Дополнительная общеобразовательная программа "Ритмика. Современная хореография" кружка "Жемчужинки"
рабочая программа

Касимова Мария Анатольевна
 

Дополнительная общеобразовательная программа


«Ритмика. Спортивная хореография»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_horeografiya.docx154.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение №50 детский сад «Карусель» города Южно-Сахалинска

Дополнительная общеобразовательная программа


«Ритмика. Спортивная хореография»

кружок «Жемчужинки»

Возраст обучающихся  4 – 6лет

Срок реализации  1 год

Программа разработана педагогом первой квалификационной категории

Касимовой Марией Анатольевной

Музыкальный руководитель МБДОУ №50 детский сад «Карусель»

Южно-Сахалинск 2017 год

Нормативно-методические основы разработки дополнительной общеобразовательной программы объединения «Жемчужинки»

общеобразовательных программ представлены в следующих

 документах:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
  • Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритмика. Спортивная хореография» предназначена для организации образовательно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.                                                            

Программа является модифицированной, так как она приведена в соответствие с современными требованиями, в ней учтены положения новых нормативных документов по вопросам обучения, воспитания и развития детей.                                                                        

Данная программа разработана на основе следующей методической литературы: «Биомеханика хореографических упражнений» Е.Г. Котельникова; «Азбука классического танца» Н. Базарова, В. Мей; «Теория и методика преподавания основ хореографического искусства» С.Л. Слуцкой.

Данная программа выполняют обучающую, развивающую, эстетическую, диагностическую функции. Изучаются стартовые возможности и динамика развития ребёнка в образовательно-воспитательном процессе.

     На базе МБДОУ № 50 детского сада «Карусель» города Южно-Сахалинска реализуется программа «Спортивная хореография». Программа рассчитана на детей дошкольного возраста 4-6 лет.

Данная программа направлена на совершенствование личности дошкольника, развитие у него разнообразных способностей, умений, построенных на принципе интеграции различных по содержанию видов деятельности.

 

 Направленность дополнительной образовательной программы

      Краткосрочная программа «Спортивная хореография» имеет художественную направленность, направлена на развитие художественного вкуса, художественных способностей и склонностей, обучающихся к хореографическому искусству. Краткосрочная дополнительная образовательная программа «Спортивная хореографии» направлена на всестороннее гармоничное развитие детей. Научить обучающихся воспринимать красоту форм, линий, звуков, движений, красок – это значит сделать его лучше, чище, содержательнее. Творческая деятельность обучающихся в структуре танца позволяет формировать качество личности, которые оптимально развиваются в танце.  Это эмоциональное, интеллектуальное, физическое, коммуникативное, морально – нравственное, эстетическое развитие, которое достигается в образовательной танцевальной деятельности.

Новизна и актуальность программы.

По своей направленности программа является комплексной и основывается на следующих идеях:

- организация познавательно-развивающего и оздоровительного отдыха детей;

- воспитание личности ребенка, основываясь на историческом культурном наследии и достижениях человечества;

- развития навыков самовыражения детей в системе социальных отношений и создание условий для освоения детьми комплекса новых видов деятельности;

- закрепление общечеловеческих ценностей и идеалов в коллективе с учетом личностных интересов и потребностей.

Несмотря на то, что в основу данной программы положено сохранение и укрепление здоровья дошкольников, создание условий для здорового образа жизни, она включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления и воспитания детей.

Таким образом, новизна программы заключается в гармоничном сочетании физкультурно-оздоровительной, творческо-познавательной и духовно-нравственной деятельности обучающихся посредством приобщения дошкольников к получению новых знаний, приобретению навыков и жизненного опыта.

По продолжительности программа является краткосрочной.

 Все разделы программы объединяет спортивный метод проведения занятий. Учебный материал объединяется в отдельные танцевально-тренировочные комплексы, игры и этюды, что придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания, повышает эмоциональный фон занятий и отдаляет момент усталости.  

Обучающиеся имеют возможность получать целый спектр услуг: занятия ритмопластикой, азбуку музыкального движения, элементы партерной гимнастики.

   Психологический климат на занятиях создает эмоциональный комфорт для каждого воспитанника.  Весь процесс обучения строится на педагогике сотрудничества, способствующей творческой   активности воспитанников.  Все это в комплексе позволяет обучающимся благоприятно адаптироваться в социуме, развивает коммуникативные качества в общении со сверстниками и взрослыми.  Воспитывает нравственно-одухотворенного человека с богатым внутренним миром, владеющим этикой общения. Новизна программы заключается в том, что существующие программы по хореографии рассчитаны: или на детей, имеющих специальные природные данные (профессиональное обучение), или на самодеятельные коллективы. Поэтому потребовалось создать модифицированную программу для детей школьного возраста в период школьных каникул, тщательно осуществляя отбор из всего арсенала хореографического искусства, опираясь на возраст, желания и потребности детей, независимо от их физической подготовки и природных данных.

Актуальность программы.

          Обучение танцам в любые времена было актуально. Сначала танец был обрядовым, в дальнейшем он усовершенствовался и приобретал светский характер, бытовой, патриотический. В наше время умение красиво двигаться, иметь красивую фигуру, быть физически развитым заставляет многих задуматься о пользе танцевального искусства. В детских садах, школах, учреждениях дополнительного образования хореография - это необходимое звено в развитии, воспитании и обучении детей. В любой области своего проявления, хореографическое искусство было и будет актуально и по сегодняшний день.

