Развивающая предметно-пространственная среда
статья

Липина Ольга Анатольевна

Представлены материалы для педагогов дошкольных образовательных организаций по созданию оптимальных условий для эффективного решения воспитательно-образовательных задач. В данные методические рекомендации включено выборочное аннотированное описание информационно-образовательных ресурсов развивающего характера, предназначенных для детей раннего  возраста. В рекомендациях использованы материалы из опыта  работы.

Автор Липина Ольга Анатольевна, воспитатель группы раннего возраста  МКДОУ «Колчеданский детский сад№1»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

Пояснительная записка…………………………………...............- 2-  

Нормативные документы по организации развивающей………-3-

предметно-пространственной среды

Актуальность …………………………………...............................   -4-

Введение…………………………………............................... … ….. -4-

Анализ РППС…………………………………............................... … ….. -5-6

Практическая часть …………………………………....................  -6 -10

Заключение …………………………………....................................-10-

Литература …………………………………....................................-11-

Пояснительная записка.

Представлены материалы для педагогов дошкольных образовательных организаций по созданию оптимальных условий для эффективного решения воспитательно-образовательных задач. В данные методические рекомендации включено выборочное аннотированное описание информационно-образовательных ресурсов развивающего характера, предназначенных для детей раннего  возраста. В рекомендациях использованы материалы из опыта  работы.

Автор Липина Ольга Анатольевна, воспитатель группы раннего возраста  МКДОУ «Колчеданский детский сад№1»

Слайд № 2

Нормативные документы.

При организации развивающей предметно-пространственной среды в группе учтены нормативные требования следующих документов:

  • Конвенция о правах ребенка
  • Федеральный Закон «Об Образовании» от 29.12.2012г.№ 273.
  • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384)
  • Методические рекомендации для педагогических работников

дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного

возраста «Организация развивающей предметно-пространственной среды в

соответствии с ФГОС ДО» Федеральный институт развития образования 2014г.

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от

19.12.2013. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»

  • Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А. Васильева и др.

«…Детский сад – это тот микроклимат, в котором живет ребенок, та среда, в которой он черпает необходимую информацию и адаптируется к жизни в обществе…»

Слайд №3

Актуальность.

Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и практики являются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их всестороннего и полноценного развития. Для решения этих задач был принят новый закон «Об Образовании», в котором дошкольное образование обозначено как ступень образования, введен новый Федеральный государственный образовательный стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). 

ФГОС ДО предъявляет требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к организации и обновлению РППС дошкольного учреждения.
РППС в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для разностороннего развития ребенка, его успешной социализации в обществе.
Особенно актуально это на этапе развития и формирования личности в раннем  возрасте.

Слайд №4

Введение.

Важной задачей дошкольных организаций (ДО) становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации развивающей среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.

ФГОС требует обогатить образовательную среду всевозможными компонентами, которые будут стимулировать познавательную и образовательную деятельность детей. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечить возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Анализ РППС.

Передо мной, как и всеми педагогами, встала задача познакомиться с требованиями ФГОС, пересмотреть и адаптировать развивающую среду согласно образовательным стандартам и требованиям ФГОС.

Слайд №5

При оформлении группы пользовалась рекомендациями  О.А.Карабановой, Э.Ф. Алиевой, О.Р. Радионовой, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич, учитывала возрастные особенности и задачи воспитания.

Формирование развивающей предметно-пространственной среды    осуществляла с учётом наиболее эффективного развития индивидуальности каждого ребенка, его склонностей, интересов, уровня активности.  

Слайд №6,7

Развивающая предметно-пространственная среда представлена центрами активности детей, направленных на всестороннее развитие детей раннего возраста согласно пяти образовательным направлениям (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие). Развивающая предметно-пространственная среда нашей группы организована в соответствии с принципами ФГОС ДО: насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная, безопасная. Центры развития  наполнены самыми разнообразными предметами, стимулируют  к  любознательности, создают условия для проявления творческой активности и развития разнообразных манипуляций. Имеющийся материал разнообразный, яркий, доступный. Расположение такое, что дети могут свободно по интересам выбирать любимое дело; при желании продолжать то, что они делали на занятиях и самостоятельно проявить свое творчество. Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента, при необходимости можно вместить всех желающих, так как дети группы раннего возраста «заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним. 

Активный сектор.

  • Центр игры Слайд №8
  • Центр двигательной деятельности Слайд №9
  • Центр конструирования Слайд №10
  • Центр музыкально - театрализованной деятельности Слайд №11,12

Спокойный сектор:

  • Центр книги и  речевой активности Слайд №13,14
  • Центр отдыха  Слайд №15
  • Центр природы Слайд №16,17

Рабочий сектор:

  • Центр познавательной и исследовательской деятельности Слайд №18
  • Центр продуктивной и творческой деятельности Слайд №19
  • Центр развития речи и моторики Слайд №20


Центры активности пополняются разнообразным материалом по изучаемой теме, в соответствии с комплексно-тематическим планированием, что позволяет детям находить общий интерес, обеспечивает свободное общение и сотрудничество детей и взрослого.

Аналитическая часть.

Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе)

Центр игры

Слайд №21,22

Хотя ведущей деятельностью в  раннем возрасте является предметная игра, однако именно в этот период  зарождается сюжетно-ролевая.  В свободном доступе для детей находятся атрибуты для зарождающихся в этом возрасте сюжетно-ролевых игр.

Слайд №23,24

Наборы «Парикмахерская»,

Слайд №25,26

 «Больница» размещены в специальных контейнерах. Предлагая детям поиграть в сюжетные игры,  способствую развитию желания играть вместе со сверстниками, а так же формирую  начальные навыки ролевого поведения (понимать роль в игре).

