Использование нетрадиционных техник рисования с детьми
статья
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской ручке, тем умнее ребенок»
В. А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.doc | 262 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Селиванихинский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей
«Использование нетрадиционных техник рисования с детьми»
Воспитатель: Мамонтова О.В.
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской ручке, тем умнее ребенок»
В. А. Сухомлинский
Цель:
- Исследование влияния рисования на развитие психических процессов в раннем возрасте
- Развитие любви к изобразительному искусству у детей.
- Использование техник нетрадиционного рисования для развития внимания, речи, восприятия, мышления и воображения.
- Приобщение детей к нетрадиционным техникам рисования.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник
- Способствует снятию детских страхов;
- Развивает уверенность в своих силах;
- Развивает пространственное мышление;
- Учит детей свободно выражать свой замысел;
- Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
- Учит детей работать с разнообразным материалом;
- Развивает чувство композиции, ритма, колорита, световосприятия; чувство фактурности и объёмности;
- Развивает мелкую моторику рук;
- Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
- Развивает мелкую моторику рук и тактильного восприятия;
- Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; Внимания и усидчивости;
- Мышления; Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
- Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Задачи:
Показать разнообразие нетрадиционных способов рисования.
Раскрыть положительные аспекты использования нетрадиционных техник рисования с детьми на всех стадиях развития.
Выявить положительное влияние на психическое состояние ребёнка.
Введение
Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования. Многие ученые считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники (Эйнон Д. , Колдина Д. Н. и др.). Отличие состоит лишь в степени участия воспитателя в процессе рисования Нетрадиционные техники рисования для детей 2 – 3 лет – это прекрасный способ привить ребенку любовь к рисованию, искусству. Научить его творчески подходить к восприятию мира и изображению тех или иных предметов на бумаге. Данные техники позволяют малышу быстро и легко в игровой форме освоить рисование и получить новые знания. Именно в столь юном возрасте дети начинают воспринимать мир с эстетической точки зрения. У них формируется впечатление о форме предметов, сенсорных и выразительных признаках различных явлений и живых объектов. И, конечно же, им понадобится помощь взрослых, людей, которые с ними проводят слишком много времени, – родителей, воспитателей. Не секрет, что лучшей формой обучения ребенка любому занятию или же подачи ему новой информации является игровая форма. Это относится и к рисованию. Ведь именно изображая понравившийся предмет или объект, ребенок и учится познавать мир. Все детки без исключения начинают рисовать очень рано. В этом возрасте они еще не задумываются над тем, правильно ли они это делают, а просто фантазируют и творят себе в удовольствие. Задачей взрослых является поддержать их порыв, постараться сохранить интерес к изобразительному искусству, не допустить появление страха сделать что-то не так, который, в более старшем возрасте, может привести к тому, что ребенок просто перестанет рисовать. Во избежание столь нежелательного эффекта ребенку, особенно в этом возрасте, ни в коем случае нельзя навязывать общепринятые стереотипы, исключая, тем самым, возможность его самовыражения. Именно с этой целью в младших группах детского сада и применяют нетрадиционные техники рисования Нетрадиционные техники рисования для детей 2 – 3 лет – это самые простые способы изображения предметов или объектов при помощи различных материалов. Сюда относятся: рисование ладошками; рисование пальчиками; оттиск листьями или печатками; тычок жесткой кисточкой; пластилинография.
Рассмотрим каждый отдельный метод более подробно.
Рисование ладошками. Для такого рисования нужны только широкие емкости с гуашью разных цветов, бумага и салфетки, чтобы вытирать ручки. Деткам более старшего возраста понадобится еще и кисть, но малышам она не нужна. Ребенок просто опускает ладошку в емкость с понравившимся цветом краски и затем оставляет отпечаток на бумаге. При подсказке взрослого может получиться фантастическое существо, зверь или цветок. Все зависит от того, в каком порядке будут находиться на бумаге отпечатки. .,Из ладошки может получиться птица, кошка, петушок, слоненок.
Рисование пальчиками Принцип действия такой же, как и в предыдущем случае, только ребенок оставляет отпечатки пальчиков. Это могут быть точки, линии, пятнышки. Таким образом, можно нарисовать практически любое изображение. Для деток процесс является очень интересным, и они с удовольствием приступают к работе.
Отпечатки листьями или печаткой. Для данной техники понадобятся листья различных деревьев (в идеале использовать опавшие) или же печатки, которые можно сделать с донышек или крышек пластиковых бутылок или крышек и других подручных средств. Также нужна плотная бумага и широкие емкости с гуашью. Принцип работы тот же, что и в предыдущих двух случаях - отпечаток на бумаге. Только теперь в гуашь макается лист или печатка, а затем ими оставляют следы на бумаге. У малышей этот способ вызывает огромный интерес.
