Тема: Дополнительная общеобразовательная программа "Современные дети"
рабочая программа по информатике (подготовительная группа)
МБДОУ "Детский сад № 52 "Аленький цветочек" города Смоленска
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «СОВРЕМЕННЫЕ ДЕТИ». Информатика.
МБДОУ "Детский сад №52 "Аленький цветочек" города Смоленска
РЕАЛИЗУЩАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НА 2022 - 2023 ГОДЫ
.
Смоленск, 2023
Содержание.
1. Пояснительная записка 3
2. Цели и задачи 4
3. Содержание программы 5
4. Структура построения образовательной деятельности в компьютерно-игровом комплексе 6
5. Модуль «Информатика детям» 7-9
6. Планируемые результаты освоения программы 9-13
7. Формы организации детской деятельности. 13
8. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников в процессе реализации программы. 13-14
9. Организационный раздел 14-15
10. Литература 15-16
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Современное общество живет в мире постоянного умножения потока информации, которая каждые несколько лет практически удваивается. Не утонуть в этом информационном море, а, точно ориентируясь, решать практические задачи человеку помогает компьютер. «Завтра» наших детей — это информационное общество. Если сегодня еще есть сферы жизни, где можно обойтись без компьютера, то в информационном обществе неумение пользоваться компьютером будет означать социальную инвалидность. В сегодняшних условиях информатизации общества педагоги и родители должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок скорее всего столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому необходимо заранее готовить ребенка к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями образования в школе.
У истоков информатизации дошкольного образования стояли ученые и специалисты НИИ дошкольного воспитания АПН СССР (ныне центр «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца), ЦНИИ «Электроника», ВНИИ технической эстетики, МГУ им. Ломоносова, НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (ныне Психологический институт РАО) и других организаций, объединившихся позднее в 1990 г. В независимую Ассоциацию «Компьютер и детство». Первоначальный этап исследований был связан с разработкой подходов к пониманию места компьютера в ряду других развивающих средств дошкольной дидактики.
В результате критического анализа отечественного и зарубежного опыта информатизации образования было признано нецелесообразным приобщение дошкольников к «мини - информатике». На ступени дошкольного образования необходимо идти не от информатики к деятельности, а наоборот: от деятельности к информатике.
Научно-техническая революция стала основой процесса информатизации всех сфер жизни общества, в том числе и образования. Именно поэтому одной из приоритетных задач развития образования в России является создание единой образовательной информационной среды.
Для достижения целей программы «От рождения до школы» первостепенное значение имеет реализация принципа преемственности со школой.
Разработанная программа имеет отличительную особенность:
программа решает проблему непрерывности дошкольного и школьного
образования по курсу информатики,
- согласуется с программой по информатике для начальной школы.
Настоящая программа описывает курс подготовки по информатике для детей
дошкольного возраста (6—7 лет). Программа разработана на основе источников, приведенных в списке литературы.
Цель курса — пропедевтика основных понятий информатики, развитие интеллекта, творческих способностей детей.
Задачи.
1. Формирование навыков работы с персональным компьютером.
2. 3акрепление знаний и умений детей по основным разделам «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. Развитие произвольности психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания. Совершенствование диалогической речи детей: умение слушать собеседника, понимать вопросы, смысл заданий, уметь задавать вопросы, отвечать на них.
3. Расширение кругозора, устранение психологического барьера «человек — компьютер».
Воспитание у детей потребности в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умения подчинять свои интересы определенным правилам.
Продолжительность курса - 1 год обучения (подготовительная группа) от простого к более сложному, от постоянного контроля преподавателя к самостоятельным решениям, от выработки умений и навыков к творческим заданиям.
Занятия проводятся в первой половине дня перед обедом или во второй половине дня.
Современные компьютерные игры для детей, используемые на занятиях, имеют доступный для понимания интерфейс, что даёт возможность ребёнку почувствовать уверенность в себе, ставит его в ситуацию успеха, что особенно важно для развития полноценной личности. Большинство заданий имеет несколько уровней сложности, что даёт возможность ребёнку научиться оценивать свои силы и получать положительные результаты каждому по своей индивидуальной программе.
