План самообразования «Применение методики «Эйдетика» как средство развития памяти детей 4-5 лет»
рабочая программа (средняя группа)

Митрохова Ольга Анатольевна

  2020-2021 учебный год

Скачать:


Предварительный просмотр:

План по

Самообразованию

на 2020-2021 учебный год

воспитателя

Митроховой Ольги Анатольевны

Педагогический стаж: 12 лет

Высшая квалификационная категория

Тема:

«Применение методики «Эйдетика» как средство развития памяти детей 4-5 лет»

ЦЕЛЬ:

  • Создание условия для развития слуховой и зрительной  памяти.

ЗАДАЧИ:

  • Формировать умения точно, быстро запоминать информацию;
  • Способствовать освоению мнемонических техник;
  • Развивать воображение, эмоциональную сферу.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

         Память является одним из основных психических процессов и свойств личности. Это одно из условий для развития интеллектуальных способностей. В зависимости от  длительности сохранения информации память может быть кратковременной и долговременной. Кроме того память бывает зрительная и слуховая. Память – это способность принимать новую информацию и сохранять ее.

        Мы, взрослые, иногда записываем на бумаге то, что нам надо запомнить. А как поступает ребенок 4 лет? Его память непроизвольная, т. е. он помнит то, что ему интересно. Ребенок часто размышляет вслух, так он сам помогает себе вспомнить. И только к концу дошкольного возраста происходит переход к мыслительному запоминанию.

         За один раз (краткосрочная память) ребенок этого возраста запоминает 3 слова, в 5 лет – 5 слов, взрослый – 9 слов. В этом возрасте ребенок мыслит образами, поэтому, чтобы лучше запомнить, ему надо все потрогать, обследовать. Чем больше видов памяти задействовано при запоминании, тем легче ребенку запомнить информацию. Другими словами, чтобы ребенок запомнил сказку, ее надо послушать, посмотреть, нарисовать, проиграть.        

        Характерной особенностью памяти ребёнка дошкольного возраста является то, что он легче и быстрее запоминает конкретные слова и предметы, труднее - абстрактные слова и понятия. Уже в дошкольном возрасте начинают определяться заключительные особенности памяти. Запоминание в этом возрасте в основном носят произвольный характер. В этом возрасте развитие памяти осуществляется в условиях систематического целенаправленного обучения, что значительно ускоряет и повышает уровень развития памяти детей. Одновременно само обучение предъявляет новые требования к памяти – необходимо запомнить заданный материал и точно воспроизвести его по требованию воспитателя.

     На протяжении всего дошкольного возраста преобладает непроизвольная память. У дошкольника сохраняется зависимость запоминания материала от таких его особенностей, как эмоциональная привлекательность, яркость, прерывистость действия, движения, контраст. Именно поэтому малыши долго помнят персонажей, которых воспитатели включают в сюрпризные моменты. Неожиданность появления и новизна игрушки в совокупности с эмоциональностью воспитателя оставляют глубокий след в памяти ребенка.

               Чтобы развивать у ребенка произвольную память, надо учитывать, что для запоминания чего-либо ребенку необходимо опираться на свой чувственный опыт – он должен прожить, прочувствовать ситуацию. Ему будет трудно запомнить то, что неинтересно. А интерес у него возникает в игре.

     Важнейшее изменение в памяти дошкольника происходит примерно в 4-летнем возрасте. Память приобретает элементы произвольности. Ребенок начинает принимать указания взрослого запомнить или припомнить, использовать простейшие приемы и средства запоминания, интересоваться правильностью воспроизведения и контролировать его ход.          Первоначально цель запомнить формулируется взрослым словесно. Постепенно под влиянием воспитателей и родителей у ребенка появляется намерение что-либо запомнить для припоминания в будущем. Причем припоминание раньше, чем запоминание, становится произвольным.

      Ребенок осознает и использует некоторые приемы запоминания, выделяя их из знакомых видов деятельности. При специальном обучении и контроле со стороны взрослого ребенок становятся доступными логические приемы запоминания, в качестве которых выступают мыслительные операции.

