Методические рекомендации по теме: «Развитие конструктивных умений и навыков дошкольников при использовании конструктора «ТИКО».
методическая разработка по конструированию, ручному труду
Методические рекомендации по развитию конструктивных умений и навыков дошкольников при использовании конструктора "ТИКО"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 135.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 2 комбинированного вида Петродворцового района Санкт - Петербурга Методические рекомендации по теме: «Развитие конструктивных умений и навыков дошкольников при использовании конструктора «ТИКО». Автор: Сарсания Алла Эдуардовна Воспитатель ГБДОУ детский сад № 2 2020г |
Оглавление
1. Пояснительная записка.
2. Введение.
3. Содержание.
4. Руководство строительно - конструктивными играми:
- младший дошкольный возраст.
- средний дошкольный возраст.
- старший дошкольный возраст.
- подготовительная к школе группа.
5. Вывод.
6. Список использованной литературы.
Пояснительная записка.
В истории педагогики во многих системах воспитания детей дошкольного возраста (система Ф. Фребеля, вальфдорфская педагогика, система Л.К. Шлегер и др.) представлены игры со строительным материалом.
Этот вид игры достаточно хорошо изучен в отечественной дошкольной педагогике (В.Г. Нечаева, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук, Л.А. Парамонова и др.). Но термин «строительно-конструктивная игра» появился сравнительно недавно (П.Г. Саморукова, В.Р. Лисина). Одной из основных особенностей данной игры является то, что в ее основе лежат конструктивные умения и навыки, вследствие чего она в большей степени, чем какие-либо другие виды детской игры, приближается к созидательной практической деятельности ребенка, в частности, к конструированию.
Строительно-конструктивные игры относятся к группе творческих игр. Они в некоторой степени сходны с сюжетно-ролевой игрой и рассматриваются некоторыми исследователями как ее разновидность. Однако между строительно-конструктивными и сюжетно-ролевыми играми есть существенные различия: в сюжетно-ролевой игре отражаются, прежде всего, разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строительно-конструктивной игре основным является конструктивное творчество детей и развитие интереса к технике.
Воспитателю важно учитывать взаимосвязь игр со строительными материалами с другими видами игр (сюжетно-ролевыми, театрализованными, подвижными, дидактическими). Так, строительство часто возникает в процессе сюжетно-ролевой игры и вызывается ею. Она как бы задает цель строительной игре. Например, дети задумали играть в моряков, поэтому возникла необходимость строить корабль. Однако строительная игра может возникнуть и как самостоятельная, и уже на ее основе развивается та или иная игра. Например, дети строят театр, а потом играют в артистов.
Творческий характер игры определяет наличие игрового замысла, его свободное развитие, вариативность решения созидательной задачи, интерес детей к процессу деятельности, наличие воображаемой ситуации. Освоение конструктивных особенностей материала наталкивает детей на создание новых предметов, изменение их свойств: положил кирпичик на широкую грань – можно строить дорожку, скамейку, поставил этот же кирпичик на узкую короткую грань – можно строить высокий забор и т.д. Но при неосторожной игре эти постройки ломаются и надо снова их восстанавливать, их сложно перенести на другое место, а это некоторое неудобство для игровой деятельности детей. И в такой ситуации на помощь детям придет конструктор «ТИКО».
«ТИКО» – это Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения. Он представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери», «глазок». Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т.д.
В игре с конструктором ТИКО ребенок выучивает не только названия и облик плоскостных фигур (треугольники равносторонние, равнобедренные и прямоугольные, квадраты, прямоугольники, ромбы, параллелограммы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники), малышу открывается мир призм, пирамид, звезд Кеплера.
Для ребенка важно, чтобы результаты его творческой деятельности можно было наглядно продемонстрировать: это повышает самооценку и положительно влияет на мотивацию к деятельности, к познанию. Конструктор ТИКО создает для этого самые благоприятные возможности. Уже через 2 – 3 месяца обучения воспитанники создают конструкции на различную тематику, которые можно объединить в эффектную масштабную экспозицию. Используя конструктор ТИКО в собственной деятельности, дети успешно овладевают основными приемами умственной деятельности, ориентируются на плоскости и в пространстве, общаются, работают в группе, в коллективе, конструируют поделки как плоскостные, так и объемные, увлекаются самостоятельным техническим творчеством.
Конструирование – процесс творческий, осуществляемый через самостоятельную или совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом, позволяющий провести интересно и с пользой время в детском саду и дома. При этом дети через развивающие практические задания учатся преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения, находить наиболее действенный способ достижения цели. И в этом несомненная актуальность использования конструктора в образовательной деятельности дошкольников.
