Консультация«Исследовательская и экспериментальная деятельность дошкольников как условие развития познавательной активности»
консультация (средняя группа) на тему
Консультация "Исследовательская и эксперементальная деятельность дошкольников как условие развития познавательной активности"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация«Исследовательская и экспериментальная деятельность дошкольников как условие развития познавательной активности»
"Развитие познавательной активности дошкольников в процессе непосредственно образовательной деятельности"
Все мы хотим, чтобы дети наши были смышлёными, любознательными, догадливыми, предусмотрительными, остроумными, сообразительными – короче говоря, умными. Умён тот, кто умеет мыслить. Что значит мыслить? Разве не рождаемся мы уже умными или «не очень»? Да, мы рождаемся с разными задатками, в том числе и к мыслительной деятельности. Но если не брать патологических случаев, то умным легче вырасти тому ребёнку, которому помогли научиться мыслить, чем тому, который организовывал своё мышление сам.
Мир, в который приходит ребёнок, богат и разнообразен. Специфика современного мира состоит в том, что он меняется все более быстрыми темпами и эти изменения очень сложно прогнозировать. Объем научной информации стремительно растет: за каждые десять лет он удваивается. Поэтому сколь бы прочны и обширны ни были знания современного человека, он окажется беспомощным в жизни перед лавиной обрушившихся на него задач и проблем, если не научится учиться, изменять себя, если у него не будет сформирована способность к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.
При этом доказано, что дети, пришедшие в начальную школу с низким уровнем готовности к систематическому обучению, испытывают ряд затруднений при освоении содержания учебного материала, так как не успевают в заданном темпе осваивать новые способы добывания знаний.
В силу этого формирование у дошкольников предпосылок учебной деятельности является одной из важнейших задач дошкольного образования.
Традиционно среди предпосылок учебной деятельности выделяются:
- умения слушать и слышать воспитателя;
- работать по его указаниям, планировать свои действия;
- способность самостоятельно находить способы решения практических и познавательных задач, отделять свои действия от действий других детей;
- развивать контроль за своими действиями и словами и др.
В дидактической системе деятельностного метода предложен путь формирования универсальных действий (УУД), начиная с формирования их предпосылок (предпосылки УУД) на дошкольном уровне образования.
Под деятельностным подходом в дидактической системе понимается такая организация образовательного процесса, при которой ребенок осваивает культуру не путем простой передачи информации, а в процессе собственной деятельности. Об этом говорилось в трудах Л.С. Выготского, Л.Г. Петерсона.
Действительно, невозможно научиться, например, плавать, не войдя в воду. С другой стороны, нельзя освоить тот или иной стиль плавания, не освоив отдельных движений, их связок и комбинаций, а, затем, не отработав все эти движения в воде.
В образовательной системе, где основополагающим является деятельностный подход, универсальные учебные действия формируются тем же способом, что и любые умения.
Вопрос для обсуждения. Выложите в логической последовательности представленные этапы формирования любого умения.
Этапы формирования умений:
1-ый этап: Представление о действии, первичный опыт и мотивация;
2-й этап: Приобретение знаний о способе выполнения действия;
3-й этап: Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция;
4-й этап: Контроль умения выполнять действие.
Вопрос для обсуждения. Приведите пример формирования какого-либо конкретного умения в соответствии с последовательностью прохождения данных этапов.
Так человек учится читать и считать, пользоваться ложкой, ножницами, географической картой, играть на музыкальном инструменте и работать на компьютере. Значит, точно так же мы должны формировать у детей и универсальные учебные умения – умения анализировать и сравнивать, понимать, планировать и достигать цели, общаться и сотрудничать.
Вопрос для обсуждения. Как вы считаете, какому из представленных этапов соответствует уровень дошкольного образования, если мы ведем речь о формировании умения учиться?
Функция дошкольного уровня образования состоит в приобретении детьми первичного опыта выполнения универсальных действий, управления своим поведением и деятельностью, а не конкретных компонентов учебной деятельности. Именно в этом смысле и следует говорить о формировании предпосылок универсальных учебных действий, которые являются результатом культурного развития, свойственного только человеку.
Как известно, культурный человек - это человек, способный управлять своей деятельностью, своим поведением и психикой, то есть самим собой.
Одним из инструментов, обеспечивающих системное получение дошкольниками опыта выполнения УУД, выступает новый педагогический инструмент – технология «Ситуация» деятельностного метода, которая предложена Л.Г. Петерсоном.
Вопрос для обсуждения. Что вы понимаете под термином «технология»?
Согласно словарю С. И. Ожегова, технология (о греч. Techne – искусство, мастерство) – это научное описание способа производства.
С другой стороны, технология-обобщенный культурный опыт деятельности.
Вопрос для обсуждения. В чем, на ваш взгляд, специфика педагогических технологий?
