Проблемно-игровые методы логико- математического развития дошкольников.
презентация к уроку (старшая группа)

Зуева Светлана Валерьевна

Проблемно-игровые  методы логико-математического развития дошкольников. Логико-математические игры для дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.pptm345.37 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблемн о - игровые методы логико- математического развития дошкольников. МБДОУ детский сад комбинированного вида №3 «Ручеёк» Подготовил: Педагог-психолог С.В. Зуева Городской округ город Выкса

Слайд 2

Проблемно-игровая технология – это технология развития, при реализации которой ребенок стремиться к активной деятельности, а взрослый ожидает от него положительного своеобразного творческого результата . Главный компонент проблемно-игровой технологии : активный, осознанный поиск ребенком способа достижения результата на основе принятия им цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу предстоящих практических действий, ведущих к результату. Технология имеет свои характерные черты: ребёнок не ограничен в поиске практических действий, экспериментировании, общении для разрешения ошибок и противоречий, проявлении радости и огорчений; обычно исключаются показ и подробное объяснение; ребёнок самостоятельно находит способ достижения цели или осваивает его; ребёнок естественно принимает помощь со стороны взрослого: частичную подсказку, участие в выполнении или уточнении действий, речевых способов оценки и т.д.; взрослый создаёт мотивацию и подбирает интересные для ребёнка игры, упражнения, развивающие смекалку и сообразительность. Взрослый способствует достижению ребенком цели, результата в игре, и ни в коем случае не снижая его активности.

Слайд 3

Задача педагога при использовании проблемно-игровой технологии: Обеспечение активности ребенка в деятельности. Активность ребенка достигается прежде всего через: Мотивацию (яркую, доступную, реально-жизненную); Участие ребенка в выполнении интересных, в меру сложных действий; Выражение сущности этих действий в речи; Появление соответствующих эмоций, особенно познавательных; Использование экспериментирования, решение творческих задач, их варьирования с целью освоения детьми средств и способов познания, применение их в детских видах деятельности.

Слайд 4

Логические и математические игры; примеры. Современные логические и математические игры разнообразны. В них ребенок осваивает эталоны, модели, речь, овладевает способами познания, развивается мышление, сообразительность, смекалка. настольно-печатные: «Цвет и форма», «Геометрия» «Сосчитай», «Мосты и берега», «Прозрачный квадрат», «Логический поезд» и др. игры на объёмное моделирование : «Кубики для всех», «Тетрис», «Шар», «Змейка», «Геометрический конструктор» и др. игры на плоскостное моделирование : «Танграм», «Сфинкс», «Геоконт» и др. игры из серии «Форма и цвет»: «Сложи узор», «Уникуб», «Цветное панно», «Разноцветные квадраты», «Треугольное домино», «Цветное панно» игры на составление целого из частей: «Дроби», «Сложи квадрат», «Греческий крест», «Сложи кольцо», «Шахматная доска» и др. игры-забавы, головоломки: лабиринты, пазлы, мозаики, магические квадраты; головоломки с палочками) и др.

Слайд 5

Логические и математические игры имеют принципы организации : отсутствие принуждения; развитие игровой динамики (от малых успехов к большим); поддержка игровой атмосферы, реальных чувств детей; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности; переход от простейших форм и способов осуществления игровых действий к сложным. В результате освоения игр происходит: во первых - Развитие у ребенка интереса к познанию («Хочу все знать!»). во вторых - Развитие умения думать, осваивать сущность допущенной им ошибки, прогнозировать дальнейший ход игры («Хочу играть в новую игру!», «Хочу играть по - другому!», «Давайте еще поиграем!», «Жалко, что так мало…»). в трет ь их - Ребенок становится более настойчивым , соср е д о т оче н н ы м в д еяте ль ности, сп о собны м к инициативы.

Слайд 6

Универсальные игры «Нарисуй картинку по цифрам». Чем старше ребенок, тем больше цифр может быть.

