Методическая разработка на тему: Важность и необходимость использования проблемно-игровых методов логико - математического развития детей дошкольного возраста.
материал

Жилинкова Виктория Михайловна

 В.А. Сухомлинский писал о том, что в игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

             Комплексное использование всех методов и приемов, форм обучения поможет решить одну из главных задач - осуществить математическую подготовку дошкольников и вывести развитие их мышления на уровень, достаточный для успешного усвоения математики в школе. При организации и проведении непосредственной образовательной деятельности по математике необходимо всегда помнить о возрасте детей и индивидуальных особенностях каждого ребенка. Поэтому необходимо более детально рассмотреть методы и приёмы обучения в младшей группе и соотнести их с методами и приемами, которые целесообразно будет использовать при обучении математике

             Дети, которые имеют опыт самостоятельного познания, способны включаться в напряженную мыслительную деятельность, им интересны логико-математические игры.

          При использовании проблемно-игровых методов обычно исключаются демонстрация и подробное объяснение со стороны взрослого. Последний вынужден (и его это увлекает) самостоятельно находить способы достижения цели и в случае отсутствия необходимого умения — осваивать его здесь же, в рамках текущей ситуации. При этом ребенок, естественно, принимает помощь со стороны взрослого (частичная подсказка, диалог по поводу развития ситуации, оценка пройденного этапа деятельности и т. д.).

 

Проблемно-игровые методы обеспечивают активный, осознанный поиск способа достижения результата. Непременным условием такого поиска являются приня­тие ребенком цели деятельности и самостоятельные размышления по поводу действий, ведущих к результату.

Заботой взрослого должно стать обеспечение активности ребенка в деятельности. Достигается она прежде всего через:

- мотивацию (яркую, доступную, реально жизненную);

- участие ребенка в выполнении интересных, в меру сложных действий;

- выражение сущности этих действий в речи;

- проявление соответствующих эмоций, особенно познавательных;

- использование экспериментирования, решение творческих задач и их реконструирование с целью освоения детьми средств и способов познания (сравнения, измерения, классификации и др.) и применения их в разных видах деятельности.

           Взрослый способствует достижению ребенком цели, результата в игре или упражнении, но ни в коем случае не снижает его собственной активности; использует интересные для ребенка игры и упражнения, развивающие смекалку и сообразительность.

Проблемно-игровые методы логико-математического развития детей дошколь­ного возраста реализуются с использованием разнообразных средств:  Логические и математические игр

- Логико-математические сюжетные игры

- Проблемные ситуации, задачи, вопросы

- Экспериментирование и исследовательская деятельность

- Творческие ситуации, задачи, вопросы

            Цель использования проблемно-игровых методов — развитие у детей познавательной активности, интеллектуально-творческих способностей.            Проблемно-игровые методы успешно реализуются при условии:

- последовательного и целенаправленного выдвижения познавательных задач;

- обеспечения детской активности в поиске решения;

стимулирования детской самодеятельности.

               Содержание логико-математического развития детей дошкольного возраста включает:

- свойства (форма, цвет, количество, размер, расположение в пространстве);

- отношения (подобия, порядка, части и целого);

- логические и математические зависимости и закономерности (следование, чередование, включение, сохранение количества и др.).

            Применение проблемно-игровых технологий логико- математического развития дошкольников позволит:

- сделать процесс формирования элементарных математических представлений у детей более эффективным;

- создать условия для освоения детьми математических понятий, связей и зависимостей; для формирования вычислительных и комбинаторных навыков, знаний о способах преобразования объектов;

- развить у дошкольников познавательные интересы;

- развить способность строить простейшие умозаключения;

- сформировать мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, классификации, сериации;

- накопить детям логико-математический опыт решения познавательных задач;

способствовать развитию логического мышления у дошкольников.

В настоящее время широко используются логические и математические игры, направленные на плоскостное и объемное моделирование, комбинирование (цвет, форма, размер); составление целого из частей.

Задачи использования этих игр следующие:

- освоение детьми средств и способов познания: эталонов, моделей; сравнения, обследования, счета, классификации идр

-накопление логико-математического опыта(осведомленности ребенка);

- развитие мышления, сообразительности, смекалки.

Содержание логико-математического развития детей дошкольного возрата включает:

- свойства (форм, цвет, количество, размер, раположение в пространстве)

- отношения (подобия, порядка, части и целого)

- логическое и математические зависимости и закономерности

Деятельность ребенка в игре совершенствуется и преобразуется.

Процесс преобразования деятельности включает:

- осознание способа выполнения;

- проговаривание способа выполнения;

- нахождение нового способа выполнения;

- перенос способа в условиях новой ситуации.

В каждой из игр ребенок сталкивается с необходимостью осознания цели ; осуществления практического действия; получения результата или ответа на какой-либо вопрос, например: «Что от чего зависит?» и др

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka.docx16.75 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему: Важность и необходимость использования проблемно-игровых методов логико - математического развития детей дошкольного возраста.

В.А. Сухомлинский писал о том, что в игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

Комплексное использование всех методов и приемов, форм обучения поможет решить одну из главных задач - осуществить математическую подготовку дошкольников и вывести развитие их мышления на уровень, достаточный для успешного усвоения математики в школе. При организации и проведении непосредственной образовательной деятельности по математике необходимо всегда помнить о возрасте детей и индивидуальных особенностях каждого ребенка. Поэтому необходимо более детально рассмотреть методы и приёмы обучения в младшей группе и соотнести их с методами и приемами, которые целесообразно будет использовать при обучении математике

Дети, которые имеют опыт самостоятельного познания, способны включаться в напряженную мыслительную деятельность, им интересны логико-математические игры.

