Дополнительная образовательная программа социально - нравственной направленности
рабочая программа (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_sots-_nrav_napravlennosti_2_ml.gr_.docx | 631.16 КБ |
dop_sots-nrav_napravlennosti_sr._gr.docx | 671.82 КБ |
dopolnitelnaya_obrazovatelnaya_programma_star_gr.pdf | 766.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Период дошкольного детства является наиболее значимым в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека.
Совершенствование процесса нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития общества. Немаловажное место в нем занимает вопрос о формировании нравственных представлений у детей.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в статье 64 указывает на то, что «дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста». Федеральный государственный образовательный стандарт также обращает наше внимание на то, что социально-коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста «направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости и переживания…»
Это положение имеет принципиальное значение для организации процесса духовно-нравственного воспитания дошкольников. Формирование фундаментальных черт личности, доминирующих мотивов и потребностей происходит в процессе накопления ребенком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний, умений…
Эффективность этого процесса определяется характером взаимодействия детей и взрослых (родителей, воспитателей), а также той системой ценностей, которая лежит в его основе.
Данная программа направлена на решение поставленной задачи - объединения усилий дошкольной образовательной организации и семьи и создания единого контекста воспитания и развития духовно-нравственных ценностей детей дошкольного возраста.
Эту задачу позволяет решить программа «Социокультурные истоки» («Истоки») для дошкольного образования профессора РАЕН И.А.Кузьмина.
Методологической базой данной программы является социокультурный системный подход к истокам в образовании, направленный на развитие духовно-нравственного стержня личности.
Цель программного содержания кружка «Родничок»:развитие духовно-нравственного воспитания детей 3-4 лет.
Задачи:
- первоначальное прочувствованное восприятие социокультурных категории Слово, Образ, Книга;
- развитие у детей способности видеть Образ, слышать Слово, чувствовать окружающий мир и проявлять к нему свое доброе отношение;
-развивать доверие к взрослому, формировать ощучение собственной значимости;
- развивать коммуникативные умения (умения слушатьдруг друга, проявлять свое отношение к услышанному).
Для решения поставленных целей и задач используются активные формы обучения (ресурсный круг,работа в паре, в микрогруппе), которые проводятсяпо определенным технологиям и выбор которых обусловлен готовностью детей к познавательному и личностному общению.
Восприятие и освоение нравственных категорий иценностей предполагается осуществлять в связи с разнообразными видами деятельности: игрой, чтением, наблюдением, эстетической, трудовой и изобразительной деятельностью. Большинство занятий по программе носят интегративный характер.
Содержание и предполагаемые способы взаимодействия выстроены с учетом возрастных особенностей, в соответствии основными психическими процессами, свойствами и функциями личности детей дошкольного возраста
Программа духовно-нравственного кружка «Родничок» предназначена для детей 3-4 лет. Занятия проводятся один раз в неделю, во вторую половину дня. Продолжительность занятия 15 минут.
Планируемые результаты реализации программы:
-первоначальное освоение системы социокультурных категорий и ценностей;
-развитие коммуникативных умений, речевого взаимодействия,мотивации к общению и управленческих способностей;
-создание предпосылок для успешной адаптации ребенка в начальной школе.
Перспективное планирование кружка «Родничок» для детей 3-4 лет
Сентябрь
1-2 недели обследование детей.
Любимое имя.
3 неделя
Тема: Любимое имя
Программное содержание. Продолжать формировать образ «Я». Помогать детям, осознать себя и соотносить себя со своим именем и его производными, обогащать речь, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, коммуникативность.
(см. конспект занятий)
4 неделя
Тема: Я и мое имя
Программное содержание. Дать представление о важности имени. Пополнять знания детей о народных традициях, праздниках (именинах). Развивать творческую активность, слуховое внимание. Активизировать в речи детей нежные и ласковые слова. Воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим.
(см. конспект заня
Октябрь
Доброе слово.
1 неделя
Тема: Зайчик в гостях у детей
Программное содержание. Продолжать учить детей употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность, а также здороваться и прощаться. Активизировать воображение детей. Обогащать их словарный запас.
