Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством организации культурных практик
статья (старшая группа)
Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством организации культурных практик
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК.
Михайлова Н.В.,
воспитатель высшей категории
МБДОУ д/с № 88 г. Белгорода
На всех этапах исторического развития человечества ценились и были достойны восхищения люди, имеющие богатый словарный запас, хорошо развитую речь, умеющие свободно общаться. Проблема коммуникации в настоящее время занимает одно из ведущих мест в исследованиях философов, социологов, педагогов и психологов.
Формирование коммуникативных умений - важное условие развития человека. От того, как сложатся отношения ребенка в первом в его жизни коллективе, то есть группе детского сада, во многом зависит его дальнейшее социальное и личностное развитие.
Ребенок, не прошедший «школы» общения со сверстниками, выпадает из устоявшейся детской культурной среды с ее неписаными законами и правилами. Он не умеет говорить со сверстниками на их языке и, естественно, отторгается ими. С возрастом это вызывает дополнительные расстройства в поведении и характере. Ребенок проявляет свою неудовлетворенность в общении, раздражаясь, становясь агрессивным. При этом он может скрывать свое смятение под маской бравады, демонстративного шутовства, или уйти в себя, замкнуться. Социальная некомпетентность оборачивается серьезными расстройствами психики и проблемами в жизни.
Особую значимость сформированности коммуникативных умений у детей мы можем наблюдать в момент перехода от старшего дошкольника к младшему школьнику. Традиционно в дошкольном образовании проблемы развития речевого общения рассматривались в русле проблем «развития речи». Задачи формирования общения сводились к умению детей отвечать на вопросы (поддерживать диалог) и не выделялись как отдельная задача. Однако формирование коммуникативных способностей и их диагностика становится приоритетными направлениями деятельности педагогов.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач развития у дошкольников самостоятельности и творчества. В основу реализации задач ФГОС ДО положены культурологический, деятельностный и личностно-ориентированный подходы[4].
Культурологический подход определяет воспитание как способ приобщения ребенка к ценностям мировой и национальной культуры, развития его творческих способностей и наклонностей, защиту его прав и здоровья. Условием реализации культурологического подхода в педагогике является диалог культур – личностной культуры ребенка и педагогической культуры воспитателя, специалиста.
Н.Б.Крылова считает, что «культурные практики представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта»[2].
Н.А. Короткова отмечала, что культурные практики по сути, «интрига» возраста состоит в столкновении изначального игрового - процессуального (непрагматичного) отношения ребёнка к реальности (опробования себя в ней) с дифференцированными, идущими от взрослого видами деятельности, требованиями специфических средств-способов, и в постепенном (без форсирования) «разламывании» диффузной инициативы ребёнка на разные её направления (сферы) [1, с. 20].
В ходе культурной практики дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, пытаются самостоятельно придумывать объяснения на возникающие вопросы. Дети учатся принимать собственные решения, опираясь на свои знания, умений в различных видах деятельности, они помогают детям самообучаться, развиваться и уметь находить ответы на все возникающие вопросы, тем самым помогают подготавливать наших детей к взрослой жизни. И, самое главное, дети хорошо овладевают устной речью, могут выражать свои мысли и желания. Таким образом, с помощью культурных практик мы реализуем целевые ориентиры на этапе завершения ФГОС ДО.
Однако в век информационных технологий, перегруженности взрослых, недопонимания значимости проблемы непосредственное общение зачастую уходит с первого плана.
Таким образом, обнаруживается ряд противоречий:
- между необходимостью формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста и недостаточным использованием культурных практик в деятельности педагогов детских садов и родителей (законных представителей);
- между осознанием значимости процесса формирования коммуникативных умений и осуществлением комплексной работы, на основе закрепления полученных умений и навыков в различных видах детской деятельности;
- между деятельностью, направленной на формирование всех коммуникативных умений и навыков и знаниями о приемах и правилах вербального общения, способностями понимать и использовать на практике невербальные средства общения.
Коммуникативные умения – это умение легко вступать в контакты с другими людьми и в дальнейшем поддерживать с ними оптимальные отношения.
