Мастер-класс для педагогов по теме: Оригами в детском саду и его роль в развитии ребенка
методическая разработка на тему
Оригами - традиционная техника складывания бумажных фигурок, в наше время вызывает большой интерес у педагогов и родителей. Это связано с уникальными возможностями влияния оригами на развитие детей. Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук, внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей. Занятия оригами способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремлённости. Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., происходит развитие глазомера, одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соединения наглядных символов (показ приемов складывания) со словами (объяснение приемов складывания) и перевод их значений в практическую деятельность, т. е. самостоятельное выполнение действий. И, конечно, развивает привычку сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Можно соединить знания оригами с игрой. Сложив из бумаги поделки животных, дети могут рассказать с их помощью знакомые сказки, сами становятся сказочными героями, совершают путешествия в мир цветов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnyy_mir_orieami.docx | 82.87 КБ |
Предварительный просмотр:
СОСТАВИТЕЛЬ:
Рожкова Ирина Алексеевна
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА №2 «КАЛИНКА»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
На заседании педсовета заведующая МДОУ ДС №2 «КАЛИНКА»
Протокол
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ
РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
ОТ 4 ДО 7 ЛЕТ
«ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»
(раздел КОНСТРУИРОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ)
(2016 – 2019 ГГ.)
Г.КЛИН, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
2016 Г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка.
Учебно-тематический план.
Содержание изучаемого курса.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
Список литературы.
Приложение
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Здесь все чародеи, волшебники, маги.
Творят они сказки своими руками
И мир тот чудесный зовут ОРИГАМИ.
Оригами - традиционная техника складывания бумажных фигурок, в наше время вызывает большой интерес у педагогов и родителей. Это связано с уникальными возможностями влияния оригами на развитие детей. Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук, внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей. Занятия оригами способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремлённости. Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., происходит развитие глазомера, одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соединения наглядных символов (показ приемов складывания) со словами (объяснение приемов складывания) и перевод их значений в практическую деятельность, т. е. самостоятельное выполнение действий. И, конечно, развивает привычку сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Можно соединить знания оригами с игрой. Сложив из бумаги поделки животных, дети могут рассказать с их помощью знакомые сказки, сами становятся сказочными героями, совершают путешествия в мир цветов.
Занятия оригами способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремлённости. Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., происходит развитие глазомера, одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соединения наглядных символов (показ приемов складывания) со словами (объяснение приемов складывания) и перевод их значений в практическую деятельность, т. е. самостоятельное выполнение действий. И, конечно, развивает привычку сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Можно соединить знания оригами с игрой. Сложив из бумаги поделки животных, дети могут рассказать с их помощью знакомые сказки, сами становятся сказочными героями, совершают путешествия в мир цветов Данная образовательная программа носит художественно-эстетическую направленность, так как она ориентирована на развитие мотивации личности к познанию, творчеству, способствует воспитанию художественного вкуса, развитие мелкой моторики и усидчивости. Так же прослеживается взаимосвязь с другими образовательными областями, так как деятельность в технике оригами позволяет детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить кругозор, выразить творческо-эмоциональные потребности, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. В соответствии с ФГОС, необходимым условием для воспитания и развития детей является создание оптимальных условий для формирования и развития творческой личности – активной и свободно мыслящей, чему в полной мере и способствуют занятия оригами. Создание поделок доставляет детям огромную радость, способствует созданию игровых ситуаций, активизирует мыслительные процессы и внимание, позволяет проявлению доброжелательности при создании поделок своими руками для подарка. Кроме того у ребенка воспитывается стремление добиваться положительного результата, дети бережно обращаются с игрушками, которые сделали своими руками, не ломают их и не разрешают ломать другим. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
Систематические занятия оригами – гарантия всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.
Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьезных требований к художественно - эстетическому развитию дошкольников, частью которого является конструктивное развитие. Поэтому правильно организованная работа по КОНСТРУИРОВАНИЮ в технике оригами в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня общестороннего развития детей.