     Таковыми могут быть смысловые соотнесения и смысловая группировка, схематизация, классификация, соотнесение с ранее известным. Впервые действия самоконтроля проявляется у ребенка в 4 года. А резкое изменение его уровня происходит при переходе от 4 к 5 годам. С возрастом меняется стремление к полному и точному воспроизведению. В 4 года дети вносят самопоправки в пересказ в связи с сюжетными изменениями. Так память все больше становится подконтрольной самому ребенку.

     Важным моментом в развитии памяти ребенка выступает появление личных воспоминаний. В них отражаются существенные события из жизни ребенка, его успехи в деятельности, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

       На развитие памяти существенное влияние оказывают все виды деятельности ребенка, но игра среди них занимает ведущее место, ведь цель запомнить и припомнить при выполнении роли имеет для ребенка очень наглядный, конкретный смысл.

      В этом возрасте у ребёнка появляются и начинают развиваться процессы преднамеренного запоминания и припоминания. Ребёнок 4-5 лет уже может применять цель, ставящуюся перед ним взрослым, может сам поставить перед собой свою цель в том случае, когда этому благоприятствуют условия деятельности.

     Развитие процессов памяти в среднем дошкольном возрасте приводит к увеличению объёма запоминаемого ребёнком материала. Увеличивается также объём запоминания связного текста. При этом имеет место не только количественное увеличение материала, удерживаемого в памяти, но и изменение содержания того, что ребёнок может запомнить. Пересказывая сказку, ребёнок 4-5 лет воспроизводит не только основные её события, но стремится передать детали и воспроизвести сказку более точно в текстуальном отношении, т.е. передать её в тех же словесных выражениях, которые употреблял автор.

Анализ показывает, что мышление ребенка раннего возраста во многом определяется его памятью и развивается в непосредственной зависимости от памяти. Мыслить для ребенка раннего возраста значит вспоминать, т. е. опираться на свой прежний опыт, на его видоизменения. Мышление в самом раннем возрасте обнаруживает высокую корреляцию с памятью. Таким образом, память представляет собой наиболее важный познавательный процесс,  способствующий всестороннему развитию личности ребенка.

   Рассматривая вопрос о методах и приемах развития памяти, было выявлено, что существует много путей и способов развития памяти детей дошкольного возраста, а также различные игры и упражнения, но среди них методы Эйдетики являются наиболее эффективными и результативными.

Работа с педагогами

Содержание работы на 2020-2021 учебный год

Сроки выполнения

Практический выход

Определение цели, задач, подбор литературы. Ознакомление  с новой эффективной методикой, материалами и литературой по данной тематике. Создание картотеку игр, проведение диагностику развития памяти детей.

Сентябрь

Изучение темы составление плана работы

Ознакомление и внедрение изученного метода в практических занятиях.

Диагностика развития памяти детей.

Октябрь - май

Консультация «Тренируем память детей по методике «Эйдетика»

Ноябрь

Консультация для воспитателей средних групп

Выступление на итоговом педсовете

Май

Мастер - класс для педагогов Тема: «Эйдетика для дошкольников, как путь развития интеллекта»

Работа с детьми

Создание картотек игр, по теме самообразлования

Декабрь

Создание и работа с картотекой.

Фотогалерея.

Игры на зрительные восприятия

Игры на слуховые восприятия

Январь-апрель

Проведение игры и анализ усвоения  результата игры

Проведение ролевых игр

развивающего памяти

май

Проведение ролевых игр по сказке «Теремок»

Работа с родителями

Консультация для воспитателей по теме самобразования.

Декабрь

 Буклет для родителей

«Припоминалки»

Цель: формирование наглядно-образного мышления ребенка.

Январь

Памятки родителям по применению средств Эйдетики при закреплении дома освоенных материалов.