Слайд №27

Центр безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами  для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, макет улицы, дорожные знаки.


Слайд №28

Центр двигательной деятельности

Центр двигательной активности – яркий, веселый, с нестандартным дизайнерским решением, нетрафаретным оборудованием лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в самостоятельной двигательной активности, совместных движениях со сверстниками, свободного использования спортивного инвентаря и физкультурного оборудования.

Слайд №29 Здесь дети  занимаются  и закрепляют разные виды движений.

Слайд №30 Имеется оборудование для проведения подвижных игр, утренней гимнастики, а так же для самостоятельных игр детей.

Слайд №31,32

Центр конструирования

Центр конструирования способствует развитию детского творчества, конструкторских способностей. Центр достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что любой конструктор легко перемещаются в любое место. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их.

Слайд №33

Центр музыкально - театрализованной деятельности

Своих воспитанников   знакомлю со сказками с помощью различных видов театра.  Поэтому здесь сосредоточены разные виды театров: картинки (сюжетные и предметные) для фланелеграфа, настольный театр, пальчиковый и куклы Би-Ба-Бо, театр резиновых игрушек, волшебный сундучок.

Слайд №34

Встреча с героями из сказок помогают  ребятишкам понять содержание, расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.

Имеются  музыкальные инструменты: металлофон, гармошка, пианино, балалайки, бубны, погремушки, колокольчики,  деревянные ложки, которые доставляют детям много радостных минут,  развивают фонематический слух и чувство ритма.

Создана  картотека музыкально-дидактических игр, сюжетные  и предметные картинки с изображением музыкальных инструментов.

Слайд №35

Разработала и сшила  лэпбук. В нём находятся игры на музыкальное развитие, музыкальные инструменты, сюжетные картинки данной тематики.

Уголок  ряженья с зеркалом, где можно наряжаться - это развивает творчество малышей. Наряды предусмотрены как для девочек, так и для мальчиков. Содержимое наполняем и обновляем в течение года.

Спокойный сектор:

Слайд №36,38

Центр книги и  речевой активности

Книги подобраны по возрасту, сезонам,   наборы сюжетных и предметных картинок, игры по познавательному  и речевому развитию, картотека потешек, стихов, загадок, игры на речевое дыхание.

Слайд №39

Центр отдыха  (Уголок уединения)

В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть такой островок тишины и спокойствия, как центр отдыха, психологической разгрузки, который располагает к созерцательному наблюдению, расслаблению. Ребенок чувствует себя здесь комфортно, спокойно и уютно. Этому способствуют комфортный диван, кресла, рядом любимые книги. Уют, домашняя обстановка позволяют детям комфортно расположиться и погрузиться в волшебный мир книг. Пребывание в таком уголке улучшает психофизическое состояние. Полезен он и для создания благоприятного психолого-социального микроклимата в группе, комфортной организации режимных моментов.

Слайд №38

Центр природы

Центр природы или природный уголок служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития. У детей формируются предпосылки экологического сознания, развивается экологическая культура, познавательный интерес к экологии, проблемам природы, желание и стремление разрешить некоторые из экологических проблем, доступным ребенку раннего возраста.

Оформлены макеты «Лес», «Скотный двор». Это позволяет  детям познакомиться с животными, со средой обитания, как ухаживать за ними.  Календарь погоды, настольные игры, детская художественная литература с красочными иллюстрациями, предметные картинки  различных серий, которые позволяют малышам замечать красоту природы и изменения  в разные времена года.


Рабочий сектор (занимает 25% всей группы), и включает в себя:

Слайд №39

Центр познавательной и исследовательской деятельности

С целью развития первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, формирования умения обследовать предметы был создан центр познавательной и исследовательской деятельности. В центре дети учатся экспериментировать с различными предметами и природными материалами. Организуя игры с песком и водой,   знакомлю  детей со свойствами различных предметов и материалов и закрепляю  элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развиваю мелкую моторику ребенка.

Слайд №40

Центр продуктивной и творческой деятельности 

Он выполняет задачу формирования интереса детей к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребностей детей в самовыражении. Ранний возраст, наиболее благоприятен для развития изобразительной деятельности. У детей развивается художественное восприятие и эстетический вкус.

Слайд №41

Центр речи и моторики


Развитие активной речи является основной задачей  раннего возраста.

Центр правильной речи и моторики направлен на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения.

Сенсорная дидактическая полка является частью центра развивающих игр. Оборудована пособиями и игрушками развивающего характера.

Слайд №42

Сенсорный стол использую  для проведения игр-занятий индивидуальных и с небольшой группой детей с целью развития сенсорных способностей и релаксации.

Слайд №43

Родители мои помощники. Провожу информационно-просветительскую работу о роли РППС в группе. Информацию размещаю в родительских уголках, на стендах.

Слайд №44

Заключение.

Грамотно организованная РППС, помогает мне решить поставленные задачи. Малыш включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки.

Таким образом, можно сказать, что развивающая предметно-пространственная среда создает благоприятные условия для всестороннего развития личности.

Интернет ресурсы:

  • maam.ru
  • nsportal.ru
  • infourok.ru

Литература.

  • Методические рекомендации по организации предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Авторский коллектив:  МАУ ЗАТО Северск «РЦО», 2015
  • Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствиис ФГОС ДО/О.А.Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович,Е.М. Марич.- М.: Фиро, 2014 -96с.
  • Примерная основная образовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы"/Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А. Васильева и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике.Материал для воспитателей....