Сущностно-содержательная характеристика понятий «партнёрское взаимодействие педагогов ДОО с семьей»
статья (младшая, средняя, старшая группа)

Лисуненко Виктория Владимировна

Анализ научно-методической литературы  позволил выделить понятие «партнёрское взаимодействﮦие педагогоﮦв ДОО с семьей», которое трактуется как  «процесс непосредствеﮦнных контактов, общения членов группы между собой. Предполагает систематическое воздействие членов группы друг на друга, выработку общих ценностей и норм поведениﮦя, превращение группы из конгломерата иﮦдивидов в группу-систему с установленной стабильной структурой и образцами группового поведения».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx46.93 КБ

Предварительный просмотр:

Сущностно-содержательная характеристика понятий «партнёрское взаимодействие педагогов ДОО с семьей»

Лисуненко Виктория Владимировна, воспитатель ГБОУ "Школа № 842"

Взаимодействие педагогов и родителей, участвующих в процессе дошкольного воспитания, - это стержень, вокруг которого выстраивается «социализационное путешествие» ребенка, поскольку, как полагает R. Nance, именно социализация, исходя из требований современного общества к образованию, становится основной функцией этого института [65]. Социальные нормы и ценности, которые усваивают дети, транслируются, прежде всего, взрослыми - родителями и воспитателями. Следовательно, залог благополучной социализации дошкольника - тесное позитивное и продуктивное контактирование семьи и сотрудников детского сада, в основе которого адекватные, разделяемые обеими сторонами представления о личности ребенка и его особенностях, а также единые требования, предъявляемые к нему.

L. G. Christian подчеркивает, что эффективное взаимодействие родителей и педагогов ДОО возможно лишь в том случае, если воспитатели знакомы с социализационным пространством и возможностями семьи[46]; а Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова и М. А. Васильева добавляют: если родители хорошо информированы о характеристиках и атмосфере образовательной среды ДОО. [42] Выполнение этих условий, по мнению Ю. Градскова, позволяет не выглядеть детскому саду в глазах общественности и отдельных людей местом, потенциально опасным для детей, где они не получают от взрослых должного внимания и где формируется и проявляется детская агрессивность[18].

По оценкам зарубежных исследователей, на уровень доверия к педагогу влияет образовательный статус родителей. Так, родители, имеющие высшее образование, меньше доверяют педагогическим работникам и осуществляют более высокий уровень контроля[56].

Взаимодействие сотрудников ДОО и семьи, основанное на принципах партнерства, сотрудничества и доверия, которые подробно раскрываются в работах Е. П. Арнаутовой и Т. А. Куликовой, [43] являются базисом успешного и органичного освоения ребенком социальных норм и ценностей, формирования у него потребности и умения постоянно совершенствовать себя, приобретая новые знания и практические навыки. При этом, как считает D. J. McMillan, именно на педагогическое сообщество возлагается роль инициатора и организатора согласованной с семьей воспитательной деятельности, предписывающей ответственность за ее реализацию на практике [65].

С точки зрения J. L. Epstein, образовательная организация должна создавать и поддерживать открытую и доброжелательную среду: ее условия и микроклимат должны способствовать гармоничному симбиозу интересов педагогов, детей и их родителей, которые могут принимать на равных правах активное участие в совместной деятельности [66].

Вместе с тем и российские, и зарубежные исследователи отмечают, что в реальности между субъектами образовательно-воспитательного процесса нередко отсутствует взаимопонимание. Причинами тому, на взгляд А. В. Копытовой, могут быть низкая педагогическая культура педагогов и/ или родителей, рассогласованность их действий, конфликтность и агрессивность какой-либо одной или обеих сторон, которая проявляется в категоричности, безапелляционности, общении, выстраиваемом на взаимных претензиях. [28]

А. С. Баиши и Р. МсМиггау-ВсЬшагс описывают факторы и типичные ситуации неудовлетворенности воспитателей отношениями с родителями, а также ролью последних в процессе воспитания[48]. Рассуждая на ту же тему, И. В. Кощиенко отмечает опасную тенденцию, наметившуюся, по ее мнению, в социуме: значительная часть современной родительской общности не осознает самоценности детства и его значения в становлении личности[61].

