Конспект занятия "Юные исследователи"
план-конспект занятия (старшая группа)

Знакомство детей с природным явлением - вулкан, познавательно- исследовательская деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunye_issledovateli_5-6_let.docx35.54 КБ

Предварительный просмотр:

ЧОУ «Центр образования на Марсовом поле»

Детский сад

                                   

Конспект занятия

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Тема: «Юные исследователи»

группа общеразвивающей направленности для детей

5-6 лет

                             

                                                                       Подготовила:

воспитатель

I квалификационной категории

                                                                       Кораблева С.В.

                                                                       

                                                     

                                                     г. Оренбург 2019 г. 

                     

Цель: Познакомить детей с природным явлением – вулкан.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с вулканом, как явлением неживой природы; дать представление  о  происхождении и  строении вулканов;

- формировать интерес к неживой природе;  представления детей о природном явлении – извержении вулкана;  умение правильного  обращения с химическими веществами.

- поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;

- упражнять детей в чтении схем-моделей;

- способствовать развитию творческого воображения (при поделке вулкана).

Развивающие: Развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов, аккуратность, развивать эмоционально-положительное отношение к  познанию  окружающего  мира; любознательность, внимание, память воображение, мышление речь, наблюдательность,;  способность поддерживать беседу;  интерес к учебной деятельности; эмоциональную отзывчивость, коммуникабельность, самостоятельность; стимулировать  желание  детей  экспериментировать.

Воспитательные: воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность);  умение работать в коллективе, воспитывать активность, инициативность, способствовать эмоциональному сближению детей; интерес и способность работать в группе, коллективе;  проявлять терпение и умение дослушивать ответы товарищей до конца.

Предварительная работа: чтение детской энциклопедии, рассматривание иллюстраций с изображением вулканов, беседы о вулканах, изготовление вулканов.

Создание среды для организации и проведения занятия:   мультимедийная установка, ноутбук, электронная презентация о  вулканах, схемы проведения опыта, макеты вулкана, смеси для изготовления «извержения» вулкана: (сода, красная краска, жидкое мыло, лимонная кислота); оборудование для опыта: чайные ложки, воронки;  знаки безопасного пользования веществами, эмблемы юных исследователей с изображением вулкана, маркер «Лаборатория».

Словарная работа: исследователь, кратер, жерло, лава, вулкан, спящий, действующий, потухший, вулканолог.

Приёмы руководства деятельности детей:

1.Приемы постановки целей и мотивации деятельности: сюрпризный момент, игровой сюжет, создание мотива, комментарии.

2.Приемы активизации деятельности детей в процессе занятия: создание  игрового сюжета, загадывание загадки, чтение стихотворений, опыт (извержение вулкана),  игровая деятельность,  вопросы к детям,  проведение физ. минутки, использование мультимедиапроектора (презентация, звуковое сопровождение, использование мульт. персонажей).

3.Приемы поддержания интереса у детей: Игровая деятельность, использование  мульт. персонажей, чередование видов деятельности, физкультурная пауза, загадывание загадок, чтение стихотворений,  опыт  просмотр презентации, использование звукового сопровождения,  выполнение практических заданий.

4.Приемы оценки и самооценки: Поощрение, рефлексия, вручение подарков (раскраски с изображением вулканов).

Планируемые результаты:

Личностные:  Закладывать основы будущей личности: развивать уверенность в себе и своих возможностях;  развивать активность, инициативность, самостоятельность; учить детей слушать друг друга, поддерживать беседу, активно взаимодействовать с  педагогом и друг с другом.

Интеллектуальные: Формировать мотивацию учения: развивать способность принимать учебную задачу поставленную взрослым; закреплять элементарные знания детей об окружающем, стимулировать  желание  детей  экспериментировать.

Физические: Формировать привычку у детей к здоровому образу жизни; потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.

