Развивающая предметно-пространственная среда
статья
Представлены материалы для педагогов дошкольных образовательных организаций по созданию оптимальных условий для эффективного решения воспитательно-образовательных задач. В данные методические рекомендации включено выборочное аннотированное описание информационно-образовательных ресурсов развивающего характера, предназначенных для детей раннего возраста. В рекомендациях использованы материалы из опыта работы.
Автор Липина Ольга Анатольевна, воспитатель группы раннего возраста МКДОУ «Колчеданский детский сад№1»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Содержание
Пояснительная записка…………………………………...............- 2-
Нормативные документы по организации развивающей………-3-
предметно-пространственной среды
Актуальность …………………………………............................... -4-
Введение…………………………………............................... … ….. -4-
Анализ РППС…………………………………............................... … ….. -5-6
Практическая часть ………………………………….................... -6 -10
Заключение …………………………………....................................-10-
Литература …………………………………....................................-11-
Пояснительная записка.
Представлены материалы для педагогов дошкольных образовательных организаций по созданию оптимальных условий для эффективного решения воспитательно-образовательных задач. В данные методические рекомендации включено выборочное аннотированное описание информационно-образовательных ресурсов развивающего характера, предназначенных для детей раннего возраста. В рекомендациях использованы материалы из опыта работы.
Автор Липина Ольга Анатольевна, воспитатель группы раннего возраста МКДОУ «Колчеданский детский сад№1»
Слайд № 2
Нормативные документы.
При организации развивающей предметно-пространственной среды в группе учтены нормативные требования следующих документов:
- Конвенция о правах ребенка
- Федеральный Закон «Об Образовании» от 29.12.2012г.№ 273.
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384)
- Методические рекомендации для педагогических работников
дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного
возраста «Организация развивающей предметно-пространственной среды в
соответствии с ФГОС ДО» Федеральный институт развития образования 2014г.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
19.12.2013. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»
- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А. Васильева и др.
«…Детский сад – это тот микроклимат, в котором живет ребенок, та среда, в которой он черпает необходимую информацию и адаптируется к жизни в обществе…»
Слайд №3
Актуальность.
Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и практики являются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их всестороннего и полноценного развития. Для решения этих задач был принят новый закон «Об Образовании», в котором дошкольное образование обозначено как ступень образования, введен новый Федеральный государственный образовательный стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).
ФГОС ДО предъявляет требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к организации и обновлению РППС дошкольного учреждения.
РППС в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для разностороннего развития ребенка, его успешной социализации в обществе.
Особенно актуально это на этапе развития и формирования личности в раннем возрасте.
Слайд №4
Введение.
Важной задачей дошкольных организаций (ДО) становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации развивающей среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.
ФГОС требует обогатить образовательную среду всевозможными компонентами, которые будут стимулировать познавательную и образовательную деятельность детей. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечить возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Анализ РППС.
Передо мной, как и всеми педагогами, встала задача познакомиться с требованиями ФГОС, пересмотреть и адаптировать развивающую среду согласно образовательным стандартам и требованиям ФГОС.
Слайд №5
При оформлении группы пользовалась рекомендациями О.А.Карабановой, Э.Ф. Алиевой, О.Р. Радионовой, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич, учитывала возрастные особенности и задачи воспитания.
Формирование развивающей предметно-пространственной среды осуществляла с учётом наиболее эффективного развития индивидуальности каждого ребенка, его склонностей, интересов, уровня активности.
Слайд №6,7
Развивающая предметно-пространственная среда представлена центрами активности детей, направленных на всестороннее развитие детей раннего возраста согласно пяти образовательным направлениям (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие). Развивающая предметно-пространственная среда нашей группы организована в соответствии с принципами ФГОС ДО: насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная, безопасная. Центры развития наполнены самыми разнообразными предметами, стимулируют к любознательности, создают условия для проявления творческой активности и развития разнообразных манипуляций. Имеющийся материал разнообразный, яркий, доступный. Расположение такое, что дети могут свободно по интересам выбирать любимое дело; при желании продолжать то, что они делали на занятиях и самостоятельно проявить свое творчество. Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента, при необходимости можно вместить всех желающих, так как дети группы раннего возраста «заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним.
Активный сектор.
- Центр игры Слайд №8
- Центр двигательной деятельности Слайд №9
- Центр конструирования Слайд №10
- Центр музыкально - театрализованной деятельности Слайд №11,12
Спокойный сектор:
- Центр книги и речевой активности Слайд №13,14
- Центр отдыха Слайд №15
- Центр природы Слайд №16,17
Рабочий сектор:
- Центр познавательной и исследовательской деятельности Слайд №18
- Центр продуктивной и творческой деятельности Слайд №19
- Центр развития речи и моторики Слайд №20
Центры активности пополняются разнообразным материалом по изучаемой теме, в соответствии с комплексно-тематическим планированием, что позволяет детям находить общий интерес, обеспечивает свободное общение и сотрудничество детей и взрослого.
Аналитическая часть.
Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе)
Центр игры
Слайд №21,22
Хотя ведущей деятельностью в раннем возрасте является предметная игра, однако именно в этот период зарождается сюжетно-ролевая. В свободном доступе для детей находятся атрибуты для зарождающихся в этом возрасте сюжетно-ролевых игр.
Слайд №23,24
Наборы «Парикмахерская»,
Слайд №25,26
«Больница» размещены в специальных контейнерах. Предлагая детям поиграть в сюжетные игры, способствую развитию желания играть вместе со сверстниками, а так же формирую начальные навыки ролевого поведения (понимать роль в игре).
Слайд №27
Центр безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, макет улицы, дорожные знаки.
Слайд №28
Центр двигательной деятельности
Центр двигательной активности – яркий, веселый, с нестандартным дизайнерским решением, нетрафаретным оборудованием лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в самостоятельной двигательной активности, совместных движениях со сверстниками, свободного использования спортивного инвентаря и физкультурного оборудования.
Слайд №29 Здесь дети занимаются и закрепляют разные виды движений.
Слайд №30 Имеется оборудование для проведения подвижных игр, утренней гимнастики, а так же для самостоятельных игр детей.
Слайд №31,32
Центр конструирования
Центр конструирования способствует развитию детского творчества, конструкторских способностей. Центр достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что любой конструктор легко перемещаются в любое место. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их.
Слайд №33
Центр музыкально - театрализованной деятельности
Своих воспитанников знакомлю со сказками с помощью различных видов театра. Поэтому здесь сосредоточены разные виды театров: картинки (сюжетные и предметные) для фланелеграфа, настольный театр, пальчиковый и куклы Би-Ба-Бо, театр резиновых игрушек, волшебный сундучок.
Слайд №34
Встреча с героями из сказок помогают ребятишкам понять содержание, расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.
Имеются музыкальные инструменты: металлофон, гармошка, пианино, балалайки, бубны, погремушки, колокольчики, деревянные ложки, которые доставляют детям много радостных минут, развивают фонематический слух и чувство ритма.
Создана картотека музыкально-дидактических игр, сюжетные и предметные картинки с изображением музыкальных инструментов.
Слайд №35
Разработала и сшила лэпбук. В нём находятся игры на музыкальное развитие, музыкальные инструменты, сюжетные картинки данной тематики.
Уголок ряженья с зеркалом, где можно наряжаться - это развивает творчество малышей. Наряды предусмотрены как для девочек, так и для мальчиков. Содержимое наполняем и обновляем в течение года.
Спокойный сектор:
Слайд №36,38
Центр книги и речевой активности
Книги подобраны по возрасту, сезонам, наборы сюжетных и предметных картинок, игры по познавательному и речевому развитию, картотека потешек, стихов, загадок, игры на речевое дыхание.
Слайд №39
Центр отдыха (Уголок уединения)
В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть такой островок тишины и спокойствия, как центр отдыха, психологической разгрузки, который располагает к созерцательному наблюдению, расслаблению. Ребенок чувствует себя здесь комфортно, спокойно и уютно. Этому способствуют комфортный диван, кресла, рядом любимые книги. Уют, домашняя обстановка позволяют детям комфортно расположиться и погрузиться в волшебный мир книг. Пребывание в таком уголке улучшает психофизическое состояние. Полезен он и для создания благоприятного психолого-социального микроклимата в группе, комфортной организации режимных моментов.
Слайд №38
Центр природы
Центр природы или природный уголок служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития. У детей формируются предпосылки экологического сознания, развивается экологическая культура, познавательный интерес к экологии, проблемам природы, желание и стремление разрешить некоторые из экологических проблем, доступным ребенку раннего возраста.
Оформлены макеты «Лес», «Скотный двор». Это позволяет детям познакомиться с животными, со средой обитания, как ухаживать за ними. Календарь погоды, настольные игры, детская художественная литература с красочными иллюстрациями, предметные картинки различных серий, которые позволяют малышам замечать красоту природы и изменения в разные времена года.
Рабочий сектор (занимает 25% всей группы), и включает в себя:
Слайд №39
Центр познавательной и исследовательской деятельности
С целью развития первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, формирования умения обследовать предметы был создан центр познавательной и исследовательской деятельности. В центре дети учатся экспериментировать с различными предметами и природными материалами. Организуя игры с песком и водой, знакомлю детей со свойствами различных предметов и материалов и закрепляю элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развиваю мелкую моторику ребенка.
Слайд №40
Центр продуктивной и творческой деятельности
Он выполняет задачу формирования интереса детей к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребностей детей в самовыражении. Ранний возраст, наиболее благоприятен для развития изобразительной деятельности. У детей развивается художественное восприятие и эстетический вкус.
Слайд №41
Центр речи и моторики
Развитие активной речи является основной задачей раннего возраста.
Центр правильной речи и моторики направлен на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения.
Сенсорная дидактическая полка является частью центра развивающих игр. Оборудована пособиями и игрушками развивающего характера.
Слайд №42
Сенсорный стол использую для проведения игр-занятий индивидуальных и с небольшой группой детей с целью развития сенсорных способностей и релаксации.
Слайд №43
Родители мои помощники. Провожу информационно-просветительскую работу о роли РППС в группе. Информацию размещаю в родительских уголках, на стендах.
Слайд №44
Заключение.
Грамотно организованная РППС, помогает мне решить поставленные задачи. Малыш включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки.
Таким образом, можно сказать, что развивающая предметно-пространственная среда создает благоприятные условия для всестороннего развития личности.
Интернет ресурсы:
- maam.ru
- nsportal.ru
- infourok.ru
Литература.
- Методические рекомендации по организации предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Авторский коллектив: МАУ ЗАТО Северск «РЦО», 2015
- Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствиис ФГОС ДО/О.А.Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович,Е.М. Марич.- М.: Фиро, 2014 -96с.
- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы"/Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А. Васильева и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....
Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...
Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО
Подготовила воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина Ядвига Ясавиевна Слайд 1 Требования развивающей предметно – пространственной об...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО
Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в подготовительной группе.
Предметно- развивающаяся среда в детсаде....
Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике
Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике.Материал для воспитателей....