Развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Наши младшие друзья»
план-конспект занятия (старшая группа)

Светлана Анатольевна Корчагина

 Данное занятие способствует углублению представлений детей о жизни животных     семейства кошачьих и развитию вербального и невербального воображения, творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nashi_mladshie_druzya.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Наши младшие друзья»

ЦЕЛЬ: Способствовать углублению представлений детей о жизни животных     семейства кошачьих и развитию вербального и невербального воображения, творческих способностей.

ЗАДАЧИ: I.Развитие речи

Продолжать учить детей осваивать формы речи-рассуждения, доказательства, объяснительную речь.

Активизировать в речи детей слова определяющие предметы природы, названия мест обитания, названия животных из семейства кошачьих,.

Расширять словарный запас детей. Формировать умение находить слова-синонимы.

II. Интеллектуальное развитие

Развивать познавательные способности детей, любознательность, логическое мышление, творческое воображение.

Развивать интерес к продуктивным видам деятельности и расширять чувственный опыт через экспериментирование.

III. Воспитательные задачи

Воспитывать межличностное доверие и групповое сотрудничество; навыки культуры общения детей  и умение констатировать своё поведение.

Воспитывать доброжелательное отношение к животным, желание заботиться и оказывать им посильную помощь.

Воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире. Способствовать созданию условий эмоционального благополучия и отзывчивости.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

I.Совместная деятельность

1. Рассматривание иллюстраций, фотографий, рисунков из энциклопедии животного мира.

2. Чтение художественной литературы о животных.

3. Заучивание стихов:

4. Отгадывание загадок о животных из отряда кошачьих.

5. Рисование, лепка, аппликация животных.

6. Дидактические игры: «Зоологическое лото», «Где, чей детёныш», «Сделай сам» (конструирование из бумаги), «Найди определение»,  «Кто, где живёт» и др.

7. Составление творческих и описательных рассказов.

8. Составление и аппликация любимого животного из различного материала (бумаги, кожи, ткани, меха)

9. Наблюдение за кошками в природе.

10. Поделки из природного материала.

II. Самостоятельная деятельность детей

1.Рассматривание иллюстраций книг и научно-популярных журналов о животных.

2.Игры с игрушками.

3.Игры со строительным материалом и мелкими игрушками: «Зоопарк», «Джунгли» др.

4.Рисование в свободное время: раскрашивание раскрасок, обведение трафаретов и создание сюжета о жизни животных.

5.Просмотр видеофильмов и мультфильмов: «Котёнок  Гав», «Маугли»,

6. Игры – импровизации: «Охотники», «Джунгли зовут»

ОБОРУДОВАНИЕ:

1.Силуеты животных, геометрические фигуры из материала различной фактуры (бархатная бумага, ткань, мех)

2.Клей ПВА, кисточки по количеству детей, х/б салфетки, маркер, тарелочки.

3.Панорамы: а) Саванна, степь;

                          б) Горы, лес;

                          в) Дом и человек.

4.Выставка детских рисунков «Моя любимая кошка» и творческих рассказов о них.

5.Запись голосов домашних и диких кошек («Звуки природы»).

6.Волшебный сундучок.

7.Письмо – конверт.

8.Стакан для воды, краски, поролон.

9.Схема «Семейство кошек».

10.Покрывало «Поляна», «Ковёр – самолёт»

11.Ауди/запись «Аэробика для малышей»

12.Ауди/запись «Кошачий рок-н-ролл»

13.Иллюстрации диких и домашних кошек.

14. Игрушки (декорации)

15. Рабочие столы – 3 шт.

16.Загадки о диких кошках.

17. Стихотворение «Мир как маленькая сказка».

18. Глобус (карта земного шара)

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Педагог: Ребята посмотрите, сколько у нас сегодня гостей и они не знают, как вас зовут. Давайте представимся друг другу и ласково улыбнёмся им (Каждый ребёнок называет своё имя)

Сюрпризный момент: Стук в дверь и «влетает» сорока (ребёнок в костюме сороки)

Сорока: Я сорока – белобока,

Прилетела из далёко,

Сказано мне строго было,

Чтоб ничего не позабыла.

Звери в память о себе

Вам сюрприз оставили,

А сюрприз тот в сундучке,

Где много правил и заданий.

Педагог: Спасибо тебе сорока - белобока, что доставила нам этот сундучок.                               (Сорока отдаёт сундучок и улетает)

Педагог. Что же там внутри? Какой сюрприз нам приготовили звери?  Ребята, давайте посмотрим.    Открывает сундучок и достаёт конверт, в котором диск МР -3, включает его. Диск прослушивается

Педагог: Кто догадался, какое животное издаёт эти звуки?

Дети: Кошка!

Педагог: К каким животным относится кошка? Где она живёт?

Дети: Домашним! Живёт рядом с человеком.

Педагог: Да, кошки  - это домашнее животное и живут они рядом с нами.                                         Мы очень любим этих весёлых и озорных членов семьи. Изображаем их в своих рисунках, придумываем разные рассказы и сказки.                                                                                         Ребята, вы с родителями нарисовали своих любимцев, а теперь расскажите о них свою историю.

Выставка детских работ: «Моя любимая кошка»                                                              Составление творческих рассказов по своему рисунку.              

 Педагог: Ребята, рассматривая  ваши рисунки и слушая рассказы можно сделать  вывод, что кошки бывают разные: по цвету, размеру, повадка. А  какими ещё бывают кошки?

Д/игра «Кошка, какая?                                                

Дети: Умная, хитрая, осторожная, сильная, быстрая, игривая, ловкая, дружелюбная, заботливая, грустная, весёлая, задорная, злая, пушистая, ласковая, мягкая, сытая, голодная, задумчивая, домашняя, дикая.

Педагог: Молодцы, ребята, как много слов вы сказали о домашних кошках. Но, у них есть родственники – дикие кошки, которые живут на разных                                          континентах земного шара (показывает модель глобуса или карту).                                               Это и в лесу, в горах, в саваннах, в джунглях. Сейчас я хочу предложить вам необычное путешествие. Вы хотите отправиться в путешествие?

Дети: Да!!!!!

Педагог: Давайте все вместе сядем на этот ковёр, это необычный ковёр, а волшебный.   Это ковёр – самолёт, который домчит нас быстро в то место, куда мы захотим.  Закроем глаза и представим что мы «летим» в небе.

Динамическая пауза: «Мы летим над облаками».

                    Мы летим над облаками      (руки в стороны)

           Мы хватаем их руками          (руки вверх, хватательные движения)

          Задеваем головой – Ой!       (кладут руки на голову)

          Если дома не сидится            (правой рукой помахали к себе)

          Приглашаем прокатиться     (левой рукой помахали к себе)

           По дорожке голубой              (обе руки вытянуть вперёд, сомкнуть)

Педагог: Ребята, открывайте глаза, мы прилетели. Смотрите, здесь какие-то следы?                         Да, они необыкновенные. На них написаны загадки. Давайте отгадаем их.

Загадки:

  1. Мощные лапы, рыжая грива,

с ним повстречавшись,

дрожат все пугливо. (лев)

  1. Когда он в клетке, то приятен,

На шкуре много чёрных пятен.

Он хищный зверь, хотя немножко

Как лев и тигр, похож на кошку   (леопард)

  1. Кошек хищное семейство

Жить не может без злодейства

По траве, скользя без шума

На охоту вышла …………(пума)

  1. Его все знают

Он ходит в шкуре полосатой

От хвоста и до ушей

Цвет песка и камышей. (тигр)

  1. Там, в ветвях её засада,

И отсюда мчаться надо!

Ты олень поберегись:

На охоту вышла - …….(рысь)

  1. Он живёт высоко в горах

На морозах и ветрах.

И его порой бывает

«Снежным барсом»  называют (ирбис)

Педагог: Молодцы, ребята, вы правильно отгадали загадки.   А  каких диких кошек вы ещё знаете?

Дети:  (перечисляют других диких кошек)

Педагог: Ребята, чем питаются дикие кошки?

Дети: Они ловят добычу (других животных, которые едят траву)  (дети перечисляют, кого могут, есть дикие кошки)

Педагог: А как их можно назвать одним словом? Кто они?

Дети: Хищники!

Педагог: Давайте представим, что будет, если исчезнут все хищные кошки?

Дети: Будет много больных и слабых животных. Их разведётся слишком много и им нечем кушать. Может погибнуть природы

Педагог: Ребята давайте сравним домашних и диких кошек.

Д/игра: «Найди отличия»

сходство

отличия

Они все из семейства  кошачьих

Домашние  – дикие

Они хищники

Большие - маленькие

У них одинаковое строение тела

Разные голоса по громкости и звучанию (тихие – громкие, мяукают и рычат)

Они могут иметь одинаковую окраску

Разные места обитания

Их детёнышей называют - котятами

Разное отношение к человеку (не бояться, приносят пользу – остерегаются, нападают)

Они млекопитающие

Домашние кошки принимают ухаживание человека – дикие кошки сами о себе заботятся

Если нет опасности – прячут когти в подушечки лап

Они мяукают

Они имеют различную окраску (пятна, полоски, цвет)

Педагог: Молодцы, ребята, как много вы назвали отличий и сходств о кошках. Давайте попробуем показать характерные особенности поведения кошекв танцевальных движениях.