Каждое занятие включает несколько видов деятельности, сменяющих друг друга: это беседа или фронтальная игра, компьютерная игра, индивидуальные игровые задания или дидактические игры, конструирование.
Важно отметить, что на занятиях должны строго соблюдаться Санитарно- эпидемиологические нормы: требования к технике, освещению, продолжительности занятий; проводиться профилактические упражнения для глаз и физкультминутки.
Помимо компьютерных игр на занятиях используются различные дидактические развивающие игры, что даёт в комплексе наиболее высокий результат. В компьютерных играх дети оперируют в основном символами и знаками, поэтому им должны предшествовать игры с реальными предметами, игрушками. Важно знать, что использование дошкольниками компьютера не цель, а средство воспитания и развития творческих и интеллектуальных способностей ребёнка. Конечно, ребёнок должен прежде всего научиться управлять компьютером, уметь управлять программами, понимать символы, принятые в компьютерных играх (интерфейс). Когда компьютер будет дошкольнику понятен, тогда с посредством игровых программ и будут достигаться необходимые воспитательные и образовательные цели.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел I. Компьютер
Компьютер. Устройство компьютера. Монитор. Системный блок. Клавиатура. Манипулятор «мышь». Правила работы в компьютерном зале.
Требования к знаниям и умениям:
Называть части компьютера и назначение; использовать в своей работе клавиатуру и манипулятор «мышь»; осуществлять необходимые операции при работе в различных программах; правила работы в компьютерном зале.
Раздел II. Предметы. Отличительные признаки, составные части и действия
предметов
Тема 1. Признаки и составные части предметов
Цвет предметов. Форма и размеры предметов. Названия предметов. Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств с одних предметов на другие. Поиск совпадающих свойств у разнородных предметов. Рассмотрение положительных и отрицательных сторон у одних и тех же свойств предметов.
Тема 2. Действия предметов
Последовательность действий, заданная устно и графически. Последовательность действий и состояний в природе.
Требования к знаниям и умениям:
1. Находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, число
элементов и др.);
2. Объединять предметы в группы по признакам;
обобщать по признаку, находить закономерность по признаку;
3. Выделять существенный признак предмета или нескольких предметов;
находить лишний предмет в группе однородных;
4. Выделять группы однородных предметов среди разнородных и называть их;
расставлять события в правильной последовательности;
5. Выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;
описывать свои действия.
Раздел III. Элементы логики
Истинные и ложные высказывания. Отрицания. Разрешающие и запрещающие знаки. Логические операции «И» и «ИЛИ».
Требования к знаниям и умениям:
1. Определять истинные и ложные высказывания;
2. Отличать заведомо ложные фразы;
3. Формулировать отрицание по аналогии;
4. Называть противоположные по смыслу слова;
5. Подбирать слова, отрицающие данные;
6. Пользоваться разрешающими и запрещающими знаками;
7. Видеть вред и пользу свойства у разных предметов;
8. Объединять отдельные предметы в группу с общим названием.
СТРУКТУРА ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОМПЬЮТЕРНО-ИГРОВОМ КОМПЛЕКСЕ.
При построении образовательной деятельности учитываются возрастные психические и физические особенности детей старшего и подготовительного возраста. Занятие длится по 30 минут, 2 раза в неделю.
Стандартное занятие обязательно включает смену видов деятельности и физкультминутки, гимнастику для глаз и имеет следующую структуру построения:
Введение (беседа, фронтальный опрос, фронтальная игра).
Работа за компьютером (объяснение педагога, самостоятельная работа с программой под руководством педагога).
В этот блок обязательно включена:
1. Гимнастика для глаз.
2. Физкультминутка.
3. Дидактические игры: задания-игры на индивидуальных листах, конструирование, парные и групповые дидактические игры.
4. Игра в релаксационной зоне.
В зависимости от цели занятия учитель может изменить структуру занятия, поменять местами блоки, заменить физкультминутку подвижным заданием или подвижной игрой.
Этапы реализации программы.
1. Просветительский (работа с родителями, педагогами) предназначен для просвещения родителей и педагогов о назначении данного курса для развития детей- дошкольников. Этот этап реализуется посредством участия педагога в родительских собраниях и проведении индивидуальных и групповых консультаций.
