Тема самообразования «Применение методики «Эйдетика» как средство развития памяти у детей 4-5 лет» •
учебно-методический материал (средняя группа)

Ашимова Гульэра Касымжановна

Тема  самообразования

«Применение методики «Эйдетика» как средство развития памяти у детей 4-5 лет»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniya_sr.gruppa.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  самообразования

«Применение методики «Эйдетика» как средство развития памяти у детей 4-5 лет»

  • ЦЕЛЬ:
  • развитие зрительной и тактильной памяти, образного мышления, воображения, слухового и зрительного внимания; активизация ресурсов познавательных процессов у детей;
  • развитие речи; стимулирование инициативности; воспитание уверенности в себе, а также борьба со страхом перед неизведанным; обнаружение и развитие способностей ребенка. Формирование элементарных математических представлений.

  • ЗАДАЧИ:

- Овладение прогрессивными педагогическими технологиями обучения и совершенствование методов обучения

-   Изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения.

-  Создание условий и предпосылок, способствующих развитию связной речи, зрительную и слуховую память, воображение и творческую активность.

-  Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс. 

  • АКТУАЛЬНОСТЬ:

         Память является одним из основных психических процессов и свойств личности. Это одно из условий для развития интеллектуальных способностей. В зависимости от  длительности сохранения информации память может быть кратковременной и долговременной. Кроме того память бывает зрительная и слуховая. Память – это способность принимать новую информацию и сохранять ее.

        Мы, взрослые, иногда записываем на бумаге то, что нам надо запомнить. А как поступает ребенок 3-4 лет? Его память непроизвольная, т. е. он помнит то, что ему интересно. Ребенок часто размышляет вслух, так он сам помогает себе вспомнить. И только к концу дошкольного возраста происходит переход к мыслительному запоминанию.

         За один раз (краткосрочная память) ребенок этого возраста запоминает 3 слова, в 5 лет – 5 слов, взрослый – 9 слов. В этом возрасте ребенок мыслит образами, поэтому, чтобы лучше запомнить, ему надо все потрогать, обследовать. Чем больше видов памяти задействовано при запоминании, тем легче ребенку запомнить информацию. Другими словами, чтобы ребенок запомнил сказку, ее надо послушать, посмотреть, нарисовать, проиграть.        

        Характерной особенностью памяти ребёнка дошкольного возраста является то, что он легче и быстрее запоминает конкретные слова и предметы, труднее - абстрактные слова и понятия. Уже в дошкольном возрасте начинают определяться заключительные особенности памяти. Запоминание в этом возрасте в основном носят произвольный характер. В этом возрасте развитие памяти осуществляется в условиях систематического целенаправленного обучения, что значительно ускоряет и повышает уровень развития памяти детей. Одновременно само обучение предъявляет новые требования к памяти – необходимо запомнить заданный материал и точно воспроизвести его по требованию воспитателя.

     На протяжении всего дошкольного возраста преобладает непроизвольная память. У дошкольника сохраняется зависимость запоминания материала от таких его особенностей, как эмоциональная привлекательность, яркость, прерывистость действия, движения, контраст. Именно поэтому малыши долго помнят персонажей, которых воспитатели включают в сюрпризные моменты. Неожиданность появления и новизна игрушки в совокупности с эмоциональностью воспитателя оставляют глубокий след в памяти ребенка.

               Чтобы развивать у ребенка произвольную память, надо учитывать, что для запоминания чего-либо ребенку необходимо опираться на свой чувственный опыт – он должен прожить, прочувствовать ситуацию. Ему будет трудно запомнить то, что неинтересно. А интерес у него возникает в игре.

     Важнейшее изменение в памяти дошкольника происходит примерно в 4-летнем возрасте. Память приобретает элементы произвольности. Ребенок начинает принимать указания взрослого запомнить или припомнить, использовать простейшие приемы и средства запоминания, интересоваться правильностью воспроизведения и контролировать его ход.          Первоначально цель запомнить формулируется взрослым словесно. Постепенно под влиянием воспитателей и родителей у ребенка появляется намерение что-либо запомнить для припоминания в будущем. Причем припоминание раньше, чем запоминание, становится произвольным.

      Ребенок осознает и использует некоторые приемы запоминания, выделяя их из знакомых видов деятельности. При специальном обучении и контроле со стороны взрослого ребенок становятся доступными логические приемы запоминания, в качестве которых выступают мыслительные операции.

     Таковыми могут быть смысловые соотнесения и смысловая группировка, схематизация, классификация, соотнесение с ранее известным. Впервые действия самоконтроля проявляется у ребенка в 4 года. А резкое изменение его уровня происходит при переходе от 4 к 5 годам. С возрастом меняется стремление к полному и точному воспроизведению. В 4 года дети вносят самопоправки в пересказ в связи с сюжетными изменениями. Так память все больше становится подконтрольной самому ребенку.

