К У Р С О В А Я Р А Б О Т А на тему: Влияние игр со строительным материалом на развитие конструктивных умений дошкольников.
материал
Курсовая по игре написана на 5 курсе пед вуза
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
курсовая по игре на 5 курсе вуза | 86.45 КБ |
Предварительный просмотр:
К У Р С О В А Я Р А Б О Т А
на тему: Влияние игр со строительным материалом на развитие конструктивных умений дошкольников.
Содержание
1.Теоретичекие основы воспитания детей дошкольного возраста 5
1.1 Особенности физического и психологического развития детей дошкольного возраста 5
1.2 Средства и методы воспитания и развития детей дошкольного возраста 7
1.3 Значение игр для развития детей дошкольного возраста 11
2.1 Определение понятия и характеристика видов строительно-конструктивных игр 16
2.2 Игры со строительным материалом как средство развития конструктивных умений дошкольников 20
2.3 Методика обучения конструированию детей дошкольного возраста 27
Список используемых источников 34
Введение
В возрастной психологии дошкольное детство считается одним из самых сложных и важных этапов психического развития ребенка. Каждому родителю необходимо знать психологические особенности дошкольников, чтобы суметь создать благоприятные условия для развития малыша, воспитать его сильной, гармоничной личностью. В дошкольном возрасте существенно перестраивается вся психологическая жизнь ребенка.
В свете инновационных изменений, происходящих в системе образования, дошкольному воспитанию и образованию уделяется особое значение, ведь именно в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становление личности ребенка. Развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка – одна из задач, которые стоят перед педагогом в рамках реализации требований Федерального государственного Стандарта дошкольного образования.
Строительно-конструктивная игра - один из элементов развития ребенка. Конструктивная деятельность ребенка-дошкольника рассматривается в этой связи как эффективный педагогический инструмент. Однако в нынешний век высоких информационных технологий происходит вытеснение игры организованными формами обучения. Ценность и значение строительно-конструктивных игр незаслуженно занижаются. При помощи игр со строительными материалами у ребенка дошкольного возраста развивается мышление, воображение и творческие способности. Все это подчеркивает актуальность и важность выбранной для курсовой работы темы.
Объектом исследования является игры со строительными материалами. Предмет исследования – организация игр со строительными материалами как средство развития конструктивных умений дошкольников.
Цель исследования - проанализировать основные меры реализации организации игр детей дошкольного возраста со строительными материалами. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить особенности физического и психологического развития детей дошкольного возраста;
- Исследовать основные средства воспитания и развития детей дошкольного возраста;
- Проанализировать игры со строительным материалом как средство развития конструктивных умений детей дошкольного возраста;
- Сделать выводы.
Понятие «строительно-конструктивная игра» впервые встречается в работах П. Г. Саморуковой и В. Р. Лисиной. Тем не менее, этот вид детской деятельности хорошо изучен как в отечественной, так и в зарубежной педагогике.
В истории педагогики игры со строительным материалом описаны достаточно давно и включены во многие системы воспитания детей дошкольного возраста. Многие исследователи занимались разработкой приёмов и методов обучения детей с различными материалами. Например: создание аппликаций из бумаги – З.А. Богатеева, И.Л. Гусарова; изготовление объемных конструкций из бумаги – А.Н. Давидчук, З.В. Лиштван, В.Г. Нечаева; изготовление поделок из природных материалов – A.И. Савенков, И.Я. Базик, Э.К. Гульянц; изготовление поделок из бросового материала – B.Ф. Ждан, Ф.П. Филенко, О.В. Дыбина и др.
Игры со строительными материалами предусмотрены в системах дошкольного воспитания Монтессори, Фребеля, Шлегер. Много внимания уделяли им В. Г. Нечаева, А. Н. Давидчук, З. В. Лиштван, Л. А. Парамонова и др.
При написании работы использовалась научная литература по педагогике и психологии, статьи из научных журналов, а также статьи из электронных источников.
1.Теоретичекие основы воспитания детей дошкольного возраста
1.1 Особенности физического и психологического развития детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст представляет собой достаточно длительный период, на протяжении которого у ребенка последовательно возникают различные новообразования. Дошкольный возраст охватывает период психического развития в возрастном диапазоне с 3 до 7 лет [5, С. 61-64].
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. В это время темп развития ребенка уже не является таким интенсивным, как в раннем детстве. Однако этот период также имеет важное значение для физического и психического развития ребенка. В большинстве своем дошкольники посещают различные образовательные учреждения, однако нередки случаи, когда дети обучаются на дому [2, С. 38].
В возрастной психологии принято разделять дошкольный возраст на три основных этапа:
- младший дошкольный возраст - от 3 до 4 лет;
- средний дошкольный возраст - от 4 до 5 лет;
- старший дошкольный возраст - от 5 до 7 лет.
Воспитание и обучение детей в дошкольном возрасте – это довольно трудный и ответственный процесс. Каждый период имеет свои характерные психологические особенности развития.
В возрасте 3-4 лет малыш начинает активно самоутверждаться. Он стремится все делать самостоятельно и по-своему, хвалит себя. Нередко проявляются такие реакции, как непослушание, упрямство, негативизм - все это признаки кризиса 3 лет.
Психологическое развитие дошкольников возраста 3-4 лет включает в себя переход от наглядно-действенного вида мышления к наглядно-образному, заканчивается период активного формирования речи. Внимание и память носят непроизвольный характер.
У старших дошкольников формируются устойчивые привязанности к взрослым. Активизируются творческие способности, появляется произвольность внимания и памяти, эмоциональные реакции становятся более стабильными, развиваются волевой и морально-нравственный компоненты личности. Формируется совесть и чувство долга, твердо усвоены нормы и правила поведения в обществе, понятия о добре и зле, дружбе и любви [14, С. 28-30].
В дошкольном возрасте малыш быстро развивается как физически, так и психически. Он уже научился распознавать сигналы, поступающие от окружающего мира, настает этап их анализа и синтеза. Происходит накапливание знаний, умений и навыков, их совершенствование.
Физическое развитие детей дошкольного возраста во многом зависит от его двигательной активности; и при участии в подвижных играх, и во время занятия различными видами спорта у детей совершенствуется способность ориентироваться в пространстве, улучшается равновесие, появляются новые двигательные навыки.
