Методические рекомендации по использованию сказок-шумелок
методическая разработка

Ракина Елена Николаевна

Рекомендации для воспитателей и музыкальных руководителей ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиал №1 «Чебурашка» МДОУ детский сад «Родничок» села Турочак

H:\Ярмарка Ракина Е.Н\Логотип Чебурашка.png

Автор: Ракина Е.Н.

музыкальный руководитель

Методические рекомендации

по использованию сказок-шумелок в работе с дошкольниками

с.Турочак

СКАЗКИ-ШУМЕЛКИ

КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА РАБОТЫ С МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИМИ ИГРАМИ

Одной из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр для ребенка является рассказывание сказок-шумелок.

Сказка-шумелка – это повествование сказки с использованием музыкальных и шумовых инструментов и звукоподражания. Сказка с шумовым оформлением является весёлым и эффективным упражнением для слухового восприятия, развития мелкой моторики, слуховой памяти и творческой фантазии у дошкольников. Ребёнок реализует свои образные представления в шумах, звуках, что всегда сопровождается положительными эмоциями, способствует созданию эмоционального благополучия.

Проводить занятия можно с детьми 2-5 лет, как в дошкольных учреждениях, так и в семье.

Благодаря такой деятельности осуществляется комплексное развитие ребёнка:

1. Ребёнок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.

2. Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии.

3. Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения.

4. Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.

5. Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы.

6. Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка

АЛГАРИТМ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ-ШУМЕЛКОЙ

1. Знакомство со сказкой: чтение или просмотр мультфильма.

2. Выбор музыкальных и шумовых инструментов для озвучивания.

3. Выделение в тексте пауз для звукоподражания и музицирования.

4. Распределение музыкальных инструментов среди детей, проба их звучания.

5. Озвучивание сказки.

Для таких сказок предполагается использование шумовых инструментов и различных звуков.

В отличие от музыкальных звуков, шум не имеет точно определенной высоты. К шумовым звукам относятся треск, дребезжание, скрип, шелест и т. д.

К шумовым оркестровым инструментам относятся ударные инструменты с неопределенной высотой звука:

-барабаны;

-тарелки;

-бубны;

-треугольники;

-деревянные ложки и т. д.

Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками:

-пластиковые банки с рисом, гречкой;

-ложки;

-крышки от кастрюль;

-всевозможные трещотки;

-расчески;

-целлофан;

-карандаши.

Именно изготовленные своими руками музыкальные инструменты вызывают особый интерес к музыке и желание музицировать.

КАРТОТЕКА СКАЗОК-ШУМЕЛОК

«ЧЕЙ ГОЛОС ЛУЧШЕ»

Однажды на кухне поспорила посуда, чей голос лучше.

«У меня просто волшебный голос», - сказал большой хрустальный бокал. И он зазвенел.

(ТРЕУГОЛЬНИК ИЛИ БОКАЛ)

«У нас тоже очень приятные голоса», - сказали две чашечки. Одна из них была побольше, а другая – поменьше, но их ставили на стол вместе и они подружились. «Мы вместе можем сыграть песенку», - сказали чашечки и зазвенели.

(ДВЕ ЧАШКИ ИЛИ МЕТАЛЛОФОН)

«Мы тоже умеем играть», - сказали деревянные ложки и сыграли что-то весёлое.

(ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ)

«Лучше послушайте меня»,- сказала баночка с крупой.  «У меня тихий, но интересный голос». И она загремела.

(БАНОЧКА С КРУПОЙ ИЛИ МАРАКАСЫ)

«Разве это музыка?», - закричала большая картонная коробка. «Тебя же почти не слышно! Вот как надо играть!», - и она громко застучала.

(КОРОБКА ИЛИ БАРАБАН)

«Голос громкий, но не очень приятный»,- сказала большая сковородка. «Послушайте теперь меня». И она зазвонила, как колокол.