Тычок жесткой кисточкой. Для работы нужна жесткая кисточка, гуашь и бумага (цвет и фактура не имеют значения). Суть заключается в том, что ребенок сухую кисть сначала обмакивает в гуашь, а потом, держа кисть в вертикальном положении, ударяет ею по листку бумаги, получая при этом интересный отпечаток. Такой вариант прекрасно подходит для рисования пушистых или колючих животных,
Пластилинография. Пластилинография - это использование цветного пластилина вместо красок. Лучше взять очень мягкий материал, который легко разминается и которому ребенок сможет без труда придать нужную форму. Пластилином заполняется рисунок вместо того, чтобы его окрасить красками. очень интересный подход, способствующий научить ребенка не только рисовать, но и работать с этим уникальным материалом. В итоге получается необычный красочный рисунок. Но есть еще один вариант, который не может не заинтересовать малыша и отлично подойдет для совместного творчества его с родителями или воспитателями. Это использование сразу нескольких техник нетрадиционного рисования в одном рисунке. Такая работа позволит ребенку не только создать прекрасную картинку собственными руками, но и познакомиться с несколькими способами изобразительного искусства. Рассмотрим данный способ рисования на примере картины «Осенний лес». Работа включает в себя несколько этапов. Первый шаг - пластилинография. При помощи пластилина закрашивается полянка. Это делается при помощи небольших кусочков пластилина, которые ребенок размазывает по бумаге пальчиком. Таким же образом окрашиваются елки и стволы других деревьев. Второй шаг – тычок кистью. Этим способом окрашиваются кроны деревьев в разные цвета – красный, желтый, оранжевый. Трава рисуется тоже при помощи тычка жесткой кисти. Третий шаг – рисование пальчиками. Пальчиками малыш нарисует небо, тучки, дождик и лужицы на полянке. К общей картине можно добавить и элементы декора, такие как сухие листочки или бусинки. Также картинку можно поместить в красивую рамочку. Такой творческий процесс обязательно понравится ребенку, и он захочет продолжить свои эксперименты.
Кляксография. Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого, или что она тебе напоминает?» - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.
Поролоновые рисунки. Советую сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех
Рисование штрихом. С помощью штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала передать не только легкость, мягкость, плавность, но и тяжесть, мрачность, остроту, агрессивность и, самое главное, раскрыть образ героя, его отношение к окружающему. Также рисование штрихом очень хорошо подготавливает руку к письму. Со средней группы дети рисуют на темы: «Цыпленок» и «Петушок с семьей». Это не сложный и довольно выразительный метод рисования, в частности животных, позволяющий передать их характерные особенности с помощью различных видов штриховки.
«Восковые мелки + акварель». Ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
Рисуем с помощью трафарета. Из плотного картона нужно вырезать трафарет. Это могут быть контуры цветов, бабочек листьев либо другие. Приложите трафарет к листу бумаги и плотно его прижмите. Затем небольшой кусочек поролона окуните в жидкую акварель или гуашь и закрасьте трафарет легкими прикосновениями так, чтоб вырезанные силуэты наполнились краской.
Многие вышеперечисленные техники можно использовать в одной – коллаже. В целом важно следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, ребенок решил нарисовать лето в деревне, и для этого он использует точечный рисунок (трава), а солнышко ребенок нарисует пальцем, пушистых животных нарисует поролоном, других животных он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т. д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет.
Таким образом, задачами моей работы является знакомство детей раннего возраста с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию и развитие психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление, воображение).
Мною был составлен следующий план занятий:
месяц | техника нетрадиционного развития | тема занятия |
сентябрь | рисование пальчиками | Ягодки на ветке Зернышки для цыплят Свитер для моих друзей |
октябрь | рисование пальчиками | Дождик, дождик пуще... Украсим кукле платье Петушок, петушок… Подводное царство |
ноябрь | рисование ладошками | Веселые ладошки Цветик-семицветик Ёжик Елочка |
декабрь | рисование ватными палочками | Петушка накормлю, дам я зернышек ему Идет снег Украсим платочки В лесу родилась елочка |
январь | тычок | Вот зима кругом Снег идет Цыплятки Бусы для Кати |
февраль | оттиск (штамп) картофелем, листьями | Листья желтые летят Ягодки и яблочки на тарелке Мыльные пузырики Солнышко |
март | рисование губкой | Платье для Катюши |
апрель | рисование трафаретом | Березки Одуванчики Веселые животные |
май | пластилинография | Мухомор |
Для родителей написала консультацию: «Значение рисования нетрадиционными способами», «Нетрадиционные техники рисования», «Развиваем мелкую моторику - развиваем речь», «У истоков творчества», «Как организовать домашнее занятие по рисованию», «Зачем детям рисовать», памятки: «Как рисовать карандашами», «Как рисовать красками», «Как правильно подготовить рабочее место», «Как оформить рисунки детей», рекомендации «Как научить ребенка рисовать»
Заключение
Итак, обучение рисованию нетрадиционными способами дошкольников на занятиях в настоящее время имеет важное значение. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Список литературы:
1. Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. – М., 1995.
2. Колдина Д. Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. – М., 2010.
3. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М., 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование нетрадиционной техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста в рамках образовательной области« Художественное творчество» с учетом ФГТ
Использование нетрадиционной техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста в рамках образовательной области« Худо...
Консультация для воспитателей "Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста в ДОУ"
Консультация для воспитателей "Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста в ДОУ"...
Использование нетрадиционной техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста
Инновационный педагогический опыт...
Методическая разработка по использованию нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста
Описание некоторых техник нетрадиционного рисования, конспект занятия по раздуванию краски с детьми старшего дошкольного возраста...
План работы по самообразованию по теме: «Использование нетрадиционной техники рисования» с детьми старшей группы
План работы по самообразованию по теме: «Использование нетрадиционной техники рисования» с детьми старшей группы...
Непосредственно-образовательная деятельность с использованием ЦОР по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования с детьми старшей группы «Осень золотая».
Непосредственно-образовательная деятельность с использованием ЦОР по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования с детьми старшей группы«Осень золотая».Ц...
Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в образовательной области рисование (использование нетрадиционных техник рисования) с детьми раннего возраста
Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в образовательной области рисование (использование нетрадиционных техник рисования) с детьми раннего возрас...