Дошкольный возраст можно считать тем периодом в жизни ребенка, когда он практически ежедневно открывает для себя все новые горизонты и возможности. В это время малыш особенно активно познает окружающим мир с его многообразием человеческих отношений, явлений и деятельности взрослых. В этот период перед ним открывают новые горизонты. Он перестает рассматривать мир в рамках только своей семьи и постепенно вливается в общество.
В это время стремительно развиваются познавательные процессы, закладываются основные личностные особенности будущего полноправного члена общества, его морально-нравственная и эмоционально-волевая сфера. Для того чтобы ребенок вырос здоровой и гармоничной личностью, потребуется создать благоприятные условия для его развития [2, С. 44-46].
1.2 Средства и методы воспитания и развития детей дошкольного возраста
Развитие детей дошкольного возраста затрагивает все системы и функции организма, при этом физическое и психическое развитие не протекают отдельно, а тесно взаимосвязаны между собой. В это время все занятия с ребенком проходят исключительно в игровой форме, при этом эффект может быть достигнуть только при условии, что ребенок является активным участником игрового процессе, а не просто пассивным наблюдателем. Крупская Н. К. считала, что «игра для дошкольников - способ познания, окружающего» [7, С. 41-44].
Умственное развитие дошкольников осуществляется в игровой деятельности. В специально созданных взрослыми играх заключены разнообразные знания, мыслительные операции, умственные и практические действия, которые дети должны освоить. Чтoбы выбрать для своего ребёнка подходящие системы обучения и воспитания, нужно выяснить их особенности, a также узнать достоинства и недостатки [25].
Весь процесс обучения детей дошкольного возраста осуществляются в форме занятий. При их проведении происходит взаимодействие взрослых с детьми, формируя у дошкольников спортивные и трудовые навыки, а также способствуя эстетическому и умственному развитию детей.
При этом имеют место определенные методы обучения, среди которых:
- Словесные. Они предполагают ведение диалога с малышами, ответ на их вопросы и устное разъяснение задания.
- Наглядные. Данный метод предполагает использование картинок и предметов, дидактических материалов и иллюстраций (предметы, картины, диафильмы, слайды, видеозаписи, компьютерные программы).
- Практические. На таких занятиях полученные навыки малыши используют в реальной жизни. Совершенствование практических умений производится посредством выполнения специальных упражнений, включенных в учебные программы.
- Игровые. Данная методика подразумевает моделирование жизненных ситуаций посредством игры. При этом стоит отметить, что такое воспитание дошкольников является самым эффективным. Образовательные программы для ДОУ чаще всего включают в себя обучающие дидактические игры, которые предлагают детям несколько вариантов ответа. Такой подход позволяет развить у дошкольников логику, просчитывая последствия своего выбора [26].
Рассмотрим каждый метод более подробно.
К наглядным методам относятся: наблюдение, демонстрация наглядных пособий. Непосредственное наблюдение детьми изучаемых объектов имеет значение для формирования полноценных представлений и развития познавательных процессов - восприятия, памяти, мышления, воображения. В процессе наблюдения осуществляется разнообразная мыслительная деятельность ребенка: поиск ответов на поставленные вопросы, сравнение, сопоставление. Наблюдения проводятся на специальных занятиях (наблюдение за рыбкой, кошкой с котятами), на экскурсиях.
Демонстрация (рассматривание) картин, репродукций, диафильмов, слайдов, видеофильмов и других наглядных средств дают ребенку наглядный образ знакомых и незнакомых предметов. С помощью картин, картинок, схем у детей формируются статические наглядные образы. Технические средства обучения (ТСО) используются для создания динамических наглядных образов. Рассматривание картин, картинок и других наглядных средств помогает развивать наблюдательность, мыслительные процессы (сравнение, различение, обобщение, анализ), обогащать речь, оказывать влияние на интересы. Картинка дает пищу для воображения, творческой деятельности ребенка.
Таким образом, наглядные методы обучения направлены на формирование у ребенка отчетливых представлений о предметах и явлениях окружающего мира, на развитие мышления, познавательных процессов [].
Ведущими практическими методами обучения являются упражнение, опыты и экспериментирование, моделирование.
Упражнение - многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания. Благодаря упражнениям дети овладевают различными способами умственной деятельности, у них формируются разнообразные умения (учебные, практические).
Опыты и экспериментирование. В ходе опытов и экспериментов ребенок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей и т. д. Опыты помогают детям глубже осмыслить явления, которые происходят в окружающем мире, выяснить связи между ними. Благодаря опытам и экспериментированию у ребенка развиваются наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, высказывать предположения, делать выводы.
Моделирование - наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и др.). В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком [6, С. 53-57].
Достоинство игровых методов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями [19, С. 54-56].
Словесные методы позволяют в кратчайший срок передавать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения.
Рассказ педагога позволяет в доступной для детей форме излагать учебный материал. Рассказ достигает своей цели в обучении детей, если в нем отчетливо прослеживается главная идея, мысль, если он не перегружен деталями, а его содержание динамично, созвучно личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание.
Беседа применяется в тех случаях, когда у детей имеются некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена. В ходе беседы знания детей уточняются, обогащаются, систематизируются. Участие в беседе прививает ряд полезных навыков и умений: слушать друг друга, не перебивать, дополнять, но не повторять то, что уже было сказано, тактично и доброжелательно оценивать высказывания. Беседа требует сосредоточенности мышления, внимания, умения управлять своим поведением. Она учит мыслить логически, высказываться определенно, делать выводы, обобщения. Через содержание беседы педагог воспитывает чувства детей, формирует отношение к событиям, о которых идет речь.
Чтение художественной литературы. Художественная литература - источник знаний об окружающем мире, важнейшее средство воспитания чувств ребенка, развития мышления, воображения, памяти. В дошкольном обучении чтение художественных произведений преследует еще одну задачу, а именно: формирование у детей способности к восприятию и осознанию художественного произведения [5, С. 47-51].
Методы обучения предполагают взаимосвязанную деятельность педагога и учащихся, направленность которой зависит от поставленной образовательной цели. В связи с чем, каждый метод обучения органично включает в себя образовательную деятельность педагога и активную учебно-познавательную деятельность детей. Деятельность детей, в рамках метода обучения – активная и целенаправленная работа по восприятию и усвоению учебного материала, предоставляемого педагогом. Деятельность педагога, в рамках метода обучения – изложение учебного материала, объяснение, организация учебного занятия и т.д.
