Развиваем чувство ритма, играя (Мастер класс для педагогов старшей и подготовительной группы детского сада)
материал (старшая, подготовительная группа)
Применяя стихотворный ритм с движением и музыкой, используя музыкальные инструменты, у детей развивается и совершенствуется речь, слуховое внимание, вырабатывается правильное дыхание при исполнении песен.
Использование "звучащих жестов" помогают ребёнку лучше ощутить музыку, её ритм, характер. Помочь ребёнку могут различные шумовые инструменты: деревянные ложки, ритмические палочки, треугольники, бубны, барабаны.
Я хочу предложить несколько упражнений, которые могут выполняться без музыки, в любом помещении или на улице во время прогулки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_dlya_pedagogov.docx | 51.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер класс для педагогов
Развиваем чувство ритма, играя (старшая и подготовительная группа)
Музыка неразрывно связана с ритмом, движением, речью.
Моя работа над развитием чувства ритма помогает детям комфортней чувствовать себя в коллективе, они становятся более уверенными в своих движениях.
К.Чуковский писал, что дети, декламируя стихи, упиваются ими как музыкой, не вникая
в их смысл. Детей увлекает ритм и созвучие
Известный в музыкально-педагогическом кругу немецкий композитор и педагог Карл Орф говорил, что неритмичных людей не бывает. Ритм заложен в человека самой природой - ровно стучит сердце, бьётся пульс. Необходимо научить пропускать ритм через своё тело.
Применяя стихотворный ритм с движением и музыкой, применяя музыкальные инструменты, у детей развивается и совершенствуется речь, слуховое внимание, вырабатывается правильное дыхание при исполнении песен.
При этом развивается
- Координация движений
- Артикуляционный аппарат
- Память и слух
- Ловкость и быстрота реакции
- Чувство темпа
- Внимание
- Индивидуальные способности детей, их творческое мышление
В этом нам помогают природные инструменты, которые с нами всегда: руки, ноги.
Мы озвучиваем услышанную мелодию или просто текст ритмическими хлопками, шлепками, притопами, щелчками. Этот приём называют – «звучащие жесты». Использование "звучащих жестов" помогают ребёнку лучше ощутить музыку, её ритм, характер. Помочь ребёнку могут различные шумовые инструменты: деревянные ложки, ритмические палочки, треугольники, бубны, барабаны.
Я хочу предложить несколько упражнений, которые могут выполняться без музыки, в любом помещении или на улице во время прогулки
Приглашаются желающие для участия в играх
Все упражнения развивают чувство ритма и речь, но каждое ставит ещё другую задачу.
- Слово «Здравствуйте» делим на три части, озвучиваем, применяя «зж»
Здрав – хлопок в ладоши
ствуй – шлепок по коленям
те – притоп одной ногой
Предложить применить другие «зж», можно с другим приветствием
- Следующее упражнение развивает слуховое (если с музыкой) и зрительное внимание.
’Калейдоскоп фигур"
Педагог показывает различные картинки схем фигур человека, дети должны встать по схеме.
Показ проводится ритмично в одном темпе:
"Раз" - показ картинки, дети встали по схеме.
"Два" - картинка убирается, дети принимают исходное положение, расслабляются. Показ второй картинки - «раз-два» и т.д.
В старшей и подготовительной группе упражнение можно проводить под музыку. Когда дети осваивают упражнение, показ картинок можно поручить солистам.
- Упражнение развивает чувство темпа, ритма, воображения, быстроту реакции
"Мы идём, идём"
Дети двигаются по кругу топающим шагом и говорят:
Мы идём, идём, идём,
А устанем - отдохнём, останавливаются лицом в круг
Поглядим по сторонам: прикладывают ладонь ко лбу
Кто из сказки выйдет к нам ритмичные хлопки
С окончанием фразы ребёнок, который вспомнил сказочного героя, выходит в центр круга, прохлопывает его название, все слушают, затем повторяют.