Под педагогической технологией мы понимаем научное описание способа достижения педагогического результата, т. е. совокупности тех правил, педагогических приемов, которые обеспечивают достижение поставленной цели.
Специфика педагогической технологии заключается в огромном разнообразии ситуаций, в которых она применяется, и факторов, которые при этом должны учитываться.
Не случайно рассматриваемая образовательная технология получила название – «Ситуация», т. к. в ее основе лежат различные развивающие ситуации. Часть ситуаций планируется взрослыми, часть возникает спонтанно, по инициативе детей, а взрослые подхватывают ее и продумывают, как насытить ситуацию важным развивающим содержанием.
Таким образом, педагог создает ситуации, когда дети через столкновение с личностно-значимым затруднением, его фиксацию и выявление причины выходят на формулировку познавательной задачи, а затем делают свои первые маленькие «открытия». И, следовательно, взрослый перестает выполнять функцию информирования, а становится организатором, помощником и консультантом в познавательной деятельности детей.
Для педагогической технологии должны быть определены педагогические условия ее реализации – дидактические принципы.
В дидактической системе деятельностного метода существует система дидактических принципов:
- психологической комфортности,
- деятельности,
- минимакса,
- целостности,
- вариативности,
- творчества,
- непрерывности.
Вопрос для обсуждения. Какой из названных дидактических принципов является, на ваш взгляд, основополагающим для дошкольного уровня образования? Почему?
Принцип психологической комфортности является основополагающим для дошкольного возраста, поскольку эмоциональная атмосфера, царящая в детском саду, напрямую влияет на психофизическое здоровье детей. Принцип психологической комфортности предполагает создание доверительной атмосферы. Общение должно быть доброжелательным, ориентированным на ребенка, его интересы и потребности.
Дети не должны бояться ошибок, неудач. По возможности, необходимо принимать все ответы детей. При этом, если предложенный ребенком ответ или решение проблемы «не подходят», взрослый старается подвести его к тому, чтобы он сам убедился в этом.
Психологический комфорт обусловливается также грамотным расположением детей в пространстве, возможностью их свободного перемещения, чередованием видов деятельности и пр.
Искусство педагога заключается в такой организации образовательного процесса, когда ребенок сам хочет чему-либо научиться, свободно рассуждает, находит и исправляет свои ошибки, причем вся эта деятельность сосредоточена в русле его собственных интересов.
Конечно, не стоит сидеть и ждать, когда ребенок захочет научится считать до пяти, рисовать домик, строить поезд. К примеру, ребенку всего пару минут назад совершенно не мешало радоваться жизни, дружить со сверстниками, любить маму и пр. незнание способа сравнения предметов по толщине. Но вдруг зверушки из сказки «Теремок» просят помочь им построить новый терем. Предложение, безусловно, интересное, и ребенок с готовностью включается в процесс постройки нового теремка. Но для того, чтобы построить: этот терем, оказывается, необходимо подобрать бревна одинаковой толщины. Ребенок очень хочет помочь жителям теремка, а для этого ему надо узнать, как сравнить бревна по толщине. В этом случае мы имеем две цели: - так называемую «взрослую» цель – познакомить детей со способом сравнения предметов по толщине путем, наложения. И «детскую» цель - помочь зверушкам построить новый теремок.
Немаловажную роль для создания психологического комфорта в группе играет организация взаимодействия с семьями воспитанников, направленного на эмоциональное сближение детей и близких им взрослых в радостной совместной деятельности (праздники, совместные проекты, физкультурные занятия и досуги, художественное творчество и др.). Включение семьи в жизнь детского сада позволяет родителям посмотреть на других детей, на своего ребенка со стороны, взглянуть на мир глазами ребенка, лучше понять его, научиться более эффективно общаться и взаимодействовать с ним.
Принцип деятельности предполагает освоение окружающего мира не путем получения готовой информации, а через ее «открытие» детьми и освоение в активной деятельности (под умелым руководством взрослого).
Используя различные методические приемы, педагог создает такие условия, чтобы каждый ребенок был уверен в том, что он сам справился с заданием, сам исправил ошибку, сам создал продукт (конструкцию, рисунок, сказку). А для этого нужно поощрять детскую самостоятельность, инициативу, выдвижение и обоснование своих гипотез, т.е. создавать условия для включения детей в активную поисковую деятельность. «Взрослого на занятии должно быть мало», тогда у детей возникает ощущение, что это они сами чего-то достигли и сами сделали открытие.
Принцип минимакса предполагает продвижение каждого ребенка вперед своим темпом по индивидуальной траектории саморазвития на уровне своего возможного максимума.
Как обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку, когда в группе более двадцати детей и при этом у каждого из них свой стартовый уровень развития, темперамент, характер и условия жизни? Поиски путей решения данной проблемы были начаты еще во времена Аристотеля: «Чтобы преуспеть в учении, надо догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто сзади».
