Дополнительная образовательная программа социально - нравственной направленности
рабочая программа (старшая группа)

     Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Сегодня воспитание ориентировано на возрастание нравственных ценностей, духовности и культуры в обществе. 
      Формирование фундаментальных черт личности, доминирующих мотивов и потребностей происходит в процессе накопления ребенком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний, умений…
           Эффективность этого процесса определяется характером взаимодействия детей и взрослых (родителей, воспитателей), а также той системой ценностей, которая лежит в его основе.
         Данная программа направлена на решение поставленной задачи - объединения усилий дошкольной образовательной организации и семьи и создания единого контекста воспитания и развития духовно-нравственных  ценностей детей дошкольного возраста.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

F:\img327.jpg

Пояснительная записка.

Период дошкольного детства является наиболее значимым в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека.

Совершенствование процесса нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития общества. Немаловажное место в нем занимает вопрос о формировании нравственных представлений у детей.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в статье 64 указывает на то, что «дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста». Федеральный государственный образовательный стандарт также обращает наше внимание на то, что социально-коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста «направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости и переживания…»

Это положение имеет принципиальное значение для организации процесса духовно-нравственного воспитания дошкольников. Формирование фундаментальных черт личности, доминирующих мотивов и потребностей происходит в процессе накопления ребенком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний, умений…

Эффективность этого процесса определяется характером взаимодействия детей и взрослых (родителей, воспитателей), а также той системой ценностей, которая лежит в его основе.

Данная программа направлена на решение поставленной задачи - объединения усилий дошкольной образовательной организации и семьи и создания единого контекста воспитания и развития духовно-нравственных  ценностей детей дошкольного возраста.

Эту задачу позволяет решить программа «Социокультурные истоки» («Истоки») для дошкольного образования профессора РАЕН И.А.Кузьмина.

Методологической базой данной программы является социокультурный системный подход к истокам в образовании, направленный на развитие духовно-нравственного стержня личности.

Цель программного содержания кружка «Родничок»:развитие духовно-нравственного воспитания детей 3-4 лет.

Задачи:

- первоначальное прочувствованное восприятие социокультурных категории  Слово, Образ, Книга;

- развитие у детей способности видеть Образ, слышать Слово, чувствовать окружающий мир и проявлять к нему свое доброе отношение;

-развивать доверие к взрослому, формировать ощучение собственной значимости;

- развивать коммуникативные умения (умения слушатьдруг друга, проявлять свое отношение к услышанному).

Для решения поставленных целей и задач используются активные формы обучения (ресурсный круг,работа в паре, в микрогруппе), которые проводятсяпо определенным технологиям и выбор которых обусловлен готовностью детей к познавательному и личностному общению.

Восприятие и освоение нравственных категорий иценностей предполагается осуществлять в связи с разнообразными видами деятельности: игрой, чтением, наблюдением, эстетической, трудовой и изобразительной деятельностью. Большинство занятий по программе носят интегративный характер.

Содержание и предполагаемые способы взаимодействия выстроены с учетом возрастных особенностей, в соответствии основными психическими процессами, свойствами и функциями личности  детей дошкольного возраста

Программа духовно-нравственного кружка «Родничок» предназначена для детей 3-4 лет. Занятия проводятся один раз в неделю, во вторую половину дня. Продолжительность занятия 15 минут.

Планируемые результаты реализации программы:

-первоначальное освоение системы социокультурных категорий и ценностей;

-развитие коммуникативных умений, речевого взаимодействия,мотивации к общению  и управленческих способностей;

-создание предпосылок для успешной адаптации ребенка в начальной школе.

Перспективное планирование кружка «Родничок» для детей 3-4 лет

Сентябрь

1-2 недели обследование детей.

 Любимое имя.

3 неделя

Тема: Любимое имя

Программное содержание. Продолжать формировать образ «Я». Помогать детям, осознать себя и соотносить себя со своим именем и его производными, обогащать речь, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, коммуникативность.

(см. конспект занятий)

4 неделя

Тема: Я и мое имя

Программное содержание. Дать представление о важности имени. Пополнять знания детей о народных традициях, праздниках (именинах). Развивать творческую активность, слуховое внимание. Активизировать в речи детей нежные и ласковые слова. Воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим.