                Критерии оценки деятельности детей на занятии:

  1. Активность
  2. Самостоятельность
  3. Взаимодействие со сверстниками и взрослыми
  4. Эмоциональность
  5. Самооценка

                                                   План занятия:

        1.  Вводная часть 3 мин:

             Создание проблемной ситуации

             Создание мотива для деятельности детей

             Определение цели

                                                 

        2.   Основная часть 20 мин:

Показ детям презентации, комментирование  

Вопросы к детям                                                              

Физминутка «Вулкан»                                          

Рассматривание схемы проведения опыта,

знаков безопасности                        

Самостоятельное проведение опыта детьми              

Чтение стихотворения                                                  

Комментирование, вопросы к детям                            

         3.  Заключительная часть 2 мин:

              Вопросы к детям (рефлексия)                                

Оценка деятельности    

  Длительность занятия – 25 мин.                                              

       Виды детской деятельности:

Коммуникативная

Игровая

Двигательная

Познавательно-исследовательская

Чтение художественной литературы

Части       занятия

                     

                                             Содержание

Виды детской деятельности

1.Вводная часть:

Сюрпризный момент

Рассматривание изображения на экране

Комментирование

Создание мотива для деятельности детей.       

Загадывание загадки

                     

Вопросы к детям

Дети заходят в музыкальный зал. (Звук сигнала SOS). Воспитатель: Ребята, это звук опасности, сигнал SOS! (Слайд № 1). Посмотрите, кто-то нам прислал электронное сообщение. От кого же  оно, хотите узнать? (Ответы детей) Воспитатель предлагает детям посмотреть на экран. (Слайд  № 2).

Воспитатель читает сообщение от ребят из Африки: «Всем! Всем! Всем! Помогите! У нас в джунглях начитается что-то страшное! Мы боимся! Помогите нам,  пожалуйста! Объясните, что это такое и что нам делать?»  

                   Ото сна гора проснулась,

Забурлила, закипела.

И из шапки вверх взметнулось

Много дыма, сажи, пепла.

Лаву льёт, как мёд, густую.

Как назвать гору такую?  (Вулкан)

 Воспитатель: Ребята, вы поняли о чем спрашивают нас ребята из Африки? (Ответы детей) - А кто из вас знает, что такое вулкан? (Ответы детей) – А вы знаете, кто занимается проблемами вулканов? (вулканологи) - Ребята, вы хотите помочь ребятам  и его друзьям? (Ответы детей) – Тогда, я предлагаю вам сейчас превратиться в юных вулканологов – исследователей вулканов. Чем больше мы с вами узнаем о вулканах, тем быстрее сможем помочь им. Вы согласны со мной? (Ответы детей).

Воспитатель: Чтобы нам превратиться в вулканологов, нужно прикрепить эти значки  (дети и воспитатель прикрепляют значки с картинкой вулкана).

Воспитатель: Ну вот, мы с вами превратились в настоящих исследователей. Хотите увидеть вулкан? (Ответы детей). – Я предлагаю вам подойти к экрану.

Коммуникативная

Социализа

ция

Чтение худ. литературы

2.Основная часть:

Рассматривание изображения на экране

Комментирование

        

Вопросы к детям

Физминутка

Беседа с детьми

 Рассматривание схемы опыта

Показ последователь

ности действий                    

Рассматрива

ние знаков безопасности                          

Самостоятельное проведение опыта детьми                

Чтение стихотворения                                                  

Комментирование

Вопросы к детям                             

(Дети удобно располагаются около экрана, под спокойную музыку воспитатель рассказывает о вулкане).

Воспитатель: В некоторых местах на земле есть необычные горы. (Слайд № 3, 4) Когда они «спят» они мало отличаются от других гор. Но стоит им проснуться, и тогда из их вершин (жерла вулкана) вырываются пламя и раскаленные камни. Вулканы окутываются дымом, звучат взрывы, по склонам течет раскаленная жидкость – лава, настоящий огненный поток. Вулканы извергаются. Послушайте интересную легенду (Слайд № 5).

«Жил в Древнем Риме бог по имени Вулкан и нравилось ему кузнечное дело – стоять у наковальни, бить тяжелым молотком по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносился далеко вокруг. Из отверстия горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает!» - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места».

Теперь, ребята, мы знаем, что вулкан так называется от имени Бога, которому нравилось кузнечное дело.

