Выступление на методическом объединении инструкторов по физической культуре «Фитбол-гимнастика как инновационный подход в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»
статья по физкультуре

Павлова Екатерина Сергеевна

Выступление на методическом объединении инструкторов по  физической культуре «Фитбол-гимнастика как инновационный подход в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_metod.obedinenie_no2.docx22.24 КБ

Предварительный просмотр:

«Фитбол-гимнастика как инновационный подход в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»

                            Подготовила: инструктор по

                                     физической культуре Павлова Е. С.

Инновационные подходы в образовательной деятельности являются неотъемлемой составляющей всей здоровьесберегающей работы дошкольного образовательного учреждения и решают задачу комплексного подхода к формированию здоровья воспитанников. Благодаря использованию инновационных подходов к сохранению и стимулированию здоровья, у детей появляется устойчивая положительная мотивация к  занятиям физкультурой и спортом, сохранению и укреплению своего здоровья.

Современным инновационным подходом совершенствования системы физического воспитания детей дошкольного возраста является фитбол-гимнастика, которая формирует двигательную сферу ребенка, развивает физические качества и является эффективным методом оздоровления.

Фитбол – это особый мяч, изобретенный швейцарским врачом-физиотерапевтом Сюзан Кляйнфогельбах для реабилитации больных с травмами позвоночника. В России он появился в 50-е годы и быстро стал очень популярным тренажером в спортивных залах. Самая приятная особенность фитбола в том, что для занятий с ним не существует никаких противопоказаний. Мяч имеет определенные свойства, используемые для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей. Это и размер, и цвет, и запах, и его особая упругость.

Исследователь-практик С. Л. Сашко считает, что  фитбол-гимнастика, является на данный момент инновационным направлением в физическом воспитании и оздоровлении детей и сочетает в себе все необходимые компоненты для гармоничного развития ребенка

Авторы - исследователи  Т. С. Овчинникова, А. А. Потапчук   на основе исследований пришли к выводу, что упражнения на мячах фитболах способствуют лечению таких заболеваний, как остеохондроз, сколиоз, неврастения, астено-невротический синдром и др.

Таким образом  фитбол-гимнастика позволяет решать следующие задачи:

 – развитие физических  качеств;                    

 – обучение основным двигательным действиям;

 – развитие и совершенствование координации движений и равновесия;

 – укрепление мышечного корсета, создание навыка правильной осанки;

 – улучшения функционирования сердечнососудистой и дыхательной систем;

 – нормализация работы нервной системы, стимуляция нервно-психического развития;

  – улучшение кровоснабжения позвоночника, суставов и внутренних органов;

  –  улучшение коммуникативной и эмоционально-волевой сферы;

  –  развитие мелкой моторики и речи.

Мяч по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в комплексах упражнений фитбол-гимнастики как предмет, снаряд или опора. Комплексы упражнений на мячах в зависимости от поставленных частных задач и подбора средств могут иметь различную направленность :

- для укрепления мышц рук и плечевого пояса;

- для укрепления мышц брюшного пресса;

- для укрепления мышц спины и таза;

- для укрепления мышц ног и свода стопы;

- для увеличения гибкости и подвижности в суставах;

- для развития функции равновесия и вестибулярного аппарата;

- для формирования осанки;

- для развития ловкости и координации движений;

- для развития танцевальности и музыкальности;

-для расслабления и релаксации как средство профилактики различных заболеваний (опорно-двигательного аппарата, внутренних органов).

Работа по фитбол-гимнастики осуществляется в три  основных этапа:

На первом этапе работы важно сформировать представления дошкольников  о  мячах - фитболах и возможностях их использования   на занятиях по физической культуре. На этом этапе работы обучаю детей  техники безопасности, правильной посадке на фитбол, обучаю базовым положениям при выполнении упражнений  с мячом (стоя, сидя, лёжа на спине, животе). Знакомлю с новыми видами игр и игровых упражнений с использованием фитбола  («Гусеница», «Пингвины на льдине», «Снежный шар», «Бармолей и куклы», «Зайцы и волк», «Цапля и лягушки» и др.).

Структура занятий на этом этапе включает в себя традиционную разминку с различными видами ходьбы без мячей, упражнениями для рук и ног, туловища, комплексы ритмической гимнастик «Колокольчик», «Разминка для боксера», «Самолёты», «Неваляшка», «Ручки шагают», «Мост», «На боку», «Пенёчек»,  и др.,   игровые упражнения,  дыхательная гимнастика,  упражнения на расслабление мышц.

