Участие в методическом объединении «Интеграция образовательных областей в процессе духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста».
материал
СКИ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Заседание методического объединения воспитателей
Доклад «Интеграция образовательных областей в процессе духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста».
Маркова Т.В., воспитатель
Слайд 1 «Интеграция образовательных областей по духовно – нравственному воспитанию»
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается - так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно- нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Слайд 2
Духовно-нравственное воспитание в дошкольном детстве формирует благотворное влияние на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Слайд 3
Духовность – это потребность и способность человека устремляться к вершинам бытия, слушать свой внутренний голос и бескорыстно, по зову сердца, проявлять деятельностную любовь к окружающим людям и природе. В связи с этим духовно-нравственное воспитание - это целенаправленный педагогический процесс взаимодействия ребенка с элементами духовной культуры, направленный на становление внутренней системы духовных ценностей (абсолютных, общечеловеческих). Основываясь на этом, были разработаны цель и задачи работы по духовно-нравственному воспитанию детей. Цель: Создавать условия для духовно-нравственного развития ребенка в тесном взаимодействии ДОУ с семьей и общественными организациями.
Слайд 4
Вся работа по духовно-нравственному развитию детей в ДОО ведется по трем направлениям:
1.Самообразование педагогов. Самообразование педагогов осуществляется в следующих формах: - консультации; - тематические семинары, мастер-классы, педагогические советы; - изучение передового опыта и литературы (вебинары, и др).
2. Взаимодействие с родителями. Взаимодействие с родителями является неотъемлемой частью воспитательно образовательного процесса в ДОУ.Это: - тематическое анкетирование; - родительские собрания; - папки-передвижки; - тематические выставки (выставки семейного творчества и др.); - совместные праздники.
3. Совместная деятельность с детьми. Совместная деятельность с детьми самое обширное и самое благодатное направление в духовно-нравственном воспитании. - Праздники (традиционные, тематические, развлекательные); - беседы на нравственные темы; - проектная деятельность; - слушание аудиозаписей; - рассматривание книжных иллюстраций и фотографий; - продуктивная деятельность (рисунки, поделки и др.).
Период 5-7 лет является наиболее сензитивным для формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольника, а способность осуществлять нравственный выбор у детей этого возраста складывается на основе развивающейся нравственно-оценочной деятельности сознания и обусловлена их потребностью в одобрении и признании. В фундамент развития этой способности ложится развивающаяся самостоятельность ребенка - дошкольника и его желание добровольно следовать социально-одобряемым моральным эталонам поведения.
Слайд 5
Использование принципа интеграции имеет свои плюсы. Первое -это четкость, большая информативность. Второй плюс — это обеспечение взаимопроникновения содержания образовательных областей и целостного восприятия ребенком окружающего мира. Это значит, что интегрированное обучение имеет свои преимущества: у дошкольников формируется видение целостной картины мира, дети раскрепощаются в творчестве, у них формируется познавательный интерес, повышается мотивация. Интегрированное обучение помогает решать одну и ту же задачу в разных ситуациях и с разных сторон. Таким образом, реализуя принцип интеграции, ФГОС ориентирует не на чётко спланированное и организованное по времени ООД, а на взаимодействие — совместную деятельность всех субъектов образовательного пространства в целостном интегрированном процессе.
Слайд 6
Интеграция в образовательном процессе - особо выстроенный структурный процесс, направленный:
-на обучение детей рассматривать любые явления с разных позиций;
-развитие умения применять знания из различных областей в решение конкретной задачи;
-формирование способности самостоятельно проводить посильные небольшие исследования.
Слайд 7
Содержание образовательной программы охватывает 5 образовательных областей, каждая из которых наполнена определенным содержанием.
ФГОС ДО представляет совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Рассмотрим положения, касающиеся духовно-нравственного воспитания дошкольников. Оно обеспечивает развитие личности, и охватывает определенные направления развития и образования детей, образовательные области.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОО; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Познавательное развитие формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; знакомство с книжной культурой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Слайд 8
Физическое развитие направленно на охрану жизни и укрепление физического и психического здоровья.
Художественно-эстетическое развитие предполагает восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Слайд 9
В деятельности дошкольного учреждения прослеживаются несколько направлений работы с детьми.
Духовно-образовательное (Тематические занятия, проектная деятельность, исследовательская работа, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, прослушивание аудиозаписей). Для формирования нравственных качеств личности ребёнка дошкольного возраста в детском саду, используются следующие методы:
Беседа В старших группах проводятся этические беседы - это плановые, подготовленные занятия с детьми. Например, "Из какой я сказки?", где на примере героев сказок у детей закрепляются представления о таких качествах человека, как доброта, скромность, смелость, показывая их в сравнении с отрицательными качествами: жестокостью, злом, трусостью, ленью. С помощью воспитателя ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.
