брейн ринг для педагогов
материал
игра для воспитателей по экологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_ringa_dlya_vospitateley_ekologiya.docx | 39.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №44»
Сценарий проведения экологического брейн-ринга
«Судьба природы – наша судьба»
«Природа – сильнейшее средство воздействия, прекрасный метод воспитания!».
В. А. Сухомлинский
Составила воспитатель:
Гюльмалиева Е.В.
Город Усолье – Сибирское
2018 год
Цель: развивать педагогическую компетенцию в вопросах экологии. Активизировать деятельность педагогов; совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности.
Задачи брейн-ринга:
- способствовать расширению и углублению знаний педагогов по экологии;
- показать важность экологических проблем в природе, влияние на экологическую ситуацию каждого человека;
- развивать умение логически мыслить, находить верное решение при коллективном обсуждении, высказывать свое мнение и слушать других;
- воспитывать убеждение в необходимости получения и передачи большого объема знаний дошкольникам
Ведущий: Леса топорщатся и степь клубится,
Жара изводит и снега блестят,
Богаты мы!
Но считанные птицы,
Над считанными рощами летят,
Дрожит камыш на считанных озерах,
И считанные рыбы ждут в реке,
И восковые считанные зерна,
Неслышно зреют в малом колоске,
Над запахом таежной земляники,
Полночный филин ухает из тьмы,
Неужто внуки лишь по красной книге,
Узнают, как богаты были мы!
Ведущий: Чего только люди не выдумали, чтобы облегчить себе жизнь!: удобрения для сбора богатых урожаев, смертоносные яды, чтобы убивать насекомых – вредителей. Научились в огромных количествах добывать полезные ископаемые, чтобы получить энергию, тепло, золото. А сейчас, люди всей Земли с глубокой озабоченностью осознают, что планете все больше грозит экологическая катастрофа, которая может уничтожить все формы жизни на Земле. Признаки глобального бедствия налицо: наличие парникового эффекта, уничтожение озонового слоя, высокая концентрация в атмосфере загрязняющих, высокотоксичных и радиоактивных веществ, эрозия почв, сокращение площади лесов, загрязнение водоемов, истребление животного мира. Под угрозой само существование человека. Это все касается и нас живущих в прекрасном и богатейшем Сибирском крае. Назрела необходимость в осознании всеобъемлющей системы экологической безопасности, что может быть обеспечено только совместными усилиями всего человечества. И чтобы не только говорить, но и действовать, необходимы элементарные знания своей природы, только тогда мы сможем ей помочь.
Поэтому мы сегодня проводим экологический брейн-ринг, тема которого: «Судьба природы наша судьба».
Ведущий: Мы рады приветствовать вас в этом зале! Сегодня состоится турнир интеллектуалов, экологический брейн-ринг. Название игры брейн – ринг произошло от английского brain-мозг.
Сегодняшний брейн- ринг мы посвящаем не только проблемам экологии, но и нашему участию в решении этих проблем.
Правила игры:
1. В игре принимают участие 2 команды по 6 человек. Каждая команда должна выбрать себе капитана. Капитан будет определять отвечающего в команде, передавать выполненные задания в жюри и подавать сигнал готовности к ответу.
2. «Визитная карточка команд» (представление команд).
3. Игра состоит из 5 раундов, которые содержат теоретические вопросы по экологии, материалы о мире живой природы.
4. На обдумывание ответа предоставляется 3 минуты.
5. Первой отвечает команда, которая раньше других подала сигнал (колокольчик).
6. Правильность ответов оценивает жюри.
7. За правильный ответ команда получает баллы, они начисляются по 5 бальной системе:
- полный правильный ответ – 5 баллов,
-неполный ответ – 3 балла,
- неправильный ответ – 0 баллов, право ответа переходит команде соперников.
Команда, набравшая большее количество баллов за отведенный период времени, становится победителем брейн – ринга и занимает 1 место.
Правильность и полноту ответов, будет оценивать жюри, именно жюри, определит победителей игры.
Жюри будет оценивать ответы участников команд, фиксировать в оценочных листах результаты игры и следить за соблюдением правил игры.
А чтобы конкурсы начать,
Надо нам жюри созвать.
Клятву с них мы не берем,
Справедливости лишь ждем!
Судить наше соревнование будет представительное жюри в составе:
1.
2.
3.
(Представление жюри)
Первый раунд «Визитная карточка»
Ведущий: Итак, у нас участвуют две команды. Чтобы озвучить название команд вам надо выполнить задание (собирают пазлы, подбирают название и девиз).
Прошу обратить внимание, первый раунд жюри не оценивается.
Прошу капитанов представить свои команды.
Команда № 1. «Чистая планета»
Мы планете должны дать ответ,
Дорога ли нам планета или нет?
Защищать ее всем миром мы должны,
Чтобы щедрость и богатство в дом пришли.
Команда №2 «Экологи»
Девиз: Превратим наш дом в цветущий чистый сад,
Уберем, почистим, высадим деревьев ряд.
Чтобы мудрая красавица Земля,
С нами в мире и согласии жила.
Давайте поприветствуем друг друга Аплодисментами! Знакомство состоялось, а теперь пора приступить к игре. Мы желаем всем успехов в состязании. Пусть победит сильнейший!
Второй раунд: «Методический»
Вопросы первой команде:
- Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель экологического воспитания детей дошкольного возраста?
(Становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически - деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью)
- Условия необходимые для экологического воспитания детей?
(Экологическая комната, уголок природы в группе, участок)
- Формы организации с детьми по экологическому воспитанию?
(Экскурсии в природу, НОД, прогулки, праздники и развлечения, труд в уголке природы, цветниках, элементарная поисковая деятельность, экологическое воспитание в повседневной жизни)
- Перечислите, какие комнатные цветы должны находиться в группах младшего возраста. Объясните свой выбор. ( Камелия, бальзамин, бегония, герань, т. е растения, у которых четко выражены стебель, лист. Воспитанники 2младшей группы должны научиться узнавать и называть 2-3 растения, их части - стебель, лист, цветок);
- *Писатель-природовед, перу которого принадлежит рассказ “Лисичкин хлеб”. (М.М.Пришвин)
Вопросы второй команде:
- Назовите основные компоненты, которые включает в себя экологическая культура.
(Экологические знания и умения, экологическое мышление; ценностные ориентации; экологически оправданное поведение)
- Назовите практические методы экологического воспитания дошкольников.
( Игра, элементарные опыты и моделирование)
3. По определению скажите, что это такое: целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми предметов и явлений окружающего мира. В экологическом воспитании этот прием является ведущим. (Наблюдение)
4. Назовите 3 объекта неживой природы, за которым проводится наблюдение в ДОУ. (Облака, ветер, солнце)
5. Писатель и художник, творчество которого посвящено природе. (Е. Чарушин.)
Третий раунд: «Экологические задачи»
«Экологические задачи» Представителям команд предлагается вытянуть по два текста с экологическими задачами, обсудить их со своей командой и ответить на вопросы задачи.
Задачи первой команде:
- В лесу вырубили все старые дуплистые деревья. Крупные молодые деревья были съедены вредителями. Лес погиб. Какая связь между этими явлениями? (В дуплистых деревьях жили насекомоядные птицы - дуплогнёздники и летучие мыши. Их лишили жилья, и они покинули лес. Тогда насекомые – вредители размножились в таком количестве, что погубили оставшиеся деревья.)
- Народности Дальнего Востока очень почитают птицу клеста, называя его “нетленной птицей”, так как его труп в случае гибели долго не подвергается разложению. Как это можно объяснить? (В связи с тем, что клесты питаются семенами хвойных пород деревьев, в их организме накапливаются особые смолистые вещества, Они-то и обеспечивают птицам нетленность.)
- Одна богатая лондонская дама, узнав о том, что растения очищают воздух, велела слугам принести из зимнего сада в её спальню, которая плохо проветривалась, пять самых больших кадок с тропическими растениями. Утром дама проснулась с головной болью. Почему? (Фотосинтез, в процессе которого, растения выделяют кислород и, очищают воздух, идет только на свету. Ночью в спальне света не было.)
Задачи второй команде:
- Один фермер скосил траву до цветения, другой - после цветения. Какое сено содержит больше питательных веществ? (Более питательное сено, если трава скошена до цветения растений, так как на цветение и образование семян расходуется много питательных веществ.)
- Построили на реке плотину, а для рыбы сделали свободный канал – рыбопроход. Однако рыба, идя на нерест, по рыбопроходу не пошла. Почему? (Идя на нерест по руслу реки, рыбы подчиняются инстинкту, а рыбопроход природой не запрограммирован.)
- Северные олени летом откочёвывают ближе к морю, а с наступлением холодов снова возвращаются в тундру. Чем экологи объясняют такие кочёвки? (Олени постоянно осваивают новые кормовые угодья, к тому же вблизи моря животных меньше донимает гнус.)
Двигательная пауза (производственная гимнастика)
Четвертый раунд: «Черный ящик»
Черный ящик для первой команды.
Ведущий: Внимание! Вопрос!
- Эта птица пришла в Сибирь вместе с казаками и с тех пор стала постоянным "жителем" сибирских городов и деревень? Назовите эту птицу!
Воробей. После присоединения Сибири к Московскому государству, повсюду стали строиться крепости. Казаки, чтобы как-то скрасить тоску по родным местам, везли с собой в клетках из дома обыкновенных воробьев. Те хорошо приживались на новом месте, а потом уже самостоятельно распространялись дальше на север.
Ведущий:
- Этот овощ – герой множества морских приключений. Из-за него океанский пароход «Днепр», севший на рифы около пролива Босфор, был переломлен пополам.
Назовите этот овощ.
Виновником оказались семена гороха, которыми были набиты трюмы парохода. Вода, проникшая в трюмы, намочила груз. Семена стали разбухать всё больше и больше. И железная арматура корабля не выдержала. Пароход был переломлен пополам.
Черный ящик для второй команды.
Ведущий: Внимание! Вопрос!
- Интересна история этого растения, самой, может быть, ценной пряности на востоке. При дворе китайского императора существовал обычай, по которому чиновники, придворные и другие сановники, кому давалась аудиенция, обязаны были постоянно держать во рту эту пряность.
Назовите эту пряность и объясните, почему чиновники должны были держать ее во рту?
При дворе китайского императора существовал обычай, по которому чиновники, придворные и другие сановники, кому давалась аудиенция, обязаны были постоянно держать во рту при разговоре семя гвоздики, дабы не осквернять своего владыку нечистым дыханием.
- В Нью-Йоркском зоопарке находится каменный павильон с бронированными стеклами, на котором красуется надпись: “Здесь находится самое опасное животное на Земле”. Угадайте содержимое павильона.
В каменном павильоне с бронированными стеклами установлено зеркало. Зеркало отражает посетителя павильона. Потом что, иногда человек, становится действительно самым опасным существом для планеты.
Пятый раунд: «Путешествие в сказку».
Из каких сказок эти отрывки?
- « Их там видимо-невидимо. И на кочках. И под кочками, и в чащах, и на лужайках, и под камнями, и под деревьями! Стебельки пушистые, точно бархатные, лепестки будто хрустальные.» (С. А. Маршак «Двенадцать месяцев»).
- «Слыхал, что есть такой цветок. Видеть его нашему брату нельзя. Кто поглядит, тому белый свет не мил станет». (П.П.Бажов. «Каменный цветок»)
- « Зернышко сразу дало росток, а из ростка вырос большой чудесный цветок, совсем как тюльпан. Но лепестки цветка были плотно сжаты, точно у нераспустившегося бутона. ( Х.К.Андерсен. «Дюймовочка»)
- «Ей очень понравился красивый цветок вроде ромашки. У него было семь прозрачных лепестков, каждый другого цвета: желтый, красный, синий, зеленый, оранжевый, фиолетовый и голубой» (В.П.Катаев. «Цветик-семицветик»).
- «Что ты сделал? Как ты посмел сорвать в моем саду мой заповедный, любимый цветок? Я хронил его паче зеницы ока моего и всякий день утешался, на него глядючи, а ты лишил меня всей утехи в моей жизни». (С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек».)
- «Дети пели, взявшись за руки, целовали розы, смотрели на ясное солнышко и разговаривали с ним… Как чудесно было под кустом благоухающих роз!» («Снежная королева» Г.Х.Андерсен)
Подведение итогов игры.
От правильного построенных взаимоотношений человека с природой зависит многое, в том числе и благополучие самого человека. Бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей. Ребенку надо с детских лет внушать, что любить природу – значит творить добро, и заставить его задуматься над тем, что можно сделать, чтобы наша земля стала краше, зеленей, богаче.
Чувством любви к природе наделяется далеко не каждый, как и музыкальным слухом. Поэтому оно нуждается в развитии. Мы, воспитатели ДОУ вместе с родителями являемся первыми проводниками детей в природу.
Таким образом, формируя у детей систему знаний об особенностях приспособления разных видов к среде обитания, приобщая их природоохранной деятельности, проводя праздники, утренники, игры экологической направленности и привлекая к работе родителей, воспитатель способствует экологическому воспитанию ребенка, развитию активного и ответственного отношения к природе. А это в свою очередь способствует развитию у детей познавательного интереса, любознательности.