(см. конспект занятий)
2 неделя
Тема: Крупицы добра
Программное содержание. Приучать детей к мысли, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе. Помочь понять детям, что все нуждаются в любви и доброжелательном отношении. Познакомить детей с элементарными правилами поведения, этикой общения. Формировать нравственные качества, в том числе чувство ответственности за собственные поступки. Воспитывать любовь и уважение к окружающим людям, культуру поведения. (см. конспект занятий)
3 неделя
Тема: Моя семья
Программное содержание:учить детей называть членов своей семьи. Знать, что в семье все заботятся и любят друг друга. Понимать роль взрослых и детей в семье. Вызывать у ребёнка радость и гордость за то, что у него есть семья.
(см. конспект занятий)
4 неделя
Тема: Давайте жить дружно
Программное содержание.Закрепить значение слова: “Здравствуйте!”, в зависимости от времени суток (утро, день, вечер) употреблять вариативные слова приветствия и произносить их с соответствующей интонацией. Закрепить правила дружбы. Научить замечать состояние других и быть готовым оказать им помощь. Воспитывать заботливость, ответственность, умение договориться и действовать согласованно, доброжелательность, активность. Воспитывать у детей гуманное отношение друг к другу в общении: быть внимательным к партнеру, не перебивать его.
(см. конспект занятий)
Ноябрь
Ласковая песня.
1 неделя
Тема:Коток - воркоток
Программное содержание. Знакомство с колыбельными песенками, новыми прибаутками и песенками про котика и кошечку, а также с обстановкой избы и предметами быта.
2 неделя
Тема: Ласковая песня
Программное содержание. Развитие умения слушать друг друга, петь простые колыбельные песни.Воспитание чувства любви и благодарности к самому близкому человеку — матери. Формирование речевой активности детей через рассказывание о своей маме, исполнение колыбельных песен, общение друг с другом и взрослым.
(см. конспект занятий)
3 неделя
Тема: аппликация из фантиков «Лоскутное одеяло»
Программное содержание. Вызвать интерес к созданию образа лоскутного одеяла из красивых фантиков. Продолжать учить детей пользоваться клеем, тряпочкой; намазывать всю поверхность детали, работать при наклеивании двумя руками.
(см. конспект занятий)
4 неделя
Тема: Уложим куклу спать
Программное содержание. Развивать у детей интерес к дидактической игре, побуждать их к активной деятельности.продолжать знакомить детей с предметами (мебель, постельное бельё, одежда); учить детей правильно называть предметы обстановки, их качества и свойства, закрепить с детьми действия на реальных предметах; воспитывать у детей любовь к игрушке и бережное отношение к ней; воспитывать любовь к колыбельным песням.
(см. конспект занятий)
Декабрь
Праздничная песня
1 неделя
Тема: Праздничная песня
Программное содержание. Познакомить детей с праздничной песней, рассказывая оприближений Нового Года («Праздник ёлки») Создать радостное настроение.
(см. конспект занятий)
2 неделя
Тема: 1 часть: чтение произведения «Елка» К. Лукашевич
2часть: изготовление гирлянды
Программное содержание. Учить детей отвечать на вопросы полным ответом. Воспитывать внимание и заботу о своих друзьях. Учить соединять концы полоски в колечко. Продолжать учить детей пользоваться клеем, тряпочкой; намазывать всю поверхность детали, работать при наклеивании двумя руками. Развивать мелкую моторику рук.
(см. кн. Доброе слово, стр.3 неделя)
3 неделя
Тема: Украсим елочку
Программное содержание. Закрепление названия времени года и сезонных изменений в природе; знакомство с методом аппликации из мятой бумаги; развитие мелкой моторики рук; закрепление названия цветов: желтый, белый, синий, розовый.
(см. конспект занятий)
4 неделя
Новогодний праздник
Январь
1 неделя
Тема: Рождество встречаем, пляшем и играем
Программное содержание. Рассказать детям о Рождестве Христовом. Создать праздничное настроение.
(см. конспект занятий)
Любимый образ
2 неделя
Тема: Вот какие наши мамы
Программное содержание. Учить рассказывать о своей маме. Обогащать словарный запас: любит, заботится. Воспитывать любовь к маме.
(см. конспект занятий)
3 неделя
Тема: Заботимся сами о бабушке, маме
Программное содержание. Продолжение темы заботливого отношения к людям. Показать необходимость такой заботы. Знакомство со сказкой «Петушок и бобовое зернышко» и иллюстрациями к ней.
(см. конспект занятий)
4 неделя
Тема: Букет маме
Программное содержание. Заинтересовать детей выполнением открытки для мамы. Побуждать украшать вазу, располагая салфетные шарики в виде полос на вазе.Продолжать учить детей пользоваться клеем, тряпочкой; намазывать всю поверхность детали, работать при наклеивании двумя руками. Продолжать учить скатывать шарики из кусочков салфеток; развивать мелкую моторику рук.Воспитывать желание порадовать свою мамочку.(см. конспект занятий)
Февраль
1 неделя
Праздник «Мы с мамой большие друзья»
(см. конспекты занятий)
Образ света.
2 неделя
Тема: Петушок и солнышко
Программное содержание.
Продолжать работу по накоплению социокультурной категории «Образ», довести до понимания детей, что солнышко несет свет и тепло, учить радоваться солнышку, упражнять в запоминании коротких потешек, учить слушать своих сверстников и воспитателя. Вызывать эмоциональную отзывчивость на эмоциональные образы солнышка и петушка. Развивать у детей умение выражать свои добрые чувства.
(см. кн. И.Г. Гаврилова. Истоки русской народной культуры в детском саду.стр. 3
3 неделя
Тема: Поможем солнышку
Программное содержание.Продолжать знакомить детей с фольклором: песенками, потешками; развивать интерес к их обыгрыванию. Развивать речь детей, посредством малых фольклорных форм. Обогащать словарный запас.
Формировать нравственные качества малышей: сострадание, желание прийти на помощь.
(см. конспект занятий)
4 неделя
Рисование на тему «Солнышко»
Программное содержание. Учить печатать кулачком приёмом примакивание под словесное сопровождение (примакнуть – оторвать). Закреплять знание двух цветов: - жёлтый и красный, побуждать называть их. Воспитывать интерес к работе, к нетрадиционным техникам.Развивать мелкую моторику рук.
(см. конспект занятий)
Март
1 неделя
Утренник, посвященный дню мам
Добрый мир.
2 неделя
Тема: 1 часть: рассказывание сказки «Золотое яичко»
2 часть: Игра «вышла курочка гулять».
Программное содержание. Учить детей рассказывать сказку хором вместе с воспитателем по иллюстрациям. Продолжать учить отвечать на вопросы полным ответом. Развивать мышление. Закреплять умения выполнять движения соответствующие тексту игры.
(см. кн. И.А. Кузьмин.Добрый мир стр. 5-11)
3 неделя
Тема: 1 часть: чтение произведения Е. Королева «Наш дом»
2 часть: Дидактическая игра «Назови ласково»
Программное содержание. Познакомить детей, что нас окружает, - это наш общий дом. Учить употреблять существительные в ласкательно-уменьшительной форме. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к нему.
(см. конспект занятий)
4 неделя
Тема: На помощь колобку
Программное содержание. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. Развивать воображение, сочиняя сказку с добрым концом.
(см. конспект занятий)
Апрель
Добрая книга.
1 неделя
Тема: Рассказывание русской народной сказки «Репка»
Программное содержание. Помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки с помощью модели; учить выделять и называть характерные признаки персонажей; воспитывать интонационную выразительность речи.
(см. конспект занятий)
2 неделя
Тема: драматизация сказки «Репка»
Программное содержание. Развивать интонационную выразительность при воспроизведении слов героев сказки. Создать радостное настроение.
(см. конспект занятий)
3 неделя
Тема: Кто в теремочке живет, играет да поет
Программное содержание. Учить оценивать поступки героев сказки. Воспитывать интерес к народному творчеству и любовь к книгам.
(см. конспект занятий)
4 неделя
Тема:Пасха красная
Программное содержание. Знакомство с народными пасхальными играми и песнями. Воспитывать добрые отношения между детьми.
(см. конспект занятий)
Май
1 неделя
Тема: Пасхальные яйца
Программное содержание. Закреплять знания детей о Пасхе.Продолжать учить детей правильно держать кисть, тщательно промывать кисть при смене цвета, рисовать линии в одном направлении пользоваться несколькими цветами. Способствовать развитию детского творчества.
(см. конспект занятий)
Любимая книга.
2 неделя
Тема: 1 часть: рассказывание русской народной сказки «Кот, петух и лиса»
2 часть: заучивание песенки лисы из сказки «Кот, петух и лиса»
3 часть: повторение песенок из сказки «Колобок», «Волк и козлята» Программное содержание. Воспитывать интерес к русским народным сказкам, запоминать содержание сказки. Учить передавать песенки из сказок с интонацией данного персонажа.
3 неделя
Тема: Вместе с детьми расскажем сказку.
Программное содержание. Закреплять знания о сказках. Учить детей рассказывать сказки в стихотворной форме, правильно подбирая слова, отгадывать загадки по сказкам.
(см. кн. И.А. Кузьмин.Добрая книга стр. 21-22)
4 неделя
Тема: В гостях у сказочницы
Программное содержание.Закреплять знания детей о сказках, продолжать учить отвечать на вопросы полным ответом, узнавать сказки по иллюстрациям и отрывкам текста, учить детей разыгрывать небольшие представления по знакомой сказке, используя выразительные средства (интонация, мимика, жесты); формировать нравственные качества: сочувствие, готовность прийти на помощь; развивать речь детей, интерес к театрализованной деятельности, обогащать словарный запас детей.
(см. конспект занятий)
3-4 недели диагностическое обследование детей.
В начале и конце года проводится мониторинг эффективности педагогических воздействии на усвоение и развитие духовно-нравственного воспитания. Дляэто, используются метод наблюдения,в том числе включенного наблюдения в играх, в совместных делах, в разговорах с детьми и беседа с детьми по пройденным темам.
Литература:
- Истоковедение том 5.- М.: Издательский дом «Истоки», 2005.- 208с.
-Истоковедение том 2.-М.: Издательский дом «Истоки», 2005.- 368с.
-Доброе слово. Книга 1 для развития детей дошкольного возраста (3-4 года). Под общей редакцией И.А.Кузьмина. - М., Издательский дом «Истоки», 2006.- 32с.
-Добрый мир. Книга 2 для развития детей дошкольного возраста (3-4 года). Под общей редакцией И.А.Кузьмина. - М., Издательский дом «Истоки», 2007.- 24с.
-Добрая книга. Книга 3 для развития детей дошкольного возраста (3-4 года). Под общей редакцией И.А.Кузьмина. - М., Издательский дом «Истоки», 2007.- 24с.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Период дошкольного детства является наиболее значимым в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека.
Совершенствование процесса нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития общества. Немаловажное место в нем занимает вопрос о формировании нравственных представлений у детей.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в статье 64 указывает на то, что «дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста». Федеральный государственный образовательный стандарт также обращает наше внимание на то, что социально-коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста «направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости и переживания…»
Это положение имеет принципиальное значение для организации процесса духовно-нравственного воспитания дошкольников. Формирование фундаментальных черт личности, доминирующих мотивов и потребностей происходит в процессе накопления ребенком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний, умений…
Эффективность этого процесса определяется характером взаимодействия детей и взрослых (родителей, воспитателей), а также той системой ценностей, которая лежит в его основе.
Данная программа направлена на решение поставленной задачи- объединения усилий дошкольной образовательной организации и семьи и создания единого контекста воспитания и развития духовно-нравственных ценностей детей дошкольного возраста.
Эту задачу позволяет решить программа «Социокультурные истоки» («Истоки») для дошкольного образования профессора РАЕН И.А.Кузьмина.