Программа «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ» направлена на развитие коммуникативных и художественно - эстетических способностей, творческих интересов, а также на развитие речи дошкольников.
Актуальность
С помощью занятий оригами решается большое количество воспитательно-образовательных задач. Поэтому организация деятельности детей дошкольного возраста в технике оригами актуальна на современном этапе.
Новизна
Большинство занятий проходит в форме художественно-дидактических игр и игр драматизаций, упражнений и творческих работ. С удовольствием занимаясь по данной программе, воспитанники приобретают чувство личной ответственности, укрепляют психическое и физическое здоровье, развивают творческое отношение к предмету – все это позволяет сделать вывод о педагогической целесообразности программы. Так же в работе с детьми используется дидактический материал в виде схем и театрализованные атрибуты. Программа соответствует Федеральным Государственным образовательным стандартам к разработке образовательных программ, в основе ее построения лежит тематическое планирование. «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ» предусматривает интеграцию с другими образовательными областями. Программа предусматривает формирование у дошкольников универсальных способов действий через целенаправленное педагогическое воздействие. Она обеспечивает развитие у детей умения четко и последовательно соблюдать инструкции, общаться друг с другом, включаться в разнообразную игровую и предметно-практическую деятельность для решения различных творческих и игровых задач, развивает наблюдательность и любознательность, продолжая знакомить детей с предметами и формами в общественной жизни, формирует обобщенные представления об окружающем мире и образное мышление через установление простейших логических связей между явлениями и предметами.
Цель данной программы:
Ознакомление детей с искусством оригами, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие среднего и старшего дошкольного возраста и формирование у них специальных знаний, умений и навыков в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги
Реализация выше указанной цели возможна при решении следующих задач:
Обучающие:
- Знакомство детей с основными базовыми формами оригами (книжка, дверь, косынка, блин, птица), с учетом возрастных критериев, овладевая последовательно от наиболее простых форм к сложным.
- Обучение различным приемам работы с бумагой.
- Формирование умения следовать устным инструкциям, работать с наглядной картой-схемой модели оригами.
- Формировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
Развивающие:
- Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
- Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
- Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
- развивать образное и вариативное мышление, воображения, творческие и познавательные способности;
- расширять активный и обогащать пассивный словарь специальными терминами, поощряя стремление детей проявлять инициативу с целью получения новых знаний, совершенствуя грамматический строй речи.
Воспитательные:
- Воспитание интереса к искусству оригами.
- Расширение коммуникативных способностей детей.
- Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
- Формирование добрых чувств к близким и выражение этих чувств через поделку.
- Данная программа построена с соблюдением следующих принципов:
- проблемного обучения – постановка проблемы для активизации мыслительной и творческой деятельности ребенка - дошкольника;
- целостного подхода к развитию - это развитие ребёнка - дошкольника как всесторонне развитой личности.
- единства - означает тесную взаимосвязь развивающей предметно - пространственной среды, подбора теоретического и практического материала, внедрение их в образовательную деятельность.
- ведущей деятельности – предусматривает использование игр драматизаций и художественной литературы в обучении дошкольников в работе с бумагой.
- личностно - ориентированного подхода к способностям детей различных возрастов, их гендерной принадлежности и учитывающий современный уровень развития общества;
- от простого к сложному – постепенного и последовательного усложнения требований;
- систематичности – систематическая работа по развитию конструктивных умений у дошкольников;
- Программа «Мастерилка» разработана на срок 3 года (2016-2019 гг.) и для детей от 4 до 7 лет.
Данная программа рассчитана на одно Образовательное Предложение для целой группы детей в неделю 1 раз. Продолжительность каждого занятия зависит от возраста детей.