Педагогическая целесообразность.

 Данная программа способствует решению многих проблем, с которыми сталкиваются современные дети. В первую очередь в процессе занятий у ребенка пробуждается интерес к новой деятельности. Немаловажным моментом является занятость обучающихся во внеурочное время, что оберегает их от вовлечения в негативную подростковую среду. И как результат деятельности - профессиональное самоопределение.

Цели и задачи.

  Цель программы:

Приобщение обучающихся к искусству танца за короткий период работы во время всего образовательного процесса, развитие танцевальных и музыкальных способностей. Развитие у обучающихся субъективного опыта эмоционально – чувственного общения с природой и с окружающими людьми. Создание благоприятной среды в системе дополнительного образования для оздоровления и организации досуга детей дошкольного возраста, развития спортивного, творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей в рамках школьных каникул. 

Задачи программы:

      Танец - искусство синтетическое и оно позволяет решать задачи воспитательного, образовательного и развивающего характера.

Воспитательные задачи:

  • воспитать любовь к танцам и музыке;
  • воспитать чувства ответственности, трудолюбия, коммуникабельности;
  • воспитать чувство уверенности в себе, умение взаимодействовать со сверстниками;
  • воспитать умение радоваться успехам других, вносить вклад в общий успех.

Образовательные задачи:

  • изучение терминов классического танца;
  • способствовать формированию познавательных навыков (память, внимание, мышление);    
  • развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать;
  • приобщение к мировой танцевальной культуре.    

Развивающие задачи:

  • развивать силу, выносливость, ловкость, гибкость, координацию;
  • укреплять здоровье детей, их всесторонне-физическое развитие;
  • развивать художественно-творческие способности, художественный и эстетический вкус;
  • развивать у детей активность, инициативу, умение преодолевать трудности, препятствия, закалять волю;
  • формировать красивые манеры, походку, осанку, выразительность телодвижений и поз;
  • развивать чувство ритма, темпа, исполнительских навыков танца;
  •  развивать человека, способного понять и художественно осмыслить современный мир.

Отличительные особенности.

Отличительной особенностью данной программы является ее комплексный подход в осуществление общеобразовательной деятельности, в использовании разных форм и методов в обучение. В краткосрочную программу включены следующие разделы:

-ведение в программу;

-элементы партерная гимнастика;

-танцевальные элементы и композиции

-игры;

-эстрадно-спортивный танец;

-итоговое занятие.

Возрастные и психологические особенности детей 4-6 лет.

Программа «Спортивная хореография» рассчитана на детей в возрасте от 4 до 6 лет.

Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста настолько велика, что врачи-физиологи называют этот период «возрастом двигательной расточительности».

И именно уроки по основам хореографии помогут творчески реализовать эту потребность, ибо обладают бесконечно разнообразными движениями, позволяющими развивать не только чувство ритма, укреплять скелет и мускулатуру, но и активно развивать память, внимание, мышление и воображение ребенка.

Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура) к пяти годам еще не завершено. Каждая из 206 косточек продолжает меняться по размеру, форме, строению. Не завершено окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей. Позвоночник гибок и податлив, чувствителен к деформации. Поэтому педагогу нужно быть очень чутким, осторожным и бережным к своим воспитанникам.

У детей 5-6 лет наблюдается и незавершенность строения стопы. В связи с этим необходимо предупредить появление и закрепление плоскостопия.

К шести годам у ребенка будут уже хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей.

Размеры и строение дыхательных путей дошкольников отличаются от взрослых. Они значительно уже, поэтому так важны правильная организация дыхательной активности. С 6 лет происходит перестройка деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем на более экономичный и эффективный уровень.

Память в этом возрасте у ребенка развита хорошо, особенно двигательная и эмоциональная, поэтому ребенок легко запоминает то, что его сильно взволновало или заинтересовало. Размеры коры головного мозга у 6 летнего ребенка составляют уже более 90 % всей поверхности. Созревают лобные доли мозга, благодаря чему детям после пяти лет удается управление своими движениями, действиями, поведением. В этом возрасте совершенствуются основные нервные процессы возбуждения и особенно торможение. Несколько легче именно с пяти лет формируются все виды условного торможения. Задания детям основанные на торможении   следует   разумно   дозировать, т.к.   выработка   тормозных   реакций сопровождается изменением частоты сердечных сокращений, дыхания, что свидетельствует о значительной нагрузке на нервную систему. Но поскольку у детей дошкольного возраста процессы возбуждения преобладают над торможением, внимание неустойчиво, ответные реакции носят эмоциональный характер, и дети быстро утомляются.

Характер в этом возрасте только складывается, но дети уже обладают некоторой настойчивостью в достижении желаемого, способны ставить перед собой определенные цели.

Дети этого возраста освоили право и леворукость и могут ориентироваться в направлении движений: вниз, вверх, влево, вправо. 

Формы и режим занятий.

Формы и режим занятий – теоретические и практические занятия, организационно- групповая деятельность.  Необходимое количество часов для изучения и освоения содержания программы 72 часа для 4-6 летних обучающихся.

Продолжительность занятий:

Для обучающихся 4-6 лет: 1час=30 мин .2 раза в неделю

Наполняемость учебной группы-от 12 до 15 чел.