Методологической базой данной программы является социокультурный системный подход к истокам в образовании, направленный на развитие духовно-нравственного стержня личности.
Цель программного содержания кружка «Родничок»:развитие духовно-нравственного воспитания детей 4-5лет.
Задачи:
- первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды и деятельности в ней человека;
- развитие способности следовать нравственным нормам и правилам на основе формирующих у детей потребностей в социальном соответствии;
-развитие способности чувствовать эмоциональное состояние окружающих и быть благодарными, заботливыми и внимательными к родителям и другим близким людям;
-развитие навыков познавательного и личностного общения со сверстниками и взрослыми.
Для решения поставленных целей и задач используются активные формы обучения (ресурсный круг,работа в паре, в микрогруппе), которые проводятсяпо определенным технологиям и выбор которых обусловлен готовностью детей к познавательному и личностному общению.
Восприятие и освоение нравственных категорий иценностей предполагается осуществлять в связи с разнообразными видами деятельности: игрой, чтением, наблюдением, эстетической, трудовой и изобразительной деятельностью. Большинство занятий по программе носят интегративный характер.
Содержание и предполагаемые способы взаимодействия выстроены с учетом возрастных особенностей, в соответствии основными психическими процессами, свойствами и функциями личности детей дошкольного возраста
Программа духовно-нравственного кружка «Родничок» предназначена для детей 4-5лет. Занятия проводятся один раз в неделю, во вторую половину дня. Продолжительность занятия 20 минут.
Планируемые результаты реализации программы:
-первоначальное освоение системы социокультурных категорий и ценностей;
-развитие коммуникативных умений, речевого взаимодействия,мотивации к общению и управленческих способностей;
-создание предпосылок для успешной адаптации ребенка в начальной школе.
Перспективное планирование
Сентябрь.
1-2 недели диагностика детей.
Дружная семья.
Социокультурная категория «Семья»
3 неделя.
Тема: Дружная семья.
Программное содержание. Формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга. Формировать у детей отношение к семье как одной из главных социокультурных ценностей. Воспитывать в детях любовь к своей семье. Выучить поговорку «Все вместе -так и душа на месте»
(см. конспект занятий)
4 неделя.
Тема: Родные люди.
Программное содержание. Углублять представление о членах семьи и ближайших родственниках (бабушка, дедушка, тетя, дядя). Воспитывать желание заботиться о близких, относиться к родным с любовью, с лаской, с добротой.
(см. конспект занятий)
Октябрь.
1 неделя.
Тема: Взаимная любовь.
Программное содержание. Продолжать воспитывать любовь, доброе отношение к своей семье. Прививать уважение к родителям, к их труду и их жизненному опыту.
(см. конспект занятий)
2 неделя.
Тема: Моя семья (составление рассказа о своей семье).
Программное содержание. Учить составлять рассказ о своей семье.
Домашнее тепло.
Социокультурная категория «Семья»
3 неделя.
Тема: Чтение рассказа Л. Нечаева « Семеро по лавкам».
Программное содержание. Формировать у детей мотивацию на доброе отношение к близким. Развивать умение слушать друг друга.
(см. книгу Истоковедение 5 стр.151)
4 неделя.
Тема: Душевная доброта.
Чтение и обсуждение сказки «Ежиха портниха»
Программное содержание. Развиватьумение слушать. Формировать представление о доброте, не только в жизни человека, но и сказочных образах.
(см. конспект занятий)
Ноябрь.
1 неделя.
Тема: Родной дом.
Программное содержание. Продолжать знакомить детей с родным селом. Закреплять с детьми знания своего адреса, имени, отчества, фамилии своих родителей.
Дорога добра.
Социокультурная категория «Родные просторы»
2 неделя.
Тема: беседа «Куда ведут пути-дороги».
Программное содержание. Развивать умение договариваться, приходить к единому мнению. Формировать представление о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.
(см. конспект занятий)
3 неделя.
Тема: Добрые дороги. Оформление «дерева добрых дел»
Программное содержание. Умение рассказывать о своих добрых делах, слушать других и выражать свою оценку добрых поступков. Подвести детей к пониманию доброты как основы взаимоотношений между людьми.
