Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ
учебно-методический материал (младшая группа)

Хазиева Флюза Фоатовна

У ребёнка есть страсть к игре,

и её надо удовлетворять.

Надо не только дать ему вовремя поиграть,

 но и пропитать игрой всю его жизнь.

А. Макаренко.

В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче – воспитанию и развитию ребёнка. Создание такой благоприятной обстановки – большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. Правильно организованная развивающая среда позволит каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами  и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. 

Развивающая предметно-пространственная среда - это естественная комфортная, уютная обстановка. Рационально  организационная и насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.

Цель создания развивающей среды в дошкольном учреждении – обеспечить систему условий, необходимых для развития разнообразных видов детской деятельности, коррекции отклонений в развитии детей и совершенствованию структуры детской личности. При создании среды развития необходимо исходить из эргономических требований к жизнедеятельности детей, которые находятся в этой среде: антропометрических, физиологических и психологических особенностей. Предметно – пространственный мир включает в себя разнообразие предметов, объектов социальной деятельности.

  Пространство групповой комнаты организовано в виде хорошо разграниченных центров:

С целью обеспечения психологического комфорта в группе создан «центр уединения»

центр игры;

центр театра

музыкальный центр;

центр книги,

центр изобразительной деятельности(рисования, лепки);

центр познавательно-исследовательской деятельности;

центр конструктивной деятельности;

центр двигательной активности.

     

1.Центр для сюжетно ролевых игр.

В уголке имеются игрушки для детей до 3 лет довольно крупные (соразмерные самим  детям или куклам) и готовые к использованию. В  центре сюжетно-ролевой игры мы собрали игрушки и предметы, которые максимально приближают детей к окружающим их предметам быта и закрепляют знания детей о названии и назначении предметов окружающей действительности.

   Мы проводим игры-занятия с использованием игрушек этого центра для расширения представлений и умений действовать с ними, переносить полученные знания и навыки в самостоятельную игру и повседневную жизнь

2.Центр развивающих игр

Все игрушки и пособия, которые окружают малыша, в той или иной мере оказывают влияние на его развитие. В центре  развивающих игр  мы собрали  материал, направленный на развитие:

  • сенсорного  восприятия,
  • мелкой моторики,
  • воображения,
  • речи,
  • тактильной чувствительности,
  • координации движений,
  • формирование коммуникативных навыков,
  •  развитие пространственной ориентации,
  • развитие зрительного внимания у детей.

                 Дидактический стол  является частью центра развивающих игр. Работа  с дидактическим столом организуется  нами в группе по двум направлениям:

  1. Проведение игр-занятий с небольшой подгруппой детей и индивидуально. Цель данных занятий – развитие  сенсорных способностей, то есть представлений о величине, цвете, фактуре предметов.
  2. Побуждение малышей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом. Взрослый наблюдает за работой ребенка, при необходимости оказывает помощь, хвалит.

 

3.Центр для театрализованных игр:

В раннем возрасте необходимо создать предпосылки для организации театрализованных игр.

         

         Через предметы ряженья, игры-драмматизации, мы приобщаем детей к творческой самостоятельности, умению использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонацию, движения).

         Воспитываем любовь к театру. Широко используем разные виды театра, особенно бибабо, кукольный. Показываем детям театральные постановки по мотивам русских народных сказок, песенок-потешек.

         Впечатления от просмотренных спектаклей дети переносят в свободную игру. Они очень любят наряжаться, используют имеющиеся костюмы или элементы.

( Кукольный , Пальчиковый театр,Теневой театр, Театр с игрушками Бибабо, Маски персонажей)

 4.Центр музыкальной деятельности

Картотека музыкальных игр, картинки с музыкальными инструментами, музыкальные инструменты (гитара, барабан, колокольчик, погремушки, бубен)

 

5. Центр книги:

В доме книги мы приобщает детей к рассматриванию рисунков в книги, побуждаем называть знакомые предметы.

                  Рассказываем детям о содержании несложных сюжетных картинок, приучаем детей задавать воспитателю вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?».

                  Предлагаем воспроизводить действия (движения) персонажа: «Покажи, как клюют зернышки цыплята, как девочка ест суп».

                  Обращаем внимание и  поощряем ребенка, рассматривающего книжку по собственной инициативе.

                  Предоставляем детям возможность, договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений.

 - Книги, подобранные по возрасту и по текущей теме.

 - Настольно-печатные игры по развитию речи

 - Иллюстрации к сказкам, дидактические альбомы с картинками

6. Центр  изобразительной деятельности

 Ранний возраст, а затем и весь дошкольный, наиболее благоприятны для развития изобразительной деятельности, поэтому так важно создать для нее все необходимые условия.