К числу наиболее важных личностных проявлений, составляющих коммуникативный потенциал, относят: уровень потребности в общении; его локализованность; наличие установки на общение с другими людьми; особенности эмоциональной реакции на партнера; собственное самочувствие человека в ситуации общения, а также коммуникативные умения и навыки.
Исходя из вышесказанного, мы определили основные коммуникативные умения, которые необходимо формировать у детей дошкольного возраста:
• умения слушать и слышать другого;
• умение участвовать в свободной беседе;
• умение быть внимательным к самому себе и окружающим;
• умение понимать чувства и настроения другого;
• умение осмысливать свои поступки и поступки другого.
Следовательно, коммуникативные умения – это те умения, которые можно и нужно формировать. Другими словами, нужно обучать детей умению общаться, обучать культуре общения. И начинать обучение детей основам коммуникации нужно как можно раньше, используя для этого разнообразные методы и приемы.
Характерной особенностью нашего времени является усиление культурологических основ образования. Как подчеркивается в работах Т.Б. Алексеевой, Е.В. Бондаревской, Н.Ф. Головановой, Н.Б. Крыловой, современное образование ориентировано на наиболее полное культурное развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации в обществе [3].
Культурные умения формируются на основе разнообразных культурных практик, специфичных для детей разного возраста. Культурные практики дошкольника неразрывно связаны с его интересами, потребностями и способами самовыражения.
Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы.
При развитой системе культурных практик ребенку необходимо не столько воспитание, как педагогическая поддержка, сотрудничество, общий душевный настрой (забота) взрослого и ребенка, их взаимное доверие, озабоченность общим делом (интересом). В качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика, позволяющая создать событийно организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых.
Широкое использование культурных практик, где игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим миром и людьми, позволяет детям активно изучать и осваивать окружающий мир, способы общения.
Данная деятельность помогает многим детям почувствовать себя более уверенно в коллективе сверстников, самоутвердиться. Активный словарь детей значительно пополняется. Изменяется характер общения детей со взрослыми: значительное место стали занимать личностные и познавательные контакты. Общаясь с родителями, другими членами семьи, педагогом, дети приобретают новые навыки коммуникации.
Важно, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок приобрел необходимый культурный личный опыт, который является фундаментом полноценного общего развития, позитивной социализации и индивидуализации.
Итак, в основе успешной коммуникации дошкольников лежит их деятельность на основе, с одной стороны, взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, а с другой стороны, и это не менее важно для развития ребенка, на основе его постоянно расширяющихся самостоятельных действий.
ЛИТЕРАТУРА
- Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.- 208 с.
- Крылова Н.Б. Культурные практики детства и их роль в становлении культурной идеи ребенка // Самобытность детства. М., 2007. С. 79-102. (Новые ценности образования. Вып. 3 (33).
- Крылова Н.Б. Развитие культурологического подхода в современной педагогике // Личность в социокультурном измерении: история и современность: Сб. статей. М.: Индрик, 2007. С. 132-138
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Минобрнауки РФ от 17.11.2013 г., № 1155.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в условиях социального приюта
Выпускная квалификационная работа в МОСГИ по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в условиях социального приюта....
Устное народное творчество, как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
В современном обществе общение приобретает новое качество: информационные технологии вытесняют " живую" речь, поэтому, так важно научить ребёнка общаться, успешность адаптации личности...
Формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Наиболее характерным для старшего дошкольного возраста является активное освоение ребенком речевых конструкций разного типа. Ребенок осваивает форму монолога. Его речь становится контекстной, независи...
Задачи и содержание работы по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста Журнал «Дошкольное образование»
Дошкольный возраст — период активного познания мира и человеческих отношений. Чем младше ребенок, тем больше влияния можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит нам...
Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития потенциальных сил и возможностей ребенка, для становления основ личности. Актуальность проблемы развития коммуникативных способнос...
Формирование звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста посредством организации культурных практик
Звуковая культура речи -это устное оформление слов.Звуковая культура речи включает в себя сообственно произносительные качества характерезующие звучащую речь....
Целостное описание актуального педагогического опыта воспитателя Фесенко С.И. - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕУсловия возникновения и становления опыта. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № «88 Центр развития ребенка «Улыбка&ra...