Формы реализации программы:
- театрализация с изготовленными игрушками;
- коллективная творческая деятельность;
- групповая деятельность со словесной терминологической инструкцией для продуктивной и познавательной деятельности;
- беседы об истории оригами, связи оригами и разных видов искусства ( театрализация, моделирование, дизайн);
- индивидуально-творческая деятельность;
- творческая деятельность в малой подгруппе(3-6 детей);
- Творческо-игровая деятельность;
В ходе реализации программы «Волшебный мир оригами» ожидаются следующие результаты:
- у детей выработается интерес к самому процессу созданию поделок в технике оригами;
- дети будут стремиться к достижению поставленной цели усвоенными разнообразными способами;
- дошкольники научатся переносить усвоенный опыт в повседневную игровую ситуацию;
- дети научатся словесно обозначать процесс и результат своих действий, у них расширится и активизируется словарь,
- мелкая моторика станет более развитой, что будет способствовать развитию речи.
К концу первого года обучения дети:
- Познакомятся с искусством оригами.
- Научатся различным приемам работы с бумагой.
- Будут знать простые базовые формы оригами (такие как простой треугольник, книжка, блинчик, воздушный змей).
- Научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами.
- Научатся концентрировать внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию.
- Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе;
- Ориентировка в пространстве относительно бумажного листа.
К концу второго года обучения дети:
- Продолжат развивать интерес к искусству оригами.
- Закрепят навык применения различных приемов работы с бумагой.
- Будут знать простые базовые формы оригами (такие как простой треугольник, книжка, блинчик, воздушный змей, усвоенные ранее и новые: двойной треугольник, конфетка).
- Познакомятся с техникой изготовления модульного оригами.
- Научатся не только следовать устным инструкциям, создавая изделия оригами, но и работать со схемой.
- Разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию.
- Овладеют навыками культуры труда.
- Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
К концу третьего года обучения дети:
- Разовьют устойчивый интерес к искусству оригами.
- Овладеют различными техниками и приемами работы с бумагой.
- Будут знать простые базовые формы оригами (такие как простой треугольник, книжка, блинчик, воздушный змей, двойной треугольник, конфетка, бомбочка).
- Разовьют вариативность мышления, применяя одни и те же базовые формы для изготовления различных поделок.
- Закрепят навыки изготовления поделок в технике модульного оригами.
- Закрепят навыки работы со схемами.
- Разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию.
- Овладеют навыками культуры труда.
- Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Работа с родителями.
Предусматривается проведение консультаций, мастер-классов по совместному выполнению работ родителей и детей, с целью ознакомления родителей с особенностями оригами, способами изготовления поделок и т. д.
Разработан цикл консультаций по темам:
- «Технология обучения детей дошкольного возраста оригами с опорой на символы»
- «Оригами – искусство складывания из бумаги: базовые формы»
- «Возможности оригами в воспитательном процессе»
- «Роль оригами в развитии творческого воображения»
- «Использование оригами в театрализованной деятельности»
- «Участие родителей в обучении детей оригами»
- «Значение оригами в работе с детьми дошкольного возраста».
Оценка качества знаний.
В начале и конце года проводится мониторинг уровня развития детей (диагностическая карта уровня развития детей, включающая параметры: знание названий, умение различать и применять в работе условные обозначения оригами; знание основных базовых форм и умение самостоятельно их изготовить; точность и аккуратность выполнения работы; умение самостоятельно изготовить поделку от начала до конца по схеме и образцу; умение самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы; умение находить собственную ошибку и выявлять причину неудачи.)
Каждый учебный год завершается творческим показом, который может проходить в виде выставки или открытого занятия для родителей.
Обеспечение программы.
Помещение (изостудия) .
Наглядные пособия (поделки, таблицы, иллюстрации, карты-схемы) .
Цветная бумага, картон, ножницы, клей, карандаши, краски, кисточки.
Мониторинг определения уровня развития детей по разделу « »
Мониторинг определения компетентности детей в области оригами
МДОУ № группа № ___ Воспитатели: 201____ - 201____ у.г.