- Ребята, а знаете, вулканы бывают действующие, спящие и потухшие.

Действующий вулкан – когда идет извержение вулкана. (Слайд № 6)

Во время извержения вулкан похож на разбушевавшегося зверя. Он и рычит, и кусается, и может натворить много бед.

Как вы думаете, какой вулкан называют спящим? (Ответы детей.)

Спящий – это вулкан, который имеет вид обычной горы, но может в любой момент взорваться огненной лавой. (Слайд № 7)

Вулкан спит, лишь выдыхает в небо легкий дымок, будто кто-то печку топит. А вулкан – это и впрямь печка, только подземная. В ней все время бушует огонь. Спящие вулканы копят силы, чтобы пробудиться.  

Какие вулканы называют потухшими? (Ответы детей) Это те вулканы, которые работали в далеком-далеком прошлом. (Слайд № 8)

А сейчас вы можете наблюдать строение вулкана. (Слайд 9) 

Кто из вас знает, как называются части вулкана? (Ответы детей) - Извержение вулкана начинается с появления дыма.

Затем происходит взрыв. На самой вершине вулкана находится кратер. Кратер – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть, это жерло вулкана, дыра, уходящая глубоко в землю. огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. Лава – это растопленные камни. Она течёт вниз по склону и вытекает очень далеко от вулкана. По пути она сжигает траву и деревья, уничтожает всё живое на пути, превращая в пепел. когда лава утечёт далеко от вулкана она застывает и превращается в камни.

Чтобы извержение не застало людей врасплох, на вулканах трудятся учёные – вулканологи. Они постоянно следят за жизнью вулканов. С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит», а когда «проснется». (Слайд 10)

Вулканологи, которые изучают огнедышащие горы, наблюдают за вулканами с воздуха – с самолётов и вертолётов; сами поднимаются с рюкзаками к вершинам вулканов. Чуть что не так, они мчатся к огнедышащим больным вулканам – прослушивают их, измеряют температуру, строят на вулкане станции с множеством приборов, а потом предсказывают, когда вулкан будет извергаться.  Если вулкан «проснется», то может разрушить город. Раскаленная лава уничтожает всё живое на своём пути. Жить рядом с действующим вулканом очень опасно.

- Посмотрите на Мировую карту вулканов, на нашей Земле очень много вулканов. (Слайд 11)

- Вулканы – несмотря на их грозность очень красивые. (Слайд 12)

- Ребята, вулканы опасны для людей? (Ответы детей)  А как вы думаете, вулканы бывают чем-то полезными людям? (Ответы детей).

Воспитатель: Извержение вулкана — это катастрофа для людей. Разрушаются города, гибнут люди. Однако польза от вулканов для людей тоже есть. (Слайд 13) Благодаря им образуются горные породы, из которых состоит земная кора. Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная. Из вулканической пыли делают лекарства, удобрения, очистители для воды. Из затвердевшей лавы строят дома. А еще вулканы доставляют нам из земных недр углерод, азот и другие газы, без которых жизнь на Земле невозможна. В вулканических породах часто встречаются драгоценные металлы (серебро, золото, медь) и самоцветы (опал, обсидиан, агат).

Воспитатель: А теперь немного отдохнем, поиграем в вулкан (дети разбегаются по залу врассыпную, встают и проговаривают слова, выполняя движения).

 Физминутка «Вулкан»

Вулканы начали "играть" -

Из жерла лаву извергать.    

Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!

Как грозен он сейчас на вид!  

Но вот он начал уставать -

Огонь в нём начал угасать.  

Последний раз огнём дыхнул -    

   

И на десятки лет уснул.                                                                  

Присесть, постепенный подъем на носочки, руки  поднять вверх, сделать несколько     встряхиваний  расслабленными кистями рук,  опустить руки вниз.

Руки на поясе, поднимаем их вверх с одновременным  сжиманием и разжиманием

пальцев рук в кулак. -2 раза

Медленное опускание рук с одновременным

приседанием в низ

Сидя в приседе, долгий сильный выдох. Дышат как драконы «извергающие огонь». Складывают руки под щеку «засыпают, спят»

Воспитатель: А сейчас, ребята, я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию (воспитатель и дети проходят к столам с маркером «Л а б о р а т о р и я»).

