Открытое педагогическое мероприятие «Путешествие в Фольклор Град»
методическая разработка (подготовительная группа)
Цель: Формировать интерес у детей к устному народному творчеству, приобщая к истокам русской национальной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_pedagogicheskoe_meropriyati1.docx | 32.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое педагогическое мероприятие
«Путешествие в Фольклор Град»
Цель: Формировать интерес у детей к устному народному творчеству, приобщая к истокам русской национальной культуры.
Задачи:
Развивать любовь к фольклору, к его малым формам;
Развивать познавательный интерес к истории и традициям своего народа;
Развивать память, внимание, наблюдательность, творчество;
Развивать связную речь, обогатить словарь детей;
Закреплять навыки правильной, выразительной речи, четкой артикуляции звуков.
Воспитывать любовь к Родине.
Предварительная работа:
Разучивание частушек, закличек, скороговорок, считалок, пословиц, народных игр, песен и т.д.
Оформление зала:
Музыкальный зал украшен в народном стиле.
Ход мероприятия
Звучит фонограмма русской народной мелодии. К гостям выходит Матренушка с детьми в народных костюмах. Встают полукругом, хозяюшка в центре. (Идут по два, расходятся на две стороны от Матренушки).
Матренушка
Ой, батюшки! Народу — то, народу - то собралось! Со всех волостей.
Добрый день гости званые, гости желанные!
Кланяются все гостям.
Мы всегда рады гостям, как добрым вестям!
Меня зовут Матренушка, а это мои ребятки.
В нашей избе весело живут:
Сказки сказывают да частушки поют!
Частушки (с деревянными ложками)
1 -
Ой, вы, гости дорогие,
Мы для вас старалися.
Спозаранку все девчонки
В платья наряжалися.
2 -
Все узоры на подоле
Золотом сверкают.
Развеселые частушки
Все ребята знают.
3 –
Мы поведаем вам, гости,
Чем мы занимаемся,
Как народную культуру
Все познать стараемся.
Матренушка
Хватит петь, да плясать, пора печку затоплять.
Матренушка относит ложки и обращает внимание детей на сундучок.
Ой, а что это за сундучок у нас стоит. Вчера его не было. Интересно откуда он? Давайте откроем его.
Открывает сундучок, находит письмо и платок, разворачивает и читает письмо.
«Здравствуйте, дорогие внучата! Я очень скучаю и жду вас в гости в мой славный город Фольклор Град. Хочу, чтобы вы белый свет повидали, на людей посмотрели, да себя показали.
Посылаю вам волшебный платочек.
Ваш дедушка Фольклор».
Матренушка
Интересное послание, и имя странное — Фольклор. Ребята, кто знает, что такое фольклор?
Дети
Фольклор – это устное народное творчество.
Матренушка
А почему народное?
Дети
Придумал народ.
Матренушка
Правильно. Оно создавалось народом и передавалось из уст в уста от одного поколения к другому и дошло до наших дней.
Матренушка
Ну, что принимаем приглашение дедушки Фольклора???
Дети
Да!
Матренушка
Тогда отправляемся в сказочно-прекрасное царство, Фольклорное государство в славный город Фольклор град. Дорожка нам предстоит дальняя. А поможет нам туда по быстрее добраться волшебный платочек дедушки Фольклора.
Матренушка берет в руки платок, кружится вместе с детьми и говорит волшебные слова.
Волшебный платочек покружись, в Фольклор Граде окажись!
Появляется слайд с надписью Фольклор Град.
Матренушка
Вот и славный город Фольклор Град. А где же дедушка Фольклор, почему он нас не встречает. Странно.
Может, пока прогуляемся по улицам и познакомимся с жителями города - фольклорными жанрами.
Дети
Да!
Матренушка
Ребята, а какие фольклорные жанры вы знаете?
Дети
Потешки, пестушки, перевертыши, считалки, дразнилки, переклички, прибаутки, заклички, песенки, сказки, загадки, пословицы и поговорки, скороговорки, игры хороводные.…
Матренушка
Молодцы! Все это малые фольклорные жанры.
Матренушка
Начнем мы наше знакомство с улицы загадок, а чтобы нам не заплутать, поможет нам опять волшебный платочек дедушки Фольклора.
Матренушка берет в руки платок, кружится вместе с детьми и говорит волшебные слова.
Волшебный платочек покружись, на улице загадок окажись!
Появляется слайд с надписью улица Загадок.
Матренушка
Вот мы и на улице загадок.
Ребята. А кто знает, что такое загадка???
Дети
Ответы детей.
Матренушка
Правильно. Загадка - это краткое описание какого-либо предмета или явления, которое надо узнать и разгадать.
Ребята, а вы любите разгадывать загадки?
Дети
Да!
Матренушка
Тогда присаживайтесь на завалинку, я вам буду загадывать загадки, а вы отгадывать.
Небольшая подсказка: все ответы на загадки находятся в нашей избе.
Загадки
1. Под крышей четыре ножки,
А на крыше суп да ложки (Стол)
2. Стоит бычок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит. (Самовар)
3. Летом спит,
Зимой горит,
Пасть открывает.