2. Диагностико-аналитический направлен на выявление уровня владения компьютером (управление компьютером клавишами, мышью; слежению за экраном) и общего уровня развития (учитываются данные диагностики психолога и его рекомендации); на основе данных диагностики дети разделяются по группам.
3. Формирующий и развивающий в течение 1 года; на этом этапе непосредственно осуществляется процесс обучения. Для этого составлен годовой план занятий,
включающий игры дидактические традиционные и обучение работе на компьютере через компьютерные игровые программы.
4. Контрольно-диагностический; осуществляется контроль результатов работы программы и выявление последующих направлений в работе.
Модуль «Информатика детям».
Модуль предназначен для обучения детей старшего дошкольного возраста основам информатики. В содержании модуля отражаются актуальные направления приобщения старших дошкольников к цифровой среде на деятельностной основе. Наличие у детей знаний основ информатики детьми дошкольного возраста, умений использовать цифровые ресурсы способствуют решению практических задач.
Категория обучающихся: дети старшего дошкольного возраста (6–7 лет).
Форма обучения: очная с применением электронного обучения. Сроки освоения модуля: модуль рассчитан на 1 год обучения, 2 часа в неделю.
Модуль «Информатика детям»
Задачи модуля:
1. Формировать основы грамотности воспитанников в области информатики;
2. Дать представление об основах программирования;
3. Развивать образное и логическое мышление;
4. Развивать творческие способности;
5. Способствовать адаптации детей дошкольного возраста к цифровой среде;
6. Воспитывать привычку соблюдать здоровьесберегающие правила использования цифровой среды.
Характеристики особенностей детей старшего дошкольного возраста, значимые для реализации программы.
Особенностью развития ребенка в старшем дошкольном возрасте является познание окружающего мира сквозь призму жизни его семьи. Семья как первичная ячейка общества – самое близкое окружение ребенка. Семейные ценности, культура и традиции формируют основу значимых для ребенка духовно-нравственных и культурных ценностей. Взаимоотношения в семье, взаимопомощь членов семьи, проявление взрослыми членами семьи своего отношения к окружающим людям, месту, где они родились и живут, оказание ребенком посильной помощи взрослым влияют на формирование у него представлений о семейном укладе, о месте человека в общественных отношениях.
Одним из первых общественных институтов, с которым сталкивается ребенок после семьи, является дошкольная организация, где он встречается с детьми и взрослыми из различных социальных, этнических и культурных сред, имеющих различные привычки, убеждения, ценности. Первый опыт такого взаимодействия позволяет ребенку стать социально компетентным, готовым к расширению своих контактов в социуме.
По мере взросления ребенок знакомится с социокультурной средой своего населенного пункта (района, города), с другими общественными институтами (поликлиникой, больницей, магазином, дорожной полицией и т. д.), с культурными, историческими и религиозными институтами и памятниками. Ребенок получает информацию о том, что было раньше и что есть теперь, познает ценность прошлого и настоящего, традиций и перемен. Он учится уважать других людей, их ценности, достоинство, обычаи. Это социокультурное многообразие помогает ребенку познакомиться с историей родного края, ощутить эмоциональную привязанность к родине и осознать себя как часть большого, разнообразного мира, о котором он может узнать еще больше.
Первичное понимание общественных институтов, их значения и устройства, значения правил и законов опирается на опыт участия ребенка в жизни дошкольной образовательной организации и семьи и тесно связано с социально-коммуникативным развитием и реализацией принципа участия. Участвуя в народных праздниках, готовясь к ним, узнавая традиции своей семьи, ребенок занимается различными видами искусства: учит песни, мастерит поделки, слушает сказки и рассказы об истории родного края, своей малой и большой родины. Это перекликается с художественно-эстетическим и речевым развитием. С этими образовательными областями также связаны различные экскурсии, посещение музеев и т. п. Знакомство детей с культурой и историей родного края, страны, мира неразрывно связано с познавательными процессами в других направлениях – природном, техническом, экологическом.
