Программа по выявлению и развитию у дошкольников творческих способностей «Правополушарное рисование».
рабочая программа по рисованию (младшая группа)
Метод использования правого полушария позволяет очень быстро освоить искусство рисования. Благодаря нескольким упражнениям появляется возможность делать то, что прежде было недостижимо: рисование пейзажей, портретов, натюрмортов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopolusharnoe_risovanie.docx | 26.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 16 «Аннушка» города Смоленска
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ
«Детский сад № 16 «Аннушка»
_____________ Т. М. Байдакова
Приказ № 115 от 31.07.2019 г
Программа
по выявлению и развитию у дошкольников творческих способностей
через нетрадиционные техники рисования
«Правополушарное рисование»
Вторая младшая группа «Солнышко»
на 2019 – 2020 учебный год
Руководитель: Новосельцева Оксана Зенюсевна
2019 г
Пояснительная записка
Ученые долгое время воспринимали правое полушарие как ненужную часть, полагая, что это такой же атавизм, как и аппендикс.
Психоаналитик Мэрили Зденек утверждал, что ребенок, у которого доминирует левое полушарие, лучше учится, отличается прилежанием, добивается в будущем успехов. Ребенок с преобладающей активностью правого полушария, склонный к мечтаниям и сочинениям, меньше внимания уделяет учебе, не добивается успехов в школе, так как стремления его не поощряются обществом
Взгляды ученых изменились благодаря работам Роджера Сперри. Стало понятно, что правое полушарие не только не является бесполезным, но и выполняет чрезвычайно важные функции. Оно отвечает за все, что связано с творчеством и образным мышлением. Исследования показали, что именно правое полушарие доминировало у выдающихся художников, писателей и других деятелей искусства.
Основная концепция метода базируется на изысканиях Роджера Сперри, американского невролога, лауреата Нобелевской премии, которые касаются различия функциональной специализации мозговых полушарий. Мозг физически разделен на два полушария и использует два различных способа восприятия и обработки информации. Он доказал, что правое и левое полушария человеческого мозга отвечают за совершенно разные виды деятельности.
Левое (вербальное) – за логику и аналитическое мышление, с его помощью обрабатывается речь, математические вычисления, звуки, а правое (образное) – за творчество и интуицию, восприятие формы и цвета.
Левое полушарие в большинстве случаев более активно используется организмом: людей, мыслящих рационально, гораздо больше, чем людей, мыслящих творчески.
Известно, что в детском возрасте человек использует оба полушария одинаково активно, но со временем левое начинает преобладать, так как в процессе взросления человек начинает узнавать и использовать для обработки все большее количество информации.
В конце 70-х годов американский преподаватель искусства Бетти Эдвардс в своей книге «Открой в себе художника» доказала, что умение рисовать, как и любой другой навык (чтение, письмо, вождение автомобиля, можно легко развить.
Бетти Эдвардс пишет в своей книге: «Рисование доступно каждому: для этого нужно «включить» правое полушарие мозга».
Однако не следует четко разделять направления деятельности правого и левого полушарий. Первому не чужда рациональность и точный подход к творчеству (достаточно вспомнить картины Да Винчи, подчиненные четким законам и правилам). Левое же полушарие не исключает использования некоторой творческой составляющей.
Если рассматривать теорию полушарий через призму обучения рисованию, то можно сделать вывод, что за все те умения, которые необходимы в изобразительном искусстве, отвечает именно правое полушарие. Тот факт, что к моменту взросления левое полушарие в большинстве случае преобладает над правым, делает для человека любую простейшую задачу что-либо изобразить практически невыполнимой.
Часто принцип правополушарного рисования путают с использованием левой руки в рисовании, либо с изображением перевернутых предметов. Это ошибочно! Правши, и левши просто используют наиболее развитую руку.
До недавнего времени система образования поощряла обучающихся за то, как много они знают, и, соответственно, обучение было нацелено на накопление знаний.
Но подходы к воспитанию и обучению меняются. Педагоги из передатчиков знаний превращаются в педагогов-организаторов.
Акцент переносится на развитие критического мышления, коммуникативных навыков, творческой изобретательности и навыков взаимодействия.
Данные направления находят воплощение в Федеральном государственном образовательном стандарте, нацеливая содержание образовательного процесса на:
• Раскрытие потенциала каждого ребенка, развитие его индивидуальности, создание оптимальных условий для обогащения жизненного опыта и личностного роста; обеспечение ресурсов для самореализации детей, подготовка их к достижению жизненных успехов, приучение к самоконтролю и саморегуляции;
• Содействие трансляции культуры, «вооружение» культурными инструментами, позволяющими ориентироваться и самоопределяться в культуре, пользоваться ею, воспроизводить и преобразовывать;
• обучение детей эффективному взаимодействию и сотрудничеству с другими.