Объявление результатов брейн-ринга и награждение.
Для болельщиков
Задача 1: С чем связано такое поведение лисицы, которое описал Ю. Дмитриев в «Книге природы»: «Часто где – ни будь на лесной поляне или на поле можно увидеть лисицу, которая бежит легкой рысцой, то и дело останавливаясь и прислушиваясь. Вдруг она круто сворачивает несколько раз, ударяя всеми четырьмя конечностями о снег, поднимаясь на задние лапы, и, извернувшись, падает» (лисица добывает пищу – мышей, «мышкует»)
Задача 2: Березовый лес площадью в 1 га выделяет 47 тыс. л. воды в день. В лесу даже в сухую погоду воздух влажнее, чем на открытом месте. Благодаря какому свойству растения выделяют такое большое количество воды? (испарение)
Задача 3: Одна сова за лето сохраняет 1 кг пшеницы, т.к. уничтожает до 1000 мышей – полевок. Одна полевка за лето съедает 1 кг зерна. Можно ли считать полевку вредным животным? (нет, в природе все взаимосвязано и находится в равновесии. Если истребить полевку, как вредителя, то исчезнут и совы, т.к. не будет источника питания и нарушится пищевая цепь)
Задача 4: На поверхности воды обитают водомерки. На длинных ногах водомерки – подушечки из густых волосков. Эти волоски покрыты жиром. Все тело водомерки покрыто такими же волосками. Между волосками много воздуха. Какое значение для водомерок имеют такие приспособления в водоемах? (для того, чтобы не утонуть в воде. Волоски покрыты жиром, поэтому ноги и тело не смачиваются водой).
Задача 5: Жуки – вертячки обычно кружатся на поверхности водоема, но могут уходить и в глубину. Они имеют приспособления к условиям обитания – каждый глаз вертячки поделен на две части: одна смотрит в воздух, другая – в воду. Какое значение для жуков – вертячек имеют их приспособления к обитанию в водоемах? (опасность подстерегает жуков и сверху, и в воде. Добыча также может оказаться и в воде, и на ее поверхности, поэтому глаз поделен на две части: одна смотрит в воздух, другая – в воду).
Задача 6: На муравейник опустился дрозд, вытянув в стороны крылья, и сидел так несколько минут. Почему? (муравьи опрыскивают тело птицы муравьиной кислотой, и она убивает всех паразитов)
Для болельщиков: «Удивительные превращения» В кого превращались:
1. Князь Гвидон – в комара, муху, шмеля
2. Великан-людоед – во льва, в мышь.
3. Одиннадцать братьев-принцев – в лебедей
4. Гадкий утёнок – в лебедя.
5. Пиноккио – в осла.
6. Василиса Прекрасная – в лягушку.
7. Братец Иванушка – в козленочка.
Вопросы для болельщиков
1. Почему голубя считают «символом мира»? (По древнегреческому приданию бог войны, собираясь в военный поход, обнаружил, что в его шинели свила гнездо голубка – поход не состоялся)
2. Как дятлы узнают друг друга и предупреждают остальных о своем присутствии? (Барабаня клювом по деревьям, дятлы предупреждают всех о своем присутствии. У каждого дятла своя манера по скорости и ритм ударов, что и позволяет им узнавать друг друга. Дятлы выстукивают целые послания. Они могут сообщить соперникам, что лесная территория занята, или позвать подругу, передав ей, что дупло готово и пора высиживать птенцов.)
3. Какую птицу в народе называют "летающей крысой" и почему? (Ворона, у нее одинаковые повадки с крысами и такой же острый ум.)
4. Почему кора березы белого цвета? (Березу цвет коры предохраняет от солнечных ожогов, ведь береза любит расти, где много солнечного света, а кора у неё очень тонкая).
