«Открываем окружающий мир малышам!»
план-конспект занятия (младшая группа)
Экологические проблемы – глобальные проблемы человечества. Поэтому в современном обществе актуальна потребность защиты природных ресурсов. Дети не осознают важность правильного отношения к объектам живой природы. Взрослый должен помочь малышу открыть для себя окружающий мир, полюбить его, помогать и заботиться обо всех его обитателях. На сегодняшний момент экологическое воспитание является важнейшим средством овладения элементарными знаниями об окружающей действительности, предпосылкой правильного отношения ребёнка к природе и ко всему живому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.1 КБ |
Предварительный просмотр:
«Открываем окружающий мир малышам!»
(формирование элементарных экологических представлений
у детей раннего возраста)
Новикова Ю.Н., Бичагова Е.И. – воспитатели МБДОУ ЦРР – д/с №5 ЗАТО г. Радужный Владимирской области.
Экологические проблемы – глобальные проблемы человечества. Поэтому в современном обществе актуальна потребность защиты природных ресурсов. Дети не осознают важность правильного отношения к объектам живой природы. Взрослый должен помочь малышу открыть для себя окружающий мир, полюбить его, помогать и заботиться обо всех его обитателях. На сегодняшний момент экологическое воспитание является важнейшим средством овладения элементарными знаниями об окружающей действительности, предпосылкой правильного отношения ребёнка к природе и ко всему живому.
Проблема экологического воспитания стала актуальна и для нас, педагогов, работающих в группах детей раннего возраста. Учитывая, что ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире, мы уже с самого раннего детства развиваем элементарные экологические представления. Ведь именно приобщение к миру природы детей раннего возраста является первой, начальной ступенью в системе непрерывного экологического образования.
Мы поставили перед собой цель: развивать у детей познание объектов окружающего мира с помощью чувственного восприятия.
Определили следующие задачи:
1. Помочь детям накопить багаж ярких, живых и эмоциональных впечатлений через знакомство с окружающим миром.
2. Воспитывать элементарные экологические понятия, бережное отношение к природе.
3. Вовлекать детей в эмоциональное взаимодействие со взрослыми и сверстниками при ознакомлении с объектами природы.
Для реализации цели и задач мы разработали перспективный план работы, который направлен на гармонизацию развития ребенка в окружающем мире, пониманию смысла экологии на доступном малышу уровне, что соответствует ФГОС дошкольного образования.
Перспективный план
по экологическому воспитанию детей раннего возраста.
Месяц | Тема НОД | Игры и упражнения | Задачи | |
Сентябрь | «В лес - лесочек мы пойдем и грибочек там найдем». (Приложение №1) | Словесная игра « Что у ёжика на спинке» Подвижная игра «Идём в лес», «Деревья» Настольная игра «Грибок» Пальчиковая гимнастика «Дождик» Дидактическая игра «Парные картинки» | Воспитывать элементарные экологические понятия, обогащать речь детей словами (листья, листопад, грибок) | |
Октябрь | «Кто в лесу живёт, и орешки там грызёт» | Пальчиковая игра «Шишки падают на землю» Подвижная игра «Поймай хвостик» Дидактическая игра «Фасоль-горох» Настольная игра «Фрукты и ягоды» | Формировать элементарные представления об обитателях леса, их внешнем виде, повадках. | |
Ноябрь | «Котенька – коток, серенький бочок» | Пальчиковая игра «Кисонька – мурысонька» Настольная игра «Домашние животные» Дидактическая игра « Чьи детки» Подвижная игра «Котик-коток» | Обогащать представления о домашних животных, их внешнем виде. | |
Декабрь | «Снег - снежок летит, порхает, одеялом землю укрывает» | Подвижная игра «Мы шагаем по сугробам» Дыхательное упражнение «Сдуваем снежинки» Пальчиковая игра «Волшебный снег» Настольная игра «Собери картинку» | Развивать любознательность, в доступной форме понимать явления природы. | |
Месяц | Тема НОД | Игры и упражнения | Задачи | |
Январь | «Заинька, зайка – зайка зазнайка» | Подвижная игра « Зайка беленький сидит» Пальчиковая игра «Зайчики» Дидактическая игра «Дикие животные» Настольная игра «Животные» | Эмоционально обогащать детей впечатлениями от сказочных персонажей, обогащать представление о зайке, его повадках. | |
Февраль | « Рыбка золотая, хвостиком виляет» (Приложение №2) | Игры с водой Пальчиковая игра « Покажи своей ладошкой, как резвятся рыбки крошки» Настольная игра «Рыбалка» Дидактическая игра « Вот какие рыбки» | Развивать мыслительные процессы, внимание, наблюдательность. Формировать представление о внешнем виде рыбки, о некоторых ее повадках | |
Март | «Мы посадим лук -лучок, будет крепкий корешок» | Загадки о луке Настольная игра « Какого цвета овощи» Дидактическая игра «Что в мешочке» Пальчиковая гимнастика «Вырос наш зелёный лук» | Обогащать представления о луке, привлекать к наблюдению за ростом зелёных перьев» | |
Апрель | «Солнечные ладошки» (Приложение №3) | Пальчиковая гимнастика «Солнышко» Обучающая игра «Солнце и зонтик» Подвижная игра « Солнце и дождик» Настольная игра «Прищепки – лучики солнца» Дидактическая игра « Лучики» | Формировать элементарные представления детей о солнце; воспитывать внимательное и бережное отношение к явлениям природы; | |
Май | «Птичка песенки поёт, и с собой играть зовёт» | Словесная игра «Села птица на окошко» Подвижная игра «Птички поют» Пальчиковая игра «Птицы» Настольная игра «Вот какие птички» | Воспитывать у детей доброе, заботливое отношение к птицам. |
Приложение № 1.