Чтобы всем детям было интересно, им предлагаются проблемные ситуации достаточно высокого, но посильного для наиболее подготовленных детей уровня сложности («преодолимое затруднение»). В ходе их разрешения воспитатель опирается на наиболее подготовленных детей, но при этом находит такие компоненты ситуации, которые способны самостоятельно разрешить и другие дети. Таким образом, каждый ребенок ощущает себя частью команды, которая увлечена общим делом. Созданная среда, по меткому выражению В.Ф. Шаталова, напоминает рассол, где каждый помещенный в него огурец, хочет он или нет, через три дня станет соленым. Точно так же и каждый ребенок, пытаясь сам дотянуться до своего максимума, безусловно, освоит обязательную для дальнейшего движения вперед базовую часть образовательной программы в оптимальном для себя варианте. При этом не тормозится развитие более способных детей, которые поведут за собой всех остальных и не сбавят темп своего развития.
Принцип целостности основывается на представлении о целостной жизнедеятельности ребенка. Говоря о дошкольнике, важно иметь в виду, что он учится не только и не столько на занятиях, сколько в свободной жизнедеятельности. Поэтому при организации образовательного процесса нельзя ограничивать его только занятиями, игнорируя общение с семьей, досуг, праздники, самостоятельную деятельность дошкольников.
Принцип вариативности предусматривает систематическое предоставление детям возможности выбора материалов, видов материалов, участников совместной деятельности и общения, информации.
Характер взаимоотношений педагога с воспитанниками предполагает выслушивание всех ответов детей. Выступая в роли партнера взрослый не оценивает ответы, а комментирует их разные варианты, поощряет высказывание различных точек зрения, подмечая: «Какая у Саши интересная мысль!», «Послушайте, что сказала Оля», «Как хорошо придумал Петя!», «Спасибо, Галя, за интересную идею!». Если ребенок ошибся, воспитатель может сказать: «Маша, ты сейчас приняла такое решение, давай послушаем, как думают другие ребята»; или «Кто думает иначе?»; или «Объясни, почему ты так думаешь?».
В процессе организации дидактических игр могут использоваться задания, предполагающие несколько вариантов (правильных!)ответов. При создании проблемных ситуаций, взрослый поощряет детей к выдвижению все новых и новых гипотез, предлагая высказаться каждому.
Принцип творчества ориентирует весь образовательный процесс на поддержку различных форм детского творчества, сотворчества детей и взрослых. Игра, пение, рисование, танцы, театрализация – все это не только повседневная реальность жизни детского сада. Это необходимые условия развития творческих способностей, воображения каждого ребенка.
Реализация принципа непрерывности необходима для обеспечения преемственных связей между детским садом и начальной школой не только на уровне принципов, содержания, но и технологий, методик с позиций самоценности и социальной значимости дошкольного детства, формирования готовности к дальнейшему успешному обучению.
Работа в творческих группах. Участникам семинара предлагается объединиться в подгруппы. Желательно, чтобы получилось семь групп (по количеству дидактических принципов).
Задание 1. Представьте какой либо из принципов в виде рисунка. Приведите пример реализации принципа. (При этом не следует называть принцип, который будет демонстрироваться.)
Задание 2. Смоделируйте ситуацию взаимодействия педагога с детьми, демонстрирующую нарушение одного из дидактических принципов. (Ситуации лучше разыграть, при этом не следует называть принцип, нарушение которого будет демонстрироваться.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта работы по теме "Организация экспериментальной и проектно-исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательной активности дошкольников"
Из опыта работы по организации и проедении экспериментов, опытов, написании детских исследовательских проектов. В статье описаны этапы проведения эксперимента, этапы подгот...
Презентация "Экспериментальная деятельность, как средство эффективного развития познавательной активности"
Обобщение опыта по экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Овладение дошкольниками разными способами познания, к которым относится экспериментирование, способствует развитию активно...
«Исследовательская и экспериментальная деятельность дошкольников как условие развития познавательной активности»
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследования пр...
Семинар-практикум «Исследовательская и экспериментальная деятельность дошкольниковкак условие развития познавательной активности
Цель: освоение организации исследовательской и экспериментальной деятельности с детьми и её последующее активное применение в практической деятельности педагогов. Задачи: - повысить уровень проф...
Семинар-практикум «Исследовательская и экспериментальная деятельность дошкольниковкак условие развития познавательной активности
Цель: освоение организации исследовательской и экспериментальной деятельности с детьми и её последующее активное применение в практической деятельности педагогов. Задачи: - повысить уровень проф...
Мастер - класс для педагогов ДОУ «Организация экспериментальной деятельности в ДОУ для развития познавательной активности старших дошкольников»
Мастер класс для педагогов ДОУ«Организация экспериментальной деятельности в ДОУ для развития познавательной активности старших дошкольников» может быть использован педагогами ДОУ с целью п...