5. Наглядное восприятие детьми объектов и явлений природы (наблюдение)
6. Отличительные черты природной и экологической катастроф? (экологические катастрофы возникают в результате деятельности человека, природные – стихийно)
7. Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? (одинаковая)
8. Это лекарственное луговое растение и ценная кормовая трава, в народе его называют «кашка» (клевер)
9. Низкорослое растение с очень мелкими листочками, растущее обычно в сырых местах . В жару становится белым. Может быть сухим несколько лет, но пройдет дождь … и оно опять зеленое. Во время войны его использовали вместо ваты, оно заменяло также йод (мох)
10. Самый многочисленный класс животного мира, их еще называют «шестиногими» хозяевами земли (насекомые)
11.Лекарственное растение с сильным запахом, растет в лесу, цветет в мае – июне мелкими белоснежными цветками, собранными в красивую кисть. Плоды ядовиты. Занесено в Красную книгу (ландыш)
12.Влаголюбивые растения зеленого, красного и бурого цвета. Им земная атмосфера обязана появлению свободного кислорода (водоросли)
13. Во впадине шляпок этого гриба часто скапливается дождевая влага. Насекомые, желая напиться, прилетают на «водопой». Утолив жажду, они погибают и падают замертво возле гриба. (мухомор)
14.Земноводное животное, молодость свою проводит в воде, а зрелость – в воздухе. Самец кормится соком растений и нектаром, а вот самки – кровососы (комар)
Книга рекордов природы.
- Самый длинный язык у….(хамелеона)
- Самые умные животные … (дельфины)
- Самое сильное обоняние у …(бабочки)
- Больше всего глаз у … (мухи, стрекозы)
- Лучше всех слышит … (сова)
- Быстрее всех летает … (стриж)
- Самый зоркий … (беркут)
- Чемпионы по долгожительству … (черепахи)
- Самые зубастые … (акулы)
- Чемпион по глотанию… (удав)
- Чемпионы по нырянию… (кит, черепаха)
« Кто это такие?» Очень часто под необычными названиями скрываются знакомые животные.
- Финвал – сельдяной кит
- Фенек – пустынная лиса
- Калан – камчатский бобер
- Сервал – кошка из Африки
- Кожан – летучая мышь
- Игрунка – маленькая обезьянка
- Бородавочник – кабан
- Кабарга – олень
- Афалина – дельфин
- Пищуха - заяц
Попробуйте объяснить названия известных животных, птиц, насекомых.
- Пескарь – живет в песке
- Линь – линяет, меняет цвет с желтого на розовый
- Синица – поет «зинь – зинь»
- Кулик – кричит «куик»
- Стрекоза - стрекочет
- Щегол – денди, щеголь
- Козодой – так и вьется вкруг пасущихся стад
- Слепень – кусает так больно, что в глазах темно, слепнешь.
- Волк – тащит добычу волоком
- Насекомое – насечки на туловище
Приметы:
1. Из березы течет много сока – к дождливому лету
2. Веточки на морозных узорах расположены вверх – к стуже, вниз – к оттепели.
3. Если орехов уродилось обильно, а грибов мало – зима будет снежная и холодная.
4. Если кожура на луковицах крепкая, грубая и плохо снимается – к крутой зиме.
5. Мыши устраивают гнезда наверху копен – к мокрой и продолжительной осени
6. Появились подснежники – настала пора пахать.
7. Всплески рыбы на воде днем и вечером - прогнозируют устойчивую погоду, без каких либо осадков.
8. Если ноготки не открываются до семи часов утра, будет дождь или гроза.
9. Голуби разворковались - к теплу.
10. Домашний скот вечером съедает намного больше норма – к похолоданию и непогоде.
11. Двойная или тройная радуга означает, что в ближайшие дни будет идти дождь.
12. Если первый снег выпал на мокрую землю, то он останется, а если на сухую — скоро растает.
« Визитная карточка»
« Визитная карточка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Брейн-ринг для педагогов ДОУ «Родители и воспитатели — два берега одной реки»
Брэйн-ринг «Родители и воспитатели — два берега одной реки»Цель: уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.Задачи: *формировать умения дифференцированн...
Брейн-ринг для педагогов МДОУ "Место проекта в образовательном процессе МДОУ"
Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребёнка, как на «саморазвивающуюся» систему, который отражён в принципах ФГОС, при этом усилия взрослых должны быть направлены ...
Конспект Брейн – ринг для педагогов и родителей по правилам безопасного поведения на дорогах «Дорожный калейдоскоп»
Мероприятие для родителей и воспитателей по ПДД...
Экологический брейн-ринг для педагогов "По страницам Красной книги Ставропольского края"
Брейн-ринг...
"Экологический Брейн - ринг для педагогов"
Экологическая игра для развития знаний педагогов о природе...
Брейн-ринг для педагогов ДОУ "Мы знаем и любим Крым!"
Методическая разработка, позволяющая уточнить и систематизировать знания педагогов особенностей Крыма: культуры,географического расположения, достопримечательностей, климатических и природных ос...