Консультация для родителей "Использование сказок – шумелок в музыкально – игровой деятельности дома"
консультация (старшая группа)
Консультация представляет вниманию родителей новый вид музыкально-игровой деятельности, основанный на соединении литературного жанра и игры на ДМИ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 32.94 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Использование сказок – шумелок в музыкально – игровой деятельности дома»
Что же такое сказки — «шумелки»? Это прочтение сказок на фоне шумового оформления. Это очень занимательный, а главное, эффективный вид музыкально-игровой деятельности, основанный на соединении литературного жанра и игры на инструментах детского музыкального оркестра.
Сказки — «шумелки», как вид музыкальной деятельности, полностью отвечают современным требованиям, предъявляемым к процессу музыкального воспитания в детском саду (Федеральным государственным образовательным стандартом). Также они являются отражением идеи Карла Орфа — известного немецкого музыканта и
педагога, о том, что основе музыкального воспитания детей лежит “принцип активного музицирования” и “обучение в действии”.
По мнению этого авторитетного немецкого педагога-музыканта, детям нужна своя музыка, специально предназначенная для музицирования и самовыражения. Начальное музыкальное воспитание и образование должно быть полно положительных эмоций и радостного ощущения игры.
Захватывающая атмосфера сказок — «шумелок» позволяет увлечь детей, оставляя их в зоне внутреннего комфорта, а также, способствует активному
желанию участвовать в этом процессе и проявить себя.
Сказки — «шумелки» могут быть использованы как готовый материал для мероприятий детского сада, так и в качестве упражнений, проводимых дома совместно с родителями.
Сказки — «шумелки» развивают слуховое восприятие, мелкую моторику, слуховую память и фантазию у детей. Проведение таких упражнений возможно уже с младшего дошкольного возраста от 3до 6 лет.
Благодаря такой деятельности осуществляется комплексное развитие ребёнка:
- Ребёнок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.
- Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии.
- Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения.
- Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.
- Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы.
- Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка.
Основные принципы рассказывания сказки – шумелки:
Сказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть.
Не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами, на первом месте должна оставаться всё же сама история, а не игра на инструментах.Благодаря использованию инструментов история или сказочка должна стать более интересной и яркой.
Проверьте звучание ударных инструментов, найдите необходимый звуковой эффект.
Если в детском учреждении или дома нет необходимых музыкальных инструментов, подберите для игры подходящие звучащие предметы. Перед занятием раздайте инструменты с учётом возможностей малышей, можно также предложить детям выбрать инструмент и дать время проверить звучание.
Обеспечьте благоприятную, спокойную обстановку для проведения занятия, такую, чтобы и Ваш рассказ, и шумовое оформление произвели впечатление на детей.
Во время исполнения используйте жес мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы. Во время рассказа чаще глядите детям в глаза. Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст. Инструмент берите в руки только для игры и затем откладывайте его, он должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите рассказ. Побуждайте детей к игре на инструментах. Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом. Мимикой и жестами можно подсказывать детям громкость и скорость игры. Лучше не прерывать без особой необходимости игру ребёнкаВзрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу.
Следует тщательно продумывать окончание историй. Стремиться к тому, чтобы оно было ярким, оригинальным. Если возможно, надо дать детям закончить историю по своему усмотрению с соответствующим звуковым оформлением.
Дети должны постепенно запомнить названия инструментов, узнавать их по слуху, а с 4 лет с помощью взрослого научиться сравнивать и характеризовать звучание знакомых инструментов. Учите детей бережному обращению с инструментами. После занятий положите вместе с детьми инструменты на место.
Какой же материал необходим, чтобы воплотить в практику сказку — «шумелку»? Это литературный и музыкальный материалы.
В качестве литературной основы можно использовать:
-Народную сказку, как русскую, так и любую другую.
-Стихотворения.
-Истории, придуманные взрослым (импровизации).
-При выборе литературной основы необходимо учитывать возрастные особенности детей и руководствоваться принципом доступности.
Желательно, чтобы в тексте сказки или стихотворения было достаточное количество изобразительных моментов.
Музыкальный материал:
Использование инструментов детского оркестра: ксилофон, трещотка, барабан, бубен, кастаньеты, погремушки, колокольчики, бубенцы, ложки, треугольник и т. п.
Использование звучащих предметов: щетки, целлофан, бумага, крупы, расческа, велосипедный звонок, натянутые резинки, металлические крышки,
стеклянные банки, стаканы и т. п.
Использование самодельных инструментов: погремушки, трещотки из подручных материалов.
В качестве примера, приведу сценарий сказки «Заяц в лесу».
Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся.
Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как
зашуршит в кустах!
(ШУРШИМ БУМАГОЙ ИЛИ ПАКЕТОМ)
Испугался заяц и бежать.