Воспитатель: А как вы думаете, сейчас в группе мы сможем сделать извержение вулкана? (Ответы детей) - Я думаю, сможем. А что же нам для этого понадобится сначала?  (Предположение детей).

Воспитатель: Прежде всего, нам необходим сам вулкан. У нас есть  вулканы (макеты). Чтобы у нас получилось извержение, необходимо положить в жерло вулкана различные вещества, посмотрите на схему (воспитатель показывает схему проведения опыта и демонстрирует опыт в предварительно подготовленный вулкан: кладет чайную ложку соды, моющего средства, добавляет красную гуашь, лимонную кислоту). - А теперь внимание! Это вещество я вам  добавлю сама, когда у вас будет все готово – это лимонная кислота.

-  А теперь внимательно посмотрите ещё раз на схему и приступайте к проведению опыта, но не забывайте о правилах пользования веществами (показываю знаки безопасности) вспомните о том, что со всеми веществами следует обращаться очень осторожно, И уж, конечно, не стоит все пробовать на вкус, особенно если не знаешь, что это за вещество. (дети самостоятельно выполняют экспериментальную деятельность).

(Наблюдение извержение вулкана, обсуждение.)

Воспитатель читает стихотворение:

Вот вулкан – это гора,

А внутри горы – дыра.

Из горы идет дымок,

Летят камни, серый смог.

Гул раздался тут и там:

Просыпается вулкан.

Вот гора вся задрожала,

Магма лавой побежала,

Камни, пепел полетели,

Небо видно еле-еле.

Не ходи ты, милый там,

Где проснувшийся вулкан.

- А наш вулкан может просыпаться и засыпать тогда, когда мы захотим.  Какие красивые, замечательные, необычные вулканы вы оживили. Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается? Когда вы вырастите большими, наверное, обязательно станете учеными и будете беречь нашу Землю!

Воспитатель: - А что же мы посоветуем ребятам из Африки  и его друзьям, чтобы они не попали в беду? (Ответы детей) Мы напишем им электронное письмо и передадим все ваши пожелания им.

Коммуника

тивная

Социализа

ция

Познаватель

ная

Коммуника

тивная

Коммуникатив

ная

Познаватель

ная

Двигательная

Чтение худ.литера

туры

Игровая

Коммуника

тивная

Познавательная

Познавательно-исследовательская

Чтение худ. литературы

Коммуника

тивная

3.Заключи

тельная часть:

Вопросы к детям        (рефлексия)                              

Оценка деятельности детей

Воспитатель: Ребята, вы сегодня узнали что-то новое?

(Ответы детей). Что вам понравилось? Я предлагаю вам поиграть в игру «Продолжи фразу». Я начну предложение, а вы поймайте мяч и закончите его.

Воспитатель: «Мне сегодня понравилось…».

«Я сегодня узнал……».   «Меня сегодня удивило…».

Воспитатель: Молодцы! Вы были сегодня внимательные, работали аккуратно и все у вас получилось замечательно.

Коммуника

тивная

Социализа

ция

Игровая

Деятельность занятия: 25 минут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Мы - исследователи!"

 Уточнить и расширить знания детей о воздухе, познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, продолжать знакомить с органами дыхания....

Конспект НОД «Исследователи природы» для детей старшего дошкольного возраста 5 – 7 лет группы компенсирующей направленности (логопедической)

Представленный материал может быть использован в работе с детьми 5 - лет  логопедичесокй группы старшего дошкольного возраста. Нод построено на интеграции нескольких образовательных областей: поз...

Тема конспекта: «Мы-Исследователи».

Тема конспекта: «Мы-Исследователи»....

Конспект "Юные исследователи"

Способствование закреплению  представлений детей о свойствах воздуха и формирование предпосылок учебной деятельности....

Конспект «Юные исследователи

Цель: Формирование знаний детей через совместную игровую экспериментальную деятельность.вать двигательные навыки, навыки бросания....

конспект" Мы- исследователи"

опыт- эксперимент для детей...