Что дают, глотает. (Печь)
4. Сами не едим,
А людей кормим. (Ложки)
5. На стене висит, болтается,
Всяк за него хватается. (Полотенце)
6. Дрова кушает,
Зубов не имеет,
Телом своим,
Весь дом греет! (Печка)
7. Деревянные девчонки,
Музыкальные сестренки. (Ложки)
8. Укрываюсь им обычно.
Мне под ним дремать привычно.
Почему тепло мне стало?
Что же это? (Одеяло)
9. Маленькое, сдобное
Колесо съедобное.
Я одна его не съем,
Разделю ребятам всем. (Баранки)
10. Черный конь
Скачет в огонь. (Кочерга)
Матренушка
Ай, да молодцы. Все загадки отгадали!
Ну, а мы продолжаем наше знакомство с жителями города.
И мне волшебный платочек подсказывает, что впереди нас ждет улица, на которой у Федорки на затворках, поселились Тараторки.
Как вы думаете, что за улица впереди?
Дети
Скороговорки!
Матренушка
Правильно. Улица скороговорок.
А вы знаете, что скороговорки появились еще в глубокую старину и помогали детям быстрее освоить родную речь и научиться правильно, говорить.
Произносить скороговорки надо быстрым темпом, не запинаясь, вот так:
1. В пруду у Поликарпа. Три карася, три карпа.
А вы знаете скороговорки?
Дети
Да!
Матренушка
Тогда предлагаю устроить состязания. Одну скороговорку говорите вы, другую я, посмотрим, кто кого переговорит.
Матренушка
2. Добр бобр для бобрят.
3. Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.
4. Вставай Архип, петух охрип.
5. Наш Полкан, попал в капкан.
6. Шесть мышат в камыше шуршат.
7. От топота копыт, пыль по полю летит.
8. Мели, Емеля, твоя неделя.
9. У ежа и ёлки, колкие иголки.
10. На дворе у Варвары, два вора дрова воровали.
12. Три сороки-тараторки, тараторили на горке.
Матренушка
Молодцы! Недаром говорится у Федорки на затворках, поселились Тараторки.
Матренушка
Ой, ребята посмотрите, пока мы свами тараторили, небо заволокло тучами, наверное, скоро пойдет дождь, что же делать.
Дети
Давайте позовем солнышко.
Матренушука
Давайте.
Становитесь поскорей в хоровод.
Встают в хоровод.
Закличка
Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Поскорей, не робей,
Нас ребят обогрей!
Матренушка
Вот и солнышко выглянуло.
Ребята, смотрите улица «Народных игр».
Появляется слайд с названием улицы.
Матренушка
А вы хотели бы поиграть?
Дети
Да!
Матренушка
Давайте поиграем в хороводную игру «Ворон», себя потешим и других позабавим.
Правила игры все помнят?
Дети
Да!
Матренушка
Хорошо. А как нам выбрать водящего ворона, чтоб никого не обидеть?
Дети
С помощью считалки!
Матренушка
Миша, выбери, пожалуйста, ворона.
Миша
Я решил ворон считать:
Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть — ворона на столбе,
Семь — ворона на трубе,
Восемь — села на плакат,
Девять — кормит воронят…
Ну, а десять — это галка.
Вот и кончилась считалка!
Народная Игра «Ворон».
Матренушка
Ну, что, не устали ещё гулять по улицам города?
Дети
Нет!
Матренушка
Тогда продолжим прогулку по улицам Фольклор Града и впереди нас ждет Площадь пословиц и поговорок.
Матренушка берет в руки платок, кружится вместе с детьми и говорит волшебные слова.
Волшебный платочек покружись, на площади пословиц и поговорок окажись!
Появляется слайд с названием улицы.
Матренушка
Ребята, обратите внимание, что дома расположены на разных сторонах площади, как вы думаете почему?
Ответы детей
(Это разные жанры)
Матренушка
Правильно, потому что пословицы и поговорки это два разных жителя, так как они отличаются и по смыслу и высказыванию.
Поговорки имеют образный характер и не являются цельным предложением.
Например: Кто в лес, кто по дрова. Мал, да удал. Как с гуся вода. Как снег на голову.
А пословица - это народная мудрость, которая выражена законченным предложением.
Например: Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться.
Ребята, а вы знаете пословицы и поговорки?
Дети
Да!
Матренушка
Сейчас посмотрим, я буду говорить начало пословицы или поговорки, а вы продолжать:
1. Что в поле не родится – все в доме пригодится.
2. Что посеешь, то и пожнешь.
3. Кончил дело – гуляй смело.
4. Хлеб - всему голова.
5. Семья в куче – не страшна туча.
6. Где песня поется, там счастливо живется.
7. Ученье свет, а не ученье - тьма.
8. Без муки нет науки.
9. Худой обед, коли хлеба нет.
10. Что летом родится – зимой пригодится.
11. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
12. Семеро одного не ждут.
13. У семи нянек дитя без глазу.
14. Глаза боятся, а руки делают.
15. В гостях хорошо, а дома лучше.
Матренушка
Молодцы!
