Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников.»
статья по математике по теме

Агапенкова Ирина Александровна

Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

«Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников.»

Игровые методы на сегодняшний день наиболее популярны.                                  Первенство игровых методов доказано, также эти методы можно применять в комплексе  с другими методами: проблемными, исследовательскими, ситуационными.                                                                                                                       Игровой метод рассматривается как метод игровая форма взаимодействия педагога с детьми.                                                                                                 Познавательные задачи  реализуются в процессе обыгрывания, разыгрывания, фантазирования, различных игр-театрализованных, ролевых, развивающих. Различные игры (развивающие, дидактические, сюжетно-ролевые ) считаются эффективным средством обучения  и развития ребёнка. Этим играм присущи элементы диалога (ребёнок-взрослый, ребёнок- ребёнок) и игрового тренинга(выполнение действий, решение познавательных задач последовательно.)                                                                       Логико-математическое развитие детей неосуществимо без включения в проблемную, исследовательскую деятельность, экспериментирование, моделирование и поэтому педагогам дошкольных учреждений предлагаются проблемно-игровые методы.                                                                                                   При использовании этих методов ребёнок не ограничен в самостоятельном поиске и применении различных действий (игровых и практических),проведении опытов, общении со взрослыми и сверстниками по поводу развития ситуации, разрешения противоречий и устранении ошибок, проявлении различных эмоций. Дети имеющие опыт самостоятельного познания ,способны включаться  в напряжённую мыслительную деятельность. Таким детям интересны логико-математические игры.                                                                                                                                                      При использовании проблемно-игровых методов исключаются демонстрация и подробное объяснение со стороны взрослого. Ребёнок вынужден самостоятельно находить способы достижения цели и в случае отсутствия необходимых навыков- осваивать их тут же, в рамках текущей ситуации. При этом ребёнок принимает помощь со стороны взрослого(частичная подсказка, диалог по поводу развития ситуации, оценка пройденного этапа пройденного этапа деятельности.)                                                                                                Проблемно-игровые методы обеспечивают активный ,осознанный поиск способа достижения результата.). Главным условием  поиска являются принятие ребёнком цели деятельности и самостоятельные размышления по поводу действий, которые ведут к результату.                                                  Взрослый должен обеспечить активность ребёнка в деятельности.                                  Деятельность достигается путём :                                                                                                                               -мотивации (яркой, доступной, реально жизненной)                                                -участием ребёнка в выполнении интересных, в меру сложных событий.                -выражением сущности этих действий в речи.                                                              -проявлением соответствующих  эмоций, особенно познавательных.                           -решением  творческих задач, воспроизведение творческих  задач  с целью освоения детьми средств и способов познания(сравнения, измерения, классификации…)и применения их в разных видах деятельности.                      Взрослый способствует достижению ребёнком цели, результата в игре или упражнении, но не снижает его собственной активности ,используя для ребёнка интересные игры и упражнения, развивающие смекалку и сообразительность.                                                                                                Проблемно-игровые методы логико-математического развития детей дошкольного развития  детей дошкольного возраста с использованием разнообразных средств.                                                                                            Цель использования проблемно-игровых методов это развитие у детей познавательной активности ,интеллектуально-творческих  способностей.     Эти методы можно реализовывать при условии:                                                                 последовательного и целенаправленного выдвижения познавательных задач;                обеспечения детской активности в поиске решения ;                                       стимулирования детской самодеятельности.                                             Используются логические и математические игры ,направленные на плоскостное и объёмное моделирование.                                           Комбинирование (цвет, форма, размер); составление целого из частей.                                                                       При использовании этих игр ставятся следующие задачи:                                         -освоение детьми средств и способов познания; эталонов, моделей, обследования, классификации и др.                                                                                -развитие мышления, смекалки, сообразительности.                                                          -накопление опыта(осведомлённости ребёнка).                                           Проблемная ситуация в условиях применения проблемно-игрового метода анализируется не только как средство активизации  мышления ,но и как средство получения опыта исследовательским действиям, умением формулировать собственные мысли(предположения) о способах поиска и результате. Практически самое главное назначение проблемно-игровой ситуации это способствовать развитию творческих способностей ребёнка.         В проблемной ситуации ребёнок сталкивается с такой проблемой,  в которой ему необходима потребность в познании. При этом очень важно совместная деятельность взрослого с ребёнком, в которой происходит освоение новых знаний  и способов действий, что влияет на развитие способностей, мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций.                                                                                                          Проблемная ситуация включает в себя проблемные вопросы. Они используются и в качестве и в качестве самостоятельного методического средства ,способствующего осмыслению сущности выполнения выполняемого действия ,развитию сообразительности. Вопросы заставляют детей задуматься, установить (практически или мысленно) связи объектов по форме, соотношению частей, расположению в пространстве, количественному значению и т.д.                                                                     Проблемные ситуации включают в себя  занимательные вопросы, занимательные задачи, задачи шутки и т.д. ,поиск ответов к которым протекает  активно, с опорой на наглядность.                                       Недлительное экспериментирование становится одним из средств разрешения проблемы, обогащения её, усиливает практическую направленность.                                                                                                  Проблемная ситуация решается поэтапно :                                                         1.осознание и принятие проблемы                                                                   2.высказывание детьми предположений                                                           3.практическая проверка предположений                                                           4.обоснование рационального способа решения проблемной задачи                            Одна и та же проблемная ситуация может повторяться с некоторым усложнением за счёт изменения сюжета ,действующих лиц и данных и т.д. Подобные приёмы способствуют повышению интереса к проблеме, развитию мышления, инициативности.

Используемая литература: 

Михайлова З.Д., Носова Е.Б., «Логико-математическое развитие дошкольников»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников.»

«Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников.»...

Проблемно - игровые методы логико-математического развития дошкольников

Игровые методы являются сегодня наиболее популярными и преимущественными. Кроме того, они могут применяться в комплексе с другими методами: проблемными, исследовательскими, ситуационными....

Статья по теме: Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников. Логико-математические сюжетные игры.

Логико- математическое развитие детей невозможно выполнить не включая его в проблемную, исследовательскую деятельность, экспериментирование, моделирование, для этого существуют проблемно-игровые метод...

Презентация "Моделирование проблемно-игровых ситуаций для социально-эмоционального развития дошкольников"

Моделирование проблемно-игровых ситуаций для социально-эмоционального развития дошкольников...

Презентация "Проблемно -игровые технологии как средство математического развития дошкольников"

Математическое развитие дошкольников – это изменения в познавательной сфере ребёнка, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций....