Индивидуальный план по самообразованию воспитателя
методическая разработка
Семья и семейное воспитание играет так же одну из главных ролей в процессе воспитания ребенка. Семья, одна из величайших ценностей, созданных человечеством. Родители являются творцами личности ребенка, а ребенок своего рода сосуд, который наполняется знаниями, передающимися ему от родителей. Всю первичную информацию об окружающем мире ребенок познает в семье. Именно в период дошкольного детства ребенок наиболее открыт миру. Он воспринимает добро и зло, пытаясь с помощью взрослых сделать свои выводы и суждения о многих предметах и явлениях, которые его окружают. Отношения между родителями и детьми - решающий момент социализации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_samoobrazovaniya_18-19gg.docx | 26.43 КБ |
programma_samoobrazovaniya_19-20gg.docx | 21.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -
детский сад комбинированного вида № 23 «Кэскил» Олекминский район с.Токко
Индивидуальный план по
самообразованию воспитателя
Тема: " Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений "
1 младшая группа
Дата начала работы над темой: сентябрь 2018 г.
Предполагаемая дата окончания работы: май 2019 г.
Составила: воспитатель 1мл.группы
Гойдь Светлана Александровна
Пояснительная записка
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.
Актуальность
В раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека».
От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Я выбрала тему по самообразованию «Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.
Проблема
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна. Всё чаще встречаем детей с задержкой развитием речи от года до пяти лет. Особое развивающее воздействие физиологи подтверждают связь развитие мозга с развитием мелкой моторики рук. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но с губ, снимает умственную усталость. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что тренирование тонких движений пальцев является как стимулирующим фактором так и тонизирующим для коры головного мозга в целом: психических процессов и речи.
Цели самообразования.
- Развитие речи дошкольников посредством пальчиковых игр.
- Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи.
1. Улучшить координацию и точность движений руки, гибкость рук, ритмичность.
2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.
3. Улучшить общую двигательную активность.
4. Содействовать нормализации речевой функции.
5. Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр.
6. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие.
7. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
8. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
Методы и приемы работы
1. Массаж кистей рук.
2. Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
3. Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками.
Реализация программы по самообразованию осуществляется по двум направлениям:
1. Совместная деятельность с детьми.
2. Взаимодействие с родителями.
Работа с родителями:
1. Проведение родительских собраний.
2. Индивидуальные консультации и беседы с родителями.
3. Оформление уголка для родителей на тему: «Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений ».
4 Участие родителей в развлечениях и утренниках.
5 Участие родителей в укреплении материально-технической базы ДОУ.
Образовательные области:
1. Познавательное развитие.
2. Речевое развитие.
3. Художественно – эстетическое.
4. Физическое развитие.
5. Социально-коммуникативное.
Предполагаемый результат.
- Сформировать речевые навыки у детей;
- улучшить качества речи;
- развить игровые;
- познавательные;
- сенсорные способности.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
• Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
• Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
•Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
• Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
•Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
•У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
• В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. Основные направления работы с детьми на занятиях.
•Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).
•Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок).
•Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
•Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение).
•Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
•Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий).
Перспективный план по самообразованию по теме:
«Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений».