«В лес - лесочек мы пойдем, и грибочек там найдем!»
(Игра с элементами театрализации в первой младшей группе).
Новикова Ю.Н., Бичагова Е.И. – воспитатели МБДОУ ЦРР – д/с №5 ЗАТО г. Радужный Владимирской области.
Программное содержание:
- воспитывать элементарные экологические понятия, бережное отношение к природе;
- развивать сенсомоторные навыки;
- вовлекать в эмоциональное взаимодействие со взрослыми и сверстниками через театрализованную прогулку в лес;
- обогащать речь детей словами: листья, листопад, желтые, красивые.
Предварительный этап:
- словесная игра « Что у ежика на спинке»
- подвижная игра «Идем в лес», «Деревья»
- настольная игра «Грибок»
- пальчиковая гимнастика «Дождик»
- дидактическая игра «Парные картинки»
Материл и оборудование: иллюстрация (картина) к стихотворению О. Высотской «Грибок», корзиночки (по одной на каждого ребенка), грибочки из дерева или пластика разной величины, цвета.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ||
Этапы деятельности | Содержание | Время проведения |
Процесс вовлечения в деятельность | Сюрпризный момент: Под полотном на мольберте красивая картина с ярким, осенним пейзажем. Воспитатель привлекает внимание детей к мольберту. Воспитатель: Ребята, что же там под платочком? Посмотрим? Дети: Да! | 1 мин |
Целеполагание | Воспитатель снимает полотно. Посмотрите, какая картина красивая! На ней изображена осень и девочка, которая нашла гриб. Девочка аккуратно взяла грибок, не наступила на него. Девочка молодец? Дети: да! Воспитатель: А вы хотите собрать грибочки? | 1 мин |
Процесс планирование | Воспитатель читает стихотворение О. Высотской «Грибок»: Мы в лесок пойдем, Мы грибок найдем, В шапочке нарядной, Светло – шоколадной. Ты не прячь, грибок, Под листок свой бок, Ты ребятам нужен К вечеру на ужин. | 1 мин |
Процесс осуществления действия | Воспитатель рздает детям корзиночки и предлагает им поиграть «Пойдемте в лес за грибами!» Разыгрывается сценка прогулки в лес. Дети идут по «мостику», «перешагивают через канавку», «прислушиваются к звукам леса» (листочки шумят, птички поют и т.д). Затем воспитатель предлагает детям поискать грибочки. Воспитатель эмоционально обыгрывает поиск грибочков. Воспитатель: Ой, вот Саша нашел грибочек желтый, маленький! А Катя красный, большой! Собирает вокруг себя детей и просит показать, какие грибочки они нашли. Грибочки выкладываются на большое блюдо. Воспитатель: Вот как много грибов мы набрали. Дети: Да много. Воспитатель предлагает разложить грибочки по цвету, а потом по величине. Помогает детям сравнивать их и полюбоваться красотой даров леса. Еще раз подчеркивает бережное отношение к природе. | 5 мин |
Рефлексия | Физкультминутка « Деревья» (Дети повторяют движения по ходу стихотворения) Ручки подняли и плавно помашем Ветер качает листву. Вниз опустили, кисти стряхнули, Сбросив на землю листву. | 2 мин |
Приложение №2.
«Рыбка - золотая, хвостиком виляет».
( НОД в первой младшей группе).
Новикова Ю.Н., Бичагова Е.И. – воспитатели МБДОУ ЦРР – д/с №5 ЗАТО г. Радужный Владимирской области.
Программное содержание:
- воспитывать бережное отношение к обитателям аквариума:
- развивать мыслительные процессы, внимание, наблюдательность;
- формировать представление о внешнем виде рыбки, о некоторых ее повадках;
- обогащать словарь детей словами: туловище, плавники, чешуя, хватает корм, рыбка живая.
Предварительный этап:
- игры с водой;
- пальчиковая игра «Покажи своей ладошкой, как резвятся рыбки - крошки»;
- настольная игра «Рыбалка»;
- дидактическая игра « Вот какие рыбки».
Материл и оборудование: игрушка рыбка, банка с водой, живая рыбка, корм для рыбки, таз с водой.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ||
Этапы деятельности | Содержание | Время проведения |
Процесс вовлечения в деятельность | Сюрпризный момент: Воспитатель привлекает внимание детей на красивую, яркую коробку. Воспитатель: ребята посмотрим кто там? Дети: Да! (открываем коробку, а там рыбка). Воспитатель читает детям стихотворение о рыбке: Ночью темень, ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты спишь? Жаль, что в речке ,на воде, Нет следов твоих нигде. И. Токмакова. | 2 мин |
Целеполагание | Воспитатель: Кто это? Кто у меня в руках? Дети: Рыбка. Воспитатель: А что есть урыбки? Дети: Хвостик, голова. Воспитатель описывает рыбку побуждая к ее рассматриванию (описательный рассказ от воспитателя: это рыбка, у нее есть голова, хвост, плавники, жабры, глазки, спинка, животик и т.д.) После окончания рассказа воспитатель побуждает детей к ответам на вопросы. | 1 мин |
Процесс планирование | Воспитатель: Что это? (обвожу рукой) Дети: Голова. Воспитатель: А что находится на голове у рыбки? Покажи Милана глазки. Что показывает Милана? Дети: Глаза. Воспитатель: А что еще есть на голове у рыбки? Дети: Рот. Воспитатель: Правильно. А это что? (обвожу спинку и брюшко). Дети: Спинка, животик. Воспитатель: Спинка и животик. Воспитатель: Спинка и живот – это туловище рыбки (обвожу рукой). Что я показываю? Дети: Туловище. Воспитатель: Повтори Саша, что это? Ребята, а еще у рыбки есть плавники, хвост. Повторите, что я показываю. Дети: Плавники, хвост. Воспитатель: Плавники и хвост помогают рыбке плавать. А тело у рыбки покрыто чешуйками, вот они. Чем покрыто тело рыбки? Дети: Чешуйками. Воспитатель: Эта рыбка игрушечная, я ее взяла в руки. А сейчас я приглашаю вас посмотреть, как плавает живая рыбка, как виляет хвостиком. Дети рассматривают рыбку в банке. Воспитатель: Кто это? Дети: Рыбка. Воспитатель: Эту рыбку называют «золотая рыбка». Как называют эту рыбку? Дети: Золотая рыбка. Воспитатель: Что делает рыбка? Дети: Плавает. Воспитатель: С помощью чего плавает рыбка? Что ей помогает плавать? Дети: Хвост и плавники. Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, может плавать игрушечная рыбка? (Опускаю рыбку в тазик с водой). Плывет? Дети: Нет. Воспитатель: А почему она не плывет? Дети: Потому что она игрушечная, не живая. | 5 мин |
Процесс осуществления действия | Воспитатель: Глазками рыбка смотрит, куда ей плыть, где корм. Без воды рыбка жить не может, поэтому она живет в аквариуме, в него налита вода, в воде она ныряет, плавает. Она жива и о ней надо заботиться, кормить ее. Сейчас мы ее покормим. (насыпаю корм). Что делает рыбка? Дети: кушает. Воспитатель: Чем она хватает корм? Дети :Ртом. Воспитатель: Сейчас мы с вами покормим игрушечную рыбку. Хватает она корм? Игрушечная рыбка не ест, с ней можно играть. Она будет стоять на полочке, а живая рыбка будет жить в аквариуме. Мы будем бережно к ней относиться. Ребята кого мы с вами рассматривали? Дети Золотую рыбку. | 1 мин |
Рефлексия | Игра « Веселые рыбки» Веселые рыбки играли, плескались, Веселые рыбки на волнах катались. Веселые рыбки спасайтесь скорей Зубастая щука у черных камней. | 1 мин |
Приложение №3.
«Солнечные ладошки».
(рисование в первой младшей группе).
Новикова Ю.Н., Бичагова Е.И. – воспитатели МБДОУ ЦРР – д/с №5 ЗАТО г. Радужный Владимирской области.
Программное содержание:
- формировать элементарные представления детей о солнце.
- вызвать яркий, эмоциональный отклик на необычный способ рисования весеннего солнышка.