Введенный в 2014 г. новый федеральный образовательный стандарт дошкольного образования актуализировал вопросы становления и воспроизводства партнерского типа взаимодействия семьи и ДОО, в связи с чем активизировался исследовательский поиск путей решения существующих в образовательной практике проблем, касающихся отношений родителей и воспитателей дошкольных учреждений, устранения барьеров и противоречий в их совместном деле воспитания ребенка. Для решения этой задачи требуется иметь четкие представления об особенностях взаимодействия основных субъектов, включенных в воспитательно-образовательный процесс.

Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшее условие, облегчающее адаптацию ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения и способствующее его личностно-социальному развитию. Анализ психолого-педагогической литературы и массовой практики показывает, что проблема взаимодействия детского сада и семьи актуальна на протяжении многих лет. Проблема взаимодействия ДОО и семьи включает в себя несколько аспектов: [1, с. 13].

- приоритетность общественного и семейного воспитания;

- взаимоотношения родителей и детей дошкольного возраста;

- взаимоотношения воспитателей и родителей в процессе воспитания и обучения детей дошкольников

Семья и детский сад являются важными институтами социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие, построенное на принципе взаимопроникновения двух социальных институтов, а не принципе параллельности. Педагогическая практика и данные научных исследований показывают, что многие семьи испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются личностными проблемами родителей: усталостью, психическими и физическими перенапряжениями, тревогой в связи со снижением безопасности жизни, ростом чувства одиночества в неполных семьях, отсутствием понимания, трудностями организации семейной жизни на фоне кризисов, происходящих в обществе; ухудшением состояния психического и физического здоровья детей. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии: они не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, поэтому осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно.

Педагогу детского сада, в свою очередь, сложно налаживать отношения с родителями, так как многие семьи являются закрытыми и неохотно посвящают посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений и ценностей. Все это не приносит желаемых результатов. Поэтому назрела необходимость обновления важного направления деятельности дошкольного образовательного учреждения – взаимодействие педагога с родителями воспитанников. Педагогу дошкольного учреждения важно понимать, что сотрудничество предполагает взаимные действия, взаимопонимание, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Содружество-объединение, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов, оно не может происходить без общения, то есть взаимодействия. «А так как содружество предполагает, прежде всего, открытость сердца навстречу друг другу, т.е. наличие эмпатии, то содружество является наивысшей точкой взаимодействия ДОО с семьёй», - Т.А. Маркова.

В современных условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта педагогическим работникам дошкольного образования и семьям воспитанников важно понимать, что основной идеей их взаимодействия является установление партнёрских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей, подготовить их к восприятию нового опыта.

Закон Российской Федерации «Об образовании» провозглашает в статье 18 (п.1), что родители являются первыми педагогами. Взаимодействие родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения, характер сложившихся между ними отношений занимает в этой системе одну из ведущих позиций.

В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОО, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Среди различных принципов дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО содержится принцип сотрудничества ОУ с семьёй. И одной из задач, на решение которых направлен ФГОС ДО является задача:

-   обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи;

- повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития, образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В связи с этим в данный момент актуален вопрос необходимости нахождения оптимальных путей именно диалогового взаимодействия с родителями и отходить от формальных рамок сотрудничества ДОО и семьи (это традиционные родительские собрания, консультации и т.д.). 

Приступая к работе по реализации ФГОС ДОО в новом учебном году, коллектив счёл необходимым поставить главной целью педагогического коллектива – уметь быть адекватными и внимательными к запросам семьи, компетентными в решении современных задач образования, а также организовать деятельность ДОО по направлению сотрудничества с семьей основывается на следующих принципах:

- обеспечение субъектной позиции всех участников образовательных отношений;

- гуманистической ориентации во взаимодействии с семьей;

- интеграции и дифференциации целей, задач и действий участников образовательных отношений, направленных на воспитание и развитие детей;

- организации совместного творчества педагогов, учащихся и родителей и открытости ДОО для семьи.

Порой педагоги не могут отказаться от устаревших форм и методов в силу своих многолетних профессиональных привычек, но это необходимо делать. Данные проблемы не дают возможности развиваться ребёнку, педагогу, всему учреждению. Если их упустить, не решать, не предпринимать никаких действий, то теряется всякий смысл существования образовательного учреждения, его сотрудников, страдает весь образовательный процесс.