Составила: воспитатель Гойдь Светлана Александровна
Сроки | Форма работы |
Сентябрь | Изучение методической литературы Работа с родителями: - Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников». |
Октябрь. | 1.Заучивание пальчиковой игры «Замок». 2.Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки». 3.Обучение детей игре «Шнуровка». 4.Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка». 5.Настольная игра «Мозаика». 6.Игра «Я катаю мой орех». 7.Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек». Работа с родителями: - Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития мелкой моторики». - Привлечение родителей к работе по созданию развивающей среды в группе |
Ноябрь - Декабрь | 1.Заучивание пальчиковой игры «Капуста». 2.Пальчиковая игра «Переложи игрушки». 3.Изображение пальцами различных фигур: «Очки», «Бинокл 3.Пальчиковая игра «Художник» (с помощью «волшебной палочки» или пальчиком) 4.Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка». 5.Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная). Работа с родителями: - Буклет «Пальчиковые игры для малышей». - Конкурс для родителей по изготовлению дидактических игр для развития мелкой моторики. - Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников». |
Январь -Февраль | 1.Заучивание пальчиковой игры «Лапки-царапки», повторение игры «Капуста» 2.Научить детей пользоваться ножницами (резать по прямой линии). 3. Пальчиковая игра «Апельсин», «Шнуровка». 4.Игры на выкладывания фигурок животных из геометрических фигур. 5.Изготовление подарков к праздникам: «День защитников Отечества», «8 Марта». Работа с родителями: - Выставка творческих детско-родительских работ «Наши с мамой руки». |
Март | 1.Закрепление пальчиковых игр «Лапки-царапки», «Капуста», «Пирожки». 2. Игра «Шаловливый котенок» сматывание ниток в клубок . 3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Моя семья» 4.Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок». 5.Настольные игры «Мозаика», «Ассоциации» Пальчиковая игра «Котенок» (с прищепками). Работа с родителями: - Создание картотеки потешек для работы с детьми. Применять потешки в режимных моментах. |
Апрель | 1.Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение знакомых игр. 2.Развивать умение детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных работ по ИЗО. 3.Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки». 5.Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул», «Кровать», «Телевизор» и т.д. Работа с родителями: - Мастер-класс «Способности детей - на кончиках их пальцев». |
Май | 1.Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение знакомых игр. 2.Развивать умение детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных работ по ИЗО. 3.Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки». 5.Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул», «Кровать», «Телевизор» и т.д. Работа с родителями: - Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок. Презентация «Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей» |
Список использованной литературы:
Агапова И.А., Давыдова М.А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей». - М.: ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2009;
Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.
Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с.
Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с.
Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Наши пальчики играют». – СПб.: «Паритет», 2003;
Громова О.Н., Прокопенко Т.А. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей». – М.: «ГНОМ и Д», 2002;
Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки» Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Невская нота», 2010;
Крупенчук О.И., «Пальчиковые игры». Издательский дом «Литера». Санкт-Петербург 2005
Маханёва М.Д., Рещикова С.В. «Игровые занятия с детьми от одного до трёх лет». -М.: Творческий центр Сфера, 2009.
Черенкова Е.Н., «Оригинальные пальчиковые игры». «Рипол-классик» Москва 2008
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -
детский сад комбинированного вида № 23 «Кэскил» Олекминский район с.Токко
Индивидуальный план по
самообразованию воспитателя
на 2019 – 2020 год.
На тему: «Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста»
Воспитатель:
Гойдь Светлана Александровна
С.Токко, 2019
Актуальность темы
Семья и семейное воспитание играет так же одну из главных ролей в процессе воспитания ребенка. Семья, одна из величайших ценностей, созданных человечеством. Родители являются творцами личности ребенка, а ребенок своего рода сосуд, который наполняется знаниями, передающимися ему от родителей. Всю первичную информацию об окружающем мире ребенок познает в семье. Именно в период дошкольного детства ребенок наиболее открыт миру. Он воспринимает добро и зло, пытаясь с помощью взрослых сделать свои выводы и суждения о многих предметах и явлениях, которые его окружают. Отношения между родителями и детьми - решающий момент социализации.
Семья и детский сад связаны общими задачами в воспитании ребенка. Поэтому, здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов: семьи и детского сада.
Цель моей работы: повышение роли семьи в воспитании детей дошкольного возраста, создание необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Задачи:
1. Организовать сотрудничество с родителями в воспитательном процессе.
2. Развитие инициативы и творчества.
3.Формирование ответственного отношения к здоровью, безопасности жизнедеятельности.
4.Использовать традиционные и нетрадиционные формы работы с семьями в современных условиях.
5.Создавать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания, доверия.
6. Вовлечь родителей и учащихся в разнообразные формы деятельности в воспитании детей дошкольного возраста.
Систему работы ведется по трем направлениям: работа с педагогами, работа с детьми, работа с родителями.