При описании системы работы даны методические рекомендации по развитию конструктивных умений и навыков дошкольников в соответствии с возрастом, проанализированы возможности современного дидактического средства – конструктора «ТИКО».
Его выпуск был начат по рекомендациям Российской Академи Образования в 2005 году отечественным производителем ЗАО «НПО РАНТИС». Конструктор«ТИКО» получил высокую оценку специалистов Московского Государственного Университета имени М.В.Ломоносова, Российского Государственного педагогического Университета имени А.И.Герцена, Ярославского Государственного Университета и др. Конструктор имеет сертификат соответствия гигиеническим требованиям и рекомендации Российского Государственного Педагогического Университета им. А.И. Герцена и Ленинградского Областного Института Развития Образования.
Педагогическая целесообразность обусловлена важностью развития общего интеллекта и математической грамотности, таких навыков, как пространственное и конструктивное мышление. Система практических заданий позволяет педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные, зрительные и математические представления через игровую деятельность.
Целью инновационного проекта является оказание методической помощи воспитателям дошкольных учреждений профессионально применять предметно-дидактический материал – конструктор «ТИКО» в развитие конструктивных умений и навыков дошкольников, приобщать детей к активной умственной деятельности, к формированию поисковых подходов к решению поставленной задачи.
Предполагаемые итоги реализации проекта. Интеллектуальное развитие детей, необходимое для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.
Методические рекомендации по проблеме развития конструктивных умений и навыков соответствуют возрастным особенностям дошкольников от 3 до 7 лет и составлено с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов. Обозначено место для использования конструктора «ТИКО» в образовательной деятельности дошкольников, предложены некоторые индивидуальные задания, отдельные фрагменты образовательной деятельности с использованием конструктора, фотографии, схемы – подсказки, показатели определения уровня овладения детьми конструктором «ТИКО» для объемного моделирования.
Введение
Когда мы говорим о конструировании в контексте деятельности детей, мы подразумеваем создание построек, изготовление плоскостных и объемных поделок. Конструирование – это практическая деятельность, заключающаяся в соединении отдельных деталей конструктора с целью получения определенного целого предмета.
К сожалению, ребенок не может начать строить подобия предметов окружающего мира самостоятельно, его необходимо этому учить. Очень важно не только показать ребенку, как правильно действовать с конструктором, но показать и несколько вариантов построек, которые можно из него сделать – стул, дом, елку, вазу, машину, кораблик, ракету, что угодно. Только по образцу ребенок сможет начать что-то конструировать сам. В самостоятельную деятельность конструирование выделяется к 4-5 годам.
Очень важно каждый раз обыгрывать конструкцию, создавать на ее основе игру или включать в уже существующий игровой сюжет. Таким образом, мы формируем у детей понимание практического значения результата конструирования.
Кроме того, занятия конструированием используются в образовательных областях:
- познавательное развитие (НОД ФЦКМ): конструирование (плоскостное а затем и объёмное) - с использованием тематического планирования по лексическим темам;
-исследовательская деятельность: «Такие разные мосты», «Многоугольники» «Цилиндры и пирамиды», «Тетрайдер», «Устойчивость башни» и т.д.;
-формирование элементарных математических представлений: развития навыков зрительного восприятия и пространственного мышления, освоение математических понятий - количество, счёт, состав числа, геометрические фигуры (плоские и объёмные), графические диктанты, логические задачи;
-социально-коммуникативная: развитие навыков общения, формирование готовности детей к совместной деятельности по конструированию, развитие умения договариваться;
- использование Тико-построек в сюжетно-ролевой игре: «Гараж», «Парикмахерская», «Семья», «Ветеринары»;
- Тико – самооценка: зеленый – нравится, желты – есть небольшие недочеты, красный – работа не удалась, или вызвала большие затруднения;
- речевое развитие: фонетическое тико – моделирование;
- художественная литература и театрализованная деятельность: использование конструктора для создания персонажей произведений, декораций, атрибутов для театрализованной деятельности;
- художественно-эстетическая: создание узоров, тематических панно, коллективных работ, шумовых игрушек;
- физическое развитие: спортивные атрибуты, игры на развитие ловкости и моторики, координацию движений, пространственную ориентацию.
Конструктивная деятельность имеет существенное значение для умственного развития. Благодаря ей дети узнают внешние свойства предметов (цвет, форма, размер), их физические качества (устойчивость, плотность, вес), учатся сравнивать их и соединять между собой, обогащают свои представления об окружающем мире, развивают речь и творческие способности. В процессе строительно-конструктивных игр воспитатель учит детей наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию.
Также стоит отметить, что конструктивная деятельность – один из эффективных способов подготовки к школе: развивая необходимые для обучения качества, она делает это совершенно ненавязчиво, поскольку привлекательна и интересна для детей.
Содержание
Руководство строительно - конструктивными играми.
Дети любят строительно-конструктивные игры. Эти игры в равной степени увлекают и мальчиков, и девочек. В отечественной дошкольной педагогике ряд исследований были посвящены методике формирования у детей конструктивных умений (Е.А. Флерина, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук, Л.А. Парамонова).
Главная идея этой методики заключается в том, чтобы вести ребенка от подражания действиям взрослого к самостоятельному решению конструктивных задач возрастающей трудности.
Основные умения дети приобретают в процессе непосредственно образовательной деятельности, в совместной деятельности с педагогом, а затем переносят их, преображая, дополняя и варьируя в самостоятельную деятельность.
Чтобы формировать у детей интерес к строительно-конструктивным играм, предлагаю использовать различные приемы.
Младший дошкольный возраст.
В младших группах дети сначала смотрят, потом играют с готовыми постройками из конструктора «ТИКО», а к середине учебного года конструируют постройки по образцу.
Воспитатель конструирует сам в присутствии малышей, вовлекает их затем в обыгрывание построек (для каждого животного свой домик, в зоопарке в разных вольерах поселяются животные со своими семьями и т.д.). Рассказывание сказок с использованием конструктора для объемного моделирования ТИКО для изготовления атрибутов к сказке и фигурок (резиновые, деревянные, пластмассовые) сказочных персонажей.
В следующий раз, педагог предлагает кому-то из детей рассказывать сказку (при необходимости, помогает ребенку), кому-то действовать героями, а кто-то из детей согласится ставить декорации. Еще через несколько дней сообщает детям, что скоро к бабушке с дедушкой приедет в гости внучка, а дом у них маленький, и надо им помочь построить новый дом. Достает коробку с конструктором, предлагает детям потрогать, поиграют с ним, и начинает «строительство» нового дома, договариваясь с детьми, какого цвета будет дом у дедушки с бабушкой, предлагает детям выбрать детали такого цвета. Во время «строительства» дома, просит помощи у детей в подборе деталей определенного цвета, формы и размера. Когда дом будет готов, пусть дети сами найдут героев (может быть, колобок встретит кого–то другого в лесу) и поиграют в сказку. Основная задача воспитателя, учить детей обыгрывать, действовать готовыми постройками, самостоятельно выбирать героев сказки.
В следующий раз, когда к бабушке с дедушкой приедет в гости внучка, и захочет погулять по лесу, покажите детям, как надо соединять детали, чтобы получилась дорожка. Спросите детей, кого внучка встретила в лесу и о чем они говорили. И получится не просто сказка, и режиссерская игра.
Используя прием сотворчества, педагог подсказывает малышам тему постройки по образу той, которую они сооружали из конструктора и тут же делает, например, забор, дом, стол, кроватку; предлагает детям строить вместе, подсказывает последовательность действий, учит аккуратности, поощряет, радуется вместе с детьми, предлагает игрушки для обыгрывания. Можно также предложить детям достроить постройку, выполненную частично воспитателем или перестроить ее.
Если воспитатель сам что-то строит для детей, то привлекает их к участию в работе: просит отыскать детали определенного цвета, размера, формы.
Во второй младшей группе дети уже могут играть рядом, поэтому задача воспитателя учить их не мешать друг другу, бережно относиться к постройкам товарищей, постепенно объединять играющих по 3-4 человека, тем самым учить коллективным играм.
Средний дошкольный возраст.
У детей среднего дошкольного возраста уже есть некоторый опыт, умение играть небольшими коллективами, распределять между собой материал, достигать общего результата в постройке, согласовывать игровые действия. Детей этого возраста воспитатель учит умению строить не только по предложенному образцу, но и по намеченной самими детьми теме, обучает более сложным приемам работы. Дети способны под руководством воспитателя отражать в строительной игре впечатления об окружающем предметном мире, придумывать действия героев, свою концовку.
