Методические рекомендации по использованию сказок-шумелок
методическая разработка
Рекомендации для воспитателей и музыкальных руководителей ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_ispolzovaniyu_skazok-shumelok.docx | 220.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал №1 «Чебурашка» МДОУ детский сад «Родничок» села Турочак
Автор: Ракина Е.Н.
музыкальный руководитель
Методические рекомендации
по использованию сказок-шумелок в работе с дошкольниками
с.Турочак
СКАЗКИ-ШУМЕЛКИ
КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА РАБОТЫ С МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИМИ ИГРАМИ
Одной из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр для ребенка является рассказывание сказок-шумелок.
Сказка-шумелка – это повествование сказки с использованием музыкальных и шумовых инструментов и звукоподражания. Сказка с шумовым оформлением является весёлым и эффективным упражнением для слухового восприятия, развития мелкой моторики, слуховой памяти и творческой фантазии у дошкольников. Ребёнок реализует свои образные представления в шумах, звуках, что всегда сопровождается положительными эмоциями, способствует созданию эмоционального благополучия.
Проводить занятия можно с детьми 2-5 лет, как в дошкольных учреждениях, так и в семье.
Благодаря такой деятельности осуществляется комплексное развитие ребёнка:
1. Ребёнок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.
2. Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии.
3. Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения.
4. Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.
5. Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы.
6. Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка
АЛГАРИТМ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ-ШУМЕЛКОЙ
1. Знакомство со сказкой: чтение или просмотр мультфильма.
2. Выбор музыкальных и шумовых инструментов для озвучивания.
3. Выделение в тексте пауз для звукоподражания и музицирования.
4. Распределение музыкальных инструментов среди детей, проба их звучания.
5. Озвучивание сказки.
Для таких сказок предполагается использование шумовых инструментов и различных звуков.
В отличие от музыкальных звуков, шум не имеет точно определенной высоты. К шумовым звукам относятся треск, дребезжание, скрип, шелест и т. д.
К шумовым оркестровым инструментам относятся ударные инструменты с неопределенной высотой звука:
-барабаны;
-тарелки;
-бубны;
-треугольники;
-деревянные ложки и т. д.
Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками:
-пластиковые банки с рисом, гречкой;
-ложки;
-крышки от кастрюль;
-всевозможные трещотки;
-расчески;
-целлофан;
-карандаши.
Именно изготовленные своими руками музыкальные инструменты вызывают особый интерес к музыке и желание музицировать.
КАРТОТЕКА СКАЗОК-ШУМЕЛОК
«ЧЕЙ ГОЛОС ЛУЧШЕ»
Однажды на кухне поспорила посуда, чей голос лучше.
«У меня просто волшебный голос», - сказал большой хрустальный бокал. И он зазвенел.
(ТРЕУГОЛЬНИК ИЛИ БОКАЛ)
«У нас тоже очень приятные голоса», - сказали две чашечки. Одна из них была побольше, а другая – поменьше, но их ставили на стол вместе и они подружились. «Мы вместе можем сыграть песенку», - сказали чашечки и зазвенели.
(ДВЕ ЧАШКИ ИЛИ МЕТАЛЛОФОН)
«Мы тоже умеем играть», - сказали деревянные ложки и сыграли что-то весёлое.
(ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ)
«Лучше послушайте меня»,- сказала баночка с крупой. «У меня тихий, но интересный голос». И она загремела.
(БАНОЧКА С КРУПОЙ ИЛИ МАРАКАСЫ)
«Разве это музыка?», - закричала большая картонная коробка. «Тебя же почти не слышно! Вот как надо играть!», - и она громко застучала.
(КОРОБКА ИЛИ БАРАБАН)
«Голос громкий, но не очень приятный»,- сказала большая сковородка. «Послушайте теперь меня». И она зазвонила, как колокол.