По мнению педагогов-практиков: Е.П. Арнаутовой, В.Г. Алямовской, Н.Л.Бабкиной, Г.В. Глушковой, ИВ. Голенковой, В.П. Дубровой, Данк Лан Фыонг, М.Г. Дрезниной, Т.А. Данилиной, О.Л. Зверевой, О.А. Куревиной, О.В. Огородновой, Л.В. Свирской и др. наиболее распространенными причинами сложности работы с семьей являются:

  • низкий уровень социально-психологической культуры участников взаимодействия (родителей и воспитателей);
  • непонимание родителями самоценности периода дошкольного детства и его значения для формирования личности в целом;
  • недостаточное использование метода педагогического проектирования учебно-воспитательного процесса, которое позволяет сплотить родителей и педагогов, создать ситуации, которые бы подтолкнули их диалогу и обсуждению друг с другом насущных проблем;
  • отсутствие у родителей и воспитателей «педагогической рефлексии»;
  • непонимание воспитателями того, что в определении содержания, форм и методов работы детского сада с семьей не дошкольное учреждение, а семья, родители выступают социальными заказчиками;
  • недостаточная информированность родителей об особенностях жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении, а воспитателей - об условиях и особенностях семейного воспитания каждого ребенка;
  • отсутствие возможности у родителей в любое для них удобное время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, со стилем общения воспитателя с детьми, включаться в жизнь группы;
  • консервативность родительской позиции опеки ребенка дошкольного возраста;
  • распространенное отношение педагогов дошкольных учреждений к родителям не как к субъектам воспитательной деятельности, а как к объектам;
  • стереотипная установка педагогов на необходимость вооружать родителей не «житейскими», а научными психолого-педагогическими знаниями о ребенке и его воспитании.

Учеными отмечено, что взаимное отчуждение воспитателей и родителей, связанно с формализацией процесса взаимодействия педагогов и родителей.

Остановимся на анализе понятия «взаимодействие» в историко-философском, психологическом и педагогическом аспектах[23].

Поскольку детский сад и семья являются важными общественными институтами воспитания и социализации ребенка, нельзя не обратиться к определению взаимодействия с точки зрения социологии. В «Социологической энциклопедии» [23] групповое взаимодействие обозначает - «процесс непосредственных контактов, общения членов группы между собой. Предполагает систематическое воздействие членов группы друг на друга, выработку общих ценностей и норм поведения, превращение группы из конгломерата индивидов в группу-систему с установленной стабильной структурой и образцами группового поведения». Поэтому, в социальной сфере взаимодействие предполагает понимание противоположной позиции, других интересов и потребностей, способность прийти к более широким и комплексным взглядам, к осознанию приоритета более глубоких, сближающих и объединяющих их различные позиции совместных интересов. Взаимодействие предполагает взаимопонимание и взаимозаинтересованность при условии существования общей и объективной основы, на которой оно и происходит. В основе взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения лежит процесс воспитания всесторонне развитой личности ребенка, следовательно, успех одного из субъектов взаимодействия обусловлен усилиями, действиями другого.

Современным родителям приходится не легко из–за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах домашней педагогики и психологии. Проблема усугубляется тем, что в нашей стране  десятилетиями  родители стремились к карьерному росту, а  ответственность за воспитание  ребенка перекладывали на педагогов и образовательные учреждения. Как следствие сложились серьезные проблемы во взаимоотношениях родителей с детьми. Исследования обнаруживают, что нарушения эмоциональных контактов ребенка с родителями имеют негативные последствия в соматическом, эмоциональном и интеллектуальном развитии ребенка. И не всегда семья оказывается в состоянии удовлетворить образовательные потребности ребенка.

Между тем, современная система образования построена таким образом,  где взаимодействие детского сада и семьи  ограничивается в сложившемся стереотипном опыте работы с родителями, включающее в себя:

-ежедневное общение во время приема детей,

-родительское собрание,

-участие родителей в праздничных вечерах,

-участие родителей в благоустройстве группы.

Основной целью данного взаимодействия является создание единого пространства семья – детский сад, в котором всем участникам пед. процесса (детям, родителям, педагогам) будет уютно, интересно, полезно, комфортно.

Обеспечить равноправное взаимодействие с родителями нам помогают следующие принципы: сотрудничество; открытости; дифференциации и индивидуализации; диалогичности; стимулирование активности в организуемой деятельности; интеграции и координации внутренних и внешних условий развития.

