Использование нетрадиционной техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста
материал по рисованию (младшая группа) на тему

Балуева Наталья Анатольевна

Инновационный педагогический опыт

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_pedagogicheskiy_opyt.docx28.22 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Инсарский детский сад «Солнышко»

Инновационный педагогический опыт

        

                                                    Подготовила:

                                                                             воспитатель МБДОУ «Инсарский

                                                                 детский сад «Солнышко»

                                             Балуева Н.А.

        Инсар

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

В.А. Сухомлинский

Идея опыта: сформировать у младших дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования.

Для развития творчества и систематизации знаний детей  поставила перед собой следующие задачи:

- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.

- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую

самореализацию

- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;

- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

        Условия формирования опыта:

Рисование является одним из самых любимых видов деятельности большинства дошкольников. В рисунке ребенок отражает свои впечатления об окружающем, выражает свое отношение к нему. Яркие краски дают детям приятные ощущения. Изобразительная деятельность необходима ребенку для физического, психического и умственного развития. К ней не надо принуждать, но нужно поддерживать и стимулировать детей.

Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приёмы работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков  быстро отвращают ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение близкое к его замыслу или объекту, который он пытался изобразить.

Таким образом, наблюдая за  эффективностью применения различных техник рисования на занятиях, привели меня к выводу о необходимости  использовать разнообразные методы и приемы рисования нетрадиционными способами, которые привлекают простотой и доступностью. Появляется возможность использовать знакомые предметы в качестве художественных материалов. Это способствует общему психическому развитию ребенка, так как главным является не рисунок, а формирование уверенности в себе, в своих способностях.

Теоретическая база опыта:

Изобразительная деятельность – специфическое образное познание действительности. Из всех ее видов детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне.

Изобразительная деятельность, в частности, детское рисование заключает в себе большие возможности. Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами товарищей.

В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.

О нетрадиционных техниках рисования, системе построения знаний можно узнать из следующих источников:

1.Е. Н. Лебедева «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников»

2. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки». 

3. О. Г. Жукова, И. И. Дьяченко «Волшебные ладошки», «Волшебные краски».

4. Мэри Энн, Ф. Колль «Рисование красками».

5.  К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка».

6. А. М. Страунинг «Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности».

7. Педагогический опыт, опубликованный в журналах «Дошкольное воспитание».

Актуальность и перспективность опыта.

Развивать изобразительные способности нужно начинать с раннего дошкольного возраста, так как задатки творческих способностей даны человеку с рождением и если их не развивать, то интерес к художественной деятельности постепенно исчезнет.

        На занятиях по изобразительной деятельности с использование нетрадиционных техник у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет, как средство передачи настроения. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают её свойства: густоту, твёрдость, вязкость.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Данные техники рисования не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на месте, а движется вперед и поэтому нужно использовать новые развивающие технологии.

Технология опыта:

 Цель:

- формирование у детей младшего дошкольного возраста художественно творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала;

- Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;

В своей работе использую такие формы организации и проведения занятий, как беседа, путешествие по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, выставки рисунков, развлечения.

Методы: наглядный, словесный, практический.

С детьми младшего возраста использую техники:

- рисование пальчиками,

- оттиск печатками,

- рисование ладошками,

- рисование жесткой полусухой кистью,

- рисование манкой и др. крупами,

- рисование ватными палочками.

Новизна опыта:

Нетрадиционные техники рисования ранее использовались разрозненно, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности.

Новизна педагогического исследования заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками. Работая в этом направлении, убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности.

Результативность опыта

Организация совместных творческих выставок  повышает авторитет в глазах ребенка; позволяет сплотить детей и их родных на основе совместной деятельности, помогает родителям лучше узнать и понять своего ребенка.

В результате развития изобразительной деятельности современными нетрадиционными средствами:

-повысился уровень эмоционального благополучия дошкольников;

-дети проявляют больше самостоятельности, инициативы, творчества;

-планируют последовательность своей работы и выбирают техники ее воплощения;

-через рисунок и цвет выражают свое отношение к окружающему миру;

-могут сочетать несколько технологий для создания задуманного образа;

-дают оценку результатам своей деятельности;        

В дальнейшем буду продолжать совершенствовать свою работу, вносить новое, обогащать и расширять художественный опыт.

Приложение.docx


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционной техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста в рамках образовательной области « Художественное творчество» с учетом ФГТ

Использование нетрадиционной техники            рисования с детьми младшего дошкольного возраста в рамках образовательной области« Худо...

Консультация для воспитателей "Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста в ДОУ"

Консультация для воспитателей "Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста в ДОУ"...

Родительское собрание в первой младшей группе на тему:«Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста».

Данный материал предназначен воспитателям, педагогам дополнительного образования, родителям. В публикации рассматривается план проведения родительского собрания в первой младшей группе по нетрадиционн...

Педагогический проект: «Использование нетрадиционной техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста»

Педагогический проект: «Использование нетрадиционной техники рисования с детьми  младшего  дошкольного возраста»...

Сообщение из опыта работы «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста»

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображени...