Взаимодействие педагога-психолога с семьей ребенка в системе дошкольного образования
статья по теме

Сидорова Ирина Валентиновна

 

 

       Взаимодействие педагога – психолога с семьей  ребенка в системе

                            дошкольного образования

             Дошкольное детство небольшой отрезок в жизни человека. В этом возрасте, первоначально формируются те качества, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни. Детство, период  интенсивного психического развития, появления психических новообразований, становления важных черт личности ребенка. Это не только те особенности психики детей, которые определяют общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, и такие, которые представляют собой «задел» на будущее. Не стоит пропускать эти годы, иначе происходит необратимый процесс. Упущено время – потеряны возможности легко и безболезненно усвоить главное для этого возраста.

          Семья, первая общественная ступень в жизни человека. Роль семьи в воспитании детей огромна. Семья влияет на ребенка, приобщая его к окружающей действительности, посредствам родительского слова, действия. Он смотрит на мир глазами близкого ему человека. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания, умения и навыки жизни в обществе. Под влиянием взрослых формируется основа его мировоззрения, усваиваются нравственные нормы поведения, закладывается основа социального «Я». От того, как воспитывается ребенок в семье, будет зависеть, каким он вырастет. «Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны и, значит, и историю мира».     

           На определенном отрезке дороги детства, ребенок поступает в дошкольное учреждение. Это событие влечет за собой значительные изменения, как в жизни ребенка, так и родителей. Здесь, все новое, незнакомое. С этого момента идти ребенку по дороге своего детства становится легче и труднее. Легче, если родители обеспечат ребенку защиту, поддержку, эмоциональный комфорт, учитывая, что именно в детском саду возникают первые трудности, связанные с развитием и поведением ребенка. Труднее, если родители не станут принимать участия в жизни ребенка, своевременно не окажут помощь, тем самым сформировав негативные черты личности, закрепив нежелательное поведение ребенка.

Если семья так сильно влияет на процесс становления личности, то, естественно, общество и государство именно семье должны уделять первостепенное значение в организации правильного воспитательного воздействия. Крепкие, здоровые, духовные семьи – мощное государство.

      В нашем современном обществе все заметнее становится кризис семьи. Кризис выражается в том, что семья все хуже реализует свою главную функцию – воспитание детей. Причины такого кризиса лишь, от части, связаны с ухудшением экономической ситуации в стране, они имеют более общий характер. Мы начинаем расплачиваться за индустриальную цивилизацию, неизбежно ведущую к разрушению устоев, ухудшению нравов и человеческих отношений, приводящую  к гибели общества.

               Воспитание детей трудное и сложное дело, требующее от родителей не только любви, а так же высокого чувства ответственности, выдержки, терпения и умения поступиться своими личными интересами. «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент его жизни… Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение… В воспитательной работе нет пустяков…Мелочи действуют регулярно, ежедневно, ежечасно…».

          Помощь, преодолеть ошибки в семейном воспитании, связанные с неправильным, узким представлением родителей об объеме своих функций и возможностях их реализации, на сегодняшний день в дошкольном учреждении сопровождается педагогом - психологом. Введение в должность педагога – психолога «Инструктивным письмом Государственного комитета СССР по народному образованию» от 27 апреля 1989 г. №16, за последнее десятилетие, показало, насколько  довольно устойчивые позиции завоевала эта профессия. Деятельность педагога – психолога очень востребована родителями детей посещающих дошкольное учреждение. «Педагог – психолог в ДОУ, содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав ребенка и осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников. …консультирует по материалам исследовательских работ, с целью ориентации родителей в проблемах личностного и социального развития воспитанников, на повышение социально – психологической компетентности, и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации».

          На психолога возлагают большие надежды. Иногда эти надежды оправданы, иногда завышаются возможности педагога - психолога. Однако непосредственное участие в жизни детей, психологическое сопровождение, контроль, за психическим развитием воспитанников, позволяет педагогу – психологу своевременно оказывать помощь родителям детей посещающих дошкольное учреждение.