Довольно часто роль педагога в учебном процессе сводится лишь к тому, что он определяет тему, проводит вступительную беседу, дает инструкцию по осуществлению самостоятельной учебной работе и только после этого предлагает детям осмыслить и усвоить учебный материал. Таким образом, характер деятельности педагога зависит от того какой метод обучения им был выбран для освоения конкретной учебной темы. Однако, несмотря на вид метода, обязательным условием является упорядоченная и организованная деятельность педагога и детей [2, С. 133-134].
Выбор метода обучения детей дошкольного возраста чаще всего осуществляется педагогом в произвольной форме. При выборе метода педагог учитывает ряд факторов, таких как: цели образования, стоящие перед дошкольным учреждением, на основании государственного стандарта и установок современной дидактики. Учет особенностей содержания изучаемой науки или предмета. Особенность методики преподавания конкретной учебной дисциплины, обусловленные её спецификой. Цель, задачи и содержание учебного материала конкретного возрастного уровня. Учет особенностей и индивидуальностей детей, их возрастные возможности и потребности. Уровень подготовленности детей. Учитывают уровень воспитанности, развития и знаний. Материальные и технические возможности детского образовательного учреждения, наличие необходимых наглядностей, методических и учебных пособий, технических средств. Возможностей и особенностей педагога, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств [10, С. 752-755].
1.3 Значение игр для развития детей дошкольного возраста
Основной вид деятельности дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта [15, С. 347-350].
Известный педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [10, С. 752-755].
С точки зрения Макаренко А. С. игра имеет для самочувствия ребенка то же значение, какое для взрослого имеет работа: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит в игре. И вся история отдельного человека может быть представлена в развитии игры и постепенном переходе ее в работу». Используя возможности игры, как метода воспитания» А. С. Макаренко стремился посредством игре обеспечить детям радостные мироощущения [14, С. 148-155].
Игровая деятельность считается ведущей у ребенка до школы, да и в начальной школе еще долго учебная деятельность совмещается с игрой.
В играх проявляются индивидуальные и возрастные особенности детей. Играя, дети начинают придавать предметам контекстуально-обусловленные воображаемые свойства, замещать ими реальные объекты.
Виды игр для ребенка:
- подвижные игры,
- ролевые игры,
- настольные игры,
- дидактические игры,
- деловые игры и пр.
Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми. Их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания [15, С. 347-350].
Некоторые стихийные игры дошкольников имеют выраженное сходство с играми представителей животного мира, но даже такие простые игры как догонялки, борьба и прятки в большой степени являются окультуренными. В играх дети подражают трудовой деятельности взрослых, принимают на себя различные социальные роли. Уже на этом этапе происходит дифференциация по половому признаку. Особое положение занимают специально разработанные развивающие и терапевтические игры [16, С. 41-42].
В развитии игры выделяются две основные стадии. На первой из них (3-5 лет) характерным является воспроизведение логики реальных действий людей; предметные действия выступают содержанием игры. На второй стадии (5-7 лет) вместо воспроизведения общей логики происходит моделирование реальных отношений между людьми, то есть содержание игры на этой стадии - социальные отношения
Прежде всего, игра как ведущая деятельность дошкольника является основой для формирования познаний о важном пласте человеческой культуры – взаимоотношениях между людьми. в своих играх, будь то машинки, дочки-матери или игра во врача, дети копируют поведение взрослых, сцены их просмотренных фильмов или моменты собственной жизни.
Кроме того, игра помогает не только копировать сценки из жизни, но и учит детей коммуникабельности и установлению общения друг с другом. Ведь игры обычно передаются от старшего поколения детей более младшему – и общение в такой разновозрастной компании положительно сказывается на развитии и социализации малыша. Любая игра подчиняется каким-то правилам – поэтому игровая деятельность еще и помогает детям учиться придерживаться каких-то правил.
Игра развивает воображение, логическое мышление, способность мыслить нестандартно. Игра также помогает ребенку научиться организовывать свою деятельность, не ожидая подсказки извне, развивает любознательность и самостоятельность [26].
Игра обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и, конечно же, воображения. Организует чувства ребенка и влияет на его поступки. В игре воспроизводятся нормы жизни в обществе, правила поведения, моделируются ситуации, близкие к жизненному опыту ребенка.
С эмоциональной точки зрения технология игры не похожа на другие воспитательные технологии. Она предлагает детям удовольствие, разнообразные развлечения и одновременно с этим формирует необходимые для жизни в обществе модели нравственного поведения. Овладевая знаниями, полученными в ходе игры, ребенок приобщается к культуре страны, в которой живет и культуре мира.
Игра помогает ребенку усвоить общественный опыт и превратить его в достояние личности. Кроме того, в игре ребенок активно общается со сверстниками. Это значительно расширяет его умения общения. Именно в игре развивается воля ребенка, поскольку ребенок, овладевая в ходе игровой деятельности каким-либо новым для него способом действий, учится преодолевать трудности.
В ходе игры развивается умственная деятельность ребенка. Ведь игра требует решения новых, постоянно усложняющихся задач. Ребенок, следуя правилам игры, должен быстро сообразить, какого поступка ждут от него участники игры. Причем он понимает, что его действия должны удовлетворить остальных участников игры.
С помощью игровой формы обучения можно в значительной степени улучшить процесс социального взаимодействия детей, стимулировать их социальное развитие. Игры являются эффективным средством овладения детьми социальными умениями и навыками. Без игры трудно рассчитывать на успех в работе с детьми. Детский коллектив, сплоченный в игровой деятельности, быстрее развивается и созревает для других видов деятельности [10, С. 752-755].
2. Влияние игр со строительным материалом на развитие конструктивных умений дошкольников
2.1 Определение понятия и характеристика видов строительно-конструктивных игр
Термин «конструирование» означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. Конструктивная деятельность - это практическая деятельность, которая направленна на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Строительно-конструктивная деятельность детей заключается в постройке или создании различных объектов, которые в дальнейшем применяются в игровых целях [7, С. 71-72].
Конструирование - это целенаправленный процесс, в результате которого получается определённый реальный продукт детского труда. Особенностью игр со строительными материалами является то, что для усвоения конструктивных умений необходимо специальное обучение.
Выделяют два типа конструирования: техническое и художественное.
В техническом конструировании дети отображают реально существующие объекты, а также придумывают поделки по ассоциации образами из сказок, фильмов.
К техническому типу конструкторской деятельности относят: конструирование из строительного материала; конструирование из деталей конструктора, имеющих разные способы крепления; конструирование из крупногабаритных модульных блоков.
В художественном конструировании дети, создавая образы, не только отображают их структуру, сколько выражают своё отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, формой.