Ребенок старшего дошкольного возраста активно осваивает окружающий мир. Это становится возможным благодаря пластичности нервной системы, интенсивному созреванию мозжечка, подкорковых образований, коры головного мозга, завершению дифференциации центров ассоциативных зон, улучшению механизма сопоставления слова с воспринимаемой действительностью, развитию кинестетического контроля. В этом возрасте происходит активное развитие психических познавательных процессов – памяти, внимания, мышления, развивается способность управлять своим поведением. Показателями развития эмоциональной сферы старшего дошкольника, по данным Л.Д. Глазыриной и В.А. Овсянкина [9], являются умения сдерживать чувства, пользоваться общепринятыми формами их выражения.
Серьезными достижениями в развитии волевой сферы становятся способности к ограничению желаний, постановке определенных целей, преодолению препятствий, стоящих на пути этих целей, а также правильная оценка результатов собственных действий. В то же время проведенный Н.А. Горловой мониторинг мнения родителей и педагогов [10] указал на главные болевые точки современных детей: повышенную тревожность и агрессию, возбудимость и гиперактивность, потребность к восприятию информации и вместе с этим – повышенные утомляемость и эмоциональность. Дети настойчивы и требовательны, не желают выполнять бессмысленные действия. Современные дети находятся в постоянном, непрерывном движении, их трудно удержать на одном месте. В организованных видах деятельности они зачастую не могут сосредоточиться, им по-прежнему нужны игровые и заинтересовывающие моменты. Этому во многом способствует предоставление возможности не только начать новое дело, довести его до конца, но и представить его результаты.
У современных детей, по мере их взросления, время произвольной концентрации внимания не увеличивается. По данным Е.О. Смирновой, «дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их ничего не интересует и не увлекает. Отсутствие собственного содержания отражается на отношениях детей. Им неинтересно общаться друг с другом. Замечено, что общение со сверстниками стало более поверхностным и формальным: детям не о чем разговаривать, нечего обсуждать, не о чем спорить. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений» [37].
Вместе с тем, современные дошкольники стали более раскованными, раскрепощенными, инициативными, но, в то же время, они с большим трудом усваивают нормы нравственного характера, у детей слабо развита эмоциональная сфера, все, что связано с установкой взаимоотношений и взаимодействий, общением с взрослыми и сверстниками [33]. В организационной части Программы представлены формы организации взаимодействия друг с другом и со взрослыми, способствующие освоению детьми коммуникативных умений, опыта речевой деятельности, установления правил взаимодействия.
При изучении иностранного языка внимания заслуживает тот факт, что в 6–7 лет достаточно четко выражены индивидуальные особенности высшей нервной деятельности ребенка, которые проявляются в его темпераменте: ребенок постепенно вырабатывает свой индивидуальный стиль деятельности, активно ищет приемы и способы, соответствующие своему темпераменту. По мнению ученых, эти свойства личности не только наиболее устойчивы, но и достаточно ярко проявляются уже в младшем раннем возрасте в виде таких основных характеристик, как общая психологическая активность, моторика, эмоциональность. Эти свойства определяют общую активность ребенка, темп его деятельности, интенсивность, способность переключаться на новый вид работы, его реакцию и т.д.
Планируемые результаты освоения программы.
Модуль «Информатика детям».
В результате реализации программы дети будут знать:
- основы информатики;
- правила поведения за компьютером;
- назначение компьютера;
- основные блоки и устройства компьютера;
- назначение и возможности устройств ввода и вывода информации;
- способы работы в текстовом редакторе;
- способы создания графических изображений;
- понятия «курсор», «множество», «истинное высказывание», «ложное высказывание», «исполнитель», «команда»;
- основы программирования.
В результате реализации Программы дети будут уметь:
- выделять свойства предметов, находить предметы, обладающие заданным свойством или несколькими свойствами, разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;
- обобщать по некоторому признаку, находить закономерность по признаку;
- сопоставлять части и целое предметов и действий;
- называть главную функцию (назначение) предметов;
- проводить аналогию между разными предметами;
- находить похожее у разных предметов;
- переносить свойства одного предмета на другие;
- расставлять события в правильной последовательности;
- выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;
- применять какое- либо действие по отношению к разным предметам;
- описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
- находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;
- приводить примеры истинных и ложных высказываний;
- приводить примеры отрицаний (на уровне слов и фраз «наоборот»);
- формулировать отрицание по аналогии;
- пользоваться разрешающими и запрещающими знаками;
- анализировать информацию;
- применять полученную информацию в практической деятельности.