          Деятельность педагога – психолога строится в соответствии с должностными обязанностями и правами, определенными рамками профессиональной компетенции.

             Основная работа педагога – психолога, дошкольного учреждения, с родителями заключается в следующем:

·        Оказание психологической помощи и поддержки родителям в воспитании детей

·        Переориентация  внимания родителей с отдельного симптома на личность ребенка в целом

·        Просвещение родителей по актуальным психологическим проблемам

·        Помощь в устранении существующих и профилактика возможных трудностей психолого – педагогического характера.

             Методы, используемые в работе педагога – психолога, такие как тестирование, анализ, наблюдение, консультирование, психодиагностика, опрос, анкетирование, делают работу наиболее продуктивной.

            Изучив особенности взаимоотношений детей и родителей в семье  с помощью различных методов, педагогом – психологом намечаются пути преодоления выявленной проблемы, на основании дифференцированного и индивидуального подхода к родителям. Учитывая, что родительское отношение представляет собой единство эмоционального отношения к ребенку, стиля общения с ним и особенности понимания, когнитивного видения ребенка родителями, педагог – психолог дошкольного учреждения, проводя семинары, консультации, тренинги расширяет знания родителей о психологии семейных отношений, психологии воспитания и психологических законах развития ребенка. Это ведет не только к повышению информативности, а самое главное к изменению самого отношения людей к собственной семейной жизни и задачам воспитания. 

            Варга А.Я и Смехов В.А. выделили следующие причины неэффективности родительского отношения к ребенку:

ØПедагогическая и психологическая неосведомленность

ØНекритично усвоенные и ригидные стереотипы воспитания ребенка

ØЛичные проблемы и особенности родителей, которые он привносит в общение с ребенком

ØОсобенности общения с другими членами семьи, влияющие на, отношения с ребенком

            Важно помочь осознанию родителями подлинных причин неправильных взаимоотношений с детьми. К сожалению многие родители не понимают, что устранение того или другого нарушения – длительный процесс и положительного результата можно добиться при активном участии семьи.

         Наиболее частыми причинами являются установки и стереотипы поведения родителей. Перестроить отношения в семье мешает и то, что укоренилось в далеком прошлом и связано с собственным детским опытом родителей: неосознаваемые ими комплексы, страхи, психические травмы. Во многих семьях взрослые не умеют учитывать интересы друг друга, предъявляют взаимные претензии по поводу встречающихся трудностей в воспитании детей. Некоторые родители считают возможным прибегать к физическим наказаниям, что свидетельствует о полном отсутствии между ребенком и взрослым взаимопонимания, любви и уважения. Предметом беседы здесь может быть вопрос о возможности применения разных способов наказания, адекватности наказания проступку и возрасту. Здесь уместно дать родителям представить переживания ребенка после наказания, а так же свои отношения с ним в дальнейшем. Недопустимым является высказывание общего недовольства поведением ребенка, относящееся не к отдельным поступкам, а к личности в целом. Непонимание родителями своих детей можно назвать неумение выделить мотивы поведения ребенка, лежащие в основе нарушения дисциплины. Проявляться они могут в следующем: ребенок часто привлекает к себе внимание взрослого, при этом подчиняться взрослому не хочет, хочет одержать верх над ним. Мстит взрослом за то, что нелюбим и обижен, демонстративно показывает, что он, ни на, что не способен и пусть его оставят в покое. Взрослым следует указать на особенности различных мотивов, которые лежат в основе требований родителей к детям. Требовательность должна вырастать из любви к ребенку и самое главное дать осознать ему это. Родителям, прежде всего, необходимо сформировать ориентацию на собственное изменение. Это, означает, постоянно искать более эффективные методы влияния на ребенка, развивая себя как культурного человека, так как воспитывать другого можно только тогда, когда ты сам постоянно совершенствуешь себя, то есть условием повышения культуры семейного воспитания является включение родителей в процесс саморазвития. Ведь воспитанные дети – это воспитанные родители!