Февраль

Отчет по теме самообразование

Апрель

Фотоотчет проведенных занятий

Май




Предварительный просмотр:

Картинки по запросу детские картинки для детского садаКонсультация для родителей

« Тренируем память у детей по методике Эйдетика»

Эйдетика – это специальная методика, которая поможет малышу с легкостью запоминать большой объем информации, а также правильно использовать свою память.

Замечали, что просмотренный с интересом фильм или мультик малыш пересказывает взахлеб, подробно цитирует наизусть сложные фразы, а коротенький стишок к утреннику  в детском саду не может запомнить уже несколько дней. И уже через пару недель этот стих ребенок забывает, а события того может помнить в деталях. Почему? Маленькие детки воспринимают мир образами. Их правое полушарие мозга, ответственное за интуицию и воображение, развито сильнее (до 7 лет). Левое полушарие, отвечающее за обработку речевой информации, логику, созреет только к 12-13 годам.

Чем же может помочь эйдетика? Помните, как легко мы запоминали шуточные определения типа: «Биссектриса — это такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам». А все цвета радуги помним всю жизнь по нехитрой прибаутке «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»? Дело все в том, что, проговаривая эти стихи, мы явно представляем себе крысу, бегущую в угол, и «радужного» фазана. На этом же принципе построен метод эйдетики: образ, доступный воображению + положительные эмоции. В результате в памяти надолго сохраняется яркий «файлик» с нужной информацией. Примечательно, что именно так работает память дошколенка. Только в первые пять лет он запоминает массу самых необходимых для жизни вещей, и при этом ни капельки себя не утруждает! А все потому, что малышу необычайно интересно все, что происходит вокруг. Играя, он подключает зрение, слух, обоняние, движение и все те же положительные эмоции. Этот  «набор инструментов» для запоминания способствует правильному запоминанию надолго. Это похоже на езду на велосипеде: стоит запомнить самые важные движения, и они «всплывут», даже если не пользоваться двухколесным «конем» долгое время. Давайте представлять и запоминать!

Знаем буквы в лицо!

Именно так, оживляя жителей страны Алфавит, лучше всего осваивать буквы! Вы можете вместе с малышом придумать биографию буквы, нарисовать ее портрет (а может быть, даже шарж). Так, буква А вполне может представиться малышу как долька арбуза или худеньким вратарем футбольной команды. Вот эта забавная буква встала на воротах, расставив тонкие ножки и скрестив перед собой ручки. Конечно, она не пропустит ни http://www.metod-kopilka.ru/images/doc/37/31388/hello_html_244b0bf8.jpgодного мяча! Буква Б может превратиться в воображении малыша в толстенького господина в плоской панаме.  Он то и дело поглаживает свой кругленький животик и напевает «бу-бу-бу»,  или в виде открытой булавки. Буква В напомнит дошколенку ароматную булочку-плетенку с яблочной начинкой — вот так  вкусная буква! Буква Г — гусеница. А дальше? Ну, а дальше маме пусть помогает ее фантазия! Хорошо, если вы сможете и малыша подключить к сказочному придумыванию образов. Тогда все буквы алфавита он  запомнит легко,  быстро и навсегда. Самое главное, чтобы малыш живо представил себе каждую буковку, зафиксировал ее в своем воображении, почувствовал ее настроение, характер. Здорово, если у придуманной жительницы страны Азбуки будет свой цвет, неповторимый запах, а может, и звук? А как лучше запоминать написание букв, жительниц Азбуки? Эйдетика поделится своими секретами. Пусть ваш малыш попробует пальчиком нарисовать каждую из  букв на приятной для него на ощупь поверхности. Можно взять кусочек мягкой шерсти, которая «мурлычет», или  лоскуток прохладного шелка, или теплый на мех. После столь приятного упражнения ваш малыш непременно напишет букву или цифру правильно – уже ручкой или карандашом.

http://gta-m.ru/xeyusimkas/668Цифровой «аппетит»