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ
ЛОЖКИ (быстро)
Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!
(СТУЧИМ ПАЛОЧКОЙ ПО ДЕРЕВЯШКЕ)
Бросился заяц бежать.
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ
ЛОЖКИ (быстро)
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.
(НАТЯГИВАЕМ РУКАМИ ТКАНЬ)
Побежал заяц из леса к речке
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ
ЛОЖКИ (быстро)
А на берегу лягушки сидели.
Увидели они зайца — и прыгнули в воду.
(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО КСИЛОФОНУ ИЛИ ШЛЁПАЕМ
ЛАДОНЯМИ ПО НОГАМ)
Тут заяц остановился и говорит:
- А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!
Сказал так и смело поскакал обратно в лес.
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ
ЛОЖКИ (медленно)
Дерзайте и творите вместе с детьми!
Сказки – шумелки.
ЗИМА В ЛЕСУ
Осенью мышки весь день бегали по лесу, собирая запас на зиму.
(СТУЧИМ ПАЛЬЧИКАМИ ПО БАРАБАНУ)
Белочки прыгали по веткам, собирая орешки.
(ИСПОЛЬЗУЕМ ТРЕЩЁТКУ)
И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.
(УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ)
Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.
(УДАРЯЕМ ПО ТРЕУГОЛЬНИКУ)
Белочки делали себе уютные гнёзда на деревьях, где они грызли орешки,
(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ)
Мышки попрятались в свои норки, где у них было очень много еды и они грызли зёрнышки
(ПРОВОДИМ ДЕРЕВЯННОЙ ПАЛОЧКОЙ ПО РАСЧЁСТКЕ)
И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.
(ШУРШИМ ПАКЕТОМ)
А снаружи на землю каждый день падал и падал снег,
(УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ)
И в лесу шумел холодный зимний ветер.
(ДУЕМ В БУТЫЛКУ)
Но белочкам было тепло в своих гнёздышках,
(ВСЕ ДЕТИ ЩЁЛКАЮТ ЯЗЫЧКОМ))
А мышкам очень хорошо под снегом в тёплых норках.
(ВСЕ ДЕТИ ПИЩАТ)
ЗАЯЦ В ЛЕСУ
Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся.
Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах!
(ШУРШИМ БУМАГОЙ ИЛИ ПАКЕТОМ)
Испугался заяц и бежать.
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ (быстро)или ВАРЕЖКИ С ПУГОВИЦАМИ)
Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!
(ЛОЖКИ или ОРЕШКИ)
Бросился заяц бежать.
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ВАРЕЖКИ (быстро)
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.
(НАТЯГИВАЕМ РУКАМИ ТКАНЬ)
Побежал заяц из леса к речке
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬУЕМ ВАРЕЖКИ (быстро)
А на берегу лягушки сидели.
Увидели они зайца - и прыгнули в воду.
(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО КСИЛОФОНУ ИЛИ ШЛЁПАЕМ ЛАДОНЯМИ ПО НОГАМ)
Тут заяц остановился и говорит:
- А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!
Сказал так и смело поскакал обратно в лес.
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ варежки (медленно)
КАК МЕДВЕДЬ СУК ПИЛИЛ.
Шел однажды медведь по лесу.
(БАРАБАН)
Вдруг видит он улей, захотелось ему медку поесть, а пчелы в нем так и жужжат.
(ЖУЖЖИМ ГОЛОСОМ)
Знал медведь, что связываться с пчелами опасно. Но уж больно ему медку хотелось. «Авось не покусают», - подумал медведь и залез в улей. Тут пчелы накинулись на него и стали жалить.
(ЖУЖЖИМ ГОЛОСОМ)
Завыл медведь, застонал.
(ГОЛОС)
Еле ноги унес. Бежит по лесу, а сам пчелам грозит:
(БАРАБАН)
–Вот уж я вас!
Спилю сейчас сук побольше и всех вас разнесу!
Вскарабкался он на дерево. Сел на самый толстый сук
(ШЛЕПОК ПО НОГАМ)
и начал его пилить.
(РУБЕЛЬ)
Летела мимо птичка-синичка
(СВИСТУЛЬКА)
- Не пили, медведь, веточку! Гнездышко моё разоришь и сам упадешь! – прощебетала она тоненьким голоском.
- Без тебя обойдусь!- прорычал медведь в ответ. А сам дальше пилит.
(РУБЕЛЬ)
Скакала по веткам белочка:
(ТРЕЩЁТКА)
- Перестань, медведь, пилить! Всех бельчат разбудишь и сам упадешь!
- Скачи своей дорогой, - буркнул медведь. А сам дальше пилит
(РУБЕЛЬ)
Пробегал мимо олень:
(КОЛОКОЛЬЧИК)
- Не пили, медведь, сук! Нас без свежей травы оставишь и сам упадёшь!
