Методическая разработка на тему: Важность и необходимость использования проблемно-игровых методов логико - математического развития детей дошкольного возраста.
материал
В.А. Сухомлинский писал о том, что в игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»
Комплексное использование всех методов и приемов, форм обучения поможет решить одну из главных задач - осуществить математическую подготовку дошкольников и вывести развитие их мышления на уровень, достаточный для успешного усвоения математики в школе. При организации и проведении непосредственной образовательной деятельности по математике необходимо всегда помнить о возрасте детей и индивидуальных особенностях каждого ребенка. Поэтому необходимо более детально рассмотреть методы и приёмы обучения в младшей группе и соотнести их с методами и приемами, которые целесообразно будет использовать при обучении математике
Дети, которые имеют опыт самостоятельного познания, способны включаться в напряженную мыслительную деятельность, им интересны логико-математические игры.
При использовании проблемно-игровых методов обычно исключаются демонстрация и подробное объяснение со стороны взрослого. Последний вынужден (и его это увлекает) самостоятельно находить способы достижения цели и в случае отсутствия необходимого умения — осваивать его здесь же, в рамках текущей ситуации. При этом ребенок, естественно, принимает помощь со стороны взрослого (частичная подсказка, диалог по поводу развития ситуации, оценка пройденного этапа деятельности и т. д.).
Проблемно-игровые методы обеспечивают активный, осознанный поиск способа достижения результата. Непременным условием такого поиска являются принятие ребенком цели деятельности и самостоятельные размышления по поводу действий, ведущих к результату.
Заботой взрослого должно стать обеспечение активности ребенка в деятельности. Достигается она прежде всего через:
- мотивацию (яркую, доступную, реально жизненную);
- участие ребенка в выполнении интересных, в меру сложных действий;
- выражение сущности этих действий в речи;
- проявление соответствующих эмоций, особенно познавательных;
- использование экспериментирования, решение творческих задач и их реконструирование с целью освоения детьми средств и способов познания (сравнения, измерения, классификации и др.) и применения их в разных видах деятельности.
Взрослый способствует достижению ребенком цели, результата в игре или упражнении, но ни в коем случае не снижает его собственной активности; использует интересные для ребенка игры и упражнения, развивающие смекалку и сообразительность.
Проблемно-игровые методы логико-математического развития детей дошкольного возраста реализуются с использованием разнообразных средств: Логические и математические игр
- Логико-математические сюжетные игры
- Проблемные ситуации, задачи, вопросы
- Экспериментирование и исследовательская деятельность
- Творческие ситуации, задачи, вопросы
Цель использования проблемно-игровых методов — развитие у детей познавательной активности, интеллектуально-творческих способностей. Проблемно-игровые методы успешно реализуются при условии:
- последовательного и целенаправленного выдвижения познавательных задач;
- обеспечения детской активности в поиске решения;
стимулирования детской самодеятельности.
Содержание логико-математического развития детей дошкольного возраста включает:
- свойства (форма, цвет, количество, размер, расположение в пространстве);
- отношения (подобия, порядка, части и целого);
- логические и математические зависимости и закономерности (следование, чередование, включение, сохранение количества и др.).
Применение проблемно-игровых технологий логико- математического развития дошкольников позволит:
- сделать процесс формирования элементарных математических представлений у детей более эффективным;
- создать условия для освоения детьми математических понятий, связей и зависимостей; для формирования вычислительных и комбинаторных навыков, знаний о способах преобразования объектов;
- развить у дошкольников познавательные интересы;
- развить способность строить простейшие умозаключения;
- сформировать мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, классификации, сериации;
- накопить детям логико-математический опыт решения познавательных задач;
способствовать развитию логического мышления у дошкольников.
В настоящее время широко используются логические и математические игры, направленные на плоскостное и объемное моделирование, комбинирование (цвет, форма, размер); составление целого из частей.
Задачи использования этих игр следующие:
- освоение детьми средств и способов познания: эталонов, моделей; сравнения, обследования, счета, классификации идр
-накопление логико-математического опыта(осведомленности ребенка);
- развитие мышления, сообразительности, смекалки.
Содержание логико-математического развития детей дошкольного возрата включает:
- свойства (форм, цвет, количество, размер, раположение в пространстве)
- отношения (подобия, порядка, части и целого)
- логическое и математические зависимости и закономерности
Деятельность ребенка в игре совершенствуется и преобразуется.
Процесс преобразования деятельности включает:
- осознание способа выполнения;
- проговаривание способа выполнения;
- нахождение нового способа выполнения;
- перенос способа в условиях новой ситуации.
В каждой из игр ребенок сталкивается с необходимостью осознания цели ; осуществления практического действия; получения результата или ответа на какой-либо вопрос, например: «Что от чего зависит?» и др
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka.docx | 16.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка на тему: Важность и необходимость использования проблемно-игровых методов логико - математического развития детей дошкольного возраста.
В.А. Сухомлинский писал о том, что в игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»
Комплексное использование всех методов и приемов, форм обучения поможет решить одну из главных задач - осуществить математическую подготовку дошкольников и вывести развитие их мышления на уровень, достаточный для успешного усвоения математики в школе. При организации и проведении непосредственной образовательной деятельности по математике необходимо всегда помнить о возрасте детей и индивидуальных особенностях каждого ребенка. Поэтому необходимо более детально рассмотреть методы и приёмы обучения в младшей группе и соотнести их с методами и приемами, которые целесообразно будет использовать при обучении математике
Дети, которые имеют опыт самостоятельного познания, способны включаться в напряженную мыслительную деятельность, им интересны логико-математические игры.
