Проблемно-игровые методы логико-математического развития. Метод: исследовательская деятельность и экспериментирование.
методическая разработка (средняя группа)
О проблемно-игровых методах логико-математического развития детей дошкольного возраста с использованием разнообразных средств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v.docx | 17.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемно-игровые методы логико-математического развития.
Метод: исследовательская деятельность и экспериментирование.
Современные логико-математические игры стимулируют настойчивое стремление ребёнка получить результат (собрать, соединить, измерить), проявив при этом познавательную инициативу и творческие способности. Они помогают развивать внимание, память, речь, воображение и мышление, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к общению, коллективному поиску, проявлению активности в преобразовании игровой ситуации. Игровые методы на сегодняшний день наиболее популярны. Преимущество таких методов доказано.
Игровой метод рассматривается как метод игровая форма взаимодействия педагога с детьми. Познавательные задачи реализуются в процессе обыгрывания, разыгрывания, фантазирования, различных игр-театрализованных, ролевых, развивающих.
Различные игры (развивающие, дидактические, сюжетно-ролевые) считаются эффективным средством обучения и развития ребёнка. Этим играм присущи элементы диалога (ребёнок-взрослый, ребёнок- ребёнок) и игрового тренинга (выполнение действий, решение познавательных задач последовательно.)
Логико-математическое развитие детей неосуществимо без включения в проблемную, исследовательскую деятельность, экспериментирование, моделирование и поэтому педагогам дошкольных учреждений предлагаются проблемно-игровые методы.
При использовании этих методов ребёнок не ограничен в самостоятельном поиске и применении различных действий (игровых и практических), проведении опытов, общении со взрослыми и сверстниками по поводу развития ситуации, разрешения противоречий и устранении ошибок, проявлении различных эмоций.
Дети, имеющие опыт самостоятельного познания, способны включаться в напряжённую мыслительную деятельность. Таким детям интересны логико-математические игры.
При использовании проблемно-игровых методов исключаются демонстрация и подробное объяснение со стороны взрослого. Ребёнок вынужден самостоятельно находить способы достижения цели и в случае отсутствия необходимых навыков- осваивать их тут же, в рамках текущей ситуации. При этом ребёнок принимает помощь со стороны взрослого (частичная подсказка, диалог по поводу развития ситуации, оценка пройденного этапа пройденного этапа деятельности.)
Проблемно-игровые методы обеспечивают активный, осознанный поиск способа достижения результата.). Главным условием поиска являются принятие ребёнком цели деятельности и самостоятельные размышления по поводу действий, которые ведут к результату.
Взрослый должен обеспечить активность ребёнка в деятельности. Деятельность достигается путём:
мотивации (яркой, доступной, реально жизненной)
- участием ребёнка в выполнении интересных, в меру сложных событий.
- выражением сущности этих действий в речи.
- проявлением соответствующих эмоций, особенно познавательных.
- решением творческих задач, воспроизведение творческих задач с целью освоения детьми средств и способов познания (сравнения, измерения, классификации…) и применения их в разных видах деятельности.
Взрослый способствует достижению ребёнком цели, результата в игре или упражнении, но не снижает его собственной активности, используя для ребёнка интересные игры и упражнения, развивающие смекалку и сообразительность.
Проблемно-игровые методы логико-математического развития детей дошкольного возраста с использованием разнообразных средств.
Цель использования проблемно-игровых методов это развитие у детей познавательной активности, интеллектуально-творческих способностей.
Эти методы можно реализовывать при условии:
-последовательного и целенаправленного выдвижения познавательных задач;
-обеспечения детской активности в поиске решения.
Используются логические и математические игры, направленные на плоскостное и объёмное моделирование.
-Комбинирование (цвет, форма, размер); составление целого из частей.
При использовании этих игр ставятся следующие задачи:
-освоение детьми средств и способов познания; эталонов, моделей, обследования, классификации и др.
-развитие мышления, смекалки, сообразительности.
-накопление опыта(осведомлённости ребёнка).
Исследовательская деятельность и экспериментирование.
Исследовательская деятельность является особым видом интеллектуально-творческой деятельности и включает поисковую активность, анализ получаемых результатов, их оценку и прогнозирование развития ситуации (А. Н. Поддьякова).
Главный путь развития исследовательского поведения ребёнка-собственная исследовательская практика. Она чаще всего осуществляется в детском экспериментировании. По мнению многих исследователей, именно в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их более полного познания и освоения.
Детское экспериментирование, по мнению А.Н. Поддьякова - это активно-преобразующая деятельность детей, существенно изменяющая исследуемые объекты. Мотивом детского экспериментирования является получение новых знаний и сведений об объекте.
Для детского экспериментирования характерна чрезвычайная гибкость. Она проявляется, когда в процессе деятельности ребёнок получает неожиданные результаты и вследствие этого меняет направление деятельности. По мере получения новых сведений об объекте ребёнок может ставить перед собой новые, более сложные цели и пытаться достичь их. Так происходит усложнение и развитие действий целеобразования.
В качестве результатов исследовательской деятельности выступают:
-новая информация о строении и свойствах новых, только что образованных групп объектов, связях между группами объектов, способах перегруппировки и т.п.;
-освоение детьми исследовательских умений (анализировать ситуацию, прогнозировать развитие через выдвижение гипотез, организовывать опыты с целью проверки, формулировать выводы);
-познавательное и личностное развитие (появление интереса, стремление участвовать в исследовании, инициативность, целеустремлённость и настойчивость, продуктивное общение со сверстниками).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников.»
«Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников.»...
Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников.»
Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников.»...
Проблемно - игровые методы логико-математического развития дошкольников
Игровые методы являются сегодня наиболее популярными и преимущественными. Кроме того, они могут применяться в комплексе с другими методами: проблемными, исследовательскими, ситуационными....
Презентация: Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников.
Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников.Цель: развитие у детей познавательной активности, интеллектуально-творческих способностей в логико-математическом развитии дошколь...
Статья по теме: Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников. Логико-математические сюжетные игры.
Логико- математическое развитие детей невозможно выполнить не включая его в проблемную, исследовательскую деятельность, экспериментирование, моделирование, для этого существуют проблемно-игровые метод...
Проблемно-игровые методы логико- математического развития дошкольников.
Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников. Логико-математические игры для дошкольников....
Методическая разработка на тему: Важность и необходимость использования проблемно-игровых методов логико - математического развития детей дошкольного возраста.
В.А. Сухомлинский писал о том, что в игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это ...