Не слушает медведь никого, знай себе пилит
(РУБЕЛЬ)
Выбрались из нор маленькие зверьки: мышки, ёжики, кроты. Смотрят, а медведь все пилит.
Тут мимо ворона пролетала и каркнула:
(ГОЛОС)
- Ой! Сук обломился и медведь упал с дерева.
(СМЯТЬ ПЛАСТИКОВЫЙ СТАКАНЧИК)
Все бока отшиб. Заплакал, застонал.
(ГОЛОС)
- Простите меня, друзья, всех обидел и сам пострадал.
Пожалели звери незадачливого медведя. Помогли ему подняться. И впредь наказали:
- Никогда не пили сук, на котором сидишь!»
ЧЕЙ ГОЛОС ЛУЧШЕ
Однажды на кухне поспорила посуда, чей голос лучше.
«У меня просто волшебный голос», - сказал большой хрустальный бокал. И он зазвенел.
(ТРЕУГОЛЬНИК)
«У нас тоже очень приятные голоса», - сказали две чашечки. Одна из них была побольше, а другая – поменьше, но их ставили на стол вместе и они подружились. «Мы вместе можем сыграть песенку», - сказали чашечки и зазвенели.
(МЕТАЛЛОФОН)
«Мы тоже умеем играть», - сказали деревянные ложки и сыграли что-то весёлое.
(ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ)
«Лучше послушайте меня»,- сказала баночка с крупой. «У меня тихий, но интересный голос». И она загремела.
( МАРАКАСЫ)
«Разве это музыка?», - закричала большая картонная коробка. «Тебя же почти не слышно! Вот как надо играть!», - и она громко застучала.
(БАРАБАН)
«Голос громкий, но не очень приятный»,- сказала большая сковородка. «Послушайте теперь меня». И она зазвонила, как колокол.
(ТАРЕЛКИ)
Но тут Катенька, которая стояла под дверью и всё слышала, закричала: «Мама, бабушка! Я нашла музыкальные инструменты! Идите на кухню!» И она включила магнитофон, и все стали играть под музыку. И это был самый лучший оркестр!
СТРАШНЫЙ ПЫХ
Жили-были дед да бабка и была у них внучка – Машенька.
Дед мастерил: молотком стучал
(БАРАБАН)
и пилой пилил.
(РУБЕЛЬ)
Бабка пол подметала:
(ЩЁТКА ПО БАРАБАНУ)
И пыль вытирала.
(ГЛАДИТЬ тряпкой БАРАБАН)
А Машенька ничего не делала, только бегала и прыгала
(КСИЛОФОН)
Вот как-то Машенька и говорит : «Дедушка, принеси мне ягод, пожалуйста!» Дедушка и пошёл в огород: сначала по полу
(КОРОБОЧКА)
Потом по камушкам,
(КСИЛОФОН)
А потом по травке
(ЦЕЛЛОФАН)
Подошёл дед к грядке, вокруг тихо, только пчёлки жужжат: «Ж-Ж-Ж»
(ГОЛОС)
и комарики пищат «З-З-З»
(ГОЛОС)
И только хотел дед ягодку сорвать, как кто-то
на него громко фыркнет: ПЫХ-ПЫХ-ПЫХ-ПЫХ
(ГОЛОС)
Дед испугался и домой побежал.
(КСИЛОФОН)
Прибежал и говорит: «Я ягод не принёс. Там, в огороде, какой - то страшный Пых сидит».
Тогда Машенька бабушке и говорит: «Бабушка! Принеси мне ягод, пожалуйста!». Бабушка пошла в огород: сначала по полу
(КОРОБОЧКА)
потом по камушкам,
(КСИЛОФОН)
а потом по травке.
(ЦЕЛЛОФАН)
Остановилась бабушка у грядки. Вокруг тихо, только пчёлки жужжат
«Ж-Ж-Ж»
и комарики пищат.
«З-З-З»
И только хотела бабушка ягодку сорвать, вдруг кто-то на неё как зафыркает:
(ПЫХ-ПЫХ-ПЫХ-ПЫХ-голос)
Бабушка испугалась и домой побежала.
(КСИЛОФОН)
Прибежала и говорит: «Я ягод не принесла. Там, в огороде, какой -то страшный Пых сидит».
Тогда Машенька говорит:
«Раз вы такие трусишки, я сама пойду!». Пошла Машенька в огород: сначала по полу,
(КОРОБОЧКА)
потом по камушкам
(КСИЛОФОН)
а потом по травке.