(см. конспект заня

Октябрь

                                                    Доброе слово.

1 неделя

Тема: Зайчик в гостях у детей

Программное содержание. Продолжать учить детей употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность, а также здороваться и прощаться. Активизировать воображение детей. Обогащать их словарный запас.

(см. конспект занятий)

2 неделя

Тема: Крупицы добра

Программное содержание. Приучать детей к мысли, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе. Помочь понять детям, что все нуждаются в любви и доброжелательном отношении. Познакомить детей с элементарными правилами поведения, этикой общения. Формировать нравственные качества, в том числе чувство ответственности за собственные поступки. Воспитывать любовь и уважение к окружающим людям, культуру поведения.  (см. конспект занятий)

3 неделя

Тема: Моя семья

Программное содержание:учить детей называть членов своей семьи. Знать, что в семье все заботятся и любят друг друга. Понимать роль взрослых и детей в семье. Вызывать у ребёнка радость и гордость за то, что у него есть семья.

(см. конспект занятий)

4 неделя

Тема: Давайте жить дружно

Программное содержание.Закрепить значение слова: “Здравствуйте!”, в зависимости от времени суток (утро, день, вечер) употреблять вариативные слова приветствия и произносить их с соответствующей интонацией. Закрепить правила дружбы. Научить замечать состояние других и быть готовым оказать им помощь. Воспитывать заботливость, ответственность, умение договориться и действовать согласованно, доброжелательность, активность. Воспитывать у детей гуманное отношение друг к другу в общении: быть внимательным к партнеру, не перебивать его.

 (см. конспект занятий)

Ноябрь

                                              Ласковая песня.

1 неделя

Тема:Коток -  воркоток

Программное содержание. Знакомство с колыбельными песенками, новыми прибаутками и песенками про котика и кошечку, а также с обстановкой избы и предметами быта.

2 неделя

Тема: Ласковая песня

Программное содержание. Развитие умения слушать друг друга, петь простые колыбельные песни.Воспитание чувства любви и благодарности к самому близкому человеку — матери. Формирование речевой активности детей через рассказывание о своей маме, исполнение колыбельных песен, общение друг с другом и взрослым.

(см. конспект занятий)

3 неделя

Тема:  аппликация  из фантиков «Лоскутное одеяло»

Программное содержание. Вызвать интерес к созданию образа лоскутного одеяла из красивых фантиков.  Продолжать учить детей пользоваться клеем, тряпочкой; намазывать всю поверхность детали, работать при наклеивании двумя руками.

 (см. конспект занятий)

4 неделя

Тема: Уложим куклу спать

Программное содержание. Развивать у детей интерес к дидактической игре, побуждать их к активной деятельности.продолжать знакомить детей с предметами (мебель, постельное бельё, одежда); учить детей правильно называть предметы обстановки, их качества и свойства, закрепить с детьми действия на реальных предметах; воспитывать у детей любовь к игрушке и бережное отношение к ней; воспитывать любовь к  колыбельным песням.

(см. конспект занятий)

Декабрь

                                             Праздничная песня

1 неделя

Тема: Праздничная песня

Программное содержание. Познакомить детей с праздничной песней, рассказывая оприближений Нового Года («Праздник ёлки») Создать радостное настроение.

(см. конспект занятий)

2 неделя

Тема: 1 часть: чтение произведения «Елка» К. Лукашевич

2часть: изготовление гирлянды

Программное содержание. Учить детей отвечать на вопросы полным ответом. Воспитывать внимание и заботу о своих друзьях. Учить соединять концы полоски в колечко. Продолжать учить детей пользоваться клеем, тряпочкой; намазывать всю поверхность детали, работать при наклеивании двумя руками. Развивать мелкую моторику рук.

(см. кн. Доброе слово,  стр.3 неделя)

3 неделя

Тема: Украсим елочку

Программное содержание. Закрепление названия времени года и сезонных изменений в природе; знакомство с методом аппликации из мятой бумаги; развитие мелкой моторики рук; закрепление названия цветов: желтый, белый, синий, розовый.

