«Народная культура и традиции на Руси»
проект (младшая группа)
: В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств. Следует отметить роль народной игрушки в процессе обучения дошкольников практически всем видам детской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_proekt_narodnaya_kultura_i_traditsii_oktyabr.docx | 37.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект работы с детьми
в группе «Земляника»
«Народная культура и традиции на Руси»
Проект подготовила и провела
Воспитатель: Романова Т.С.
Паспорт творческого проекта
«Народная культура и традиции на Руси»
Автор проекта: воспитатель Романова Т.С
Участники проекта:
- воспитатель,
- дети,
- родители
Тип проекта:
- По доминирующей в проекте деятельности: познавательный, творческий.
- По содержанию: обучающий.
- По числу участников проекта: групповой (все желающие – до 16 человек).
- По времени проведения: краткосрочный (1 неделя- с 14 по 18октября).
- По характеру контактов: ребенок и семья, в рамках ДОУ.
- По профилю знаний: многопредметный.
- По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.
Формы организации детей: (в зависимости от содержания деятельности, возможности детей и педагогических задач)
- групповая,
- подгрупповая,
- индивидуальное решение частной задачи.
Виды деятельности:
- предметная,
- двигательная,
- восприятие смысла сказок и стихов,
- рассматривание картинок
Методы реализации проекта:
- игровой,
- наглядный,
- практический,
- использование художественного слова,
самостоятельная игра.
Актуальность проекта: В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств. Следует отметить роль народной игрушки в процессе обучения дошкольников практически всем видам детской деятельности.
Проблема проекта: чтобы у детей был устойчивый интерес к народному творчеству и искусству, сформировалось уважение к труду и таланту мастеров, воспитывались чувства причастности детей к наследию прошлого, и позволяло бы с ним соприкоснуться – необходимо знакомить детей с традициями и культурой нашего народа.
Цель: через народное искусство познакомить детей с историей нашей Родины, народными традициями и обычаями.Пробудить интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа. Приобщить детей к традициям народа.
Задачи: расширить представление о народной игрушке(дымковская игрушка, матрешка и т.д.). Знакомить детей с народными промыслами. Продолжить знакомить с устным народным творчеством.Продолжать использовать фольклора при организации всех видов деятельности.
Сроки разработки и реализации проекта: краткосрочный
Время проведения проекта с 14 по18 октября
Проект включает в себя 3 этапа:
- подготовительный,
- основной,
- заключительный.
Этот проект значим для всех его участников:
- Дети: получают и закрепляют на практике правила безопасности.
- Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
- Родители: расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, подготавливают материал для обучения своих детей
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:
Воспитатель: организуют образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей
Дети: участвуют в образовательной и игровой деятельности.
Родители: подготавливают материал для обучения детей, закрепляют полученные детьми знания на практике.
Обеспечение проектной деятельности:
- Художественная литература
- Цветная бумага, клей-карандаш
- Бумага для рисования
- Раскраски
- Цветные карандаши, краски, гуашь, кисточки
- Дидактический и сенсорный материал
- Игрушки или макеты народных инструментов
- Элементы костюмов для драматизации сказок
- Аппаратура для фото- и видеофиксации
- Аппаратура для просмотра видео материалов – проектор, экран, ноутбук, колонки
Предполагаемый результат проекта:
Иметь представления о народных традициях и духовных ценностях русского народа. Познакомить детей с русскими народными сказками, игрушками, костюмами, инструментами, русской избой. Закрепить их названия.
Этапы работы над проектом:
- Подготовительный этап
Определение темы проекта. Формулировка цели и определение задач. Подбор материалов по теме проекта. Составление плана основного этапа проекта.
- Основнойэтап:
- Заключительный этап
Образовательная деятельность по ОО «Художественное творчество» - создание видео отчета за неделю для родителей, составление портфолио проекта.
Промежуточный отчет подготовительного этапа проекта
Первый этап проектирования – подготовительный:
данный этап реализовывался в течение трех дней.
Определение темы проекта. Формулировка цели и определение задач.
Подбор материалов по теме проекта. Составление плана основного этапа проекта. Составлен план основного этапа проектирования.