Формы проведения занятий:

практическое, открытый урок, творческое задание, игра.

Срок реализации программы.

           Срок реализации программы «Основы спортивной хореографии» 1 год обучения.

 Программа рассчитана для детей в возрасте от 4 до 6 лет. Изучение программы проходит совместно с мальчиками и девочками. В группу зачисляются дети на добровольной основе.

При приёме необходимо предоставить:

  1. Заявление от родителей;
  2. Заключение врача о состоянии здоровья ребенка.

Ожидаемые результаты и их способы проверки.

В соответствии с поставленными целями и задачами образовательной программы «Основы хореографического искусства» после освоения содержания программы ожидаются следующие результаты.

   Творческий подход к проведению занятий позволяет научить детей общению друг с другом и поведению в обществе, через расширение кругозора в области музыки, театрального искусства, привития этических навыков.

    Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости, этических навыков в детском  возрасте  создает  фундамент  музыкальной  культуры  человека,  как  части  еИспользование упражнений по ритмопластике для детей 2–4 лет на музыкальных занятиях в ДОУ

АННА ИСАЕВА 
Использование упражнений по ритмопластике для детей 2–4 лет на музыкальных занятиях в ДОУ

Использование упражнений по ритмопластике для детей 2–4 лет на музыкальных занятиях в ДОУ

«Ритмопластика» — является музыкально- ритмическим психотренингом, развивающим у ребёнка внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, развивает музыкальность, эмоциональность, творческое воображение, фантазию, способность к импровизации в движении под музыку, ощущение свободного и сознательного владения телом.

Малыши до 4 лет очень восприимчивы к музыке, любят и хотят двигаться. Это сензитивный период для развития музыкальных и физических способностей и важно не упустить его. Но, по моим наблюдениям, до 2-х лет движения спонтанны и трудно управляемы, дети еще очень привязаны к маме и именно родители имеют большое влияние на развитие ребенка в этот период (движение подмузыку уже с рождения, пение колыбельных и не только). Начиная с 2-х лет, они уже начинают воспринимать педагога, пока еще через маму, но уже отдельно от неё.

Ритмопластика вбирает в себя множество средств для всестороннего развития малышей 2-4 лет: это и пластика, и развитие музыкальных способностей, чувство ритма, и физическое развитие (крупная и мелкая моторика, и эстетическое представление через движение,и расширение кругозора, и приобщение к отечественной и зарубежной музыкально-игровой культуре. При этом легко можно использовать игру, что особенно важно для данного возраста. В яркой образной форме обучение по программе должно способствовать разрешению проблем физического (владение своим телом, эмоционального (сопереживание музыке, выразительность движений и мимики, социального (развитие навыков общения и работы в коллективе) развития, а также всеобщему оздоровлению организма.

Цель использования упражнений по ритмопластике на музыкальных занятиях в ДОУ - это осуществление общего развития через приобщение к культуре движения средствами ритмопластики и формирование у детей интереса к музыке и ритмике, потребности в движении под музыку.

Важно включать упражнения по ритмопластике с контрастностью смены заданий (чередовать различные по характеру этюды и игры).

Очень важный момент для детей 2 – 4 лет – это наглядность –использование атрибутов, ярких и интересных пособий и игрушек, картинок. На протяжении всего занятия музыкальный руководитель должен участвовать во всех играх и этюдах, потому что исполнительская деятельность малышей основана на подражании взрослым. Также не маловажным фактором является образность, т. е. голос педагога должен создавать образы персонажей, которые участвуют на занятии, т. к. дети этого возраста очень чувствительны к интонации и различают малейшие ее оттенки).

Необходимо стараться избегать пауз между движениями и играми, дети отдыхают не в промежутке между движениями, а в процессе смены деятельности и игр.

Осваивая новые движения, повторять их не долго, а часто, небольшими порциями в течении всего урока как элемент игры.

Примеры упражнений по ритмопластике:

1. Приветствие (песенки и стихи для налаживания контакта («Ладошка»,«Здравствуйте, ладошки»)

2. Игроритмика. Специальные упражнения для согласования движений смузыкой. Хлопки в такт музыке, ходьба, сидя на стуле. Акцентированная ходьба. Движения руками в различном темпе. Различие динамики звука “громко – тихо”. Выполнение упражнений под музыку.

3. Строевые упражнения. Построение в шеренгу и в колонну по команде, передвижение в сцеплении, построение в круг и передвижения по кругу в различных направлениях за педагогом, перестроение из одной шеренги в круг.

4. Танцевально-ритмическая гимнастика. Специальные композиции и комплексы упражнений«Да-да-да!»«Поезд»«На крутом берегу»«Большой олень»«Хоровод».

5. Образные танцы. Танцы с использованием положений рук, характерных для образов животных, изображение различных игрушек: “Плюшевый медвежонок”, “Лошадки”, “Белочка” и т. п.

6. Игровые танцы.

Хореографические упражнения. Полуприседы, подъемы на носки. Свободные, плавные движения руками, стойка руки на поясе и за спину. Комбинации хореографических упражнений.

Танцевальные шаги. Шаг сноска, на носках, на пятках, пятясь назад, топающий шаг, с высоким подниманием колена, легкий ритмичный бег (в различных образах).

Ритмические танцы. “Мы пойдем сначала вправо”, “Танец сидя”, “Если весело живется”, Чебурашка”, “Лавота”.

7. Упражнения с предметами: с погремушками, с мячами, с игрушками, с ложками, с цветами и т. д.

8. Пальчиковая гимнастика. Общеразвивающие упражнения и игры пальчиками в двигательных и образных действиях: сгибание и разгибание, приведение и отведение, противопоставление пальцев рук при работе двумя руками и одной рукой. Игры – потешки со стихами. Выполнение фигурок из пальцев.

9. Упражнения на укрепление опорно-двигательной системы, стретчинг.

упражнения без предмета: основные движения прямыми и согнутыми руками и ногами, полуприсед, упор, присев, упор, лежа на согнутых руках, положение лежа;

игровая пластика: специальные упражнения для развития мышечной силы и гибкости в образных, игровых и двигательных действиях и заданиях, акробатика и стретчинг;

физические упражнения на развитие меткости, ловкости, равновесия, скорости и прыгучести с использованием спортивных снарядов и инвентаря (мячи, обручи, гимнастические скамейки, кубы, гимнастическая стенка, веревки, игры на скорость.

10. Игровой самомассаж, дыхательная гимнастика, упражнения на расслабление мышц. Поглаживание отдельных частей тела в образно-игровой форме, дыхательные упражнения, игры на расслабление и напряжение: “бревно – змея”, “ледяные скульптуры”.

11. Музыкально-подвижные игры. Подвижные и образные игры для строевых и общеразвивающих упражнений: “Отгадай, чей голосок”, “Найди своё место”, “Попрыгунчики – воробышки”, “Цапля и лягушки”, “Мы – веселые ребята”.

12. Упражнения на развитие ролевого и эмоционального поведения.Упражнения на развитие умений выражать эмоции в мимике и пантомимике (радость, грусть, страх и т. п., изображение животных, пластики людей (бабушка, солдат, кукла и т. п.)

Ожидаемые результаты (дети раннего возраста 2 – 3 года):

Дети 2-3 лет понимают назначение музыкального зала и правила поведения в нем.

Умеют ориентироваться в зале, строится в шеренгу и двигаться в различных направлениях, по кругу.

Умеют выполнять ритмические танцы и комплексы упражнений под музыку, а также хлопать и топать в такт музыки.

Дети этого возраста различают яркий контраст в музыке (веселая – грустная, быстрая – медленная).

Не боятся активно, но упорядоченно двигаться, прыгать, управляют своими мышцами на уровне “напряжение – расслабление”.

Лучше развита мелкая моторика, владеют разнообразными движениями рук, характерными для образов животных.

Умеют в музыкально-подвижной игре представить различные образы (зверей, птиц, растений, фигуры и т. д.).

Воспроизводят несложный сюжет под музыку, согласуя движения с её характером (“Игра в снежки”. “Напечем пирожки” т. п.).

Вторая младшая группа (3-4 года).

Дети имеют представление о назначении отдельных упражнений танцевально- ритмической гимнастики.

Умеют выполнять простейшие построения и перестроения, исполнять музыкально – ритмические движения.

Могут воспроизвести в движениях характер более сложной и менее контрастной двух- и трехчастной музыки.

Самостоятельно определяют жанры марша и танца и выбирают соответствующие движения.

Умеют передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, менять движения в ответ на звучание каждой частимузыкального произведения.

Примерное содержание занятий с использованием ритмопластики: Танцевальная разминка, ритмическая гимнастика.

•Мы гуляем в лесу

•Мы идем в зоопарк

•Морское путешествие

Упражнения с погремушками, флажками, султанчиками

Музыкально- ритмические движения.

упражнения для развития гибкости«бабочка»«лодочка»«колечко»,«мостик»;

упражнения для стоп, развития растяжки, гибкости позвоночника сиспользованием стихов (логоритмики)

упражнения для стоп – вытягивание носочков, кручение;

Танцевальные движения.

•ходьба: простой шаг в разном темпе и характере;

•шаги на полупальцах и пятках;

•различные хлопки

•хороводы

•танцевальные движения с атрибутами (бубны, погремушки, флажки, платочки, ленты)

Сюжетно-образные танцы

Ритмические и образные танцы по показу«Дождик»«Танец утят»«Арам-зам-зам»«Буги-вуги»«Тучка»

Музыкальные игры

Игры по ориентации в пространстве: построение в круг, построение в линию,«Море волнуется»«Кошки-мышки»«Зайцы-волки»«Зоопарк»«Птицы»,«Машинки»«Самолеты»«Вперед 4 шага».

Список литературы, рекомендуемый для педагога.

1. Буренина А. Диагностика уровня музыкального и психологического развития ребенка// Обруч. – 1999. – N 4. – С. 40-41. – (Школа здоровья.)

2. Буренина А. И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста). – 2-е изд., испр. и. доп. – СПб.:ЛОИРО. 2000. – 220с.

3. Зубкова Л. Ю. Танцуй, кроха: Образовательная программа “Обучение хореографии с 2х до 7лет. ” – 2002. – 90с.

4. Красикова И. С. Детский массаж. Массаж и гимнастика для детей от трех до семи лет. – 2-е изд. – СПб.: КОРОНА принт: Учитель и ученик, 2003. – 336с., ил.

5. Крупенчук О. И. Ладушки: Пальчиковые игры для малышей. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005. – 32с. ил. – (серия «Готовимся к школе»).

6. 10. Монина Г. Б., Ларечина Е. В. Игры для детей от года до трех лет. - Спб.: Речь, 2008. - 256с.

7. Овчинникова Т. Музыка для здоровьяМузыкально- ритмические минуткилогоритмическая гимнастика. – СПб.: Союз художников, 2003. – 40с.

8. Развивающие игры с малышами до трёх лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. /Сост. Т. В. Галанова. Худож.: Г. В. Соколов, В. Н. Куров. -Ярославль: Академи я развития,2005. - 240с.: ил. - (Игра, обучение, развитие, развлечение).

9. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов/ Л. П. Савина. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 44с.: ил.

10. Сауко Т. Н., Буренина А. И. Топ-хлоп, малыши: программа музыкально- ритмического воспитания детей 2-3 лет. – СПб. ,2001. –120с.

11. Теплюк С. Н. Занятия на прогулке с малышами:Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет. - М.:Мозаика -Синтез, 2006. - 144 с.

12. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально-игровая гимнастика для педагогов дошкольных и школьных учреждений. – СПб.:«Детство – пресс», 352 с., ил.

го  общей  духовной  культуры  в  будущем.

К концу года обучения обучающийся будет:

Знать: 

-основы танцевальных движений;

- хореографические названия изученных элементов;

Уметь:

- правильно держать осанку и красиво двигаться под музыку;

-правильно исполнять все движения.

Иметь представление: 

- о понятиях и терминах хореографического искусства.

Будет стремиться: 

-к повышению уровня мастерства

Получит навыки: 

-элементы партерной гимнастике;

-элементы танцевальных композиций.

Овладеет понятиями: 

-элементы партерной гимнастике;

-элементы игрового танца.

Расширит представления: 

- о хореографическом искусстве.

Будет сформирована: 

- пластичность и гибкость;

-координацию;

-эстетический вкус.

Научится делать: 

-ориентироваться в пространстве;

- координировать свои движения.

Формы и способы проверки результатов

- отзывы родителей;

- педагогическое наблюдение;

- диагностика;

- открытое занятие;

- концерт.

Учебно-тематический план.

Название раздела

Кол-во часов

Теория

Практика

Форма контроля

1

Введение в программу. Техника безопасности.

1

1

-

Педагогическое наблюдение

2

Танцевальные элементы и композиции

20

1

19

Контрольное занятие

3

Эстрадно-спортивный танец

23

1

22

Концерт

4

Элементы партерной гимнастики

27

1

26

Педагогическое наблюдение

5

Итоговое занятие.

1

-

1

Открытое занятие

Всего:

72

4

68

.

Тема №1.  Введение

Теория: Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности.

Тема № 2. Танцевальные элементы и композиции:

Теория: Связь музыки и движения. Музыкальное прослушивание для создания ритмического и танцевального образа.

Практика:

- «Поклон – приветствие»

- шаг на носочках,

- прыжки на двух ногах,

- танцевальный шаг (шаг с носка),

- хороводный шаг,

- бытовой шаг,

- па галопа,

- па польки на месте сначала без прыжка, с продвижением вперед, назад,

- полька по кругу в сочетании с галопом, подскоками,

- полька по одному, парами,

- хлопки в различных ритмических рисунках,

- бег на полупальцах,

- прыжки,

- «Матрешки», «Мишки», «Полька».

- бег на полупальцах,

- па польки на месте сначала без прыжка, с продвижением вперед, полька по одному.

- полуприседание с поворотами вправо и влево – «пружинка»;

  - совершать повороты кистей рук – «фонарики»;

- переступание с ноги на ногу;

-Упражнения для укрепления мышц спины, живота и выворотности ног;

-работа  с танцевальными элементами.        

         

Тема №3: Эстрадно-спортивный танец

Практика: 

Разучивание танца в спортивном стиле с элементами костюма «помпоны». Прыжки, подскоки, элементы акробатики, построение в колоны, линии, диагонали.

Тема №4. Элементы партерной гимнастики.

Теория: Темп музыки. Музыкальный размер.

Практика:

- тренировочный комплекс для развития подъема стопы (в положениях «выворотно» и «невыворотно»);

- упражнение «Воздушные пяточки» (напряжение и расслабление мышц ноги одновременно с поднятием и опусканием стопы);

- «Лягушка» (развитие выворотность бедра);

- тренировочный комплекс для развития выворотности стопы на основе 1 и 2 позиций, а также на полупальцах;

Элементы акробатики.

- упражнение «Мостик» с подъемом в исходное положение (стоя на полной стопе);

- упражнение «Свечка» (удерживание вытянутых ног).

-  шпагат (подготовительное упражнение);

- упражнение для укрепления мышц спины «Самолетики» (подъем туловища в положении лежа с вытянутыми руками);

-  развитие гибкости спины: «Рыбка»,

- «Колечко» (прогиб выполняется в положении стоя на коленях),

- «Мостик» (сначала из положения лежа, затем – из положения стоя).

- колесо (перевороты корпуса из положения стоя, с правой и левой руки).

- «Кошечка» и «Собачка»,

- «Лодочка»,

- «Бабочка»,

- «Корзиночка»,

- «Циркуль»

Тема № 5:  Итоговое занятие

Практика: Опрос по пройденному  теоретическому материалу. Разбор и оценка результатов творческих заданий, выполненных обучающимися. Подведение итогов.

Методическое обеспечение программы.

             С первых минут на занятиях очень важно заинтересовать детей, вызвать у них желание заниматься. Для этого необходимо предварительно продумать методические приемы, которые помогут решать поставленные задачи. Заблуждаются те, кто полагает, что, собрав ребят можно сразу переходить к танцам. Сначала предстоит научить их красиво и осознанно двигаться под музыку, сделать связь музыки с движением привычной, естественной. Для этого нужно с самого начала включить в занятия простые, интересные упражнения, не вызывающие особых затруднений для их восприятия и исполнения. Хочется дать несколько рекомендаций общего характера, которые помогут начинающим педагогам избежать типичных ошибок:

  • Занятие нужно проводить увлекательно, в темпе, чтобы дети уходили с
    него с чувством удовлетворения и чтобы с каждым днем они приобретали все больше знаний и навыков.        
  • Не следует все время громко командовать. Иногда нужно объяснять тихо,
    но эмоционально. Это заставит занимающихся соблюдать тишину и
    внимательно слушать объяснение преподавателя..

Для того чтобы в работе сопутствовала удача, нужно, разобравшись в возрастных особенностях детей, с первых же дней наметить содержание занятий, найти соответствующие запросам и возможностям детей методические приемы. Организация занятий основам хореографии обеспечивается рядом методических приемов, которые вызывают у детей желание творчества.

Преподаватель для каждого упражнения, игры, танца выбирает наиболее эффективный путь объяснения данного музыкально-двигательного задания.

Метод показа. Разучивание нового движения, позы педагог предваряет точным показом. Это необходимо и потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте. Ребята сразу видят художественное воплощение образа, что будит воображение. В некоторых случаях, особенно в начале работы, руководитель может выполнять упражнения вместе с детьми, чтобы увлечь их и усилить эмоционально-двигательный ответ на музыку.

Словесный метод. Методический показ не может обойтись без словесных пояснений. Разговорная речь, будучи тесно связанной, с движением, жестом и музыкальной интонацией, оказывается тем самым мостиком, который служит соединительным звеном между движением и музыкой. Словесные объяснения должны быть краткими (недопустимо, чтобы педагог был излишне многословен), точны, образны и конкретны. Детей с первых же занятий нужно познакомить со специальными терминами. В словесном методе очень важна и интонация, и то, с какой силой сказано слово. Словом можно стимулировать активность ваших учеников, но можно и убить их веру в себя. Для шести - семилетних ребят можно дать иногда только словесное задание, и они его воспримут, но слишком часто прибегать к такому методу нецелесообразно.

Музыкальное сопровождение как методический прием.  Педагог своими пояснениями должен помочь детям приобрести умение согласовывать движения с музыкой. Правильно выбранная музыка несет в себе все те эмоции, которые затем маленькие исполнители проявляют в танце.

Импровизационный метод. На занятиях хореографией имеет смысл постепенно подводить детей к возможности импровизации, то есть свободного, непринужденного движения, такого, как подсказывает музыка. Но вначале педагог зачастую сталкивается с мышечной зажатостью малышей, стеснительностью. И только путем различных упражнений, этюдов, игр он может помочь детям раскрепоститься, обрести внутреннюю и внешнюю свободу и уверенность. При использовании импровизационного метода на занятии никакого предварительного прослушивания музыки не нужно. Ребята должны сами находить необходимые движения под непосредственным ее воздействием. Не рекомендуется подсказывать детям вид движения и отмечать (на первом этапе) более успевающих, ибо это приводит к слепому копированию. Не надо мешать, вашим подопечным свободно импровизировать, но при этом нужно внимательно следить за тем, чтобы они не придумывали движения, не связанные с музыкой. Педагогу следует тактично направить внимание ребенка на подлинный характер музыки, на поиск собственных красок и оттенков в исполнении.

Метод иллюстративной наглядности. Занятие с обучающимися 5-6 лет  вовсе не исчерпывается только задачами физической и музыкальной тренировки Полноценная творческая деятельность не может протекать без рассказа о танцевальной культуре прошлых столетий, без знакомства с репродукциями, книжными иллюстрациями, фотографиями и видеофильмами. Конечно, это не должно быть лишь пассивным созерцанием предложенного для просмотра материала. Необходимо выяснить, понятен ли он детям, понравился или нет и    почему,    а    может    быть,    и    помочь    разобраться    в    увиденном.

Игровой метод. Крупнейший ученый-педагог, доктор медицины П. Ф. Лесгафт еще в конце XIX века разработал теорию и методику подвижных игр. Подвижная игра определяется им как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни. У детей четырех-шести лет игровой рефлекс доминирует, малыш лучше всё воспринимает через игру, поэтому игровой метод в обучении так близок к ведущей деятельности дошкольника. Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для детей такую игру, которая отвечает задачам и содержанию занятия, возрасту и подготовленности занимающихся. При обучении детей движениям хорошо использовать игровые приемы,  способствующие эмоционально-образному уточнению представлений о характере движений, например: («Нужно прыгать, как зайчик»; «Побежим легко и тихо, как мышки»). Игра всегда вызывает у ребят веселое настроение. И интерес у них не снижается, даже если по ходу игры преподаватель вносит те или иные изменения, усложняя или облегчая задание. Именно в игре легче всего корректировать поведение воспитанников. В одних случаях подбадривающее слово педагога вызовет положительные эмоции, в других — сдерживающее слово побуждает соотнести свое поведение с предъявляемыми требованиями.