(см. конспект занятий)

4 неделя

Новогодний праздник

Январь

1 неделя

Тема: Рождество встречаем, пляшем и играем
Программное содержание. Рассказать детям о Рождестве Христовом. Создать праздничное настроение.

(см. конспект занятий)

Любимый образ

2 неделя

Тема: Вот какие наши мамы

Программное содержание. Учить рассказывать о своей маме. Обогащать словарный запас: любит, заботится. Воспитывать любовь к маме.

(см. конспект занятий)

3 неделя

Тема: Заботимся сами о бабушке, маме

Программное содержание. Продолжение темы заботливого отношения к людям. Показать необходимость такой заботы. Знакомство со сказкой «Петушок и бобовое зернышко» и иллюстрациями к ней.

(см. конспект занятий)

4 неделя

Тема: Букет маме

Программное содержание. Заинтересовать детей выполнением открытки для мамы. Побуждать украшать вазу, располагая салфетные шарики в виде полос на вазе.Продолжать учить детей пользоваться клеем, тряпочкой; намазывать всю поверхность детали, работать при наклеивании двумя руками. Продолжать учить скатывать шарики из кусочков салфеток; развивать мелкую моторику рук.Воспитывать желание порадовать свою мамочку.(см. конспект занятий)

Февраль

1 неделя

Праздник «Мы с мамой большие друзья»

(см. конспекты занятий)

                                                Образ света.

2 неделя

Тема: Петушок и солнышко

Программное содержание.

Продолжать работу по накоплению социокультурной категории «Образ», довести до понимания детей, что солнышко несет свет и тепло, учить радоваться солнышку, упражнять в запоминании коротких потешек, учить слушать своих сверстников и воспитателя. Вызывать эмоциональную отзывчивость на эмоциональные образы солнышка и петушка. Развивать у детей умение выражать свои добрые чувства.

(см. кн. И.Г. Гаврилова.  Истоки русской народной культуры в детском саду.стр. 3

3 неделя

Тема: Поможем солнышку

Программное содержание.Продолжать знакомить детей с фольклором: песенками, потешками; развивать интерес к их обыгрыванию. Развивать речь детей, посредством малых фольклорных форм. Обогащать словарный запас.

Формировать нравственные качества малышей: сострадание, желание прийти на помощь.

(см. конспект занятий)

4 неделя

Рисование на тему «Солнышко»

Программное содержание. Учить печатать кулачком приёмом примакивание под словесное сопровождение  (примакнуть – оторвать). Закреплять знание двух цветов: - жёлтый и красный, побуждать называть их. Воспитывать интерес к работе, к нетрадиционным техникам.Развивать мелкую моторику рук.

(см. конспект занятий)

Март                                              

1 неделя

Утренник, посвященный дню мам

                                           Добрый  мир.

2 неделя

Тема: 1 часть: рассказывание сказки «Золотое яичко»

           2 часть: Игра «вышла курочка гулять».

Программное содержание.  Учить детей рассказывать сказку хором вместе с воспитателем по иллюстрациям. Продолжать учить  отвечать на вопросы полным ответом. Развивать мышление. Закреплять умения выполнять движения соответствующие тексту игры.

(см. кн. И.А. Кузьмин.Добрый мир стр. 5-11)

3 неделя

Тема: 1 часть: чтение произведения Е. Королева «Наш дом»

           2 часть: Дидактическая игра «Назови ласково»

Программное содержание. Познакомить детей,  что нас окружает, - это наш общий дом. Учить употреблять существительные в ласкательно-уменьшительной форме. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к нему.

(см. конспект занятий)

4 неделя

Тема: На помощь колобку

Программное содержание. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. Развивать воображение,  сочиняя  сказку с добрым концом.

(см. конспект занятий)  

                                                    Апрель

                                                 Добрая книга.

1 неделя

Тема:  Рассказывание русской народной сказки «Репка»

Программное содержание.  Помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки с помощью модели; учить выделять и называть характерные признаки персонажей; воспитывать интонационную выразительность речи.

(см. конспект занятий)

2 неделя

Тема: драматизация сказки «Репка»

Программное содержание. Развивать интонационную выразительность при воспроизведении  слов  героев сказки. Создать радостное настроение.