Для изображения ритмического рисунка можно использовать деревянные ложки Варианты тем: "кто из леса выйдет к нам”, "кто из грядки выйдет к нам", "вот игрушки вышли к нам", кто навстречу выйдет к нам"
- Упражнение с треугольниками развивает слуховое внимание, чувство темпа, приём элементарного музицирования
«Дождик»
Несколько детей с треугольниками стоят в центре круга, остальные образуют круг
Дети в кругу ритмично произносят текст, применяя «зж»
Мелкий дождик моросит, - хлопки в ладоши
Кап-кап, кап-кап - ритмичные удары треугольника
В листьях сада шелестит. – ритмично тереть ладони
Кап-кап, кап-кап - ритмичные удары треугольника
Мокнет мяч у ворот, - шлепки по бёдрам
Кап-кап, кап-кап - ритмичные удары треугольника
Мокнет поле, огород. – хлопки ладони по тыльной стороне другой
Хорошо помогают в работе ритмические палочки. Их можно поворачивать по-разному, поэтому они удобны.
- Упражнение «Часы» - это подготовка к канону, помогает сосредоточить внимание
«Часы»
Дети сидят на полу, образуя круг, вытянув ноги к центру круга. В центре стоят дети с ритмическими палочками. Их задача произносить ритмично, без остановки слова «тик-так, тик-так», ударяя палочками. Остальные дети в этом ритме произносят текст, шлёпая ладонями по коленям, делая остановки после каждой фразы
Тик-так, тик-так, - солисты с ритмическими палочками
Заведём часы сейчас, - шлепки по коленям
Тик-так, тик-так,
Чтобы знать, который час.
Тик-так, тик-так,
Мы с часами погуляем,
Тик-так, тик-так,
На обед не опоздаем!
Тик-так, тик-так
- Упражнение, развивающее координацию движений, внимание
«Машина»
Дети сидят на коленях, образуя круг, у них в руках ритмические палочки. Выполняют действия, произнося текст
Я еду на машине - ритмично стучат по полу
Дорогою прямой - стучат палочкой о палочку
Быстрая машина - положить палочки справа от себя, взять палочки слева от себя
Везёт меня домой - положить палочки справа от себя, взять палочки слева от себя
Повторить несколько раз
- Канон «Божья коровка» для подготовленных детей. Показывает, насколько дети могут контролировать свои движения, речь, внимание
Дети выполняют движения сначала в общем кругу, затем делятся на два круга, если получается, то и на три круга
Божья коровка, - идут по кругу, держась за руки
Чёрная головка в конце фразы остановиться
Улети на небо, - ритмичные хлопки снизу вверх - вступает второй круг
Принеси нам хлеба: - наклон вперёд, вытянув руки
Чёрного и белого, - притоп правой ногой, затем левой - вступает третий круг
Только не горелого - ритмично грозить пальцем
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов по теме: Оригами в детском саду и его роль в развитии ребенка
Оригами - традиционная техника складывания бумажных фигурок, в наше время вызывает большой интерес у педагогов и родителей. Это связано с уникальными возможностями влияния оригами на развити...
Мастер - класс для педагогов "Нетрадиционные виды конструирования в детском саду"
Данный материал познакомит педагогов с новыми направлениями конструирования для дошкольников....
Мастер-класс для педагогов по театрализованной деятельности в детском саду.
Мастер-класс в трехчастной форме:презентация на тему: Театрализованная деятельность - инструмент для всестороннего развития ребенка.практическая деятельность: изготовление пальчикового театрапостановк...
Мастер-класс для педагогов "Использование Сингапурской методики в детском саду"
Уникальность данной методики преподавания заключается в том, она основана на командных формах работы, происходит обучение в сотрудничестве, где каждый ребенок может высказать свою точку зрения, свои м...
Методическая разработка: "Мастер-класс для педагогов по организации в группе детского сада центра развития образной речи"
Цель мастер-класса - познакомить педагогов с ваиантом организации центра развития образной речи как элемента предметно-пространственной среды группы детского сада....
Мастер класс для педагогов «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
Мастер класс для педагогов "Нетрадиционные техники рисования в детском саду"...
Мастер-класс для педагогов "Лепка из глины в детском саду. Дымковская игрушка"
Содержание мастер-класса, проведенного с коллегами....