Слайд 7

Проблемные ситуации; примеры. Проблемные ситуации - э то средство овладения поисковыми действиями, умением формулировать собственные мысли о способах поиска и предполагаемом результате, средство развития творческих способностей. Суть проблемной ситуации – способствовать развитию творческих способностей ребенка. В проблемной ситуации всегда складывается обстановка «потребности в познании». При этом особо выделяется роль совместной со взрослым деятельности детей , в которой происходит освоение новых знаний и способов действий, что влияет на развитие способностей, воображения, мышления познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций. Роль взрослого и ребенка в проблемной ситуации: Взрослый: Составляет проблемную ситуацию (с учетом возможностей детей). Создает обстановку, способствующую активизации детей. Ребенок Разрешает проблемную ситуацию (при помощи взрослого).

Слайд 8

Этапы разрешения проблемной ситуации: Представление взрослым проблемы и осмысление ее детьми. (на примере игры «Как помочь повару?» Ситуация направлена на понимание детьми того, что количество вещества не зависит от формы сосуда. Сюжет простой – приготовление пищи для детей. Проблема состоит в том, что сломаны весы (причина). Следствие – затруднение в определении количества гречневой крупы для каши. Но повар находит предварительное решение: предлагает три разные по размеру и форме банки и кружку (мерку). Затем он просит в каждую из банок насыпать по кружке крупы (представление взрослым проблемы и осмысление ее детьми) Выдвижение гипотез. Как правило, дети расходятся в своих взглядах на проблему. Практическая проверка гипотез. Это может быть система действий по высыпанию, насыпанию и пересыпанию крупы. Коллект и вно е обсужд е ние сложив ш е йся ситуации и путей ее решения. Обобщение результатов и подведение итогов.

Слайд 9

Творческие задачи, вопросы и ситуации; примеры. Загадки, шуточные задачи и занимательные вопросы встречаются необыкновенным энтузиазмом. Они способны активизировать умственную деятельность ребенка, выработать навыки замечать главные и существенные свойства, отделяя их от второстепенных. Задания, относящиеся к этой категории, отлично подходят для использования в начале занятия, чтобы подготовить чадо к интеллектуальной работе, провести умственную гимнастику. Шуточные задачи способны создавать благоприятный эмоциональный фон, поднимать настроение. В качестве отдыха и переключения внимания задания можно использовать в середине занятия. Математические загадки — это замысловатые вопросы или описания какого-то предмета, явления, которые ребенок должен отгадать. Поскольку загадки математические, то в них обязательно будут фигурировать цифры, надо будет производить вычислительные действия. Шуточные задачи представляют собой игровые задания с математическим смыслом, для решения которых необходимо использовать смекалку и находчивость, а в некоторых случаях обладать чувством юмора. По ним рекомендуют заниматься со старшего дошкольного возраста. Содержание задач необычное, так как наряду с главными признаками они включают второстепенные. Получается, что поиски ответа как бы замаскированы другими условиями.

Слайд 10

Логические задачи с обручами и цветным блоками Блоки — объемные геометрические разноцветные фигуры разных форм. Данные логические задачи в зависимости от сложности доступны детям от 4 (с 1 обручем) до 5 (с двумя) и 6 (с тремя) лет. Игра-задача 1 . Для игры вам понадобится гимнастический обруч и набор блоков. Набор блоков представляет собой 48 пластмассовых (или деревянных) фигур, обладающих 4 свойствами — формой, цветом, величиной, толщиной. В наборе блоков присутствуют 4 формы: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и 3 цвета: белый, синий, красный, две величины: большой и малый и две толщины: толстый и тонкий. Положите обруч на пол и предложите ребенку расположить внутри обруча блоки одного вида, а вне обруча все остальные. Варианты могут быть разные. Пусть ребенок опишет и мотивирует свои действия. Например: расположить внутри обруча все синие блоки, а вне — все остальные. В данном случае ребенок руководствуется в отборе блоков разделением по одному признаку: цвет. Можно усложнить задачу: расположить внутри обруча все треугольные красные блоки — классифицировать блоки придется уже по двум признакам — цвет и форма, и т. п. Решая подобные логические задачи, дети получают представление о классификации объектов.