(КОЛОКОЛЬЧИК)
Но тут Катенька, которая стояла под дверью и всё слышала, закричала: «Мама, бабушка! Я нашла музыкальные инструменты! Идите на кухню!» И она включила магнитофон, и все стали играть под музыку, а мама запела. И это был самый лучший голос!
«ЗИМА В ЛЕСУ»
Осенью мышки с утра до вечера бегали по лесу, собирая еду на зиму.
(ТРЕЩОТКА)
Белочки прыгали по веткам, собирая орешки.
(ЛОЖКИ)
И вот с неба стали падать снежинки.
(МЕТАЛЛОФОН)
Снег укрыл землю пушистым белым одеялом. И на снегу были видны следы маленьких лапок.
(ТРЕУГОЛЬНИК)
Белочки устраивали себе гнёзда на деревьях. Мыши попрятались в свои норки и делали себе гнёздышки из травы.
(ШУРШАТЬ БУМАГОЙ)
У всех было много еды. Белки грызли орешки,
(ЛОЖКИ)
Мышки грызли зёрнышки
(РУБЕЛЬ ИЛИ ДЕРЕВЯННАЯ РАСЧЕСКА)
В лесу шумел холодный зимний ветер.
(ДУТЬ)
Но белочкам было тепло в гнёздах
(ЦОКАТЬ ЯЗЫКОМ)
И мышкам было хорошо в своих маленьких норках. (ПИЩАТЬ)
«ДЕНЬ И НОЧЬ»
Рано утром в тёмном небе
Вдруг раздался сильный гром: (Кастрюля)
Капли стукали по крыше
Отчего запел весь дом: (Треугольник)
Тут поднялся сильный ветер,
Зашумел в листве, в саду: (Дудочка, фольга)
С веток яблоки срывались,
Падали на землю – Бум! (Барабан)
А сороки от испуга
Растрещались по округе: (Трещётка)
Гром ударил ещё раз: Кастрюля)
И затихло всё тот час.
Ахмерова А. С.
«ТРУСЛИВЫЙ ЗАЯЦ»
Жил-был в лесу заяц-трусишка.
Вышел однажды заяц из дома, а ёжик в кустах вдруг как зашуршит! (пакет)
Испугался заяц и бежать. (барабан)
Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть. А дятел на сосне как застучит! (ложки)
Бросился заяц бежать. (барабан)
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает! (шлепки руками по ногам)
Побежал заяц из леса к речке. (барабан)
А на берегу речки лягушки сидели. (провести палочкой по металлофону)
Увидели они зайца и прыг в воду. (колокольчик)
Обрадовался заяц, что лягушки его испугались - и смело поскакал обратно в лес, понимая, что хоть кто – то боится и его. (барабан)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: "Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по ИЗО-деятельности"
Методическая разработка по теме:«Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности» «Дошкольное детство – очень ва...
Методические рекомендации по использованию методического пособия "Развивающий столик " Речецветик".
Существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей мелкой моторики: чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Слаженная и ум...
Методическая разработка по теме: «Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования в детском саду»
Методическая разработка по теме: «Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования в детском саду» «Дошкольное детство – очень важный период в жи...
Презентация "Использование сказок - шумелок для развития музыкально-игрового творчества детей дошкольного возраста"
Презентация расскрывает применение сказок - шумелок для развития музыкально-игрового творчества детей дошкольного возраста....
Творческий проект «Использование сказок-шумелок для развития музыкально-игрового творчества детей дошкольного возраста»
Вид проекта: творческий, долгосрочный (на учебный год)Участники: музыкальный руководитель, воспитатели, воспитанники разновозрастной группы, родители.Цель проекта: развивать интерес к эстетической сто...
Сценарий праздника с использованием сказок – «шумелок»
Сценарий праздника с использованием сказок – «шумелок» «Сказка в гости к нам идёт…»для детей старшего возраста...
Консультация для родителей "Использование сказок – шумелок в музыкально – игровой деятельности дома"
Консультация представляет вниманию родителей новый вид музыкально-игровой деятельности, основанный на соединении литературного жанра и игры на ДМИ....