            Для родителей очень важно уметь принимать своего ребенка. Это, значит, проявить к нему терпимость и одновременно стремиться понять его и по необходимости помочь ему.

              Свое отношение к ребенку родители иногда подчиняют выработанным педагогическим правилам. Как часто на консультациях родители говорят: «К 4 годам ребенок должен уметь…». И все силы бросают на то, чтобы умел. Нельзя подходить с одной меркой к развитию психики детей. «Дети есть дети, и я была маленькой и помню, что я никогда в этом возрасте…». К сожалению, у нас нет другого образца, кроме самих себя. С этим образцом мы и сравниваем своих детей. Настрой на принятие ребенка требует большой душевной работы, однако результат стоит затраченных усилий. Принять «безоценочную» позицию означает для родителей стать в каком-то смысле психотерапевтами для своих детей. Такая позиция сильнее, так как она и полагает, и воспитывает, а точнее, “питает” ребенка – и его духовное развитие, его эмоциональное благополучие.

Для того чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка, необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

§  Принимать активное участие в жизни семьи

§  Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком

§  Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты

§  Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения

§  Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка

§  Уважать право ребенка на собственное мнение

            Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто обладает меньшим жизненным опытом.

             Эффективная работа педагога – психолога дошкольного учреждения помогает справиться со множеством трудностей, стоящих перед семьей. При регулярных контактах с родителями, педагог – психолог  проводит беседы о результатах пройденного этапа и задачах последующего, дает рекомендации для проведения домашних упражнений, обменивается мнениями о состоянии  развития и успехах ребенка, об особенностях работы с ним. Педагогу – психологу важно понимать, что стереотипы быстро не ломаются, пройдет некоторое время, прежде чем родители начнут понимать и применять всю полученную информацию, как нечто само собой разумеющееся. Если педагог – психолог терпеливо, раз за разом, принимает активное участие в работе с семьей, то и достигается положительный результат в совместной работе по взаимодействию родителей и детей. Согласно законам философии, количественные изменения, неизбежно перейдут в качественные. Психологу необходимо осознавать, что он во многом работает на будущее, и ни в коем случае не отказываться от этой особой позиции, которую он занимает в жизни той или иной семьи.    
          В заключении хочется подчеркнуть, время летит быстро, изменения каждого дня могут быть значительны, родителям необходимо стремиться понять своего ребенка, помочь, а не помешать, раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему. Постараться понять и принять ребенка таким, какой он есть, таким разным и по – своему прекрасными, какими создала его природа. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимальная модель сопровождения одаренного ребенка в системе дошкольного образования.

Материал представлен в форме эссе, а именно основные моменты рассматриваемой темы выделены тезисно....

О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования

В целях осуществления координации и контроля проведения аттестации дошкольных образовательных учреждений, оказания методической помощи специалистам в области дошкольного образования, а также защ...

Взаимодействие педагога – психолога и воспитателя при сопровождении детей младшего дошкольного возраста. НОД «Миром правит доброта».

 Закрепить знания детей о доброте и добрых людях; учить понимать, что входит в понятия «добрый», «отзывчивый», «большое сердце»..     Стабилизировать пси...

Нормативно-правовые основы деятельности педагога-психолога в образовательной организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования

Нормативно-правовые основы деятельности педагога-психолога в образовательной организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ОТКРЫТОСТИ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Взаимодействие воспитателя с родителями является одним из важнейших факторов повышения открытости системы дошкольного образования. Долгое время детский сад был «закрыт» от родителей. Это б...

Система работы педагога - психолога в ДОУ в рамках реализации ФГОС дошкольного образования

Данная презентация рассказывает о направлениях работы педагога-психолога ДОУ в рамках психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса согласно ФГС ДО...

Взаимодействие педагога -психолога и учителя -логопеда в старшей группе дошкольного возраста с детьми ОВЗ

Перспективный план взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в группе старшего дошкольного возраста с детьми ТНР. У детей с ТНР  при нормальном интеллекте зачастую наблюдается сни...