыка?

Развивать умение слушать музыку, обогащать высказывания детей об эмоционально-образном содержании музыки.

проигрыватель, пластинки с записями вальса, пляски, польки; карточки с изображением танцующих вальс, народную пляску и польку.

12

Поскок

Развивать выразительность выполнения легких прыжков, мягкого пружинного шага.

Игрушкам - птичка

Декабрь

13

Хлопни в ладоши

Развитие чувства ритма, координации, умения согласовывать движения с текстом.

14

Снежинка

Развитие внимания, координации слова и движения. Тренировка плавного длительного выдоха.

15

Маленький композитор

Развивать песенное импровизационное творчество

карточки с картинкой и небольшим стишком, набор музыкальных инструментов

16

Песня, танец, марш.

Дать представление о том, что музыкальное произведение может иметь признаки одновременно двух жанров.

17

Музыкальная карусель

Учить детей различать изменение темпа в музыке.

Январь

18

Маляр

Развивать плавность движений, чувство ритма, координацию движения и речи.

19

Тук-тук

Развивать ритмичность, координацию, умение воспроизводить ритм стиха в звучащих жестах и на деревянных палочках.

20

До, ре, ми

Учить детей различать образный характер музыки, соотносить художественный образ с музыкальным образом, отражающим явления действительности.

Картинки, соответствующие образу песни

Февраль

21

Как на горке снег

Развивать внимание, чувство ритма, координацию.

22

Волк

Читать текст в ритме, сопровождая движением.

23

Ты, мороз!

Развитие слухового внимания, ритмичности.

24

Выложи мелодию

Развивать ритмический слух, упражнять детей в определении ритмического рисунка мелодии.

Условные обозначения из кругов и квадратов

Март

25

«Яблонька».

Декламация текста с движением. Развитие внимания, координации, выразительности и ритмичности  движений

26

Хлопы - шлепы

Развитие чувства ритма, координации    движений в соответствии темпом музыки

27

На чем играю?

Развивать тембровое чувство детей.

карточки (по числу играющих), на одной половине которых изображение детских музыкальных инструментов, другая половина пустая; фишки и детские музыкальные инструменты.

28

Определи жанр музыки

Развивать умение различать жанры музыки; находить основные признаки каждого жанра; развивать словарный запас

карточки с изображениями поющих, танцующих и марширующих детей

Перечень методических пособий.

 «Музыкально – дидактические игры» Э.П. Костина

«Музыкально – дидактические игры в образовательной деятельности старших дошкольников» Н.Г. Кшенникова
И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день» 
Т. Э. Тютюнникова «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение» 
О. А. Новикова «Логоритмика» 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально- дидактическая игра – как средство развития сенсорных способностей у детей дошкольного возраста

Очень важным в развитии ребенка является развитие музыкальных способностей, так как музыкальные способности одни из первых проявляются в жизни ребенка. Начинать музыкальное развитие детей можно еще в ...

Отчет по теме: «Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста»

Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей велико. Музыка, как  и любое другое искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно – эс...

План работы по самообразованию на тему: «Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста».

Актуальность проблемы всестороннего развития детей, а именно развитие ритмического слуха является неотъемлемой частью в развитии музыкальности детей. Оно помогает вызвать желание активно и с радостью ...

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста. консультация для родителей...