(см. конспект занятий)

3 неделя

Тема: Кто в теремочке живет,  играет да поет

Программное содержание. Учить  оценивать поступки героев сказки. Воспитывать интерес к народному творчеству и любовь к книгам.

(см. конспект занятий)

4 неделя

Тема:Пасха красная

Программное содержание.  Знакомство с народными пасхальными играми и песнями. Воспитывать добрые отношения между детьми.

(см. конспект занятий)

Май

1 неделя

Тема: Пасхальные яйца

Программное содержание. Закреплять знания детей о Пасхе.Продолжать учить детей правильно держать кисть, тщательно промывать кисть при смене цвета, рисовать линии в одном направлении  пользоваться несколькими цветами. Способствовать развитию детского творчества.

(см. конспект занятий)

Любимая книга.

2 неделя

Тема:  1 часть: рассказывание русской народной сказки «Кот, петух и лиса»

           2 часть: заучивание песенки лисы из сказки «Кот, петух и лиса»

           3 часть: повторение песенок из сказки «Колобок», «Волк и козлята» Программное содержание. Воспитывать интерес к русским народным сказкам, запоминать содержание сказки. Учить передавать песенки из сказок с интонацией данного персонажа.

3 неделя

Тема: Вместе с детьми расскажем сказку.

Программное содержание. Закреплять знания о сказках. Учить детей рассказывать сказки в стихотворной форме, правильно подбирая слова, отгадывать загадки по сказкам.

(см. кн. И.А. Кузьмин.Добрая книга стр. 21-22)

4 неделя

Тема: В гостях у сказочницы

Программное содержание.Закреплять знания детей о сказках, продолжать учить отвечать на вопросы полным ответом, узнавать сказки по иллюстрациям и отрывкам текста, учить детей разыгрывать небольшие представления по знакомой сказке, используя выразительные средства (интонация, мимика, жесты); формировать нравственные качества: сочувствие, готовность прийти на помощь; развивать речь детей, интерес к театрализованной деятельности, обогащать словарный запас детей.

(см. конспект занятий)

3-4 недели диагностическое обследование детей.

В начале и конце года проводится мониторинг эффективности педагогических воздействии на усвоение и развитие духовно-нравственного воспитания. Дляэто, используются метод наблюдения,в том числе включенного наблюдения в играх, в совместных делах, в разговорах с детьми и беседа с детьми по пройденным темам.

Литература:

- Истоковедение том 5.- М.: Издательский дом «Истоки», 2005.- 208с.

-Истоковедение том 2.-М.: Издательский дом «Истоки», 2005.- 368с.

-Доброе слово. Книга 1 для развития детей дошкольного возраста (3-4 года). Под общей редакцией И.А.Кузьмина. - М., Издательский дом «Истоки», 2006.- 32с.

-Добрый мир. Книга 2 для развития детей дошкольного возраста (3-4 года). Под общей редакцией И.А.Кузьмина. - М., Издательский дом «Истоки», 2007.- 24с.

-Добрая книга. Книга 3 для развития детей дошкольного возраста (3-4 года). Под общей редакцией И.А.Кузьмина. - М., Издательский дом «Истоки», 2007.- 24с.



Предварительный просмотр:

F:\img328.jpg

Пояснительная записка.

Период дошкольного детства является наиболее значимым в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека.

Совершенствование процесса нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития общества. Немаловажное место в нем занимает вопрос о формировании нравственных представлений у детей.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в статье 64 указывает на то, что «дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста». Федеральный государственный образовательный стандарт также обращает наше внимание на то, что социально-коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста «направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости и переживания…»

Это положение имеет принципиальное значение для организации процесса духовно-нравственного воспитания дошкольников. Формирование фундаментальных черт личности, доминирующих мотивов и потребностей происходит в процессе накопления ребенком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний, умений…

Эффективность этого процесса определяется характером взаимодействия детей и взрослых (родителей, воспитателей), а также той системой ценностей, которая лежит в его основе.

Данная программа направлена на решение поставленной задачи- объединения усилий дошкольной образовательной организации и семьи и создания единого контекста воспитания и развития духовно-нравственных  ценностей детей дошкольного возраста.