                 Мы привлекаем внимание  детей к изображенным ими на бумаге разнообразным линиям. Развиваем эстетическое восприятие  окружающих предметов.

                 Побуждаем детей, задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже, к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен, форм.

                 Стараемся вызвать у детей интерес к действиям с карандашами, кистью, красками, пластилином.

                 Формируем представление о том, что карандашами, красками рисуют, а из пластилина лепят.

7. Центр познавательно-исследовательской деятельности.

Главная особенность уголка природы – его непосредственная близость к детям, что позволяет нам организовать различную их деятельность на протяжении всего  года. Это прежде всего длительные наблюдения за цветением комнатных растений.

     Важно, чтобы комнатные растения хорошо себя чувствовали: хорошо росли, выглядели, цвели. В этом случае дети будут видеть здоровые, ухоженные растения.

        Таким образом, развивающая среда должна выполнять образовательную, развивающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка.

Особенное влияние предметно – развивающая среда оказывает на развитие игровой деятельности ребёнка раннего возраста. Игра является ведущей деятельностью дошкольника. Уже на ранних возрастных ступенях именно  в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения.

8. Центр конструктивной деятельности.

     Строительный материал насыпан в  коробки. В контейнеры

 имеются маленькие игрушечные персонажи: котята, собачки, уточки, машинки и др., которые  побуждают детей к использованию их в конструировании.

Это позволяет детям конструировать как за столом, так и, взяв контейнер, устроиться с конструктором на ковре.

    В группе имеются:

- Конструкторы разных размеров и форм и материалов

- Мозаики разных форм и размеров

9. Центр активной деятельность:

  Создание условий для реализации одной из основных потребностей ребенка – потребность в движении является важной задачей при организации предметно-развивающей среды. В групповой комнате все  спортивные  пособия доступны детям, размещены таким образом, чтобы они способствовали проявлению двигательной активности детей. Формирование центра двигательной активности требует от нас продуманного, грамотного подхода, так как необходимо выделить в группе место, которое бы позволяло детям свободно двигаться.  

   ВЫВОД: развивающая предметно-пространственная среда группы обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых. Она должны быть содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_sozdanie_rpp_sredy_v_gr.ran_.vozr_.docx24.07 КБ

Предварительный просмотр:

У ребёнка есть страсть к игре,

и её надо удовлетворять.

Надо не только дать ему вовремя поиграть,

 но и пропитать игрой всю его жизнь.

А. Макаренко.

В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче – воспитанию и развитию ребёнка. Создание такой благоприятной обстановки – большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. Правильно организованная развивающая среда позволит каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами  и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. 

Развивающая предметно-пространственная среда - это естественная комфортная, уютная обстановка. Рационально  организационная и насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.

Цель создания развивающей среды в дошкольном учреждении – обеспечить систему условий, необходимых для развития разнообразных видов детской деятельности, коррекции отклонений в развитии детей и совершенствованию структуры детской личности. При создании среды развития необходимо исходить из эргономических требований к жизнедеятельности детей, которые находятся в этой среде: антропометрических, физиологических и психологических особенностей. Предметно – пространственный мир включает в себя разнообразие предметов, объектов социальной деятельности.

  Пространство групповой комнаты организовано в виде хорошо разграниченных центров:

С целью обеспечения психологического комфорта в группе создан «центр уединения»

центр игры;

центр театра

музыкальный центр;

центр книги,

центр изобразительной деятельности(рисования, лепки);

центр познавательно-исследовательской деятельности;

центр конструктивной деятельности;

центр двигательной активности.

     

1.Центр для сюжетно ролевых игр.

В уголке имеются игрушки для детей до 3 лет довольно крупные (соразмерные самим  детям или куклам) и готовые к использованию. В  центре сюжетно-ролевой игры мы собрали игрушки и предметы, которые максимально приближают детей к окружающим их предметам быта и закрепляют знания детей о названии и назначении предметов окружающей действительности.

   Мы проводим игры-занятия с использованием игрушек этого центра для расширения представлений и умений действовать с ними, переносить полученные знания и навыки в самостоятельную игру и повседневную жизнь

2.Центр развивающих игр  

Все игрушки и пособия, которые окружают малыша, в той или иной мере оказывают влияние на его развитие. В центре  развивающих игр  мы собрали  материал, направленный на развитие:

  • сенсорного  восприятия,
  • мелкой моторики,
  • воображения,
  • речи,
  • тактильной чувствительности,
  • координации движений,
  • формирование коммуникативных навыков,
  •  развитие пространственной ориентации,
  • развитие зрительного внимания у детей.

