Доклад для районного методического объединения: "Интеграция- одна из форм развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
учебно-методический материал на тему

Пялькина Екатерина Григорьевна

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеграция – одна из важнейших и перспективных методологических направлений становления современного образования. Собственно  «интеграция» означает объединение нескольких учебных предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом и методами преподавания. Таким образом, интеграция является одной из наиболее благоприятных форм развития творческих способностей детей дошкольного возраста.          

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель - воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию – то есть качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве.             

Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие, - усиление внимания к эстетическому воспитанию и формирование художественно-творческих способностей у всех детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях. Одно из главных условий – развивать творчество детей  различными путями, в том числе и в конструктивной деятельности, которая включает в себя различные виды конструирования (например-бумага). В создании поделок из бумаги  с помощью нетрадиционных техник  доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиться положительного результата. Технология работы с бумагой может быть различной. Сухомлинский В.А. писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».                                                                                       

Известно, что интегрированный подход соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, ёмким. Интегрированное обучение детей позволяет увидеть и понять любое явление целостно, в детском саду существует предметная система обучения и часто получается, что знания остаются разрозненными, искусственно расчлененными по предметному принципу, а в результате дети не всегда целостно воспринимают всю картину окружающего мира. В своей работе применяю интеграцию дополнительного образования и воспитательно-образовательного процесса, то есть провожу интегрированное обучение.

Тематика занятий может быть разнообразна. На таких занятиях происходит взаимопроникновение материала из разных разделов воспитания и обучения через разные виды деятельности. Так на одном занятии могут быть использованы задачи речевого, математического развития и изодеятельности, на другом – экологического, социального воспитания и театрализованной деятельности.               

Реализация задач происходит через проблемные ситуации, экспериментальную работу, дидактические игры и др. Связующим звеном выступает тема (образ), рассматриваемая на занятии.                                                                                  

Интегрированное построение занятий даёт ребёнку возможность реализовать свои творческие способности, развивает коммуникативные умения, так как на каждом занятии надо уметь свободно высказать свою мысль, поделиться впечатлениями, а главное, у детей развивается познавательный интерес и активность, поскольку любая тема требует от детей активизации опыта реальной жизни в ситуации интегрированного занятия.

  • необходима предельная чёткость, компактность, большая информативность учебного материала;
  • логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов;
  • свободное размещение наглядного материала;
  • смена динамических поз;
  • привлечение к проведению занятий узких специалистов и родителей.

     Планирование занятий интегрированного характера, и использование новых технологий в своей практической деятельности даёт возможность для  самореализации, самовыражения, способствуют повышению уровня профессионального интереса,  творческой активности, ведёт целенаправленному поиску, то есть развивается инновационная культура педагогов.

Занятия интегрированного характера способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической,практической,прикладной;                                                                      У детей формируется познавательный интерес, и занятия дают высокую результативность;                                                                                                                 Интегрированные занятия объединяют детей общими впечатлениями,   переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений; 

          Такие занятия способствуют более тесному контакту детей, специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется детско-взрослое сообщество;

           Интеграция помогает сократить количество занятий, освободить время для игровой деятельности и прогулок, что способствует укреплению здоровья детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»

Методическая разработка "«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»...

Художественно-эстетическое воспитание как одно из средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Работа по художественно-эстетическому  воспитанию в детском саду  тесно связана  со всеми  сторонами воспитательно-образовательного  процесса. Формы организации  эс...

Выступление на районном методическом объединении: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами».

Гармоническое развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы художественно – эстетическ...

Художественно –эстетическое воспитание как одно из средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, поэтому мы, педагоги, заинт...

Методическая разработка «Теневой театр, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Методическая разработка   «Теневой театр, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»...