Эту задачу позволяет решить программа «Социокультурные истоки» («Истоки») для дошкольного образования профессора РАЕН И.А.Кузьмина.

Методологической базой данной программы является социокультурный системный подход к истокам в образовании, направленный на развитие духовно-нравственного стержня личности.

Цель программного содержания кружка «Родничок»:развитие духовно-нравственного воспитания детей 4-5лет.

Задачи:

- первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды и деятельности в ней человека;

- развитие способности следовать нравственным нормам и правилам на основе формирующих у детей потребностей в социальном соответствии;

-развитие способности чувствовать эмоциональное состояние окружающих  и быть благодарными, заботливыми и внимательными к родителям и другим близким людям;

-развитие навыков познавательного и личностного общения со сверстниками и взрослыми.

Для решения поставленных целей и задач используются активные формы обучения (ресурсный круг,работа в паре, в микрогруппе), которые проводятсяпо определенным технологиям и выбор которых обусловлен готовностью детей к познавательному и личностному общению.

Восприятие и освоение нравственных категорий иценностей предполагается осуществлять в связи с разнообразными видами деятельности: игрой, чтением, наблюдением, эстетической, трудовой и изобразительной деятельностью. Большинство занятий по программе носят интегративный характер.

Содержание и предполагаемые способы взаимодействия выстроены с учетом возрастных особенностей, в соответствии основными психическими процессами, свойствами и функциями личности  детей дошкольного возраста

Программа духовно-нравственного кружка «Родничок» предназначена для детей 4-5лет. Занятия проводятся один раз в неделю, во вторую половину дня. Продолжительность занятия 20 минут.

Планируемые результаты реализации программы:

-первоначальное освоение системы социокультурных категорий и ценностей;

-развитие коммуникативных умений, речевого взаимодействия,мотивации к общению  и управленческих способностей;

-создание предпосылок для успешной адаптации ребенка в начальной школе.

Перспективное планирование

Сентябрь.

1-2 недели диагностика детей.

Дружная семья.

Социокультурная категория «Семья»

3 неделя.

Тема: Дружная семья.

Программное содержание. Формировать у детей  представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга. Формировать у детей отношение к семье как одной из главных социокультурных ценностей. Воспитывать в детях любовь к своей семье. Выучить поговорку «Все вместе -так и душа на месте»

(см. конспект занятий)

4 неделя.

Тема: Родные люди.

Программное содержание. Углублять представление о членах семьи и ближайших родственниках (бабушка, дедушка, тетя, дядя). Воспитывать желание заботиться о близких, относиться к родным  с любовью, с лаской, с добротой.

(см. конспект занятий)

Октябрь.

1 неделя.

Тема: Взаимная любовь.

Программное содержание. Продолжать воспитывать любовь, доброе отношение к своей семье. Прививать уважение к родителям, к их труду и их жизненному  опыту.

(см. конспект занятий)

2 неделя.

Тема:  Моя семья (составление рассказа о своей семье).

Программное содержание. Учить составлять рассказ о своей семье.

Домашнее тепло.

Социокультурная категория «Семья»

3 неделя.

Тема: Чтение рассказа Л. Нечаева « Семеро по лавкам».

Программное содержание. Формировать  у детей мотивацию на доброе отношение к близким. Развивать умение слушать друг друга.

(см. книгу Истоковедение 5 стр.151)

4 неделя.

Тема: Душевная доброта.

Чтение и обсуждение сказки «Ежиха портниха»

Программное содержание. Развиватьумение слушать. Формировать представление о доброте, не только в жизни человека, но и сказочных образах.

 (см. конспект занятий)

Ноябрь.

1 неделя.

Тема: Родной дом.

Программное содержание. Продолжать знакомить детей  с родным селом. Закреплять с детьми знания своего адреса, имени, отчества, фамилии своих родителей.

Дорога добра.

Социокультурная категория «Родные просторы»

2 неделя.

Тема: беседа «Куда ведут пути-дороги».

Программное содержание. Развивать умение договариваться, приходить к единому мнению. Формировать представление о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.

