«Нетрадиционные формы методической работы организации исследовательской и экспериментальной деятельности дошкольников»
консультация
«Нетрадиционные формы методической работы организации исследовательской и экспериментальной деятельности дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnyy_formy_raboty.docx | 18.81 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЯМЕНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД РАМОНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Консультация
по теме: «Нетрадиционные формы методической работы организации исследовательской и экспериментальной деятельности дошкольников»
(для педагогов ДОУ)
Подготовила:
воспитатель
Чаквина Л.В.
2019-2020 учебный год
Нетрадиционные формы методической работы организации исследовательской и экспериментальной деятельности дошкольников
Если сегодня будем учить так, как учили вчера,
мы украдём у наших детей завтра.
Джон Дьюи.
Новые стандарты требуют нестандартного подхода к обучению дошкольников. Поиск новых форм и приемов организации обучения и воспитания дошкольников в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое. В детском саду особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие каждого ребенка, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность детей. Это можно успешно решать через технологию нестандартных форм обучения и воспитания.
Нестандартные занятия - это всегда праздники, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и тогда группа становится творческим коллективом.
Цель этих занятий предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать, т.к. интерес - это катализатор всей учебной деятельности.
В современных условиях бурного развития дошкольного воспитания, каждый педагог должен работать творчески. Это значит, проводить занятия разнообразно и увлекательно. Своеобразие и необычность работы педагога в том, что необходимо быть специалистом в разных областях.
Занятия включают в себя богатые возможности для духовного, нравственного, эмоционального и интеллектуального развития ребенка, развитие познавательной и творческой активности, формирования умений и навыков владения материалом.
Задачи:
- повышать уровень развития ребенка
- формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
- при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие.
Что должен делать педагог, чтобы интерес к учению не только не падал, а наоборот возрастал?
В условиях внедрения ФГОС особое значение придаётся технологиям деятельностного обучения. Именно нестандартные формы проведения занятий повышают познавательную активность детей, и способствует поддержанию интереса к занятиям, а также лучшему освоению программы ДОУ.
В настоящее время в практике работы дошкольных учреждений эффективно используются нетрадиционные формы организации обучения: занятия по подгруппам, которые формируются с учетом возрастных особенностей детей. Они сочетаются с кружковой работой: по ручному труду, по изобразительной деятельности.
Занятия обогащаются игровыми и сказочными сюжетами. Ребенок, увлекаясь замыслом игры, не замечает скрытой учебной задачи. Эти занятия помогают высвободить время ребенка, которое он может использовать по своему усмотрению: отдохнуть или заняться тем, что для него интересно или эмоционально значимо.
Метод проектов используется сегодня не только в процессе проведения занятий по экологическому воспитанию детей в ДОУ. Его использование характеризует поиск воспитателями новых форм организации процесса обучения и проведения занятий с детьми в ДОУ.
Метод проектов достаточно широко применяется сегодня в работе с воспитанниками разновозрастных групп в ДОУ. При этом, как считает Н.А. Короткова и ряд других исследователей, занятия в этом случае, в отличие от традиционного подхода, можно проводить в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми, где соблюдается принцип добровольного включения в деятельность. В особенности это касается занятий продуктивными видами деятельности: конструированием или лепкой, рисованием, аппликацией.
Типы нестандартных занятий:
- занятия с увлечением;
- занятия – соревнования;
- занятия – экскурсии;
- занятия игры «Поле чудес»;
- «занятия - обобщения»;
- театрализованные занятия;
- занятия творчества и т.д.
Все занятия насыщенны играми и самостоятельными творческими делами. Все это, безусловно, делает занятие более интересным, привлекательным, более результативным.
Широкое применение в практике организации и проведения занятий получили такие формы, как занятие - беседа и занятие - наблюдение. Данные формы применяются в старших группах ДОУ.
Популярностью пользуются сказкотерапевтические занятия.
Сказкотерапевтические занятия с детьми - это особая, безопасная форма взаимодействия с ребенком, в наибольшей степени соответствующая особенностям детского возраста. Это возможность формирования нравственных ценностей, осуществления коррекции нежелательного поведения, способ формирования необходимых компетенций, способствующих конструктивной социализации ребенка.
Одним из достоинств нетрадиционных занятий с использованием средств ИКТ является его эмоциональное воздействие на детей, которое направлено на формирование у дошкольников личностного отношения к изученному, на развитие различных сторон психической деятельности детей. На таких занятиях у детей дошкольного возраста формируются умения и желание познавать, складывается алгоритмический стиль мышления, закладываются знания и навыки программы ДОУ, без которых невозможно дальнейшее успешное обучение.
Презентация – мощное средство наглядности, развитие познавательного интереса. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать занятия более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.
Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности детей, и, прежде всего внимания и памяти. Во время просмотра в группе возникает атмосфера совместной деятельности.
При проведении открытых занятий данная форма является всегда выигрышной, т.к. в ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость воспитанников не только при подготовке занятий, но и в проведении самих занятий через различные формы коллективной и групповой работы.
Задания, которые получают дети на нетрадиционных занятиях, помогают им жить в атмосфере творческого поиска.
Мы, педагоги, постоянно ищем способы оживления занятий, стараемся разнообразить формы объяснения и обратной связи, так как дети имеют специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Для того чтобы поддерживать на занятиях внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. И главную роль в этом играют нетрадиционные занятия.
Вывод:
Исходя, из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:
-использование занятий в нетрадиционной форме помогает привлечь к работе всех учащихся;
-можно организовать проверку любого задания через взаимоконтроль;
-нетрадиционный подход таит в себе огромный потенциал для развития речи учащихся;
-занятия способствуют развитию умения работать самостоятельно;
в группе меняются отношения между детьми и воспитателем (мы партнеры)
-ребята с удовольствием ждут таких занятий.
Но занятия в нетрадиционной форме приносят пользу тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов занятий. И только проанализировав весь материал по предмету, который подлежит пройти, можно определить, какие занятия целесообразно провести в нетрадиционной форме.
Нетрадиционные занятия чаще имеют место при проверке и обобщении знаний детей. Но некоторые из них (путешествие, интегрированные) использую при изучении нового материала.
Каким бы многоопытным воспитатель не был, всегда ему приходится искать, думать, пробовать, чтобы сделать свои занятия интересными.
Я считаю, что занятия в нетрадиционной форме помогли мне повысить активность детей на занятиях, привлечь их внимание, расширить словарный запас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие на тему "Использование Нетрадиционных форм и методов организации совместной и самостоятельной деятельности в образовательной области "Физическая культура"
Открытое занятие в рамках городского конкурса "Мастер педагогического труда"...
Консультация«Исследовательская и экспериментальная деятельность дошкольников как условие развития познавательной активности»
Консультация "Исследовательская и эксперементальная деятельность дошкольников как условие развития познавательной активности"...
Презентация на семинар "Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности дошкольников"
Презентация на тему "Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности дошкольников...
Доклад на семинар «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности дошкольников»
laquo;Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности дошкольников»...
«Исследовательская и экспериментальная деятельность дошкольников как условие развития познавательной активности»
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследования пр...
Семинар-практикум «Исследовательская и экспериментальная деятельность дошкольниковкак условие развития познавательной активности
Цель: освоение организации исследовательской и экспериментальной деятельности с детьми и её последующее активное применение в практической деятельности педагогов. Задачи: - повысить уровень проф...
методическое пособие «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей второй младшей группы»
Развитие исследовательной и экспериментальной деятельности у детей....