Второй этап направлен на обучение сохранения правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании  с покачиваниями на фитболе. В разминке с детьми  начинаю использовать упражнения с мячами («мяч в руках»,  «над головой», «прокатывания мяча по кругу», «подбрасывания вверх», «акробаты». Расширятся комплекс используемых упражнений. В процессе занятий  происходит тренировка равновесия  и координации движений. Происходит закрепление навыка сохранения равновесия с различными положениями на фитболе. Структура занятий сохраняется, но увеличивается объём упражнений с фитболом. На занятиях вводится такая форма работы как фитбол-сказка. Старшие дошкольники учатся использовать полученные  двигательные навыки в различных сказочных сюжетах (изображают героев сказки «Теремок»,  прогулку в лесу и др.),  дети становятся более активны и инициативны.

На третьем этапе  происходит закрепление полученных навыков выполнения упражнений на мяче,  совершенствование качества выполнения упражнений на равновесие и координацию движений. Старшие дошкольники могут самостоятельно выполнять  упражнения по словесной инструкции  взрослого. Большое внимание уделяется самостоятельности дошкольников к творческой инициативности в  совместном придумывание  сказочных сюжетов, упражнений и игр. Дошкольники проявляют интерес к занятиям, задают вопросы: «А что мы сегодня будем делать?», «В какую играть будем играть?» и др. Дети следят за правильностью и точностью выполняемых упражнений интересуются хорошо или плохо они получатся. Следят за своей осанкой. По сравнению  с  первым этапом работы, улучшается  координация движений, дети сидят на мячах увереннее, мяч не укатывается во время выполнения упражнений, движения стали более уверенными. Дошкольники радуются за своих товарищей, если у них всё получается хорошо. Проявляют творческий потенциал в передачи характер

В организации занятий по фитбол-гимнастики  применяю  такую форму работы как фитбол-сказка.  Она позволяет осуществлять оздоровительную работу с детьми  в игровой форме, простыми и доступными для них способами и методами, избегая сильных нагрузок. К созданию сюжета  сказки  привлекаю дошкольников. Они сами придумывают, каким способом можно показать персонажа при помощи движений, мимики и голоса, проявляют инициативность и воображение  в придумывании  необычного сюжета истории.  

Использование  фитбол-гимнастики   в физическом воспитании дошкольников  позволяет:  сформировать двигательные навыки детей, развить основные виды движения., улучшить координацию движений, гибкость и пластичность движений. Движения становятся точными, правильными и результативными. Дети самостоятельно без напоминания взрослого могут поддерживать прямую осанку, выполнять упражнения, улучшается  саморегуляция,  дошкольники проявляют свою самостоятельность, контроль над  собственными  движениями.,  формируется  уверенность в своих силах, инициативность, двигательная активность.

Список используемой литературы:

1. Бабаева Т.И.Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство»./  Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В.  СПб.: «Детство-Пресс», 2014 г.

2. Веселовская, С. В.  Фитбол тренинг. Пособие  по фитбол- аэробике и фитбол-гимнастики. М. : ННОУ Центр «Фитбол», 1998 г.

3. Горбатенко О.Ф., Кардаильская Т. А., Попова Г. П. Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ. – Учитель, 2008 г.

4. Дидур М. Д., Потапчук А. А. Осанка и физическое развитие детей. – СПб.: Речь, 2001 г.

5. Кудрявцев М.Ю. Развивающая педагогика оздоровления.– М.: Линка-пресс, 2000 г.

6. Козырева О. В. Лечебная физкультура для дошкольников. М.: Просвещение, 2003г.

7. Клубкова Е.Ю. Фитбол-гимнастика в оздоровлении организма. – СПб., 2001г.

8Овчинникова Т.С.Потапчук А. А. Двигательный игротренинг для дошкольников. - СПб.: Речь, 2002.- 176 с.

9. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ: пособие для воспитателей / Под ред З. И. Бересневой. М. : ТЦ Сфера, 2008  г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы планирования воспитательно- образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГТ

Планирование воспитательно - образовательной работы по новым федеральным государственным требованиям...

Современные инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста в условиях логопункта.

Как же бывают необходимы инновации! Как же любят дети любые новинки. Эта информация послужит большой помощью для работы учителя-логопеда, как обычного детского сада, так и логопедического....

Компетентностно-ориентированный подход к организации логопедической работы с детьми дошкольного возраста с ОНР

Содержание:1. Модернизация содержания дошкольного образования.2.Сущность компетентностно-ориентированного подхода в образовании. Основные категории компетентностного подхода.3.Концепция компетентностн...

Инновационные подходы в музыкально-хореографической деятельности с детьми дошкольного возраста

В дошкольном образовательном учреждении ритмика и хореография применяется как средство здоровье сбережения ребенка. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ч...

Выступление на методическом объединении тема "Использование методов и приемов ТРИЗ технологии, как эффективное средство развития речи детей старшего дошкольного возраста"

Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в шко...