Таким образом, можно сделать вывод, для взаимодействия с родителями становится жизненно необходимым. Посредством этих технологий родители могут оперативно получать интересующую их информацию, консультироваться со специалистами, педагогами по различным вопросам, занимать не пассивную, а активную позицию в отношении детского сада. Для этого создается официальный сайт дошкольного учреждения, который является визитной карточкой детского сада. С помощью информации, размещенной на сайте, родители знакомятся с особенностями работы ДОО, его специалистами, программами, которые они реализовывают. У них складывается впечатление и представление о деятельности и атмосфере, созданной педагогическим коллективом в детском саду. [66]

Результаты анкетирования дают возможность сделать вывод, что современные папы и мамы, открыв сайт ДОО, хотят видеть там следующее:

- режим работы детского сада;

- правила приема детей в ДОО;

- информацию об администрации;

- нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность ДОО;

- нормативно-правовые документы, регламентирующие отношения между детским садом и родителями;

-фотографии педагогов, информацию о них (образование, профессиональные достижения);

- фотографии групповых помещений и предметно-развивающей среды;

- фото и видео с мероприятий, проводимых в ДОО;

- ссылки на полезные интернет-ресурсы.

Кроме того, многие хотели бы совершить виртуальную экскурсию по детскому саду, почитать отзывы, посмотреть творческие работы воспитанников, ознакомиться со свежими новостями. Из всех этих элементов складывается первое и очень важное впечатление о ДОО.

     Таким образом, анализ научно-методической литературы по проблеме исследования позволил выделить понятие «партнёрское взаимодействие педагогов ДОО с семьей», которое трактуется как  «процесс непосредственных контактов, общения членов группы между собой. Предполагает систематическое воздействие членов группы друг на друга, выработку общих ценностей и норм поведения, превращение группы из конгломерата индивидов в группу-систему с установленной стабильной структурой и образцами группового поведения».