Концентрический метод заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определенных движений, танцевальных композиций, вновь возвращается к пройденному, но уже предлагает все более сложные упражнения и задания.

И еще очень важное для нас правило: Общение с детьми на занятии должно проходить в атмосфере радости и это самое главное, т.к. радость -     могущественное и наиболее благотворное воздействие на ребенка. Из всех чувств радость - всего лучше влияет на жизнь ребенка, развитие его способностей. В атмосфере радости душа ребенка легче всего открывается навстречу прекрасному. Положительные эмоции при игровом обучении, похвала активизируют работу сердца, нервной системы ребенка. Ни в коем случае нельзя вести занятие на фоне отрицательных эмоций. Необходимо увлекать, заинтересовать - только тогда обучение будет эффективно. Древние римляне считали, что корень учения горек. Но когда учитель призывает в союзники интерес, когда дети «заражаются» жаждой знаний и стремлением к активному умственному труду, корень учения меняет вкус и вызывает у детей вполне здоровый интерес и аппетит.

Форма подведения итогов по каждой теме,

ожидаемые  результаты и способы их проверки.

Предполагаемыми результатами  работы являются овладение навыками по современному танцу, гармоничное физическое  развитие  детей, активное участие в хореографических  постановках объединения, участие в  концертах, конкурсах.    

Для контроля текущей успеваемости обучающимися используются:

- фронтальный опрос;

- индивидуальное исполнение заданного материала;

- устные контрольные опросы по теоретическому материалу;

- использование танцевальных номеров на концертах.

          Главным экспертом в оценке личностного и творческого роста обучающихся, конечно, должен быть сам руководитель с помощью метода наблюдения и метода включения детей в хореографическую деятельность.

Механизмом оценки роста и достижений является: «обратная связь» обучающегося и педагога; уровень задач, которые ставят перед собой воспитанник и коллектив: а так же достижения не только творческого характера, но и личностного.

Одной из «экспертных оценок» является выступления на концертах, участие в городских районных мероприятиях, конкурсах. Участие коллектива в конкурсах, концертах вырабатывает у детей способность анализировать свое выступление и выступления других. Полученные впечатления учат их сравнивать, сопоставлять, вызывают желание поделиться своими замечаниями с педагогом и коллегами по объединению.

Подведение итогов реализации дополнительной программы проводится в форме  диагностики результатов обучающегося (см. приложение1).

        

Диагностика уровня музыкального и психомоторного

развития ребенка.

Цель диагностики: выявление уровня музыкального и психомоторного развития ребенка

Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий. При определении уровня развития ребенка, за основу взяты следующие Критерии:                                                                                                                          

Высокий уровень - творческая активность, самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослого, ярко выраженная эмоциональность.

Средний уровень - эмоциональная отзывчивость  интерес к музыкальной деятельности, желание включиться в нее при некотором затруднении в выполнении задания ребенок нуждается в помощи педагога, дополнительном объяснении, показе, неоднократных повторах.  

Низкий уровень: ребенок мало эмоционален, ровно, спокойно относится к музыкальной деятельности, не проявляет активного интереса, равнодушен, не способен к самостоятельности.

Критический уровень (редко встречаемая оценка) - негативное отношение ребенка к музыке, музыкальной деятельности, связанное, как правило, с отклонениями в его здоровье или с педагогической запущенностью (чаще по вине семьи).

Музыкальность - способность воспринимать и передавать в движении образ и основными средствами выразительности изменять движения в соответствии с музыкальными фразами.  Темпом и ритмом.

 Оценивается соответствие исполнения движений музыке.                                                                                                                                       Эмоциональность - выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в позе, жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержания композиции. Эмоциональные дети часто подпевают во время движения, что-то приговаривают, после выполнения упражнения ждут от педагога оценки. У неэмоциональных  детей мимика бедная, движения невыразительные. Оценивается этот показатель по внешним проявлениям и при подсчете баллов этот параметр не учитывается.                                                                                                                                      Внимание - способность не отвлекаться от музыки и процесса движения. Если ребенок правильно выполняет ритмическую композицию от начала до конца самостоятельно - это свидетельствует о высоком уровне внимания, если малыш выполняет композицию с некоторыми подсказками - оценка соответственно ниже.                                                                                                                Гибкость, пластичность - мягкость, плавность и музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющие исполнять несложные акробатические упражнения.

Координация, ловкость движений - точность исполнения упражнений, правильное сочетание движений рук и ног при ходьбе, беге, в гимнастике, в танце. Оценивается с учетом подбора доступных по сложности композиций.                

Творческие проявления – умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные оригинальные «па». Творческая одаренность проявляется в особой выразительности движений, нестандартности пластических средств и увлеченности ребенка самим процессом движения под музыку. Степень выразительности, оригинальности также оценивается педагогом в процессе наблюдения.