Учебный план модуль «Информатика детям».
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1. | Раздел 1. Изучаем компьютер | 20 |
2. | Раздел 2. Рисуем на компьютере | 22 |
3. | Раздел 3. Учимся программировать | 22 |
Итого | 64 |
Модуль «Информатика детям».
Тематическое планирование образовательной деятельности.
№п/п | Темы НОД | Сроки | Количество часов |
1. | Раздел 1. Изучаем компьютер |
| 20 |
1.1. | Состав компьютера. Демонстрация возможностей компьютера | Сентябрь 1 неделя | 2 |
1.2. | Разучивание упражнений для глаз. Использование мыши в обучающей программе | Сентябрь 2 неделя | 2 |
1.3. | Носители информации. Рабочий стол компьютера. Папки и ярлыки | Сентябрь 3 неделя | 2 |
1.4. | Из истории вычислений. Понятие меню | Сентябрь 4 неделя | 2 |
1.5. | «Перетаскивание» объектов мышью (показывает педагог). Самопроверка усвоения материала главы «Общие правила работы» | Октябрь 1 неделя | 2 |
1.6. | Работа с текстом. Знакомство с программой «Блокнот» | Октябрь 2 неделя | 2 |
1.7. | Работа в программе Блокнот. Знакомство с клавиатурой. Расположение пальцев на клавиатуре | Октябрь 3 неделя | 2 |
1.8. | Работа в программе Блокнот. Курсор. Основные клавиши на клавиатуре для управления курсором. Написание цифр | Октябрь 4 неделя | 2 |
1.9. | Работа в программе Блокнот. Написание букв и заглавных букв с помощью клавиши Shift | Ноябрь 1 неделя | 2 |
1.10. | Работа в программе Блокнот. Удаление символов. Повторение написания цифр и букв | Ноябрь 2 неделя | 2 |
2. | Раздел 2. Рисуем на компьютере |
| 22 |
2.1. | Знакомство с программой Paint. Управляющие значки окна. Палитра. Состав панели инструментов программы | Ноябрь 3 неделя | 2 |
2.2. | Работа в программе Paint. Инструмент «Прямая линия», толщина и цвет. Инструмент «Распылитель» | Ноябрь 4 неделя | 2 |
2.3. | Работа в программе Paint. Инструменты «Карандаш», «Кисточка» | Декабрь 1 неделя | 2 |
2.4. | Работа в программе Paint. Инструмент «Овал» | Декабрь 2 неделя | 2 |
2.5. | Инструмент «Дуга» | Декабрь 3 неделя | 2 |
2.6. | Инструмент «Заливка» | Январь 3 неделя | 2 |
2.7. | Исправление ошибок: пункт «Правка» меню программы Paint | Январь 4 неделя | 2 |
2.8. | Работа в программе Paint. Инструмент «Прямоугольник» | Февраль 1 неделя | 2 |
2.9. | Работа в программе Paint. Клавиша «Shift» | Февраль 2 неделя | 2 |
2.10. | Работа в программе Paint. Инструмент «Текст» | Февраль 3 неделя | 2 |
2.11. | Работа в программе Paint. Комбинирование инструментов | Февраль 4 неделя | 2 |
3. | Раздел 3. Учимся программировать |
| 22 |
3.1. | Пиктомир. Первое знакомство
| Март 1 неделя (1 занятие) | 1 |
3.2. | Пиктомир. Рассуждаем о программах | Март 1 неделя (2 занятие) | 1 |
3.3. | Пиктомир. Робот Вертун | Март 2 неделя (1 занятие) | 1 |
3.4. | Пиктомир. Тренируем Вертуна | Март 2 неделя (2 занятие) | 1 |
3.5. | Пиктомир. Робот Двигун | Март 3 неделя (1 занятие) | 1 |
3.6. | Пиктомир. Робот Ползун | Март 3 неделя (2 занятие) | 1 |
3.7. | Пиктомир. Делаем программу короче – повторители | Март 4 неделя (1 занятие) | 1 |
3.8. | Пиктомир. Игры на расшифровку программ «Секретные пакеты» | Март 4 неделя (2 занятие) | 1 |
3.9. | Пиктомир. Шифруем программы и проверяем их на компьютере | Апрель 1 неделя (1 занятие) | 1 |
3.10. | Пиктомир. Играем с Ползуном | Апрель 1 неделя (2 занятие) | 1 |