1. Работа с педагогами:
- консультация для воспитателей: «Воспитание ребенка в семье»;
- круглый стол «Секрет семейного счастья», «Современная семья - какая она?» (дискуссия)
-педагогический совет «Роль педагога в семейном воспитании ребенка дошкольника»;
- обобщение педагогического опыта по теме самообразования: «Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста», отчет на педсовете (система работы)
2. Работа с детьми
- тематические занятия: «Моя семья» - ИЗО; «Наши семейные традиции»
- беседы: «Самый счастливый день в кругу семьи»; «Вечер в семье»; «Традиции вашей семьи»;
- игры: с/р «Моя семья»; д/и «День рождения»; с/р «Семейный праздник»;
игровое упражнение «В кого я?»; викторина «Семь – Я»
- конкурс рисунка: «Моя семья», «Портрет мамы»- к 8 марта; аппликация " Бабушка", "Дедушка"
3. Работа с родителями
Беседы, консультации по определенным темам, общие родительские собрании, групповые родительские собрании, семинары, семинары-практикумы по разным вопросам, вечера вопросов и ответов, устные журналы, конференции, важнейшими задачами, которых являются обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
- анкетирование «Права ребенка в семье»; «В каждом доме свои традиции» - мини-анкета
- папки – передвижки: « Воспитание в семье трудолюбие», « Игры с детьми дома»
- индивидуальные беседы: «Семейные традиции», «Секреты воспитания вежливого человека», «Вечер в семье»
- консультация «Безопасность детей на дорогах», «Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста», «Роль книги в воспитании детей»
- субботник вместе с детьми «Дни добрых дел»
- показ и обсуждение презентаций: «Телевидение и дети»; «Режим дня»
- фото-галерея: «Как я провел лето , «Моя семья – будни и праздники»
- спортивный праздник «Папа, мама я – спортивная семья», музыкальный праздник «А ну-ка, мамочки»
- родительские собрания: «Счастлив тот, кто счастлив дома»;
- устный журнал для родителей «Любимые игры вашей семьи» - день открытых дверей "Наши успехи"
Данные мероприятия помогут установить теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми, создали эмоциональный комфорт в группе. Это позволит родители стать более открытыми для общения.
Семья, первое и главное действующее лицо в воспитании и образовании ребенка. Это позволяет повысить качество детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и, что называется, кровно заинтересованы в дальнейшем его продвижении.
Перспективный план работы с родителями
Сроки: Сентябрь 2019- Май 2020
Содержание работы
Сентябрь
1. Организационное родительское собрание «Этот удивительный ранний возраст».
2. Индивидуальные беседы с родителями на темы: адаптация, режим дня и последствия его нарушения, формирование навыков кормления и одевания
3. Консультация для родителей «В детский сад без слёз или как уберечь ребенка от стресса».
4. Материал в уголок для родителей: «Задачи воспитательно-образовательной работы во второй младшей группе».
5. Памятка для родителей «По созданию благоприятной семейной атмосферы».
6. Фотовыставка: «Это мы!»
Октябрь
1. Консультация «Здоровье всему голова».
2. Материал в уголок для родителей «Адаптация в детском саду.».
3. Папка-передвижка «Мама я сам!»
4. Консультация «Значение игр-занятий с предметами-орудиями в развитии детей второго года жизни».
5. Индивидуальные беседы с родителями на тему:
- одежда детей в группе
- формирование навыков одевания и кормления
-Прогулка с ребёнком.
Ноябрь
1. Консультация «Капризы и упрямство».
2.Индивидуальные беседы с родителями о необходимости
проводить вакцинацию против гриппа и ОРВИ.
3. Консультация «Какие игрушки необходимы детям?».
4. Папка-передвижка «Ко Дню матери»
5. Материал в уголок для родителей: « Игрушек стало слишком много».
Декабрь
1. Консультация «Грипп. Меры профилактик. Симптомы данного заболевания».
2. Беседа «Чесночницы – одна из мер профилактики вирусных инфекций».
3. В уголок для родителей поместить информационный материал «Плохое поведение у ребенка после детского сада».
4.Консультация «Что делать когда ребёнок плачет?»
5.Попросить помощи родителей в подготовке к Новогоднему празднику, украсить группу, подготовить новогодние подарки.
6.Папка-передвижка« Сенсорное развитие»
Январь
1. Консультация «Понимаем ли мы друг друга ».
2. Анкетирование «Что умеет ваш ребенок» (по показателям нервно-психического развития детей).
3. В уголок для родителей поместить информационный материал
- Закаляйся, если хочешь быть здоров.
- О плаксах.
4. Беседы с родителями
- о необходимости соблюдения режима дня, принятого в детском саду, приводить детей к 8 часам
5.Попросить родителей сделать пособия для развития мелкой моторики рук.
6. Памятка для родителей. «Родительские заповеди».
7.Фотовыставка« Новогодние и рождественские праздники»
Февраль
1.Консультация « Как помочь ребенку заговорить?»
2. В уголок для родителей поместить информационный материал:
-Малыш боится темноты. Что делать?
3. Индивидуальные беседы с папами, тема: «Кого вы считаете главным в воспитании ребенка?».