№ п\п | Фамилия, имя ребенка | Умение создавать объемные фигуры и обыгрывать их | Умение работать со схемой
| Умение создавать поделку по словесной инструкции | Базовые формы | Средний балл | Итого баллов | ||||||||||
Умение складывать из бумаги базовую форму «косынка» | Умение складывать из бумаги базовую форму «книжка" | Умение складывать из бумаги базовую форму «двойной треугольник» | |||||||||||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | ||
1. | |||||||||||||||||
2. | |||||||||||||||||
3. | |||||||||||||||||
4. | |||||||||||||||||
5. | |||||||||||||||||
6. | |||||||||||||||||
7. | |||||||||||||||||
8. | |||||||||||||||||
9. | |||||||||||||||||
10. | |||||||||||||||||
11. | |||||||||||||||||
12. | |||||||||||||||||
13. | |||||||||||||||||
14. | |||||||||||||||||
15. | |||||||||||||||||
16. | |||||||||||||||||
17. | |||||||||||||||||
18. | |||||||||||||||||
19. | |||||||||||||||||
20. | |||||||||||||||||
21. | |||||||||||||||||
23. | |||||||||||||||||
24. | |||||||||||||||||
25 | |||||||||||||||||
итого |
Предполагается, что формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы станут:
- участие детей в конкурсах различных уровней;
- мастер – классы для педагогов МДОУ и района;
- семинары – практикумы для педагогов МДОУ;
- выставки работ воспитанников;
- открытое занятие для родителей детей занимающихся оригами.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Рабочая программа по ОРИГАМИ состоит из 9 блоков (блок соответствует базовой форме и возрастным особенностям детей) и следующих разделов:
- Базовая форма «косынка»;
- Базовая форма «книжка»;
- Базовая форма «дверь»;
- Базовая форма «блин»;
- Базовая форма «воздушный змей»;
- Базовая форма «птица»;
- Базовая форма «двойной квадрат»;
- Базовая форма «двойной треугольник»;
- Базовая форма «моделирование».
Содержание программы «Волшебный мир оригами» следует рассматривать в качестве основы познавательного, умственного и творческого развития ребенка.
Наша программа составлена в учетом ФГОС, которые предполагают интеграцию образовательных областей и использование в работе тематического планирования. В данной программе тесно переплетаются такие образовательные области, как: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Музыка», «Чтение художественной литературы».
Тематическое планирование построено на принципе сезонности и усложнённости
СЕНТЯБРЬ | ОКТЯБРЬ | НОЯБРЬ |
Базовая форма – «Книжка», «Дверь»
| Базовая форма – «Косынка»,
| Базовая форма – Блин
|
ДЕКАБРЬ | ЯНВАРЬ | ФЕВРАЛЬ |
Базовая форма – «Двойной треугольник»
| Базовая форма – Воздушный змей
| Базовая форма – Птица
|
МАРТ | АПРЕЛЬ | МАЙ |
Базовая форма – Двойной квадрат
| Базовая форма – Лягушка
| Базовая форма – цветы
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Рассмотрим подробнее блоки рабочей программы и задачи ее реализации.
1 блок предназначен для обучения детей созданию поделок из простой базовой формы «косынка».
На шестом году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: складывать ровный треугольник, отгибать треугольники в разном направлении, выполнять складку «горка». Основной формой мышления становится наглядно-действенная.
Сенсорное развитие.
- Обогащать непосредственный чувственный опыт детей по обследованию предметов с выделением их цвета, величины, формы.
- Развивать тактильные ощущения методом работы с бумагой.
- Формировать умение называть свойства предметов.
Величина.
- Учить обозначать в речи предметы контрастных размеров (большой треугольник — маленький треугольничек).
Форма.
- Учить различать предметы по форме, называть их (квадрат, треугольник, ромб).
Ориентировка в пространстве.
- Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства относительно себя и листа бумаги (права – лево, верх - низ).
- Учить самостоятельно выполнять словесные инструкции.
Художественно – эстетическое развитие.
- Слушание музыкальных произведений,
- Слушание и разучивание литературных произведений стихотворного жанра,
- Театрализованное обыгрывание получившихся изделий.