(см. конспект занятий)
4 неделя.
Тема: Д/и «Как поступить?» (Моделирование жизненных ситуаций, требующих нравственного выбора).
Программное содержание.Учить детей различать добро и зло. Воспитывать у детей: смелость, отвагу, умение прийти на выручку в трудную минуту.
Декабрь.
Сказочный лес.
Социокультурная категория «Родные просторы»
1 неделя.
Тема: Прекрасный мир природы.
Программное содержание. Учить детей понимать необходимость бережного отношения ко всему живому, к природным богатствам, как единственную возможность их сохранения;
(см. конспект занятия)
2 неделя.
Тема: Человек - часть природы.
Программное содержание. Формирование у детей доброго, заботливого отношения к природе.
3 неделя.
Тема: Сказочные образы.
1 часть. Чтение сказки «Снегурушка и лиса».
2 часть. Драматизация сказки «Снегурушка и лиса».
Программное содержание. Продолжать развивать способности договариваться, приходить к единому мнению. Развивать эмоциональную сферу ребенка.
4 неделя.
Новогодний праздник.
Январь.
1 неделя.
Новогодние каникулы.
2 неделя.
Праздник Рождество Христово.
Добрая забота.
Социокультурная категория «Труд земной»
3 неделя.
Тема: Братья наши меньшие.
Программное содержание. Закрепление диких и домашних животных. Распознавание детенышей и взрослых зверей. Учить детей видеть общие особенности животных.
4 неделя.
Тема: Мой ласковый и нежный зверь.
Программное содержание. Учить общению с животными, гуманно относиться к ним, любить и ухаживать за ними.
(см. конспект занятий)
Февраль.
1 неделя.
Тема: Мои любимые друзья.
Программное содержание. Расширять представление о дружбе. Воспитывать заботливость, ответственность, умение договариваться и действовать согласованно с друг с другом. Развивать эмоциональную отзывчивость.
(см. конспект занятий)
Праведный труд.
Социокультурная категория «Труд земной»
2 неделя.
Тема: Труд земной
Программное содержание. Воспитание у детей уважение к труду. Узнавать и называть людей разных профессий, развивать интерес к профессиям близких людей.
3 неделя.
Тема: Труд – основа жизни семьи.
Программное содержание. Подвести детей к восприятию труда, как естественного и необходимого состояния человека для его полноценной жизни. Выучить поговорку «На земле жить - людям пользу приносить»
(см. конспект занятий)
4 неделя.
Тема: Чему доброму научили вас взрослые?
1 часть. Чтение рассказа К.Д. Ушинского «На что тебе ?».
2 часть. Ответы детей на вопрос «Чему доброму научили вас взрослые?»
Программное содержание. Умение рассказывать о своем опыте, размышлять, излагать свое мнение связно.
(см. книгу Истоковедение 5, стр.159)
Март.
1 неделя.
Утренник, посвященный дню мам.
Любимая сказка.
Социокультурная категория «Труд души»
2 неделя.
Тема: Чудесный мир сказки.
Программное содержание. Продолжать воспитывать у детей интерес и любовь к сказке. Развивать эмоциональную отзывчивость на произведения художественной литературы. (см. конспект занятий)
3 неделя.
Тема: Сказочный герой.
Программное содержание. Развивать память, вспоминая по иллюстрациям сказок название сказки и сказочных героев.Учить оценивать поступки сказочных героев. Различать добрые, хорошие поступки от злых поступков.
4 неделя.
Тема: Моя любимая сказка.
Программное содержание. Развивать умение рассказывать о своей любимой сказке. Уметь отвечать на вопросы воспитателя и детей.
Апрель.
Благодарное слово.
Социокультурная категория «Труд души»
1 неделя.
Тема: Волшебные слова.
Программное содержание. Помочь раскрыть детям значение вежливых слов, сформировать представление о потребности в доброжелательном общений с окружающими.
(см. конспект занятий)
2 неделя.
Тема: аппликация «Подарок своими руками».
Программное содержание. Изготовление подарка для близких, родных людей. Продолжать развивать умение правильно пользоваться ножницами, клеем. Развивать мелкую моторику рук.
(см. конспект занятий)
3 неделя.
Тема: Ресурсный круг « Благодарное слово» (совместно с родителями).
Программное содержание. Развивать взаимодействие детей и взрослых. Продолжать развивать у детей способность проявлять добрые чувства к близким людям.
(см. конспект занятий)
Светлый праздник.
Социокультурная категория «Труд души»
4 неделя.
Праздник Пасхи.
Май.
1 неделя.
Тема: Святой храм.
Программное содержание. Познакомить детей с понятием «храм», его назначением. Раскрашивание раскраски «Храм».
(см. конспект занятий)
2 неделя.
Тема: Русская березка.
Программное содержание. Продолжать знакомить детей с православными праздниками, обычаями, обрядами, с бытом русского народа. Рассказать о празднике Русской березки (Святая Троица).
3-4 недели диагностическое обследование детей.
В начале и конце года проводится мониторинг эффективности педагогических воздействии на усвоение и развитие духовно-нравственного воспитания. Для это, используютметод наблюдения,в том числе включенного наблюдения в играх, в совместных делах, в разговорах с детьми;и диагностические методики «Сюжетные картинки» и «Закончи историю» (модифицированные варианты работы Р.М. Калининой).
Литература:
- Истоковедение том 5.- М.: Издательский дом «Истоки», 2005.- 208с.
-Истоковедение том 2.-М.: Издательский дом «Истоки», 2005.- 368с.
-Дружная семья. Книга 1 для развития детей дошкольного возраста (4-5 лет). Под общей редакцией И.А.Кузьмина. - М., Издательский дом «Истоки», 2006.- 32с.
-В добрый путь. Книга 2 для развития детей дошкольного возраста (4-5 лет). Под общей редакцией И.А.Кузьмина. - М., Издательский дом «Истоки», 2007.- 24с.
-Добрая забота. Книга 3 для развития детей дошкольного возраста (4-5 лет). Под общей редакцией И.А.Кузьмина. - М., Издательский дом «Истоки», 2007.- 24с.
-Благодарное слово. Книга 4 для развития детей дошкольного возраста (4-5 лет). Под общей редакцией И.А.Кузьмина. - М., Издательский дом «Истоки», 2007.- 24с.
Методы диагностики социально-нравственного развития детей дошкольного возраста
Для исследования развития нравственной сферы детей (когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты нравственного развития) используются психодиагностические методики Л.А. Головей и Е.Ф. Рыбалко.
Метод «Беседа». С помощью метода беседы можно выявить этические знания и представления о нравственных качествах детей дошкольного возраста.
Цель. Изучение представлений детей о нравственных качествах.
Подготовка исследования. Подготовить вопросы для беседы:
- Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?
- Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?
- Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?
- Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?
- Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?
Проведение исследования. Беседы проводятся индивидуально. Ребенку задаются вопросы, внимательно выслушиваются.
Обработка данных. Выделение количества качеств, объяснение которых смогли дать дети. Данные соотнести с примерным содержанием представлений дошкольника о нравственно-волевых качествах:
В 3 — 4 года. Складываются элементарные этические знания и представления о том, «что такое хорошо, а что такое плохо». Формируется отрицательное отношение к грубости и жадности. На основе примеров из опыта ребенка, его конкретных поступков развиваются знания и представления о доброте, взаимопомощи, дружбе, правдивости.
4 — 5 лет. Развиваются этические знания и представления о справедливости, доброте, дружбе, отзывчивости на основе анализа повседневных ситуаций и литературных произведений.
5 — 6 лет. Развиваются обобщенные этические знания и представления о правдивости, справедливости, смелости, скромности, вежливости, трудолюбии, отзывчивости, заботливости на конкретных примерах («Правдивый — тот, кто не берет чужих вещей, всегда говорит правду и т. п.»).
6 — 7 лет. Продолжают развиваться обобщенные этические знания и представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким аморальным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.