Память – способность запоминать музыку и движения. В данном виде деятельности проявляются разные виды памяти: музыкальная, двигательная, зрительная. Как правило, детям необходимо 6-8 повторений композиции вместе с педагогом для запоминания последовательности движений. Это можно оценить как норму. Если ребенок запоминает с 3-5 исполнений по показу, то это высокий уровень развития памяти. неспособность запомнить последовательность движений или потребность в большем количестве повторений (более 10 раз) оценивается на низком уровне.

Подвижность (лабильность) нервных процессов – проявляется в скорости двигательной реакции на изменение музыки. Норма, эталон – это соответствие исполнения движений музыке, умение подчинять движения темпу, ритму, динамике, форме и т.д. Запаздывание, задержка и медлительность в движении отмечаются как заторможенность. Ускорение движений, переход от одного движения к последующему без четкой законченности предыдущего (перескакивание, торопливость) отмечаются, как повышенная возбудимость Оценки выставляются следующим образом: Н (норма); В (возбудимость); З (заторможенность).                

Техническое оснащение занятия

Важным условием выполнения учебной программы являются достаточный уровень материально -  технического обеспечения:

- наличие специального зала, оснащенного зеркалами, тренировочными станками;

- костюмы для выступления;

- качественное освещение в дневное и вечернее время;

- музыкальная аппаратура, аудиозаписи;

- специальная - форма и обувь для занятий  (для занятий партером - коврик);

- видеозаписи;

- мультимедиа (просмотр на занятиях, концертные выступления с целью разбора  и устранение ошибок).

           -методические разработки;

          -методическую литературу.

Список литературы

для педагога:

1. Базарова М.А., Мей В.И. Азбука классического танца.- Ленинград: Искусство, 1983

2. Барышникова Т.К. Азбука хореографии. Методические указания педагогом детских хореографических коллективов и школ. – СПб.:«ЛЮКСИ», «РЕСПЕКС», 2004

3. Богомолов Л.В. Основы танцевальной культуры. Программа эстетического курса. – М.: Новая школа, 2004

4. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей. 2 изд. испр. И доп. – СПб: ПОИРО.2003

5. Ваганова А.Я. Основы классического танца. – М.:Искусство, Краснодар – 2003

6. Васильева Т.К. «Секрет танца» ТОО «Диомант», ООО «Золотой век» 2004г.

7.  Ветлугина Н. музыкальное развитие ребенка. – М., 1976

8. Вербицкая А. Основы сценического движения. – М., 1983

9.  Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца.- М.: Искусство, 2003

10.  Климов А. Основы русской народной хореографии. – М., 1981

11. Костровицкая А.В. «100 уроков классического танца» Ленинград «Искусство» ленинградское отделение 1981 г.

12. Коренева Т.Ф. «Музыкально-ритмические движения» для детей дошкольного и младшего школьного возраста 1-2 часть. Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС» 2003г.

13. Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста.- М.: Астрель АСТ, 2004

14. Куревина О.А. – М.:Линка – Пресс, 2003

15.  Люси Смит. Танцы. Начальный курс.- М.: Астрель АСТ, 2001

16. Михайлова Э., Иванов Ю. Ритмическая гимнастика: справочник. – М.,1987

17. ПуртоваТ., Беликова А. Учите детей танцевать.- М., «Владос», 2004

18. Руднева С., Фиш Э.Ритмика. Музыкальное движение. – М., 1972

19. Светиковая В., Танцевальные постановки для детей. – М., 1996

для детей:

1. Базарова М.А., Мей В.И. Азбука классического танца.- Ленинград: Искусство, 1983

2. Ваганова А.Я. Основы классического танца. 8-е изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань», 2003

3. Гусев Г.П.Методика преподавания народного танца.- М.: Искусство, 2003

4. Пасютинская В.М. Волшебный мир танца. Книга для учащихся.- М.: Просвещение, 1985.

Приложение 1

Карта оценочной диагностики танцевальных способностей  воспитанников

Фамилия, имя воспитанника

Параметры диагностики

Высокий уровень оценки

Средний уровень оценки

Низкий  уровень оценки

Критерии оценки по параметрам диагностики

1. Координация движений.

Высокий уровень оценки – ребенок хорошо умеет согласовывать движения различных частей тела, точность движений.

Средний уровень оценки – не всегда присутствует точность движений.

Низкий уровень оценки - ребенок не может согласовывать движения различных частей тела, движения неточные.

2. Эмоциональное восприятие.

Высокий уровень оценки – ребенок отзывчив, ярко реагирует на музыку.

Средний уровень оценки – реагирует, но не очень ярко самовыражается.

Низкий уровень оценки – не реагирует на музыку, эмоционально не отзывчив.

3. Чувство музыкального ритма.

Высокий уровень оценки – выполняют ритмические движения, соответственно ритму музыки.

Средний уровень оценки – выполняют ритмические движения, периодически соответствуя  ритму музыки.

Низкий уровень оценки – движения не соответствуют  ритму музыки.

4. Гибкость.

Высокий уровень оценки – в полном объеме выполняет все упражнения партерной гимнастики.

Средний уровень оценки – выполняет большинство упражнений партерной гимнастики.

Низкий уровень оценки – слабое выполнение  упражнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"

Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"

Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Фантазеры»

Развитие творческих способностей у детей по средствам использования «Римейк» - технологии...

Тема: Дополнительная общеобразовательная программа "Современные дети"

МБДОУ "Детский сад № 52 "Аленький цветочек" города Смоленска                                   ...