Развиваем чувство ритма, играя (Мастер класс для педагогов старшей и подготовительной группы детского сада)
материал (старшая, подготовительная группа)

крицкая людмила александровна

Применяя стихотворный ритм с движением и музыкой, используя музыкальные инструменты, у детей развивается и совершенствуется речь, слуховое внимание, вырабатывается правильное дыхание при исполнении песен.

Использование "звучащих жестов" помогают ребёнку лучше ощутить музыку, её ритм, характер. Помочь ребёнку могут различные шумовые инструменты: деревянные ложки, ритмические палочки, треугольники, бубны, барабаны.

Я хочу предложить несколько упражнений, которые могут выполняться без музыки, в любом помещении или на улице во время прогулки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_pedagogov.docx51.75 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс для педагогов

Развиваем чувство ритма, играя (старшая и подготовительная группа)

Музыка неразрывно связана с ритмом, движением, речью.

Моя работа над развитием чувства ритма помогает детям комфортней чувствовать себя в коллективе, они становятся более уверенными в своих движениях.

 К.Чуковский писал, что дети, декламируя стихи, упиваются ими как музыкой, не вникая

в их смысл. Детей увлекает ритм и созвучие

Известный в музыкально-педагогическом кругу немецкий композитор и педагог Карл Орф говорил, что неритмичных людей не бывает. Ритм заложен в человека самой природой - ровно стучит сердце, бьётся пульс. Необходимо научить пропускать ритм через своё тело.

Применяя стихотворный ритм с движением и музыкой, применяя музыкальные инструменты, у детей развивается и совершенствуется речь, слуховое внимание, вырабатывается правильное дыхание при исполнении песен.

При этом развивается

  •  Координация движений
  •  Артикуляционный  аппарат
  •  Память и слух
  •  Ловкость и быстрота реакции
  • Чувство темпа
  • Внимание
  • Индивидуальные способности детей, их творческое мышление

В этом нам помогают природные инструменты, которые с нами всегда: руки, ноги.

 Мы озвучиваем услышанную мелодию или просто текст ритмическими хлопками, шлепками, притопами, щелчками. Этот  приём называют – «звучащие жесты». Использование "звучащих жестов" помогают ребёнку лучше ощутить музыку, её ритм, характер. Помочь ребёнку могут различные шумовые инструменты: деревянные ложки, ритмические палочки, треугольники, бубны, барабаны.

Я хочу предложить несколько упражнений, которые могут выполняться без музыки, в любом помещении или на улице во время прогулки

Приглашаются желающие для участия в играх

Все упражнения развивают чувство ритма и речь, но каждое ставит ещё другую задачу.

  • Слово «Здравствуйте» делим на три части, озвучиваем, применяя «зж»

Здрав –    хлопок в ладоши

ствуй –   шлепок по коленям

те –         притоп одной ногой

Предложить применить другие «зж», можно с другим приветствием

  • Следующее упражнение развивает слуховое (если с музыкой) и зрительное внимание.

’Калейдоскоп фигур"

Педагог показывает различные картинки схем фигур человека, дети должны встать по схеме.

Показ проводится ритмично в одном темпе:

"Раз" - показ картинки, дети встали по схеме.

"Два" - картинка убирается, дети принимают исходное положение, расслабляются. Показ второй картинки - «раз-два» и т.д.

В старшей и подготовительной группе упражнение можно проводить под музыку. Когда дети осваивают упражнение, показ картинок можно поручить солистам.

  • Упражнение развивает чувство темпа, ритма, воображения, быстроту реакции

"Мы идём, идём"

Дети двигаются по кругу топающим шагом и говорят:

Мы идём, идём, идём,

А устанем - отдохнём,                       останавливаются лицом в круг

 Поглядим по сторонам:                       прикладывают          ладонь ко лбу

Кто из сказки выйдет к нам              ритмичные хлопки

С окончанием фразы ребёнок, который вспомнил сказочного героя, выходит в центр круга, прохлопывает его название, все слушают, затем повторяют.