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"  [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 03.02.2019).
  2. Акулова, Е.Ф. Социально-педагогическое сопровождение воспитания дошкольников в семье / Е.Ф. Акулова // Наука, образование, общество. - 2015. - № 1 (3). - С. 66-74.
  3. Багаутдинова С. Ф. Профиль «Управление дошкольным образованием» : учеб.-метод. комплекс. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2015. – 136 с.
    3. Белая К. Ю. Мето
    дическая деятельность в ДОО : руководство / К. Ю. Белая. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : ТЦ Сфера, 2016. – 120 с. : ил., табл. – (Управление детским садом) (В соответствии с ФГОС ДО).
  4. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОО: Методическое пособие./К.Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера. - 2014. - 161 с.
  5. Беликов В. А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография / В. А. Беликов.- М.: Владос, 2014. — 357 с.
  6. Белухин, Д. А. Педагогическая этика. Желаемое и действительное / Д.А. Белухин. – М.: МПСИ, 2014. – 128 с.
  7. Буршит, И.Е. роль семьи в формировании личности ребенка / И.Е. Буршит, Е.С. Скиба // Инновационная наука. - 2016. - № 1-2 (13). - С. 153-156. 
  8. Воронина, О. В. Использование интерактивных web сервисов для подготовки электронного анкетирования с целью организации сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи / О. В. Воронина, С. С. Кузнецова // Новые информационные технологии в науке: сборник статей Международной научно-практической конференции (1 ноября 2015 г., г. Уфа). / в 2 ч. Ч.2 - Уфа: АЭТЕРНА, 2015. – 254 с. (С.112-114).
  9. Галеева, О.В. Формы взаимодействия педагогов ДОО и семьи / О.В. Галеева // Челябинский гуманитарий. - 2014. - № 2 (27). - С. 22-26. 
  10. Гаспарова, Е.М. Дошкольное воспитание [Текст] / Е.М. Гаспарова. – М.: Линка-Пресс, 2014. – 33 с.
  11. Гаспринская, А. А. Взаимодействие социальных институтов в развитии детей младшего школьного возраста / А. А. Гаспринская // Дошкольная педагогика. – 2014. – №9. – С.64-67.
  12. Глебова, С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия / С. В. Глебова //Практическое пособие для методистов, воспитателей, родителей. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2015. – 111 с.
  13. Гончарова, Н. А. Нетрадиционные формы взаимодействия с семьями дошкольников / Н. А. Гончарова // Дошкольная педагогика. – 2014. – №4. – С. 63-65.
  14. Давыдова, А. М. Родительское собрание как форма взаимодействия воспитателя дошкольного образовательного учреждения с родителями детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО / А. М. Давыдова, Т. Е. Макарова // Проблемы теории и практики современной науки: материалы VII международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 47-55.
  15. Давыдова, О. И. Работа с родителями в ДОО / О. И. Давыдова, Л. Г. Богословец, А. А. Майер. – М. – 2015. – 142 с.
  16. Драгович, И. Л. Роль семьи в социализации ребенка / И.Л. Драгович // Дошкольник: методика и практика воспитания и обучения. – 2014. - № 3. - С. 43-45. 
  17. Доронова, Т. Н. Взаимодействие семьи и детского сада / Т. Н. Доронова, С. Доронов // Дошкольное воспитание. – 2014. – №1. – С. 49- 55.
  18. Духанина, Л. Н. Сотрудничество организаций дошкольного образования и родительской общественности в условиях современных вызовов / Л. Н. Духанина // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – М.: Мозаика-Синтез. – 2016. – № 5. – С. 577-579.
  19. Евдокишина, О.В. Взаимодействие ДОО и семьи в вопросе формирования коммуникативной готовности детей старшего дошкольного возраста / О.В. Евдокишина // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 4 (47). - С. 211-213. 
  20. Живодрова ,В.Д. Организация единого пространства взаимодействия семьи и ДОО в воспитании дошкольников / В.Д. Живодрова // Научный альманах. - 2015. - № 7 (9). - С. 327-329.
  21. Зайцева Н.В. Социальное партнёрство семьи и дошкольной образовательной организации  // Молодой ученый. 2015. №3.  С. 767-769.
  22. Загвязинский, В.И. Общая педагогика / В. И. Загвязинский. – М.: Высшая школа, 2015. – 392 с.
  23. Захарова, Т. Н. Управляющий совет в детском саду как форма государственно-общественного управления образованием в условиях стандартизации дошкольного образования / Т. Н. Захарова // Воспитание и обучение детей младшего возраста / Издательство «Мозаика-Синтез». – Москва. – 2014. – № 2. – 79 с.
  24. Зуева, Т.В. Взаимодействие ДОО и семьи в рамках введения ФГОС / Т.В. Зуева // Труды Братского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2015. - Т. 1. - С. 87-89. 
  25. Зуева,Т.В. Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении / Т.В. Зуева, Г.Ш. Тарских // Труды Братского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2014. - Т. 1. - С. 88-95.
  26. Казаева Е.А. Образование в контексте поликультурного подхода /  Е.А. Казаева // Педагогическое образование в России. - 2015. - №6. - С. 55-59.
  27. Кларина, Л.М. Учимся общаться с ребенком  / Л.М. Кларина. – М.: АРКТИ, 2014. – 191 с.
  28. Кроев, Е. В. Участие учителей в становлении системы государственно-общественных отношений / Е. В. Кроев // Педагогика. – 2015. – № 8. – С. 71-78
  29. Кузнецова, С. С. Наша новая школа – школа государственно-общественного управления / С. С. Кузнецова // Инновационные технологии научного развития: сборник статей IX Международной научно-практической конференции (20 мая 2017 г., г. Казань) В 5 ч. Часть 3 / Казань: АЭТЕРНА. – 2017. –267с. (С. 100-101).
  30. Кузнецова, С. С. Организация сотрудничества дошкольного учреждения и семьи / С. С. Кузнецова // Проблемы и перспективы развития образования в России: сборник материалов XL Всероссийской научнопрактической конференции / Под общ. ред. С. С. Чернова. – Новосибирск: Издательство ЦРНС. – 2016. – 170 с. (С.154-158).
  31. Кузнецова, С. С. Организация сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи / С. С. Кузнецова, С. С. Грешный // Семья как фактор формирования гражданской позиции личности: материалы международной научно-практической конференции 9-11 декабря 2015 г. – г. Костанай: КГУ имени А. Байтурсынова. – 2015. – 432 с. (С. 317-319).
  32. Кузнецова, С. С. Организация сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи как элемент государственно-общественного управления образованием / С. С. Кузнецова, Е. В. Чухина // Проблемы воспитания и развития личности в современном обществе: сборник материалов 9-й научно-практической магистерской конференции (Омск, апрель 2016 года). – Омск: Изд-во ОмГПУ. – 2016. – 338 с. (С. 289-291).
  33. Кузнецова, С. С. Организация сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи в условиях государственно-общественного управления образованием / С. С. Кузнецова // Детство, открытое миру: сборник материалов Всероссийской научнопрактической конференции / отв. ред. Е. В. Намсинк. – Омск: Изд-во ОмГПУ. – 2017. – 328 с. (С. 103-106).