Слайд 11

Игра-задача 2. Разложите на полу два обруча разного цвета, так, чтобы они пересекались, образуя общую зону. Затем попросите ребенка расположить блоки так, чтобы внутри красного обруча оказались, например, все красные блоки, а внутри желтого все круглые. Следует обратить внимание ребенка на то, что классификация блоков в этой задаче идет по двум признакам— цвету и форме. Выполняя это задание, дети часто допускают следующую ошибку: заполняя красный обруч красными блоками, они располагают все красные, в том числе и круглые вне желтого обруча, затем все остальные круглые блоки располагают внутри желтого, но вне красного обруча таким образом, общая часть обручей может остаться незаполненной. Вы можете поправить действия ребенка наводящим вопросом: «Все круглые блоки лежат внутри желтого обруча?», и, скорее всего, он заметит ошибку и переложит круглые красные блоки в общую часть обручей. Попросите его прокомментировать свои действия, объяснив, почему они должны лежать именно там: «Внутри красного обруча — потому что красные, внутри желтого — потому что круглые. Попросите ребенка ответить на следующие вопросы: какие блоки лежат: внутри обоих обручей; внутри красного, но вне желтого обруча; внутри желтого, но вне красного обруча; вне обоих обручей. Еще раз напомните, что блоки следует в этой задаче разбирать и называть по двум признакам — форме и цвету.

Слайд 12

Игра-задача 3. Усложнить игру можно используя три разноцветных обруча. Скорее всего, решение этой задачи потребует вашего активного участия. Разложите красный, зеленый и желтый обручи так, чтобы всех три пересекались, имея общую площадь. Прокомментируйте данную позицию, соответствующим образом назвав каждую образовавшуюся плоскость (всего их будет восемь): внутри всех трех обручей; внутри красного и желтого, но вне зеленого и т. д. В данной игре вам придется классифицировать блоки по трем признакам. Попробуйте вместе с ребенком разместить блоки так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные блоки, внутри желтого все квадратные, а внутри зеленого все большие. После того, как расположите нужным образом все блоки, ответьте вместе с ребенком на восемь стандартных для любого вида игры с тремя обручами вопросов: какие блоки лежат: внутри всех трех обручей; внутри красного и желтого, но вне зеленого обруча; внутри желтого и зеленого, но вне красного обруча; внутри красного и зеленого, но вне желтого обруча; внутри красного, но вне желтого и вне зеленого обруча; внутри желтого, но вне зеленого и вне красного обруча; внутри зеленого, но вне красного и вне желтого обруча; вне всех обручей?

Слайд 13

Вопросы на сообразительность Задавая вопросы на сообразительность, произносите их по два раза. Как образовать на столе при помощи одной палочки треугольник? (Использовать грани края стола). Как образовать на столе квадрат при помощи двух палочек? (Использовать грани края стола). Положить на стол подряд три палочки. Как сделать среднюю крайней, не перемещая ее? (Переместить в середину крайнюю палочку). Сколько концов у одной палки? У двух? У двух с половиной? (6 концов). Тройка лошадей проскакала три километра. Сколько километров проскакала каждая лошадь? (3 км). Если гусь стоит на одной ноге, он весит 7 кг. Сколько он будет весить, стоя на 2 ногах? У трех сестриц по одному брату. Сколько всего детей? (4). Оля пошла гулять после того как сделала уроки. Что Оля сделала раньше, уроки, или пошла гулять? Через много лет Андрею будет немного больше лет, чем Антону сейчас. Кто из них старше?

Слайд 14

Примеры шуточных задач: 2 автомобиля проехали 5 км. Сколько км проехал каждый автомобиль? Если аист стоит на одной ноге, то он весит 4 кг. Сколько будет весить аист, когда он стоит на 2 ногах? Что тяжелее: 1 кг бетона или 1 кг ваты? Занимательные вопросы. Они представляют собой краткие вопросы с побуждением сосчитать что-то. Сколько ушей у трёх мышей? Ты, да я, да мы с тобой. Сколько нас?

