Опыт работы "Использование ИКТ в дополнительном образовании как фактор успешной реализации ФГОС "
материал

Новикова Юлия Игоревна

В данной работе рассматривается использование информационно-коммуникационных технологий во время занятий с детьми дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_ispolzovanie_ikt.docx25.15 КБ

Предварительный просмотр:

Новикова Юлия Игоревна,

педагог дополнительного образования, первая квалификационная категория,

МБУ ДО «Центр детского творчества» г. Щёкино, Тульской области, РФ

Использование ИКТ в дополнительном образовании как фактор успешной реализации ФГОС

Аннотация: В данной работе рассматривается использование информационно-коммуникационных технологий во время занятий с детьми дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования.

Содержание:

  1. Введение.
  2. Понятие «ИКТ», основные ИКТ, используемые в образовательном процессе.
  3. Основные направления, по которым осуществляется внедрение ИКТ.
  4. Использование ИКТ в моей педагогической деятельности.
  5. Заключение.
  6. Список использованных источников и литературы

  1. Введение

Дополнительное образование, как и общеобразовательная деятельность, направлена на достижение результатов и  наиболее полно отвечает критериям внеурочной деятельности основного образования. Оно по своей сути является личностью ориентированным, в отличие от базового образования, продолжающего оставаться предметно ориентированным, направленным на освоение школьного стандарта. Только органичное сочетание основного и дополнительного образования может помочь развитию как отдельного ребенка, так и всего образования. Отсюда можно сделать вывод, что внедрение ФГОС может помочь разбить стереотип восприятия дополнительного образования как второстепенного и понять, что оно объективно обладает возможностью объединять в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребенка.

Сегодня переход российского образования на ФГОС неразрывно связан с повышением уровня информатизации всей системы образования, поэтому ИКТ-технологии пронизывают буквально все сферы и структуры дополнительного образования. В связи с этим современный педагог обязан быть информативно грамотным, то есть уметь определять возможные источники информации и получать ее, уметь анализировать полученную информацию, уметь оценивать информацию с точки зрения ее достоверности и достаточности для решения проблемы, уметь использовать результаты поиска , получения, анализа и оценки информации для принятия решений, уметь создавать собственную базу знаний, уметь работать с информацией индивидуально и в группе.

  1. Понятие «ИКТ», основные ИКТ, используемые в образовательном процессе.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации.

Основными информационно-коммуникационными технологиями, которые используются в образовательном процессе, являются:

- офисные технологии, позволяющие подготовить учебные материалы в MS Word, MS Excel, MS PoverPoint;

- сетевые технологии, позволяющие использовать учебные материалы в рамках локальной, а также глобальной сети Интернет;

- телекоммуникационные технологии: теле- и видео- конференции, чаты, форумы, электронная почта;

- специализированное программное обеспечение, обеспечивающее электронный документооборот образовательного учреждения, различные контролирующие мероприятия и управление образовательным учреждением.

  1. Основные направления, по которым осуществляется внедрение ИКТ.

На сегодняшний день внедрение ИКТ происходит  по следующим направлениям:

- построение занятия с применением мультимедийных средств, таких, как обучающие программы и презентации, видеоролики;

- использование готовых тестов и создание собственных тестов для осуществления контроля уровня УУД;

- организация и проведение практических работ с виртуальными моделями и обработка результатов экспериментов;

- участие в дистанционных олимпиадах, конкурсах, дистанционном обучении и сетевом методическом объединении.

  1. Использование ИКТ в моей педагогической деятельности.

Моя педагогическая деятельность вот уже 11 лет связана с детьми старшего дошкольного возраста. Дошкольное детство является особенно важным периодом для развития интеллектуальных способностей человека, закладывающим фундамент дальнейшей учебно-познавательной деятельности. Известно, что познавательная активность детей дошкольного возраста развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В эпоху стремительного развития информационных технологий перед педагогом ставится задача не только передать определенный набор знаний, но и сформировать основу для развития информационной культуры личности и стать проводником в мир новых технологий. Решение этих задач предполагает не только создание единой развивающей среды, в которой взаимодействуют обучающиеся, родители и педагоги, но и обогащение этой среды информационными технологиями.

ИКТ-технологии в работе с дошкольниками я использую в нескольких направлениях.

Во-первых, для сбора и хранения информации, наглядности.  Если раньше стояла проблема обеспечения образовательного процесса достаточной наглядностью, то с появлением  интерактивных ресурсов стало возможным использование иллюстраций, картин, схем и др. по мере необходимости на экране. Мною создана электронная библиотека, которая включает в себя презентации на разные темы, включенные в мою общеобразовательную программу в соответствии с требованиями ФГОС. Все папки рассортированы по темам, в соответствии с образовательными областями.

Во-вторых, использование ИКТ для проведения занятий  в совместной и самостоятельной деятельности детей.

Одной из наиболее удачных форм применения информационных технологий на моих занятиях является создание и использование мультимедийных презентаций (ММП). Это очень удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Основным отличием презентаций от остальных способов представления информации является их интерактивность, особая насыщенность содержанием и возможность использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности, а именно фронтальную, групповую и индивидуальную. Яркие презентации оказывают одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение), что позволяет достичь гораздо большего эффекта. Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил».