(КОЛОКОЛЬЧИК)

Но тут Катенька, которая стояла под дверью и всё слышала, закричала: «Мама, бабушка! Я нашла музыкальные инструменты! Идите на кухню!» И она включила магнитофон, и все стали играть под музыку, а мама запела. И это был самый лучший голос!

«ЗИМА В ЛЕСУ»

Осенью мышки с утра до вечера бегали по лесу, собирая еду на зиму.

(ТРЕЩОТКА)

Белочки прыгали по веткам, собирая орешки.

(ЛОЖКИ)

И вот с неба стали падать снежинки.

(МЕТАЛЛОФОН)

Снег укрыл землю пушистым белым одеялом. И на снегу были видны следы маленьких лапок.

(ТРЕУГОЛЬНИК)

Белочки устраивали себе гнёзда на деревьях. Мыши попрятались в свои норки и делали себе гнёздышки из травы.

(ШУРШАТЬ БУМАГОЙ)

У всех было много еды. Белки грызли орешки,

(ЛОЖКИ)

Мышки грызли зёрнышки

(РУБЕЛЬ ИЛИ ДЕРЕВЯННАЯ РАСЧЕСКА)

В лесу шумел холодный зимний ветер.

(ДУТЬ)

Но белочкам было тепло в гнёздах

(ЦОКАТЬ ЯЗЫКОМ)

И мышкам было хорошо в своих маленьких норках. (ПИЩАТЬ)

«ДЕНЬ И НОЧЬ»

Рано утром в тёмном небе

Вдруг раздался сильный гром: (Кастрюля)

Капли стукали по крыше

Отчего запел весь дом: (Треугольник)

Тут поднялся сильный ветер,

Зашумел в листве, в саду: (Дудочка, фольга)

С веток яблоки срывались,

Падали на землю – Бум! (Барабан)

А сороки от испуга

Растрещались по округе: (Трещётка)

Гром ударил ещё раз: Кастрюля)

И затихло всё тот час.

                                                     Ахмерова А. С.

«ТРУСЛИВЫЙ ЗАЯЦ»

Жил-был в лесу заяц-трусишка.

Вышел однажды заяц из дома, а ёжик в кустах вдруг как зашуршит! (пакет)

Испугался заяц и бежать. (барабан)

Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть. А дятел на сосне как застучит! (ложки)

Бросился заяц бежать. (барабан)

Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает! (шлепки руками по ногам)

Побежал заяц из леса к речке. (барабан)

А на берегу речки лягушки сидели. (провести палочкой по металлофону)

Увидели они зайца и прыг в воду. (колокольчик)

Обрадовался заяц, что лягушки его испугались - и смело поскакал обратно в лес, понимая, что хоть кто – то боится и его. (барабан)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: "Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по ИЗО-деятельности"

Методическая разработка по теме:«Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности» «Дошкольное детство – очень ва...

Методические рекомендации по использованию методического пособия "Развивающий столик " Речецветик".

          Существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей мелкой моторики: чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Слаженная и ум...

Методическая разработка по теме: «Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования в детском саду»

Методическая разработка по теме: «Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования в детском саду» «Дошкольное детство – очень важный период в жи...

Презентация "Использование сказок - шумелок для развития музыкально-игрового творчества детей дошкольного возраста"

Презентация расскрывает применение сказок -  шумелок  для развития музыкально-игрового творчества детей дошкольного возраста....

Творческий проект «Использование сказок-шумелок для развития музыкально-игрового творчества детей дошкольного возраста»

Вид проекта: творческий, долгосрочный (на учебный год)Участники: музыкальный руководитель, воспитатели, воспитанники разновозрастной группы, родители.Цель проекта: развивать интерес к эстетической сто...

Сценарий праздника с использованием сказок – «шумелок»

Сценарий   праздника с использованием сказок – «шумелок» «Сказка в гости к нам идёт…»для  детей  старшего  возраста...

Консультация для родителей "Использование сказок – шумелок в музыкально – игровой деятельности дома"

Консультация представляет вниманию родителей новый вид музыкально-игровой деятельности, основанный на соединении литературного жанра и игры на ДМИ....