При использовании проблемно-игровых методов обычно исключаются демонстрация и подробное объяснение со стороны взрослого. Последний вынужден (и его это увлекает) самостоятельно находить способы достижения цели и в случае отсутствия необходимого умения — осваивать его здесь же, в рамках текущей ситуации. При этом ребенок, естественно, принимает помощь со стороны взрослого (частичная подсказка, диалог по поводу развития ситуации, оценка пройденного этапа деятельности и т. д.).

Проблемно-игровые методы обеспечивают активный, осознанный поиск способа достижения результата. Непременным условием такого поиска являются принятие ребенком цели деятельности и самостоятельные размышления по поводу действий, ведущих к результату.

Заботой взрослого должно стать обеспечение активности ребенка в деятельности. Достигается она прежде всего через:

- мотивацию (яркую, доступную, реально жизненную);

- участие ребенка в выполнении интересных, в меру сложных действий;

- выражение сущности этих действий в речи;

- проявление соответствующих эмоций, особенно познавательных;

- использование экспериментирования, решение творческих задач и их реконструирование с целью освоения детьми средств и способов познания (сравнения, измерения, классификации и др.) и применения их в разных видах деятельности.

Взрослый способствует достижению ребенком цели, результата в игре или упражнении, но ни в коем случае не снижает его собственной активности; использует интересные для ребенка игры и упражнения, развивающие смекалку и сообразительность.

Проблемно-игровые методы логико-математического развития детей дошкольного возраста реализуются с использованием разнообразных средств: Логические и математические игр

- Логико-математические сюжетные игры

- Проблемные ситуации, задачи, вопросы

- Экспериментирование и исследовательская деятельность

- Творческие ситуации, задачи, вопросы

Цель использования проблемно-игровых методов — развитие у детей познавательной активности, интеллектуально-творческих способностей. Проблемно-игровые методы успешно реализуются при условии:

- последовательного и целенаправленного выдвижения познавательных задач;

- обеспечения детской активности в поиске решения;

стимулирования детской самодеятельности.

Содержание логико-математического развития детей дошкольного возраста включает:

- свойства (форма, цвет, количество, размер, расположение в пространстве);

- отношения (подобия, порядка, части и целого);

- логические и математические зависимости и закономерности (следование, чередование, включение, сохранение количества и др.).

Применение проблемно-игровых технологий логико- математического развития дошкольников позволит:

- сделать процесс формирования элементарных математических представлений у детей более эффективным;

- создать условия для освоения детьми математических понятий, связей и зависимостей; для формирования вычислительных и комбинаторных навыков, знаний о способах преобразования объектов;

- развить у дошкольников познавательные интересы;

- развить способность строить простейшие умозаключения;

- сформировать мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, классификации, сериации;

- накопить детям логико-математический опыт решения познавательных задач;

способствовать развитию логического мышления у дошкольников.

В настоящее время широко используются логические и математические игры, направленные на плоскостное и объемное моделирование, комбинирование (цвет, форма, размер); составление целого из частей.

Задачи использования этих игр следующие:

- освоение детьми средств и способов познания: эталонов, моделей; сравнения, обследования, счета, классификации идр

-накопление логико-математического опыта(осведомленности ребенка);

- развитие мышления, сообразительности, смекалки.

Содержание логико-математического развития детей дошкольного возрата включает:

- свойства (форм, цвет, количество, размер, раположение в пространстве)

- отношения (подобия, порядка, части и целого)

- логическое и математические зависимости и закономерности

Деятельность ребенка в игре совершенствуется и преобразуется.

Процесс преобразования деятельности включает:

- осознание способа выполнения;

- проговаривание способа выполнения;

- нахождение нового способа выполнения;

- перенос способа в условиях новой ситуации.

В каждой из игр ребенок сталкивается с необходимостью осознания цели ; осуществления практического действия; получения результата или ответа на какой-либо вопрос, например: «Что от чего зависит?» и др


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: «Играем в шахматы» (Система занятий по развитию личности ребёнка старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы).

Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому друг...

Методическая разработка мастер-класса для педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста «Обыкновенное чудо»

Цель: осмысление необходимости и возможности применения игровых технологий личностно-ориентированной направленности в контексте ФГОС ДО....

Методическая разработка на тему: «Организация работы по развитию творческого мышления и воображения детей старшего дошкольного возраста»

Условия современного общества ста­новится все разнообразнее и сложнее. Требуют от человека не шаблонных, привычных дейст­вий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой адаптации к новым условиям, твор...

Методическая разработка игры «Части и целое» с использованием интерактивной технологии «Карусель» для детей старшего дошкольного возраста

Игра разработана с использованием интерактивной технологии "Карусель", с помощью которой у детей развивается не только внимание, но и умение согласовывать свои действия с игровыми партнёрами...

Методическая разработка на тему «Лэпбук как средство формирования познавательно-исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Лэпбук (lapbook) – (lap – колени, book – книга), в «простонародье» - папка на коленках или тематическая папка,одно из вариативных средств реализацииосновной общеобразоват...

методическая разработка. " Расширение знаний родителей о необходимости читать и учить стихи с ребёнком младшего дошкольного возраста"

С этой проблемой выбора ккиг и стихов для чтения детям сталкиваются все заботливые родители. Хорошо, если  родители имеют педагогическое или филологическое образование, достаточный опыт и художес...