(см. конспект занятий)

3 неделя.

Тема: Добрые дороги. Оформление «дерева добрых дел»

Программное содержание. Умение рассказывать о своих добрых делах, слушать других и выражать свою оценку добрых поступков. Подвести детей к пониманию доброты как основы взаимоотношений между людьми.

(см. конспект занятий)

4 неделя.

Тема: Д/и «Как поступить?» (Моделирование жизненных ситуаций, требующих нравственного выбора).

Программное содержание.Учить детей различать добро и зло. Воспитывать у детей: смелость, отвагу, умение прийти на выручку в трудную минуту.

Декабрь.

Сказочный лес.

Социокультурная категория «Родные просторы»

1 неделя.

Тема: Прекрасный мир природы.

Программное содержание. Учить детей понимать необходимость бережного отношения ко всему живому, к природным богатствам, как единственную возможность их сохранения;

(см. конспект занятия)

2 неделя.

Тема: Человек - часть природы.

Программное содержание. Формирование у детей доброго, заботливого отношения к природе.

3 неделя.

Тема: Сказочные образы.

         1 часть. Чтение сказки «Снегурушка и лиса».

         2 часть. Драматизация сказки «Снегурушка и лиса».

Программное содержание. Продолжать развивать способности договариваться, приходить к единому мнению. Развивать эмоциональную сферу ребенка.

4 неделя.

Новогодний праздник.

Январь.

1 неделя.

Новогодние каникулы.

2 неделя.

Праздник Рождество Христово.

Добрая забота.

Социокультурная категория «Труд земной»

3 неделя.

Тема: Братья наши меньшие.

Программное содержание. Закрепление диких и домашних животных. Распознавание детенышей и взрослых зверей. Учить детей видеть общие особенности животных.

4 неделя.

Тема: Мой ласковый и нежный зверь.

Программное содержание. Учить общению с животными, гуманно относиться к ним, любить и ухаживать за ними.

(см. конспект занятий)

Февраль.

1 неделя.

Тема: Мои любимые друзья.

Программное содержание.  Расширять представление о дружбе. Воспитывать заботливость, ответственность, умение договариваться и действовать согласованно с друг с другом. Развивать эмоциональную отзывчивость.

(см. конспект занятий)

Праведный труд.

Социокультурная категория «Труд земной»

2 неделя.

Тема:  Труд земной

Программное содержание. Воспитание у детей уважение к труду. Узнавать и называть людей разных профессий, развивать интерес к профессиям близких людей.

3 неделя.

Тема: Труд – основа жизни семьи.

Программное содержание. Подвести детей  к восприятию труда, как естественного и необходимого состояния человека для его полноценной жизни. Выучить поговорку «На земле жить - людям пользу приносить»

(см. конспект занятий)

4 неделя.

Тема: Чему доброму научили вас взрослые?

      1 часть. Чтение рассказа К.Д. Ушинского «На что тебе ?».

      2 часть. Ответы детей на вопрос «Чему доброму научили вас взрослые?»

Программное содержание. Умение рассказывать о своем  опыте, размышлять, излагать свое мнение связно.

(см. книгу Истоковедение 5, стр.159)

Март.

1 неделя.

Утренник, посвященный дню мам.

Любимая сказка.

Социокультурная категория «Труд души»

2 неделя.

Тема: Чудесный мир сказки.

Программное содержание. Продолжать воспитывать у детей интерес и любовь к сказке. Развивать эмоциональную отзывчивость на произведения художественной литературы. (см. конспект занятий)

3 неделя.

Тема: Сказочный герой.

Программное содержание. Развивать память, вспоминая по иллюстрациям сказок название сказки и сказочных героев.Учить оценивать поступки сказочных героев. Различать добрые, хорошие поступки от злых поступков.

4 неделя.

Тема: Моя любимая сказка.

Программное содержание. Развивать умение рассказывать о своей любимой сказке. Уметь отвечать на вопросы воспитателя и детей.

Апрель.

Благодарное слово.

Социокультурная категория «Труд души»

1 неделя.

Тема: Волшебные слова.

Программное содержание. Помочь раскрыть  детям значение вежливых слов, сформировать представление о потребности в доброжелательном общений с окружающими.