При использовании проблемно-игровых методов обычно исключаются демонстрация и подробное объяснение со стороны взрослого. Последний вынужден (и его это увлекает) самостоятельно находить способы достижения цели и в случае отсутствия необходимого умения — осваивать его здесь же, в рамках текущей ситуации. При этом ребенок, естественно, принимает помощь со стороны взрослого (частичная подсказка, диалог по поводу развития ситуации, оценка пройденного этапа деятельности и т. д.).
Проблемно-игровые методы обеспечивают активный, осознанный поиск способа достижения результата. Непременным условием такого поиска являются принятие ребенком цели деятельности и самостоятельные размышления по поводу действий, ведущих к результату.
Заботой взрослого должно стать обеспечение активности ребенка в деятельности. Достигается она прежде всего через:
- мотивацию (яркую, доступную, реально жизненную);
- участие ребенка в выполнении интересных, в меру сложных действий;
- выражение сущности этих действий в речи;
- проявление соответствующих эмоций, особенно познавательных;
- использование экспериментирования, решение творческих задач и их реконструирование с целью освоения детьми средств и способов познания (сравнения, измерения, классификации и др.) и применения их в разных видах деятельности.
Взрослый способствует достижению ребенком цели, результата в игре или упражнении, но ни в коем случае не снижает его собственной активности; использует интересные для ребенка игры и упражнения, развивающие смекалку и сообразительность.
Проблемно-игровые методы логико-математического развития детей дошкольного возраста реализуются с использованием разнообразных средств: Логические и математические игр
- Логико-математические сюжетные игры
- Проблемные ситуации, задачи, вопросы
- Экспериментирование и исследовательская деятельность
- Творческие ситуации, задачи, вопросы
Цель использования проблемно-игровых методов — развитие у детей познавательной активности, интеллектуально-творческих способностей. Проблемно-игровые методы успешно реализуются при условии:
- последовательного и целенаправленного выдвижения познавательных задач;
- обеспечения детской активности в поиске решения;
стимулирования детской самодеятельности.
Содержание логико-математического развития детей дошкольного возраста включает:
- свойства (форма, цвет, количество, размер, расположение в пространстве);
- отношения (подобия, порядка, части и целого);
- логические и математические зависимости и закономерности (следование, чередование, включение, сохранение количества и др.).
Применение проблемно-игровых технологий логико- математического развития дошкольников позволит:
- сделать процесс формирования элементарных математических представлений у детей более эффективным;
- создать условия для освоения детьми математических понятий, связей и зависимостей; для формирования вычислительных и комбинаторных навыков, знаний о способах преобразования объектов;
- развить у дошкольников познавательные интересы;
- развить способность строить простейшие умозаключения;
- сформировать мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, классификации, сериации;
- накопить детям логико-математический опыт решения познавательных задач;
способствовать развитию логического мышления у дошкольников.
В настоящее время широко используются логические и математические игры, направленные на плоскостное и объемное моделирование, комбинирование (цвет, форма, размер); составление целого из частей.
Задачи использования этих игр следующие:
- освоение детьми средств и способов познания: эталонов, моделей; сравнения, обследования, счета, классификации идр
-накопление логико-математического опыта(осведомленности ребенка);
- развитие мышления, сообразительности, смекалки.
Содержание логико-математического развития детей дошкольного возрата включает:
- свойства (форм, цвет, количество, размер, раположение в пространстве)
- отношения (подобия, порядка, части и целого)
- логическое и математические зависимости и закономерности
Деятельность ребенка в игре совершенствуется и преобразуется.
Процесс преобразования деятельности включает:
- осознание способа выполнения;
- проговаривание способа выполнения;
- нахождение нового способа выполнения;
- перенос способа в условиях новой ситуации.
В каждой из игр ребенок сталкивается с необходимостью осознания цели ; осуществления практического действия; получения результата или ответа на какой-либо вопрос, например: «Что от чего зависит?» и др
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: «Играем в шахматы» (Система занятий по развитию личности ребёнка старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы).
Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому друг...
Методическая разработка мастер-класса для педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста «Обыкновенное чудо»
Цель: осмысление необходимости и возможности применения игровых технологий личностно-ориентированной направленности в контексте ФГОС ДО....
Методическая разработка на тему: «Организация работы по развитию творческого мышления и воображения детей старшего дошкольного возраста»
Условия современного общества становится все разнообразнее и сложнее. Требуют от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой адаптации к новым условиям, твор...
Методическая разработка игры «Части и целое» с использованием интерактивной технологии «Карусель» для детей старшего дошкольного возраста
Игра разработана с использованием интерактивной технологии "Карусель", с помощью которой у детей развивается не только внимание, но и умение согласовывать свои действия с игровыми партнёрами...
Методическая разработка на тему «Лэпбук как средство формирования познавательно-исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Лэпбук (lapbook) – (lap – колени, book – книга), в «простонародье» - папка на коленках или тематическая папка,одно из вариативных средств реализацииосновной общеобразоват...
методическая разработка. " Расширение знаний родителей о необходимости читать и учить стихи с ребёнком младшего дошкольного возраста"
С этой проблемой выбора ккиг и стихов для чтения детям сталкиваются все заботливые родители. Хорошо, если родители имеют педагогическое или филологическое образование, достаточный опыт и художес...