  34. Кузнецова, С. С. Формы организации сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи / С. С. Кузнецова, Е.В. Чухина // Теоретические и практические вопросы психологии и педагогики: сборник статей Международной научно-практической конференции (10 декабря 2015 г., г. Челябинск). / в 2 ч. Ч. 1 - Уфа: АЭТЕРНА. – 2015. – 324 с
  35. Логинова, Е. В. Выстраивание партнерских отношений ДОО с родителями с целью оптимизации детско-родительских отношений как условие личностного развития ребенка / Е. В. Логинова // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2015. – С. 79-84.
  36. .Маслова, С. Н. Управляющий совет как условие взаимодействия семьи и детского сада / С. Н. Маслова // Философия образования, психология и педагогика: теоретические и практические аспекты современных исследований / Сборник статей XIX Международной научно-практической конференции аспирантов. – Омск. – 2016. – С. 161- 167.
  37. Маркарян И. А. Взаимодействие детского сада и семьи - приоритетное направление в деятельности дошкольной образовательной организации [Электрон. ресурс] // Науковедение [Электрон. ресурс]. 2014. № 6 (25). Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/69PVN614.pdf (дата посещения: 20.01.2019).
  38. Микляева Н.В., Палий Т.М. Партнерство семьи и детского сада с позиции управления ДОО//Управление ДОО. 2015, №5.
  39. Михайлова, Н.В. Взаимодействие ДОО и семьи в воспитании ребенка / Н.В. Михайлова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2015. - № 43. - С. 27-30.
  40. Мухитдинов, А. Дошкольное образование в ритме наукограда [Текст] / А. Мухитдинов // Обруч. Образование: ребенок и ученик. – 2014. – № 6. – С. 5-7
  41. Останина, Е. Н. Система работы ДОО в рамках сотрудничества с семьями воспитанников / Е. Н. Останина // Дошкольная педагогика. – 2014. № 7. – С. 62-67.
  42. От рождения до школы: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Москва: Мозаика-синтез, 2014. 368 с.
  43. Паутова, Н. Совместная деятельность детей и родителей в период адаптации к условиям детского сада / Н. Паутова, Е. Игонина, А. Багатова // Ребенок в детском саду. – 2015. – № 3. – С. 42-47.
  44. Поливанова, К. Н. Образовательные программы для родителей: история и современные тенденции / К. Н. Поливанова, И. Е. Вопилова, А. К. Нисская // Педагогика. – 2015. – № 7. – С. 95-101.
  45. Привалова, Е. В. Совместная деятельность детей, педагога и родителей «Ярмарка «Город мастеров» / Е. В. Привалова // Дошкольная педагогика. – 2014. – № 8. – С. 65-67.
  46. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т.С. Комаровой. М.- 2014.
  47. Руслова, М. Взаимодействие семьи и детского сада по вопросам укрепления физического и психического здоровья детей (с учетом требований ФГОС ДО) [Текст] / М. Руслова, О. Веннецкая // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 10. – С. 61-67.
  48. Савинская О. Б. Родительская оценка услуг детского сада: ценность воспитания и обучения (на примере г. Москвы) // Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. Т. XVIII. № 2. С. 115-129.
  49. Сазанова Г.В. Методическая разработка по теме «Социальное партнерство ДОО и семьи» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/02/14/metodicheskaya-razrabotka-po-teme-sotsialnoe-partnerstvo-dou-i-semi (дата обращения: 19.02.2019).
  50. Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей.- М.: Детство-Пресс - 2013.
  51. Сертакова Н. М. Инновационные формы взаимодействия ДОО с семьей: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом. – Волгоград: Учитель, 2015. – С. 7. 
  52. Собкин В. С., Халутина Ю. А. Отношение родителей детей дошкольного возраста к образовательному процессу в детском саду: удовлетворенность, оценка качества и эффективности обучения // Современное дошкольное образование. 2018. № 1. С. 6-18.
  53. Социальное партнерство детского сада с родителями: сб. материалов / сост. Т. В. Цветкова. – М.: Сфера, 2013.
  54. Тараканникова, В. В. Родительское собрание с использованием мультимедийной презентации и элементов деловой игры «Играем – звуки закрепляем» / В. В. Тараканникова // Дошкольная педагогика. – 2014. – № 5. – С. 51-53.
  55. Тарантей, Л. М. Тематические дни как форма социально-нравственного и личностного развития старших дошкольников / Л.М. Тараней // Детский сад от А до Я. – 2015. - № 5 (77). - С. 118-126.
  56. Тимофеева, Л. Л. Взаимодействие ДОО и семьи по реализации парциальной программы «Формирование культуры безопасности у дошкольников» / Л. Л. Тимофеева // Дошкольная педагогика. – 2014. – №7. – С. 8-13.  –¬ 127 с. 
  57. Федотова, Г. Н. Наблюдательный совет как форма государственнообщественного управления в автономной дошкольной образовательной организации / Г. Н. Федотова // Приоритетные направления развития науки и образования. – 2016. – № 4 (11). – С. 238–241.
  58. Фоменко Т.И. Сетевое взаимодействие семей воспитанников дошкольного образовательного учреждения с социальными институтами детства как общественная форма управления дошкольным образовательным учреждением / Т.И. Фоменко, И.А. Волкова, О.И. Карпова // Молодой ученый. – 2016. – №12.6. – С. 131–134.
  59. Хушбахтов А. Х. Терминология «педагогические условия» // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 1020-1022.
  60. Шаханина, О. Сотрудничество детского сада и семьи в рамках семейного клуба выходного дня / О. Шаханина, С. Гузяева // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 8. – С. 54-57.
  61. Шелкунова, Е. А. Институт попечительства – путь к активизации общественного участия в жизнедеятльности детского сада / Е. А. Шелкунова, С. А. Головина // Образование и наука в современных условиях. – №1 (2). – 2015. – С. 295-296.
  62. Шепилова, Е. Родительское собрание: как привлечь родителей / Е. Шепилова // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 3. – С. 65-69.
  63. Штомпка П. Доверие - основа общества / пер с польск. Н. В. Морозовой. Москва: Логос, 2016. 445 с.
  64. Ярулов, А. А. Семья в образовательной деятельности / А. А. Ярулов // Педагогическая диагностика. – 2014. – № 1. – С. 29-38.
  65. Крутій, К.Л. Сучасне заняття з дошкільниками: традиції чи інновації? / К.Л. Крутій. – Запоріжжя: ТОВ «ЛІПС» ЛТД, 2009. – 160 с.
  66. Schweizer A., Niedlich S., Adamczyk J., Bormann I. Approaching Trust and Control in Parental Relationships with Educational Institutions // Studia pa-edagogica. 2017. № 22 (2). P. 97-115.
  67. Westergаrd E. Teacher Competencies and Parental Cooperation // International Journal about Parents in Education. 2013. № 7 (2). P. 91-99.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагога-психолога с семьей ребенка в системе дошкольного образования

Взаимодействие педагога – психолога с семьей  ребенка в системе ...

Современные подходы к организации взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников

В соответствии с законом РФ "Об образовании"  основной задачей ДОУ является "взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка"....

Роль эффективного взаимодействия педагогов ДОУ с семьей ребенка раннего возраста в период адаптации к детскому саду

Для успешного взаимодействия с родителями необходим новый взгляд на семью, открытость ДОУ, умение найти нужные способы мотивирования их для совместной деятельности, владение педагогами при...

Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников: традиции и инновации

Дошкольные учереждения обязаны заниматься педагогическим просвещением родителей. Для этого существует традиционные и иновационные методы работы. Успех данной работы зависит от желания педагога и его п...

ПУТИ ПОСТРОЕНИЯ ПАРТНЁРСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ДЕТСКОГО САДА С РОДИТЕЛЯМИ.

В работе представлена авторская модель построения конструктивного, партнёрского взаимодействия педагогов с родителями....

Организация конструктивно-партнёрского взаимодействия детского сада и семьи в сфере современного Федерального Государственного Образовательного Стандарта

ФГОС стимулируют сделать  выбор взаимодействия в сторону новой модели развития отношений между детским садом и семьей – открытой модели партнерского, конструктивного взаимодействия. В нашем...

Презентация для педагогов ДОО "Основные направления взаимодействия педагога доо с семьей"

Семейное воспитание всегда играло определяющую роль в становлении личности маленького ребёнка. В то же время на развитие ребёнка оказывает влияние та среда, в которой он находится, а именно дошкольное...