(см. конспект занятий)

2 неделя.

Тема:  аппликация  «Подарок своими руками».

Программное содержание.  Изготовление подарка для близких, родных людей.  Продолжать развивать умение  правильно пользоваться ножницами, клеем. Развивать мелкую моторику рук.

(см. конспект занятий)

3 неделя.

Тема: Ресурсный круг « Благодарное слово» (совместно с родителями).

Программное содержание. Развивать взаимодействие детей и взрослых. Продолжать развивать у детей способность проявлять добрые чувства к близким людям.

(см. конспект занятий)

Светлый праздник.

Социокультурная категория «Труд души»

4 неделя.

Праздник Пасхи.

Май.

1 неделя.

Тема: Святой храм.

Программное содержание. Познакомить детей с понятием «храм», его назначением. Раскрашивание раскраски  «Храм».

(см. конспект занятий)

2 неделя.

Тема: Русская березка.

Программное содержание.  Продолжать знакомить детей с православными праздниками, обычаями, обрядами, с бытом русского народа. Рассказать о празднике Русской березки (Святая Троица).

3-4 недели диагностическое обследование детей.

В начале и конце года проводится мониторинг эффективности педагогических воздействии на усвоение и развитие духовно-нравственного воспитания. Для это, используютметод наблюдения,в том числе включенного наблюдения в играх, в совместных делах, в разговорах с детьми;и диагностические методики «Сюжетные картинки» и «Закончи историю» (модифицированные варианты работы Р.М. Калининой).

Литература:

- Истоковедение том 5.- М.: Издательский дом «Истоки», 2005.- 208с.

-Истоковедение том 2.-М.: Издательский дом «Истоки», 2005.- 368с.

-Дружная семья. Книга 1 для развития детей дошкольного возраста (4-5 лет). Под общей редакцией И.А.Кузьмина. - М., Издательский дом «Истоки», 2006.- 32с.

-В добрый путь. Книга 2 для развития детей дошкольного возраста (4-5 лет). Под общей редакцией И.А.Кузьмина. - М., Издательский дом «Истоки», 2007.- 24с.

-Добрая забота. Книга 3 для развития детей дошкольного возраста (4-5 лет). Под общей редакцией И.А.Кузьмина. - М., Издательский дом «Истоки», 2007.- 24с.

-Благодарное слово. Книга 4 для развития детей дошкольного возраста (4-5 лет). Под общей редакцией И.А.Кузьмина. - М., Издательский дом «Истоки», 2007.- 24с.

Методы диагностики социально-нравственного развития детей дошкольного возраста

Для исследования развития нравственной сферы детей (когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты нравственного развития) используются психодиагностические методики Л.А. Головей и Е.Ф. Рыбалко.

Метод «Беседа». С помощью метода беседы можно выявить этические знания и представления о нравственных качествах детей дошкольного возраста.

Цель. Изучение представлений детей о нравственных качествах.

Подготовка исследования. Подготовить вопросы для беседы:

  1. Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?
  2. Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?
  3. Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?
  4. Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?
  5. Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?

Проведение исследования. Беседы проводятся индивидуально. Ребенку задаются вопросы, внимательно выслушиваются.

Обработка данных. Выделение количества качеств, объяснение которых смогли дать дети. Данные соотнести с примерным содержанием представлений дошкольника о нравственно-волевых качествах:
В 3 — 4 года. Складываются элементарные этические знания и представления о том, «что такое хорошо, а что такое плохо». Формируется отрицательное отношение к грубости и жадности. На основе примеров из опыта ребенка, его конкретных поступков развиваются знания и представления о доброте, взаимопомощи, дружбе, правдивости.
4 — 5 лет. Развиваются этические знания и представления о справедливости, доброте, дружбе, отзывчивости на основе анализа повседневных ситуаций и литературных произведений.
5 — 6 лет. Развиваются обобщенные этические знания и представления о правдивости, справедливости, смелости, скромности, вежливости, трудолюбии, отзывчивости, заботливости на конкретных примерах («Правдивый — тот, кто не берет чужих вещей, всегда говорит правду и т. п.»).
6 — 7 лет. Продолжают развиваться обобщенные этические знания и представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким аморальным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.