Слайд 15

Логико-математические сюжетные игры (занятия); примеры . Это игры, в которых дети учатся выявлять и абстрагировать свойства, осваивают операции сравнения, классификации и обобщения. Для них характерны игровая направленность деятельности, насыщение проблемными ситуациями, творческими задачами, наличие ситуаций поиска с элементами экспериментирования, практического исследования, схематизацией, что формирует у ребенка стремление к открытиям . Обязательным требованием к данным играм является их развивающее воздействие (обеспечение развития психических процессов в единстве с личностным становлением). Играя в логико-математические игры совместно со взрослыми или самостоятельно, дети познают свойства и соотношения предметов по форме, размеру, массе, расположению в пространстве; числа и цифры; зависимости увеличения и уменьшения на предметном уровне; порядок следования, преобразования; сохранение количества, объема, массы. При этом они осваивают как предлогические действия, связи и зависимости, так и предматематические. Все это представляет собой основы интеллектуальных способностей детей, становления их интеллектуальной культуры.

Слайд 16

Для них характерно наличие сюжета, действующих лиц, схематизации. Такой комплекс игр предложен Е.А.Носовой на основе блоков Дьенеша: Мышки – норушки. Запасы на зиму. Автотрасса. Выращивание дерева. Где чей гараж? Научи Незнайку. Загадки без слов. Переводчики. Построй цепочку. Две дорожки и другие.

Слайд 17

Экспериментирование и исследовательская деятельность; примеры. дошкольником по мере получения им новых сведений об объекте. Характеризуется эмоциональной насыщенностью, даёт возможности для общения. Пробы и ошибки являются важным компонентом детского экспериментирования. Ребёнок пытается применить старые способы действий, комбинируя и перестраивая их. В ходе экспериментирования и исследования дети осваивают действия измерения, преобразования материалов и веществ, знакомятся с приборами, учатся использовать познавательные книги как источник информации. Одним из условий является наличие специально созданной предметной среды, куда помещаются приборы и материалы в соответствии с проблемой, которую дети решают вместе с педагогом. Например, «Что плавает, что тонет?», «Какой песок легче: мокрый или сухой?».

Слайд 18

Этапы руководства: I этап. Совместная с педагогом деятельность: уточнение представлений детей о свойствах и качествах материалов, мотивирование, создание проблемной ситуации, постановка цели, определение этапов исследования, выдвижение предположений о результатах, их обоснование, проведение эксперимента, фиксация результатов, их обсуждение. Для обсуждения используются готовые схемы и модели: что делали? что получили? почему? Далее педагог формулирует общие выводы на основе высказываний детей. Для совершенствования умения планировать эксперимент предлагается зашифровать его ход с помощью готовых моделей одному ребёнку, а другим – расшифровать его. II этап. Самостоятельное экспериментирование: беседы, специальные игры и упражнения, практическая деятельность в уголке экспериментирования. Педагог с помощью схем показывает проблему, дети предлагают пути решения, отбирают необходимые материалы, фиксируют результаты. Источником экспериментирования являются детские вопросы: почему идёт дождь? дует ветер? что получится, если кубик склеить по-другому? почему муха не падает с потолка? Результаты исследовательской деятельности Новая информация об исследуемом объекте, его свойствах, качествах, строении, связях с другими объектами. Знания о способах исследования и его результатах, Познавательное и личностное развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы "Моделирование как средство логико - математического развития дошкольников".

Цель:Создать условия для использования логико-математических игр на основе схем и знаковых моделей, как эффективного средства подготовки детей к школе.Задачи:•...

Реализация идеи интеграции в логико-математическом развитии дошкольников

В ряде современных исследований рассматриваются возможности интеграции процесса логико-математического развития с другими направлениями развития дошкольников и детскими деятельностями (А.А. Смоленцева...

Консультация для воспитателей. "Развитие исследовательских способностей в логико математическом развитии дошкольников"

Развитие исследовательских способностей в логико математическом развитии дошкольников...

Статья по теме: Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников. Логико-математические сюжетные игры.

Логико- математическое развитие детей невозможно выполнить не включая его в проблемную, исследовательскую деятельность, экспериментирование, моделирование, для этого существуют проблемно-игровые метод...