                 Дидактический стол  является частью центра развивающих игр. Работа  с дидактическим столом организуется  нами в группе по двум направлениям:

  1. Проведение игр-занятий с небольшой подгруппой детей и индивидуально. Цель данных занятий – развитие  сенсорных способностей, то есть представлений о величине, цвете, фактуре предметов.
  2. Побуждение малышей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом. Взрослый наблюдает за работой ребенка, при необходимости оказывает помощь, хвалит.

3.Центр для театрализованных игр:

В раннем возрасте необходимо создать предпосылки для организации театрализованных игр.

         

         Через предметы ряженья, игры-драмматизации, мы приобщаем детей к творческой самостоятельности, умению использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонацию, движения).

         Воспитываем любовь к театру. Широко используем разные виды театра, особенно бибабо, кукольный. Показываем детям театральные постановки по мотивам русских народных сказок, песенок-потешек.

         Впечатления от просмотренных спектаклей дети переносят в свободную игру. Они очень любят наряжаться, используют имеющиеся костюмы или элементы.

( Кукольный , Пальчиковый театр,Теневой театр, Театр с игрушками Бибабо, Маски персонажей)

 4.Центр музыкальной деятельности

Картотека музыкальных игр, картинки с музыкальными инструментами, музыкальные инструменты (гитара, барабан, колокольчик, погремушки, бубен)

5. Центр книги:

В доме книги мы приобщает детей к рассматриванию рисунков в книги, побуждаем называть знакомые предметы.

                  Рассказываем детям о содержании несложных сюжетных картинок, приучаем детей задавать воспитателю вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?».

                  Предлагаем воспроизводить действия (движения) персонажа: «Покажи, как клюют зернышки цыплята, как девочка ест суп».

                  Обращаем внимание и  поощряем ребенка, рассматривающего книжку по собственной инициативе.

                  Предоставляем детям возможность, договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений.

 - Книги, подобранные по возрасту и по текущей теме.

 - Настольно-печатные игры по развитию речи

 - Иллюстрации к сказкам, дидактические альбомы с картинками 

6. Центр  изобразительной деятельности

 Ранний возраст, а затем и весь дошкольный, наиболее благоприятны для развития изобразительной деятельности, поэтому так важно создать для нее все необходимые условия.

                 Мы привлекаем внимание  детей к изображенным ими на бумаге разнообразным линиям. Развиваем эстетическое восприятие  окружающих предметов.

                 Побуждаем детей, задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже, к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен, форм.

                 Стараемся вызвать у детей интерес к действиям с карандашами, кистью, красками, пластилином.

                 Формируем представление о том, что карандашами, красками рисуют, а из пластилина лепят.

7. Центр познавательно-исследовательской деятельности.

Главная особенность уголка природы – его непосредственная близость к детям, что позволяет нам организовать различную их деятельность на протяжении всего  года. Это прежде всего длительные наблюдения за цветением комнатных растений.

     Важно, чтобы комнатные растения хорошо себя чувствовали: хорошо росли, выглядели, цвели. В этом случае дети будут видеть здоровые, ухоженные растения.

        Таким образом, развивающая среда должна выполнять образовательную, развивающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка.

Особенное влияние предметно – развивающая среда оказывает на развитие игровой деятельности ребёнка раннего возраста. Игра является ведущей деятельностью дошкольника. Уже на ранних возрастных ступенях именно  в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения.

8. Центр конструктивной деятельности.

     Строительный материал насыпан в  коробки. В контейнеры

 имеются маленькие игрушечные персонажи: котята, собачки, уточки, машинки и др., которые  побуждают детей к использованию их в конструировании.

Это позволяет детям конструировать как за столом, так и, взяв контейнер, устроиться с конструктором на ковре.

    В группе имеются:

- Конструкторы разных размеров и форм и материалов

- Мозаики разных форм и размеров

9. Центр активной деятельность:

  Создание условий для реализации одной из основных потребностей ребенка – потребность в движении является важной задачей при организации предметно-развивающей среды. В групповой комнате все  спортивные  пособия доступны детям, размещены таким образом, чтобы они способствовали проявлению двигательной активности детей. Формирование центра двигательной активности требует от нас продуманного, грамотного подхода, так как необходимо выделить в группе место, которое бы позволяло детям свободно двигаться.  

   ВЫВОД: развивающая предметно-пространственная среда группы обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых. Она должны быть содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике.Материал для воспитателей....