Педагогическая находка. Методические разработки по теме: «Нетрадиционные методы в логопедической работе».
методическая разработка
Педагогическая находка.
Методические разработки по теме:
«Нетрадиционные методы в логопедической работе».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped._opyt.docx | 957.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 32 «Сказка»
(МБДОУ № 32)
Педагогическая находка.
Методические разработки по теме:
«Нетрадиционные методы в логопедической работе».
Составила: учитель-логопед
Береза М. В.
Кировск
2020
Сегодня мир не стоит на месте, а наоборот двигается вперёд и развивается с немыслимой скоростью. Как следствие, появляются новые методы, способы и технологии в развитии современных детей школьного и дошкольного возраста. Именно поэтому, в 2013 году был утверждён новый федеральный государственный стандарт образования.
Для меня, как учителя–логопеда, главной образовательной областью является – речевое развитие. Цель конкретной области – это овладение речью, как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Развитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средств, разнообразную деятельность, и обогащение речевого опыта детей. Развивающая среда – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.
Сегодня современный ребёнок с малых лет окружён различными электронными ресурсами. Компьютеры и смартфоны уверенно вошли практически во все сферы жизни и деятельности человека. Однажды древнегреческий врач Гиппократ сказал: «Всё хорошо, что в меру». Его слова актуальны и сейчас, потому что процесс образования не должен включать только использование информационно-коммуникативных технологий при формировании личности ребёнка. Поэтому я стараюсь разнообразить свои занятия нетрадиционными методами, авторскими пособиями, которые позволяют ребёнку полноценно воспринимать окружающий мир через все органы чувств. Воздействуя на детей с ОВЗ многогранно, можно получить заинтересованную, самостоятельную, общительную, инициативную личность.
Понятие «нетрадиционные методы» определяется как комплексный процесс (деятельность) создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства. Введение в практику нетрадиционных методов позволяет усовершенствовать коррекционный процесс.
В связи с ростом количества детей, страдающих речевыми нарушениями, на сегодняшний день очень актуален поиск новых форм и методов коррекционно-развивающей работы. В специальной литературе, в разных методических и научно-популярных изданиях дефектологи, логопеды, психологи представляют новые нетрадиционные формы работы с детьми в дополнение к традиционным методам. Можно отметить работы таких авторов как Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, М. А. Поваляева, Е. А. Пожиленко, М. И. Чистякова и др.
Часто логопедам приходится сталкиваться со стойкими нарушениями звукопроизношения у детей. Общее недоразвитие речи, дизартрии различного уровня и даже полиморфная дислалия могут сочетаться с неврологической симптоматикой. Дети с такими нарушениями, как правило, соматически ослаблены, страдают двигательными расстройствами, у них низкая работоспособность, повышенная утомляемость. Одни дети – гиперактивны, другие, наоборот, астеничны. Сложность коррекционной работы заключается в осуществлении повторности, длительности, максимальной опоры на практическую деятельность и опыт учащихся. В то же время, для успешной логопедической работы занятия должны быть динамичны, эмоционально приятны, интересны ребёнку. Именно в таких ситуациях логопед может использовать нетрадиционные методы и авторские пособия. Так поступаю и я в своей коррекционной работе.
Нетрадиционные методы и авторские пособия я стараюсь использовать во всех направлениях логопедической работы.
Совершенствование артикуляционной и мелкой моторики.
Нетрадиционные методы активизации органов артикуляции можно использовать не только в работе с патологией, но и в качестве профилактики. С уверенностью можно сказать о том, что комплекс нетрадиционных методов относится к здоровьесберегающим технологиям.
Непосредственно в своей работе на индивидуальных и подгрупповых занятиях использую артикуляционные игры с ложками, с пуговицами, бусинами, чупа-чупсами, сосками, шпателями и т.д. Применяю игры с водой, логопедический массаж и самомассаж, биоэнергопластику. Биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка. Применение этого метода эффективно ускоряет исправление неправильных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Для повышения интереса, для разнообразия логопедических форм работы, для показа артикуляционных сказок мною были изготовлены специальные перчатки, которые мы с детьми используем вовремя, биоэнергопластики.
Ещё один нетрадиционный метод, который широко используется в моей практике на этапе совершенствования артикуляционной моторики – это работа с бусинами. Мною изобретён, специальный массажёр для щёк, губ и языка, придуманы движения и стихотворное сопровождение по каждому комплексу. Дети выполняют упражнения под спокойную мелодию, сидя на ковре или за партами. Каждая бусина индивидуальна, после занятия дезинфицируется в растворе Жавелиона, промывается проточной водой и убирается в одноразовый пакет на зип-замке. Спланированная работа с данным пособием зарекомендовала себя как доступное средство, которое можно применять в логопедической практике.
Все перечисленные методы способствуют достижению положительных результатов: нормализуется мышечный тонус органов артикуляции, стимулируются двигательные функции, активизируется речевая функция, повышается работоспособность.
Формирование фонематических функций.