Методика «Закончи историю». С помощью методики проверяются знания о нравственных нормах, о правилах поведения в той или иной ситуации, умение оценивать поступки других. Исследование проводится индивидуально с каждым ребенком. Инструкция: «Мы будем рассказывать истории, а ты их закончи». Детям предлагаются следующие примеры ситуаций:
История 1. Дети строили город. Оля стояла и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила… Что ответила Оля? Почему? Как она поступила? Почему?
История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила…Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?
История 3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, — сказала Люба, — можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил…
Что ответил Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему?
История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали дорогую красивую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил…
Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?
Затем проводится обработка результатов.
0 баллов — ребенок не мог оценить поступки детей (низкий уровень).
1 балл — ребенок оценивал поступки детей, но не правильно (низкий уровень)
2 балла — ребенок не все поступки детей оценил правильно (средний уровень).
3 балла — ребенок все поступки детей оценил правильно (высокий уровень).
Методика «Сюжетные картинки». Цель: выявить у детей умение отличать хорошие поступки от плохих, давать моральную оценку этим поступкам, демонстрировать эмоциональное отношение к нравственным нормам.
Индивидуально каждому ребенку предъявляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Дается инструкция: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой — плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему».
Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволяет выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) — на безнравственный.
Обработка результатов:
0 баллов — ребенок неправильно раскладывал картинки (в одной стопке оказались картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции были неадекватными или отсутствовали.
1 балл — ребенок правильно раскладывал картинки, но не мог обосновать свои действия; эмоциональные реакции были неадекватными (низкий уровень).
2 балла — ребенок правильно раскладывал картинки, обосновал свои действия, эмоциональные реакции были адекватными, но слабо выраженными (средний).
3 балла — ребенок обосновал свой выбор (возможно, называл моральную норму); эмоциональные реакции были адекватными, яркими, проявлялись в мимике, активной жестикуляции и т. д. (высокий уровень)
Метод наблюдения, в том числе включенного наблюдения, когда в играх, совместных делах разговорах с детьми мы оцениваем:
— эмоциональные проявления детей: с каким настроением ребенок чаще всего приходите в группу, как часто бывает весел, печален, сердит, с чем связаны такие проявления ребенка, как часто и по какому поводу вступает в конфликт со взрослым и сверстниками, проявляет упрямство, негативизм агрессивность;
— коммуникативные умения дошкольников со сверстниками и взрослыми: проявляют ли инициативность, активность в общении или застенчивость, робость, нерешительность; умеют ли взаимодействовать со сверстниками — разрешать конфликты, договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты; вежливо общаться, вступать в контакт, принимать предложения сверстников и взрослых;
— проявления детей в различных видах деятельности (умения самостоятельно выдвинуть идею, план действий, умения действовать в соответствии с планом, исправлять ошибки, оценивать свою деятельность, отношения к указаниям взрослого, советам сверстников и т. д.).
В результате подобранных методик можно выявить уровень социально-нравственного развития детей дошкольного возраста.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности "Ступеньки к Богу"
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НЕРЮНГРИНСКОЙ РАЙОННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ«Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение ...
Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности: "Как хорошо уметь читать!"
Программа «Как хорошо уметь читать!» составлена на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты»....
Адаптированная дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности Развитие речи детей с ОНР посредством сказки с элементами театрализованной деятельности "Сказочная карусель"
Данная программа направлена на развитие речи детей посредством сказки с элементами театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....
Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности "Речевичок"
Программа "Речевичок" для детей 6-7 лет ,срок реализации 1 год....
Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности "Маленький актер"
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Важнейшей задачей эстетического воспитания является ф...
Дополнительная образовательная программа социально-коммуникативной направленности для детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет "Зеленый светофор Здоровья"
Работа воспитателя по оздоровлению детей не подменяет систему лечебных мероприятий, назначенных врачом, а являются системой и комплексом тех мероприятий, которые должны выполняться в систе...
Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности «Мастера речи»
Программа направлена на организацию клуба для родителей. Для повышения их педагогической компетенции и эффективности логопедической помощи воспитанникам....