К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала [28].
Характерной особенностью процесса конструирования является воссоздание и преобразование (комбинирование) пространственных представлений (образов, что способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений.
Представление о пространстве при этом складывается из конкретных признаков формы, величины, протяженности, объемности предметов, а также их структурных единиц: частей, деталей. В связи с этим речь детей обогащается новыми терминами, понятиями, которые в других видах деятельности употребляются редко [21, С. 116-118].
В строительно-конструктивной деятельности используются различные материалы: строительные материалы (кубики, бруски разной формы и размера из дерева и пластмассы), специальные конструкторы (лего и др.), а также различные природные материалы (песок, снег, камешки, веточки, шишки и др.). Игры со строительным материалом входят в группу творческих игр. В них воплощаются представления детей о предметах и объектах окружающей действительности. Реализуя игровой замысел, дети комбинируют различные представления, замещают одни предметы другими, передают свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства [23].
Особенностью игр со строительным материалом является то, что в их основе лежат конструктивные умения и способности, вследствие чего они в большей степени, чем какие-либо другие виды детской игры, приближаются к созидательной продуктивной человеческой деятельности.
Строительно-конструктивные игры – такие игры, в процессе которых ребенок конструирует, создает, строит, созидает. Эти игры открывают детям разнообразные особенности труда взрослых. Дошкольники осознают не только внешние проявления труда взрослых, но и мотив.
Содержанием игр со строительным материалом является созидание, воспроизведение окружающей действительности с помощью различных материалов. Различаются следующие виды строительного материала:
- специально созданный (напольный, настольный строительный материал, наборы, конструкторы);
- природный (песок, снег, глина, камни);
- подсобный (доски, ящики, коробки и др.).
Игры со строительными материалами связаны с другими видами игр (сюжетно-ролевыми, театрализованными, подвижными, дидактическими) [].
В теории и практике дошкольного воспитания сложилось несколько видов конструирования:
- Конструирование по образцу. Дети воспроизводят постройку вслед за педагогом либо ориентируясь на схему, рисунок, чертеж.
- Конструирование по модели. Ребятишкам показывают готовое сооружение. Они самостоятельно делят его на составные части, подбирают детали необходимой формы и воспроизводят модель.
- Конструирование по условиям. Детям объявляются параметры, которым должна соответствовать постройка (двухэтажный дом для мелких игрушек, гараж для двух машинок с подъездной дорожкой). Однако наглядного образца не дается. Дети сами генерируют идеи и воплощают их с использование различных материалов.
- Конструирование по теме. Дошкольники самостоятельно выбирают материалы и техники, с которыми будут работать, разрабатывают проект без помощи взрослых. Воспитатель называет лишь тему строительно-конструктивной игры: автомобили будущего, город, животные.
- Конструирование по замыслу. Ребенок сам решает, что и как он будет строить, учится воплощать в жизнь свой собственный проект. Для дошкольника это самая трудная задача [11].
Дети довольно рано начинают интересоваться кубиками и конструкторами. Сначала они просто манипулируют игрушками, пробуют соединить две детали, поставить один блок на другой. Чуть позже появляется желание создавать постройки для кукол. Постепенно конструкции усложняются: капитану нужен корабль, космонавту - ракета, для театрального представления необходима сцена. Строительно-конструктивные игры позволяют малышам проявить свою позитивную активность, поэтому они так популярны в среде дошкольников и их родителей. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным оптом. Эти игры способствуют развитию мышления, пространственного воображения, лежащих в основе конструкторской деятельности.
Такой вид игры больше подходит для детей старшего дошкольного возраста, когда моторика у них уже хорошо развита, и они уже могут что-то сконструировать. С помощью различных конструкторов и сборных моделей у детей формируются элементарные трудовые умения и навыки, они познают физические свойства предметов, и у них развивается практические мышление. В результате конструирования у малыша развивается воображение и образное мышление, он учится планировать свои действия в определенной последовательности.
Наличие игрового замысла, его свободное развитие, вариативность решения созидательной задачи, интерес детей к процессу деятельности - все это определяет творческий характер игр со строительным материалом. Следует добавить и присущую этим играм работу воображения [18, С. 93-96].
Строительно-конструктивная деятельность используется для развития детей дошкольного возраста уже достаточно давно и в той или иной мере применяется практически всеми педагогами, работающими с детьми.
Использование педагогами игр со строительным материалом в процессе ознакомления с трудом взрослых активизирует эмоциональную сферу детей, побуждает их к сопереживанию тем, кто работает. Пережитые эмоции обусловливают конкретизацию знаний о сущности труда, требования, которые она предъявляет человеку, и о том, как труд влияет на развитие, общественное признание личности. Все это формирует основы внутренней готовности ребенка к самостоятельному труду. Представить себе нормальное развитие дошкольника без игровой деятельности невозможно [7, С. 59-60].
2.2 Игры со строительным материалом как средство развития конструктивных умений дошкольников
Любая игра есть деятельность. При таком ее понимании открываются широкие возможности применения игры в коррекционных целях. Игра как деятельность включает собственно разнообразные игры и множество действий, операций, непосредственно отвечающих условиям достижения игровой цели. На основе именно такого подхода к ее использованию строится методика игровой деятельности, внутри и в связи с которой происходит коррекция личностных отклонений детей и воспитание их речи
Конструирование - это деятельность, которая отвечает интересам и потребностям дошкольников, учитывает психологические особенности ребёнка дошкольного возраста [22].
В дошкольной педагогике конструирование рассматривается, как средство всестороннего развития ребенка.
а) Умственное развитие
Формируются сенсорные способности. Наиболее успешно развиваются в продуктивной деятельности, в частности в конструировании. Конструируя, ребенок учится различать внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение и др.); у него также развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии он осуществляет и анализ, и синтез). Таким образом, формируется способность сравнивать, производить зрительный анализ, включать в процесс восприятия процессы мышления.
В играх со строительным материалом у детей формируется интерес к технике, развивается наблюдательность; приобретают знания технического характера, знакомятся со свойствами геометрических тел.
б) Трудовое воспитание
Игры со строительным материалом особенно близки к трудовой деятельности. Они воспитывают у детей такие качества, которые непосредственно подготавливают их к труду: умение ставить цель; планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей работы и работы своих товарищей, творчески подходить к осуществлению поставленной цели. В процессе строительной деятельности развивается трудолюбие, самостоятельность, инициатива, ответственное отношение к делу. При организации и проведении игр в детском саду имеются большие возможности для воспитания первоначальных навыков дружной работы в коллективе.