Ещё одним направлением логопедической работы, является развитие фонематических представлений у детей дошкольного возраста. Дети учат звуки; классифицируют на гласные и согласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие; привыкают слышать звуки и дифференцировать их; подсчитывают количество фонем в слове; определяют место звука в слове (начало, середина, конец); делят слова на слоги. Для лучшего понимания, усвоения и большей наглядности мною используются такие авторские пособия, как «фонематические счёты», «фонематические змеи», игровой набор «Весёлые гусеницы».
Проводя работу с «фонематическими счётами» из бусин, важно дать понять воспитанникам, что одна проволока – это одно слово, а бусины на ней – это звуки этого слова. Играть с такими счётами можно как за столами, так и на ковре; их можно держать в руках, а можно положить перед собой. Предлагаю такие варианты упражнений:
- Сосчитай количество звуков в слове (откладывают нужное количество бусин в левую сторону)
- Найди где живёт звук (начало, середина, конец слова; распределяют бусины на проволоке в зависимости от местонахождения заданного звука)
- Сколько слогов в слове (откладывают количество слогов с помощью бусин, а между слогами промежутки)
- Какое слово получится (логопед называет отдельные звуки, а ребёнок откладывает их на счётах и называет слово, которое получилось)
Используя на своих занятиях «фонематических змей», я преследую цель, как можно нагляднее объяснить детям, что такое начало, середина или конец слова. Упражняться с данным пособием можно на индивидуальных или подгрупповых занятиях. Детям называется слово и звук, который нужно найти. Голова змеи – это начало слова, туловище змеи – середина слова, а хвост – конец слова. В то место где «живёт» заданный звук ребята прикрепляют прищепку.
Ещё одной находкой стал игровой набор «Весёлые гусеницы». Цель – вызывать интерес у детей к получению новых знаний через активное взаимодействие с игрушкой. На этапе развития фонематических представлений с помощью этого пособия можно объяснить ребёнку понятия звук и буква, дифференцировать гласные и согласные, твёрдые или мягкие звуки, дать представления о том, что такое слог и слогослияние, определить количество звуков и найти место звука в слове.
Работая над звуковым анализом и синтезом действует принцип от простого к сложному и принцип комплексного и системного подхода в обучении детей с ТНР. Благодаря, данным пособиям дети могут «потрогать» звуки, «увидеть» их количество и место в слове.
Совершенствование лексико-грамматического строя речи.
На этом этапе коррекционной работы происходит наращивание словарного запаса, формирование языковых обобщений, изучаются различные способы словообразования и словоизменения (ед. и мн. число, уменьшительно-ласкательные суффиксы, согласование сущ. с числит., предлоги, обобщения, антонимы, синонимы и др.)
В своей работе широко применяю метод моделирования, который позволяет осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм и т.д.; метод подбора действия и признака, который позволяет подбирать слова-действия и слова-признаки к предмету; метод экспериментирования, который помогает слышать и исправлять аграмматизмы в речевых конструкциях и многое другое.
Ведущей и понятной деятельностью дошкольника является игра, поэтому игровое пособие «Весёлые гусеницы» часто используется мною в ходе закрепления грамматических категорий. Дети с интересом выполняют следующие задания:
- Подари гусенице нужную картинку. (На головах гусениц прицеплены картинки с обобщающим понятием. Ребёнку нужно разобрать разложенные перед ним картинки и поместить на нужную гусеницу.)
- Найди ошибку. (Перед ребёнком гусеницы с картинками по лексической теме, но одна или две картинки не из этой темы. Ребёнок должен найти ошибку.)
- 4-й лишний. (На гусенице 4 картинки, 3 по одной лексической теме, а 1 нет. Ребёнок находит лишнюю картинку.)
- Один-много. (Перед ребёнком гусеница, с одной стороны которой, предметы в единственном числе, а с другой стороны - во множественном числе. Ребёнок сначала называет слова с одной стороны, потом с другой.)
- Противоположности. (На гусенице с одной стороны картинки, а с другой их противоположности. Ребёнок называет их по парам.)
- 1-3-5 (На головах гусениц прицеплены цифры 1-3-5, картинки перед ребёнком перевёрнуты вниз рисунком. Ребёнок берёт картинку, считает количество предметов, правильно называет и вставляет в нужную гусеницу.)
- Кто? Что? (На головах прицеплены карточки со словами КТО? ЧТО? Ребёнок выбирает картинки и помещает на нужную гусеницу.)
- Он, она, оно, они (см. предыдущее задание)
- Мой, мои, моя, моё (см. предыдущее задание)
- Угости гусеницу конфетой. (Ребёнку предлагают положить конфету на гусеницу, под, перед, за, около, рядом, подержать её над гусеницей, достать конфету из-под, из-за.)
Одновременно с совершенствованием лексико-грамматического строя идёт работа и над развитием мелкой моторики.
Развитие связной речи.
Известно, что усвоение детьми связных форм высказываний – это процесс постепенный и достаточно сложный. Каждый ребёнок должен научиться содержательно грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.