Методика «Закончи историю». С помощью методики проверяются знания о нравственных нормах, о правилах поведения в той или иной ситуации, умение оценивать поступки других. Исследование проводится индивидуально с каждым ребенком. Инструкция: «Мы будем рассказывать истории, а ты их закончи». Детям предлагаются следующие примеры ситуаций:

История 1. Дети строили город. Оля стояла и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила… Что ответила Оля? Почему? Как она поступила? Почему?

История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила…Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

История 3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, — сказала Люба, — можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил…
Что ответил Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему?

История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали дорогую красивую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил…
Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?

Затем проводится обработка результатов.
0 баллов — ребенок не мог оценить поступки детей (низкий уровень).
1 балл — ребенок оценивал поступки детей, но не правильно (низкий уровень)
2 балла — ребенок не все поступки детей оценил правильно (средний уровень).
3 балла — ребенок все поступки детей оценил правильно (высокий уровень).

Методика «Сюжетные картинки». Цель: выявить у детей умение отличать хорошие поступки от плохих, давать моральную оценку этим поступкам, демонстрировать эмоциональное отношение к нравственным нормам.

Индивидуально каждому ребенку предъявляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Дается инструкция: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой — плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему».

Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволяет выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) — на безнравственный.

Обработка результатов:
0 баллов — ребенок неправильно раскладывал картинки (в одной стопке оказались картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции были неадекватными или отсутствовали.
1 балл — ребенок правильно раскладывал картинки, но не мог обосновать свои действия; эмоциональные реакции были неадекватными (низкий уровень).
2 балла — ребенок правильно раскладывал картинки, обосновал свои действия, эмоциональные реакции были адекватными, но слабо выраженными (средний).
3 балла — ребенок обосновал свой выбор (возможно, называл моральную норму); эмоциональные реакции были адекватными, яркими, проявлялись в мимике, активной жестикуляции и т. д. (высокий уровень)

Метод наблюдения, в том числе включенного наблюдения, когда в играх, совместных делах разговорах с детьми мы оцениваем:
— эмоциональные проявления детей: с каким настроением ребенок чаще всего приходите в группу, как часто бывает весел, печален, сердит, с чем связаны такие проявления ребенка, как часто и по какому поводу вступает в конфликт со взрослым и сверстниками, проявляет упрямство, негативизм агрессивность;
— коммуникативные умения дошкольников со сверстниками и взрослыми: проявляют ли инициативность, активность в общении или застенчивость, робость, нерешительность; умеют ли взаимодействовать со сверстниками — разрешать конфликты, договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты; вежливо общаться, вступать в контакт, принимать предложения сверстников и взрослых;
— проявления детей в различных видах деятельности (умения самостоятельно выдвинуть идею, план действий, умения действовать в соответствии с планом, исправлять ошибки, оценивать свою деятельность, отношения к указаниям взрослого, советам сверстников и т. д.).

В результате подобранных методик можно выявить уровень социально-нравственного развития детей дошкольного возраста.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности "Ступеньки к Богу"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НЕРЮНГРИНСКОЙ РАЙОННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ«Муниципальное бюджетное специальное  (коррекционное) образовательное учреждение  ...

Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности: "Как хорошо уметь читать!"

Программа  «Как хорошо уметь читать!» составлена на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты»....

Адаптированная дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности Развитие речи детей с ОНР посредством сказки с элементами театрализованной деятельности "Сказочная карусель"

Данная программа направлена на развитие речи детей посредством сказки с элементами театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности "Маленький актер"

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Важнейшей задачей эстетического воспитания является ф...

Дополнительная образовательная программа социально-коммуникативной направленности для детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет "Зеленый светофор Здоровья"

Работа воспитателя по оздоровлению детей не подменяет систему лечебных мероприятий, назначенных врачом, а являются  системой  и комплексом тех мероприятий, которые должны выполняться в систе...

Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности «Мастера речи»

Программа направлена на организацию клуба для родителей. Для повышения их педагогической компетенции и  эффективности логопедической помощи воспитанникам....