в) Развитие речи
В играх со строительным материалом большая роль принадлежит деятельности руки, связанной с активной работы сознания. Материалистическая физиология придает огромное значение руке как тонкому органу осязания, который дополняет комплекс ощущений и делает представление о предметах более полными, более глубокими. Благодаря совместной деятельности руки, мозга и речевого аппарата человек имеет возможность воздействовать на внешний мир, познавая законы его развития. В условиях детского сада строительные игры способствуют совершенствованию речи у детей: они делятся своими замыслами, объясняют свои действия, подсказывают то или иное решение. Расширяется словарный запас.
г) Физическое воспитание
Строительные игры ценны и тем, что доставляют большое эмоциональное наслаждение детям. В процессе игры дети воплощаются в своих любимых героев: либо это летчик, сооружающий себе самолет; либо капитан, горячо обсуждающий со своими матросами детали строящегося парохода, на котором предлагается далекое плавание.
Постоянное упражнение в самых разнообразных движениях, сопровождающееся эмоциональным подъемом, способствует тому, что эти движения становятся быстрыми, ловкими, легко подчиняющимися контролю глаза. Улучшается согласованная работа отдельных мышц, особенно сгибателей и разгибателей.
д) Эстетическое воспитание
Для построек каких-либо сооружений из строительного материала, необходимо знакомить детей с их подлинным изображением. Для этого необходимы экскурсии и иллюстрации с изображением каких-либо сооружений и построек. С их помощью дети имеют возможность развивать художественный вкус, вызывать эстетическое наслаждение при рассматривании красивых сооружений, формировать умение ценить созданное творческим трудом людей, любить архитектурные богатства своего города, страны, беречь их. Кроме того, у детей развивается понимание целесообразности архитектурных решений.
е) Нравственное воспитание
Нравственное воспитание происходит в тесном взаимодействии с умственным воспитанием, и в этом едином процессе решается задача всестороннего развития и гармоничного развития ребенка.
Немаловажную роль в этом играет конструирование. Оно способствует формированию таких ценных качеств, как самостоятельность, инициатива, организованность и ответственность при выполнении задания. На занятиях конструированием и в игре у детей воспитывают волю, сдержанность, умение выслушивать объяснения воспитателя и работать в соответствии с его указаниями, преодолевать трудности в достижении цели.
ж) Подготовка детей к школе
Целенаправленное и систематическое обучение детей конструированию играет большую роль в подготовке детей к школе. Оно способствует формированию умения учиться, раскрывает им, что основной смысл деятельности не только в получении результата, но и в приобретении знаний и умений. Такой познавательный мотив вызывает существенные изменения в психических процессах. Эти изменения состоят в основном в способности произвольно управлять своими познавательными процессами (направлять их на решение учебных задач, в достижении определенного уровня развития мыслительных операций, способности систематически выполнять умственную работу, необходимую для сознательного усвоения знаний [1].
Строительно-конструктивная деятельность, по мнению Л.А. Парамоновой и других специалистов, вызывают интерес у детей, причем в равной степени, как у мальчиков, так и у девочек, способствует снятию напряжения, тревожных состояний, способствует развитию внимания, настойчивости в достижении цели, способностей анализировать и планировать свою деятельность.
Известный педагог Сухомлинский В. А. отмечал, что: «Строительные игры - интереснейшая форма детского технического творчества, открывающая возможности для активной двигательной и интеллектуальной деятельности ребят» [2, С. 177].
По мнению Т.С. Комаровой, специфика строительно-конструктивной деятельности дает детям возможность активнее усваивать знания не только о форме, строении предметов, их величине, о плоскостной форме, но и о их устойчивости, сочетании, взаимодействии. В строительно-конструктивной деятельности есть возможность передвигать разные по форме предметы, сравнивать, накладывая одну на другую, проверять на прочность получаемую конструкцию. Автором отмечено, что в процессе строительно-конструктивной деятельности дошкольники знакомятся с простыми формами различных предметов, у них формируется умение различать и устанавливать величину и пропорции предмета, дети постигают простейшие законы физики. Строительная игра приучает детей к целенаправленной, планомерной деятельности, развивается мышление, формируется точный словарь, выражающий название геометрических фигур, пространственных взаимоотношений. Решаются задачи нравственного воспитания – дети знакомятся с трудом строителей, помогают друг другу, стараются создавать красивые постройки вместе [9, С. 536-537].
Дети очень любят строить. Игры со строительным материалом способствуют развитию мышления, пространственного воображения, также способствуют умственному, сенсорному, нравственному и речевому развитию. В начале игры детям приходится договариваться о том, что и как будут строить, в процессе игры договариваться, советоваться друг с другом какие детали, где будут использоваться. Очень часто дети строят сразу из нескольких конструкторов. Детей увлекает сам процесс постройки. Потом дети придумывают разные сюжеты игр и могут разыгрывать сразу несколько сюжетов. Тема построек зависит от того какой мультфильм посмотрели или в какую игру хотят поиграть.
Очень часто строят замки, города, мосты, космические станции, космодромы, треки. Одна тема может повторяться несколько дней, но постройки не повторяются, часто в постройку вовлекаются уже и другие дети [8].
В самостоятельных строительных играх детей происходит смешение и взаимопроникновение элементов ролевой, дидактической и подвижной игр, но главным содержанием является творческое созидание.
В процессе конструктивной деятельности происходит развитие восприятия и образного мышления, воображения, фантазии, творчества ребенка. Ребенок в процессе конструирования знакомится со свойствами предметов: цветом, формой, величиной, пространственной ориентировкой. Решает познавательные и творческие задачи. Осваивает способы построения по наглядной модели. Конструктивная деятельность уже в дошкольном возрасте развивает способности у ребёнка производить глубокий зрительный анализ объекта, модели. Таким образом, формируется важные мыслительные процессы: сравнение, обобщение, умение делать собственные выводы и умозаключения. Особое значение данный вид деятельности имеет для детей с патологией зрения. Зрительные нарушения изначально негативно влияют на развитие зрительного восприятия, которое лежит в основе конструктивной деятельности, поскольку ребёнок не может воспринять, представить и воспроизвести то, что он не видит или видит плохо. Дети с нарушением зрения испытывают трудности восприятия предметов, находящихся как вблизи, так и вдали от глаз. У них затрудняется процесс рассматривания мелких предметов, нарушается восприятие формы и величины предметов, расстояния удаленных предметов, нарушается целостность, одновременность, удалённость, протяжённость, объемность восприятия, трудности различения контраста [7, С. 62-64].