Одним из любимых заданий на этапе формирования связной речи, является конструирование сюжета по прочитанному отрывку из деталей набора «Дары Фрёбеля». Так же детям нравится игра «Я змея, змея, змея», где ведущий нанизывает бусину на шнурок со словами: «Я змея, …» потом говорит: «Хочешь быть моим хвостом?» и передаёт шнурок следующему игроку. Игрок отвечает: «Я хочу стать твоим хвостом жёлтой (или другое прилагательное: весёлой, большой и т.д.) змеи». Следующий игрок называет уже два прилагательных сказанное ранее и новое.
Для составления рассказов по сюжетным картинкам опять на помощь может прийти игровой набор «Волшебные гусеницы». Дети собирают гусеницу с картинками в окошках в нужной последовательности. Таким образом можно разнообразить процесс обучения и коррекции.
Совершенствование звукопроизношения.
Постановка любого звука проводится в несколько этапов:
- Подготовительный – это подготовка артикуляционного аппарата
- Постановка звука – традиционными и нетрадиционными способами
- Автоматизация звука в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах
- Дифференциация звуков (проводится в случае смешения или замены звуков)
Методы, используемые на подготовительном этапе и этапе постановки звука, описаны выше, в разделе «Нетрадиционные методы для совершенствования артикуляционной и мелкой моторики». На этапе автоматизации и дифференциации я использую игровой набор «Весёлые гусеницы» с такими заданиями:
- Назови, что везёт на себе гусеница. (Перед ребёнком появляется гусеница со вставленными картинками. Он перечисляет что видит, выговаривая автоматизируемый звук.)
- Поменяй звук, получи новое слово. (Перед ребёнком гусеница, с одной стороны которой, вставлены картинки с одним звуком. Меняя заданный звук на другой, у ребёнка получается новое слово. С обратной стороны гусеницы находятся картинки с дифференцируемым звуком.)
- Произнеси парами. (С одной стороны гусеницы картинки с одним звуком, а с другой - с дифференцируемым звуком. Ребёнок произносит эти слова парами.)
- Размести картинки на гусенице. (Перед ребёнком пустая гусеница. Нужно выбрать картинки с автоматизируемым звуком, правильно выговорить это слово и поместить в кармашек картинку.)
Набор «Дары Фрёбеля» также может помочь в автоматизации звуков. Например, выкладывать солнышко и на каждый элемент, который выкладывает ребёнок нужно произносить звук «С». Собирать бусы и каждую бусину называть словом с автоматизируемым звуком и т.д.
В заключении, опираясь на высокую результативность своего практического опыта, хочу отметить, что использование мною нетрадиционных методов, приемов, авторских игр и пособий значительно повышает эффективность логопедической работы и способствует разностороннему развитию личности ребенка.
Литература:
- Нищева Н. В. «Весёлая артикуляционная гимнастика» / Детство-Пресс, 2016 г.
- Нищева Н. В. «Весёлая артикуляционная гимнастика» 2 / Детство-Пресс, 2016 г.
- Нищева Н. В. «Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников» / Детство-Пресс, 2017 г.
- Нищева Н. В. «Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза у старших дошкольников» / Детство-Пресс, 2017 г.
- Родина М. И. «Бусоград или волшебные игры Феи Бусинки: методическое пособие по интеллектуально-творческому развитию детей 2-7 лет» / Санкт-Петербург: Музыкальная палитра, 2014 г.
- Рыжова Н. В. «Артикуляционная гимнастика для малышей» / М.: Сфера, 2018 г.
- Сорокова М. Г. «Система М. Монтессори: Теория и практика»: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /5-е изд., испр. –М.: Издательский центр «Академия», 2013 г.
- Толстикова О. Создаём развивающую среду своими руками / Дошкольное воспитание. 1997 г. - № 5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме нетрадиционного метода аппликации «Пожарная машина".
Цель: Познакомить детей с профессией пожарного, с инструментами, необходимыми, ему в работе, с пожарной машиной.Задачи: Дать детям представление об опасности огня. Познакомить,как с ним нужно бороться...
Методическая разработка по теме нетрадиционного метода рисования : « Снеговик».
Предварительная работа: Рассматривание картинок о зиме. ...
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА. Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Учим Незнайку сочинять стихи»
Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Учим Незнайку сочинять стихи»...
Педагогическая находка. Методическая разработка образовательной деятельности "Куклы-обереги"
Представлен план проведения образовательной деятельности с детьми подготовительной группы....
«Педагогическая находка» Методическая разработка образовательной деятельности с детьми – проект: «Куклы разные бывают»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №1 «Колокольчик» Конкурсное задание«Педагогическая находка»Методическая ра...
Педагогическая находка. Методическая разработка образовательной деятельности с детьми Тема: «Кто вылупился из яйца?»
Конкурсное задание заочного тура конкурса«Воспитатель года города Красноярска»...
Педагогическая находка. Методическая разработка образовательной деятельности с детьми "Сказочный замок"
Представлен план проведения образовательной деятельности с детьми подготовительной группы...