3.11. | Пиктомир. Делаем программу короче – подпрограммы | Апрель 2 неделя (1 занятие) | 1 |
3.12. | Пиктомир. Шифруем. Подпрограмма А | Апрель 2 неделя (2 занятие) | 1 |
3.13. | Пиктомир. Робот Тягун | Апрель 3 неделя (1 занятие) | 1 |
3.14. | Пиктомир. Играем с Ползуном | Апрель 3 неделя (2 занятие) | 1 |
3.15. | Пиктомир. Вертун рисует «буковки» | Апрель 4 неделя (1 занятие) | 1 |
3.16. | Пиктомир. Проверяем шифровку на просвет | Апрель 4 неделя (2 занятие) | 1 |
3.17. | Пиктомир. Разгадываем шифр вдвоем | Май 2 неделя (1 занятие) | 1 |
3.18. | Пиктомир. Тренируем роботов. Секретные пакеты 2. | Май 2 неделя (2 занятие) | 1 |
3.19. | Пиктомир Придумываем Роботов | Май 3 неделя (1 занятие) | 1 |
3.20. | Пиктомир. Тренируем Ползуна | Май 3 неделя (2 занятие) | 1 |
3.21. | Пиктомир. Команды для любопытных. Команды вопросы | Май 4 неделя (1 занятие) | 1 |
3.22. | Пиктомир. Команды вопросы роботов Двигуна и Тягуна | Май 4 неделя (2 занятие) | 1 |
| ИТОГО (часов) |
| 64 |
Предложенные темы могут реализовываться как полностью, так и частично, по усмотрению педагогических коллективов. Учитывая теоретические обоснования образовательной деятельности в работах В.Т. Кудрявцева, Т.В. Волосовец, Н.А. Коротковой, предлагается технология образовательной деятельности с детьми, предусматривающая определенный алгоритм, позволяющий отойти от школьной системы подачи материала, снижающий риски излишней интеллектуализации детей, провоцирования искусственного убыстрения развития детей старшего дошкольного возраста. Реализация данного содержания делает образовательный процесс интересным и занимательным для детей, формирует необходимые умения, опыт деятельности, необходимый для последующего успешного обучения в начальной школе, а также формирует качества личности, являющиеся целевыми ориентирами в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Педагоги имеют право самостоятельно проектировать содержание занятий (непрерывной образовательной деятельности), используя материалы модуля.
Формы организации детской деятельности
Для дошкольников основным видом деятельности и эффективным способом познания мира является игра. В Программе используются сюжетно-ролевые, дидактические и народные игры. Близки к сюжетно-ролевым играм инсценировки произведений духовно-нравственного и исторического содержания. Для инсценировки можно взять практически любое произведение, предлагаемое Программой. Все они невелики по объему. Дети могут без затруднений изобразить персонажей. В процессе инсценировки лучше усваивается содержание произведения и его смысл. Введение персонажа близкого по возрасту и знакомого по литературному произведению позволяет детям сменить позицию «ученика» на «наставника», вместе с героем делать открытия, помогать ему обобщать и представлять краеведческий материал.
Авторами Программы предлагается ввести в образовательный процесс образ Филиппка (Л.Н. Толстой «Филиппок»), мальчика, который также как все дети был любознательным, стремился узнать как можно больше, и не боялся трудностей. Детям легче ассоциируя себя со своим ровесником, включаться в поисковую, познавательно-исследовательскую деятельность.
Взаимодействие педагогического коллектива с семьями
воспитанников в процессе реализации программы.