Еще Макаренко А. С. подчеркивал, что игры ребенка с игрушками - материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности из материалов человек создает ценности и культуру» [2, С. 185].
Толстой Л. Н. сказал в свое время, что если ребенок в детстве не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать и копировать [12, С. 18-21].
Успех конструктивной деятельности во многом зависит от уровня сформированности у ребенка произвольных движений рук и от того, насколько согласованно действуют его руки под контролем зрения.
В процессе конструктивной деятельности дети усваивают правильные названия геометрических форм деталей строительного набора, узнают об особенностях геометрических тел, учатся видеть форму в окружающих предметах.
Художественное творчество с использованием природных материалов - один из путей приобщения детей к природе, к красоте, к созиданию и творчеству. Это не только увлекательное, но и полезное занятие, имеющее большое значение для развития личности дошкольника. В процессе создания объемных поделок у детей развиваются мелкая моторика руки, глазомер, пространственная ориентировка, умение целесообразно и бережно использовать дары природы, воспитываются трудолюбие и усидчивость. Дошкольники учатся планировать свою деятельность, подбирать материал для изделия, выбирать способы соединения деталей и оформления изделия [21, С. 123-125].
Заниматься с ребёнком конструированием необходимо, т. к.:
• ставит ребёнка в активную позицию, стимулируя его познавательную деятельность; создаёт основу для развития фантазии и воображения;
• развивает мелкую моторику рук и глазомер, учит соизмерять мышечное усилие и тренировать координацию руки и глаза;
• конструирование способствует знакомству с сенсорными признаками предметов (цветом, формой, величиной) и помогает научиться оперировать ими;
• оперирование с деталями конструктора позволяет формировать и совершенствовать определённые типы перцептивных действий, необходимых для использования сенсорных эталонов при анализе свойств реальных предметов: целенаправленные пробы, практическое соизмерение и зрительное соотнесение;
• на основе практических действий с конструктором осуществляется развитие основных мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
• строительные игры, которые несут практическую, проблемную направленность активизируют детей, способствуют переносу освоенных умений на другие ситуации;
• благодаря созданию материальных конструкций абстрактные понятия (как величина) могут быть представлены детям в доступной им конкретно-чувственной форме;
• конструирование способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных соотношений. В связи с этим речь детей обогащается новыми терминами, понятиями, которые в других видах деятельности употребляются редко. В процессе конструирования дети усваивают правильное употребление относительных понятий: большой – маленький, длинный – короткий, высокий – низкий, широкий – узкий. Также они упражняются в точном словесном указании направления (над – под, сзади – спереди, вправо – влево и т. д.) [4].
2.3 Методика обучения конструированию детей дошкольного возраста
Долгое время считалось, что задача взрослых - обеспечить ребенка необходимыми материалами. Как правильно обращаться с кубиками и конструктором, он сможет разобраться сам. Однако педагогические наблюдения показали, что без специального обучения игры ребятишек со строительным материалом сводятся к примитивному манипулированию. Современный образовательный процесс в детском саду целенаправлен на неуклонное обогащение самостоятельного личностного опыта дошкольников.
Это достигается конструированием образовательного процесса на основе принципов интеграции развивающего образовательного содержания, взаимосвязи и взаимодополняемости разных видов детской деятельности, созданием творческой и гуманистической направленности активности детей, по отношению к миру.
Для развития строительно-конструктивной деятельности детей дошкольного возраста во всех возрастных группах необходимо проводить целенаправленное систематическое обучение дошкольников конструктивным умениям на специальных занятиях по конструированию и в свободное от занятий время.
З. В. Лиштван, В. Г. Нечаева и Е. И. Корзакова доказали, что развитие конструктивных способностей детей находится в прямой зависимости от руководства воспитателя детской деятельностью. Если воспитатель систематически обучает детей сооружению различных построек, знакомит их с конструктивными особенностями материалов, то практически все дети овладевают определенным объемом умений и навыков. Строительные игры становятся богаче по содержанию, постройки более разнообразными, лучше технически выполнены [22].
Для того чтобы формировать у детей интерес к играм со строительным материалом, педагог использует различные приемы:
- показ образца;
- показ способов построения;
- словесное обоснование;
- создание проблемных ситуаций (прием сотворчества: предлагает детям (в разных возрастных группах)) достроить, перестроить, преобразовать постройку, которую он соорудил.
Для возникновения и укрепления интереса к играм со строительным материалом много дает ознакомление со строительством в действительной жизни. На прогулках, экскурсиях целесообразно обращать внимание дошкольников на особенности разных сооружений: как построен мост, чем отличается жилой дом от здания художественного назначения (музей, театр), чем похожи и чем различаются виды городских транспортных средств и т. п.
Главная идея методики заключается в том, чтобы вести ребёнка от подражания действиям взрослых к самостоятельному решению конструктивных задач возрастающей трудности. Основные умения дети приобретают на занятиях, в совместной деятельности с взрослым, а затем переносят их преображения, дополняя и варьируя в самостоятельные игры со строительными материалами [11].
Эффективность любого обучения, в том числе и конструктивным умениям, зависит от того, насколько оно интересно ребенку, вызывает его активность. Для того чтобы сформировать у детей интерес к играм со строительным материалом, педагог использует различные приемы: строит сам в присутствии детей младшего дошкольного возраста, вовлекает малышей в обыгрывание постройки. Используется также прием сотворчества: педагог предлагает детям (в разных возрастных группах) достроить, перестроить, преобразовать постройку, которую он соорудил.
Для возникновения и укрепления интереса к играм со строительным материалом много дает ознакомление со строительством в действительной жизни.
На протяжении всех возрастных этапов воспитатель использует игры со строительным материалом для обогащения сенсорного опыта детей [17, С. 61-63].
В процессе обучения конструктивным умениям используются различные методические приемы:
• демонстрация образца;
• показ способов постройки с объяснением приемов конструирования;
• постановка проблемной задачи;
• сообщение темы постройки с указанием условий, которым она должна соответствовать.
Конструктивный материал, методы и приемы, используемые педагогом в процессе занятия, способствуют реализации системы педагогической работы с детьми [7, С. 72].
Малыши 2-3 лет играют с простыми строительными наборами из пластин, кубиков, призм и кирпичиков. Они учат их названия, тренируются различать формы, цвета, размеры.
Воспитатель предлагает ребятишкам заняться конструированием по образцу. Изучаются самые простые приемы: размещение деталей по горизонтали (дорожка), накладывание (башня, лестница), замкнутые сооружения (забор, домик), элементарные перекрытия (мост, гараж).
Особенностью этого возраста является то, что дети играют рядом, но не вместе. Надо учить малышей не мешать друг другу. В начале года занятия проводятся в небольших группах из 4-8 человек, и только со второго полугодия можно задействовать всех воспитанников. Возведенные постройки обязательно обыгрываются с помощью игрушек.
Организация строительно-конструктивных игр для малышей 3-4 лет предусматривает использование специальных наборов и конструкторов, а также природных материалов: снега, песка. Совершенствуются навыки, полученные на предыдущем этапе обучения. Педагог учит ребятишек работать в группах из 2-3 человек, согласовывать действия, вместе радоваться полученному результату.
Вводятся элементы проблемного обучения, когда детям предлагается изменить первоначальную конструкцию: расширить дорожку для большого грузовика, сделать выше забор вокруг дома. Закрепляется представление о цветах, формах, размерах отдельных деталей и сооружений из них. Для воспитания интереса к конструированию педагог учит малышей играть с постройками, выдает красивые образные игрушки.
Четырехлетние дети способны замечать красоту зданий, улиц, мостов и других сооружений родного города. Во время экскурсий им предлагают рассмотреть постройки, разбить их на отдельные части. В игре отображаются полученные впечатления. При этом используются разнообразные материалы: конструкторы, наборы для строительного творчества, бумага, картон, катушки, природные материалы, куски фанеры и т. д
Все чаще педагог просит ребят самостоятельно выбрать тему для игр, содержание которых существенно расширяется. Дети строят пароходы, автомобили, поезда, многоэтажные здания. Нужно учить их работать сообща, распределять задания. Лучший вариант - когда каждый конструирует один объект (мост, дорогу, заправку, светофор, дом), а в итоге получается пространство для общей игры (например, город).
Из приемов используется демонстрация образца для воспроизведения, сотворчество, когда детям предлагается внести изменения в сооружение (сделать его выше, длиннее, добавить этаж, пристроить крыльцо или другие детали). В этом возрасте надо показать, как одну и ту же заготовку (к примеру, вагон) можно превратить в различные объекты (автобус, поезд, трамвай). Обязательно проводится анализ строительно-конструктивной игры, детей учат оценивать свой вклад в работу, замечать интересные находки товарищей.
Чтобы у детей была возможность заняться конструированием, необходимо правильно организовать предметную среду в детском саду и дома. Желательно, чтобы строительные наборы соответствовали возрасту детей, были разнообразными и привлекательными [6].
Заключение
В курсовой работе идет речь о влиянии игр со строительными материалами на развитие детей дошкольного возраста. Игровая деятельность в дошкольном образовании рассматривается как одно из главных средств воспитания и обучения детей. В статье рассмотрены подходы к определению понятия игры, определены аспекты и основные направления развития игровой деятельности в дошкольном возрасте, и характерные черты конструкторской деятельности детей.
Выделены отличительные особенности игр со строительным материалом, их виды и значения для дошкольника. Подведены итоги необходимости применения таких игр как эффективного средства развития личности дошкольника.
В качестве основных выводов можно отметить следующее. Любая игра для дошкольника значит очень многое. Именно в игре формируются личностные черты ребенка, именно с помощью игры он учится коммуникабельности, учится проявлять свои способности, начинает стремиться к успеху, учится самостоятельно получать знания и находить решения. Кроме того, ребенок, который в детстве играл в различные игры, более уверен в себе, у него хорошо развито воображение и любознательность и умение придерживаться определенных правил. Все эти качества, несомненно, помогут ему в дальнейшей жизни.
Представить себе нормальное развитие дошкольника без игровой деятельности невозможно. Одним из основных видов игровой деятельности ребенка являются игры со строительными материалами.
Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. Строительно-конструктивные игры – такие игры, в процессе которых ребенок конструирует, создает, строит, созидает. Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее задуманного продукта. Эти игры открывают детям разнообразные особенности труда взрослых.
Строительно-конструктивная деятельность используется для развития детей дошкольного возраста уже достаточно давно и в той или иной мере применяется практически всеми педагогами, работающими с детьми.
Детское конструирование в последнее время становится все более популярным. В программах по дошкольному воспитанию этот вид деятельности считается одним из основных. Конструирование играет важную роль в умственном, трудовом, нравственном развитии детей. Этот вид деятельности носит познавательный и творческий характер. Существует два типа детского конструирования: техническое и художественное. Различаются они материалами, используемыми на занятиях.
Этот вид деятельности создает благоприятные условия для формирования математических знаний о форме, размере, количестве предметов. В ходе создания поделки стимулируется воображение, мышление, память.
Разнообразные занятия с применением строительных игр в детском саду предоставляют реальный шанс каждому малышу раскрыть свои конструктивные способности, развить логическое и пространственное мышление, воображение, самостоятельность и навыки взаимодействия, а педагогам позволяют увлечь ребят техническим творчеством. Ключевая роль воспитателя - организовать пространственно-образовательную среду, создать необходимые условия, пробуждающие познавательную активность ребёнка и его стремление к самосовершенствованию
Отсюда вытекают задачи, стоящие перед современными воспитателями. Они должны познакомить детей с различными способами конструирования, развивать содержание самостоятельных игр и формировать дружеские отношения среди малышей. Важно учить воспитанников анализировать увиденные сооружения, подбирать подходящий материал, планировать предстоящую работу.
Список используемых источников
- Агеева О. А. Значение cтроительно-конcтруктивных игр в развитии личности ребенка//Научная библиотека – 2019. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: WorldWideWeb. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/02/07/znachenie-ctroitelno-konctruktivnyh-igr-v-razvitii-lichnosti-rebenka (дата обращения 25.03.19)
- Бахтумский А. Е., Глубокова Е. Н. Педагогика. Учебник для ВУЗов. – СПб.: Питер, 2018. – 322 с.