Никто не будет отрицать, что ребенку нужно знать номер своего дома, квартиры, свой домашний телефон (а желательно и мамин мобильный номер запомнить!). Но как же «вместить» все эти, пусть и необходимые, но такие объемные  цифры в детскую головку? Часто после многочисленных повторений ребенок все же не может правильно вспомнить все домашние данные. А что, если эту информацию «разукрасить» в сознании малыша. Тогда ваш карапуз живо и без запинки – и к вашему удивлению -  вспомнит и адрес, и телефон. Согласно правилам эйдетики, играя с цифрами, каждую из них нужно превратить в образ и оживить его. Лучше всего использовать те образы, которые каждая цифра напоминает вашему ребенку. Спросите его об этом или предложите свои варианты ассоциаций. Первой будет «единица». Допустим, это сказочный мальчик Буратино. У него   длинный и любопытный  носик и забавная полосатая шапочка. Цифра «два» с успехом поплывет по клеточному морю белоснежным пушистым лебедем. Вы можете сказать, что и  змея  похожа на двойку? Да, возможно, однако нам требуются исключительно положительные образы! А теперь посмотрите, допустим, ваш номер телефона содержит цифру 12. Попросим кроху представить, что Буратино с помощью гребешка расчесывает перышки у лебедя. Цифру 21 представим, напротив, как лебедя, у которого на крыльях есть шашечки. Поэтому он (совсем как такси) везет Буратино на прогулку. Теперь «тройка». Эта цифра может вдруг превратиться в великолепного двугорбого верблюда, короля пустыни! Вы представили? А если представить огромного лебедя, везущего на себе маленького верблюда, который плюется (такой невоспитанный!). И лебедь делает ему замечание. В итоге получится цифра 23. А вот тридцать два — это совсем другая история. Верблюд (корабль пустыни) идет по пескам, а лебедь сидит на нем верхом и покрикивает: «Налево! Направо!» После «тройки» оживим следующую цифру, «четверку»! Она очень похожа на стульчик, который перевернули вверх ногами. Вообразим, что верблюд уселся на стульчик, сложив ноги по-турецки, и получилось число 34. Верблюд спит под стульчиком, смешно похрапывая, —  43. Дорисуем «пятерке» вторую половинку — получим в итоге спелое яблочко с листочком. Дальше представим себе цифру 45. Вообразим, что на стульчике растут красные спелые яблоки, прыгающие в корзину. Ну, а если разрезать такое яблочко, а внутри него прыгают вместо косточек маленькие стульчики — получается число 54. По этим правилам попробуйте с малышом представить все цифры от 1 до 10. Когда подойдет к концу эта импровизация, еще раз зафиксируйте цифры, используя только воображение. Спросите кроху, какую же цифру он вспоминает, когда он представляет себе верблюда или  Буратино, лебедя или яблоко, стульчик  и т. д. Скорее всего, ваш  малыш ответит точно с первого раза. Ну, а если  маленький дебютант где-то и споткнется, то со второго раза у него все получится без единой ошибочки! Вам нужно запомнить номер телефона? Тогда двузначные цифры постарайтесь вплести в смешную историю. Например, 112-34-54 запоминаем так. Буратино с братиком-близнецом отправились кататься на лебеде. Вдруг  к ним подплывает верблюд верхом па стуле, из ножки которого дым валит. Ну, а на горизонте показалась огромная половинка яблока, внутри которого вместо косточек висят детские стульчики. Такой мини-мультфильм непременно засядет в памяти малыша, так что номер телефона он уж точно не забудет!

Стихи, скороговорки, да и просто адрес малышу быстро запомнить удается не всегда. Давайте еще раз воспользуемся нашим всесильным воображением. Попробуем с первого прочтения запомнить (вместе с малышом) 10 слов: шкаф, конь, шляпа, люк, облако, гнездо, футболист, чайник, карандаши, крылья. Не получается? Тогда прочтите все эти  слова своему малышу. Но при этом снова сочините для него смешную историю. Да - да, снова, мультфильм. И не просите его запоминать, а просто все представить.