Промежуточный отчет основного этапа проекта
Данный этап реализовывался в течение 1 недели. Ежедневно в раздевалке группы организовывалась выставка игрушек цвета, соответствующего дню недели и выставка работ детей.
Промежуточный отчет заключительного этапа проекта
Оформление материала в родительском уголке. Составление портфолио проекта.
Реализация проекта «Народная культура и традиции на Руси»
Дни недели | Виды деятельности. Цели. |
Понедельник 14.10.2019 | «Русские народные сказки» Цель: вспомнить с детьми знакомые им русские народные сказки их героев и сюжет.
Для закрепления материаларассмотреть с детьми выставку, определить название сказок по обложкам; развивать внимание, мышление; воспитывать интерес к устному народному творчеству. Ситуативное общение: «Мои любимые сказки». Цель: Развивать диалогическую речь; внимание, зрительное восприятие, память, мышление. Закрепить знания о русских народных сказках и их героях. Домашнее задание: принести, если есть дома, народные игрушки или изображения русских народных игрушек |
Вторник 15.10.2019 | «Русские народные игрушки» Цель: познакомить детей с русскими народными игрушками (матрешка, неваляшка, стучалка, кукла-крупеничка)
Для закрепления материаларассмотреть с детьми выставкурусских народных игрушек, дать детям в них поиграть, закрепить их название; воспитывать интерес к русской народной игрушке Домашнее задание: принести, если есть дома, иллюстрации или книги с русским народным костюмом, возможно есть какие-то вещи |
Среда 16.10.2019 | «Русский народный костюм» Цель: познакомить детей с мужской и женской одеждой на Руси для праздников и на каждый день.
Для закрепления материаларассмотреть с детьми иллюстрации с русскими народными костюмами. Цель: развивать диалогическую речь; внимание, зрительное восприятие, память, мышление. Домашнее задание: принести, если есть дома, русские народные музыкальные инструменты или их изображения. |
Четверг 17.10.2019 | «Русские народные инструменты» Цель: познакомить детей с русскими народными инструментами (балалайка, дудочка, ложки, трещотки).
|
Пятница 18.10.2019 | «Знакомство с русской избой» Цель: дать детям представление о русской избе – жилище крестьянской семьи, познакомить с предметами старинного русского быта.
Учить интонационно точно повторять песенки из сказки, закрепить умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя. Развитие речи, внимания, памяти, мышления |
Работа с родителями
1.Оформление папки-передвижки
«Как знакомить детей с народными праздниками и традициями».
2. В родительском уголке помещение статья «Народная мудрость гласит» (пословицы).
3. Оформление информации для родителей:
«Праздники народного календаря»
4. Привлечь к изготовлению масок для драматизации сказок.
5. Привлечь к совместному заучиванию потешек.
Ожидаемые результаты: Дети узнают больше о народной культуре и традиции».
Расширить знание о русской традиционной игрушке (матрешка). Обучение элементарным правилам игры на ложках.
Список используемой литературы:
- Примерная программа «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы.
- «Изобразительная деятельность в детском саду». Т.С. Комарова.
- «Утренняя гимнастика в детском саду». Т.Е. Хорченко.
- Русские народные сказки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народная культура и традиции на Руси. 2 младшая группа
Проект "Знакомство с народной культурой и традициями на Руси" для детей 2 младшей группе. Проек расчитан на неделю, с видами деятельности и целью....
Воспитательно - образовательный план Знакомство с народной культурой и традициями: «Народные праздники и традиции».
ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С 2 АПРЕЛЯ ПО 6 АПРЕЛЯТема: Знакомство с народной культурой и традициями: «Народные праздники и традиции».Цель: Дать представление о наро...
Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»
Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...
Планирование воспитательно-образовательной работы с 18.03.по 22.03.2024 Тема: Знакомство с народной культурой и традициями. Цель: Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно прикладным искусством (Городец, Полхов
Планирование воспитательно-образовательной работы с 18.03.по 22.03.2024 Тема: Знакомство с народной культурой и традициями.Цель: Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с н...
Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»
Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что н...