Я смотрю вы притомились, давайте присядем, отдохнем, а чтоб скучно не сиделось, я вам небылицы почитаю.
Кто мне ответит, что такое небылица?
Ответы детей
Матренушка
Правильно. Небылица, это то, что не соответствует действительности; вымысел, выдумка.
Чтение небылиц
1. Катя, Катя, Катюха
Оседлала петуха.
Петух заржал,
На базар побежал.
2. На горе стоит телега,
Слезы капают с дуги!
Под горой стоит корова,
Надевает сапоги.
3. Ехала деревня мимо мужика –
Глядь из-под собаки лают ворота.
- Тпру – сказала лошадь,
А мужик заржал.
Лошадь пошла в хату,
А мужик стоял.
Лошадь ела сало,
А мужик овес.
Лошадь села в сани,
А мужик повез!
4. Это, братцы, да не чудо ли?
Бегала дубинка с мальчиком в руках.
А за ним тулупчик с бабой на плечах.
Кнут схватил собаку парить мужика,
А мужик со страху влез на ворота.
Деревня закричала: «Озеро горит!»
Сено со дровами тушить пожар спешит.
5. А где это видано
И в какой деревне слыхано,
Чтобы курочка бычка родила,
Поросеночек яичко снес
Да на полочку унес.
А полочка обломилась,
И яичко разбилось.
Овечка расквохталась:
- Ой, куда-куда-кудах!
Не бывает у нас так!
Матренушка
Понравились небылицы?
Дети
Да!
Матренушка
Отдохнули?
Дети
Да!
Появляется слайд с названием улицы. Звучит народная музыка плясовая.
Матренушка
Ребята, слышите, где-то песни поют.
Да ведь это песенная улица.
Ведь где песня льется,
Там весело живется!
Айда скорее петь!
Дети встают, Лиза выходит на середину.
Инсценировка песни «Пошла млада за водой».
Матренушка
Да, славно мы повеселились, но дело близится к вечеру, а дедушки Фольклора не видать. Куда он запропастился? Сам пригласил нас в свой славный город и пропал.
Смотрит вдаль.
Ой! Кто это там по улице к нам идёт, торопится?
Появляется дедушка Фольклор.
Дедушка Фольклор
Здравствуйте, дорогие внучата — вот мы и встретились, очень рад нашей встрече.
Здороваются
Я смотрю, вы уже познакомились со всеми жителями города.
Матренушка
К сожалению, не со всеми, осталось еще столько улиц не обойденных, но нам пора возвращаться. В следующий раз мы обязательно продолжим знакомство с жителями этого замечательного Фольклор Града.
Ребята, давайте прощаться с дедушкой Фольклором.
Дедушка Фольклор
А как же подарки? Ведь я по тому и задержался, что подарки внучатам выбирал. Вот держите, читайте сами и другим передавайте. А мне пора.
Вручает книги и уходит.
Матренушка
Вот и кончилось веселье-
Пришло время возвращенья!
Волшебный платочек покружись в детском саду окажись!
Кружатся.
Матренушка
Ну, вот мы и дома. Понравилось вам путешествие в славный город Фольклор Град?
Ответы детей.
Матренушка
А вам гости званные, желанные???
Ответы гостей.
Встают все как на входе стояли.
Матренушка
Как у нас на Руси уж давно повелось, чтобы весело всем и счастливо жилось, чтобы не плакал никто и никто не скучал, сам народ для себя песни-шутки слагал. Наши дедушки, бабушки нам говорили, как плясали они, хороводы водили, как смеялись, шутили, песни звонкие пели, своих деток учили петь ещё с колыбели. И все это передали нам, а мы будем продолжать все это сохранять и дальше передавать!
Согласны со мной ребята?
Дети
Да!
Матренушка
Давайте попрощаемся с нашими гостями.
Дети
До свидания!
Матренушка
До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого интегрированного педагогического мероприятия с элементами фольклора и тестопластика
Совместное занятие воспитателя с учителем - логопедом...
2.2. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых педагогических мероприятий на уровне ДОУ (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого мероприятия с детьми)
2.2. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых педагогических мероприятий на уровне ДОУ (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого мероприятия с ...
2.3. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых педагогических мероприятий на уровне ДОУ (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого мероприятия с детьми)
2.3. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых педагогических мероприятий на уровне ДОУ (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого мероприятия с ...
2.4. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых педагогических мероприятий на уровне ДОУ (экспертный лист оценивания, протокол посещения третьего открытого мероприятия с детьми)
2.4. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых педагогических мероприятий на уровне ДОУ (экспертный лист оценивания, протокол посещения третьего открытого мероприятия с...
Технологическая карта открытого педагогического мероприятия: "Путешествие в страну знаний"
МБДОУ "Осинский детский сад №2"...
Открытое педагогическое мероприятие «Путешествие в страну Математики» (старшая группа).
Открытое педагогическое мероприятие «Путешествие в страну Математики» (старшая группа)....
Конспект конкурсного испытания «Моя педагогическая находка» «Путешествие в ЛЕГО-Град»
Конспект конкурсного испытания«Моя педагогическая находка»«Путешествие в ЛЕГО-Град»...