Дети средней группы еще не могут самостоятельно отразить в строительно-конструктивных действиях то, что они видели или им нужно для игры. Поэтому воспитатель предлагает фотографии, простейшие схемы построек, декораций. Конструируя вместе с воспитателем, дошкольники овладевают основами соединения разных геометрических деталей конструктора ТИКО, усваивают общие принципы и последовательность конструирования домов, машин, самолетов, ракет, конструирование домашних и диких животных, деревьев, цветов и т.д. Детей необходимо побуждать оценивать сделанное, намечать варианты использования этого в игре, использовать прием сотворчества, предлагая вносить в ТИКО-поделки изменения, дополнения (достроить, перестроить), т.е. применять частичный образец. Педагог должен тактично помогать детям в самостоятельном выборе сюжетов сюжетно – ролевых, режиссерских, строительно-конструктивных игр.
При реализации тематических недель («В гости к сказке», «Дикие животные» и т.д.) можно ввести постоянного персонажа- Зайчонка ТИКО. А для закрепления материала и проверки знаний детей использовать индивидуальные карточки:
Старший дошкольный возраст.
В старшей группе предусмотрено обучение детей на основе анализа находить конструктивные решения и планировать создание собственных объектов; самостоятельное применение конструктивно-строительных умений при конструировании по наглядному образцу, по рисункам, фотографиям, схемам; планированию коллективных строительно-конструктивных игр, объединенных в соответствии с общим замыслом. В процессе обучения конструктивным умениям используются: показ способов с объяснением использования различных деталей конструктора, приемов конструирования; постановка проблемной задачи (как, используя конструктор ТИКО показать, что все деревья разные).
Детям предлагается частичный образец, когда воспитатель показывает детям незнакомые им способы соединения деталей конструктора: чтобы плоскостная конструкция могла стоять, конструирование перекрытий многоэтажных зданий, т.д.
Используется также показ незаконченного образца постройки, которую каждый ребенок должен завершить по-своему. Оправдывает себя прием показа нескольких разных (2-3) образцов объектов (лисы, зайца, собаки), детям же предлагается сделать по-своему или воспользоваться подсказкой.
Обучая детей строительно-конструктивным играм, педагог использует комплекс различных приемов, направленных на развитие детского творчества, конструктивных умений, на сочетание интеллектуальной и практической деятельности ребенка. Воспитатель учит детей обдумывать предстоящие игровые действия, развивает сообразительность, поощряет догадку. Например, учит сравнивать (чем похожи и чем различаются деревья, цветы, грибы, ракеты, дома и дворцы, и т.д.).
Развитию содержания игры, как и в предыдущей возрастной группе, способствует ознакомление детей с окружающей жизнью. Воспитатель, показывая детям здания, учит выделять отдельные части, обращает их внимание на симметрию, контрасты. Дошкольников старшей группы учат «читать» изображения на фотографии, рисунках, схемах, т.е. выделять общее, основное, части и т.д. Зрительный анализ помогает детям составить представление о будущей поделке и использовать это в самостоятельной деятельности.
В старшей группе большое значение приобретает слово: рассказ воспитателя, сообщение темы постройки с указанием условий, которым она должна соответствовать (дом для семьи с определенным количеством человек и т.п.). Воспитатель помогает распределять обязанности, поощряет творчество, обсуждение игрового замысла, поддерживает критические замечания детей, их предложения, что способствует развитию у них самостоятельности мысли и поиска. Дети способны учесть замечания педагога и получить радость от похвалы взрослых.
Используя индивидуальные карточки, педагог предлагает детям заполнить таблицу, указав каких и сколько ТИКО-деталей они использовали для конструирования, напишисав цифры под ТИКО-деталями. Красным цветом раскрасить геометрическую фигуру, которую использовали чаще, синим – фигуру, которую использовали реже всего и т.д.
Подготовительная к школе группа.
Дети подготовительной группы более самостоятельны, по собственной инициативе объединяются в игровые коллективы, могут самостоятельно планировать последовательность строительно-конструктивной игры и осуществлять предварительный сговор на деятельность. Наличие конструктивных умений позволяет им строить по наглядному образцу, по схемам, по собственному замыслу, по заданной теме, по условиям и моделям.
В обучении конструированию в данной возрастной группе большое значение имеет перевод плоскостного изображения в объемную постройку, что предъявляет к ребенку значительные требования и содействует развитию аналитической деятельности.
В качестве образца используется рисунок, чертеж, схема, словесная инструкция объекта. Педагог учит детей работать по ТИКО- схемам и самостоятельно составлять ТИКО- схемы предполагаемого объекта, намечая ее конструктивные особенности. Перенося приобретенные знания по использованию конструктора «ТИКО» при организации образовательной деятельности по конструированию в строительно-конструктивную игру, дети могут создавать самостоятельно индивидуальные и коллективные постройки, использовать их в соответствии с замыслом («Зоопарк», «Город», «Космодром», «Военная техника» и т.д.).