Уникальные возможности для реализации новой образовательной модели предоставляет художественно-продуктивная, в т.ч. изобразительная, деятельность.
Художественная деятельность - специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства. Вот почему изобразительная деятельность выступает как содержательная основа и важнейшее условие эстетического развития детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства.
Одним из эффективных методов раскрытия творческого потенциала и обучения навыкам рисования является метод правополушарного рисования.
Цели программы
Посредством правополушарного рисования:
· формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, воспитание интереса к художественно-творческой деятельности;
· развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения;
· развитие интереса к самостоятельной изобразительно-творческой деятельности, удовлетворение потребности детей в самовыражении, формирование уверенности в своих силах.
Задачи программы:
Обучающие:
- Освоить основные навыки правополушарного рисования:
- Восприятие краев предмета (умение видеть, где кончается один предмет и начинается второй);
- Восприятие пространства (умение выделять пространство вокруг предмета);
- Восприятие соотношений предметов и их частей (умение передавать перспективу и пропорции);
- Восприятие света и тени (умение видеть и передавать характеристики цвета)
- Восприятие целостного образа (умение видеть целое и его части).
Развивающие:
- Раскрепостить, убрать и раздвинуть рамки для свободного творчества;
- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
- Развивать желание экспериментировать, стимулируя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от познания нового.
Воспитательные:
- Формировать эмоционально-положительное восприятие окружающего мира;
- Воспитывать художественный вкус;
- Привить любовь и уважение к различным видам искусства;
- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
Ожидаемые результаты освоения программы
К концу освоения программы дети:
- владеют основными навыками правополушарного рисования: умеют видеть, где кончается один предмет и начинается второй, умеют выделять пространство вокруг предмета, передавать перспективу и пропорции, видеть и передавать характеристики цвета, умение видеть целое и его части;
- используют в одной работе разные изобразительные материалы;
- освоили цветоведение, умеют экспериментировать с красками;
- самостоятельно составляют сюжеты своих рисунков, способны свободно выражать свой замысел в творческой работе;
- получают эстетическое удовольствие от процесса и результата рисования;
- уважительно относятся к работам товарищей, при этом, способны объективно оценивать свою работу;
- общий кругозор воспитанников расширен, т.к. занятия проходят в соответствии с календарно-тематическим планом;
- расширен и обогащен художественный опыт детей;
- сформированы предпосылки учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом;
- дети уверены в своих силах, не испытывают страха перед рисованием;
- побуждение детей к творческим поискам и решениям;
- развитие мелкой моторики рук.
Метод использования правого полушария позволяет очень быстро освоить искусство рисования. Благодаря нескольким упражнениям появляется возможность делать то, что прежде было недостижимо: рисование пейзажей, портретов, натюрмортов.
Тематическое планирование
№ | Число | Тема | Задачи |
1 | 10.09.19 | Небо | Познакомить с нетрадиционным способом рисования гуашью. Учить передавать свое видение картины; развивать художественно-образное мышление детей, как основу развития творческой личности; воспитывать интерес и бережное отношение к природе. |
2 | 24.09.19 | Листики | Учить изображать осенние листики в разной цветовой гамме, используя нетрадиционные технику рисования; развивать память и речь детей через чтение стихов об осени; развивать эстетическое восприятие; закреплять понятие «большой – маленький»; ввести в обиход детей слово «золотой», понятие «золотая осень». Воспитывать умение видеть красоту природы осенью. |
3 | 8.10.19 | Волшебный дождик | Продолжать знакомить детей с нетрадиционным способом рисования; побуждать детей давать ответы на вопросы воспитателя развивать умение располагать изображение по всему листу, способствовать развитию мелкой моторики, внимания, воспитывать интерес к художественному творчеству. |
4 | 22.10.19 | Листопад | Закреплять умение узнавать и называть цвета (красный, жёлтый, зелёный). Учить детей правильно держать кисть, опускать её в краску всем ворсом, снимать лишнюю краску о край баночки. Расширять знания детей о времени года – осени. Развивать мелкую моторику рук. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета и ритма. Воспитывать интерес к ярким, красивым явлениям природы. |
5 | 12.11.19 | Грибочки | Развивать мелкую моторику рук; развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на красоту окружающих объектов природы; закреплять знание названий цветов (белый, зеленый, красный); учить ритмичному нанесению пятен, точек; удовлетворение потребности детей в самовыражении. |
6 | 26.11.19 | Гроздья рябинки | Развивать у детей мелкую моторику пальцев; Упражнять детей в рисовании ягод рябины, используя гуашь; Закреплять знания о цвете, размере, форме; Воспитывать у детей бережное отношение любовь к живой природе, аккуратность. Активизировать в речи детей слово: гроздь. |