1. Шкаф — лучше представить хорошо знакомый шкафчик из детской  комнаты.

2. Облако —вот  шкафчик раскрылся, а из него выплыло белое облачко.

3. Гнездо — на том облаке лежало большое  гнездо аиста.

4. Конь — в этом гнезде уютно лежат – отдыхал  розовый конь.

5. Шляпа — конь, конечно же, любит примерять шляпы; синяя ему понравилась, и он оставил ее на голове.

6. Люк — и вдруг в этой шляпе открылся люк.

7.Футболист — из люка выпрыгнул футболист.

8. Чайник — он играет в футбол большим красным чайником.

9. Крылья —ну, а  у чайника выросли крылья, как у быстрого  самолета.

10. Карандаши — чайник с крыльями зачем-то начал поливать водой карандаши; наверное, он хотел, чтобы они подросли.

И вновь  попросите детку воспроизвести слова. Малыш наверняка назовет все десять. Но даже если он ошибется, помогите ему – как голос  «за кадром» из мультика.

http://www.maam.ru/upload/blogs/02d15d8bed74c0b2bdd1d5dcc10c870b.jpg.jpgКстати, так же  можно учить скороговорки и стихи,  просто зарисовывая в своем воображении строчки в нужной последовательности.

Ура, ассоциации!

Этот забавный и увлекательный способ тоже отлично помогает запомнить слова, предложения, скороговорки и даже освоить азы любого иностранного языка! При этом не нужно (и даже вредно!) проговаривать слова. Ведь мысль гораздо быстрее нашей речи. Достаточно попросить вашего кроху просто представить слово в виде какой-нибудь забавной картинки. Попробуем для примера запомнить несколько английских слов.

Ship — корабль. Корабль с такимиШИПами очень сильно колется.

Shoe — ботинок, туфли. Туфли громко шумели.

Shore — берег. Весь берег был просто усыпан шортами.

Cock — петух. Петух у нас работает поваром (кок) на корабле.

Spoon — ложка. Тот, кто любит спать, смог уснуть и в ложке.

Carrot — морковь. Крот с прекрасным аппетитом грызет свежую морковку.



Предварительный просмотр:

Методика «Запоминание 10 слов» по А.Р. Лурия.

Диагностика уровня развития слуховой памяти, слухового внимания, фонематического слуха, утомляемости.

Задачи: оценка уровня развития слуховой памяти.

Инструкция: ребенку предлагается послушать и повторить ряд слов. Процедура повторяется 3 раза. Все названные слова фиксируются. Четвертый раз ребенок воспроизводит слова через 20-30 минут в конце диагностики.

Слова: лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед.

Критерии оценки: объем и скорость слухоречевого запоминания, наличие ошибок, неточности воспроизведения.

В норме после первого прочтения ребенок повторяет 4-6 слов.

Меньшее число слов и наличие ошибок может говорить о низком слуховом внимании (включение других слов), нарушении фонематического восприятия (замена звуков).

Второе и третье воспроизведение слов показывает скорость запоминания, утомляемость ребенка.

Четвертое воспроизведение говорит об уровне развития долговременной памяти, ее объеме и в норме составляет ±2 от наибольшего воспроизведенного числа слов в 1,2 или 3 попытке.

Диагностики зрительной памяти детей  можно использовать методику «10 картинок»

Задачи: оценка уровня развития зрительной памяти.

Инструкция: ребенку в течение 5-10 секунд предлагается посмотреть на лист с изображение 10 рисунков. После удаления листа из поля зрения ребенок называет изображенные там рисунки по памяти.

Критерии оценки: Высокий уровень развития зрительной памяти – 8 и больше. Средний уровень развития зрительной памяти – 4-7. Низкий уровень развития зрительной памяти – 3 и меньше.

Представленные методики помогают провести индивидуальное обследование детей, но в рамках работы с группой нужны другие методики, помогающие быстро оценить уровень развития памяти в больших группах. Оптимальное число одновременно обследуемых для дошкольников – 10-15 человек.