Примерные темы бесед: "Будь всегда вежливым", "Что хорошо, что плохо и почему", "Ваши добрые поступки", "Чем можно порадовать маму", "Что такое дружба?", "Что такое подвиг?", «Добро и зло» и т. д.
Чтение и анализ художественных произведений, например, Л.Н.Толстой «Два товарища», «Отец и сыновья» «Дед и внук», А. Кузнецовой "Мы поссорились", К.Д. Ушинского "Умей обождать", А.Барто "Помощница". Эстетический фон занятиям создают стихи, загадки, песни, включённые как в основную часть, так и в дополнительную работу с детьми. Литературный материал незаменим в духовно-нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Для всестороннего развития личности необходимо включать детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, ребята создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, организуются выставки работ.
Игра. Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. Положительный эффект дают такие игры и упражнения: «Поприветствуем друг друга»; «Подбери картинку к «хорошо» и «плохо»»; «Составь список своих обязанностей из сюжетных картинок для дома и сада» (коллективная работа в группе или паре); «Вспомни, какие поступки ты совершил за этот день», «Нарисуй, расскажи о них»; Помоги ребятам составить «Словарь вежливых слов»; К тебе пришли гости: игра «Гость — хозяин»; «Ты в театре»; «Разговор по телефону»; «Нарисуй подарок другу (маме…)»; «На дне рождения»; «Именины»; «Если другу плохо…»; «Учимся общаться…» (закончи фразу). Конкурс и защита рисунков «Чему тебя научили сказки?»; игра «Как тебя зовут друзья?» (дети в группах обсуждают и высказывают мнения о том, как они относятся к кличкам, прозвищам, обращению по фамилии). «Как поступить…: проблемные ситуации»; рассказ «Мой характер и мои поступки»; расскажи, как ты помогаешь дома…
Культурно-познавательное. (Развлечения, праздники, художественно-продуктивная деятельность, экскурсии, целевые прогулки).
В течение года в детском саду проводится множество праздников. Предварительно детям необходимо подробно разъяснять некоторые традиции, обычаи, слова, связанные непосредственно с данным праздником. Детей знакомят с доступными их пониманию рассказами о земной жизни Христа, о жертвенной любви Божьей к людям и о пути человеческого спасения. К празднику дети мастерят подарки, украшения, учат стихи, песни, танцы. В совместной деятельности дети легче осознают правила доброй и благочестивой жизни.
Особое место занимает формирование бережного и уважительного отношения детей к женщинам. Возрождение традиции празднования православных праздников содействует пониманию роли женщины в мире, дает возможность проявить и закрепить достойное отношение к женщинам на более глубоком основании.
Таким образом, благодаря культурно-познавательному направлению создаются условия, при которых ребенок до школы получает знания о Боге, мире, человеке при активном и радостном участии самого ребенка.
Нравственно-трудовое направление (все виды труда, продуктивная деятельность) Труд ребёнка - дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности.
Включение труда в систему воспитания делает возможным целостное развитие личности ребенка. Формирование доброго разумного отношения к природе, заповеданной Богом человеку, предусматривает не столько накопление знаний о природе, сколько воспитание любви к ней. Умение глядеть на мир с любовью свидетельствует о позитивном развитии духовно-нравственной и социокультурной сферы ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций»
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстеригающая наше общество сегодня - в разрушении личности....
Доклад «Интеграция образовательных областей в процессе духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Современное общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду может стать интеграция его содержания в повсе...
Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня- в разрушении личности. Н...
Выступление на городском методическом объединении на тему: ЭТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ, КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Текст выступления на методическом объединении и призентация к выступлению...
Методическая разработка совместной деятельности детей и взрослых по социализации дошкольников с учётом интеграции образовательных областей"Хорошо,когда мы вместе!" для детей старшего дошкольного возраста
Методическая разработка содержит педагогические ситуации на основе игр, игровых упражнений, художественного слова, музыкальных игр для социально-коммуникативного развития ребёнка. Педагоги...
Методическая разработка по воспитанию духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к основам православной культуры через создание наглядно-дидактического пособия КАЛЕНДАРЬ «РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПУТЬ»
Для работы с календарем «Рождественский путь» нами сформирован пакет дидактических игр, направленных на формирование у дошкольников представлений о добродетелях и пороках....