     Важным моментом в развитии памяти ребенка выступает появление личных воспоминаний. В них отражаются существенные события из жизни ребенка, его успехи в деятельности, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

       На развитие памяти существенное влияние оказывают все виды деятельности ребенка, но игра среди них занимает ведущее место, ведь цель запомнить и припомнить при выполнении роли имеет для ребенка очень наглядный, конкретный смысл.

      В этом возрасте у ребёнка появляются и начинают развиваться процессы преднамеренного запоминания и припоминания. Ребёнок 4-5 лет уже может применять цель, ставящуюся перед ним взрослым, может сам поставить перед собой свою цель в том случае, когда этому благоприятствуют условия деятельности.

     Развитие процессов памяти в среднем дошкольном возрасте приводит к увеличению объёма запоминаемого ребёнком материала. Увеличивается также объём запоминания связного текста. При этом имеет место не только количественное увеличение материала, удерживаемого в памяти, но и изменение содержания того, что ребёнок может запомнить. Пересказывая сказку, ребёнок 4-5 лет воспроизводит не только основные её события, но стремится передать детали и воспроизвести сказку более точно в текстуальном отношении, т.е. передать её в тех же словесных выражениях, которые употреблял автор.

Анализ показывает, что мышление ребенка раннего возраста во многом определяется его памятью и развивается в непосредственной зависимости от памяти. Мыслить для ребенка раннего возраста значит вспоминать, т. е. опираться на свой прежний опыт, на его видоизменения. Мышление в самом раннем возрасте обнаруживает высокую корреляцию с памятью. Таким образом, память представляет собой наиболее важный познавательный процесс,  способствующий всестороннему развитию личности ребенка.

   Рассматривая вопрос о методах и приемах развития памяти, было выявлено, что существует много путей и способов развития памяти детей дошкольного возраста, а также различные игры и упражнения, но среди них методы Эйдетики являются наиболее эффективными и результативными.

Содержание работы на 2019-2020 годы

Сроки выполнения

Практический выход

Определение цели, задач, подбор литературы. Ознакомление  с новой эффективной методикой, материалами и литературой по данной тематике. Создание картотеку игр, проведение диагностику развития памяти детей.

Сентябрь

Изучение темы составление плана работы

Ознакомление и внедрение изученного метода в практических занятиях.

Диагностика развития памяти детей.

октябрь, апрель

Консультация «Тренируем память детей по методике «Эйдетика»

Консультация для воспитателей средних групп

Выступление на итоговом педсовете или на МО средних групп

Мастер - класс для педагогов Тема: «Эйдетика для дошкольников, как путь развития интеллекта»

Работа с детьми

Создание картотек игр, фотобанка по теме самообразлования

Декабрь

Создание и работа с картотекой.

Фотогалерея.

Игры на зрительные восприятия

«Пряталки»

«Карлсон расшалился»

«Узор»

Цель: развитие зрительной памяти, произвольного внимания.

январь

Проведение игры и анализ усвоения  результата игры

Игры на слуховые восприятия

«Супермаркет»

«Игра в слова»

Цель: развитие слуховой краткосрочной  памяти, внимания, речи и наблюдательности.

Февраль

Проведение игр, анализ и закрепление  результатов

Игры, развивающие восприятие запахов

«Угадай аромат»

март

Проведение игр

Игры, развивающие памяти у детей

«Какой игрушки не хватает»

Цель: развитие памяти и внимания.

«Танцуй как я»

Цель: развитие двигательной памяти.

апрель

Проведение игр и закрепление  результатов

Игры развивающие тактильную память

«Нарисуй фигуру»

Цель: развитие осязательной памяти

«Художественный Салон»

Цель: формирование умения описывать выбранный предмет, развивать память, сосредоточенность, речь.

май

Проведение игр и закрепление  результатов

Проведение ролевых игр

развивающего памяти

май

Проведение ролевых игр по сказке «Теремок»

Работа с родителями

Консультация для воспитателей по теме самобразования.

Декабрь

 Буклет для родителей

«Припоминалки»

Цель: формирование наглядно-образного мышления ребенка.

Январь

Памятки родителям по применению средств Эйдетики при закреплении дома освоенных материалов.

Февраль

Отчет по теме самообразование

Апрель

Фотоотчет проведенных занятий

Май



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Эйдетика как метод развития памяти у детей младшего дошкольного возраста»

Наблюдая за детьми в группе, я отметила для себя, чтовсё чаще наблюдается ограниченное запоминание у детей. Т.е. образная, богатая описаниями запоминание у детей – встречается редко. Дети не мог...

«Эйдетика как метод развития памяти у детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Эйдетика как метод развития памяти у детей старшего дошкольного возраста»...

Отчет по самообразованию «Эйдетика как метод развития памяти у детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Эйдетика как метод развития памяти у детей старшего дошкольного возраста»...

«Эйдетика как метод развития памяти у детей младшего дошкольного возраста»

Образное мышление у человека заложено на генетическом уровне. Особенно способность запоминать предметы развита в раннем возрасте, когда малыш только начинает изучать мир.Чем взрослее становится челове...