Я использовала такие приемы:

Диагностика зрительной памяти: «Запомни и проставь значки».

Методика: детям демонстрируется плакат, после просмотра, раздаются бланки П3, в них нужно расставить соответствующие значки.

Оборудование: Бланк П3, плакат (изображение на проекторе, интерактивной доске), карандаш каждому ребенку.
cats

Инструкция: «Внимательно посмотри на рисунки, запомни, какой значок расположен рядом с елочкой, кораблем.  На своих листах в пустых квадратах вы будите рисовать только эти значки. Рядом с елью нарисуете вот такой значок,  рядом с кораблем такой, и т.д. При этом характеристика значка не дается. Должна работать только зрительная память, без слуховой. Время общей демонстрации приблизительно 30 сек.

Обработка данных: подсчитывается число правильно воспроизведенных значков. Если значок воспроизведен частично считается за пол балла (например, стрелка, но в другом направлении, зубчики, но их всего 3 и т.п.).

От 8 до 10 правильных ответов – высокий уровень развития зрительной памяти.

От 4 до 7 – средний уровень развития зрительной памяти.

От 0 до 3 – низкий.

Диагностика уровня развития слуховой памяти:

 «Зачеркни названные картинки».

Методика: дети закрывают глаза и слушают психолога. Он называет им картинки, которые они должны зачеркнуть. Дети открывают глаза и зачеркивают названные картинки. Затем все повторяется, но зачёркивают второй раз красным карандашом, а третий раз зеленым.

Оборудование: бланк у каждого, черный, красный и зеленый карандаш.слуховая память диагностика

Инструкция: Посмотрите на свои рисунки. На них нарисовано много картинок. Закройте глаза, сейчас я назову Вам картинки, которые нужно зачеркнуть, а когда вы откроете глаза, то зачеркнете те из них которые запомнили. Зачеркивать нужно только те картинки, которые я сейчас назову. Все понятно? Закройте глаза». Психолог зачитывает слова: мяч, гриб, куб, зонт, рыба, лист, чашка, носки, корабль, флаг. Откройте глаза. Зачеркните черным карандашом картинки, которые я назвала. Возьмите красный карандаш. Сейчас  я еще раз назову эти картинки, которые нужно зачеркнуть. Когда вы откроете глаза, проверите себя красным карандашом».  Аналогично слова зачитываются третий раз, зачеркиваются рисунки зеленым карандашом.

Обработка данных: подсчитывается число правильных ответов за первое, второе и третье воспроизведение, а также общее число ошибок.

Если правильно воспроизведено за первый раз

4 -7 ответов - средний уровень развития слуховой памяти,

 если 8 – 10 – высокий,

меньше 4-х – низкий.

Но учитывается особенность воспроизведения во второй и третий раз. В норме 7-10 картинок с трех раз должны быть зачеркнуты. Если меньше, то уровень развития слухового внимания и слуховой памяти на низком уровне развития.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема самообразования «Применение методики «Эйдетика» как средство развития памяти у детей 4-5 лет» •

Тема  самообразования«Применение методики «Эйдетика» как средство развития памяти у детей 4-5 лет»...

ОТЧЕТ по выполнению плана самообразования тема «Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста».

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей раннего возраста, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию: ухудшение состояния здо...

План самообразования Тема: «Лэпбук как современное средство развития речи детей среднего дошкольного возраста»

Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является лэпбук. Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самост...

План самообразования «Устное народное творчество как средство развития речи детей 6-7 лет».

Цель: Повысить свой профессиональный уровень, расширить свои знания по теме, усилить совместную работу педагога и родителей по развитию речи детей.Задачи: - активизировать работу по речевому развитию ...

План самообразования на тему: "Сказка как средство развития речи детей 4-5 лет"

Тема: "Сказка как средство развития речи детей 4-5 лет"...

План самообразования «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Цель работы: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклор...