Формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста посредством организации детского патриотического отряда «Орлята»
статья
«Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше. Это — сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней»
А.Н. Толстой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dou_no2_romashka_bayanova_i.a._nozdrina_n.yu_._1.docx | 23.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Баянова И.А.,
воспитатель,
Ноздрина Н.Ю.,
воспитатель,
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида
№2 «Ромашка» города Губкина Белгородской области
ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ОТРЯДА «ОРЛЯТА»
«Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше. Это — сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней»
А.Н. Толстой
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В государственной программе, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 отмечается необходимость разработки научно-теоретических основ и методических рекомендаций по проблемам формирования и развития личности патриота России. С точки зрения федерального государственного образовательного стандарта, процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
В стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013-2020 годы, одним из приоритетов развития дошкольного образования является - духовно-нравственное воспитание дошкольников: формирование базовых основ православной культуры и регионального патриотизма.
Духовно-нравственное развитие гражданина России обеспечивает развитие страны, процесс ее глубокой модернизации в его конкретно-человеческом, социально-личностном выражении.
Духовно-нравственное развитие гражданина России – это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок. [1]
Одной из составляющих духовно-нравственного развития гражданина является формирование патриотизма.
Патриотизм - одно из наиболее глубоких человеческих чувств, выражающих любовь к Родине, готовность служить её интересам, гордость за свой народ. Это неразрывно связано с воспитанием чувств чести, долга, ответственности человека в обществе.
Непреходящий характер патриотизма, его значение в жизни разных народов и каждого человека, его влияние на развитие общества позволяет отнести патриотизм к разряду социально-нравственных ценностей.
В патриотическом воспитании заложены самые высшие смыслы человеческого существования, связанные с историей Отечества, с памятью ушедших поколений и их славных дел. "Патриотизм - это стержень духовно - нравственного воспитания, важнейший ресурс роста социальной энергии, направленной на возрождение страны".
Цель патриотического воспитания – сформировать у детей интерес к истории своей страны, её настоящему и будущему, привить любовь к своим корням и истокам. А она, как известно, начинается с любви к малой родине, родной природе, своей семье.[2]
Педагоги МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 «Ромашка» города Губкина с целью формирования патриотических чувств детей дошкольного возраста создали детский патриотический отряд «Орлята».
Деятельность патриотического отряда решает ряд воспитательных задач:
- воспитать уважение, почитание народных традиций;
- воспитать чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
- формировать толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям;
- привить любовь к родному краю (к родному дому, семье, детскому саду, городу);
- воспитать уважение к государственным символам;
- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям.
Исходя из этих задач, нами был составлен план деятельности патриотического отряда, в ходе реализации которого были проведены следующие мероприятия:
- проведена социальная акция по пропаганде детского патриотического движения. В ходе акции дошкольники посетили памятник «Безымянного солдата», возложили к нему цветы, и вручали прохожим буклеты «Мы помним, мы гордимся»
В детском саду проведена тематическая неделя «Отчизны верные сыны». Данное мероприятие было приурочено к празднованию «Дня защитника Отечества»
- патриотический отряд дошкольников «Орлята» принял участие в торжественном шествии, посвященном празднику Победы «Бессмертный полк». После чего дошкольники вручили ветеранам Великой Отечественной войны, сделанные своими руками открытки.
Согласно ФГОС ДО, необходимо создать соответствующую развивающую предметно-пространственную среду. В группе оформлен «Центр патриотического воспитания», имеющий всё необходимое для социально-нравственного и патриотического воспитания дошкольников. Там были размещены альбомы « Города воинской славы», книги памяти, где находятся фотографии военных времен, репродукции картин, альбомы костюмы нашей Родины. Создан музей воинской славы, где поместили фотоальбомы семейных героев совместные работы детей и родителей в ходе реализации: собираются фотоальбомы «Моя родословная», «Древо моей семьи», «Герб семьи», «Девиз семьи», к которому ребята потом постоянно обращаются, делятся своими впечатлениями. Основной целью является воспитание любви к своим родным и семье, малой родине, страны;
Так как родители воспитанников являются участниками образовательного процесса, мы активно включали их в работу патриотического отряда.
В родительском уголке был размещен информационный стенд, где поместили план работы патриотического отряда на год, на месяц. Родители вносили свои предложения об организации мероприятий, принимали активное участие в экскурсиях, социальных акциях.
Особенно запомнился семейный праздник посвященный Дню народного единства «Ты не один, нас много». По итогам мероприятия воспитанники отметили важность символики и традиций русского народа. Совместная деятельность родителей и педагогов позволила сформировать правильное восприятие патриотизма у детей, способствует усвоению приобретенных навыков, знаний и умений, вырабатывает рост авторитета взрослых. Со временем, благодаря систематической, целенаправленной работе воспитанники приобщались к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к своей стране, её истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своей страны, любящими свою семью, свою малую Родину и готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей.
Положительные результаты деятельности детского сада по данному направлению позволяют продолжить работу и в дальнейшем, не застаиваясь на месте, а работая в режиме развития. В сентябре 2017 года патриотический отряд детского сада №2 «Ромашка» - «Орлята» влился в муниципальное патриотическое движение дошкольников «Юный патриот».
Список литературы:
- Антонова, Г. П. Познавательная деятельность детей 6-7 лет \Г. П. Антонова. М.: Мысль. 1991
- Рыбалова, И. К. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. Дошкольное воспитание. – 2003. - №6. – стр.45-50
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.
Статья посвящена проблеме воспитания чувства патриотизма у старших дошкольников. Содержит поэтапное описание работы над проектом с учетом интеграции образовательных областей....
«Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада».
Планирование организованной образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возраста....
«Лэпбук, как средство формирования чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста»
Проект по патриотическому воспитанию...
Формирование и развитие чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с музыкальной культурой народов Урала.
Развитие чувства патриотизма у детей в детском саду....
Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством организации культурных практик
Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством организации культурных практик...
Целостное описание актуального педагогического опыта воспитателя Фесенко С.И. - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕУсловия возникновения и становления опыта. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № «88 Центр развития ребенка «Улыбка&ra...
Формирование патриотизма у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр народо
В Поволжье проживают люди 104 национальностей. ...