Познавательное развитие.
- Знакомство и традициями оригами,
- Знакомство со специализированной терминологией (горка, молния)
2 блок предназначен для обучения детей созданию поделок из базовой формы «книжка».
На шестом году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: складывать ровный прямоугольник, делить прямоугольник на равные части путём разного сложения. Основной формой мышления становится наглядно-действенная.
Сенсорное развитие.
- Обогащать непосредственный чувственный опыт детей по обследованию предметов с выделением их цвета, величины, формы.
- Развивать тактильные ощущения методом работы с бумагой.
- Формировать умение называть свойства предметов.
Величина.
- Учить обозначать в речи предметы контрастных размеров (большой треугольник — маленький треугольничек).
Форма.
- Учить различать предметы по форме, называть их (квадрат, треугольник, ромб).
Ориентировка в пространстве.
- Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства относительно себя и листа бумаги (права – лево, верх - низ).
- Учить самостоятельно выполнять словесные инструкции.
Художественно – эстетическое развитие.
- Слушание музыкальных произведений,
- Слушание и разучивание литературных произведений стихотворного жанра,
- Театрализованное обыгрывание получившихся изделий.
Познавательное развитие.
- Знакомство и традициями оригами,
- Знакомство со специализированной терминологией (горка, молния)
3 блок предназначен для обучения детей созданию поделок из базовой формы «двойной треугольник».
На шестом году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: складывать двойной треугольник, отгибать треугольники в разном направлении, выполнять складку «горка, молния, долина». Основной формой мышления становится наглядно-действенная.
Сенсорное развитие.
- Обогащать непосредственный чувственный опыт детей по обследованию предметов с выделением их цвета, величины, формы.
- Развивать тактильные ощущения методом работы с бумагой.
- Формировать умение называть свойства предметов.
Величина.
- Учить обозначать в речи предметы контрастных размеров (большой треугольник — маленький треугольничек).
Форма.
- Учить различать предметы по форме, называть их (квадрат, треугольник, ромб).
Ориентировка в пространстве.
- Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства относительно себя и листа бумаги (права – лево, верх - низ).
- Учить самостоятельно выполнять словесные инструкции.
Художественно-эстетическое развитие.
- Слушание музыкальных произведений,
- Слушание и разучивание литературных произведений стихотворного жанра,
- Театрализованное обыгрывание получившихся изделий.
Познавательное развитие.
- Знакомство и традициями оригами,
- Знакомство со специализированной терминологией (горка, молния)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А Васильевой.– 2 изд., испр. и доп. - Мозаика – Синтез, 2014г.
- Оригами для малышей сложные модели 5+ ФГОС ДО Выганов В.В 2016
- Оригами для малышей простые модели 5+ ФГОС ДО Выганов В.В 2016
- Оригами для малышей Кожина Л.Н. 2014
- Оригами для детей. Путешествия. Кошелева А.В.2013
- Оригами для детей. Более 120 моделей. Надеждина Н.А. 2010
- Оригами. Животные. Кошелева А.В. 2013
- Оригами Згурская М.П. 2011
- Оригами для дошкольников Соколова С.В. «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006
- 366 моделей оригами Сержантова Т.Б. «МОСКВА» 2013
- Оригами и развитие ребёнка «МОСКВА – СИНТЕЗ» 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для педагогов "Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста"
Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования....
Авторская разработка. Консультация для педагогов: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
Данная консультация будет интересна воспитателям всех возрастных групп...
Консультация для педагогов: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждениегорода Новосибирска детский сад комбинированного вида № 46 «Зоренька»...
Консультация для педагогов «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
Нетрадиционное рисование – Искусство изображать не основываясь на традиции.Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразите...
Консультация для педагогов "Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста"
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 30 «Дельфиненок» г. ПавловоКонсультация для педагогов:«Нетрадиционные техники рисования в детском садуи их...
Консультация для педагогов: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста».
Консультация для педагогов доу. ...