4. Беседа «Что значит быть хорошим отцом?».
5. Памятка для родителей «Секреты любви и взаимопонимания».
6. Родительское собрание: « Игры, развивающие познавательную активность детей»
7. Папка-передвижка « 23 февраля»
Март
1.Коллективная поделка к празднику 8 Марта
2. Папка – передвижка :«8 Марта», «Светофор»,«Азбука пешеходов».
3. Консультация « Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах».
4.Консультация «Гендерное воспитание дошкольников».
5. «Читаем детям – читаем вместе с детьми»
6. «Игры для детей раннего возраста в группе и в семье»
Апрель
1. Беседа «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка».
2. Консультация «Как нельзя поступать с ребенком?».
3. Памятка для родителей.
4. Игровой тренинг «Её высочество родительская авторитарность»
5. Консультация «Как избавить ребенка от вредной привычки?».
6. Папка-передвижка «Весна»
Май
1. «Кризис трех лет»
2. «Путь к здоровью ребенка лежит через семью»
3. Консультации
- «Игры с детьми на отдыхе в летний период».
– «Питание ребенка летом.»
4. Буклет «Что нужно знать о насекомых?»
5.Советы психолога:
-если ребенок дерется
- одаренный ребенок
6.Фото-выставка: «Какими мы стали.»
7. Итоговое родительское собрание.
Анализ динамики показал:
Родители стали активными участниками всех дел в группе, надежными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» превратились в активных участником встреч и помощников воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Установление доверительно-деловых отношений с родителями, отмечается активное проявление творческих способностей родителей и их активное участие при организации и проведении праздников.
Наблюдается повышение педагогической культуры родителей по вопросам физического развития детей.
Из сравнительного анализа анкет, бесед, результатов тестирования можно увидеть повышение уровня заинтересованности родителей проблемой физического развития и оздоровления детей: увеличилось количество семей которые соблюдают единый с детским садом режим дня, используют методы закаливания детей рекомендуемые медицинскими работниками в ДОУ и перекликающиеся с методами закаливания детей в группе.
В работе с детьми наблюдается: снижение уровня заболеваемости, повышение уровня формирования у детей двигательных навыков, развитие физических качеств, формирование у детей интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Вывод: Тема по самообразованию, выбранная мной я считаю актуальной на данное время, поскольку основным содержанием работы по теме семья лежит в основе формирования у детей социального опыта воспитания привязанности к близким людям. В результате проделанной работы, использования различных форм и методов общения с родителями повысился уровень психолого– педагогической грамотности, возрос уровень культуры межличностного общения детей. Работа в тесном взаимодействии с родителями дала позитивные результаты. я бы хотела в дальнейшем продолжать работу в данном направлении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план по самообразованию воспитателя Ерышкановой Натальи Владимировны МБДОУ №84 «Серебряное копытце» по теме «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
в индивидуальном плане по самообразованию воспитателя Ерышкановаой Натальи Владимировны представлены основные формы работы по теме ,практичекие выходы...
Индивидуальный план по самообразованию воспитателя, на 2021-2026 учебный год
По теме самообразования «Развитие творческих способностей у дошкольников в изобразительной деятельности посредством ИКТ-технологий»...
Индивидуальный план по самообразованию воспитателя МБДОУ №208 2012 – 2017 учебный год
Индивидуальный план по самообразованию воспитателя МБДОУ №208 2012 – 2017 учебный год...
Индивидуальный план по самообразованию воспитателя
Индивидуальный план по самообразованию воспитателя МБДОУ №208 Хузиной Елены Альбертовны на 2011 – 2016 учебный год...
Индивидуальный план по самообразованию Воспитатель: Салахова Ляйсан Галиахметовна.
Тема: Развитие мелкой моторики рук, как фактор развития речи детей младшего дошкольного возраста.Цель: подобрать максимально эффективные методы и средства для развития и совершенствования мелкой мотор...
Индивидуальный план по самообразованию воспитателя на 2018 – 2020 год. На тему: «Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста»
Семья и детский сад связаны общими задачами в воспитании ребенка. Поэтому, здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов: семьи и детского сада....
Индивидуальный план по самообразованию воспитателя на 2018-2023 год
Цель: повысить собственный теоретический уровень, профессиональное мастерство и компетентность, изучить актуальность использования игровых приёмов при социализации детей раннего возраста. Задачи:...