- Волкова И. А. Значение конструирования из строительного материала в умственном развитии ребенка. Консультация для родителей//Научная библиотека – 2018. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: WorldWideWeb. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-znachenie-konstruirovanija-iz-stroitelnogo-materiala-v-umstvenom-razviti-rebenka.html (дата обращения 23.03.19)
- Гельвих В. М. Значение конструирования из строительного материала в умственном развитии ребёнка. Консультация для родителей//Научная библиотека – 2017. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: WorldWideWeb. URL: https://infourok.ru/konsultaciya-znachenie-konstruirovaniya-iz-stroitelnogo-materiala-v-umstvennom-razvitii-rebyonka-2057473.html (дата обращения 23.03.19)
- Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник. – СПб.: Питер, 2019. – 464 с.
- Горынцева А. А. Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в конструировании из различных материалов. – М.: ООО Международный центр науки и образования, 2017. – 198 с.
- Долгополова Н. А., Смелая О. Л. Конструирование: классика педагогики или инновационный подход к деятельности дошкольника? – Орехово-Зуево: ГГТУ, 2017. – 116 с.
- Дробинина С. Т. Игры со строительным материалом//Научная библиотека – 2018. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: WorldWideWeb. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/igry-so-stroitelem.html (дата обращения 25.03.19)
- Дятлова Н. В. Развитие конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2016. - №14. - С. 536-537
- Евдокимова О. А., Дунаева О. В. Значение игры в воспитании ребёнка . [Текст]// Молодой ученый. - 2015. - №7. - С. 752-755
- Зверева И. И. Развитие конструктивных умений у детей дошкольного возраста//Научная библиотека – 2018. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: WorldWideWeb. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/-razvitie-konstruktivnyh-umenii-u-detei-doshkolnogo-vozrasta.html (дата обращения 23.03.19)
- Козлова А. Ю. Организационно-педагогические условия формирования у детей 5-6 лет представлений о труде взрослых. [Текст] //Научное отражение. - 2017. - № 6. – С. 18-21
- Мериновав Е. Н., Косницкая Т. О., Терентьева Т. Г. Игра в жизни ребенка. – Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2018. – 144 с.
- Микляева Н. В., Микляева Ю. В., Виноградова Н. А. Дошкольная педагогика. Учебник. – М.: Юрайт, 2018. – 412 с.
- Овсянникова М. П., Кутняк А. А., Балакина И. Н. Значение игры для дошкольников [Текст] // Молодой ученый. - 2017. - №9. - С. 347-350
- Прокопенко С. А., Быканова Н. И., Щербинина И. П. Влияние игровой деятельности на развитие дошкольника. – Чебоксары: Интерактив Плюс, 2017. – 112 с.
- Романенко О. Г. Развитие строительно-конструктивной деятельности детей дошкольного возраста. – Чебоксары: Интерактив плюс, 2017. – 130 с.
- Романова Е. Р. Игры-занятия со строительным материалом как средство умственного развития детей. [Текст] //Вестник науки и образования. - 2018. - № 4. – С. 93-96
- Сенченко Н. А., Ковган А. В. Влияние игры на развитие детей дошкольного возраста. [Текст] //Аспирант. - 2018. - № 5. – С. 54-56
- Тараненко С. М. Развитие строительно-конструктивных игр и руководство ими в разных возрастных группах//Научная библиотека – 2018. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: WorldWideWeb. URL: https://infourok.ru/razvitie-stroitelnokonstruktivnih-igr-i-rukovodstvo-v-raznih-vozrastnih-gruppah-2548264.html (дата обращения 23.03.19)
- Терехина С. В., Кузнецова И. В. Развитие творчества дошкольников в конструировании из природного материала. – Чебоксары: Интерактив плюс, 2019. – 232 с.
- Методика обучения детей дошкольного возраста конструктивным умениям. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: WorldWideWeb. URL: https://www.ipo.ru/shpory/doshkolnaya_pedagogika2/doshkolnaya_pedagogika223.html (дата обращения 20.03.19)
- Особенности конструктивных игр детей. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: WorldWideWeb. URL: https://poisk-ru.ru/s36270t1.html (дата обращения 22.03.19)
- Особенности развития ребенка в дошкольном возрасте. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: WorldWideWeb. URL: https://hr-portal.ru/article/osobennosti-razvitiya-rebenka-v-doshkolnom-vozraste (дата обращения 20.03.19)
- Психологические особенности развития детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: WorldWideWeb. URL: https://doshkolnik.net/stati/psihologiya-doshkolnogo-vozrasta.html (дата обращения 20.03.19)
- Строительно-конструктивная игра – один из элементов развития ребенка. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: WorldWideWeb. URL: http://fb.ru/article/381020/stroitelno-konstruktivnaya-igra---odin-iz-elementov-razvitiya-rebenka-tseli-osobennosti-i-rukovodstvo-pri-provedenii-igryi (дата обращения 22.03.19)
- Формирование у дошкольников конструктивных способностей, приобщение к миру технического конструирования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: WorldWideWeb. URL: https://www.pdou.ru/categories/1/articles/404 (дата обращения 20.03.19)
- Характеристика строительно-конструктивных игр. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: WorldWideWeb. URL: https://murzim.ru/nauka/pedagogika/didaktika/26785-harakteristika-stroitelno-konstruktivnyh-igr.html (дата обращения 20.03.19)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Игры на развитие конструктивных умений и мышления дошкольников"
Презентация "Игры на развитие конструктивных умений и мышления дошкольников"...
Примерный перспективный план работы по развитию конструктивных умений у младших дошкольников
вторая младшая группа...
Влияние игр со строительным материалом на развитие детей (консультация для родителей)
Хочу познакомить Вас с тем, как проходят игры-занятия со строительным материалом в детском саду, и с тем, как их можно организовать дома....
Консультация для родителей "Влияние игр со строительным материалом на развитие ребёнка"
Как известно, основным видом деятельности детей дошкольного возраста - является игра. В процессе, игры развиваются – духовные, физические качества ребёнка. А игры со строител...
Методические рекомендации по теме: «Развитие конструктивных умений и навыков дошкольников при использовании конструктора «ТИКО».
Методические рекомендации по развитию конструктивных умений и навыков дошкольников при использовании конструктора "ТИКО"...
Методические рекомендации по теме: «Использование конструктора «ТИКО» в непрерывной образовательной деятельности в ДОУ по ФГОС для развития конструктивных умений и навыков дошкольников».
Методические рекомендации описывают систему работы по развитию конструктивных умений и навыков дошкольников в соответствии с возрастом, проанализированы возможности современного дидактического средств...
Теоретическое основы использования неоформленных материалов как средства развития конструктивных умений детей старшего дошкольного возраста
Теоретическое основы использования неоформленных материалов как средства развития конструктивных умений детей старшего дошкольного возраста...