Развитие у дошкольников творческих способностей и эмоций
статья (старшая, подготовительная группа)
Развитие у дошкольников творческих способностей и эмоций с помощью театрализованной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие у дошкольников творческих способностей и эмоций
Известный композитор Д.Б. Кабалевский в книге «Воспитание ума и сердца» так писал о значении искусства для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.
Театрализованные занятия могут включать как разыгрывание сказок, каких-либо сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и др.).
Развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли, для этого необходимо использовать разнообразные приемы:
— выбор детьми роли по желанию;
— назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;
— распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);
— проигрывание ролей в парах.
Развитие театрализованной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей — длительная работа, которая требует участия родителей. Активизации их интереса способствуют тематические вечера, в которых родители и дети являются равноправными участниками» Тематика таких вечеров может быть различной, например: «Любимые сказки», «Театральные встречи», «Смешные истории» и др.
Желательно привлечь родителей к активному участию в таких вечерах в качестве исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т.д. В любом случае союз педагогов и родителей будет способствовать интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.
Использование театрализованной деятельности в целях формирования выразительности речи и социально-эмоционального развития ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:
— единства социально-эмоционального и когнитивного развития;
— насыщении этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием;
— постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;
— наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;
— совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).
Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребенок имеет свои вещи, игрушки, мебель, одежду и т.д. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта.
Театрализованная деятельность в детском саду - это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.
Значение и специфика театрального искусства заключаются в одномоментности сопереживания, познавательности, эмоциональности, коммуникативности, живом воздействии художественного образа на личность. Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:
- художественным образованием и воспитанием детей;
- формированием эстетического вкуса;
- нравственным воспитанием;
- развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);
- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);
- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.
Театрализованная деятельность дошкольников базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:
1) снятие, по возможности, всех стрессообразуюших факторов;
- раскрепощенность, развитие духовного потенциала и творческой активности;
- развитие реальных мотивов: а) игра и обучение не должны быть из-под палки; б) внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого; в) внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперед («У тебя обязательно получится»).
Таким образом, занятия театральной деятельностью с детьми не только развивают психические функции личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же ребенка театрализованное представление - это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.
Появление у детей дошкольного возраста замысла означает переход к творческой деятельности. В раннем возрасте ребенок идет от действия к мысли, у дошкольника развивается способность идти от мысли к действию. Появление замысла в театрализованной игре связано с развитием творческого воображения.
Условия для развития театрализованных игр и приобщения детей к театральной деятельности (С.А. Козлова, Т.А. Куликова):
- с раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него;
- воспитывать у детей интерес к театральной деятельности, создавать ситуации, в которых персонажи кукольного театра вступают с детьми в диалог;
- заботиться об оснащении театрализованных игр: приобретение театральных игрушек, изготовление игрушек-самоделок, костюмов, декораций,;
- уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр.
«Светлой радостью детства» называл свой театр марионеток М.Ю. Лермонтов, великий русский поэт. Возможность действовать куклами-марионетками приводила маленького Мишеля в восторг. От движения рождался сюжет, и пятилетний мальчик был счастлив. Вскоре он самостоятельно стал придумывать истории и воплощать их в своем театре. Россия и весь мир получили великого поэта и писателя.
Литература:
1.Лаптева Г.В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные знания с детьми 5-9 лет.- СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011.-160с.
2.Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. учреждений.--М.:ТЦ "Сфера", 2001.-121с
3. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.- метод. Пособие. Нов ГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород. 2006.-126с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструирование как важная ступень в развитии умственных и творческих способностей дошкольников
Конструирование как важная ступень в развитии умственных и творческих способностей дошкольников...
Обобщение опыта работы "«Использование художественных техник для развития у дошкольников творческих способностей в изобразительной деятельности».
В ДАННОЙ ПУБЛИКАЦИИ СМОДЕЛИРОВАНЫ ЭТАПЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ: Создание обогащённой предметно-развивающей среды, каждый компонент которой представляет собой оригинальную модель.Подбор методов и приёмов для ...
Развитие инициативы и творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности на татарском языке как условие социализации дошкольников»
этот доклад из опыта работы по теме моего самообразования....
Техника «папье-маше» как средство развития у дошкольников творческих способностей и художественного вкуса
Буклет для педагогов и родителей...
Программа по выявлению и развитию у дошкольников творческих способностей «Правополушарное рисование».
Метод использования правого полушария позволяет очень быстро освоить искусство рисования. Благодаря нескольким упражнениям появляется возможность делать то, что прежде было недостижимо: рисование пейз...
Поэтапно-творческий перспективный план педагога Бадретдиновой Рамили Салихяновны МАДОУ № 86 на 2017-2021 учебные годы по теме " Экологические игры как средство развития познавательных и творческих способностей дошкольников"
Предлагаю вашему вниманию поэтапно- творческий перспективный план на тему: "Экологические игры как средство развития познавательных и творческих способностей дошкольников". Данный материал б...
Поэтапно-творческий перспективный план педагога Бадретдиновой Рамили Салихяновны МАДОУ № 86 на 2017-2021 учебные годы по теме " Экологические игры как средство развития познавательных и творческих способностей дошкольников"
Предлагаю вашему вниманию поэтапно-творческий перспективный план на тему: " Экологические игры как средство развития познавательных и творческих способностей дошкольников". Данный мате...