Образовательная работа по темам, связанным с обществом, историей и культурой, как никакая другая область, открывает многообразные возможности для взаимодействия с семьей, которые должны быть реализованы детским садом. Родители могут активно принимать участие в организации и проведении праздников, экскурсий. Знакомство с историей семей детей, с профессиями родителей трудно реализовать без активного участия семей. Продуктивным оказывается использование компетентностей, знаний, умений и других ресурсов родителей, которые сами могут предложить провести какие-либо проекты, экскурсии, мастер-классы. Дети мигрантов или представители разных национальностей также могут существенно обогатить жизнь группы. Рассказы родителей о стране, из которой они приехали, организация дня национальной кухни, знакомство детей и других семей с кулинарными рецептами своего народа, и т. п.
Естественным продолжением образовательного процесса будет обсуждение в семье, участие родственников в общих проектах, упражнение в применении слов английского языка в быту, проведение совместных досугов за игрой в шахматы, поиск нужной информации в системе Интернет, изготовление макетов, поделок, кулинарных блюд, информационных блоков по различным темам модулей.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
Кадровое обеспечение Программы.
Требования к профессиональной подготовке педагога изложены в ФГОС ДО. Дополнением является наличие специальных компетенций к педагогу английского языка, работающему по программе «Английский язык для детей», можно сформулировать в рамках следующих профессиональных компетенций: профессиональная иноязычная коммуникативная компетенция, методико-педагогическая компетенция и организационно-воспитательная компетенция.
Профессиональная иноязычная коммуникативная компетенция педагога предполагает, что он владеет английским языком на уровне не ниже B1 согласно Общеевропейской шкале уровней владения иностранным языком (Common European Framework of Reference), используя средства английского языка для ведения занятия и организации игровой деятельности дошкольников. При этом педагог должен уметь представлять учебный материал на английском языке для дошкольников логично, доходчиво с использованием наглядных средств; формулировать инструкции по выполнению задания на английском языке и переформулировать их, если возникают сложности в понимании; управлять ходом выполнения задания на английском языке; помогать детям формулировать на английском языке высказывания; мотивировать, привлекать внимание, ободрять на английском языке, т.е. создавать психологически комфортную атмосферу с помощью лексических средств иностранного языка.
В рамках методико-педагогической компетенции педагог должен владеть теорией и технологиями физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста; уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая сюжетно-ситуационный контекст общения дошкольников на английском языке; уметь планировать, реализовывать и анализировать эффективность занятий по английскому; уметь применять индивидуально-дифференцированный и коммуникативный подходы на занятиях по английскому языку; владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми программы «Английский язык для детей», степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе; владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования и реализации программы «Английский язык для детей».
В рамках организационно-воспитательной компетенции педагог должен знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве, особенности становления и развития детей в дошкольном возрасте; знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми дошкольного возраста; уметь организовывать предметно-пространственную среду для занятий английским языком; уметь организовывать совместную групповую, парную и самостоятельную деятельность детей; уметь создавать психологически комфортную и безопасную образовательную среду, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в процессе занятий английским языком; владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.
Важно, чтобы, обучая английскому языку педагог создавал условия для общения на иностранном языке, а это возможно только при уважительном отношении к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям и оптимистическом настрое самого педагога.
Литература.
Модуль «Информатика детям».
1. Абрамов С.А., Зима Е.В. Начала информатики – М., Наука, 1989. Код доступа: https://bookree.org/reader?file=504079&pg=2
2. Венгер А. А., Дьяченко О М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста, М. 2001. Код доступа: https://vk.com/doc32189393_497731495?hash=1931b0fb3c374826f6
3. Л. А. Венгер, А. Л. Венгер Домашняя школа мышления (для пятилетних детей). – М.: Знание, 1984. – 80 с. Код доступа: http://www.bim-bad.ru/docs/the_vengers_thinking_development.pdf
4. Горячев А.В. «Все по полочкам. Пособие для дошкольников 5–6 лет». – М., БАЛАСС, 2012. – 64 с. Код доступа: https://vk.com/doc-172860932_537760929?hash=a70080af4748107926&dl=2ed842dce43f8d328fhttps://vk.com/doc67443860_485266489?hash=05771a2012011bba9e
5. Информатика. Энциклопедия для детей. Т. 22_2007 – 618с.. Код доступа: https://vk.com/doc112594009_437211252?hash=71b6063678e05dec63
6. Коган И. Д., Леонас В.В. Эта книга без затей про компьютер для детей. М., Педагогика, 1999. Код доступа: https://bookree.org/reader?file=591026&pg=1
7. Никитин Б. П. Развивающие игры. – 5-е изд. доп. – М.: Знание, 1994. Код доступа: http://libarch.nmu.org.ua/bitstream/handle/GenofondUA/43720/4dddc5838fd1f7e0ba67469e5661a783.pdf?sequence=1&isAllowed=y
8. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1999. Код доступа: https://ds-olenenok.saha.prosadiki.ru/media/2018/07/26/1226234701/2_mikhajlova_z.a-igrovye_zadachi_dlja_doshkolnik.pdf
9. Методические указания по проведению цикла занятий «Алгоритмика» в подготовительных группах дошкольных образовательных учреждений с использованием свободно распространяемой учебной среды ПиктоМир А.Г. Кушниренко, А.Г. Леонов,М.В.Райко,2019.Код доступа:https://www.niisi.ru/piktomir/%D0%90%D0%BB%D0%B3%D...
10. Пионтковская Н.А. Как с компьютером дружить. Учебно-методическое пособие – М.: СОЛОН-Пресс, 2015. – 96 с. Код доступа: https://mirlib.ru/knigi/deti/156416-kak-s-kompyuterom-druzhit.html
11. 35 занятий для успешной подготовки к школе. Логическое мышление. Автор составитель Н. Терентьева – М. ООО «Стрекоза», 2012. – 34 с. Код доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/363133539/?page=28&*=Wf26t0vZNA6ZC%2FGYnZbdVvDhvLl7InVybCI6InlhLW1haWw6Ly8xNzU5MjE4NjA0NDQxNzg2MDEvMS4yIiwidGl0bGUiOiJkb2M0MjgxNzI1OF81OTk5OTI3MjQiLCJub2lmcmFtZSI6ZmFsc2UsInVpZCI6IjM2MzEzMzUzOSIsInRzIjoxNjIyNTUzMjQ4MTU3LCJ5dSI6IjcyNTI0ODIzNzE1MzExMTgwMTUifQ%3D%3D
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительная общеразвивающая программa для детей раннего возраста (2 – 3 лет) социально-педагогической направленности
Программа по сенсорике для детей 2-3 лет, на 1год....
индивидуальное занятие по разделу "Предметно - практическая деятельность" (по дополнительной общеобразовательной программе для детей и подростков с ТМНР "Умелые ручки") на тему: «Ловкие пальчики»
Конспект занятия подготовил педагог высшей категории (воспитатель СПб ГБСУ СО «Дом-интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развития №1» Петродворцового район...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фантазии из теста» направленности «Художественно-эстетическое развитие» для детей 4-7 лет
Содержание Пояснительная записка……………………………………………………………Учебно-тематический план…………………………………………………………Содержание программы дополнительного образования детей, краткое описание тем (теоретических и ...
Дополнительная общеобразовательная программа Дополнительная общеразвивающая программа Физкультурно-спортивной направленности «Олимпик» для детей младшего дошкольного возраста 3-4 года; для детей среднего дошкольного возраста 4-5 года. Срок реализации -2 г
Детский фитнес — хорошо продуманная детская физкультура, укрепляющая и формирующая жизненно важные навыки и умения, увеличивающая функциональные резервы организма. Это занятия под специально под...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)
Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....
Конспект итоговой организованной образовательной деятельности по дополнительной общеобразовательной программе (дополнительной общеразвивающей программе) «Букварёнок» (1-ый год обучения) на тему: «Волшебный цветок Мудрой Совы»
Данный конспект составлен с целью обобщить и закрепить знания детей старшей группы, по пройденному материалу, за учебный год.В игровой форме дети закрепляют умение проводить звуковой...
Конспект итоговой организованной образовательной деятельности по дополнительной общеобразовательной программе (дополнительной общеразвивающей программе) «Финансовая грамотность» (1-ый год обучения) на тему: «Путешествие с Монеточкой по стране Экономике»
Данный конспект разработан, чтобы закрепить полученные за год экономические знания в разных видах экономической деятельности. ООД способствуе...