Динамическая пауза «Кошачий  рок-Н-рок»

Педагог: Как хорошо вы как ведут себя кошки. Смотрите, кто-то потерял конверт. На нём ничего не написано. Интересно, кому же он принадлежит. Может, вы потеряли конверт,  дорогие гости! Давайте посмотрим, что в нём? Здесь чистый лист бумаги. Интересно. Ой, я кажется, догадалась! Это волшебное письмо! Давайте попробуем его расшифровать. Возьмём волшебной воды и проведём губкой по листу бумаги (выполняет действия) Смотрите, появляется текст и какой-то рисунок…..

Текст письма:

                             «Помогите! Помогите! Злой Волшебник захватил власть в нашем     царстве кошек. Он всех нас заколдовал и запер в подземелье. Избавьте наше царство от злодея и освободите нас. Мы все хотим вернуться в свои родные края. Помогите!»

Педагог: Ребята, давайте поможем бедным кошкам вернуться в свои края! Вы готовы  им помочь?

              Здесь находятся три острова:

              - «Саванны» - здесь живут дикие кошки, обитающие в жарких странах.

              - «Лес и горы» - для диких кошек, живущих в лесу и горах.

              - «Дом» - для домашних кошек.

Педагог: Мы должны разместить их в свою среду обитания, где они  жили  до того как их заколдовал Злой Волшебник. А помогать мы будем с помощью аппликации. Здесь на столах есть всё необходимое для работы (трафареты, цветная бумага, ткань, мех, кисточки, клей, ножницы) Перед началом работы я бы хотела, чтобы мы вспомнили правила работы с ножницами (дети говорят, как надо пользоваться ножницами). Можете приступать к работе.

(Дети самостоятельно выбирают материал для работы и животного кого они хотят изобразить и выполняют задание). Во время выполнения аппликации звучит тихая музыка из серии «Звуки природы».

Педагог: контролирует выполнение аппликации, подсказывает оптимальное решение как лучше выполнить животное.

Педагог: Ребята, вы настоящие друзья кошек. Только тот, кто  любит кошек, может так красиво изобразить их. Вы помогли кошкам посилиться в их родные места: снежный барс вернулся  в горы, рысь расположилась на ветке дерева в лесу, лев – в саваннах и т.д. А теперь нам пора возвращаться  в д\с «Василёк».  Давайте сядем на свой ковёр – самолёт и полетим в свои родные края (дети садятся на ковёр, поют песенку)

Педагог: Подводит итог занятия.  О каких животных мы сегодня говорили?                           Какие бывают кошки?                                                                                                                                   Где живут кошки?                                                                                                                                   Назовите диких кошек?                                                                                                                             Кто из диких кошек вам нравиться? Почему?                                                                                         Вам понравилось наше путешествие? Чем оно вам понравилось?

Педагог: (педагог хвалит детей за хорошую работу на занятии, читает стихотворение)

Мир кошачий – как маленькая сказка

Открывает двери нам

Там детёныши раскрыли глазки,

 Дарят радость всем зверям

 Не смолкают птичьи трели,

 Розовеют облака

            Разноцветной акварелью

            Вспыхнет радуга – дуга!

            Так пускай царит на свете

            В каждом сердце доброта

            Чтобы от улыбок детских

            Стала радостней земля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста 5-7 лет. Тема: «Путешествие в страну Чувств».

Вид занятия:  - коррекционно - развивающее занятие.Цель занятия: способствовать развитию эмоциональной сферы детей, умений понимать и выражать своё эмоциональное состояние, учить распознавать чув...

конспект развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста в рамках проекта по полоролевому воспитанию "Самые лучшие друзья человека"

Разговор с детьми педагог-психолог ведет из информативной в морально-нравственную плоскость. Обращаясь к коммуникативному опыту детей, педагог-психолог обсуждает различные ситуации нравственного харак...

Конспект группового коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Злюсь-дерусь».

Цель: развитие эмоционально – волевой сферы у дошкольников.Задачи:1. Познакомить детей с эмоцией гнева, с чувством злости.2. Обучить различению эмоционального состояния по его внешнему...

Коррекционно-развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста "Встреча с друзьями"

Цель – развитие познавательных процессов.Задачи:1. Снятие эмоционального напряжения.2. Развитие мышления и восприятия, межполушарного взаимодействия.3. Развитие мелкой моторики рук....

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Наши пернатые друзья"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 25 города Ейска муниципального образования Ейский район   Конспектзанятия с детьми стар...