«Исследовательская и экспериментальная деятельность дошкольников как условие развития познавательной активности»
методическая разработка на тему

Евдокимова Елизавета Николаевна

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема доклада: «Исследовательская и экспериментальная деятельность дошкольников как условие развития познавательной активности»

Цель:  формирование у детей способности самостоятельно и творчески осваивать способы познания окружающей действительности через организацию исследовательской и экспериментальной деятельности.

Задачи:

- создать  условия для развития познавательного интереса  детей в   процессе опытно - исследовательской и экспериментальной деятельности;

- научить планированию, поиску и умению делать выводы;

-сформировать умение презентовать продукт своей творческой деятельности;  

- вовлечь родителей в совместную познавательно-исследовательскую деятельность.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни. От человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому разными способами и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. В соответствии с ФГОС ДО одной из задач познавательного развития является развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Именно в процессе исследовательской деятельности:

- активизируются его мыслительные процессы;

- развивается способность к начальным формам обобщения, умозаключения;

- в ходе разнообразной и интенсивной поисковой деятельности ребенок быстрее и полноценнее развивается;

- идёт обогащение памяти ребёнка;

- развивается речь ребенка.

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, быть творческими личностями.

Таким образом, педагог создает ситуации, когда дети через столкновение с затруднением, выявление причины выходят на формулировку познавательной задачи, а затем делают свои первые маленькие «открытия». И, следовательно, взрослый перестает выполнять функцию информирования, а становится организатором, помощником и консультантом в познавательной деятельности детей.

В условиях группы мы используем только элементарные опыты и эксперименты.

Их элементарность заключается не в научных открытиях, а в формировании элементарных понятий и умозаключений. В экспериментальной работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

Проведение экспериментальной деятельности проходит в три этапа:

Подготовительный, основной, заключительный:

      Специально подготовленные занятия по экспериментированию в детском саду смогут расширить представления ребенка об окружающем мире, заинтересовать его чем-то таким, с чем бы он, возможно, не столкнулся в быту.

         Результаты тоже должны быть ощутимыми. Чего же именно добиваемся мы, проводя такие необычные и интересные занятия в своей группе? Итог нашего педагогического процесса должен быть следующим: у детей улучшается речь, они используют больше слов в своем активном словаре. Ценность окружающего мира, природы становится выше, поскольку в тесном взаимодействии с объектами живой природы ребенок учится понимать потребности растений и животных и сопереживать им. Работая в команде, разграничивая сферы деятельности, выполняя каждый свою задачу и сводя воедино все данные для общего результата, малыши начинают эффективнее общаться. Мир в представлении юных экспериментаторов уже не состоит из отдельных вещей и явлений, он превращается в целостную структуру. Иными словами, дошкольник начинает объективнее оценивать все, что его окружает, от предметов до людей, а это очень поможет ему в будущей взрослой жизни.

Поскольку ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, первые опыты и эксперименты проводятся в русле игровой направленности. Игра – эксперимент «Лотос».

В ходе исследования были проведены опыты, в результате которых закрепили знания о прозрачности, текучести, разных состояниях воды, а затем мы провели новый опыт с бумажным цветком лотоса.

В период с 18 января по 18 февраля в старшей группе была проведена экспериментальная деятельность «Лук-Лучок», целью которого бала вызвать у детей интерес к выращиванию репчатого лука в комнатных условиях. По результатам проектной  работы воспитанники совместно с воспитателем изготовили Леп-бук и презентовали продукт своей творческой деятельности на родительском собрании;  

2 февраля была проведена опытно – экспериментальная деятельность во II младшей группе «Почему снег тает». Для поиска нужной информации ребятам были предложены специальные приборы для исследования, такие как, лупа, мерные стаканчики и ложки. По итогам занятия воспитанники сделали выводы о цвете, запахе и температуре снега.

В ходе проекта "Волшебница вода", целью одного из экспериментов ( «Как пьют цветы») было формирование представлений детей о важности воды для растений, а так же демонстрация на опыте движение воды по цветку. В окрашенную разными цветами воду поместили цветы белого цвета. Уже через 1 час мы заметили изменения. Цветок который стоял в воде более насыщенного зеленого цвета начал зеленеть. 

4 июня в рамках дня геологов, мы не только рассматривали различные виды почв, но и проводили эксперимент «Вулкан». 

Ребята сделали выводы, что «извержение вулкана» произошло благодаря взаимодействию некоторых веществ, это уксусная кислота и сода.

В ходе образовательной деятельности во II младшей и старшей группах также проводились такие эксперименты и  опытнические игры,  как «Свойства воды», «Тонет – не тонет», «Что тяжелее?», «Окрашивание воды» и т.д.

Вывод: Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

    Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы по теме "Организация экспериментальной и проектно-исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательной активности дошкольников"

Из опыта работы по организации и проедении экспериментов, опытов, написании детских исследовательских  проектов. В  статье описаны  этапы проведения эксперимента, этапы подгот...

Консультация«Исследовательская и экспериментальная деятельность дошкольников как условие развития познавательной активности»

Консультация "Исследовательская и эксперементальная деятельность дошкольников как условие развития познавательной активности"...

Отчет по реализации программы "Исследовательская деятельность дошкольников как условие развития познавательной инициативы"

Промежуточный отчеторганизаций, осуществляющих образовательную деятельность, иных, действующих в сфере образования организаций, а также их объединений, реализующих инновационные проекты и программы, п...

Семинар-практикум «Исследовательская и экспериментальная деятельность дошкольников как условие развития познавательной активности

Цель: освоение организации  исследовательской и экспериментальной деятельности с детьми и её последующее активное применение в практической деятельности педагогов. Задачи: - повысить уровень проф...

Семинар-практикум «Исследовательская и экспериментальная деятельность дошкольников как условие развития познавательной активности

Цель: освоение организации  исследовательской и экспериментальной деятельности с детьми и её последующее активное применение в практической деятельности педагогов. Задачи: - повысить уровень проф...

Мастер - класс для педагогов ДОУ «Организация экспериментальной деятельности в ДОУ для развития познавательной активности старших дошкольников»

Мастер класс для педагогов ДОУ«Организация экспериментальной деятельности в ДОУ для развития познавательной активности старших дошкольников» может быть использован педагогами ДОУ с целью п...