Для изображения ритмического рисунка можно использовать деревянные ложки Варианты тем: "кто из леса выйдет к нам”, "кто из грядки выйдет к нам", "вот игрушки вышли к нам", кто навстречу выйдет к нам"

  • Упражнение с треугольниками  развивает слуховое внимание, чувство темпа, приём элементарного музицирования

«Дождик»

Несколько детей с треугольниками стоят в центре круга, остальные образуют круг

Дети в кругу ритмично произносят текст, применяя «зж»

Мелкий дождик моросит,           - хлопки в ладоши

Кап-кап, кап-кап                          -  ритмичные удары треугольника

В листьях сада шелестит.        – ритмично тереть ладони

Кап-кап, кап-кап                          -  ритмичные удары треугольника

Мокнет мяч у ворот,                 - шлепки по бёдрам

  Кап-кап, кап-кап                          -  ритмичные удары треугольника

Мокнет поле, огород.                – хлопки ладони по тыльной стороне другой

Хорошо помогают в работе ритмические палочки. Их можно поворачивать по-разному, поэтому они удобны.

  • Упражнение «Часы» - это подготовка к канону, помогает сосредоточить внимание

«Часы»

Дети сидят на полу, образуя круг, вытянув ноги к центру круга. В центре стоят дети с ритмическими палочками. Их задача произносить ритмично, без остановки слова «тик-так, тик-так», ударяя палочками. Остальные дети в этом ритме произносят текст, шлёпая ладонями по коленям, делая остановки после каждой фразы

Тик-так, тик-так,               - солисты с ритмическими палочками

Заведём часы сейчас,          - шлепки по коленям

Тик-так, тик-так,

Чтобы знать, который час.

Тик-так, тик-так,

Мы с часами погуляем,

Тик-так, тик-так,

На обед не опоздаем!

Тик-так, тик-так

  • Упражнение, развивающее координацию движений, внимание

«Машина»

Дети сидят на коленях, образуя круг, у них в руках ритмические палочки. Выполняют действия, произнося текст

 Я еду на машине                    - ритмично  стучат по полу

Дорогою прямой                     - стучат палочкой о палочку

Быстрая машина                   - положить палочки справа от себя, взять палочки слева от себя

Везёт меня домой                 - положить палочки справа от себя, взять палочки слева от себя

Повторить несколько раз

  • Канон «Божья коровка» для подготовленных детей. Показывает, насколько дети могут контролировать свои движения, речь, внимание

Дети выполняют движения сначала в общем кругу, затем делятся на два круга, если получается, то и на три круга

Божья коровка,               - идут по кругу, держась за руки

Чёрная головка                  в конце фразы остановиться

Улети на небо,                - ритмичные хлопки снизу вверх               - вступает второй круг  

Принеси нам хлеба:        - наклон вперёд, вытянув руки

Чёрного и белого,            - притоп правой ногой, затем левой       - вступает третий круг

Только не горелого          - ритмично грозить пальцем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов по теме: Оригами в детском саду и его роль в развитии ребенка

Оригами - традиционная техника складывания бумажных фигурок, в наше время вызывает большой интерес у педагогов и родителей. Это связано с уникальными возможностями влияния оригами на развити...

Мастер - класс для педагогов "Нетрадиционные виды конструирования в детском саду"

Данный материал познакомит педагогов с новыми направлениями конструирования для дошкольников....

Мастер-класс для педагогов по театрализованной деятельности в детском саду.

Мастер-класс в трехчастной форме:презентация на тему: Театрализованная деятельность - инструмент для всестороннего развития ребенка.практическая деятельность: изготовление пальчикового театрапостановк...

Мастер-класс для педагогов "Использование Сингапурской методики в детском саду"

Уникальность данной методики преподавания заключается в том, она основана на командных формах работы, происходит обучение в сотрудничестве, где каждый ребенок может высказать свою точку зрения, свои м...

Методическая разработка: "Мастер-класс для педагогов по организации в группе детского сада центра развития образной речи"

Цель мастер-класса - познакомить педагогов с ваиантом организации центра развития образной речи как элемента предметно-пространственной среды группы детского сада....

Мастер класс для педагогов «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»

Мастер класс для педагогов "Нетрадиционные техники рисования в детском саду"...

Мастер-класс для педагогов "Лепка из глины в детском саду. Дымковская игрушка"

Содержание мастер-класса, проведенного с коллегами....