7 | 10.12.19 | Снегопад | Формировать умение детей передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, видеть в рисунке образ падающего снега. Развивать творческие способности, внимание, воображение, речь, эстетическое и образное восприятие зимней природы. |
8 | 24.12.19 | Ветка елочки | учить изображать украшенную игрушками веточку ели; развивать творческие способности и воображение детей через самостоятельный выбор формы, цветовой гаммы и узора изображения ёлочной игрушки; развивать речь детей через рассказывание о своей работе, описание игрушки; побуждать передавать новогоднее настроение в работе; воспитывать у детей уверенность в себе и своих возможностях. |
9 | 21.01.20 | Конфеты для Мишутки | учить использовать цвет, как средство выразительности; развивать фантазию детей через придумывание и украшение собственного фантика конфеты; приобщать детей к художественно-декоративной деятельности; развивать мелкую моторику рук; воспитывать бережное отношение к своей и чужой работе. |
10 | 11.02.20 | Кораблики | повторить знания о видах транспорта; учить создавать образ кораблика на основе представлений о внешнем виде, строении, назначении; поговорить о «мужском празднике; развивать речь детей через слова, связанные с понятием «транспорт»; воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру. |
11 | 25.02.20 | Ромашки на лугу | учить рассматривать цветы, их строение, форму, цвета головок; учить детей изображать ромашки, используя нетрадиционные техники рисования; развивать у детей восприятие цвета, эстетические чувства; воспитывать самостоятельность и аккуратность. |
12 | 10.03.20 | Первые листочки | Развивать видение художественного образа; формировать чувство композиции; закреплять знание цветов и формы предметов; расширять знания детей о явлениях природы; развивать интерес к нетрадиционному изображению на бумаге; развивать мелкую моторику рук; развивать внимание и мышление; воспитывать интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к ней. |
13 | 24.03.20 | Сирень | продолжать работать над темой «цветы»; учить понимать красоту искусства, эмоционально реагируя, испытывая при этом радость; развивать художественно-образное мышление детей, как основу развития творческой личности; воспитывать самостоятельность и аккуратность. |
14 | 14.04.20 | Звездное небо | Формировать начальные представления о космосе и солнечной системе. Расширять представление детей об окружающем мире, о космосе. Продолжать учить детей ориентироваться на листе бумаги. Закреплять цвета. Развивать мелкую моторику. Воспитывать любознательность, аккуратность. |
15 | 28.04.20 | Салют | Закрепление у детей представления о празднике «День Победы», о праздничном салюте. Развивать у детей умение самостоятельно дорисовывать композицию, ритмично располагая в определённых местах огни салюта, используя разные цвета красок. Воспитывать патриотические чувства, гордость за свою Родину и её защитников. |
16 | 12.05.20 | Солнышко | Познакомить детей с содержанием стихотворения "Солнышко"А. Барто. Помочь детям понять содержание данного стихотворения. Обогащать словарный запас детей словами: солнышко, светит, лучики, сбоку, вверху, внизу. Развивать воображение. |
Литература:
- Зденек М. Развитие правого полушария. Углубленная программа высвобождения сил вашего воображения.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
- Ершова Е. Г. Правополушарное рисование – нетрадиционная форма работы с детьми дошкольного возраста.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду.
- Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ
- Казакова Р. Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий
- Эдвардс Б. «Открой в себе художника»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы "«Использование художественных техник для развития у дошкольников творческих способностей в изобразительной деятельности».
В ДАННОЙ ПУБЛИКАЦИИ СМОДЕЛИРОВАНЫ ЭТАПЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ: Создание обогащённой предметно-развивающей среды, каждый компонент которой представляет собой оригинальную модель.Подбор методов и приёмов для ...
Опыт работы "Развитие у дошкольников творческого потенциала в рисовании через освоение разнообразных художественных материалов и техник"
Опыт работы "Развитие у дошкольников творческого потенциала в рисовании через освоение разнообразных художественных материалов и техник"...
Развитие у дошкольников творческого потенциала в рисовании через освоение разнообразных художественных материалов и техник
На современном этапе одна из важных задач производственной практики – формирование творческой личности. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность. Создавая изо...
Программа по выявлению и развитию у дошкольников способностей к творческой деятельности
Программа по выявлению и развитию у дошкольников способностей к творческой деятельности...
Техника «папье-маше» как средство развития у дошкольников творческих способностей и художественного вкуса
Буклет для педагогов и родителей...
Развитие у дошкольников творческих способностей и эмоций
Развитие у дошкольников творческих способностей и эмоций с помощью театрализованной деятельности....
Программа дополнительного образования по развитию речи и творческих способностей детей «Колобок»
Программа дополнительного образования по развитию речи и творческих способностей детей«Колобок»...