В подготовительной группе более отчетливо, чем в старшей, выступает собственно конструктивная деятельность, стремление детей конструировать самостоятельно. Строительно-конструктивная деятельность направлена на удовлетворение познавательных интересов дошкольников. Стремление к точности приводит к некоторому снижению игровой условности. Дети хотят, чтобы объекты была похожи на настоящие. Сходство с изображаемым реальным объектом для них является критерием правильности конструирования. Педагог должен учить детей анализировать результат своей деятельности, это содействует развитию умственных способностей, учит детей соотносить цель и процесс конструирования с результатом.
Для привлечения внимания детей к строительно-конструктивным играм воспитатель может использовать ряд нестандартных приемов, например, сделать ТИКО- поделку в отсутствие детей, затем предложить им внимательно ее рассмотреть, высказать свое мнение. После этого постройку убрать и предложить по памяти сделать такую же (используя такие же детали или другие), или предложить из таких же деталей сделать что-то другое по данной теме.
Таким образом, важным условием обучающего и воспитывающего воздействия строительно-конструктивных игр детей седьмого года жизни является руководство педагога при сохранении творческой самодеятельности детей, развитии их интереса к технике, обучении способам перевода плоскостного изображения в объемную конструкцию. Для развития творческого потенциала детей возможна организация, например, «Гастроли с «ТИКО» - театрализованные представления для детей других групп с использованием атрибутов, выполненных из конструктора ТИКО самостоятельно.
Вывод
Использование конструктора ТИКО в непрерывной образовательной деятельности позволяет детям успешно овладеть основными приемами умственной деятельности, ориентироваться на плоскости и в пространстве. У детей развивается образное мышление и пространственное воображение. В процессе конструирования дети общаются, работают в группе, в коллективе, увлекаются самостоятельным техническим творчеством. Что дает возможность в будущем легче осваивать черчение, стереометрию, разбираться в чертежах, схемах, планах. Развить способность воссоздавать образ в трехмерном пространстве.
Изучив курс "ТИКО-конструирование", дети успешно владеют основными приемами умственной деятельности, ориентируются на плоскости и в пространстве, общаются, работают в группе, в коллективе, увлекаются самостоятельным техническим творчеством. Развитие у детей образного мышления и пространственного воображения даст возможность в будущем легче осваивать черчение, стереометрию, разбираться в чертежах, схемах, планах, развить способность воссоздавать образ в трехмерном пространстве.
Список использованной литературы:
1. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» М.С. Ишмаковой - ИПЦ Маска, 2013 г.
2. Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Н.М.Карпова, И.В.Логинова - ООО НПО «РАНТИС» 2014 с мультимедийными работами.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
4. Развитие ребенка в конструктивной деятельности:
Справочное пособие. Шайдурова Н.В. - М.: ТЦ Сфера, 2008
5. http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/ Интернет-ресурсы
(методические и дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме «Развитие исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством метода проектов»
На сегодняшний день новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера, и содержания педагогического взаимодействия с ребенком. Если вчера нужен был исполнитель, то сегодня –...
Методический сборник образовательной деятельности детей 4-5 лет по рисованию с использованием конструктора ТИКО
Сборник содержит занятия по рисованию для средней группы интегрированные с конструированием из ТИКО конструктора....
Методический сборник образовательной деятельности детей 4-5 лет по рисованию с использованием конструктора ТИКО
Конструктзанятия по рисованию в средней группес применением конструктора ТИКО...
Игры на развитие фонетико-фонематического слуха у дошкольников, с использованием конструктора для объемного моделирования ТИКО.
Игры с использованием конструктора " ТИКО" по развитию фонетико-фонематического слуха, мелкой моторики и речевого дыхания....
Доклад на тему: «Развитие конструкторских умений и навыков у детей дошкольного возраста через ТИКО - моделирование».
Доклад на тему: «Развитие конструкторских умений и навыков у детей дошкольного возраста через ТИКО - моделирование»....
Методические рекомендации по теме: «Использование конструктора «ТИКО» в непрерывной образовательной деятельности в ДОУ по ФГОС для развития конструктивных умений и навыков дошкольников».
Методические рекомендации описывают систему работы по развитию конструктивных умений и навыков дошкольников в соответствии с возрастом, проанализированы возможности современного дидактического средств...