(ЦЕЛЛОФАН)
Остановилась Маша у грядки, и только хотела Маша ягодку сорвать, как кто-то на неё как зафыркает:
(ПЫХ-ПЫХ-ПЫХ-ПЫХ-голос)
А Маша и не испугалась. Смотрит, а в траве на грядке ёжик маленький сидит. Потрогала Маша его колючки одним пальчиком.
(СТРУНА)
Положила на землю платочек, взяла палочку и скатила его на платочек.
(РУБЕЛЬ)
Принесла Маша ёжика в платочке домой и молоком напоила. А ночью ёжик не спал и по комнате бегал.
(БАРАБАН)
ГЛУПАЯ ЛИСИЧКА
Бежала лисичка по лесу.
(КАСТАНЬЕТЫ)
Бежит – а на веточке колокольчик висит и звенит.
(КОЛОКОЛЬЧИК)
Голосок у тебя хороший, а сам ты плохой - сказала лисичка. Не возьму тебя! И побежала лисичка дальше.
(КАСТАНЬЕТЫ)
Бежит лисичка, бежит, а на земле бутылочка лежит и гудит.
(ДУТЬ В БУТЫЛКУ)
- Напугать меня хочет! – сказала лисичка.
А я её сейчас утоплю!
Схватила лисичка бутылку и прибежала к речке.
(КАСТАНЬЕТЫ)
Стала лисичка бутылку топить, а она булькает и тянет лисичку в воду.
(ДУТЬ ЧЕРЕЗ ТРУБКУ В ВОДУ)
Еле выбралась лисичка из речки на берег и дальше побежала.
(КАСТАНЬЕТЫ)
Бежит лисичка, вдруг видит – а на дороге капкан.
- Какую – то железку потеряли! – сказала лисичка.
Посижу - ка я на ней, отдохну.
Только лисичка присела, а капкан вдруг…цап её за хвост! И защёлкнулся.
(ТАРЕЛКА)
Уж лисичка его царапала – царапала, царапала – царапала
(РАСЧЁСКА)
стучала – стучала…
(СТУЧАТЬ ПО БАРАБАНУ)
Еле вырвалась! И скорей домой побежала.
(КАСТАНЬЕТЫ)
ОСЕННЯЯ СКАЗКА
Тихо бродит по дорожке
Осень в золотой одежке
ТИХО БЬЮТ ЛАДОШКАМИ ПО БАРАБАНУ
Где листочком зашуршит
МАРАКАСЫ
Где дождинкой зазвенит
КОЛОКОЛЬЧИК
Раздается громкий стук
Это дятел - тук да тук!
ДЕРЕВЯННЫЕ ПАЛОЧКИ, КУБИКИ
Дятел делает дупло
Белке будет там тепло
КСИЛОФОН
Ветерок вдруг налетел,
По деревьям пошумел
ШУРШАЛКИ (ЦЕЛОФАННОВЫЙ ПАКЕТИК)
Громче завывает
Тучки собирает
ТРЕМОЛО БУБНОВ
Дождик - динь, дождик - дон!
Капель бойкий перезвон
ТРЕУГОЛЬНИК
Все звенит, стучит, поет
Осень яркая идет!
ВСЕ ИНСТРУМЕНТЫ ИГРАЮТ ВМЕСТЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: Примеры музыкально-игровой деятельности для детей дошкольного возраста в домашних условиях.
Музыкально-игровая деятельность, как и другая позитивная совместная деятельность родителей с детьми, имеет огромное значение и для тех, и для других. Ведь ребенок –дошкольник формируется в семье...
Консультация для музыкальных руководителей: «Развитие коммуникативных умений дошкольников в условиях музыкально-игровой деятельности».
Данный методический материал предназначен для музыкальных руководителей и воспитателей....
Рекомендации для родителей по игровой деятельности дома в формате #Сидим дома с пользой# 20.04.2020-24.04.2020
Играем дома. Зачем ребенку лабиринты?...
Консультация для воспитателей «Техника безопасности во время игровой деятельности детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности»
Игра – занимательная и интересная для ребенка деятельность — имеет огромное значение для его воспитания и развития, поэтому она требует постоянного внимания и руководства со стороны в...
Консультация для родителей "Организация игровой деятельности дома"
Игры развивают:- внимание, память, восприятие, мышление, воображение, тренирует наблюдательность, ум;- творческие способности детей,- формируют эмоционально-чувственную сферу личности детей;- способст...
Консультация для родителей: "Создание условий для коррекции речевых нарушений у детей через игровую деятельность дома"
Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости...
«Выражение песенного творчества у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности. Использование в работе музыкального руководителя ДОУ вокальных импровизаций на основе игровых и творческих заданий»
Проблема процесса развития ребенка в творчестве музыкального воспитания имеет обширный спектр научно-практических решений, так как процесс творчества связан с переживания...