- познакомить с техникой «принт» (печать).
Подготовительный этап:
- наблюдение за солнцем на прогулке, на картинках, в книжках иллюстраций;
- игры с игрушками - солнышками в повседневной жизни, дидактические игры;
- разучивание: песенки « Есть у солнышка дружок»;
- чтение стихотворения В. Шипуновой « Солнышко»;
- подвижная игра « Солнышко и дождик»;
- пальчиковая игра «Светит солнышко в окошко».
Материал и оборудование:
- иллюстрация солнышко;
- листы белой бумаги с изображением желтого круга;
- пластиковые ванночки с гуашевой краской, разведенной до консистенции жидкой сметаны;
- салфетки.
Виды деятельности: художественная, коммуникативная, игровая.
Взаимодействие с семьей: подбор потешек и стихов о солнышке.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ||
Этапы деятельности | Содержание | Время проведения |
Процесс вовлечения в деятельность | Воспитатель ,глядя в окно, таинственно, выразительно, интонационно читает стихотворение про солнышко: Солнышко, солнышко, Ты не спи за тучей! Солнышко, солнышко. Покажи нам лучик! Из-за тучки появись! Нам скорее улыбнись! По тебе мы все скучаем! Поскорее к нам явись! Ребята, хотите, чтобы солнышко было у нас в группе? | 1 мин |
Целеполагание | Воспитатель выкладывает лист белой бумаги с изображением желтого круга в центре листа. - Ребята а что это; как вы думаете? - Ответы детей ( колобок, блин, солнышко, круг, и т.д.). - И правда, ребята, похоже на солнышко. - А что же не хватает у солнышка? - Ответы детей (лучиков). - Правильно ребята, лучиков. - А ваши ладошки могут быть лучиками? (да). - Покажите их. | 1 мин |
Процесс планирование | - Поможем солнышку нарисовать лучики? - Ответы детей (да). - На столе у вас стоят ванночка с краской. А какого цвета дети краска? - Ответы детей (желтого). - Рисовать будем по очереди друг за другом. – Можно я первая нарисую лучики солнышку? Я тихонько опускаю ладошку в ванночку с краской. Затем вынимаю ладошку и аккуратно примакиваю её около желтого круга, так ,чтобы у солнышка получились лучики. | 1 мин |
Процесс осуществления действия | Дети располагаются за столом перед листом белой бумаги с изображением желтого круга в центре листа. Намазанной ладошкой совместно с воспитателем рисуют отпечатки – лучики солнышку. Воспитатель обращает внимание детей на то, как солнышко оживилось, лучики заблестели, заиграли. - Ребятки, солнышко на ушко мне шепнуло, что вы сегодня молодцы. Все старались, аккуратно работали и никто никому не мешал, поэтому у вас так красиво получились солнечные лучики. Воспитатель зачитывает отрывок из стихотворения И. Глазкова. Солнечный веселый лучик Пробивался из-за тучи Выскочил такой игривый, Жеребенок с рыжей гривой. | 6 мин |
Рефлексия | После того как дети помогли солнышку нарисовать лучики, помыли руки. Солнышко приглашает поиграть в подвижную игру. | 1 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность с детьми по разделу «Ребенок открывает опыт безопасного поведения в окружающем мире» с использованием программы «Детство» ШКОЛА ПЕШЕХОДНЫХ НАУК
Непосредственная образовательная деятельность с детьми по ПДД...
Планирование на неделю "Открывая книгу - открываем мир" в подготовительной группе
Планирование на неделю для подготовительной группы...
Буклет для родителей «Открывая ребенку книгу — Вы открываете ему мир.»
quot;Открывая ребенку книгу — Вы открываете ему мир."Семейное чтение - это атмосфра, которую вы создаетедля своего ребенка. А книга подобраная согласно возрасту поможет вам вме...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/07/picture-102800-1473242732.jpg)
Открывая книгу-открываем мир!
Формирование читательской грамотности у дошкольников с ОВЗ в условиях ГКН....
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/29/picture-1446750-1672295105.jpg)
Сценарий мероприятия для детей «Открывая книгу - открываю мир»
Сегодняшние дети самые счастливые. В библиотеках каких только книг нет. Нужно лишь иметь желание читать. Чтение помогает нам лучше познать окружающий мир и себя. Потому что книга учит ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/14/picture-1501465-1702544693.jpg)
План-конспект занятия по окружающему миру для детей подготовительной группы «Открывая Красную книгу»
Тема: «Открывая Красную книгу»Возраст обучающихся: 6-7 летЦель: познакомить детей с Красной книгой России, а также с Красной книгой своего региона, с нек...