В работе с  дошкольниками я активно использую различные виды презентаций: лекционная презентация, «плакаты», игровые презентации для закрепления пройденного материала.

Лекционная презентация – это визуальные материалы, иллюстрирующие содержание объяснения педагога  по какой-либо теме общеобразовательной программы, например, презентации «Царевна Высота», «Как Кот варил Компот», «История Паучка», «Различные виды штриховки», «Спасаем Пишичитая» и другие.

«Плакаты» - это  демонстрация иллюстраций, фотографий, картинок, схем. Демонстрируемый визуальный материал должен быть хорошего качества и крупного размера. Например, презентации: «Дикие и домашние животные», «Геометрические фигуры», «Четвертый лишний», «История письма» и другие.

Мною созданы серии презентаций к занятиям по знакомству со звуками и буквами, цифрами и числами, различными величинами, геометрическими фигурами. Также я составила несколько  интересных презентаций- физкультминуток, направленных на снятие напряжения и активизацию внимания детей, например,  «Цыплята», «Снеговики», « Поросята».  Также созданы презентации с использованием элементов игры. Например: «Сказка про  звуки», «Угадай героя сказки», «Отгадай загадку».

На своих занятиях использую и другие формы организации деятельности старших дошкольников. Такие как, компьютерные и видео- игры и программы («Уроки тетушки Совы», «Буквы с Кругляшиком» и т.д.)

В последнее время существуют и успешно развиваются различные формы дистанционного образования: олимпиады (эвристические, обучающие), конкурсы, викторины, турниры и т.д., в которых происходит продуктивная познавательная деятельность детей. Поэтому уже несколько лет мои воспитанники принимают активное участие в подобных мероприятиях. Участие в конкурсах вызывает положительную мотивацию у дошкольников, формирует активную жизненную позицию, повышает интерес к учебной деятельности, способствует развитию творческого мышления, а победы в конкурсах оставляют незабываемые впечатления, дают стимул для дальнейшего совершенствования.

  1. Заключение.

По результатам моей работы можно сделать вывод, что использование ИКТ как фактор успешной реализации ФГОС, обеспечило:

- повышение мотивации к образовательному процессу, которая возрастает за счёт мультимедийных эффектов;

- повышение эффективности образовательного процесса за счёт   высокой степени наглядности; 

- способность выравнивания возможностей детей

- появления возможности моделировать объекты и явления;

- возросший интерес  обучающихся к образовательной деятельности, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре, что соответствует  наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;

-развитие у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов;

-поощрение детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.

ИКТ  позволяют моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни, например, как показать ребенку жизнь на дне океана или планеты Солнечной системы.

Таким образом, использование новых информационных технологий в системе дополнительного образования позволяет существенно повысить интерес детей к учебному процессу, а, следовательно, и улучшить качество знаний и УУД обучающихся.

  1. Список использованных источников и литературы.
  1. Бабич И.Н. Новые образовательные технологии в век информации / Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». – Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик». – 2003. – С. 68-70.
  2. Кручинина Г.А. Методическая работа преподавателя в условиях использования новых информационных технологий обучения / Проблемы теории и практики в подготовке современного специалиста. Межвузовский сборник научных трудов. – Н. Новгород, Изд-во НГЛУ, 2003. С. 126 - 136 .
  3. Лосик Е. И. Роль педагога дошкольного учреждения в развитии познавательной активности старших дошкольников // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. 
  4. Лямзин Д.В. Использование ИКТ в учебном процессе // Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой».
  5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.
  6. Усачева Г.В. «Развитие системы дополнительного образования детей в условиях введения ФГОС».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Шагаем в ногу со временем. Успешная реализация ФГОС" (из опыта работы)

quot;Шагаем в ногу со временем" Успешная реализация ФГОС, воспитателя средней группы "Смешарики" Евтеевой Л.В. за учебный 2016-2017 год...

Деловая игра «Проектно- исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС дошкольного образования»

Данная деловая игра позволяет привлечь внимание педагогов  и нацелить коллег на непременное использование проекта в практике их работы....

Интегрированное занятие с участием педагога-психолога и логопеда с использованием интерактивной среды темной сенсорной комнаты в условиях реализации ФГОС ДО как фактор, положительно влияющий на развитие речи и эмоционального интеллекта детей сОВЗ

Федеральные государственные стандарты дошкольного образования (ФГОС) для детей с ограниченными возможностями здоровья нацеливают специалистов на создание развивающей образовательной среды, способствую...

Опыт работы " Использование технологии театрализованной деятельности, как фактора успешного речевого развития дошкольников в условиях ФГОС ДО"

Опыт работы  «Использование технологии театрализованной деятельности, как фактора успешного речевого развития дошкольников в условиях ФГОС ДО»Актуальность опыта.  Проблема р...

Опыт работы "Организация деятельности педагога дополнительного образования в современных условиях".

В данной работе рассматривается организация деятельности педагога дополнительного образования во время занятий с детьми дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования....